Методическая разработка открытого урока по окружающему миру в 3 классе на тему: «Тела, вещества, частицы.»
Оценка 4.7

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру в 3 классе на тему: «Тела, вещества, частицы.»

Оценка 4.7
docx
15.12.2023
Методическая разработка открытого урока по окружающему миру в 3 классе на тему: «Тела, вещества, частицы.»
urok.docx

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру в 3 классе на тему: «Тела, вещества, частицы.»

Тип урока:изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

-сформировать понятия тело, вещество, частица.

-научить различать вещества по их признакам и свойствам.

Развивающие:

-развивать приемы мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умение пользоваться источниками  информации; вырабатывать и аргументировано доказывать свою точку зрения;

          - развивать умения обучающихся самостоятельно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

          Воспитательные:

-воспитывать интерес к предмету, к исследовательской деятельности, любознательность, активность, уверенность в себе.

бережное отношение к природе.

Задачи:

1.                  Познакомить детей с понятиями тело, вещество, частица.

2.                  Научить различать вещества в разных агрегатных состояниях.

3.                  Проверить знания учащихся по пройденному разделу.

4.                  Развивать память, мышление.

5.                  Совершенствовать навыки самооценки и самоконтроля.

6.                  Повысить психологическую комфортность урока, снятие мышечного напряжения (динамические паузы, смена деятельности).

7.                  Формировать дружеские отношения в коллективе.

8.                  Воспитывать интерес к окружающему миру.

           Тип урока: урок формирования новых знаний

          Форма урока: групповая с элементами исследования

 

 

 

   Методы обучения:

     -проблемный;

-словесно-наглядный;

-практический;

-исследовательский.

          Формы  и виды деятельности:

     - фронтальная работа;

     - групповая работа;

-практическаяработа.

Оборудование:

1. Мультимедийная презентация.

2. Пособия для составления схем строения веществ в твёрдом, жидком и газообразном состоянии.

3. Для эксперимента:стаканы, палочки для перемешивания, сахар, соль, лимонная кислота, крахмал; кипячёная вода (на столах удетей).

 

ЭТАПЫ УРОКА:

I этап – организационный момент

II этап – подготовительный

      а) проверка знаний прошлого раздела;

      б) актуализация знаний обучающихся;

      в) организация урока;

III этап – изучение нового материла

   Материал данной темы рассматривается  поэтапно. Работа в группах. Обобщение выступлений каждой группы  экспертами (обучающимися) и учителем.  Запись основных понятий в тетрадях.

    IV этап – заключительный: ответ на поставленную проблему, подведение итогов, оценка деятельности обучающихся.

V этап – постановка домашнего задания

 

 

 


 

 

Этапы

урока

Содержание деятельности

Формирование УУД

Результаты реализации основной

общеобразова-тельной

программы

Приложение

 

 

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 

 

 

 

 

1. Орг.

момент

 

 

 

 

 

Приветствие учителя.

Проверка готовности к уроку.

У. –Покажите как вы готовы к уроку.

 

 

Дети проверяют глазами, что приготовили к уроку.

 

Все дети сели ровно.

 

 

Осознание себя как

ученика.

Умение приготовить все необходимое к уроку.

Стремление выполнить работу.

Личностные.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Подготовительный

а)   проверка знаний

прошлого раздела

 

 

 

 

 

У. – Повторим основные знания прошлого раздела (тест). Выполнив тест, вы определите, что будете изучать в следующем разделе.

 

 

 

Обучающиеся выполняют тест коллективно (слайд).

Один ученик записывает на листе буквы правильных ответов.

 

 

 

Выделение лишнего.

Выбор основания.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи

 

 

Умение доказывать своё мнение.

Понимание возможности различных точек зрения.

 

 

Стремление выполнить работу.

 

 

 

Осознание того, что знают.

 

Познавательные.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные.

 

 

 

 

 

 

 

Личностные.

 

 

 

 

Регулятивные.

 

 

 

Тест.

 

1.Что такое природа?

к) всё, что сделано руками человека;

п) всё, что нас окружает и существует независимо от человека.

2. Какая бывает природа?

р) природа бывает живая и неживая;

с) природа бывает только живая.

3. Что относится к неживой природе?

а) снегирь;

е) стол;

и) снег.

4. Какое царство относится к живой природе?

б) царство льда;

р) царство людей;

5. Под какой буквой записана правильная цепь питания?

а) насекомое – цапля – лягушка;

о) цапля – лягушка – насекомое.

6. Что объединяет этих животных: дронт, странствующий голубь, морская корова?

а) спасены человеком;

д)уничтожены человеком;

в) стали редкими.

7. Что изучает наука экология?

а) эта наука изучает связи между живыми существами и окружающей средой;

б) эта наука изучает неживую природу.

 

 

 

 

 

У. – Прочитайте, какое получилось слово?

 

У. – Вы показали хорошие знания изученного раздела.

 Ну, а о чём будет следующий раздел вы определили. Называется он «Эта удивительная природа»

Д.- «ПРИРОДА»

Выделение главного

 

Познавательные.

 

 

 

 

 

б) актуализация знаний  и постановка цели урока

 

У.- Сейчас вы сами определите тему первого урока этого раздела.

Посмотрите на слайд и ответьте - Все ли слова позволяют точно представить предмет, который имеет очертания и форму?

 

У. – Сегодня вы узнаете как называются предметы, имеющие очертания и форму и из чего они состоят.

 

 

 

 

Д. –  Вода, глина и металл вызывают затруднение. Они не  имеют точных очертаний, формы. Значит, точно представить предмет мы не можем.

Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Стремление выполнить работу.

Регулятивные.

 

 

Личностные.

Все ли слова позволяют точно представить предмет?

 

 

 

 

 

 

в) организация урока;

 

 У. – Работать вы будете группами, одна из которых –эксперты. Эксперты изучили материал заранее, я проверила их знания. Они хорошо знают материл и могут выступать в этой роли и помогать мне и вам.

 

Давайте повторим правила работы в группе.(слайд )

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают правила на слайде

 

 

 

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Осознание себя частью коллектива, своей значимости в достижении поставленных задач

 

 

 

Коммуникативные, личностные.

 

 

 

Памятка

-Будь вежливым

-Умей слушать

-Доказывай свою точку зрения

-Работай с источником информации

 

 

 

3. Изучение новой темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над понятием тело.

У. – Вернёмся к вопросу: Как называются предметы, имеющие очертания и форму и из чего они состоят?

 

У. -- Те слова, которые помогают точно представить предмет, а именно, имеют очертания и форму называют телами.

 

Работа с источником  информации (толковый словарь С.И.Ожегова).

 Тело – это…

 

 

 

 

Работа в тетради – запись определения.

 

Те предметы, которые нас окружают называются телами.

 

 

 

 

 

 

 

Д. - Тело - отдельный предмет

в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом… (толковый словарь С.И.Ожегова).

 

 

 

Дети записывают определение в тетради.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

 

Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

 

Интерес к новому.

Познавательные

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные.

 

 

 

Личностные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У. - Что ещё можно назвать телом?

 

 

Д – Организм человека или животного;

- часть организма;

 -основная часть,  корпус чего – нибудь.

 

 

 

Слайд (Тело – это …)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У. – Сравните картинки расположенные на слайде. Назовите их признаки.

Дети сравнивают и называют признаки тел.

Классифицировать объекты (объединять в группы по

существенному признаку).

Сравнивать различные объекты

 

Познавательные

Слайд  «Сравни»

 

Определи основные признаки тел

 

Слайд

    Круглый, резиновый, яркий

Прямоугольный, бумажный, белый

Деревянный, большой,

бежевый

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У. – Как вы думаете, природа- это

- всё, что сделано руками человека;

- всё, что нас окружает;

- всё, что нас окружает и существует независимо отчеловека

(естественные тела)

У. – Распределите слова на группы.

 

 

 

 

 

 

У.- Какой сделаете вывод?

 

Дети отвечают

 

 

 

 

 

 

 

 

Д.- Естественные и искусственные.

Работа обучающихся в группах. Один человек работает у доски. Группа экспертов рассредоточена по одному на каждую группу. Эксперты  ведут наблюдение, консультируют.

Д.- Вывод:: тела делятся на естественные, созданные природой и искусственные ,созданные руками человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

Классифицировать объекты (объединять в группы по

существенному признаку).

Сравнивать различные объекты

 

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Осознание себя частью коллектива, своей значимости в достижении

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные, личностные.

Слайд «Как вы думаете?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над понятием «вещество»

У. - Вспомним то, о чем мы говорили вначале.Мы затруднялисьточно определить, являются лиметалл, вода, глина телами и пришли  к выводу, что они не имеют точных очертаний, формы, а значит, не являются телами. Данные слова мы называем веществами. Все тела состоят из веществ.

У. – Запишите в тетрадь определение.

Вещества – это то из чего состоят тела.

У. – Рассмотрим примеры (слайд)

У.-Пример1:ножницы – тело, то, из чего они сделаны – вещество (железо).

Пример 2: капли воды – тела, вещество, из которого состоят капли – вода.

 

У.- Сделайте вывод

 

 

 

 

У. – А могут ли из одного вещества состоять несколько тел?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д. – Запись в тетради определения-«вещество»

 

 

 

Дети рассматривают примеры на слайде.

 

 

 

Вывод: тела могут состоять из одного вещества, а могут из нескольких

 

Дети приводят примеры.

 

 

 

Умение точно выражать свои мысли.

Умение слушать и слышать.

 

 

Коммуникативные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд «Тела состоят из веществ»

 

 

 

Слайд «Тела из нескольких веществ»

 

 

Каждое тело состоит полностью из пластмассы или частично.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Заключительный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Постановка домашнего здания.

 

Знакомство с тремя состояниями веществ: твёрдым, жидким и газообразным.Дети приводят свои примеры з– х состояний веществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над понятием «частица»

У.- Мы выяснили, что тела состоят из веществ. А из чего состоят вещества?

Вещества состоят из мельчайших частиц невидимых глазом.

 

 

 

 

 

 

 

Проведём исследование

 На столах у учащихся  каждой группы набор простейшего лабораторного оборудования:

химический стакан,

палочка для размешивания.У 1-ой группы– соль; у 2-ой группы – лимонная кислота - ; у 3 – сахар; у 4 – ой – крахмал.

Задание: Исследовать опытным путём что происходит с веществами при взаимодействии их с водой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У. – Подведём итог нашего урока.

У. – В начале урока мы ставили перед собой проблему:

-Все ли слова позволяют точно представить предмет, который имеет очертания и форму?

Скажите ответ на проблему.

 

 

-Из чего состоят тела?

 

- А вещества?

 

-Какие бывают тела?

 

 

 

 

- Какими могут быть вещества?

 

 

 

- Какую роль выполняет частица?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание работы

детей.

 

 

 

 

Учебник с.34 – 38 пересказ, выполнить тест (по выбору)

 

 

Дети приводят свои примеры з– х состояний веществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись определения «частица» в тетради

 

 

 

Вывод: между частицами есть промежутки. В твёрдых веществах они совсем маленькие, в жидких – побольше, в газообразных – ещё больше.

 

4 группы обучающихся проводят исследования, размешивая в воде те вещества, которые им были предложены.

 

 

Дети проводят опыты.

Эксперты наблюдают и консультируют.

Дети размешивают вещества в воде.

 

При попадании веществ (сахара, соли, лимонной кислоты) в воду они растворились. Раствор стал однородным, мы больше не видим сахара, соли, лимонной кислоты, в стакане воды. Доказать, что в стакане они по-прежнему присутствует ,каким образом? Попробовать на вкус. Сахар: вещество белого цвета, сладкое на вкус. Соль - вещество белого цвета, солёное  на вкус. Лимонная кислота вещество белого цвета, кислое  на вкус.

Вывод: после растворения сахар не перестал быть сахаром, потому что остался сладким; соль – солью,потому  что осталась солёной;  лимонная кислота – кислой, потому что осталась кислой.

Значит, эти вещества  состоят из мельчайших частиц, не видимых глазу (молекул). Но не все вещества растворяются , например крахмал. После перемешивания вода осталась мутной и спустя 3 минуты появился осадок.

Выводы делают как дети из групп, так и эксперты.

Дети заполняют таблицу в тетради, используя данные учебника и знания, полученные н уроке. Заполните таблицу.  Внимательно читайте инструкцию.

 

(Отметьте знаком «+» в соответствующей графе, какие из перечисленных веществ относятся к твёрдым, жидким, газообразным).

 

 

 

 

 

Д. – Нет не все слова. Только те, которые помогают точно представить предмет, а именно, имеют очертания и форму и называют их  телами.

 

 

 

 

- Из веществ.

- Из частиц.

Тела бывают естественные и искусственные.

Вещества могут быть твердыми, жидкими, газообразными Они состоят из частиц.

Частица сохраняет свойства вещества.

 

 

Выступление экспертов.

Каждый из них подводит итог работы той группы, у которой он был экспертом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерес к общему делу.

 

Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

 

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Осознание себя частью коллектива, своей значимости в достижении

Анализировать результаты опытов, элементарных исследований;

фиксировать их результаты;

– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи.

Поиск способа получения информации.

Познавательная мотивация.

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивать различные объекты: выделять из множества один или

несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять

характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.

 

 

Умение сохранять выдержку.

Уважение к работе другого.

 

Уважение к другой точке зрения.

Умение слушать и слышать.

Контроль.

Участие в коллективном диалоге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделение главного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка.

 

 

Оценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные.

 

 

 

Регулятивные.

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные.

Личностные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные.

 

Личностные.

 

 

Коммуникативные.

 

 

 

 

Регулятивные.

Коммуникативные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные.

 

 

 

 

 

Регулятивные.

 

 

 

 

Дети строят схемы веществ в твёрдом состоянии

Дети строят схемы веществ в жидком состоянии.

Дети строят схемы веществ в жидком состоянии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыты изображены на слайдах.

 

 

Крахмал

Соль, сахар и лимонная кислота выглядят одинаково при растворении

 

 


 

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру в 3 классе на тему: «

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру в 3 классе на тему: «

Формы и виды деятельности: - фронтальная работа; - групповая работа; - практическаяработа

Формы и виды деятельности: - фронтальная работа; - групповая работа; - практическаяработа

Этапы урокаСодержание деятельностиФормирование

Этапы урокаСодержание деятельностиФормирование

У.- Сейчас вы сами определите тему первого урока этого раздела

У.- Сейчас вы сами определите тему первого урока этого раздела

Коммуникативные, личностные.

Коммуникативные, личностные.

Работа над понятием тело . У

Работа над понятием тело . У

У. – Сравните картинки расположенные на слайде

У. – Сравните картинки расположенные на слайде

У. – Как вы думаете, природа- это - всё, что сделано руками человека; - всё, что нас окружает; - всё, что нас окружает и существует…

У. – Как вы думаете, природа- это - всё, что сделано руками человека; - всё, что нас окружает; - всё, что нас окружает и существует…

Работа над понятием «вещество»

Работа над понятием «вещество»

Работа над понятием «вещество»

Работа над понятием «вещество»

Заключительный 5

Заключительный 5

Заключительный 5

Заключительный 5

Заключительный 5

Заключительный 5

Заключительный 5

Заключительный 5

Постановка домашнего здания.

Постановка домашнего здания.

Заключительный 5

Заключительный 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2023