Конспект открытого урока
Предмет: математика
Учитель: Бызова О.С.
Класс: 1А
Тема урока: «Подготовка к решению задач в два действия»
Тип урока: открытие новых знаний
УМК: «Школа России»
Цели: создать условия для закрепления умения решать задачи изученных видов; развивать умения составлять краткую запись задачи, навыков устного счёта; развивать внимание, память у обучающихся при решении задач; воспитывать умение работать в паре, в коллективе.
Планируемые результаты (предметные): учащиеся научатся выполнять вычисления в пределах второго десятка с опорой на знание нумерации; использовать математическую терминологию при чтении математических равенств; решать задачи изученных видов, дополнять условие задачи недостающими данными; наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь организовывать своё рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика-партнёра по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности.
Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии.
Личностные: проявлять уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.
Здоровьесберегающие: создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке; организовать двигательную активность, гимнастику для глаз.
Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, экран, учебник «Математика» М.И. Моро, рабочие тетради, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой на урок. Слайд 1
Мы, приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
Всех знакомых. Незнакомых,
И серьезных и веселых,
Первый класс в четвёртый раз
Пригласил сегодня вас.
Друг
на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
- Ребята, а как вы будете сегодня работать на уроке? (внимательно, старательно, дружно)
– А теперь посмотрите на экран и повторяйте за мной: Слайд 2
Мы умные, мы дружные,
Мы внимательные, мы старательные,
Мы в первом классе учимся,
Всё у нас получится.
- Какой у нас сейчас урок? (математика) Слайд 3
Никита: Математика
сложна,
Но говорим с почтением,
Что математика нужна
Всем без исключения!
Вика: Ведь математика – царица всех наук, и тот, кто занимается ею, сможет не только считать и решать задачи, но и станет находчивым, сообразительным, научиться логически мыслить и находить выход из любой ситуации.
Слайд 4
- Посмотрите на экран. Какие качества помогут нам повести урок плодотворно и интересно? Уберите лишние качества.
Быстрота Уныние
Терпение Медлительность
Аккуратность Трудолюбие
Страх Внимание
- Проверим готовность к работе:
- Руки? Дети: «На месте!»
- Ноги? Дети: «На месте!»
- Локти? Дети: «У края!»
- Спинка? Дети: «Прямая!»
- А какой сегодня день, месяц и число? (среда, апрель, 3)
- Открываем тетради, записываем 3 апреля и красиво прописываем минутку чистописания. Тетрадочки закрываем и убираем пока в сторонку.
2. Актуализация знаний
- У вас у каждого на парте лежит рабочий лист. Выполнив задание № 1 в рабочем листе «Арифметическая мозаика», вы узнаете имя сказочного героя, которая сегодня у нас в гостях. Ваша задача сосчитать и закрасить полученное число. Взяли в руки любой цветной карандаш. (На парте у каждого ученика рабочий лист с записанными на нём числами. Ученик считает и закрашивает полученное число)
15 Д |
4 н |
8 й |
13 с |
12 о |
14 ц |
19 о |
18 р |
16 к |
3 ф |
2 г |
10 ю |
5 л |
7 м |
1 у |
9 в |
17 ш |
20 ч |
6 я |
11 а |
Слайд 5
- К 10 прибавь 2 (12)
- Уменьши 10 на 1 (9)
- Увеличь 7 на 3 (10)
- Найди сумму чисел 10 и 5 (15)
- Вычти 1 из 9 (8)
- Найди разность чисел 9 и 2 (7)
- Какое число идёт при счёте после числа 19 (20)
- Какое число стоит между числами 15 и 17 (16)
- Стоит перед числом 20 (19)
- Какое число меньше 12 на 1 (11).
- Какое слово получилось? (Дюймовочка) Слайд 6
- Молодцы! Доска
«Собери букет»
- Решите цепочку примеров, в рабочем листе задание № 2, и вы узнаете, какие цветы любит Дюймовочка:
10 – 6 + 10 – 4 + 8 – 1 – 7 – 8 … (2) Слайд 7 Доска
- Подснежник – в переводе с древнегреческого означает молочноцветковый, за белую окраску цветков. Подснежники названы так за очень раннее цветение, происходящее буквально из-под снега. Англичане называют этот цветок снежной каплей или снежной сережкой, а немцы снежным колокольчиком.
3. Целеполагание
-Тема урока спряталась в шараде.
Нам, ребята, разгадать шараду надо. Слайд 8
Первый слог – предлог,
Второй и третий – летний дом,
А целое, порой, решается с трудом. (Задача)
– Что такое задача? (Задача – это краткие математические рассказы с вопросом)
- А сейчас Артём Ж прочитает в толковом словаре толкование слова «Задача»
Слайд 9
- А сейчас на экране прочитайте слова (условие, вопрос, квадрат, решение, ответ).
- Найдите лишнее слово. (Щелчок) Что объединяет эти слова?
- Поставьте их в правильном порядке (по щелчку) (Условие – вопрос – решение – ответ) Доска
- Кто может сказать, чем мы сегодня будем заниматься? (Мы будем решать задачи)
- Давайте вспомним, во сколько действий можно решать задачи?
- Тема нашего сегодняшнего урока: Подготовка к решению задач в 2 действия. Доска
- С помощью этих слов сформулируйте задачи урока. Слайд 10
Дополнять…(условие задачи)
Ставить…(вопрос к условию задачи)
Составлять… (краткую запись)
А задачи, ребята, интересно решать.
Из решений можно очень многое узнать.
У каждой задачи свой сюжет.
И надо найти на вопрос ответ.
4. Самоопределение к деятельности
- Дюймовочка приготовила для вас задачи – ловушки.
- Что значит задача-ловушка? (В ней не хватает каких-то данных или, наоборот, есть лишние данные)
- В рабочем листе, задание № 3, задачи-ловушки. Подумайте, что в них не так, исправьте ошибки и решите задачи. Ответ писать не надо.
Слайд 11
1) На кочке сидели 8 лягушек. 2 лягушки прыгнули в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду? (Сколько лягушек осталось на кочке? 6)
2) У Димы 5 мячей. А у Вити 10 мячей. (Сколько мячей у Димы и Вити? 15)
3) У Светы 10 кукол, а у Лены на 2 куклы меньше. На сколько кукол меньше у Лены, чем у Светы? (На сколько кукол больше у Светы, чем у Лены, 8)
- А сейчас поработаем устно. Слайд 12
Решите задачу:
Дюймовочка собрала для ласточки 10 зёрнышек пшеницы и 7 зёрнышек овса. (Задачу решить нельзя, потому что нет вопроса)
- Дополните задачу вопросом, чтобы она решалась так: 10+7
Сколько зёрнышек пшеницы и овса собрала ласточка? (17)
(Дети дополняют вопрос задачи и указывают решение)
Слайд 13
- Решите вторую задачу:
Дюймовочка увидела на полянке 8 жёлтых бабочек. Сколько бабочек стало? (В условии не хватает данных)
- Дополните условие задачи, чтобы она решалась так: 8 – 2
2 бабочки улетели. (6)
(Учащиеся дополняют условие и указывают решение)
- Какие компоненты необходимы для того, чтобы всегда решить задачу? (Условие и вопрос)
ФИЗМИНУТКА
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Один, два, три, четыре, пять.
Открываем. Поморгаем
И решать мы начинаем.
5. Работа по теме урока
Работа по учебнику. Слайд 14
- Открываем учебник на с.60 найдите № 1. Что там? (Задачи)
- Посмотрите на первую задачу. Прочитайте ее. Каких данных нам не хватает для того, чтобы решить задачу? (Нам неизвестно, сколько было открыток в киоске сначала)
- Давайте представим, что в киоске сначала было 14 открыток. Как мы будем решать эту задачу? (14 – 10 = 4)
- Посмотрите на вторую задачу. Прочитайте ее. Каких данных нам не хватает для того, чтобы решить задачу? (Нам неизвестно, на сколько больше туристов в другой группе)
- Давайте представим, что во второй группе на 3 туриста больше, чем в первой. Как мы будем решать эту задачу? (7 + 3 = 10)
*- Посмотрите на третью задачу. Прочитайте ее. Каких данных нам не хватает для того, чтобы решить задачу? (Нам неизвестно, сколько лет сестре)
- Давайте представим, что сестре 2 года. Как мы будем решать эту задачу?
(9 – 2 = 7)
- Молодцы!
- Найдите № 2. Прочитайте задачу.
- О чем говорится в условии?
- Каков вопрос задачи?
- Какие слова, по вашему мнению, являются главными?
- Сколько книг было у Тани со стихами? (6)
- Сколько книг было у Тани с рассказами? (4)
- Сколько книг она подарила? (1)
- Сколько книг у нее осталось? (Это нужно узнать)
Краткая запись:
Было – 10 к.
Подарила – 1 к.
Осталось – ?
- Каким действием будем решать задачу?
- Запишите решение.
6 + 4 = 10 (к.)
10 – 1 = 9 (к.)
Ответ: 9 книг осталось у Тани.
6. Закрепление изученного материала
- Сейчас вы будете работать в парах. У вас есть карточка. На ней 2 задачи. Вам нужно их прочитать, сделать из двух задач одну задачу и решить ее.
- Что мы убираем из первой задачи, а что из второй? (Из первой – вопрос, а из второй – часть условия)
1) В магазине было 3 яблока и 7 груш. Сколько всего было фруктов в магазине? (3 + 7 = 10)
2) В магазине было 10 фруктов. Продавец продала 5 фруктов. Сколько фруктов осталось в магазине? (10 – 5 =5)
(Решают дети на карточках)
7. Итог
- Чему учились на уроке? (Дополнять условие задачи, ставить вопрос к условию задачи, составлять краткую запись)
- Продолжите фразу: Слайд 15
Я могу……
Я научился….
Я хочу…..
8. Рефлексия
- Вспомните, какие цветы любит Дюймовочка. (Подснежники)
- У вас на парте – подснежники. Выберите. Слайд 16
- Раскрытый цветок – если урок понравился, вы справились со всеми заданиями, довольны собой.
- Полураскрытый – если урок понравился, но задания были не такими уж легкими, вам было трудно, но вы справились.
- Закрытый – если задания на уроке оказались слишком трудные. Вам нужна помощь!
- Ребята, кто выбрал закрытый цветок, не расстраивайтесь, мы с вами учимся, в следующий раз все обязательно получится, только нужно постараться.
- Все сегодня работали со старанием, показали своё трудолюбие. Я говорю вам всем сегодня: « Молодцы! Спасибо за урок!» Слайд 17
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.