Интеллектуальные забавы Я. И. Перельмана
(Мероприятие проведено в базовом 9 «В» классе)
Учитель Бычковская А.И.
Цель: способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Форма проведения: интеллектуальный турнир двух команд.
1.Зарядка для ума (участникам команд предлагаются вопросы, за правильный ответ участник получает жетон)
· Сколько недель в году?
· Сколько сыновей было у мельника в сказке «Кот в сапогах»
· Профессор ложиться спать в 10 часов вечера, а будильник заводит на 9 часов утра. Сколько будет спать профессор?
· Палку распилили на 12 частей. Сколько потребуется распилов?
· На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
· Сколько цифр «9» в ряду чисел от 1 до 100?
1-й ведущий. Там, где воды рек Белой и Супрасли, сливаясь, впадают в Нарев, раскинулся Белосток — бывший уездный город Гродненской губернии. Основанный, по преданию, в 1302г. литовским князем Гедимином, он имет славную историю. К началу XIX в. Белосток стал крупным центром текстильной промышленности. На окраинах дымили трубы кожевенных, литейных, красковаренных заводов. В этом городе 22 ноября 1882г. в семье Исидора Перельмана, счетовода одной из суконных фабрик, родился второй сын — Яков. С малых лет мать приобщила детей к труду по дому, руководила чтением, помогала делать уроки и, владея французским и немецким языками, обучала им сыновей. Несмотря на бедственное положение семьи, она дала детям хорошее образование. Старший сын Осип уже второй год учился в Белостокском реальном училище — единственном среднем учебном заведении города; когда восьмилетний Яков пошел учиться в первый класс начальной школы. 18 августа 1805г. и он поступил в училище. Любимыми предметами Якова были физика и математика. И не только потому, что они сравнительно легко давались ему. Всё свободное от занятий время отдавал чтению. Читал Яков не только много, но главное систематично: мать составила обширный список книг, которые надлежало в строгой последовательности освоить. Кроме ученической и городской библиотек, Яков посещал читальню при книжном магазине «Общественная польза» на Прудской улице. Читальня получала более 60 газет и журналов, книжные новинки. Яков вел дневник «Прочитанное», в который записывал отзывы на полюбившиеся ему книги и выдержки из этих книг. Так ещё в школьные годы началась закладка фундамента глубоких знаний и шло формирование будущего популяризатора науки.
А теперь решим несколько задач из книг Я.И.Перельмана.
Капитаны команд по очереди вытягивают задачи для своих команд
Бочка до половины
Бочка заполнена водой примерно наполовину. Но вы хотите узнать, точно ли до половины в ней налито воды. У вас нет ни палки, ни какого –либо другого инструмента для замера содержимого бочки. Втулки бочка не имеет.
Каким образом можно узнать, ровно ли наполовину заполнена бочка?
Цена переплёта
Книга в переплёте стоит 2 руб. 50 коп. Книга на 2 рубля дороже переплёта. Сколько стоит переплёт?
Без гирь
Вам принесли на дом 10 кг сливочного масла. Вы желаете купить всего только 5 кг. У одного соседа нашлись весы с коромыслом, но гирь нет ни у вас, ни у разносчика и ни у одного из соседей. Можете ли вы без всяких гирь отвесить 5 кг от 10?
Три дороги
Три брата - Петр, Павел и Яков — получили невдалеке от их домов три участка земли, расположенные рядом. Каждый устроил на своем участке огород. Как видно из рис. 4, дома Петра, Павла и Якова и отведенные братьям земельные участки расположены не совсем удобно.
Но братья не могли договориться об обмене. А так как кратчайшие пути к огородам пересекались, то между ними вскоре начались столкновения, перешедшие в ссоры. Желая прекратить распри, братья решили отыскать такие пути к своим участкам, чтобы не пересекать друг другу дороги. После долгих поисков они нашли такие три пути и теперь ежедневно ходят на свои огороды, не встречаясь, друг с другом.
Можете ли вы указать эти пути?
2-й ведущий. 23 сентября в «Гродненских губернских ведомостях» вышел очерк «По поводу ожидаемого огненного дождя», автор которого подписался двумя буквами — «Я. П.». За парой литер скрывался ученик реального училища, неполных 17 лет от роду, никому тогда не известный, а ныне признанный классик, скажем больше — основоположник жанра занимательной науки, автор более тысячи, научно-популярных статей и заметок, более ста книг и брошюр, а также почти двух десятков учебников и учебных пособий Яков Перельман. Но весь этот внушительный багаж был накоплен Я.И. Перельманом за почти 43-летний стаж творческой работы на поприще популяризации целого ряда наук. А начало ей было положено 23 сентября 1899г. с выходом в свет упомянутой публикации.
Добавим еще один штрих к портрету мастера, бесконечно преданного любимому делу и своему читателю. Как известно, Яков Исидорович Перельман не сделал ни каких научных открытий или изобретений, не имел ученых степеней и званий. Но ведь не в них писательское счастье, не они приносят автору известность, читательскую любовь и благодарность! За высокий профессионализм и верность науке, за умение дарить людям радость от общения с ней Перельмана уважали и ценили и ученые мужи и простые рабочие. Обычно в предисловии к своим книгам Яков Исидорович указывал домашний адрес, на который мог прислать письмо любой читатель. Ежемесячно Перельман получал десятки писем с вопросами от людей самого разного возраста и рода деятельности, а не редко с приглашениями выступить перед трудящимися. И вот что интересно: обращаясь к автору, читатели часто называли его не иначе как «профессор Перельман». В их глазах тот давно заслужил это почетное звание. На какие только вопросы не приходилось отвечать Перельману! Так обыкновенный школьник интересовался принципами реактивного движения и устройством ракеты К.Э.Циолковского. Хирурги просили сообщить какая марля быстрее останавливает кровотечение из ран: с мелкой сеткой или с крупной. Автор научного труда по гидравлике консультировался о причинах шумов в трубопроводе. А одна домохозяйка непременно хотела знать как правильно замазывать окна на зиму обе рамы, или одну? И каждый из них считал Перельмана знатоком в интересовавшим его деле и доверял ему как большому специалисту.
Продолжим решение задач Я.И.Перельмана.
Решение задач
У меня есть отец и мать. У моего отца и у моей матери тоже, конечно, были отец и мать. Значит, восходя к 3-му поколению, я нахожу у себя 4 предков.
Каждый из моих двух дедов и каждая из моих двух бабушек также имели отца и мать. Следовательно, в 4-м поколении у меня 8 прямых предков. Восходя к 5гму, 6-му, 7-му и т. д. поколениям я нахожу, что число моих предков все возрастает и притом чрезвычайно заметно, именно:
Во 2-м поколении 2 предка
3-"- 4 - " -
4-"- 8-"-
5-" - 16-"-
6-"- 32-"-
7- " - 64-"-
8-"- 128-"-
9-"- 256-"-
10-"- 512- " -
11-"- 1024-"-
12-"- 2048-"-
13-"- 4096-"-
14-"- 8192-"-
15-"- 16384-"-
16-"- 32768-"-
17-" - 65536-"-
18-"- 131072-"-
19-"- 262144 -"-
20-"- 524288-"-
Вы видите, что 20 поколений назад у меня была уже целая армия прямых предков, больше полумиллиона. И с каждым предыдущим поколением это число удваивается.
Если считать, как обыкновенно принимается, по три поколения в столетие, то в начале нашей эры, 19 веков тому назад, на Земле должно было жить несметное количество моих предков: можно вычислить, что число их записывается 18 цифрами.
Чем дальше в глубь веков, тем число моих предков должно возрастать. В эпоху первых фараонов численность их должна была доходить до умопомрачительной величины. В каменный век, предшествовавший египетской истории, моим предкам было уже, вероятно, тесно на земном шаре.
Но ведь и у вас, читатель, было столько же прямых предков. Прибавьте их к моим и присоедините еще предков всех своих знакомых, да прибавьте еще предков всех вообще людей, живущих ныне на Земле, и вы легко вообразите, в какой страшной тесноте жили наши предки: ведь для них буквально не хватало места на земном шаре!
Не укажете ли вы им выход из этого затруднительного положения?
Три брата, возвращаясь из театра домой, подошли к рельсам трамвая, чтобы вскочить в первый же вагон, который подойдет. Вагон не показывался, и старший брат предложил подождать.
— Чем стоять здесь и ждать, — ответил средний брат, — лучше пойдем вперед. Когда вагон догонит нас, тогда и вскочим; а тем временем часть пути будет уже за нами — скорее домой приедем.
- Если уж идти возразил младший брат, - то не вперед по движению, а в обратную сторону: тогда нам, конечно, скорее попадется встречный вагон, мы раньше и домой прибудем.
Так как братья не могли убедить друг друга, то каждый поступил по-своему: старший остался ожидать на месте, средний пошел вперед, младший — назад.
Кто из трех братьев раньше приехал домой? Кто из них поступил благоразумнее?
1-й ведущий. В мае 1941 г. Перельман завершил подготовку новых изданий «Занимательной физики» и «Межпланетных путешествий». 25 Июня 1941 г. были изданы три брошюры Якова Исидоровича, посвященные военной тематике: «Почему стальные корабли держатся на воде», «Сверхбыстрая пуля» и «Загадки движущегося танка». Военной теме были посвящены также брошюра «10 задач о подводной лодке» и книга полковника В.П. Внукова «Физика и оборона страны», выходу в свет которой в немалой степени способствовал Перельман.
Великая Отечественная война сломала весь прежний мирный уклад жизни. Каждый человек стремился сделать все для защиты своей Родины, для победы над фашизмом. Не были исключением и супруги Перельман. Достаточно пожилые (Якову Исидоровичу шел :60-й год его жене — 58-й), они, однако, отказались эвакуироваться из Ленинграда, Жена Перельмана, Анна Давидовна, врач по профессии, стала работать в госпитале на улице академика ,Павлова, (она была лазаретным врачом еще в годы Первой мировой войны). 1 июля 1941г. Яков Исидорович пришел в Петроградский райвоенкомат и предложил свои услуги в качестве лектора-инструктора по подготовке войсковых разведчиков. Он прочитал десятки лекций для красноармейцев, краснофлотцев, ополченцев, а также для партизан, готовившихся для борьбы в тылу врага, политработников. Яков Исидорович приобщился к активной пропагандистской работе в частях фронта и флота, в тоже время продолжая литературную деятельность. Он разработал несколько тем, касавшихся, главным образом, умения ориентироваться на любой местности и в любую погоду, не пользуясь при этом ни какими техническими средствами, инструментами и приборами, а полагаясь только на то, что было под руками. Измерительными инструментами были карандаш, палец руки, спичка, полоска бумаги, часы, муравейник, звезды и луна, расположение сучьев на деревьях. Вот некоторые темы лекций, прочитанные Перельманом: «Как найти дорогу в чаще зимой и летом», «Как определить расстояние до объекта», «Как измерить ширину и глубину реки, озера», «Как ориентироваться по звездам и луне», «Как измерить высоту дерева, здания, башни…».
Отвечая на многочисленные вопросы слушателей, Перельман растолковывал физические основы дальнего меткого броска гранаты, ведение прицельного огня, полета пуль, снарядов и мин, эффективного метания бутылки с зажигательной смесью по вражеским танкам. После лекций Яков Исидорович раздавал морякам напечатанную на машинке памятку: «Помните, товарищи бойцы! На расстоянии до 50-ти шагов хорошо различаются глаза и рты фашистских солдат. На расстоянии 200-ти шагов можно различить пуговицы и погоны гитлеровцев. На расстоянии 300 шагов видны лица. На расстоянии 400 шагов различаются движения ног. На расстоянии 700 шагов видны оконные переплеты в зданиях». Поясняя эту памятку лектор добавлял: «Стало быть, товарищи, фашиста можно уверенно сразить меткой пулей уже с расстояния в 300 шагов, а из винтовки с оптическим прицелом и за километр».
Продолжим решение задач Я.И.Перельмана.
ЖЕСТОКИЙ ЗАКОН
Жил некогда жестокий правитель, который не желал никого впускать в свои владения. У моста через пограничную реку был поставлен часовой, вооруженный с головы до ног, и ему было приказано спрашивать каждого путника:
- Зачем идешь?
Если путник говорил неправду, часовой обязан был схватить его и тут же повесить. Если же путник отвечал правду, ему и тогда не было спасения: часовой должен был немедленно утопить его в реке.
Таков был суровый закон жестокосердного правителя, и неудивительно, что никто не решался приблизиться к его владениям.
Но вот нашелся крестьянин, который, несмотря на это, спокойно подошел к охраняемому мосту у запретной границы.
- Зачем идешь? — сурово остановил его часовой, готовясь казнить смельчака, безрассудно идущего на верную гибель.
Но ответ был таков, что озадаченный часовой, строго исполняя жестокий закон, не мог ничего поделать с догадливым крестьянином.
Каков же был ответ?
МИЛОСТИВЫЙ ЗАКОН
В некотором государстве был такой обычай. Каждый преступник, осужденный на смерть, тянул перед казнью жребий, который давал ему надежду на спасение. В ящик опускали две бумажки: одну со словом «жизнь», другую со словом «смерть». Если осуждённый вынимал первую бумажку, он получал помилование, если же имел несчастье вынуть бумажку со словом «смерть», приговор приводился в исполнение.
У одного человека, живущего в этой стране, были враги, которые оклеветали его и добились, чтобы суд приговорил несчастного к смертной казни. Мало того, враги не желали оставить невинно осужденному ни малейшей возможности спастись. В ночь перед казнью они вытащили из ящика бумажку со словом «жизнь» и заменили ее бумажкой со словом «смерть». Значит, какую бы бумажку ни вытянул осужденный, он не мог избегнуть смерти.
Так думали его враги. Но у него были друзья, которым стали известны козни врагов. Они успели предупредить осужденного, что в ящике оба. жребия имеют надпись «смерть». Друзья убеждали несчастного открыть перед судьями преступный подлог его врагов и настаивать на осмотре ящика с жребиями.
Но, к их изумлению, осужденный просил друзей хранить проделку врагов в строжайшей тайне и уверял, что тогда он будет наверняка спасен. Друзья приняли его за сумасшедшего...
На утро осужденный, ничего не сказав судьям о заговоре своих врагов, тянул жребий и - был отпущен на свободу!
Как же ему удалось так благополучно выйти из, казалось бы, безнадежного положения?
2-й ведущий. Рассказывая о Якове Исидоровиче Перельмане, нельзя не упомянуть еще об одном интересном его начинании, о замечательном детище мастера – Доме занимательной науке, который открылся в Ленинграде 15 октября 1935г. Так назывался культурно просветительский центр, созданный по инициативе Перельмана с целью пропаганды естественно научных и технических знаний. Фактически это была попытка «овеществления» занимательной науки и создания ее своеобразной кунсткамеры. Прототипом Дома послужил Павильон занимательной науки, В котором размещалось всего около 20 экспонатов. «Павильон» распахнул двери для посетителей летом 1834 г. Успех экспозиции был велик: только за первый месяц здесь побывало более 30 тысяч человек. А уже осенью началось сооружение стендов и изготовление оборудования залов будущего Дома занимательной науки. В четырёх его отделах — астрономии, математики, физики и географии — располагалось несколько сотен различных экспонатов, макетов, приборов, схем и т.п. К сожалению, все они погибли вовремя блокады Ленинграда, сохранились лишь некоторые описания. Так вот, этот уникальный музей очень быстро стал любимым местом ленинградских школьников. а книга отзывов была полна восторженных записей юных посетителей. Кстати, даже она служила экспонатом. Когда посетитель садился за стол, желая написать отзыв, книга сама раскрывалась перед ним, а когда вставал — сама захлопывалась. Чистая физика, и никаких фокусов! Чем же привлекал школьников Дом занимательной науки? Во-первых, в нем ребят в увлекательной форме знакомили с достижениями науки и техники, о которых упоминал Перельман в своих книгах. Большинство выставленных в этом центре экспонатов словно сошли со страниц его книг и обрели самостоятельное существование. Во-вторых, в залах Дома не было табличек с предупреждениями « Руками не трогать!», напротив надписи гласили «Трогайте!». Как-то один из сотрудников заведения посетовал: «От рук школьников экспонаты часто выходят из строя» Перельман утешил его: «Это же очень хорошо, что ломают! Стало быть, интерес к экспонату не угасает? Если перестанут ломать, значит он перестал впечатлять. Делайте экспонаты рукоупорными, вот и все!» В-третьих, экскурсовод часто задавал школьникам разные замысловатые вопросы или предлагал самим объяснить какое-то явление. А зал математики вообще был превращен в поле для самостоятельной работы. В нем размещалось около 80-ти крупных экспонатов, более ста озадачивавших посетителей математических игр, головоломок, приборов и таблиц.
1-й ведущий. Еще много интересного можно рассказать из жизни выдающегося писателя, ученого и просто замечательного человека Я. И. Перельмана
Поэт Вадим Шефнер написал такие строки:
Склонясь над раскрытой тетрадью,
Сидит одинокий
старик.
О голоде и о блокаде
Ведет он вечерний дневник
Мерцает коптилка во мраке
Бредет
карандаш по бумаге
Петляя, как странник слепой
В буржуйке сгорел последний стул. Не было хлеба, воды, тепла, света, а без них уходила и жизнь. Яков Исидорович уже не смог подняться с постели. 16 марта 1942 года его не стало… К великому сожалению, от богатейшего литературного и эпистолярного наследия Перельмана сохранилась лишь весьма малая часть. В 1950 году Ленинградское отделение архива Академии наук СССР поступили уцелевшие бумаги Я.И.Перельмана. Из уцелевших документов и фотоснимков был образован перельмановский фонд №796. Но самым главным архивом является литературное наследство Перельмана – его книги. Они выдержали суровую проверку временем, ими продолжают увлекаться сотни тысяч новых читателей. По данным Всесоюзной книжной палаты, с 1918 по 1973 год книги Перельмана только в нашей стране издавались 449 раз, их общий тираж составил более 13 миллионов экземпляров. Они печатались: на русском языке – 287 раз (12,1 миллиона экземпляров) на 21 языке народов СССР – 126 раз (935 тысяч экземпляров). Согласно подсчетам московского библиофила Ю.П.Ирошникова, книги Я.И. Перельмана 126 раз издавались в 18 зарубежных странах на английском, французском, немецком, испанском португальском и других языках. Яков Исидорович Перельман не совершил никаких научных открытий, ничего не изобрёл в области техники. Он не имел научных званий и степеней. Но он совершил самый настоящий переворот в научно – популярной литературе! Он горячо, до самозабвения, любил науку, которой был безгранично предан.
Подведение итогов
Классный час
Интеллектуальные забавы
Я.И.Перельмана.
Учитель:
Бычковская А.И.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.