Методическая разработка открытого урока по обучению грамоте в 1 классе на тему: «Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н.»
Цели урока:
Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.
Развивающие: развивать фонематический слух, речь, внимание, наблюдательность.
Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, к предмету, сознательное отношение к учёбе.
Планируемый результат:
Личностные
– воспринимать одноклассников как членов своей команды;
– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
– быть толерантным к другому мнению;
– не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.
Познавательные
– «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схем;
- узнавать и называть изученные звуки и буквы;
- уметь находить в тексте значимую информацию;
Коммуникативные
– активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока;
– ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;
- слушать и понимать речь других;
- умение работать в паре, в группе.
Регулятивные
– принимать участие в обсуждении и формулировании цели урока;
– участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе;
– оценивать свой вклад в работу пары.
Этапы урока |
Содержание урока |
УУД |
Организационный момент |
Вот звенит для нас звонок – начинается
урок. и друг другу улыбнулись. Посмотрели на себя, на соседа, если что-то не так, тихо ему об этом сказали. Теперь тихо сели. |
Регулятивные - волевая саморегуляция (в течение урока) Коммуникативные УУД Личностные УУД |
Актуализация опорных знаний
|
- Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков. Посмотрите на нашу ленту букв. - На какие группы делятся звуки? (гласные, согласные) - Какие звуки мы называем гласными? Давайте хором расскажем стихотворение о гласных звуках. Воздух свободно идёт через рот, Нет препятствий разных. Голос участвует, голос зовёт – Звук получается гласный. Как обозначаются гласные звуки на схемах? (красным цветом) - Произнесите изученные гласные звуки и назовите буквы, которыми они обозначаются. - Какие звуки мы называем согласными? Расскажем о них стихотворение. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Звуковые упражнения. - Как шумят листья на деревьях? - Как фыркает ёжик? - Как жужжат шмели в саду? - Какие звуки вы произносили? (согласные) - Посмотрите на ленту букв, произнесите изученные согласные звуки и назовите буквы, которыми они обозначаются (мы их ещё не изучали). |
структуирование знаний осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Коммуникативные УУД |
Формулирование учащимися темы и цели урока
|
– Давайте сыграем в игру «Найди лишнее». – Посмотрите на доску. – Какая буква лишняя: и, г, Р, т? – Какой слог лишний: та, ро, пы, ги? (Ги в этом слоге [г’] – мягкий.) – Какое слово лишнее: тара, Рита, Ира, Отто? (Тара – это не имя.)
- Хотите познакомиться с новыми «жителями» страны звуков и букв? - Тогда я вам предлагаю посмотреть на картинки первой группы.СЛАЙД - Назовите предметы, изображённые на них. (Кит, кот, носорог). - Назовите предметы, изображённые на картинках второй группы. (Нюша, Колобок, Петрушка). - Как вы думаете, по какому признаку я их объединила в группы? (животные; герои сказок)
- Исключите одно слово из первой группы по самостоятельному выбранному признаку. (Носорог - в этом слове три слога, а в остальных - один; 7 звуков, а в остальных – по 3.)
- Какое слово можно исключить из второй группы? (Нюша - в этом слове два слога, а в остальных – три; оно женского рода, а остальные – мужского) - Итак, какие слова вы исключили? (Носорог, Нюша) - Произнесите первые звуки в этих словах. (В слове «носорог» первый звук [н], а в слове «Нюша» - [н’]) - А раньше мы говорили про эти звуки? (Нет) -Составим схему этих слов:
– Определим, сколько в слове гласных, сколько слогов. – Произносим первый звук, с которого начинается это слово. – Что можно рассказать об этом звуке? Он гласный или согласный? Почему? – Что можно определить у согласного звука? (Мягкий или твёрдый)
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Звуки [н], [н’], буквы Н,н) |
Личностные УУД (1.4)
анализ объектов с целью выделения признаков структуирование знаний осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме выбор оснований и критериев для сравнения
сам-ое выделение и формулирование познавательной цели Регулятивные - целеполагание |
Изучение нового материала. Выделение звуков [н], [н’]. |
– Поучимся различать эти звуки. Приготовьте два кружочка – синий и зелёный. – Я буду называть слова, а вы показываете кружочек, соответствующий звуку. – Нитки, наряд, нация, нервы. – Это легко, когда Н в начале, а теперь в середине: полено, пряник, карандаш, карамель (ловушка) – В другой части слова попробуем поискать новые звуки, в начале были, в середине были. Где не были? Конь, день, звон… – Итак, согласные звуки [н] и [н’] – это звуки звонкие или глухие?
- Сейчас наш класс превратится в исследовательский центр. Для этого разделимся на три группы (по рядам). - Повторим правила работы в группах. А) Внимательно выслушать задание учителя. Б) Выслушать мнение каждого. В) Уметь принять общее решение. Г) Выбрать представителя от группы для предоставления результата работы. -Вам надо одеть звуковичка. -Расскажите о звуках [н] и [н’]?
– Найдите на ленте букв, доске букву, которая обозначает новые звуки. - Чем звук отличается от буквы? (Звук мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем). - Это печатная буква эн. Почему изображено две буквы? Зачем нужна большая буква? На что похожа буква эн?
– На какие уже изученные буквы она похожа? Чем? – Сравните печатную и письменную буквы Н. Что напоминает буква Н?
На букве Н Я как на лесенке Сижу и распеваю песенки. -Выложите букву Н из того, что есть на парте. 1. Работа в «Букваре»
– Посмотрите на страницу «Букваря». Что мы сейчас будем делать? – Прочитайте слоги с глухими согласными звуками; - со звонкими согласными звуками.
– Прочитайте только столбики. – Есть ли столбик, где все согласные звуки мягкие? Прочитайте. – В каких словах встретятся эти слоги? -Найдите второй столбик. Прочитайте. – Я буду произносить слова; если вы услышите в слове знакомый слог (из второго столбика), то хлопните в ладоши. Будьте внимательны! – Никита, ротик, собака, Наташа, бараны, сосна, лупа, нота, радость, дорога.
-Послушайте стихотворения; 1) Утром – Так заведено – Разомкнёшь ресницы, И к тебе идёт ОНО Розовой жар-птицей… А стемнеет – ОН придёт: Тоненький, Смущённый,- ОН на цыпочках войдёт Долькою лимонной. Срок прошёл – плывёт ОНА В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна. - Кто же он, оно, она? (Месяц, солнце и луна) - В загадке вместо слова месяц использовали слово… (он) вместо слова солнце использовали слово… (оно) вместо слова луна использовали слово…(она)
СЛАЙД -Возьмите из конверта предметную картинку и пройдите туда, куда бы вы отнесли данное слово. -Проверим. Работа в «Букваре» Чтение предложения. -Составьте схему предложения.
Сначала читают про себя, затем вслух. Вопросы после чтения. – О ком это предложение? – Как зовут девочек? – Какие одинаковые буквы есть в именах? – Одинаковый ли звук обозначает буква Н в этих словах? Отметьте его. (Синяя точка.) – Почему слова написаны с большой буквы? – Как ласково можно назвать этих девочек? – Обратите внимание на запятые. Имена девочек перечисляются, поэтому стоят запятые. – Какой знак стоит в конце? – А ещё в этом предложении есть знак тире. Он показывает, что при чтении в этом месте надо сделать паузу. – Прочитайте ещё раз предложение с интонацией перечисления и с паузой.
Сегодня отправимся вместе с С.Я.Маршаком в цирк. – А что написал Маршак – стихотворение или прозу? – Прочитайте стихотворение и постарайтесь понять, кто больше всего поразил автора.
2) Работа с текстом во время чтения. Дети читают про себя. – Кто больше всего поразил автора, кому он больше всего посвятил слов в стихотворении?
а) Перечитывание с целью найти ответ на этот вопрос и уточнить всё об артистах цирка.
– Так кто же поразил рассказчика в цирке, кому он посвятил больше всего слов? (Пингвин. Он дирижирует, управляет таким огромным оркестром артистов, у него даже есть помощники. Кто догадался, почему?) – Всё это называется цирком! – Для кого выступают артисты цирка? Для школьников Москвы. Они весёлые, счастливые (добавить лица улыбающихся ребят). 3) После чтения. – Кто из артистов больше понравился вам? – А мне понравились самые скромные еноты, которые перелистывали ноты. У них важная работа, оркестр не смог бы играть, если бы они не перелистывали ноты пингвину. А ещё понравились (форсируем звуки [н] и [н’] ) пингвин, жонглёры, канатоходец, кони, пони, Иван. – Догадайтесь, почему? (В этих словах есть звуки [н], [н’].)
|
(Дети повторяют слово за учителем, форсируя первый звук.)
… (Дети повторяют слово за учителем, форсируя новый звук.) (Дети повторяют слово за учителем, форсируя новый звук.) ([н’], [н] – звонкие.)
|
Итог урока Рефлексия |
Вы сегодня хорошо поработали. Скоро прозвенит звонок, Пора заканчивать урок. - Что нового узнали на уроке? - С какими звуками познакомились на уроке? Какой буквой обозначаются эти звуки? - Что помогало вам в работе? - Что было интересным для вас на уроке? - Чья работа на уроке вам понравилась? Почему? |
Регулятивные – оценка Личностные самооценка рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика Коммуникативные УУД |
Вывод: таким образом, данный урок позволяет развивать УУД:
· Познавательные общеучебные (самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структуирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение).
· Познавательные логические (анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование).
· Коммуникативные, относящиеся к общему уровню развития общения. Коммуникация как кооперация – умение договариваться, находить общее решение.
· Регулятивные (волевая саморегуляция, целеполагание, оценка).
· Личностные (чувство необходимости учения, рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству, самооценка).
· Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.