Интеллектуальные забавы Я.И. Перельмана (внеклассное мероприятие по математике)
Оценка 5

Интеллектуальные забавы Я.И. Перельмана (внеклассное мероприятие по математике)

Оценка 5
doc
03.01.2024
Интеллектуальные забавы Я.И. Перельмана (внеклассное мероприятие по математике)
Интеллектуальные забавы Я. И. Перельмана.doc

 

Интеллектуальные забавы Я. И. Перельмана

 

(Мероприятие проведено в базовом 9 «В» классе)

Учитель Бычковская А.И.

Цель: способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся.

Форма проведения: интеллектуальный турнир двух команд.

 

1.Зарядка для ума (участникам команд предлагаются вопросы, за правильный ответ участник получает жетон)

·        Сколько недель в году?

·        Сколько сыновей было у мельника в сказке «Кот в сапогах»

·        Профессор ложиться спать в 10 часов вечера, а будильник заводит на 9 часов утра. Сколько будет спать профессор?

·        Палку распилили на 12 частей. Сколько потребуется распилов?

·        На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

·        Сколько цифр «9» в ряду чисел от 1 до 100?

  1-й ведущий. Там, где воды рек Белой и Супрасли, сливаясь, впадают в Нарев, раскинулся Белосток — бывший уездный город Гродненской гу­бернии. Основанный, по преданию, в 1302г. литовским князем Гедимином, он имет славную историю. К началу XIX в. Белосток стал крупным центром текстильной промышленности. На окраинах дымили трубы кожевенных, литейных, красковаренных заво­дов. В этом городе 22 ноября 1882г. в семье Исидора Перельмана, счетовода одной из суконных фабрик, родился второй сын — Яков. С малых лет мать приобщила детей к труду по дому, руководила  чтением, помогала делать уроки и, владея французским и не­мецким языками, обучала им сыновей. Несмотря на бедственное положение семьи, она дала детям хорошее образование. Старший сын Осип уже второй год учился в Белостокском реальном училище — единствен­ном среднем учебном заведении города; когда восьмилетний Яков пошел учиться в первый  класс начальной школы. 18 августа 1805г. и он поступил в училище. Любимыми предметами Якова были физика и матема­тика. И не только потому, что они сравнительно легко давались ему. Всё свободное от занятий время отдавал чтению. Читал Яков не только много, но главное систематично: мать составила  обширный список книг, которые  надлежало в строгой последовательности освоить. Кроме ученической и городской библиотек, Яков посещал  читальню при книжном магазине  «Общественная польза» на Прудской улице. Читальня получала более 60  газет и журналов, книжные новинки. Яков вел дневник «Прочитанное», в который записывал отзывы на полюбившиеся  ему книги и выдержки из этих книг. Так  ещё в школьные годы началась закладка фундамента  глубоких знаний  и шло формирование  будущего популяризатора науки.

 

А теперь решим несколько задач из книг Я.И.Перельмана.

Капитаны команд по очереди вытягивают задачи для своих команд

 

 

 

 

Бочка до половины

 

Бочка заполнена водой примерно наполовину. Но вы хотите узнать, точно ли до половины в ней налито воды. У вас нет ни палки, ни какого –либо другого инструмента для замера содержимого бочки. Втулки бочка не имеет.

Каким образом можно узнать, ровно ли наполовину заполнена бочка?

 

Цена переплёта

 

Книга в переплёте стоит 2 руб. 50 коп. Книга на 2 рубля дороже переплёта. Сколько стоит переплёт?

 

Без гирь

 

Вам принесли на дом 10 кг сливочного масла. Вы желаете купить всего только 5 кг. У одного соседа нашлись весы с коромыслом, но гирь нет ни у вас, ни у разносчика и ни у одного из соседей. Можете ли вы без всяких гирь отвесить 5 кг от 10?

 

Три дороги

 

   Три брата - Петр, Павел и Яков — получи­ли невдалеке от их домов три участка земли, расположенные рядом. Каждый устроил на своем участке огород. Как видно из рис. 4, дома Петра, Павла и Якова и отведенные бра­тьям земельные участки расположены не со­всем удобно.

   Но братья не могли договориться об об­мене. А так как кратчайшие пути к огоро­дам пересекались, то между ними вскоре на­чались столкновения, перешедшие в ссоры. Желая прекратить распри, братья решили отыскать такие пути к своим участкам, что­бы не пересекать друг другу дороги. После долгих поисков они нашли такие три пути и теперь ежедневно ходят на свои огороды, не встречаясь, друг с другом.

   Можете ли вы указать эти пути?

 

  2-й ведущий. 23   сентября в «Гродненских   губернских ведомостях» вышел очерк «По поводу ожидаемого огненного дождя», автор которого подписался двумя буквами — «Я. П.». За парой  литер скрывался ученик реального училища, неполных 17 лет от роду, никому тогда не известный, а ныне признанный классик, скажем больше — основополож­ник жанра занимательной науки, автор более тысячи, научно-популярных статей и заметок, более ста книг и брошюр, а также почти  двух десятков учебников и учебных пособий Яков Перельман. Но весь этот внушительный багаж был накоплен Я.И. Перельманом за почти 43-летний стаж творческой работы на поприще популяризации целого ряда наук. А начало ей было положено 23 сентября 1899г. с выходом в свет упомянутой публикации.

Добавим еще один штрих к портрету мастера, бесконечно преданного любимому делу и своему читателю. Как известно, Яков Исидорович Перельман не сделал ни каких научных открытий или изобретений, не имел ученых степеней и званий. Но ведь не в них писательское счастье, не они приносят автору известность, читательскую любовь и благодарность! За высокий профессионализм и верность науке, за умение дарить людям радость от общения с ней Перельмана уважали и ценили и ученые мужи и простые рабочие. Обычно в предисловии к своим книгам Яков Исидорович указывал домашний адрес, на который мог прислать письмо любой читатель. Ежемесячно Перельман получал десятки писем с вопросами от людей самого разного возраста и рода деятельности, а не редко с приглашениями выступить перед трудящимися. И вот что интересно: обращаясь к автору, читатели часто называли его не иначе как «профессор Перельман». В их глазах тот давно заслужил это почетное звание. На какие только вопросы не приходилось отвечать Перельману! Так обыкновенный школьник интересовался принципами реактивного движения и устройством ракеты К.Э.Циолковского. Хирурги просили сообщить какая марля быстрее останавливает кровотечение из ран: с мелкой сеткой или с крупной. Автор научного труда по гидравлике консультировался о причинах шумов в трубопроводе. А одна домохозяйка непременно хотела знать как правильно замазывать окна на зиму обе рамы, или одну? И каждый из них считал Перельмана знатоком в интересовавшим его деле и доверял ему как большому специалисту.

 

Продолжим решение задач Я.И.Перельмана.

Решение задач

 

СЛИШКОМ МНОГО ПРЕДКОВ

У меня есть отец и мать. У моего отца и у моей матери тоже, конечно, были отец и мать. Значит, восходя к 3-му поколению, я нахо­жу у себя 4 предков.

Каждый из моих двух дедов и каждая из моих двух бабушек также имели отца и мать. Следовательно, в 4-м поколении у меня 8 прямых предков. Восходя к 5гму, 6-му, 7-му и т. д. поколениям я нахожу, что число моих предков все возрастает и притом чрез­вычайно заметно, именно:

Во 2-м поколении      2 предка

3-"-             4 - " -

4-"-                   8-"-

5-" -                    16-"-

6-"-            32-"-

7- " -                    64-"-

8-"-          128-"-

9-"-          256-"-

10-"-                  512- " -

11-"-                 1024-"-

12-"-             2048-"-

13-"-                 4096-"-

14-"-             8192-"-

15-"-           16384-"-

16-"-           32768-"-

17-" -             65536-"-

    18-"-            131072-"-

    19-"-              262144 -"-      

    20-"-          524288-"-

 

Вы видите, что 20 поколений назад у меня была уже целая армия прямых предков, больше полумиллиона. И с каждым преды­дущим поколением это число удваивается.

Если считать, как обыкновенно принима­ется, по три поколения в столетие, то в нача­ле нашей эры, 19 веков тому назад, на Земле должно было жить несметное количество моих предков: можно вычислить, что число их записывается 18 цифрами.

Чем дальше в глубь веков, тем число моих предков должно возрастать. В эпоху первых фараонов численность их должна была до­ходить до умопомрачительной величины. В каменный век, предшествовавший египет­ской истории, моим предкам было уже, ве­роятно, тесно на земном шаре.

Но ведь и у вас, читатель, было столько же прямых предков. Прибавьте их к моим и присоедините еще предков всех своих зна­комых, да прибавьте еще предков всех вооб­ще людей, живущих ныне на Земле, и вы легко вообразите, в какой страшной тесноте жили наши предки: ведь для них букваль­но не хватало места на земном шаре!

Не укажете ли вы им выход из этого зат­руднительного положения?

 

В ОЖИДАНИИ ТРАМВАЯ

 

Три брата, возвращаясь из театра домой, подошли к рельсам трамвая, чтобы вскочить в первый же вагон, который подойдет. Ва­гон не показывался, и старший брат предло­жил подождать.

— Чем стоять здесь и ждать, — ответил средний брат, — лучше пойдем вперед. Ког­да вагон догонит нас, тогда и вскочим; а тем временем часть пути будет уже за нами — скорее домой приедем.

- Если уж идти возразил младший брат, - то  не вперед по движению, а в обратную сто­рону: тогда нам, конечно, скорее попадется встречный вагон, мы раньше и домой при­будем.

Так как братья не могли убедить друг друга, то каждый поступил по-своему: стар­ший остался ожидать на месте, средний по­шел вперед, младший — назад.

Кто из трех братьев раньше приехал до­мой? Кто из них поступил благоразумнее?

 

1-й ведущий. В мае 1941 г. Перельман завершил подготовку новых изданий «Занимательной физики» и «Межпланетных путешествий». 25 Июня 1941 г. были изданы три брошюры Якова Исидоровича, посвященные военной тематике: «Почему стальные корабли держатся на воде», «Сверхбыстрая пуля» и «Загадки движущегося танка». Военной теме были посвящены также брошюра «10 задач о подводной лодке» и книга полковника В.П. Внукова «Физика и оборона стра­ны», выходу в свет которой в немалой степени способствовал Перельман.

Великая Отечественная война сломала весь преж­ний мирный уклад жизни. Каждый человек стремился сделать все для защиты своей Родины, для победы над фашизмом. Не были исключением и супруги Перельман. Достаточно пожилые (Якову Исидоровичу шел :60-й год его жене — 58-й), они, однако, отказались эвакуироваться из Ленинграда, Жена Перельмана, Анна Давидовна, врач по профессии, стала работать в госпитале на улице академика ,Павлова, (она была лазаретным врачом еще в годы Первой мировой войны). 1 июля 1941г. Яков Исидорович пришел в Пет­роградский райвоенкомат и предложил свои услуги в качестве лектора-инструктора по подготовке вой­сковых разведчиков. Он прочитал десятки лекций для красноармейцев, краснофлотцев, ополченцев, а также для партизан, готовившихся для борьбы в тылу вра­га, политработников. Яков Исидорович приобщился к активной пропагандистской работе в частях фронта и флота, в тоже время продолжая литературную деятельность. Он разработал несколько тем, касавшихся, главным образом, умения ориентироваться на любой местности и в любую погоду, не пользуясь при этом ни какими техническими средствами, инструментами и приборами, а полагаясь только на то, что было под руками. Измерительными инструментами были карандаш, палец руки, спичка, полоска бумаги, часы, муравейник, звезды и луна, расположение сучьев на деревьях. Вот некоторые темы лекций, прочитанные Перельманом: «Как найти дорогу в чаще зимой и летом», «Как определить расстояние до объекта», «Как измерить ширину и глубину реки, озера», «Как ориентироваться по звездам и луне», «Как измерить высоту дерева, здания, башни…».

Отвечая на многочисленные вопросы слушателей, Перельман растолковывал физические основы дальнего меткого броска гранаты, ведение прицельного огня, полета пуль, снарядов и мин, эффективного метания бутылки с зажигательной смесью по вражеским танкам. После лекций Яков Исидорович раздавал морякам напечатанную на машинке памятку: «Помните, товарищи бойцы! На расстоянии до 50-ти шагов хорошо различаются глаза и рты фашистских солдат. На расстоянии 200-ти шагов можно различить пуговицы и погоны гитлеровцев. На расстоянии 300 шагов видны лица. На расстоянии 400 шагов различаются движения ног. На расстоянии 700 шагов видны оконные переплеты в зданиях». Поясняя эту памятку лектор добавлял: «Стало быть, товарищи, фашиста можно уверенно сразить меткой пулей уже с расстояния  в 300 шагов, а из винтовки с оптическим прицелом и за километр».

 

Продолжим решение задач Я.И.Перельмана.

 

ЖЕСТОКИЙ ЗАКОН

Жил некогда жестокий правитель, кото­рый не желал никого впускать в свои вла­дения. У моста через пограничную реку был поставлен часовой, вооруженный с головы до ног, и ему было приказано спрашивать каждого путника:

- Зачем идешь?

   Если путник говорил неправду, часовой обязан был схватить его и тут же повесить. Если же путник отвечал правду, ему и тогда не было спасения: часовой должен был не­медленно утопить его в реке.

   Таков был суровый закон жестокосердно­го правителя, и неудивительно, что никто не решался приблизиться к его владениям.

   Но вот нашелся крестьянин, который, не­смотря на это, спокойно подошел к охраня­емому мосту у запретной границы.

- Зачем идешь? — сурово остановил его часовой, готовясь казнить смельчака, безрас­судно идущего на верную гибель.

Но ответ был таков, что озадаченный ча­совой, строго исполняя жестокий закон, не мог ничего поделать с догадливым крестья­нином.

     Каков же был ответ?

 

МИЛОСТИВЫЙ ЗАКОН

 

В некотором государстве был такой обы­чай. Каждый преступник, осужденный на смерть, тянул перед казнью жребий, кото­рый давал ему надежду на спасение. В ящик опускали две бумажки: одну со словом «жизнь», другую со словом «смерть». Если осуждённый вынимал первую бумажку, он получал помилование, если же имел несчас­тье вынуть бумажку со словом «смерть», приговор приводился в исполнение.

    У одного человека, живущего в этой стра­не, были враги, которые оклеветали его и добились, чтобы суд приговорил несчастно­го к смертной казни. Мало того, враги не желали оставить невинно осужденному ни малейшей возможности спастись. В ночь пе­ред казнью они вытащили из ящика бу­мажку со словом «жизнь» и заменили ее бумажкой со словом «смерть». Значит, ка­кую бы бумажку ни вытянул осужденный, он не мог избегнуть смерти.

Так думали его враги. Но у него были друзья, которым стали известны козни вра­гов. Они успели предупредить осужденного, что в ящике оба. жребия имеют надпись «смерть». Друзья убеждали несчастного от­крыть перед судьями преступный подлог его врагов и настаивать на осмотре ящика с жре­биями.

   Но, к их изумлению, осужденный просил друзей хранить проделку врагов в строжай­шей тайне и уверял, что тогда он будет на­верняка спасен. Друзья приняли его за сумасшедшего...

На утро осужденный, ничего не сказав судьям о заговоре своих врагов, тянул жребий и - был отпущен на свободу!

Как же ему удалось так благополучно выйти из, казалось бы, безнадежного поло­жения?

2-й ведущий.    Рассказывая о Якове Исидоровиче Перельмане, нельзя не упомянуть еще об одном интересном его начинании, о замечательном детище мастера – Доме занимательной науке, который открылся в Ленинграде 15 октября 1935г. Так назывался культурно просветительский центр, созданный по инициативе Перельмана с целью пропаганды естественно научных и технических знаний. Фактически это была попытка «овеществления» занимательной науки и создания ее своеобразной кунсткамеры. Прототи­пом Дома послужил Павильон занимательной науки, В котором размещалось всего около 20 экспонатов.  «Павильон» распахнул двери для посетителей летом 1834 г. Успех экспозиции был велик: только за первый месяц здесь побывало более 30 тысяч человек. А уже   осенью началось сооружение стендов и изготовление  оборудования залов будущего Дома занимательной науки. В четырёх его отделах — астрономии,  математики, физики и географии  — располагалось несколько сотен различных экспонатов, макетов, приборов, схем и т.п. К сожалению, все они погибли вовремя блокады Ленинграда, сохранились лишь некоторые описания. Так вот, этот уникальный музей очень быстро стал  любимым местом ленинградских школьников. а книга отзывов была полна восторженных записей юных посетителей. Кстати, даже она служила  экспонатом. Когда посетитель садился за стол, желая написать отзыв, книга сама раскрывалась перед ним, а когда вставал — сама захлопывалась. Чистая физи­ка, и никаких фокусов! Чем же привлекал школьников Дом занимательной науки? Во-первых,  в нем ребят  в увлекательной форме знакомили с достижениями науки и  техники, о которых упоминал Перельман в своих    книгах. Большинство  выставленных  в этом центре экспонатов слов­но сошли со страниц его книг и обрели самостоятельное существование. Во-вторых, в залах  Дома не было табличек с предупреждениями « Руками не трогать!», напротив надписи гласили «Трогайте!».  Как-то один  из сотрудников заведения  посетовал: «От рук школьников экспонаты часто выходят из строя» Перельман утешил его: «Это же очень хорошо, что ломают! Стало быть, интерес  к экспонату не угасает? Если перестанут ломать, значит он перестал впечатлять. Делайте экспонаты рукоупорными, вот и все!» В-третьих, экскурсовод часто задавал школьникам разные замысловатые вопросы или предлагал самим объяснить какое-то явление. А зал математики вообще был превращен в поле для самостоятельной работы. В нем размещалось около 80-ти крупных экспонатов, более ста озадачивавших посетителей математических игр, головоломок, приборов и таблиц.

 

1-й ведущий.  Еще много интересного можно рассказать из жизни выдающегося писателя, ученого и просто замечательного человека Я. И. Перельмана

Поэт Вадим Шефнер написал такие строки:

 


Склонясь над раскрытой тетрадью,

 Сидит одинокий старик.
О голоде и о блокаде
Ведет он вечерний дневник

Мерцает коптилка во мраке

И тени теснятся толпой

Бредет карандаш по бумаге
Петляя, как странник слепой


 

В буржуйке сгорел последний стул. Не было хлеба, воды, тепла, света, а без них уходила и жизнь. Яков Исидорович уже не смог подняться с постели. 16 марта 1942 года его не стало… К великому сожалению, от богатейшего литературного и эпистолярного наследия Перельмана сохранилась лишь весьма малая часть. В 1950 году Ленинградское отделение архива Академии наук СССР поступили уцелевшие бумаги Я.И.Перельмана. Из уцелевших документов и фотоснимков был образован  перельмановский фонд №796. Но самым главным архивом является литературное наследство Перельмана – его книги. Они выдержали суровую проверку временем, ими продолжают увлекаться сотни тысяч  новых читателей. По данным Всесоюзной книжной палаты, с 1918 по 1973 год книги Перельмана только в нашей стране издавались 449 раз, их общий тираж составил более 13 миллионов экземпляров. Они печатались: на русском языке – 287 раз (12,1 миллиона  экземпляров) на 21 языке народов СССР – 126 раз (935 тысяч экземпляров). Согласно подсчетам московского библиофила  Ю.П.Ирошникова, книги Я.И. Перельмана 126 раз издавались  в 18 зарубежных странах на английском, французском, немецком, испанском португальском и других языках. Яков Исидорович Перельман не совершил никаких научных открытий, ничего не изобрёл в области техники. Он не имел научных званий и степеней. Но он совершил самый настоящий переворот в научно – популярной литературе! Он горячо, до самозабвения, любил науку, которой был безгранично предан.

 

Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный час

 

Интеллектуальные забавы

Я.И.Перельмана.

 

 

 

 

Учитель:

 Бычковская А.И.


Интеллектуальные забавы Я. И. Перельмана (Мероприятие проведено в базовом 9 «В» классе)

Интеллектуальные забавы Я. И. Перельмана (Мероприятие проведено в базовом 9 «В» классе)

Бочка до половины Бочка заполнена водой примерно наполовину

Бочка до половины Бочка заполнена водой примерно наполовину

А начало ей было положено 23 сентября 1899г

А начало ей было положено 23 сентября 1899г

Вы видите, что 20 поколений назад у меня была уже целая армия прямых предков, больше полумиллиона

Вы видите, что 20 поколений назад у меня была уже целая армия прямых предков, больше полумиллиона

В.П. Внукова «Физика и оборона стра­ ны», выходу в свет которой в немалой степени способ ствовал

В.П. Внукова «Физика и оборона стра­ ны», выходу в свет которой в немалой степени способ ствовал

Зачем идешь? Если путник говорил неправду, часовой обязан был схватить его и тут же повесить

Зачем идешь? Если путник говорил неправду, часовой обязан был схватить его и тут же повесить

Павильон» распахнул двери для посетителей летом 1834 г

Павильон» распахнул двери для посетителей летом 1834 г

Перельмана – его книги. Они выдержали суровую проверку временем, ими продолжают увлекаться сотни тысяч новых читателей

Перельмана – его книги. Они выдержали суровую проверку временем, ими продолжают увлекаться сотни тысяч новых читателей

Классный час Интеллектуальные забавы

Классный час Интеллектуальные забавы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2024