Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Сложносокращенные слова"
Тип урока: урок изучения новой темы
Цель: познакомить учащихся со сложносокращѐнными именами существительными.
1. научить определять род сложносокращѐнных имѐн существительных;
2. формировать навыки опознавания, правильного написания и употребления в речи сложносокращѐнных имѐн существительных; воспитывать умение грамотно использовать аббревиатуры в устной и письменной речи; развивать речевую, мыслительную
3. деятельность; умение рассуждать и применять данные знания на практике: организация активной мыслительной деятельности учащихся
Материалы и оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы, таблички с заданиями, маршрутный лист.
Предварительная подготовка: учащимся необходимо повторить теоретический материал, а также выполнить несколько упражнений на отработку данной темы, подготовить небольшие сообщения.
ХОД УРОКА
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
Слайд 1
Учитель:
Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок.
Друг на друга посмотрите
И смелее улыбнитесь.
Повернитесь, распрямитесь
И еще раз улыбнитесь!
Слайд 1
Давайте запишем дату урока в тетрадь… (на экране демонстрируется видео звонка Skype).
Ребята, кто-то нам звонит, давайте скорее ответим. (Появляется Мишка)
-Мишка: Здравствуйте. Я так соскучился, что не утерпел и позвонил. Ой, а с кем это вы находитесь?
Учитель: Это мои ученики, 6 класс.
Мишка: Привет, ребята! Как ваши дела?
ответы учеников
Мишка: А у меня не очень.
Учитель: Что же случилось?
Мишка: Я всѐ вам расскажу. Слушайте. Бегу я мимо ДК, рядом ещѐ автомагазин «Запчасти» находится, а ещѐ рядом - детсад «Ручеѐк». Забежал я в сельмаг (как говорит моя бабушка), купил леденцов и решил быстренько перебежать улицу и тут и произошла со мной эта ЧП. Откуда ни возьмись выскочила водовозка. А я у неѐ на пути... Взвизгнули тормоза и вот я…
Учитель: Ой, ужас-то какой!
Мишка: Приехали сотрудники то ли ГАИ, то ли ДПС (по-разному называли их в толпе), подкатила медпомощь. Сотрудники оформили какую-то ДТП и ,увидев, что со мной ничего страшного не произошло, отпустили меня восвояси. Да забыл сказать , я теперь герой дня, так сказал спецкор, который сфотографировал меня на память. Но самое обидное, что я потерял свой фотоальбом, в котором были все мои любимые фотографии.
Учитель: Да, жаль, конечно.
Мишка: Но у меня вопрос: что такое ДТП? И как правильно говорить: хорошее ДТП, хорошая ДТП, плохой ДТП? Я не знаю, помогите мне.
Учитель: Конечно, грустная история. Поможем Мишке? (ответы детей). Ребята, если вы внимательно слушали Мишку, то не подскажете ли мне, о чѐм сегодня шла речь?
Ученики (ответы)
Слайд 2
Учитель: Ребята, давайте посмотрим на экран Прочитайте слова 1 и 2 столбика. (Ученики читают)
1: Фотоальбом, Снегопад, Рыболов, Землекоп
2: ДК, Детсад, Сельмаг, ЧП, ГАИ, ДПС, Спецкор, ДТП
Учитель: Ребята, вспомните, что рассказывал нам Мишка. Слова на экране те , которые мы услышали от него. Что мы знаем о словах из первого столбика?
Ученики: это сложные слова
Учитель: Ребята, а что вы знаете о сложных словах? (ответы учащихся)
Ответы уч-ся: Сложные слова в русском языке образованы из двух слов, реже из 3 слов. Соединяются они с помощью соединительных гласных «о» или «е»
Учитель: Итак, делаем вывод, что в 1 столбике только сложные слова. Ребята, у вас на столе лежат рабочие листы зеленого цвета. Каждому из вас необходимо найти сложные слова, выделить корни и соединительные гласные.
Ученики выполняют задание.
Иссл..дователь, дожд..мер, закр..питель, пчел..вод, пар..ход, язык..вед, глаз..мер.
Учитель: Давайте обратимся к словам из второго столбика. Сравните, чем они отличаются от слов первого столбика. (ответы учащихся)
Слайд 3
Учитель: Ребята, а вы знаете, что означают эти слова? Давайте проверим. У каждого из вас на столе лежит голубой лист с расшифровкой слов из данного столбика. Выберете свое слово.
Учитель: Почему люди используют в речи такие наборы букв? Имеет ли смысл поговорить о таких словах подробнее и почему? О чем мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. (Сложносокращѐнные слова).
Слайд 4
Слайд 5 (Узнать, как образуются такие слова, что они обозначают).
Ученики: Эти слова одновременно являются и сложными (т.к. состоят из нескольких основ), и сокращѐнными (т.к. эти основы использованы в усечѐнном виде)
Учитель: Давайте запишем в опорные конспекты определение сложносокращенных слов.
Слайд 7
Учитель: А как же образуются сложносокращѐнные слова? Давайте обратимся к учебнику стр. 151
Развитие учебно-языковых умений.
Слайд 8
Учитель: Существует 3 способа сокращения слов (на слайде)
Часть слова + целое слово драмкружок (драматический кружок)
Часть слова + часть слова завхоз (заведующий хозяйством) Аббревиатура ЕГЭ ( Единый государственный экзамен)
Учитель: Для русского языка характерны сложносокращенные слова или аббревиатуры.
Аббревиатура - условное сокращение на письме, а также слово, составленное путѐм сокращения двух или нескольких слов (это слова, полученные путѐм сложения начальных букв или звуков ЕГЭ, ВУЗ) (слово аббревиатура записываем на доске)
Учитель: Давайте запишем из этого определения самую важную и краткую и наиболее понятную вам информацию.
Ученики: Записывают: это слова, полученные путѐм сложения начальных букв или звуков ЕГЭ, ВУЗ
Задание
Российская Федерация
Общественное российское телевидение
Московский государственный университет
Организация объединенных наций
Научно-исследовательский институт
Министерство чрезвычайных ситуаций
Государственная инспекция безопасности дорожного движения Универсальный магазин Высшее учебное заведение |
|
МГУ ОРТ ООН МЧС НИИ ГИБДД РФ Вуз
Универмаг |
Учитель:Проверим себя по эталону Слайд 10
Проблемный вопрос
Учитель: Зачем нужны в речи сложносокращѐнные слова?
Ученики: Основная функция – экономия места и времени. Гораздо проще написать трѐхбуквенныеслова, чем длинные определения или названия
Учитель: Сложносокращѐнные слова произносятся особым образом (используются буквы и звуки) Например, СССР, ПК –образованы слова при помощи букв, вуз, СМИ, ООН- при помощи звуков.
Физминутка
Учитель: Засиделись мы, ребятки, пора и отвлечься. Я называю простые слова- хлопайте в ладоши раз, сложные- топайте, сложносокращѐнные слова- кричите: Ура!!!
Пешеход, КВН, фотоапарат, любовь, водопровод, завуч, учитель, медпункт, ученик, паровоз, ХГУ.
Сообщение ученика.
«Из истории сложносокращенных слов».
Сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До событий 1917 г. в устной речи они почти не использовались.
В1920-х гг. в советской республике появляется множество сложносокращенных слов типа “местком”, “Моссовет”, “ЧК”, “ЦК”, “ВЦИК” и т. п.
-Как вы думаете, образуются ли сейчас сложносокращенные слова?
Лавсан – название волокна и ткани (от начальных звуков слов, входящих в название учреждения, где его изобрели : Лаборатория Высокомолекулярных Соединений Академии Наук.
УЕФА - Европейский союз футбольных ассоциаций (от фр.: UEFA, UnionEuropeennedefootball-associations
ЛУКойл - название нефтяной компании (от Лангепас, Урай, Когалым (главные города нефтедобычи) + ойл (англ. - oil, нефть
– Попробуйте расшифровать самое длинное сложносокращенное слово в русском языке:
Слайд 11.
НИИОМТПЛАБОПАРМБЕТЖЕЛБЕТРАБСБОРМОНИМОНКОНОТДТЕХСТРОМОНТ (55 букв). Расшифровывается как: «Научно-исследовательская лаборатория операций по армированию бетона и железобетонных работ по сооружению сборно-монолитных и монолитных конструкций отдела технологии строительно-монтажного управления Академии строительства и архитектуры СССР.
Учитель: Ребята, на слайде вы видите огромное слово, это аббревиатура. По правилам переноса аббревиатуры не переносят, но для того, чтобы вам всем можно было увидеть, я увеличила его на презентации.
Открытие новых знаний
Постановка проблемного вопроса урока.
Проблемный вопрос:
Учитель: Можем ли мы определить род сложносокращѐнных слов, например, слово «СОШ» Как это сделать? (ответы учащихся)
Давайте составим алгоритм.( составляем алгоритм)
Слайд 12.
Чтобы определить род сложносокращенных слов, нужно:
1. Расшифровать слово.
2. Найти опорное слово.
3. Определить род опорного слова.
Учитель: А теперь определите род у слова «ДТП», как просил нас Мишка. (определяют род)
Учитель: Мишка оставил нам много других слов. Давайте определим род и этих слов.
Задание с «раскладушками» (слово распечатано на бумаге и сложено в «гармошку» таким образом, что видны только начальные буквы (аббревиатура), после того как ученик предполагает расшифровку слова, он разворачивает «раскладушку» и читает слово полностью)
Слова: Квн, РФ, вуз, сбербанк, универсам, интурист, главбух, МЧС, спецкор, ГЭС, АЗС, НЛО.
Учитель: А теперь найдите упражнение 189. Со словами из упражнения составьте словосочетания: сложносокращенное слово плюс с прилагательное.
Пока ученики работают выставляю оценки за урок.
Учитель: Как вы думаете, будут ли с течением времени появляться новые сложносокращѐнные слова? (ответы) Как поступить, если вам встретилась аббревиатура, значение которой вы не знаете? (Посмотрим в словарь сокращений русского языка)
Слайд 13
Рефлексия
Учитель: Ну вот, ребята, подошѐл к концу наш урок. Я думаю, нам сегодня удалось разобраться, какие слова являются сложными, а какие сложносокращѐнными.
1. Какую цель мы ставили в начале урока?
2. Достигли мы еѐ?
Рефлексия
У вас на столе лежат телефоны Слайд 14 (распечатка) напишите смс своему другу, в котором укажете:
Как прошел урок?
Что было интересного?
Кто был лучшим на уроке?
Чего не хватило?
Учитель выставляет оценки.
Стр. 151-152 выучить, выполнить упражнение 190 письменно по заданиям 1,2.
Спасибо за урок, хорошего дня!
Использованные ресурсы
1. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. (Стабильные учебники), М., Просвещение, 2007г.
2. Русский язык. 6 класс под редакцией Т.А. Ладыженской, М., «Просвещение»,2007г.
3. И.Н. Илларионова, Т.В.Кротова. Русский язык в 6 классе.
4. Методика и практика преподавания. Ростов-на-Дону, «Феникс»,2002г.
5. Г.П.Лазаренко. Мастер- Класс. Уроки русского языка в 6 классе: поиски и находки
.Москва, «Дрофа», 2004г.
6. В.В.Васильева, Г.Н.Пищева. Школа радости. Современные открытые уроки русского языка в 6 классе. Ростов-на–Дону, «Феникс»,2002г.
7. Настольная книга учителя русского языка. Справочно-методическое пособие. Составитель И.Т.Романова. ООО «Астрель», 2003г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.