Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Оценка 4.9

Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Оценка 4.9
docx
17.04.2021
Методическая разработка открытого урока  по русскому языку в 3 классе по теме:  «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
1.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."

 

 

Методическая разработка открытого урока

по русскому языку в 3 классе по теме:

 «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

 

Подготовила и провела

Магомедова Рашия Исмаиловна

учитель начальных классов

 

Тип урока: закрепление.

 

Цель:

актуализация приобретенных знаний по теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»;

формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; умение распознавать в словах корневые орфограммы;

развивать каллиграфические умения;

 развивать умения устанавливать связь в предложении;

создавать условия для формирования умения работать в парах, малых группах;

воспитывать интерес к урокам русского языка.

Задачи:

образовательная: развитие умений распознавать существительные в речи, различать одушевленные и неодушевленные существительные, ввести эти термины в языковую практику;

развивающая: развивать логическое мышление, речь, внимание, память, познавательную активность; развивать коммуникативные навыки;

воспитательная: содействовать воспитанию любви к предмету; продолжить формировать навык самоконтроля, взаимоконтроля; продолжить формировать умения работать в паре и группе; содействовать воспитанию дружеских отношений; воспитанию бережного отношения к русскому языку.

Планируемые результаты:

личностные: проявлять интерес к изучению темы; понимание успешности при освоении учебной темы;

познавательные: объяснять различие существительных одушевленных и неодушевленных и обосновывать свое мнение;

регулятивные: планировать и выполнять учебное задание в соответствии с целью; соотносить учебное действие с известным правилом; выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку учебного задания; оценивать результат собственной деятельности;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; формировать понятные высказывания в рамках учебного диалога используя термины; учитывать мнение партнера и приходить к совместному решению; адекватно воспринимать оценку своих действий и вносить коррективы;

предметные: научить различать одушевленные и неодушевленные предметы, ставить вопросы к словам; классифицировать и объединять слова в тематические группы.

 

Дидактические средства:

основные: учебник «Русский язык», в.П.Канакина, В.Г.Горецкий, ч.2.; презентация, компьютер, проектор;

дополнительные: методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, карточки с заданиями, сигнальные карточки.

Организация пространства:

работа фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.

 

Ход урока.

1.     Организационный момент, мотивация.

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

 Поздоровались учтиво.

 

- Ребята, вам тепло? (Да)

- В классе у нас светло? (Да)

- Прозвенел уже звонок? (Да)

-Это начался урок? (Да)

- Значит можно всем садиться? (Да)

- Внимательно слушай – и все услышишь.

- Внимательно смотри – и все увидишь.

- Думай – и все поймешь!

 

Ум и сердце в работу вложи

И каждой секундой в труде дорожи!        (Слайд)

 

-Начнем наш урок русского языка со слов К.Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». И это действительно так. У каждого человека есть Родина, и каждый любит ее. Любит место, где он родился и живет. Любит свой народ, любит свой язык. Наш с вами родной язык – русский язык. Язык, на котором мы говорим, красив и богат.

-Благодаря русскому языку, вы можете учиться, трудиться, добиваться успехов, открывать для себя каждый день что-то новое.

2. Актуализация знаний.

-И вот сегодня я предлагаю отправиться в путешествие по морю Имя Существительное. Мы вспомним, чему научились на предыдущих уроках. Нам предстоит узнать много интересного и полезного, того, что пригодится нам в жизни.

-У вас обязательно все получится!

-А тему путешествия нам подскажут слова, которые написаны на доске и вы их должны распределить в 2 группы:

волна

чайка

море

рак

 

 

 

-Какую часть речи вы исследовали? (Имена существительные.)

- По какому признаку вы разделили слова на 2 группы?

 

(Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?)

 

- Назовите орфограммы, которые встретились в этих словах?     (Слайд)

 

 (Безударная гласная (проверить), парная согласная (проверить), правописание гласных после шипящих.)

-Как по-другому называют имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

(Одушевленные и неодушевленные имена существительные.)

 

   3. Целеполагание.

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Ответы детей)

- Над чем мы будем сегодня продолжать работать? (Ответы детей)

-Какие задачи мы поставим перед собой?   (Ответы детей)

 (Узнать, закрепить, применить полученные знания…)

-Отправляемся в путь. А на каком виде водного транспорта мы будем путешествовать,  вы узнаете, отгадав ребус. Расшифруйте слово с помощью чисел:

5   2  8  10  6  11

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

к

р

и

ф

о

л

д

а

х

б

ь

 

-Запишите это слово в тетрадь.

 -Пишите аккуратно.

-Какое это слово?  (Корабль) 

-Какая орфограмма в слове?

(Словарное: Непроверяемая безударная гласная «о».)

- К какой части речи это слово относится?

 (Имя существительное.)

-На какой вопрос отвечает?

(Что? Обозначает неодушевленный предмет.)     (Слайд)

 

4. Чистописание.

-Корабельщики перед плаванием проверяют состояние корабля, а мы,  прежде чем отправиться в плавание, потренируем руку и повторим написание некоторых букв.

-Откройте тетради, входим на палубу корабля. Проверьте дату отплытия, которую вы написали заранее.

-На какие вопросы отвечают одушевленные и неодушевленные имена существительные?

(Кто? и что?)

-Соедините с помощью верхней и нижней петли эти буквы и запишите в тетрадь. Вспомните правильное написание элементов букв.

- На этой же строке запишите буквы без верхней и нижней петли, соединив их в слова. Пишите аккуратно и каллиграфически верно.

-Вот мы и на палубе, отправляемся в путь.

 

а)   Работа в парах.

-Мы в море Имени Существительного, приближаемся к острову. На этом острове живут два добродушных дельфина по кличке «Кто?» и «Что?». Эти дельфины очень любознательные. Они хотят узнать как можно больше имен существительных. Давайте им поможем.    

 (Слайд)

-Распределите имена существительные в два столбика:

кит, берег, чайка, ветер, дно, моряк  (1 уч-к на доске, остальные пишут в тетрадях)

Взаимопроверка.  Проверьте, верно ли вы справились с работой? Поменяйтесь для этого тетрадями. Поставьте «+», если вам понравилась работа соседа по парте. Знак «-», если вы считаете, что работа не соответствует правилам письма. И «?»знак, если вы сомневаетесь в выборе знака.

(Проверка на доске, оценка ученика.)

-Как называют имена существительные, которые отвечают на вопрос Что?

-Как называют имена существительные, которые отвечают на вопрос Кто?

-Я думаю,  дельфины остались довольны нашей работой. А вы своей? Оцените свою работу по правилу трех цветов: было легко, все хорошо-зеленый цвет; затруднялся, есть ошибки-синий; не понял, нужна помощь-красный.

 

а)  Работа с книгой.

 

-Продолжаем путешествие. Следующее задание нужно прочитать в нашем корабельном журнале. Откройте учебник на стр. 12 № 15. Прочитайте задание. Что надо сделать? Объясните. Работу будем выполнять по вариантам. 1 вариант выписывают одушевленные имена существительные, а 2 вариант - неодушевленные имена существительные.

-Обратите внимание на орфограммы в словах при списывании, чтобы не допустить ошибок. После проверьте, верно ли вы списали слова.

 

Проверка через ДК  (2 ученика.)

Оцените свою работу по принципу  3-х цветов.

 

5.Физкультминутка.   (Слайд)

Волны плещут в океане. (Изображение волн руками)

Что там чудится в тумане? (Руки вперед)

Это мачты кораблей. (Руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей! (Приветственно машут руками)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем. (Ходьба на месте)

Ищем ракушки в песке. (Наклоны)

И сжимаем в кулачке. (Сжимают кулачки)

Чтоб побольше их собрать,

 Надо чаще приседать. (Приседают)

Сядем дружно на песок.

Снова начался урок. (Садятся за парты)

 

6. Построение алгоритма решения орфографической задачи.

-Из уроков по окружающему миру, вы знаете, что в море впадает река.

По реке плывет кораблик.

Он плывет издалека.

На кораблике четыре

Очень важных моряка.     (Слайд)

- Устно найдите одушевленные и неодушевленные имена существительные. А для этого вспомним главный вопрос урока. Чтобы на него ответить, нужно составить алгоритм действия, выполняя которые, сможем определить одушевленное или неодушевленное имя существительное.

 

1. Нахожу имя существительное.

2. Ставлю в начальную форму.

3. Задаю вопрос кто? или что?

4. Определяю, обозначает живой или неживой предмет.     (Слайд)

 

-Оцените свою работу по принципу трех цветов.

 

7. Включение в систему знаний и закрепление.

б)  Работа в группах.

 

-Плавание продолжается. Полный вперед! На горизонте следующий остров. После шторма на берег вынесло много слов, которые нужно правильно распределить в 2 группы. Вот и мы распределимся в группы.  Для этого вспомним правила работы в группах:

работаем сообща,

выслушиваем мнение товарищей,

помогаем друг другу…

-Класс делится на шесть групп по четыре человека. Каждой группе необходимо  выполнить задание из зеленого конверта: расшифровать и записать слово, определить одушевленное или неодушевленное это имя существительное, отметить его значком «+» в нужной колонке.

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

Одуш.

Неодуш.

1.

дымоход

травяной

дедушка

кисточка

травушка

 

+

2.

ход

море

червяк

пирог

моряк

+

 

3.

побег

ходики

краска

дочка

походка

 

+

4.

подъем

вода

грибник

луг

подводник

+

 

 

-Проверяем. ( Через ДК )

Оцените свою работу по принципу трех цветов.

 

8.  Физкультминутка. «Рыбки» (для глаз)     (Слайд)

-И с этим испытанием мы справились. И в этом нам помогли знания по русскому язык.

 

9.  Работа над предложением.

-Мы хорошо провели время на острове в море Имени Существительного. Пора возвращаться домой. Поэтому наш корабль отплывает обратно на Родину.

-На обратном пути нас встречают препятствия. Этого нельзя допустить, поэтому выполним следующее задание. Отгадаете ребус – узнаете какое…

 

А кулак ,                               (Слайд)

-Правильно. Акула.

-Составьте с этим словом предложение по схеме.

какая?            кто?         что делает?       где?

 

-Запишите. Разберите по членам предложения. Выпишите словосочетания.

 (1 уч-к на доске)

 

10.  Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

-Дорога домой проходит через узкий пролив. Огромные скалы, как морские ворота, задают нам работу, выполнив которую, мы попадем домой.

-В заключении выполним задание по сложности. В конверте №   выберете  задание из трех, которое вам по силам и выполните его.

 

1.Подчеркни одной чертой одушевленные имена существительные, двумя чертами неодушевленные:

Берег, горох, отец,  товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.

 

2.Образуйте от данных слов однокоренные слова по данному принципу:

 

      Кто?                                                             Что?

моряк                             -                                 море

      ?                                -                               лыжи

гимнаст                          -                                   ?

      ?                                -                                учение

лодочник                        -                                 ?

 

3.Составьте из слов пословицы. Над именами существительными подпишите одушевленные или неодушевленные они.

а)  Человека, а лень, труд, кормит, портит.

б)   Рыбку, чтобы, в воду, надо, съесть, лезть.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

-За это задание все получат оценку. Я проверю и скажу вам завтра. Вложите карточку с работой в тетрадь.

 

11.   Подведение итога урока.

-Молодцы! Справились с заданием. Давайте подведем итог нашего путешествия.

 - Какую часть речи мы исследовали  на уроке?

-Какой был главный вопрос на нашем уроке?

-По каким вопросам изменяются одушевленные, неодушевленные имена существительные?

-Нашли ответ на него?

 

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.

Пушки с пристани палят.

Кораблю пристать велят…

 

12.  Домашнее задание.     (Слайд)

-Откройте дневники, запишите задание на дом.

-Стр. 13, упр.18, ПО № 19-20.

 

13.  Рефлексия.

-Вы были внимательными, хорошо работали,

 очень дружно.

-Кто вернулся с путешествия в хорошем настроении? Покажите свое настроение

(Правило трех цветов)

 

-Значит,  есть над чем поработать, знаем недостаточно…Завтра продолжим работу.

-Урок окончен! Спасибо за работу!     (Слайд)

 

 

 

 

 

Директор МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Устарханов Х.А.

                             

Зам. директора  УР МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Джабраилова С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."

 

Отзыв коллег

об открытом уроке русского языка в 3 «А» классе

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

учителя начальных классов

Магомедовой Рашия Исмаиловны

 

На уроке присутствовали администрация школы; директор, заместитель директора, учителя начальных классов школ города. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Свой урок Рашия Исмаиловна строила в соответствии с ФГОС, используя информационно- коммуникативные технологии. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Части речи». На предыдущих уроках дети учились различать предмет и слово как «часть речи», вводится понятие «имя существительное».

Этот урок изучения новых знаний. При планировании урока учитывала то, что у детей развито наглядно-образное мышление. Поэтому использовала рисунки, презентацию, напечатанные карточки для каждого ребенка. Закрепляли понятия «имя существительное»; знакомились с новыми понятиями-неодушевлённые и одушевлённые имена существительные. Развивали «орфографическую зоркость». На уроке была использована физкультминутка для снятия напряжения с мышц глаз, рук и спины. Для повышения работоспособности проводилась смена видов деятельности. Каждый ученик понимал свою роль на уроке. Дети данного класса умеют работать в группах самостоятельно. По заданному алгоритму каждый смог работать как во время индивидуальной, так и во время коллективной работы. Учитель умело использовала групповую форму работы учащихся на разных этапах урока: на этапе обобщения и систематизации знаний учащихся, опираясь на индивидуальные особенности детей. Учащиеся работали в группах, выполняли задание по постановке знаков препинания в конце предложения, рассматривали различные примеры использования одушевленный и неодушевленных имен существительных. Повторили правила работы в группах и в парах. При работе в парах распределяли существительные по признакам.

Учитель использует на уроке и самостоятельную работу учащихся с самопроверкой: учащиеся находили в тексте предложения и записывали их. Текст носил воспитательный характер – любовь и уважение к малой Родине, к городу в котором ты живёшь. На уроке осуществлялась и межпредметная связь (с математикой и с окружающим миром).

На разных этапах урока присутствуют различные воспитательные аспекты: даже в организационном начале урока учитель показала значимость грамотности как – показателя культуры человека, «мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными», учитель использовала игровой момент – «сундучок знаний». Рашия Исмаиловна использует различные виды работ: словарная работа – картинный диктант с использованием ИКТ, с самопроверкой учащихся, а также комментированное письмо у доски.

Учитель умело реализует разные виды работы с классом: самостоятельную, групповую, коллективную, и это обеспечивает постоянную смену видов деятельности детей. Соблюдаются здоровье сберегающие технологии. Большинство детей владеет терминологией. На протяжении всего урока прослеживается обратная связь.

Каждый ребёнок является активным участником урока, дети внимательно слушают друг друга, отстаивают свою точку зрения на основе своих доказательств. Учащиеся владеют умением самооценки, требовательны к себе и товарищам.

Из проекта видно, что на уроке творческая атмосфера, царит сотрудничество и взаимопонимание. Урок имеет большое воспитательное значение, так как дети учатся сотрудничать, сопереживают, развивают кругозор, пополняют словарный запас. Домашнее задание Рашия Исмаиловна предложила детям по выбору.

Итогом работы является рефлексия групповой деятельности и заполнение листа самоконтроля, выставление объективной оценки за работу на уроке

Урок имеет большое практическое значение для учителей, интересующихся новыми формами работы в рамках ФГОС.

 

 

 

 

 

 

 

Директор МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Устарханов Х.А.

                             

Зам. директора  УР МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Джабраилова С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."

 

Отзыв родителей

об открытом уроке русского языка в 3 «А» классе

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

учителя начальных классов

Магомедовой Рашия Исмаиловны

 

Хочется отметить очень тщательную и многостороннюю подготовку учителя  к уроку:

Использовался мультимедийный проектор, наглядные пособия в виде таблиц, плакатов; пять

видов словарей; индивидуальные карточки с буквами у каждого ученика; тестовые задания, выданные каждому ученику. Учащиеся вспомнили, что такое существительное. Обязательны были на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением. Было организовано чередование и смена видов деятельности в ходе урока. На учебном занятии для отработки общеучебных и специальных умений и навыков использовалась коллективная, парная, групповая, самостоятельная, индивидуальная формы работы, что сказалось на познавательной активности, творчестве и самостоятельности учащихся. Коллективная, парная, групповая формы работы способствовали формированию коммуникативной и социальной компетенций. Самостоятельная и индивидуальная учебная деятельность была направлена на развитие у учащихся умений делать выбор, решать, каким будет способ учебных действий. На уроке был осуществлен дифференцированный подход к учащимся, который выражался в степени помощи, оказанной ученикам, а также в индивидуальном  выборе практической деятельности. Дети чувствовали себя на уроке комфортно.

 

 

 

 

 

Родители 3а класса


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им

Дидактические средства: основные: учебник «Русский язык», в

Дидактические средства: основные: учебник «Русский язык», в

Какую часть речи вы исследовали? (Имена существительные

Какую часть речи вы исследовали? (Имена существительные

На этой же строке запишите буквы без верхней и нижней петли, соединив их в слова

На этой же строке запишите буквы без верхней и нижней петли, соединив их в слова

Сядем дружно на песок. Снова начался урок

Сядем дружно на песок. Снова начался урок

Работа над предложением. -Мы хорошо провели время на острове в море

Работа над предложением. -Мы хорошо провели время на острове в море

Молодцы! Справились с заданием

Молодцы! Справились с заданием

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им

Соблюдаются здоровье сберегающие технологии

Соблюдаются здоровье сберегающие технологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2021