Методическая разработка открытого урока по ОПК тема:"Монастыри".
Оценка 5

Методическая разработка открытого урока по ОПК тема:"Монастыри".

Оценка 5
Работа в классе +1
doc
Междисциплинарный 4
4 кл
12.06.2023
Методическая разработка открытого урока по ОПК тема:"Монастыри".
Конспект урока
Конспект урока по ОПК Монастырь- центр христианской православной.doc

Ход урока.

1.     Организационный момент:

 

"Поговорим? - О чём?

О всяком и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.

Чего-то знаю я, а что-то вам известно.

Поговорим? - Поговорим!

Нам будет интересно!"

 

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас новая интересная тема. Я  попрошу вас закрыть глаза, послушать песнопение и подумать о ком идёт речь.

II. Подготовка к изучению нового материала.

 

(Звучит православное песнопение на стихи иеромонаха отца Романа в исполнении Сергея Безрукова «В келье я лампаду затеплю»

 

1.Беседа

 

-  Ребята, как вы думаете,о ком идёт речь в этом произведении? ( о человеке,   служащем в храме или  о человеке , произносящем молитву)

 

-Какие слова нам  помогают понять смысл? (псалтырь, молитва, Господи)

 

-Может быть, что – то нам не знакомо? (келья, аналой)

 

III.    Мотивация.

 

-  Какого человека можно назвать счастливым: бедного или богатого?

 

(Счастье каждый понимает по-разному: материальное и духовное.)

-Почему на один вопрос вы даете различные ответы?

Прослушивание звона   

 

- Ребята, где можно слышать колокольный звон?

- Верно, в храме, в монастыре.

 

Чтение стихотворения.

 

Монастырь стоит на земле родной.

Колокольный звон нас зовёт домой.

Светит солнышко - купала горят

И с моей душой тихо говорят.

 

Монастырь у рек, на слиянии,

Смоет нашу боль и отчаянье.

Мы помолимся - Веру обретём

С покаянием к Господу придём.     Монастырь стоит на земле родной... Елена Понкратова

 

- О чем это строки?

 

- Что изображено на фотографии?   

 

(Слайд 1)

 

- Определите тему нашего урока.   «Монастырь».

 

IV.  Актуализация знаний. 

 

- Может ли жизнь в монастыре сделать человека счастливым?

-Давайте ответим на этот вопрос в конце урока.

 

 1V. Целеполагание.

 

 - Сформулируйте цель нашего урока в форме вопроса.

 - Как живут в монастырях?

 

I V. Поиск путей решения

 

_ Сегодня мы с вами откроем дверь в новый для нам мир, познакомимся с православным монастырем, узнаем кто такие монахи, чем они занимаются, какова их цель в жизни.

 

- Поставьте каждый для себя вопросы, на которые он бы хотел получить ответы.

 

- Кто живет в монастырях?

- Чем занимаются в монастырях?
- Приносит ли радость людям жизнь в монастыре?

 

- Помогут ли нам эти вопросы достичь цели?

 

 

VII. Решение проблемы.

 

1.     Слово учителя.

 

- Монастырь - это особый мир со своими законами и правилами. Сюда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить душу. Люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезней.

А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре.

 

  - Людям  естественно  жить  вместе, создавать  семьи, давать  жизнь  детям. Это  ценно  в  любой  религии  мира, и  православие – не  исключение. Поэтому  одна  из  удивительнейших  страниц    истории  человечества – это  появление  монахов, или  иноков.

 

(Слайд 2)

 

 «монос» (греч) – один

 

- Монах – человек, который  по  своим  религиозным  убеждениям  решил  жить  без  семьи.

- Сам  монах  считает, что  он  НЕ  ОТКАЗАЛСЯ, а  СОГЛАСИЛСЯ, согласился  с  зовом Бога, Который  указал  на  его  призвание.

 

  - Как  вы  понимаете, что  такое  призвание? (ответы  детей)

 

- Призвание  монаха – быть  всегда  только  с  Богом

 

- Первые  христианские  монахи  появились  в  конце 3 в. От Р.Х. Они  определили  главное  правило  монашеской  жизни:

 

(Слайд 3)  Трудись  и  молись

 

- Чтобы получше познакомиться с этим правилом монашеской жизни обратимся к статье учебника. С. 80

 

 2.Работа с информацией по учебнику ст.80- 81.

 

 (чтение текста со слов: «Первые  христианские  монахи  появились  в  конце 3 в.)

 

3. Работа в группах на  листочках.

 

- В тексте встретились незнакомые слова, поработайте с ними в группах, на столах у вас задания для каждой группы.

 

 Словарная работа

- В тексте встретились незнакомые слов. Найдите в тексте значение этих слов.

 

1 группа

 

Монах_____________________________________________________________ Послушание________________________________________________________

 

2 группа

 

Монашеский обет___________________________________________________

Постриг монаха_____________________________________________________

 

- Проверим, что у вас получилось.

 

4. Физминутка.

 

Утром ангелы проснулись.

Улыбнулись, потянулись.

Раз – росой они умылись,

Два изящно покружились,

Три нагнулись и присели.

На четыре полетели.

 

- Скажите, а монахи одеваются как обыкновенные люди или как то иначе?

Предлагаю вам поработать с рубрикой «Это интересно» и подписать названия монашеского одеяния. Работаем с заданием № 2

 

5. Работа с иллюстративным материалом на карточке.

(самостоятельная работа)

 

Прочитайте текст на странице 81 в разделе «Это интересно». Подпишите предметы монашеского облачения

 

 

                                                                                                    

                                                                                                                          

                                                                                                                          

                                                                                                                          

 

                                                                                                                          

 

 

-  Когда послушник  пожил в монастыре и все ему понравилось, он должен узнать о монашеских обетах.

 

- А как вы думаете, а могут ли монахи жить как обыкновенные люди?

 

Слайд 5     Монастырь – община  монахов

 

  - Как  вы  думаете, легко  ли  стать  монахом?  (ответы  детей)

 

-   Монахом  стать  трудно. Чтобы  отличить  призвание  от  случайного  каприза, тому, кто  пожелал  стать  монахом, предлагается  несколько  лет  просто  пожить  при  монастыре  в  послушании, т.е.  стать  послушником.

 

(Слайд 5 ) 

 

Послушание

 

  - Сможете  объяснить  смысл  этого  слова? (ответы  детей)

 

-  Это  значит  человек  принимает  серьёзное  и  очень  мужественное  решение: «Я  не буду  сам  решать, что  мне  сейчас  ко  благу  или  нет, а  буду  спрашивать  об  этом  у  более  опытных  и  мудрых  людей».

 

-  Когда  послушник  лучше  присмотрится  и  к  себе, и  к  жизни   монастыря, он  просит  принять  его  в  монахи  и  приносит

 

(Слайд 6)

 

      Монашеские  обеты (обещания)

1.     Послушание (во всем слушаться более мудрых монахов)

2.     Безбрачие (никогда не иметь семью)

3.      Нестяжание (отсутствие  личных  вещей)

 

  - А  почему  монахи  не  имеют  личных  вещей? Когда  человек  более  свободен?

 

7. Посмотрите отрывок из фильма «Остров»  режиссера Павла Лунгина.

(Учащиеся смотрят отрывок. Содержание: в кочегарку  старца Анатолия (актер П. Мамонов) переселяется настоятель монастыря, отец Филарет (актер В. Сухоруков),  и пытается наладить отношения с отцом Анатолием. Настоятель приходит со своим одеялом, которое привез из Афона. Ночью отец Анатолий выбрасывает это одеяло в озеро. Стоп-кадр).

 

- Как вы думаете, что будет дальше?

(Ответы учащихся).

 

- Как поступили бы вы в этой ситуации?

(Ответы учащихся).

 

- Посмотрите – что было дальше.

 

(Учащиеся смотрят продолжение отрывка, где настоятель отец Филарет благодарит отца Анатолия за то, что тот избавил его от привычки к комфорту)

 

- Была ли развязка конфликта для вас ожидаемой? 

 

- Вот такие люди – монахи, особенные, прощают и любят. Но для нас, мирских людей,  такое качество как терпимость тоже нужно и ценно.

 

- И вот когда послушник научился соблюдать  монашеские обеты  происходит

 

 (Слайд 7)         Постриг,  который  означает, что  он  сам, свободно  отдаёт  себя  в  слуги  Христу, чтобы  никто  другой  и  ничто  другое  не  владели  им. Для  него  начинается  другая  жизнь, поэтому  при  постриге  монах  получает  новое  имя.

 

 

8. Работа

 

- Отгадайте , дети, загадку:

 

Ряса, клобук, параман 
Говорят о многом нам: 
Так одет монах, друзья, 
Жить, как все, ему нельзя! 
Инок, мантией одетый, 
Давший Господу … (обеты). 

 

- Чтобы усмирить свою гордыню и страсти, монахи иногда сами по своей воле накладывают обеты  – обет молчания, обет столпничества (не садиться в течение длительного времени).

- Но такие подвиги совершают не молодые монахи, а те, которые  много лет свей жизни посвятили служению Богу.

 

-  А теперь, чтобы узнать насколько вы освоили новый материал, я предлагаю вам поработать с тестовыми заданиями.

 

VIII. Первичное закрепление

 

- Давайте проверим как вы усвоили новые понятия и правила монашеской жизни.

 

Тестовые задания

 

 - На столах у вас листы с тестовыми заданиями, выполните их в парах.

 

1. Закончите предложение:

Люди уходят в монастырь, когда

1) ..у них не ладится в жизни;

2)  им хочется, чтобы ими восхищались;

3)  чувствуют потребность постоянного общения с Богом.

 

2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является

1)  труд и молитва;

2)  желание быть лучшим в монастыре;

3)  самоистязание и самолюбование.

 

3. Закончите предложение:

Монашеская жизнь

1) скучна, так как нечем заняться;

2)  не отличается от обычной;

3)  по-своему радостна, так как направлена к Богу.

 

4.Закончите предложение:

Послушание в монастыре нужно для того, чтобы

1)  узнать, что такое унижение;

2)  победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);

3)  просто всех слушаться.

 

 

 IX. Систематизация знаний.  «Прием отсроченная догадка»

 

- Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока.

Слайд

 

- Испытывает человек счастье, когда достигает своей цели, делает свой выбор?

- Может ли жизнь в монастыре сделать человека счастливым?

-  Какой человек имеет право быть монахом?

- Можно ли заставить человека стать монахом?

- Кто такой монах?

 

X.  Включение в систему знаний.           Кластер. «Монастырь»

 

Давайте вспомним, что такое монастырь и кто такие монахи. Для этого составим клестер.

 

  Слайд 

 

 - У вас в рабочих листах набор различных терминов, выберите только те, которые относятся к теме, постройте кластер.

 

Призвание               Эгоизм

Гордость                   Непослушание

Послушание             Труд и молитва

Лень                           Смирение

Монах

 

 

 (МОНАСТЫРЬ – призвание, послушание, монах, смирение, труд и молитва.)

 

 

XI. Рефлексия

 

 

Подведите итог урока, чему вы сегодня научились, что вам понравилось. Составьте свои высказывания выбирая начало фразы из предложенных речевых конструкций.


Ход урока. 1. Организационный момент: "Поговорим? -

Ход урока. 1. Организационный момент: "Поговорим? -

Светит солнышко - купала горят

Светит солнышко - купала горят

Слово учителя. - Монастырь - это особый мир со своими законами и правилами

Слово учителя. - Монастырь - это особый мир со своими законами и правилами

В тексте встретились незнакомые слова, поработайте с ними в группах, на столах у вас задания для каждой группы

В тексте встретились незнакомые слова, поработайте с ними в группах, на столах у вас задания для каждой группы

Когда послушник пожил в монастыре и все ему понравилось, он должен узнать о монашеских обетах

Когда послушник пожил в монастыре и все ему понравилось, он должен узнать о монашеских обетах

Это значит человек принимает серьёзное и очень мужественное решение: «Я не буду сам решать, что мне сейчас ко благу или нет, а буду спрашивать об…

Это значит человек принимает серьёзное и очень мужественное решение: «Я не буду сам решать, что мне сейчас ко благу или нет, а буду спрашивать об…

Слайд 7) Постриг , который означает, что он сам, свободно отдаёт себя в слуги

Слайд 7) Постриг , который означает, что он сам, свободно отдаёт себя в слуги

Закончите предложение: Основным в монашеской жизни является 1) труд и молитва; 2) желание быть лучшим в монастыре; 3) самоистязание и самолюбование

Закончите предложение: Основным в монашеской жизни является 1) труд и молитва; 2) желание быть лучшим в монастыре; 3) самоистязание и самолюбование

Слайд - У вас в рабочих листах набор различных терминов, выберите только те, которые относятся к теме, постройте кластер

Слайд - У вас в рабочих листах набор различных терминов, выберите только те, которые относятся к теме, постройте кластер
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2023