Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Сложносокращенные слова"
Оценка 4.9

Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Сложносокращенные слова"

Оценка 4.9
docx
28.11.2023
Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Сложносокращенные слова"
konspekt.docx

Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Сложносокращенные слова"

 

Тип урока: урок изучения новой темы

Цель: познакомить учащихся со сложносокращѐнными именами существительными.

Задачи:

1.      научить определять род сложносокращѐнных имѐн существительных;

2.      формировать навыки опознавания, правильного написания и употребления в речи сложносокращѐнных имѐн существительных; воспитывать умение грамотно использовать аббревиатуры в устной и письменной речи; развивать речевую, мыслительную

3.      деятельность; умение рассуждать и применять данные знания на практике: организация активной мыслительной деятельности учащихся

Материалы и оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы, таблички с заданиями, маршрутный лист.

Предварительная подготовка: учащимся необходимо повторить теоретический материал, а также выполнить несколько упражнений на отработку данной темы, подготовить небольшие сообщения.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Учитель приветствует всех находящихся в классе.

Слайд 1

Учитель:

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок.

Друг на друга посмотрите

И смелее улыбнитесь.

Повернитесь, распрямитесь

И еще раз улыбнитесь!

Слайд 1

Давайте запишем дату урока в тетрадь… (на экране демонстрируется видео звонка Skype).

Ребята, кто-то нам звонит, давайте скорее ответим. (Появляется Мишка)

-Мишка: Здравствуйте.  Я так соскучился, что не утерпел и позвонил. Ой, а с кем это вы находитесь?

Учитель: Это мои ученики, 6 класс.

Мишка: Привет, ребята! Как ваши дела?

ответы учеников

Мишка: А у меня не очень.

Учитель: Что же случилось?

Мишка: Я всѐ вам расскажу. Слушайте. Бегу я мимо ДК, рядом ещѐ  автомагазин «Запчасти» находится, а ещѐ рядом - детсад «Ручеѐк». Забежал я в сельмаг (как говорит моя бабушка), купил леденцов и решил быстренько перебежать улицу и тут и произошла со мной эта ЧП. Откуда ни возьмись выскочила водовозка. А я у неѐ на пути... Взвизгнули тормоза и вот я…

Учитель: Ой, ужас-то какой!

Мишка: Приехали сотрудники то ли ГАИ, то ли ДПС (по-разному называли их в толпе), подкатила медпомощь. Сотрудники оформили какую-то ДТП и ,увидев, что со мной ничего страшного не произошло, отпустили меня восвояси. Да забыл сказать , я теперь герой дня, так сказал спецкор, который сфотографировал меня на память. Но самое обидное, что я потерял свой фотоальбом, в котором были все мои любимые фотографии.

Учитель: Да, жаль, конечно.

Мишка: Но у меня вопрос: что такое ДТП? И как правильно говорить: хорошее ДТП, хорошая ДТП, плохой ДТП? Я не знаю, помогите мне.

Учитель: Конечно, грустная история. Поможем Мишке? (ответы детей). Ребята, если вы внимательно слушали Мишку, то не подскажете ли мне, о чѐм сегодня шла речь?

Ученики (ответы)

Лингвистическая разминка.

Слайд 2

Учитель: Ребята, давайте посмотрим на экран Прочитайте слова 1 и 2 столбика. (Ученики читают)

1: Фотоальбом, Снегопад, Рыболов, Землекоп

2: ДК, Детсад, Сельмаг, ЧП, ГАИ, ДПС, Спецкор, ДТП

Учитель: Ребята, вспомните, что рассказывал нам Мишка. Слова на экране те , которые мы услышали от него. Что мы знаем о словах из первого столбика?

Ученики: это сложные слова

Учитель: Ребята, а что вы знаете о сложных словах? (ответы учащихся)

Ответы уч-ся: Сложные слова в русском языке образованы из двух слов, реже из 3 слов. Соединяются они с помощью соединительных гласных «о» или «е»

Учитель: Итак, делаем вывод, что в 1 столбике только сложные слова.  Ребята, у вас на столе лежат рабочие листы зеленого цвета. Каждому из вас необходимо найти сложные слова, выделить корни и соединительные гласные.

Ученики выполняют задание.

Иссл..дователь, дожд..мер, закр..питель, пчел..вод, пар..ход, язык..вед, глаз..мер.

Учитель: Давайте обратимся к словам из второго столбика. Сравните, чем они отличаются от слов первого столбика. (ответы учащихся)

Слайд 3

Учитель: Ребята, а вы знаете, что означают эти слова? Давайте проверим. У каждого из вас на столе лежит голубой лист с расшифровкой слов из данного столбика. Выберете свое слово.

III. Формулирование темы и целей урока.

Учитель: Почему люди используют в речи такие наборы букв? Имеет ли смысл поговорить о таких словах подробнее и почему? О чем мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. (Сложносокращѐнные слова).

Слайд 4

Учитель: Запишите тему урока в тетрадь. Каковы цели нашего урока?

Слайд 5 (Узнать, как образуются такие слова, что они обозначают).

Изучение нового материала

Слайд 6

Учитель: Как вы понимаете: сложносокращенные слова? Почему сложносокращённые слова получили такое название?

Ученики: Эти слова одновременно являются и сложными (т.к. состоят из нескольких основ), и сокращѐнными (т.к. эти основы использованы в усечѐнном виде)

 

Учитель: Давайте запишем в опорные конспекты определение сложносокращенных слов.

Слайд 7

Сложносокращѐнные существительные- это существительные, образованные путѐм сложения сокращѐнных основ

Учитель:  А как же образуются сложносокращѐнные слова? Давайте обратимся к учебнику стр. 151

Развитие учебно-языковых умений.

 Слайд 8

Учитель:  Существует 3 способа сокращения слов (на слайде)

Часть слова + целое слово драмкружок (драматический кружок)

Часть слова + часть слова     завхоз (заведующий хозяйством) Аббревиатура ЕГЭ ( Единый государственный экзамен)

 

Учитель: Для русского языка характерны сложносокращенные слова или аббревиатуры.

Слайд 9

Аббревиатура - условное сокращение на письме, а также слово, составленное путѐм сокращения двух или нескольких слов (это слова, полученные путѐм сложения начальных букв или звуков ЕГЭ, ВУЗ) (слово аббревиатура записываем на доске)

Учитель:  Давайте запишем из этого  определения самую важную и краткую и наиболее понятную вам информацию.

Ученики: Записывают: это слова, полученные путѐм сложения начальных букв или звуков ЕГЭ, ВУЗ

Учитель: Возьмите белые карточки с таблицой и установите соответствие между аббревиатурой и словосочетанием.

Задание

 

Российская Федерация

 

Общественное       российское телевидение

 

Московский государственный университет

 

Организация объединенных наций

 

Научно-исследовательский институт

 

Министерство чрезвычайных ситуаций

 

Государственная инспекция безопасности дорожного

движения Универсальный магазин

Высшее учебное заведение

 

 

МГУ ОРТ ООН МЧС НИИ ГИБДД РФ

Вуз

 

Универмаг

Учитель:Проверим себя по эталону Слайд 10

Проблемный вопрос

Учитель: Зачем нужны в речи сложносокращѐнные слова?

Ученики: Основная функция – экономия места и времени. Гораздо проще написать трѐхбуквенныеслова, чем длинные определения или названия

Учитель: Сложносокращѐнные слова произносятся особым образом (используются буквы и звуки) Например, СССР, ПК –образованы слова при помощи букв, вуз, СМИ, ООН- при помощи звуков.

Физминутка

Учитель: Засиделись мы, ребятки, пора и отвлечься. Я называю простые слова- хлопайте в ладоши раз, сложные-  топайте, сложносокращѐнные слова- кричите: Ура!!!

Пешеход, КВН, фотоапарат, любовь, водопровод, завуч, учитель, медпункт, ученик, паровоз, ХГУ.

«Знаете ли вы, что…»

 

Сообщение ученика.

«Из истории сложносокращенных слов».

Сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До событий 1917 г. в устной речи они почти не использовались.

В1920-х гг. в советской республике появляется множество сложносокращенных слов типа “местком”, “Моссовет”, “ЧК”, “ЦК”, “ВЦИК” и т. п.

-Как вы думаете, образуются ли сейчас сложносокращенные слова?

Лавсан – название волокна и ткани (от начальных звуков слов, входящих в название учреждения, где его изобрели : Лаборатория Высокомолекулярных Соединений Академии Наук.

УЕФА - Европейский союз футбольных ассоциаций (от фр.: UEFA, UnionEuropeennedefootball-associations

ЛУКойл - название нефтяной компании (от Лангепас, Урай, Когалым (главные города нефтедобычи) + ойл (англ. - oil, нефть

– Попробуйте расшифровать самое длинное сложносокращенное слово в русском языке:

Слайд 11.

НИИОМТПЛАБОПАРМБЕТЖЕЛБЕТРАБСБОРМОНИМОНКОНОТДТЕХСТРОМОНТ (55 букв). Расшифровывается как: «Научно-исследовательская лаборатория операций по армированию бетона и железобетонных работ по сооружению сборно-монолитных и монолитных конструкций отдела технологии строительно-монтажного управления Академии строительства и архитектуры СССР.

Учитель: Ребята, на слайде вы видите огромное слово, это аббревиатура. По правилам переноса аббревиатуры не переносят, но для того, чтобы вам всем можно было увидеть, я увеличила его на презентации.

 

Открытие новых знаний

Постановка проблемного вопроса урока.

Проблемный вопрос:

Учитель: Можем ли мы определить род сложносокращѐнных слов, например, слово «СОШ» Как              это сделать? (ответы учащихся)

Давайте составим алгоритм.( составляем алгоритм)

Слайд 12.

Чтобы определить род сложносокращенных слов, нужно:

1.      Расшифровать слово.

2.      Найти опорное слово.

3.      Определить род опорного слова.

Учитель: А теперь определите род у слова «ДТП», как просил нас Мишка. (определяют род)

Учитель: Мишка оставил нам много других слов. Давайте определим род и этих слов.

Задание с «раскладушками» (слово распечатано на бумаге и сложено в «гармошку» таким образом, что видны только начальные буквы (аббревиатура), после того как ученик предполагает расшифровку слова, он разворачивает «раскладушку» и читает слово полностью)

Слова: Квн, РФ, вуз, сбербанк, универсам, интурист, главбух, МЧС, спецкор, ГЭС, АЗС, НЛО.

Учитель: А теперь найдите упражнение 189.  Со словами из упражнения составьте словосочетания: сложносокращенное слово плюс с прилагательное.

Пока ученики работают выставляю оценки за урок.

Учитель: Как вы думаете, будут ли с течением времени появляться новые сложносокращѐнные слова? (ответы) Как поступить, если вам встретилась аббревиатура, значение которой вы не знаете? (Посмотрим в словарь сокращений русского языка)

Слайд 13

Итог урока

Рефлексия

Учитель: Ну вот, ребята, подошѐл к концу наш урок. Я думаю, нам сегодня удалось разобраться, какие слова являются сложными, а какие сложносокращѐнными.

Вопросы:

1.         Какую цель мы ставили в начале урока?

2.         Достигли мы еѐ?

Рефлексия

У вас на столе лежат телефоны Слайд 14 (распечатка) напишите смс своему другу, в котором укажете: 

Как прошел урок?

Что было интересного?

Кто был лучшим на уроке?

Чего не хватило?

Оценки за урок.

Учитель выставляет оценки.

Домашнее задание

Слайд 15

Стр. 151-152 выучить, выполнить упражнение 190 письменно по заданиям 1,2.

 

Спасибо за урок, хорошего дня!

 

 

 

 


Использованные ресурсы

 

1.            Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. (Стабильные учебники), М., Просвещение, 2007г.

2.            Русский язык. 6 класс под редакцией Т.А. Ладыженской, М., «Просвещение»,2007г.

3.            И.Н. Илларионова, Т.В.Кротова. Русский язык в 6 классе.

4.            Методика и практика преподавания. Ростов-на-Дону, «Феникс»,2002г.

5.            Г.П.Лазаренко. Мастер- Класс. Уроки русского языка в 6 классе: поиски и находки

.Москва, «Дрофа», 2004г.

6.          В.В.Васильева, Г.Н.Пищева. Школа радости. Современные открытые уроки русского языка в 6 классе. Ростов-на–Дону, «Феникс»,2002г.

7.          Настольная книга учителя русского языка. Справочно-методическое пособие. Составитель И.Т.Романова. ООО «Астрель», 2003г.



 

Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Сложносокращенные слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Сложносокращенные слова"

Но самое обидное, что я потерял свой фотоальбом, в котором были все мои любимые фотографии

Но самое обидное, что я потерял свой фотоальбом, в котором были все мои любимые фотографии

Учитель: А как же образуются сложносокращѐнные слова?

Учитель: А как же образуются сложносокращѐнные слова?

Учитель : Сложносокращѐнные слова произносятся особым образом (используются буквы и звуки)

Учитель : Сложносокращѐнные слова произносятся особым образом (используются буквы и звуки)

Слова: Квн, РФ, вуз, сбербанк, универсам, интурист, главбух,

Слова: Квн, РФ, вуз, сбербанк, универсам, интурист, главбух,

Использованные ресурсы 1

Использованные ресурсы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2023