Требования к личности учителя в трудах корифеев педагогики
Оценка 4.9

Требования к личности учителя в трудах корифеев педагогики

Оценка 4.9
doc
22.06.2024
Требования к личности учителя в трудах корифеев педагогики
Практическое задание 3 дисциплина 1.doc

Практическое задание 3

 

Тема 7. Прочитайте текст лекции кратко ответьте на вопросы:

1.  В чем состоит сущность педагогического общения и чем оно отличается от бытового?

Педагогическое общение -это особый вид общения, оно является "категорией профессиональной". Бытовое общение зависит от развития личности общающихся сторон , их взаимоотношений. Педагогическое общение-процесс динамичный: с возрастом воспитанников изменяется позиция и педагога, и детей в общении.

2.  Какие функции и средства общения Вам известны, дайте краткую их характеристику.

Функции

Средства

Коммуникативная (обмен информацией)

Монолог, диалог

Перцептивная (восприятие и познание людьми друг друга)

Эмпатия и рефлексия

Интерактивная (организация и регуляция совместной деятельности)

Взаимодействие

 

3.  Какие стили педагогического общения Вам известны, кратко опишите их, в чем отличие от стилей бытового общения?

Стили

Характеристика

Общение на основе дружеского расположения

"учитель-ученик"-двустороннее субъект-субъектное взаимоотношение, предполагающее активность обеих сторон. Отличие от бытового- должна сохранятся субординация между социальным положением в обществе и возраста.

Общение-дистанция

Чем естественнее для воспитанника ведущая роль учителя, тем органичнее и естественнее для него дистанция в отношении с педагогом. Отличие от бытового- для обучающихся из разных слоёв общества эта дистанция должна быть одинаковой ко всем, в отличие в жизни (снобы, мажоры, лимита, бомжы и т.д.) и языковой принадлежности.

Общение- управление

Беспрекословное подчинение, в бытовом общении- это раб. сила, в педагогическом- система строжайшего порядка и выполнений требований.

Общение-заигрывание

Завоевание дешевого авторитета, как правило у молодых педагогов при отсутствии коммуникативной культуры. В бытовом общении- чаще встречается во взаимоотношениях противоположного пола на начальных этапах знакомства.

Общение-превосходство

Возвыситься над воспитанником. В бытовом общении- между бедным и богатым. В педагогическом - самоотстранение от детей.

авторитарный

Педагог всё берёт на себя. В бытовом отношении встречается между родителями и детьми, воспитуя при этом ведомых лютей за собой, без своих точек зрения. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении, эмоциональном барьере между учителем и учениками.

демократический

Строится на творческом сотрудничестве. Основная форма общения- совет, рекомендация, просьба. Способствует становлению, доверительных, гуманистических отношений. В бытовой жизни - это общение между верными друзьями, прошедшими вместе огонь и воду.

Либеральный

Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя и тогда ученический коллектив развивается "по зову природы". В бытовом общении, как правило, распространён в больших семьях, где детям хочешь или не хочешь, но придётся быть самостоятельными.

 

В помощь можете воспользоваться файлом «Введение в педагогическую деятельность Роботова А.С, Леонтьева Т.В.», прочитав там главу 3.

Тема 8. Откройте файл «Введение в педагогическую деятельность Мижериков В.А, Ермоленко», пункты прочитайте 2.1.1 – 2.1.5.

Напишите краткое эссе по каждому пункту в котором будет отражены требования к личности учителя в трудах корифеев педагогики, в чем состоит социально-профессиональная, познавательная и гуманистическая направленность личности педагога? Ответ пришлите в виде файла.

1. «Учитель создает нацию». В этом древнем и мудром изречении, сохранившем справедливость и в наши дни, состоит социальный и гуманистический смысл учительского труда. Гуманность здесь обоюдная: люди создали и саму педагогику- как часть общественной культуры, как практику, теорию и учебный предмет при профессиональной подготовке.

2. Профессионально компетентным, согласно А.К. Марковой, является «такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников» (Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. С. 7—8). Результат взаимодействия внешних условий и работы человека над собой- его воспитанность вместе с образованностью -уровнем общих и профессиональных знаний, активностью в их непрерывном пополнении, желанием и умением самообразования- составляют социальность человека. Социальность- один из конечных и активных продуктов педагогического процесса, становящихся непрерывным его участником, фоном, катализатором, побудителем, фактором динамики.

3. Н.В. Кузьмина выделяет три основных типа направленности, определяющих характер педагогической деятельности учителя: истинно педагогическую, формально педологическую и ложнопедагогическую, причем, истинно педагогическая направленность личности состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета. Высшая форма активности- творчество; высший идеал педагогики- творческая индивидуальность каждого ученика, воспитанника и каждого учителя, воспитателя; высшая цель педагогического процесса-    содействовать её самоутверждению, предлагая для этого пространства и условия развития дарований и способностей.

4.  Профессиональная духовность педагога, его очеловеченная компетентность, наращиваемая и неизменно направленная на благо детей, на становление их социальности - принципиально важное пространство его самореализации, показатель и средство гуманистического насыщения его образа жизни, трудного счастья бытия.

Тема 9. Откройте файл «Н.М. Борытко, А.М. Байбаков, И.А. Соловцова» прочитайте главы 4-6, ответьте кратко на вопросы:

Чем различаются выделенные во второй главе уровни профессионально-педагогической культуры? Как гуманитарность обеспечивается каждым уровнем и стимулирует развитие профессиональной культуры педагога? Гуманитарность в структуре профессиональной позиции педагога выполняет посредническую функцию в смысловом диалоге педагога с воспитанником и определяет его готовность отказаться от количественной оценки по принципу «лучше — хуже», «больше — меньше», «сильнее — слабее», от монополии на обладание истиной и профессионального догматизма. Изменяя свою принимающую систему и воспринимаемую информацию, педагог оказывается способным к саморазвитию и развитию коммуникативной профессиональной культуры.

Первый уровень — «внегуманитарный». Педагог отрицает необходимость или возможность профессиональных смыслов педагогической деятельности, главным образом отстаивая функции передачи знаний, умений, навыков, профессии и т. д. О гуманитарности такого педагога говорить не приходится: она может проявиться стихийно, ситуативно, но так же внезапно исчезает. Второй уровень — «нормативный». Это тип исполнителя инструкций. В структуре его позиции, скорее, преобладают не смыслы, а нормы педагогической деятельности, которые он «принимает к исполнению», не задумываясь о собственном отношении к ним. Поэтому, даже будучи приверженным гуманитарным взглядам в принципе, такой педагог может быть авторитарным в своей профессиональной деятельности. Третий уровень — «технологический». Это педагог, который увлечен поиском «педагогических технологий», а по сути — новых форм организации обучения и воспитания. Его увлекает вариативность педагогического общения, в самоанализе часто звучат фразы «детям понравилось». Гуманитаризация мыслится им на уровне отдельных ситуаций, включенных в педагогический процесс, а не на уровне стиля деятельности педагога. Признание разнообразия в его деятельности проявляется естественно, но только лишь как уход от рутины.

Четвертый уровень — «системный». На этом уровне педагог стремится к созданию системы своих взаимодействий с воспитанниками. Здесь анализируется педагогическая ситуация и выбирается оптимальный стиль педагогической деятельности. Признание разнообразия является отправной точкой для взаиморазвития детей и самого педагшога. Пятый уровень — «концептуальный». Педагог включает воспитательные взаимодействия в сферу своего не только профессионального, но и жизненного развития. Он испытывает осознанную потребность в дискуссионных формах работы, признавая мнения воспитанников как самоценные. Подавление в педагогической работе для него становится лишь крайней дисциплинарной мерой. Основным стилем деятельности является взаимное уважение и взаимо- развитие позиций.

1.    Какие специфические черты педагогической деятельности раскрываются в категории «компетентность»? Из чего складывается педагогическая компетентность?

Компетентность как единство теоретической и практической готовности пе- дагога к выполнению профессиональных функций характеризует не только дея- тельность, но и самого педагога как ее субъекта в его самостоятельном, ответ- ственном, инициативном взаимодействии с миром. Благодаря этому свойству компетентность интегрирует профессиональные и личностные качества педаго- га, направляет их на овладение знаниями и целенаправленное применение в прогнозировании, планировании и реализации деятельности, активизирует пе- дагога в развитии собственных способностей, в стремлении к самореализации в социально полезной деятельности, обеспечивает его профессиональное станов- ление уже в период обучения в вузе.

2.    Как педагогическая компетентность содержательно связана с гуманитарностью учителя?

Педагогическую компетентность учителя можно определить как его способность к эффективной реализации в образовательной практике системы социально одобряемых ценностных установок и достижению наилучших педагогических результатов за счет профессионально-личностного саморазвития.

3.    Как саморазвитие педагога связано с результативностью его профессиональной деятельности? Какова связь между профессиональным саморазвитием педагога и его гумманитарностью?

Творческий процесс саморазвития обязательно приводит к потребности в «значимом Другом», которыми становятся учащиеся, их родители, другие педа- гоги, специалисты. Свойственное современному человеку восприятие «инакости» как объективной реальности обеспечивает сопоставление педагогом раз- личных смысловых интерпретаций, подходов, концепций, теорий, взглядов и мнений, создает базу для выработки и совершенствования профессиональной концепции, для профессионального и личностного саморазвития.

4.    В каких компонентах мотивации профессионально-педагогической деятельности заложен потенциал профессионального саморазвития педагога, в каких проявляется его гуманитарность?

В результате самовоспитания педагога вырабатывается его профессиональ- ное самосознание, мировоззрение, профессиональная позиция как система до- минирующих ценностно-смысловых отношений к социокультурному окруже- нию, самому себе и своей деятельности. Все эти свойства педагога могут быть выработаны только в процессе совместной деятельности, диалогического взаи- модействия (со-изменения), при котором ответственность за результаты разви- тия распределяются между участниками образовательного процесса.


Практическое задание 3 Тема 7

Практическое задание 3 Тема 7

Общение-превосходство Возвыситься над воспитанником

Общение-превосходство Возвыситься над воспитанником

Социальность- один из конечных и активных продуктов педагогического процесса, становящихся непрерывным его участником, фоном, катализатором, побудителем, фактором динамики

Социальность- один из конечных и активных продуктов педагогического процесса, становящихся непрерывным его участником, фоном, катализатором, побудителем, фактором динамики

Признание разнообразия является отправной точкой для взаиморазвития детей и самого педагшога

Признание разнообразия является отправной точкой для взаиморазвития детей и самого педагшога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2024