Методическая разработка открытого урока по окружающему миру в 3 классе на тему: «Тела, вещества, частицы.»
Тип урока:изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательные:
-сформировать понятия тело, вещество, частица.
-научить различать вещества по их признакам и свойствам.
Развивающие:
-развивать приемы мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умение пользоваться источниками информации; вырабатывать и аргументировано доказывать свою точку зрения;
- развивать умения обучающихся самостоятельно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к предмету, к исследовательской деятельности, любознательность, активность, уверенность в себе.
бережное отношение к природе.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятиями тело, вещество, частица.
2. Научить различать вещества в разных агрегатных состояниях.
3. Проверить знания учащихся по пройденному разделу.
4. Развивать память, мышление.
5. Совершенствовать навыки самооценки и самоконтроля.
6. Повысить психологическую комфортность урока, снятие мышечного напряжения (динамические паузы, смена деятельности).
7. Формировать дружеские отношения в коллективе.
8. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Форма урока: групповая с элементами исследования
Методы обучения:
-проблемный;
-словесно-наглядный;
-практический;
-исследовательский.
Формы и виды деятельности:
- фронтальная работа;
- групповая работа;
-практическаяработа.
Оборудование:
1. Мультимедийная презентация.
2. Пособия для составления схем строения веществ в твёрдом, жидком и газообразном состоянии.
3. Для эксперимента:стаканы, палочки для перемешивания, сахар, соль, лимонная кислота, крахмал; кипячёная вода (на столах удетей).
I этап – организационный момент
II этап – подготовительный
а) проверка знаний прошлого раздела;
б) актуализация знаний обучающихся;
в) организация урока;
III этап – изучение нового материла
Материал данной темы рассматривается поэтапно. Работа в группах. Обобщение выступлений каждой группы экспертами (обучающимися) и учителем. Запись основных понятий в тетрадях.
IV этап – заключительный: ответ на поставленную проблему, подведение итогов, оценка деятельности обучающихся.
V этап – постановка домашнего задания
|
Этапы урока |
Содержание деятельности |
Формирование УУД |
Результаты реализации основной общеобразова-тельной программы |
Приложение |
|
||
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|
|
|
|
|
|
1. Орг. момент
|
Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. У. –Покажите как вы готовы к уроку.
|
Дети проверяют глазами, что приготовили к уроку.
Все дети сели ровно.
|
Осознание себя как ученика. Умение приготовить все необходимое к уроку. Стремление выполнить работу. |
Личностные.
|
|
|
|
|
2. Подготовительный а) проверка знаний прошлого раздела
|
У. – Повторим основные знания прошлого раздела (тест). Выполнив тест, вы определите, что будете изучать в следующем разделе.
|
Обучающиеся выполняют тест коллективно (слайд). Один ученик записывает на листе буквы правильных ответов.
|
Выделение лишнего. Выбор основания. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи
Умение доказывать своё мнение. Понимание возможности различных точек зрения.
Стремление выполнить работу.
Осознание того, что знают.
|
Познавательные.
Коммуникативные.
Личностные.
Регулятивные.
|
Тест.
1.Что такое природа? к) всё, что сделано руками человека; п) всё, что нас окружает и существует независимо от человека. 2. Какая бывает природа? р) природа бывает живая и неживая; с) природа бывает только живая. 3. Что относится к неживой природе? а) снегирь; е) стол; и) снег. 4. Какое царство относится к живой природе? б) царство льда; р) царство людей; 5. Под какой буквой записана правильная цепь питания? а) насекомое – цапля – лягушка; о) цапля – лягушка – насекомое. 6. Что объединяет этих животных: дронт, странствующий голубь, морская корова? а) спасены человеком; д)уничтожены человеком; в) стали редкими. 7. Что изучает наука экология? а) эта наука изучает связи между живыми существами и окружающей средой; б) эта наука изучает неживую природу.
|
|
|
|
|
У. – Прочитайте, какое получилось слово?
У. – Вы показали хорошие знания изученного раздела. Ну, а о чём будет следующий раздел вы определили. Называется он «Эта удивительная природа» |
Д.- «ПРИРОДА» |
Выделение главного
|
Познавательные.
|
|
|
|
|
б) актуализация знаний и постановка цели урока
|
У.- Сейчас вы сами определите тему первого урока этого раздела. Посмотрите на слайд и ответьте - Все ли слова позволяют точно представить предмет, который имеет очертания и форму?
У. – Сегодня вы узнаете как называются предметы, имеющие очертания и форму и из чего они состоят.
|
Д. – Вода, глина и металл вызывают затруднение. Они не имеют точных очертаний, формы. Значит, точно представить предмет мы не можем. |
Удерживать цель деятельности до получения ее результата. Стремление выполнить работу. |
Регулятивные.
Личностные. |
Все ли слова позволяют точно представить предмет?
|
|
|
|
в) организация урока;
|
У. – Работать вы будете группами, одна из которых –эксперты. Эксперты изучили материал заранее, я проверила их знания. Они хорошо знают материл и могут выступать в этой роли и помогать мне и вам.
Давайте повторим правила работы в группе.(слайд )
|
Дети читают правила на слайде |
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Осознание себя частью коллектива, своей значимости в достижении поставленных задач |
Коммуникативные, личностные. |
Памятка -Будь вежливым -Умей слушать -Доказывай свою точку зрения -Работай с источником информации
|
|
|
|
3. Изучение новой темы
|
Работа над понятием тело. У. – Вернёмся к вопросу: Как называются предметы, имеющие очертания и форму и из чего они состоят?
У. -- Те слова, которые помогают точно представить предмет, а именно, имеют очертания и форму называют телами.
Работа с источником информации (толковый словарь С.И.Ожегова). Тело – это…
Работа в тетради – запись определения.
Те предметы, которые нас окружают называются телами. |
Д. - Тело - отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом… (толковый словарь С.И.Ожегова).
Дети записывают определение в тетради. |
Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
Удерживать цель деятельности до получения ее результата.
Интерес к новому. |
Познавательные
Регулятивные.
Личностные. |
|
|
|
|
|
У. - Что ещё можно назвать телом?
|
Д – Организм человека или животного; - часть организма; -основная часть, корпус чего – нибудь.
|
|
|
Слайд (Тело – это …)
|
|
|
|
|
У. – Сравните картинки расположенные на слайде. Назовите их признаки. |
Дети сравнивают и называют признаки тел. |
Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку). Сравнивать различные объекты
|
Познавательные |
Слайд «Сравни»
Определи основные признаки тел
Слайд Круглый, резиновый, яркий Прямоугольный, бумажный, белый Деревянный, большой, бежевый
|
|
|
|
Физкультминутка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У. – Как вы думаете, природа- это - всё, что сделано руками человека; - всё, что нас окружает; - всё, что нас окружает и существует независимо отчеловека (естественные тела) У. – Распределите слова на группы.
У.- Какой сделаете вывод?
|
Дети отвечают
Д.- Естественные и искусственные. Работа обучающихся в группах. Один человек работает у доски. Группа экспертов рассредоточена по одному на каждую группу. Эксперты ведут наблюдение, консультируют. Д.- Вывод:: тела делятся на естественные, созданные природой и искусственные ,созданные руками человека. |
Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку). Сравнивать различные объекты
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Осознание себя частью коллектива, своей значимости в достижении |
Познавательные
Коммуникативные, личностные. |
Слайд «Как вы думаете?»
|
|
|
|
|
Работа над понятием «вещество» У. - Вспомним то, о чем мы говорили вначале.Мы затруднялисьточно определить, являются лиметалл, вода, глина телами и пришли к выводу, что они не имеют точных очертаний, формы, а значит, не являются телами. Данные слова мы называем веществами. Все тела состоят из веществ. У. – Запишите в тетрадь определение. Вещества – это то из чего состоят тела. У. – Рассмотрим примеры (слайд) У.-Пример1:ножницы – тело, то, из чего они сделаны – вещество (железо). Пример 2: капли воды – тела, вещество, из которого состоят капли – вода.
У.- Сделайте вывод
У. – А могут ли из одного вещества состоять несколько тел? |
Д. – Запись в тетради определения-«вещество»
Дети рассматривают примеры на слайде.
Вывод: тела могут состоять из одного вещества, а могут из нескольких
Дети приводят примеры.
|
Умение точно выражать свои мысли. Умение слушать и слышать.
|
Коммуникативные
|
Слайд «Тела состоят из веществ»
Слайд «Тела из нескольких веществ»
Каждое тело состоит полностью из пластмассы или частично.
|
|
|
4. Заключительный
5.Постановка домашнего здания. |
Знакомство с тремя состояниями веществ: твёрдым, жидким и газообразным.Дети приводят свои примеры з– х состояний веществ.
Работа над понятием «частица» У.- Мы выяснили, что тела состоят из веществ. А из чего состоят вещества? Вещества состоят из мельчайших частиц невидимых глазом.
Проведём исследование На столах у учащихся каждой группы набор простейшего лабораторного оборудования: химический стакан, палочка для размешивания.У 1-ой группы– соль; у 2-ой группы – лимонная кислота - ; у 3 – сахар; у 4 – ой – крахмал. Задание: Исследовать опытным путём что происходит с веществами при взаимодействии их с водой.
Работа в тетради.
У. – Подведём итог нашего урока. У. – В начале урока мы ставили перед собой проблему: -Все ли слова позволяют точно представить предмет, который имеет очертания и форму? Скажите ответ на проблему.
-Из чего состоят тела?
- А вещества?
-Какие бывают тела?
- Какими могут быть вещества?
- Какую роль выполняет частица?
Оценивание работы детей.
Учебник с.34 – 38 пересказ, выполнить тест (по выбору)
|
Дети приводят свои примеры з– х состояний веществ.
Запись определения «частица» в тетради
Вывод: между частицами есть промежутки. В твёрдых веществах они совсем маленькие, в жидких – побольше, в газообразных – ещё больше.
4 группы обучающихся проводят исследования, размешивая в воде те вещества, которые им были предложены.
Дети проводят опыты. Эксперты наблюдают и консультируют. Дети размешивают вещества в воде.
При попадании веществ (сахара, соли, лимонной кислоты) в воду они растворились. Раствор стал однородным, мы больше не видим сахара, соли, лимонной кислоты, в стакане воды. Доказать, что в стакане они по-прежнему присутствует ,каким образом? Попробовать на вкус. Сахар: вещество белого цвета, сладкое на вкус. Соль - вещество белого цвета, солёное на вкус. Лимонная кислота вещество белого цвета, кислое на вкус. Вывод: после растворения сахар не перестал быть сахаром, потому что остался сладким; соль – солью,потому что осталась солёной; лимонная кислота – кислой, потому что осталась кислой. Значит, эти вещества состоят из мельчайших частиц, не видимых глазу (молекул). Но не все вещества растворяются , например крахмал. После перемешивания вода осталась мутной и спустя 3 минуты появился осадок. Выводы делают как дети из групп, так и эксперты. Дети заполняют таблицу в тетради, используя данные учебника и знания, полученные н уроке. Заполните таблицу. Внимательно читайте инструкцию.
(Отметьте знаком «+» в соответствующей графе, какие из перечисленных веществ относятся к твёрдым, жидким, газообразным).
Д. – Нет не все слова. Только те, которые помогают точно представить предмет, а именно, имеют очертания и форму и называют их телами.
- Из веществ. - Из частиц. Тела бывают естественные и искусственные. Вещества могут быть твердыми, жидкими, газообразными Они состоят из частиц. Частица сохраняет свойства вещества.
Выступление экспертов. Каждый из них подводит итог работы той группы, у которой он был экспертом.
|
Интерес к общему делу.
Удерживать цель деятельности до получения ее результата.
Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы Осознание себя частью коллектива, своей значимости в достижении Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Поиск способа получения информации. Познавательная мотивация.
Сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.
Умение сохранять выдержку. Уважение к работе другого.
Уважение к другой точке зрения. Умение слушать и слышать. Контроль. Участие в коллективном диалоге.
Выделение главного.
Самооценка.
Оценка.
|
Личностные.
Регулятивные.
Коммуникативные. Личностные.
Познавательные.
Познавательные.
Регулятивные.
Личностные.
Коммуникативные.
Регулятивные. Коммуникативные.
Познавательные.
Регулятивные.
Регулятивные.
|
Дети строят схемы веществ в твёрдом состоянии
Дети строят схемы веществ в жидком состоянии.
Дети строят схемы веществ в жидком состоянии.
Опыты изображены на слайдах.
Крахмал Соль, сахар и лимонная кислота выглядят одинаково при растворении
|
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.