Методическая разработка открытого урока по обучению грамоте в 1 классе на тему: «Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н.»
Оценка 4.6

Методическая разработка открытого урока по обучению грамоте в 1 классе на тему: «Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н.»

Оценка 4.6
doc
24.12.2023
Методическая разработка открытого урока по обучению грамоте в 1 классе на тему: «Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н.»
phpxyXSff_14-oktyabrya.doc

Методическая разработка открытого урока по обучению грамоте в 1 классе на тему: «Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н.»

Цели урока:

Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.

Развивающие:  развивать фонематический слух, речь, внимание, наблюдательность.

Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, к предмету, сознательное отношение к учёбе.

Планируемый результат:

Личностные

– воспринимать одноклассников как членов своей команды;

– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

– быть толерантным к другому мнению;

– не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Познавательные

– «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схем;

- узнавать и называть изученные звуки и буквы;

- уметь находить в тексте значимую информацию;

Коммуникативные

– активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока;

– ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

- слушать и понимать речь других;

-  умение работать в паре, в группе.

 

Регулятивные

– принимать участие в обсуждении и формулировании цели урока;

– участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе;

– оценивать свой вклад в работу пары.

Этапы урока

Содержание урока

УУД

Организационный момент

Вот звенит для нас звонок –

начинается урок.
Ровно встали, подтянулись

и друг другу улыбнулись.

Посмотрели на себя, на соседа, если что-то не так, тихо ему об этом сказали.

Теперь тихо сели.

Регулятивные - волевая саморегуляция  (в течение урока)

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Актуализация опорных знаний

 

- Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков. Посмотрите на нашу ленту букв.

- На какие группы делятся звуки? (гласные, согласные)

- Какие звуки мы называем гласными? Давайте хором расскажем стихотворение о гласных звуках.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт –

Звук получается гласный.

Как обозначаются гласные звуки на схемах? (красным цветом)

- Произнесите  изученные гласные звуки и назовите буквы, которыми они обозначаются.

- Какие звуки мы называем согласными? Расскажем о них стихотворение.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Звуковые упражнения.

- Как шумят листья на деревьях?

- Как фыркает ёжик?

- Как жужжат шмели в саду?

- Какие звуки вы произносили? (согласные)

- Посмотрите на ленту букв, произнесите  изученные согласные звуки и назовите буквы, которыми они обозначаются (мы их ещё не изучали).

 

 структуирование знаний

 осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные УУД

Формулирование учащимися темы и цели урока

 

– Давайте сыграем в игру «Найди лишнее».

– Посмотрите на доску.

– Какая буква лишняя: и, г, Р, т?

– Какой слог лишний: та, ро, пы, ги? (Ги в этом слоге [г’] – мяг­кий.)

– Какое слово лишнее: тара, Рита, Ира, Отто? (Тара – это не имя.)

 

- Хотите познакомиться с новыми «жителями» страны звуков и букв?

- Тогда я вам предлагаю посмотреть на картинки первой группы.СЛАЙД

- Назовите предметы, изображённые на них. (Кит, кот, носорог).

- Назовите предметы, изображённые на картинках второй группы.

(Нюша, Колобок, Петрушка).

- Как вы думаете, по какому признаку я их объединила в группы?

(животные; герои сказок)

 

- Исключите одно слово из первой группы по самостоятельному выбранному признаку.

(Носорог - в этом слове три слога, а в остальных  - один; 7 звуков, а в остальных – по 3.)

 

- Какое слово можно исключить из второй группы?

(Нюша - в этом слове два слога, а в остальных – три; оно женского рода, а остальные – мужского)

- Итак, какие слова вы исключили? (Носорог, Нюша)

- Произнесите первые звуки в этих словах. (В слове «носорог» первый звук [н], а в слове «Нюша» - [н’])

- А раньше мы говорили про эти звуки? (Нет)

-Составим схему этих слов:

 

– Определим, сколько в слове гласных, сколько слогов.

– Произносим первый звук, с которого начинается это слово.

– Что можно рассказать об этом звуке? Он гласный или согласный? Почему?

– Что можно определить у согласного звука? (Мягкий или твёр­дый)

 

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

(Звуки [н], [н’], буквы Н,н)

Личностные УУД (1.4)

 

 

 

 

 

 

анализ объектов с целью выделения признаков

структуирование знаний

 осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

 выбор оснований и критериев для сравнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сам-ое выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные - целеполагание

Изучение нового материала. Выделение звуков [н], [н’].

– Поучимся различать эти звуки. Приготовьте два кружочка – синий и зелёный.

– Я буду называть слова, а вы показываете кружочек, соответствующий звуку.  

Нитки, наряд, нация, нервы.

– Это легко, когда Н  в начале, а теперь в середине:

полено, пряник, карандаш, карамель (ловушка)

– В другой части слова попробуем поискать новые звуки, в начале были, в середине были. Где не были?

Конь, день, звон

– Итак, согласные звуки [н] и [н’] – это звуки звонкие или глухие?

 

- Сейчас наш класс превратится в исследовательский центр. Для этого разделимся на три группы (по рядам).

- Повторим правила работы в группах.

А) Внимательно выслушать задание учителя.

Б) Выслушать мнение каждого.

В) Уметь принять общее решение.

Г) Выбрать представителя от группы для предоставления результата работы.

-Вам надо одеть звуковичка.

-Расскажите о звуках [н] и [н’]?

 

 

 

 

 

– Найдите на ленте букв, доске букву, которая обозначает новые звуки.

- Чем звук отличается от буквы? (Звук мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем).

-  Это печатная буква эн. Почему изображено две буквы? Зачем нужна большая буква? На что похожа буква эн?

 

– На какие уже изученные буквы она похожа? Чем?

– Сравните печатную и письменную буквы Н. Что напоминает буква Н?

 

 

На букве Н

Я как на лесенке

Сижу и распеваю песенки.

-Выложите букву Н из того, что есть на парте.

1. Работа в «Букваре»

 

– Посмотрите на страницу «Букваря». Что мы сейчас будем делать?

– Прочитайте слоги с глухими согласными звуками;

- со звонкими согласными звуками.

 

– Прочитайте только столбики.

– Есть ли столбик, где все согласные звуки мягкие? Прочитайте.

– В каких словах встретятся эти слоги?

-Найдите второй столбик. Прочитайте.

– Я буду произносить слова; если вы услышите в слове знакомый слог (из второго столбика), то хлопните в ладоши. Будьте внимательны!

Никита, ротик, собака, Наташа, бараны, сосна, лупа, нота, ра­дость, дорога.

 

-Послушайте стихотворения;

1) Утром –

Так заведено –

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт ОНО

Розовой жар-птицей…

А стемнеет – ОН придёт:

Тоненький,

Смущённый,-

ОН на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

Срок прошёл – плывёт ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна.

- Кто же он, оно, она? (Месяц, солнце и луна)

-  В загадке вместо слова месяц использовали слово… (он)

                вместо слова солнце использовали слово… (оно)

                вместо слова луна использовали слово…(она)

 

СЛАЙД

-Возьмите из конверта предметную картинку и пройдите туда, куда бы вы отнесли данное слово.

-Проверим.

Работа в «Букваре»

Чтение предложения.

-Составьте схему предложения.

 

 

Сначала читают про себя, затем вслух. Вопросы после чтения.

О ком это предложение?

– Как зовут девочек?

– Какие одинаковые буквы есть в именах?

– Одинаковый ли звук обозначает буква Н в этих словах? Отметьте его. (Синяя точка.)

– Почему слова написаны с большой буквы?

– Как ласково можно назвать этих девочек?

– Обратите внимание на запятые. Имена девочек перечисляются, поэтому стоят запятые.

– Какой знак стоит в конце?

– А ещё в этом предложении есть знак тире. Он показывает, что при чтении в этом месте надо сделать паузу.

– Прочитайте ещё раз предложение с интонацией перечисления и с паузой.

 

Сегодня отправимся вместе с С.Я.Маршаком  в цирк.

– А что написал Маршак – стихотворение или прозу?

– Прочитайте стихотворение и постарайтесь понять, кто больше всего поразил автора.

 

2) Работа с текстом во время чтения.

Дети читают про себя.

– Кто больше всего поразил автора, кому он больше всего посвятил слов в стихотворении?

 

а) Перечитывание с целью найти ответ на этот вопрос и уточнить всё об артистах цирка.

 

– Так кто же поразил рассказчика в цирке, кому он посвятил больше всего слов? (Пингвин. Он дирижирует, управляет таким огромным оркестром артистов, у него даже есть помощники. Кто догадался, почему?)

– Всё это называется цирком!

– Для кого выступают артисты цирка? Для школьников Москвы. Они весёлые, счастливые (добавить лица улыбающихся ребят).

3) После чтения.

– Кто из артистов больше понравился вам?

– А мне понравились самые скромные еноты, которые перелисты­вали ноты. У них важная работа, оркестр не смог бы играть, если бы они не перелистывали ноты пингвину. А ещё понравились (форсируем звуки [н] и [н’] ) пингвин, жон­глёры, канатоходец, кони, пони, Иван.

– Догадайтесь, почему? (В этих словах есть звуки [н], [н’].)

 

 

 

 

 

(Дети повторяют слово за учителем, форсируя первый звук.)

 

(Дети повторяют слово за учителем, форсируя новый звук.)

(Дети повторяют слово за учителем, форсируя новый звук.)

([н’], [н] – звонкие.)

 

Итог урока

Рефлексия

Вы сегодня хорошо поработали.

Скоро прозвенит звонок,

Пора заканчивать урок.

- Что нового узнали на уроке?

- С какими звуками познакомились на уроке? Какой буквой обозначаются эти звуки?

- Что помогало вам в работе?

- Что было интересным для вас на уроке?

- Чья работа на уроке вам понравилась? Почему?

Регулятивные – оценка

Личностные  самооценка рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика

Коммуникативные УУД

 

Вывод: таким образом, данный урок позволяет развивать УУД:

·        Познавательные общеучебные (самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структуирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение).

·        Познавательные логические (анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование).

·        Коммуникативные, относящиеся к общему уровню развития общения. Коммуникация как кооперация – умение договариваться, находить общее решение.

·        Регулятивные (волевая саморегуляция, целеполагание, оценка).

·        Личностные (чувство необходимости учения, рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству,  самооценка).


·        Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка открытого урока по обучению грамоте в 1 классе на тему: «Согласные звуки [н’], [н]

Методическая разработка открытого урока по обучению грамоте в 1 классе на тему: «Согласные звуки [н’], [н]

Посмотрели на себя, на соседа, если что-то не так, тихо ему об этом сказали

Посмотрели на себя, на соседа, если что-то не так, тихо ему об этом сказали

Давайте сыграем в игру «Найди лишнее»

Давайте сыграем в игру «Найди лишнее»

Определим, сколько в слове гласных, сколько слогов

Определим, сколько в слове гласных, сколько слогов

Изучение нового материала. Выделение звуков [н], [н’]

Изучение нового материала. Выделение звуков [н], [н’]

Это печатная буква эн. Почему изображено две буквы?

Это печатная буква эн. Почему изображено две буквы?

Так заведено – Разомкнёшь ресницы,

Так заведено – Разомкнёшь ресницы,

Как зовут девочек? – Какие одинаковые буквы есть в именах? –

Как зовут девочек? – Какие одинаковые буквы есть в именах? –

Изучение нового материала. Выделение звуков [н], [н’]

Изучение нового материала. Выделение звуков [н], [н’]

Вывод: таким образом, данный урок позволяет развивать

Вывод: таким образом, данный урок позволяет развивать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2023