Методическая разработка открытого урока по литературному чтению во 2 классе на тему: «В. Осеева «Хорошее»
Оценка 4.6

Методическая разработка открытого урока по литературному чтению во 2 классе на тему: «В. Осеева «Хорошее»

Оценка 4.6
doc
04.01.2024
Методическая разработка открытого урока по литературному чтению во 2 классе на тему: «В. Осеева «Хорошее»
php1rMKCp_madina-2-kl-Horoshee.doc

Методическая разработка открытого урока по литературному чтению во 2 классе на тему: «В. Осеева «Хорошее»

Тип урока: урок освоения новых знаний.

 Цели:

 Обучающая: формировать навыки правильного и осознанного чтения, умения составлять характеристику героя, формулировать главную  мысль произведения;

Развивающая: развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение, сравнение;

Воспитывающая: воспитывать нравственные качества личности ребенка.

Оборудование:   учебник  «Литературное чтение» 2 класс Л.Ф.Климанова и др., листы-заготовки слов для составления характеристики литературного героя,  индивидуальные карточки  с  пословицами, словарь характеристик, компьютер, презентация к уроку.

 

                                                      Ход урока:

І. Орг. момент

Добрый день, дорогие ребята!

       Очень рада видеть вас!

Все мы знаем, был звонок,

начинаем наш урок!

 

1.Приветствие

    Уважаемые ребята! Предлагаю начать наш  урок с упражнения «Поздороваемся ладошками!».

- Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

·               желаю (соприкасаются большими пальцами);

·               успеха (указательными);

·               большого (средними);

·               во всём (безымянными);

·               и везде (мизинцами);

·               здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Ø Психологический настрой

¾Посмотрите на различные изображения «солнышек» на доске.

¾Скажите, какое изображение соответствует вашему настроению? Спокойное, грустное или веселое?

¾Мне нравится ваше  настроение.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

       - Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Путешествие будет длиться целый урок, на нашем пути будут препятствия и интересные задания.

 Стадия вызова.   Игра «Верите ли Вы»:

·        что нас ждёт увлекательный урок - путешествие?

·        что можно научиться делать хорошие дела просто так?

·        что можно  думать о том, что  читаете?

·        что сделать, что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.?

·        что мы сегодня познакомимся с интересным произведением?

- Давайте выберем, чем на уроке мы будем заниматься? (учиться думать и предполагать, размышлять и рассуждать, понимать смысл прочитанного и  услышанного, а также делать для себя какие-то выводы). И, возможно, в конце урока вы поверите в то, во что раньше не верили.

III. Подготовка к работе

1) Разминка  речевого аппарата

-  На уроке будем много читать и говорить, поэтому подготовим свой речевой аппарат. Посмотрите на доску. Прочитайте и скажите, что это? 

Про пёстрых птиц поёт петух,  

Про перья пышные, про пух.

- Для чего нужны скороговорки? (Чтобы правильно произносить все звуки языка. Улучшается речь, дикция. Это упражнение для дикторов радио и телевидения, ораторов.)

- Какие правила чтения скороговорок мы знаем? (Сначала надо читать медленно, затем в обычном темпе, а потом быстро.)

- Хором проговорите шёпотом медленно, проговаривая каждый звук. Теперь прочитайте в обычном темпе. А сейчас постарайтесь прочитать быстро.

Прочитайте друг другу, а потом   всему классу.    

2) Подготовка к изучению нового материала

- Я не зря подготовила для вас именно эту скороговорку. 

- О ком говорится в скороговорке? (О петухе)

- Недавно мы с вами читали одно произведение, где одним из героев тоже был петушок, который так любил свою хозяйку, но хозяйка эта не очень хорошо поступила с ним и другими своими друзьями.

- Догадайтесь, о коком рассказе идёт речь? А кто его автор? 

         "Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:

              - Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка!"                               (В.Осеева "Добрая хозяюшка")   

- Итак, о ком будем говорить на уроке? (О В.Осеевой)

 Какой раздел мы изучаем? (Я и мои друзья). Мы уже читали некоторые произведения этого раздела.

-Чему учат нас эти произведения? (дружбе, вежливости, доброте)

– В этот раздел включено и произведение В. Осеевой.

IV. Изучение нового материала

1. Знакомство с творчеством В. А. Осеевой

 

Пока мы с вами беседовали, к нам пришло письмо из прошлого.

 «Дорогие ребята!

 Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

 – Понравился тебе рассказ?

 Я ответила:

 – Не знаю. Я о нём не думала.

 Мама очень огорчилась.

 – Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.

 С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».

–Попробуйте догадаться? Кто прислал нам письмо?     

– Верно. Это письмо прислала Валентина Александровна Осеева. 

- Что интересного из жизни писательницы вы знаете?

Подготовленные ребята рассказывают сообщение о В. Осеевой

1.Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств.

2.В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет.

 Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.

- Ребята, кто такие беспризорники? (Человек, оставшийся без присмотра, живущий на улице, бездомный.)

 3.Работая воспитательницей в детских учреждениях, в свободное время Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры.

 Осеева много писала для малышей – стихи, сказки, короткие рассказы.

4.Заслуги Валентины Александровной Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васёк Трубачёв и его товарищи”. Это трилогия. По II части создан кинофильм “Отряд Трубачёва сражается”.

Осеева прожила 67 лет. 

- О чём, о ком её  рассказы, догадались? ( О детях, их хороших и плохих поступках)

!-  Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его  задачи.

Познакомиться(с новым произведением  В.А.Осеевой).

Учиться правильно …(и выразительно читать её произведение «Хорошее»).

Проанализировать … (поступки героя).

 

- А еще сегодня обсудим проблемы, которые В.Осеева  поднимает в своих произведениях, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях.

-С каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке, вы узнаете, прочитав слово в обратном направлении    ЕЕШОРОХ  (Хорошее)

2. Целеполагание

- Как вы думаете, о чем может говориться в  рассказе «Хорошее»?

 Что означает слово «хорошо»? («Хорошо» - это как?)

С чем ассоциируется слово «Хороший»

3. «Ассоциативный куст»

- Сейчас мы прочтем рассказ и определим, чье предположение оказалось более точным?

 (Значит, достойно, прилично, о человеке с образцовым поведением говорят, что он хороший.)                                              

Постановка задачи: А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не непосредственно, а через текст, созданный автором.

2. Работа над рассказом "Хорошее"

1) Первичное чтение рассказа (учитель)              (у детей учебники закрыты)

- Я прочитаю рассказ ,а вы  подмечайте всё хорошее в этом рассказе.

Чтение текста учителем с остановками

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

— Погуляй со мной, Юра!

1 остановка

-Предположите, что будет дальше?

— Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестрёнка, отошла.

А Юра думает:

«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

— Убери посуду, Юрочка.

2 остановка

-Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?

— Убери сама — некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

3 остановка

-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?

— Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

— Что бы мне такое хорошее сделать?

2) Проверка первичного восприятия.

- Понравился рассказ?

- Чье же предположение оказалось более точным?

- Скажите в форме одного предложения, о чем это произведение, используя для этого следующую запись на доске (слайде): Это произведение о том, как Ю..(Правильный ответ: «Это произведение о том, как Юра мечтал совершить хорошие поступки».)

- Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?

3) Чтение рассказа детьми. Чтение рассказа вслух «Гонка за лидером».

1) Словарная работа.

- Перед тем, как прочитать рассказ, давайте поучимся читать слова, в которых вы иногда допускаете ошибки:  

     солнце

     что-нибудь

     что, его, у него

А теперь внимательно прочитаем весь рассказ и выделим то, о чём думал Юра, о чём он мечтал?

- Откройте учебники на с. 34. Читаем по частям.(« Гонка за лидером», жужжащее чтение, чтение в наушниках).

- Так о чем мечтал Юра?

2) Гимнастика для глаз.

- После чтения выполним гимнастику для глаз. Встали возле своих парт.

Вверх-вниз, влево- вправо. Зажмурились, широко открываем глаза.

Представьте себе, что ваш нос стал длинным и вы можете им рисовать. Закрываем глаза, и с закрытыми глазами нарисуйте что-нибудь хорошее, красивое.

3) Анализ произведения. Выборочное чтение:

 - Итак, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы.

- Скажите, почему мальчику Юрику захотелось сделать что-нибудь хорошее?

- В какое время суток происходит действие рассказа?

- Какая погода была в тот день? Найдите и прочитайте эти строки.

- Прочитайте о чём мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).

- Есть ещё слово сестра. А чем отличаются между собой слова сестра и сестрёнка?

Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)

- О чём он мечтал потом? Прочитайте. (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Прочитайте о чём Юрик ещё мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)

Что можете сказать об этой мечте?

- Итак сделайте вывод, какие мечты были у Юры? ( Мечты у Юры были хорошие)

-А теперь посмотрим на его поступки.

- Найдите в тексте и прочитайте разговор Юры с сестрой.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)

- А как он поступил? (Он обидел сестру)

- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)

- Как он разговаривал с сестрой?  (Грубо)

- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи не мешай думать)

Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)

- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)

- Прочитайте диалог Юры и няни.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)

- А как он поступил? (Обидел няню)

- Как он с ней разговаривал? (Грубо)

- Что он ей сказал? (Некогда мне)

- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)

- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)

- Прочитайте, как Юра общался с Трезором. Что Трезорка будто бы хотел сказать Юре?

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).

- Как он поступит с Трезором? (Прогнал его)

- Сделайте вывод: какие же были поступки Юры?

- Мысли и желания Юры были хорошие, а вот его поступки плохие.

Проблемный вопрос: - Как вы считаете,

О ком думает Юра на самом деле?

(Он думает о себе.

Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

-В каком случае можно сделать что-то хорошее?

(Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)

-Почему Юра не заметил простых дел?

- Каким вы себе представляет Юру, был ли он плохим, злым мальчиком? (Нет, просто он не знал, как он может сделать хорошее)

- Какой совет вы можете дать Юре? Что бы ему сделать хорошего?

- Как вы думаете, какой совет дала Юре мама?

- Да, ребята, хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях. Я надеюсь, вы своим родным помогаете по-настоящему. Наша физминутка так и называется "Помогаем маме".

4) Физминутка

5) Работа в парах по характеристике Юры

-Как автор относится к своему герою?

- Продолжим разговор о главном герое рассказа - Юре.

-Хотел ли Юра что-то сделать для себя?

-Можно ли назвать его воображаемые  поступки героическими?

-Кто такой герой?

А если вы не знаете значение слова, но хотите узнать, как это можно сделать? (Герой - это тот, кто совершил подвиг.)

-Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестрёнка тонет, а он ее спасает.

 -Что сестрёнка испытывает в этот момент?

-А что испытали бы няня, Трезорка, если бы Юра им помог?

-О ком думает Юра на самом деле? Думает ли он на самом деле о своих близких - сестрёнке, няне, Трезорке?

(Он думает о себе.  Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

-Как считаете,  можно ли сделать что-то хорошее, когда думаешь только о себе, а не о других людях?

-Почему Юра не заметил простых дел: погулять с сестрёнкой, убрать посуду, дать попить собаке?

-Какой же был Юра?

- На партах у вас лежат листочки с разными личностными качествами человека. Переверните и положите поближе к себе. Работать будете в парах. Вам необходимо выбрать и отметить те качества, которые соответствуют характеру Юры. Чья пара будет готова, поставьте руки домиком.

 

Смелый +

Мужественный +

трусливый

Непослушный +

послушный

жадный

вежливый

весёлый

Грубый  +

думающий о себе  +

внимательный

Заботливый +

Добрый  +

 

- Проверим, что вы выбрали и почему именно это качество.                                            

6) Составление плана рассказа

- Посмотрите, ребята, на экран. Что вы видите? (Картинный план)

- Придумайте название для каждой картинки

Составим план к этому рассказу.

1ч. Юрик проснулся. (Захотелось Юрику сделать что-то хорошее).

2ч. Просьба сестренки.

3ч. Нянина просьба.

4ч. Трезорка хочет воды.

5ч. Совет мамы.

7) Работа с пословицами (в парах).

- На уроках чтения мы часто с вами вспоминаем один из жанров устного народного творчества – пословицы.

 Рассыпались пословицы. Собери и обьясни смысл пословиц. Какая конкретно подходит к нашему произведению.

 

Жизнь дана на добрые дела.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Не мил свет, когда друга нет.

Вежливости открываются все двери.

- Прочитайте пословицу в конце рассказа. (Лучше хорошо поступит, чем хорошо говорить)

- Объясните, как вы понимаете эту пословицу. ( Лучше меньше говорить о хороших поступках, а делать их)

- Подходит ли эта пословица к нашему рассказу? Почему? (Потому, что такой совет мы даем Юре)

-Над чем заставил вас задуматься рассказ?

8. Творческое задание в группах

- Сейчас мы будем читать этот рассказ по ролям.Сколько действующих лиц в рассказе?

  • Давайте возьмем карандаши и отметим слова автора. Как их надо читать? (спокойно)
  • С какой интонацией надо читать слова сестры, няни, Трезорки?
  • Слова Юры мы будем одинаково читать?
  • Как нужно читать мысли Юры? (мечтательно)
  • А слова, обращенные к сестре, няне, собаке? (грубо)

·         Дети распределяют в группах роли и готовятся. Затем одна группа афиширует.

6.Подведение итогов урока

Заключительная минута тишины

Давайте сядем поудобней, на минутку закроем глаза и вспомним, о чем мы с вами говорили?

Что вы взяли из нашего разговора, что вы поняли для себя?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что особенно запомнилось?

- Чему я хотела научить вас этим уроком?

Я хочу пожелать вам вырасти  настоящими людьми, чтоб из ваших маленьких сердец исходили только добро, любовь, взаимопонимание, а самое главное, чтобы вы умели слушать не только себя, но и другого человека

7.Обобщение по теме урока

- Итак, мы прочитали и разобрали рассказ.

- Как вы думаете, зачем В. Осеева написала рассказ « Хорошее»? (Чтобы дети совершали хорошие дела.)

- Вспомните, какие добрые дела недавно вы совершили ?

 - А какие хотели бы совершить?

- Будете ли вы ждать награды за свои поступки?

- Теперь потренируемся: я буду читать стихотворение, а вы должны ответить на вопросы в стихотворении словом "да", если, конечно, вы бы ответили так.

Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я — да, да, да!

Будем старших уважать?

 -Да!
Будем дерево сажать? ---Да!
Будем маме помогать? --Да!
А братишку одевать?

-Да!
Позаботимся о кошке? --Да!
Птицам мы насыплем крошки?

-Да!
Позаботимся о друге? ---Да!
И цветы польем на клумбе?

-Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет» 

-Да! Да! Да!

8.Рефлексия

 

-Оцените своё состояние  после урока.

Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и покажите соответствующий смайлик.

Я уважителен и доброжелателен к людям.

Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.

Мне трудно быть уважительным и вежливым.

 

9. Выставление оценок

 

10.Домашнее задание:

Обязательное домашнее задание и задание по желанию.

1. Выразительно читать текст -  Учебник с 136-138., р.т. с 45 №2,3

2. По желанию:

– Подготовить краткий пересказ.

– Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.

-  Составить рассказ «Хорошее» из собственной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


     

 Конспект    урока

 по литературному чтению

   на   муниципальном уровне

   во 2 классе на тему:

 ВА. Осеева «Хорошее»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела

учитель начальных  классов:

«Стальская СОШ №3» :        Магомедова М.Т.         

 

 

                                               


Методическая разработка открытого урока по литературному чтению во 2 классе на тему: «В

Методическая разработка открытого урока по литературному чтению во 2 классе на тему: «В

Давайте выберем, чем на уроке мы будем заниматься? (учиться думать и предполагать, размышлять и рассуждать, понимать смысл прочитанного и услышанного, а также делать для себя…

Давайте выберем, чем на уроке мы будем заниматься? (учиться думать и предполагать, размышлять и рассуждать, понимать смысл прочитанного и услышанного, а также делать для себя…

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы

С каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке, вы узнаете, прочитав слово в обратном направлении

С каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке, вы узнаете, прочитав слово в обратном направлении

Что бы мне такое хорошее сделать? 2)

Что бы мне такое хорошее сделать? 2)

Итак сделайте вывод, какие мечты были у

Итак сделайте вывод, какие мечты были у

Продолжим разговор о главном герое рассказа -

Продолжим разговор о главном герое рассказа -

Просьба сестренки. 3ч. Нянина просьба

Просьба сестренки. 3ч. Нянина просьба

Чему я хотела научить вас этим уроком?

Чему я хотела научить вас этим уроком?

Я уважителен и доброжелателен к людям

Я уважителен и доброжелателен к людям

Конспект урока по литературному чтению на муниципальном уровне во 2 классе на тему:

Конспект урока по литературному чтению на муниципальном уровне во 2 классе на тему:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2024