Конспект урока
по учебнику «Окружающий мир. 1 класс» автор З.Х. Укушева
Тема урока: «Почему идёт дождь и дует ветер?»
Место урока в теме: Открытый урок
Тип урока: открытие новых знаний
Цель (для учителя): сообщение новых знаний о ветре и о дожде; обобщение, систематизация и закрепление знаний об этих природных явлениях.
Задачи урока (для учителя):
Планируемые результаты обучающихся:
Предметные:
· иметь представление о дожде и ветре;
· знать от куда берется дождь и ветер;
· знать, что такое дождь и ветер.
Метапредметные:
регулятивные:
познавательные:
· понимать содержание текста;
коммуникативные:
Личностные:
· формировать уважительного отношения к иному мнению;
Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир» 1 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс (А.А. Плешаков), презентация, карточки для самооценки.
ХОД УРОКА
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия) |
|
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности |
||
Приветствие и начало урока окружающего мира.
Заливистый школьный звонок Позвал нас на урок Будьте внимательны, А ещё старательны.
-Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.
-Сегодня на уроке мы с вами будем раскрывать тайны, которые придумала сама природа. Нашими помощниками на уроке будут Мудрая Черепаха и Муравей. Мудрая Черепаха приготовила загадки для Муравья. Давайте поможем их отгадать.
Он пришёл, наполнил кадки, Полил усердно грядки, С шумом окно промывал, На крыльце потанцевал, Побродил по крыше вволю И ушел по лужам в поле. (Дождь)
Кто не ведает границ? Кто летит быстрее птиц? Он то грозен, то мятежен, То как пух весенний нежен. Кто свободней всех на свете? Догадались? Это… (Ветер)
- Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. ( О дожде и ветре)
Прочитайте тему сегодняшнего урока на странице 36 учебника (Приложение 1) (Почему идет дождь и дует ветер?»
- Что мы узнаем на уроке и чему будем учиться? (Научимся объяснять причины возникновения дождя и ветра)
|
- иметь представление о дожде и ветре. |
Личностные: развивать мотивацию к изучению нового материала.
Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить, планировать учебную деятельность.
|
2. Актуализация знаний. |
||
Мудрая Черепаха приготовила для нас стихотворения, давайте их прочитаем и подумает о чем в них говорится.
Мокнет ёжик, мокнет птичка, Мокнет в поле электричка, Мокнут ветки и соседки: Не успели до беседки.
Мокнут зонтики и шляпы, Мокнут чьи-то мамы, папы, Мокнут лавочки, ограды.
Лишь лягушки очень рады: В лужах скачут, песни пляшут, зелёным флагом машут…
- Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение, грустное или весёлое? (Грустное.) Почему?( Дождь льёт день и ночь. Мокнут птенчики, электрички, мамы, папы. Весёлое, потому что лягушки рады )
-А всегда дождь вызывает грустное настроение? ( Дети рассказывают о том какую пользу приносит дождь, весенний летний-поливает траву, освежает воздух в жару, осенью - грибная пора.)
– Что жжется у крапивы? (Листья) – Чем является желудь? (Плодом) – Шнурочек и белые звоночки – это какие части растений? (Стебель и цветы) – На всех деревьях бывают (–Нет, у еловых иголочки-хвоинки.) листья? – Белая шапка у одуванчика – это что? (Семена) – Красные бусинки в гроздях рябины чем являются? (Ягоды-плоды) - Листья, стебель, цветок, плод-это что? Сделайте вывод. (Это части растений) |
|
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: применять полученную информацию при ответах на вопросы. |
3. Изучение нового материала и первичное закрепление. |
||
Кружит тучка надо мной. Дождь весёлый, дождь грибной. А грибы меня смешат: От дождя под зонт спешат. -Ребята, а вы знаете, откуда берётся дождь? (Из тучи) - А как дождик попадает в тучу? ( Не знаем) -Что произойдет если налить воды и поставить в тёплое место. Как вы думаете что произойдет с водой? (Вода испарится) -Тоже происходит на поверхности земли. Вода испаряется непрерывно и в большом количестве. Она испаряется не только с поверхности рек, озёр, океанов, но и с суши. -Что же происходит с водой в небе? Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако. -Давайте мы с вами разделимся на несколько групп и проведем опыт: Плотно сжать сухой комок ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподнять вату ( пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце. -Ребята, представьте, что у вас в руках маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облачко превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь. -Туча, туча, что несёшь? Отвечает туча… (Дети отвечают хором – дождь) - Вот так появляется дождь. -Прочитайте первое задание на с. 36 учебника. Обсудите в группах. (Учитель выслушивает ответы нескольких групп) -Откройте все рабочие тетради на странице 87 (Приложение 2) -Почему так назвали дожди? (Ливень, или проливной дождь. Говорят, льёт как из ведра. Ситничек – мелкий дождь как из сита. Косой дождь, или косохлёст) -Прочитайте второе задание на с. 36 учебника. Обсудите в группах. (Учитель выслушивает ответы нескольких групп) -Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 87 рабочей тетради (Приложение 2) -Что же такое туча? (Тёмное густое облако) -Из чего состоят тучи? (Их тяжёлых капель воды) - Почему они падают? (Капельки тяжёлые и не могут долго держаться на небе. Они падают и образуют дождь.)
Физкультминутка. Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе.) Капля два. (прыжок.) Очень медленно сперва. (4 прыжка.) А потом, потом, потом (8 прыжков.) Все бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли (руки развести в стороны.) От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой.)
-Ребята, а вы задумывались, кто гонит облака в небе? -Что такое ветер? (Это движущийся воздух.) Работа в группах: -Прочитайте третье задание на с. 36 учебника. (Приложение 1) Обсудите в группах. -Проверьте себя. Прочитайте текст на с. 87 (Приложение 2) - Ребята, а мы можем сами получить ветер? Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете? (Ветер) -Откуда он взялся? (Мы заставили рукой двигаться воздух) Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть. -Прочитайте четвёртое задание на с. 37 учебника. (Приложение 3) (Учитель выслушивает ответы нескольких учеников) -Проверим себя, правильно ответили на вопрос. Прочитайте текст на с. 87(Приложение 2)
- Ребята, а вы знаете, что ветер может быть другом человека. Но может быть и врагом. -Расскажите, какие несчастья приносит ветер. (Обрывает провода, срывает крыши с домов…) -Выполнение заданий в рабочей тетради №1(с.23-24) работа в парах (Приложение 4)
|
-иметь представление о видах дождя |
Личностные: формировать уважительное отношения к иному мнению, развивать навыки сотрудничества, уметь не создавать конфликтов.
Регулятивные: удерживать учебную задачу в течение урока.
Познавательные: понимать содержание текста, использовать различные способы поиска, сбора информации, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради.
Коммуникативные: уметь слушать собеседниками, вести диалог, излагать свое мнение, работать в группах на основе приемов взаимодействия.
|
4. Итог урока. Рефлексия |
||
- Вернёмся к учебной задаче урока. Выяснили мы причины возникновения дождя и ветра? - Что интересного вы сегодня узнали, услышали? - Какие открытия вы для себя сделали? Рефлексия. Сигнальные карточки. Зеленый цвет Желтый цвет Красный цвет |
|
Регулятивные: уметь отвечать на итоговые вопросы.
Познавательные: применять полученную информацию при ответах на вопросы.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные: способность к самооценке. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.