План-конспект открытого урока
Предмет: Литературное чтение
УМК: «Школа России»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема: К. И. Чуковский «Телефон»
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить с детским писателем К.И. Чуковским и его произведениями;
- совершенствовать навыки чтения целыми словами;
Развивающие:
- закреплять умение выразительно читать стихотворные произведения по памяти;
- формировать умение правильно общаться по телефону.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к чтению литературных произведений.
Планируемые результаты:
Коммуникативные универсальные действия:
- развивать умение слушать и понимать других;
- формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- сформировать умение общаться по телефону.
Познавательные:
- формировать умение самостоятельно добывать новые знания;
- развивать умение извлекать информацию из текстов.
Личностные:
- развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать их эмоции;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные:
- формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока;
- формировать умение осуществлять познавательную и личную рефлексию.
Форма урока: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Виды деятельности: артикуляционная гимнастика, рассматривание книг, словарная работа, прослушивание аудиозаписи, просмотр мультфильма, разгадывание загадок, ответы на вопросы, работа по карточкам.
Оборудование: мультимедийный проектор; экран, учебник; (фрагмент музыки из сказки), иллюстрации к произведениям Чуковского, дерево с листочками (слогами), карточки (словарные слова, правила обращения с телефоном).
Ход урока
1. Организационный момент. Слайд 2 (Оля)
- Солнце доброе встаёт, светит к нам в окошко.
Значит с вами мы должны стать добрей немножко.
Лучик солнышка поймайте, его друг другу передайте.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости. Как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их.
- Спасибо, ребята! Тихонечко присаживайтесь.
- Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам.
- Сейчас у нас урок литературного чтения. Проверьте готовность к уроку.
Сели прямо, плечи расправили,
Ноги на пол вместе поставили.
Руки на парты ровно сложили
И с язычком все подружились.
2. Развитие речевого аппарата. (Даша)
Дыхательная гимнастика Слайд 3
«Свеча» - сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.
Чистоговорка Слайд 4
Ча-ча-ча
- горит в комнате … (свеча).
Чу-чу-чу – мы подуем на … (свечу).
Оч-оч-оч – наступает быстро … (ночь).
Чи-чи-чи – ночью громко не … (кричи).
3. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний учащихся. (Оля)
- Сегодня на уроке, я приглашаю вас в страну сказок, закройте глаза и скажите: КРИБЛЕ-КРАБЛЕ-БУМС
- Откройте глаза. (Открывается доска, на доске рисунок дерева, а на нём прикреплены листочки, на которых написаны начало названий сказок Чуковского)
Перед вами на доске
Чудо-дерево растёт.
Что случилось? Вот беда!
Разлетелись все слова.
Вы названья соберите
И героев назовите.
- Вы догадались, что они могут обозначать? (Название книг)
- Правильно. На этом дереве листочки, на них начало названий сказок, а по всему классу конец сказок. Найдите и прикрепите листочки к нашему чудо-дереву. (Мой-додыр, Те-лефон, Тара-канище, Муха-Цокотуха, Пу-таница, Кро-кодил, Чудо-дерево, Фе-дорино горе, Ай-болит, Бар-малей).
- А кто написал эти книги? (Корней Иванович Чуковский)
- Все названные сказки вы увидите на нашей выставке книг.
(На столе у доски оформлена выставка книг)
4. Изучение нового материала.
- А именно с какой сказкой мы познакомимся сегодня, вы узнаете, отгадав мою загадку: Слайд 5
Много в жизни изменилось —
У всех «мобила» появилась,
А когда-то, испокон,
Был домашний ... (Телефон)
- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Мы познакомимся со стихотворением К. И. Чуковского «Телефон»)
- Да, ребята, у К. И. Чуковского есть произведение, которое называется «Телефон». И мы сегодня будем с ним работать.
- Давайте с вами подумаем и спланируем наш урок. На доске написаны пункты плана. Прочитайте эти пункты и выберите нужные пункты, которые подойдут к нашему уроку.
1. Знакомство с автором.
2. Слушание.
3. Решение примеров.
4. Знакомство с произведением.
5. Ответы на вопросы.
6. Отжимание.
7. Чтение по ролям.
- Будьте внимательны при выборе и помните, что у нас урок литературного чтения. Молодцы!
5. Физминутка на внимание. Слайд 6 (Даша)
- Хлопните, услышав название сказки К. Чуковского, топните, если это не название.
«Мойдодыр», «Берёза», «Телефон», «Осень», «Бармалей», «Айболит», «Черёмуха», «Путаница».
Творчество писателя. Слайд 7
- Взгляните на портрет. На нём изображён Корней Иванович Чуковский. Какой ласковый и весёлый у него взгляд. Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом доме жил высокий седой человек, с ним были знакомы все дети страны. Он очень любил детей и сочинял для них сказки и стихи. За это его называли «дедушка Корней». Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее имя у него было Николай Васильевич Корнейчуков. Слайд 8
- А вы знаете значение слова «псевдоним»?
- Где мы можем узнать лексическое значение слова? (Спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре, найти в интернете).
- Более точное значение слова можно посмотреть в толковом словаре Ожегова.
Псевдоним – выдуманное, придуманное имя.
- Корней Иванович стал детским поэтом и сказочником совершенно случайно. В семье Чуковского было четверо детей. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Так появилась первая сказка «Крокодил». Слайд 9
- Его маленькая дочка не хотела умываться по утрам. И отец часто говорил ей: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…». Так и появился «Мойдодыр». Слайд 10
- Чуковский был очень трудолюбив. Писал везде: в трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. Он написал для детей много стихов, сказок, а также Чуковский сочинял загадки.
6. Работа по теме урока. Работа над стихотворением, слушание записи.(Оля)
- Сядьте поудобней. Сейчас вы послушаете произведение в актёрском исполнении и увидите на экране мультипликационных героев. Дело в том, что произведение написано в 1944 году. Давайте с вами посмотрим, как читает его автор.
- Слушайте внимательно и запоминайте, как правильно, красиво и выразительно нужно читать, как с помощью интонации нужно передать характер и настроение героев. И после того, как прослушайте, ответьте на вопрос.
- Почему стихотворение называется «Телефон»?
Прослушивание и просмотр сказки.
- Понравилось?
- Какой жанр этого произведения? (Сказка)
- Почему вы утверждаете, что это сказка? (Животные разговаривают)
- В чём особенность этой сказки? (Она написана в стихах)
- Значит, это какая сказка? (Стихотворная)
- У этой сказки есть автор? Она, какая? (Авторская)
- Какие ещё бывают сказки? (Народные)
- Эта сказка весёлая или грустная? Смешная или страшная?
7. Физминутка. Слайд 11 (Даша)
Ехали медведи (шаги на месте)
На велосипеде.
А за ними кот (поворот вокруг себя)
Задом наперёд,
А за ним комарики (взмахи руками вверх – вниз)
На воздушном шарике.
А за ними раки (приседания на месте)
На хромой собаке.
Волки на кобыле (шаги на месте)
Львы в автомобиле (имитация вождения машины)
Зайчики (прыжки на левой ноге)
В трамвайчике.
Жаба на метле… (прыжки на правой ноге)
Едут и смеются, (шаги на месте, все улыбаются)
Пряники жуют.
Словарная работа (Оля) (Вывешиваются на доску слова)
- Ребята, в стихотворении К. И. Чуковского «Телефон» много слов, значения которых мы сейчас с вами разберём.
Пуд – старинная мера веса =16 кг
Калоши (галоши) – резиновая обувь
Дюжина – мера поштучного счёта предметов, равная 12
Нынче –
Дребедень – всякая ерунда, чепуха (слова-синонимы)
Газели (вид антилопы) – небольшие животные лёгкого стройного телосложения, живущие стадами. Питаются травянистой растительностью. Отличаются чрезвычайно стремительным бегом.
Галдели – громко говорили
Чтение трудных слов по слогам Слайд 12 (Даша)
- А сейчас, ребята, давайте сложные слова прочитаем по слогам хором. (Чтение хором)
За-зво-ни-ли
Приш-лёшь
Раз-бо-ле-лись
По-зво-ни-ли
По-жа-луй-ста
Дре-бе-день
Прис-ка-кали
От-дох-нуть
Про-ва-лил-ся
8. Первичное закрепление знаний. Слайд 13 (Оля)
Учебник «Литературное чтение», стр. 14-17
- Откройте учебник на с. 14
- Прочитаем стихотворение по цепочке и будем обращать внимание на слова, которые помогут нам правильно понять или характер героя, или его настроение, или то, как к нему относится автор.
- Почему стихотворение называется «Телефон»?
- С какой целью животные звонят писателю? (Просят о помощи)
- Чему учит сказка? (Помогать друг другу, быть добрыми, любить животных)
- Откуда звонил слон? (От верблюда)
- Для кого он просил шоколад? (Для слонёнка)
- Какой слонёнок? (маленький)
- А как вы думаете, зачем слон просил шоколад? (малыши любят сладкое).
- Что просил прислать крокодил? (Калоши)
- Почему он просил это со слезами в голосе? (Очень хотел)
- Для кого он просил калоши? (Для себя, для жены, для сына Тотоши)
- Что они делали с калошами? (Ели на ужин)
- Когда позвонил Носорог? (Ночью)
- С какой просьбой? (Спасти бегемота)
- Кто ещё звонил автору, но в отрывке мы не слышали их просьбы? (Тюлень, олень, свинья, медведь, кенгуру)
- Где мы можем встретить всех этих героев сразу? (В зоопарке).
- Все ли животные соблюдают правила телефонного разговора?
- Ребята, давайте составим правила общения по телефону. Правила записаны на карточках, но в каждом предложении пропущено слово. Вам нужно догадаться и вписать по смыслу пропущенное слово.
Работа в парах по карточкам. Составление правил общения по телефону. (Слайд 14-15)
1. Не звоните по пустякам.
Звоните только по важным вопросам.
2. Внимательно слушайте собеседника.
3. Используйте в разговоре вежливые слова.
9. Итог урока. Рефлексия. Оценивание детей.
- Какое произведение мы изучили сегодня на уроке?
- Вам понравилось стихотворение «Телефон»?
- Чему учились сегодня на уроке? (Познакомились со сказкой К.И. Чуковского, читали по ролям, отвечали на вопросы, составляли правила, узнали значение непонятных слов)
- Наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами К. И. Чуковского, которые согреты добром и юмором. Посмотрите, как много книг Чуковского есть в нашей классной библиотеке! Слайд 16
Хорошие книги писал дед Корней.
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши и дети,
Сказки читать весёлые эти.
- Приготовьте к следующему уроку выразительное чтение отрывка из произведения К. И. Чуковского «Телефон» или выучите отрывок наизусть.
- Если у вас осталось хорошее настроение от урока и вам было интересно, то вы можете подойти и приклеить цветочки на наше Чудо-дерево.
- Посмотрите, какое оно действительно стало чудесным и цветущим.
- Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня на уроке. Спасибо за урок! Слайд 17
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.