Методическая разработка открытого урока по литературному чтению в 1А классе на тему К. И. Чуковский «Телефон»

  • docx
  • 13.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала К.И. Чуковский ТЕЛЕФОН.docx

План-конспект открытого урока

Предмет: Литературное чтение

УМК: «Школа России»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема: К. И. Чуковский «Телефон»

Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить с детским писателем К.И. Чуковским и его произведениями;

- совершенствовать навыки чтения целыми словами;

Развивающие:

- закреплять умение выразительно читать стихотворные произведения по памяти;

- формировать умение правильно общаться по телефону.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к чтению литературных произведений.

Планируемые результаты:

Коммуникативные универсальные действия: 

-  развивать умение слушать и понимать других;

-  формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- сформировать умение общаться по телефону.

Познавательные:

- формировать умение самостоятельно добывать новые знания;

- развивать умение извлекать информацию из текстов.

Личностные:  

- развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать их эмоции;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные: 

- формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока;

- формировать умение осуществлять познавательную и личную рефлексию.

Форма урока: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Виды деятельности: артикуляционная гимнастика, рассматривание книг, словарная работа, прослушивание аудиозаписи, просмотр мультфильма, разгадывание загадок, ответы на вопросы, работа по карточкам.

Оборудование: мультимедийный проектор; экран, учебник; (фрагмент музыки из сказки), иллюстрации к произведениям Чуковского, дерево с листочками (слогами), карточки (словарные слова, правила обращения с телефоном).       

Ход урока

1.     Организационный момент. Слайд 2 (Оля)

- Солнце доброе встаёт, светит к нам в окошко.

Значит с вами мы должны стать добрей немножко.

Лучик солнышка поймайте, его друг другу передайте.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости. Как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их.

- Спасибо, ребята! Тихонечко присаживайтесь.

- Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам.

- Сейчас у нас урок литературного чтения. Проверьте готовность к уроку.

Сели прямо, плечи расправили,

Ноги на пол вместе поставили.

Руки на парты ровно сложили

И с язычком все подружились.

2.     Развитие речевого аппарата. (Даша)

Дыхательная гимнастика Слайд 3

«Свеча» - сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.

Чистоговорка Слайд 4

Ча-ча-ча - горит в комнате … (свеча).
Чу-чу-чу – мы подуем на … (свечу).
Оч-оч-оч – наступает быстро … (ночь).
Чи-чи-чи – ночью громко не … (кричи).

3.     Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний учащихся. (Оля)

- Сегодня на уроке, я приглашаю вас в страну сказок, закройте глаза и скажите: КРИБЛЕ-КРАБЛЕ-БУМС

- Откройте глаза. (Открывается доска, на доске рисунок дерева, а на нём прикреплены листочки, на которых написаны начало названий сказок Чуковского)

Перед вами на доске

Чудо-дерево растёт.

Что случилось? Вот беда!

Разлетелись все слова.

Вы названья соберите

И героев назовите.

- Вы догадались, что они могут обозначать? (Название книг)

- Правильно. На этом дереве листочки, на них начало названий сказок, а по всему классу конец сказок. Найдите и прикрепите листочки к нашему чудо-дереву. (Мой-додыр, Те-лефон, Тара-канище, Муха-Цокотуха, Пу-таница, Кро-кодил, Чудо-дерево, Фе-дорино горе, Ай-болит, Бар-малей).

- А кто написал эти книги? (Корней Иванович Чуковский)

- Все названные сказки вы увидите на нашей выставке книг.

(На столе у доски оформлена выставка книг)

4.     Изучение нового материала.

- А именно с какой сказкой мы познакомимся сегодня, вы узнаете, отгадав мою загадку: Слайд 5

Много в жизни изменилось —
У всех «мобила» появилась,
А когда-то, испокон,
Был домашний ...
(Телефон)

- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Мы познакомимся со стихотворением К. И. Чуковского «Телефон»)

- Да, ребята, у К. И. Чуковского есть произведение, которое называется «Телефон». И мы сегодня будем с ним работать.

- Давайте с вами подумаем и спланируем наш урок. На доске написаны пункты плана. Прочитайте эти пункты и выберите нужные пункты, которые подойдут к нашему уроку.

1. Знакомство с автором.

2. Слушание.

3. Решение примеров.

4. Знакомство с произведением.

5. Ответы на вопросы.

6. Отжимание.

7. Чтение по ролям.

- Будьте внимательны при выборе и помните, что у нас урок литературного чтения. Молодцы!

5.     Физминутка на внимание. Слайд 6 (Даша)

- Хлопните, услышав название сказки К. Чуковского, топните, если это не название.

«Мойдодыр», «Берёза», «Телефон», «Осень», «Бармалей», «Айболит», «Черёмуха», «Путаница».

Творчество писателя.  Слайд 7

- Взгляните на портрет. На нём изображён Корней Иванович Чуковский. Какой ласковый и весёлый у него взгляд. Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом доме жил высокий седой человек, с ним были знакомы все дети страны. Он очень любил детей и сочинял для них сказки и стихи. За это его называли «дедушка Корней». Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее имя у него было Николай Васильевич Корнейчуков. Слайд 8

- А вы знаете значение слова «псевдоним»? 

- Где мы можем узнать лексическое значение слова? (Спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре, найти в интернете). 

- Более точное значение слова можно посмотреть в толковом словаре Ожегова.

Псевдоним – выдуманное, придуманное имя.

- Корней Иванович стал детским поэтом и сказочником совершенно случайно. В семье Чуковского было четверо детей. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Так появилась первая сказка «Крокодил». Слайд 9

- Его маленькая дочка не хотела умываться по утрам. И отец часто говорил ей: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…». Так и появился «Мойдодыр». Слайд 10

- Чуковский был очень трудолюбив. Писал везде: в трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. Он написал для детей много стихов, сказок, а также Чуковский сочинял загадки.

6.     Работа по теме урока.  Работа над стихотворением, слушание записи.(Оля)

- Сядьте поудобней. Сейчас вы послушаете произведение в актёрском исполнении и увидите на экране мультипликационных героев. Дело в том, что произведение написано в 1944 году. Давайте с вами посмотрим, как читает его автор.

- Слушайте внимательно и запоминайте, как правильно, красиво и выразительно нужно читать, как с помощью интонации нужно передать характер и настроение героев. И после того, как прослушайте, ответьте на вопрос.

- Почему стихотворение называется «Телефон»?

Прослушивание и просмотр сказки.

- Понравилось?

- Какой жанр этого произведения? (Сказка)

- Почему вы утверждаете, что это сказка? (Животные разговаривают)

- В чём особенность этой сказки? (Она написана в стихах)

- Значит, это какая сказка?  (Стихотворная)

- У этой сказки есть автор? Она, какая? (Авторская)

- Какие ещё бывают сказки? (Народные)

- Эта сказка весёлая или грустная? Смешная или страшная?

7.     Физминутка. Слайд 11 (Даша)

Ехали медведи (шаги на месте)

На велосипеде.

А за ними кот (поворот вокруг себя)

Задом наперёд,

А за ним комарики (взмахи руками вверх – вниз)

На воздушном шарике.

А за ними раки (приседания на месте)

На хромой собаке.

Волки на кобыле (шаги на месте)

Львы в автомобиле (имитация вождения машины)

Зайчики (прыжки на левой ноге)

В трамвайчике.

Жаба на метле… (прыжки на правой ноге)

Едут и смеются, (шаги на месте, все улыбаются)

Пряники жуют.

Словарная работа (Оля) (Вывешиваются на доску слова)        

- Ребята, в стихотворении К. И. Чуковского «Телефон» много слов, значения которых мы сейчас с вами разберём.

Пудстаринная мера веса =16 кг

Калоши (галоши) – резиновая обувь  

Дюжинамера поштучного счёта предметов, равная 12

Нынче

Дребедень – всякая ерунда, чепуха (слова-синонимы)

Газели (вид антилопы) – небольшие животные лёгкого стройного телосложения, живущие стадами. Питаются травянистой растительностью. Отличаются чрезвычайно стремительным бегом.

Галдели – громко говорили

Чтение трудных слов по слогам Слайд 12 (Даша)   

- А сейчас, ребята, давайте сложные слова прочитаем по слогам хором. (Чтение хором)

За-зво-ни-ли

Приш-лёшь

Раз-бо-ле-лись

По-зво-ни-ли

По-жа-луй-ста

Дре-бе-день

Прис-ка-кали

От-дох-нуть

Про-ва-лил-ся

8.     Первичное закрепление знаний. Слайд 13 (Оля)

Учебник «Литературное чтение», стр. 14-17

- Откройте учебник на с. 14

- Прочитаем стихотворение по цепочке и будем обращать внимание на слова, которые помогут нам правильно понять или характер героя, или его настроение, или то, как к нему относится автор.

- Почему стихотворение называется «Телефон»?

- С какой целью животные звонят писателю? (Просят о помощи)

- Чему учит сказка? (Помогать друг другу, быть добрыми, любить животных)

- Откуда звонил слон? (От верблюда)

- Для кого он просил шоколад? (Для слонёнка)

- Какой слонёнок? (маленький)

- А как вы думаете, зачем слон просил шоколад? (малыши любят сладкое).

- Что просил прислать крокодил? (Калоши)

- Почему он просил это со слезами в голосе? (Очень хотел)

- Для кого он просил калоши? (Для себя, для жены, для сына Тотоши)

- Что они делали с калошами? (Ели на ужин)

- Когда позвонил Носорог? (Ночью)

- С какой просьбой? (Спасти бегемота)

- Кто ещё звонил автору, но в отрывке мы не слышали их просьбы? (Тюлень, олень, свинья, медведь, кенгуру)

- Где мы можем встретить всех этих героев сразу? (В зоопарке).

- Все ли животные соблюдают правила телефонного разговора?

- Ребята, давайте составим правила общения по телефону. Правила записаны на карточках, но в каждом предложении пропущено слово. Вам нужно догадаться и вписать по смыслу пропущенное слово.

Работа в парах по карточкам. Составление правил общения по телефону. (Слайд 14-15)

1. Не звоните по пустякам.

Звоните только по важным вопросам.

2. Внимательно слушайте собеседника.

3. Используйте в разговоре вежливые слова.

9.     Итог урока. Рефлексия. Оценивание детей.

- Какое произведение мы изучили сегодня на уроке?

- Вам понравилось стихотворение «Телефон»?

- Чему учились сегодня на уроке? (Познакомились со сказкой К.И. Чуковского, читали по ролям, отвечали на вопросы, составляли правила, узнали значение непонятных слов)

- Наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами К. И. Чуковского, которые согреты добром и юмором. Посмотрите, как много книг Чуковского есть в нашей классной библиотеке! Слайд 16

Хорошие книги писал дед Корней.   

Воспитывал взрослых он и детей.

Будут и внуки наши и дети,

Сказки читать весёлые эти.

- Приготовьте к следующему уроку выразительное чтение отрывка из произведения К. И. Чуковского «Телефон» или выучите отрывок наизусть.

- Если у вас осталось хорошее настроение от урока и вам было интересно, то вы можете подойти и приклеить цветочки на наше Чудо-дерево.

- Посмотрите, какое оно действительно стало чудесным и цветущим.

- Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня на уроке. Спасибо за урок! Слайд 17