Ход урока.
1. Организационный момент:
"Поговорим? - О чём?
О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим? - Поговорим!
Нам будет интересно!"
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас новая интересная тема. Я попрошу вас закрыть глаза, послушать песнопение и подумать о ком идёт речь.
II. Подготовка к изучению нового материала.
(Звучит православное песнопение на стихи иеромонаха отца Романа в исполнении Сергея Безрукова «В келье я лампаду затеплю»
1.Беседа
- Ребята, как вы думаете,о ком идёт речь в этом произведении? ( о человеке, служащем в храме или о человеке , произносящем молитву)
-Какие слова нам помогают понять смысл? (псалтырь, молитва, Господи)
-Может быть, что – то нам не знакомо? (келья, аналой)
III. Мотивация.
- Какого человека можно назвать счастливым: бедного или богатого?
(Счастье каждый понимает по-разному: материальное и духовное.)
-Почему на один вопрос вы даете различные ответы?
Прослушивание звона
- Ребята, где можно слышать колокольный звон?
- Верно, в храме, в монастыре.
Чтение стихотворения.
Монастырь стоит на земле родной.
Колокольный звон нас зовёт домой.
Светит солнышко - купала горят
И с моей душой тихо говорят.
Монастырь у рек, на слиянии,
Смоет нашу боль и отчаянье.
Мы помолимся - Веру обретём
С покаянием к Господу придём. Монастырь стоит на земле родной... Елена Понкратова
- О чем это строки?
- Что изображено на фотографии?
(Слайд 1)
- Определите тему нашего урока. «Монастырь».
IV. Актуализация знаний.
- Может ли жизнь в монастыре сделать человека счастливым?
-Давайте ответим на этот вопрос в конце урока.
1V. Целеполагание.
- Сформулируйте цель нашего урока в форме вопроса.
- Как живут в монастырях?
I V. Поиск путей решения
_ Сегодня мы с вами откроем дверь в новый для нам мир, познакомимся с православным монастырем, узнаем кто такие монахи, чем они занимаются, какова их цель в жизни.
- Поставьте каждый для себя вопросы, на которые он бы хотел получить ответы.
- Кто живет в монастырях?
-
Чем занимаются в монастырях?
- Приносит ли радость людям жизнь в монастыре?
- Помогут ли нам эти вопросы достичь цели?
VII. Решение проблемы.
1. Слово учителя.
- Монастырь - это особый мир со своими законами и правилами. Сюда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить душу. Люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезней.
А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре.
- Людям естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Это ценно в любой религии мира, и православие – не исключение. Поэтому одна из удивительнейших страниц истории человечества – это появление монахов, или иноков.
(Слайд 2)
«монос» (греч) – один
- Монах – человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи.
- Сам монах считает, что он НЕ ОТКАЗАЛСЯ, а СОГЛАСИЛСЯ, согласился с зовом Бога, Который указал на его призвание.
- Как вы понимаете, что такое призвание? (ответы детей)
- Призвание монаха – быть всегда только с Богом
- Первые христианские монахи появились в конце 3 в. От Р.Х. Они определили главное правило монашеской жизни:
(Слайд 3) Трудись и молись
- Чтобы получше познакомиться с этим правилом монашеской жизни обратимся к статье учебника. С. 80
2.Работа с информацией по учебнику ст.80- 81.
(чтение текста со слов: «Первые христианские монахи появились в конце 3 в.)
3. Работа в группах на листочках.
- В тексте встретились незнакомые слова, поработайте с ними в группах, на столах у вас задания для каждой группы.
Словарная работа
- В тексте встретились незнакомые слов. Найдите в тексте значение этих слов.
1 группа
Монах_____________________________________________________________ Послушание________________________________________________________
2 группа
Монашеский обет___________________________________________________
Постриг монаха_____________________________________________________
- Проверим, что у вас получилось.
4. Физминутка.
Утром ангелы проснулись.
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись,
Два изящно покружились,
Три нагнулись и присели.
На четыре полетели.
- Скажите, а монахи одеваются как обыкновенные люди или как то иначе?
Предлагаю вам поработать с рубрикой «Это интересно» и подписать названия монашеского одеяния. Работаем с заданием № 2
5. Работа с иллюстративным материалом на карточке.
(самостоятельная работа)
Прочитайте текст на странице 81 в разделе «Это интересно». Подпишите предметы монашеского облачения
- Когда послушник пожил в монастыре и все ему понравилось, он должен узнать о монашеских обетах.
- А как вы думаете, а могут ли монахи жить как обыкновенные люди?
Слайд 5 Монастырь – община монахов
- Как вы думаете, легко ли стать монахом? (ответы детей)
- Монахом стать трудно. Чтобы отличить призвание от случайного каприза, тому, кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто пожить при монастыре в послушании, т.е. стать послушником.
(Слайд 5 )
Послушание
- Сможете объяснить смысл этого слова? (ответы детей)
- Это значит человек принимает серьёзное и очень мужественное решение: «Я не буду сам решать, что мне сейчас ко благу или нет, а буду спрашивать об этом у более опытных и мудрых людей».
- Когда послушник лучше присмотрится и к себе, и к жизни монастыря, он просит принять его в монахи и приносит
(Слайд 6)
Монашеские обеты (обещания)
1. Послушание (во всем слушаться более мудрых монахов)
2. Безбрачие (никогда не иметь семью)
3. Нестяжание (отсутствие личных вещей)
- А почему монахи не имеют личных вещей? Когда человек более свободен?
7. Посмотрите отрывок из фильма «Остров» режиссера Павла Лунгина.
(Учащиеся смотрят отрывок. Содержание: в кочегарку старца Анатолия (актер П. Мамонов) переселяется настоятель монастыря, отец Филарет (актер В. Сухоруков), и пытается наладить отношения с отцом Анатолием. Настоятель приходит со своим одеялом, которое привез из Афона. Ночью отец Анатолий выбрасывает это одеяло в озеро. Стоп-кадр).
- Как вы думаете, что будет дальше?
(Ответы учащихся).
- Как поступили бы вы в этой ситуации?
(Ответы учащихся).
- Посмотрите – что было дальше.
(Учащиеся смотрят продолжение отрывка, где настоятель отец Филарет благодарит отца Анатолия за то, что тот избавил его от привычки к комфорту)
- Была ли развязка конфликта для вас ожидаемой?
- Вот такие люди – монахи, особенные, прощают и любят. Но для нас, мирских людей, такое качество как терпимость тоже нужно и ценно.
- И вот когда послушник научился соблюдать монашеские обеты происходит
(Слайд 7) Постриг, который означает, что он сам, свободно отдаёт себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. Для него начинается другая жизнь, поэтому при постриге монах получает новое имя.
8. Работа
- Отгадайте , дети, загадку:
Ряса, клобук,
параман
Говорят о многом
нам:
Так одет монах,
друзья,
Жить, как все,
ему нельзя!
Инок, мантией
одетый,
Давший Господу …
(обеты).
- Чтобы усмирить свою гордыню и страсти, монахи иногда сами по своей воле накладывают обеты – обет молчания, обет столпничества (не садиться в течение длительного времени).
- Но такие подвиги совершают не молодые монахи, а те, которые много лет свей жизни посвятили служению Богу.
- А теперь, чтобы узнать насколько вы освоили новый материал, я предлагаю вам поработать с тестовыми заданиями.
VIII. Первичное закрепление
- Давайте проверим как вы усвоили новые понятия и правила монашеской жизни.
Тестовые задания
- На столах у вас листы с тестовыми заданиями, выполните их в парах.
1. Закончите предложение:
Люди уходят в монастырь, когда
1) ..у них не ладится в жизни;
2) им хочется, чтобы ими восхищались;
3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.
2. Закончите предложение:
Основным в монашеской жизни является
1) труд и молитва;
2) желание быть лучшим в монастыре;
3) самоистязание и самолюбование.
3. Закончите предложение:
Монашеская жизнь
1) скучна, так как нечем заняться;
2) не отличается от обычной;
3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.
4.Закончите предложение:
Послушание в монастыре нужно для того, чтобы
1) узнать, что такое унижение;
2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);
3) просто всех слушаться.
IX. Систематизация знаний. «Прием отсроченная догадка»
- Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока.
Слайд
- Испытывает человек счастье, когда достигает своей цели, делает свой выбор?
- Может ли жизнь в монастыре сделать человека счастливым?
- Какой человек имеет право быть монахом?
- Можно ли заставить человека стать монахом?
- Кто такой монах?
X. Включение в систему знаний. Кластер. «Монастырь»
Давайте вспомним, что такое монастырь и кто такие монахи. Для этого составим клестер.
Слайд
- У вас в рабочих листах набор различных терминов, выберите только те, которые относятся к теме, постройте кластер.
Призвание Эгоизм
Гордость Непослушание
Послушание Труд и молитва
Лень Смирение
Монах
(МОНАСТЫРЬ – призвание, послушание, монах, смирение, труд и молитва.)
XI. Рефлексия
Подведите итог урока, чему вы сегодня научились, что вам понравилось. Составьте свои высказывания выбирая начало фразы из предложенных речевых конструкций.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.