Методическая разработка открытого урока по теме: «Опричнина»
Цель урока: изучить цели, сущность и последствия политики опричнины. Дать характеристику одного из самых противоречивых явлений внутренней политики Ивана Грозного;
Задачи:
образовательные: через решение проблемы подвести учащихся к пониманию сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях; учить детей давать определения историческим терминам.
развивающие: продолжить формирование навыков работы с текстом; умение анализировать и извлекать необходимую информацию из иллюстративного материала, фрагментов фильмов; выявлять причинно-следственные связи, развивать у учащихся познавательный интерес к истории, творческие способности; умения отвечать на вопросы, выделять главное, обобщать, выражать собственное отношение.
воспитательные: способствовать развитию познавательного интереса к истории родного Отечества, формировать патриотические, нравственные чувства и любовь к Отечеству. Научить давать собственную оценку неоднозначным историческим явлениям и процессам, дать моральную оценку действиям Ивана IV для достижения целей.
Оборудование урока: ПК, демонстрационный экран, мультимедийный проектор. видеофрагмент из фильма Андрея Эшпая «Иван Грозный»;
Методы обучения: эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.
Ход урока
I. Организационный этап
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания.
Сегодня мы с вами вновь отправимся в XVI век и узнаем об одном из самых важных событий эпохи Ивана IV, которое существенно повлияет на дальнейшую историю России.
Звучит музыкальный фрагмент из «Песнопения» композитора XVI в.Федора Крестьянина (30 сек).
Вопросы учащимся:
• Почему в начале урока прозвучала такая печальная музыка?
• Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?
Учащиеся. Эта музыка характеризует время правления Ивана Грозного: горечь, печаль, страх, тревожность…
Учитель. Тревожные нотки в этой музыке нашего предка, прежде всего, связаны с опричниной, которая стала настоящей трагедией народа в эпоху Ивана Грозного. Что же такое опричнина?
Постановка учебной задачи
Слайд : «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли», - писал псковский летописец.
Учитель: Попробуйте объяснить, «перевести» слова летописца (дети понимают, что царь сделал что-то такое, что привело к запустению Русской земли). Ребята! А вам слово «опричнина» знакомо? Хотите узнать об этом? Предположите, о чем пойдет разговор сегодня на уроке.
Учащиеся высказывают свое мнение.
Итак, опричнина совершенно новое для нас явление, что мы должны узнать о нем? (Что такое опричнина) А зачем она нужна была…,т.е нам нужно выяснить…? (цели). Также мы с вами должны узнать и об основных событиях в годы опричнины и о том к чему опричнина..?привела), т.е. её…? (последствия).
Слайд «План урока» (знакомство с целями и задачами урока).
План изучения нового материала
1. Что такое опричнина?
2. Причины и цели опричнины.
3. Мероприятия опричнины.
4. Последствия опричнины.
Постановка проблемного вопроса
Учитель. Псковский летописец говорил о запустении русской земли после опричнины. Только ли запустение принесла опричнина, а было ли что-то положительное?
На этот вопрос, ребята, мы постараемся ответить в конце урока.
Учитель: Не царь Иван выдумал это слово. Этот термин был известен задолго до Ивана Грозного. Слово опричнина происходит от слова «опричь». Слово «опричь» в древнерусском языке являлось синонимом слов «кроме». Слово “опричь”— кроме, означало часть княжества, которую после смерти или гибели князя на поле боя выделяли его вдове “опричь” всех уделов. После смерти или гибели воина на поле боя поместье, пожалованное ему за службу великим князем, забиралось в казну, опричь (кроме) небольшого участка земли, который отдавали его вдове и детям. Этот остаток поместья и назывался «опричниной».
Слайд
Учитель: Декабрь 1564г.- Иван с семьёй уезжает в Александровскую слободу.
Январь 1565г.- в Москву приходит 2 грамоты: гневная (боярам и митрополиту) и слёзная (посадским людям). Грамоты должны быть оглашены на Красной площади.
Первая была адресована митрополиту Афанасию, в которой он объявлял бояр и духовенство изменниками и расхитителями и сообщал о своем решении оставить престол. Вторая грамота была адресована жителям города, в которой он объяснял причины своего отъезда, заявляя, что на народ московский, он обиду не держит.
В Москве начинается паника и организуется делегация в Александрову слободу. Горожане потребовали от духовенства и бояр уговорить царя вернуться. К царю выехала делегация.
А содержание требований царя вы узнаете, прочитав текст учебника стр. 221
Учитель. О чём говорилось в требованиях царя?
Ученик. Иван IV предъявил свои требования, при исполнении которых он соглашается вернуться в Москву:
- предоставить ему право казнить «изменников», то есть неугодных, по своему усмотрению;
- учредить в стране особый порядок, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части:
1) опричнину – земли, взятые в особое царское управление;
2) земщину – земли, которыми должны ведать бояре.
Учащиеся записывают в тетрадь:
Земщина –
Опричнина-
Учитель. в 1565 году Иван IV ввёл опричнину. Давайте запишем годы опричнины.
Годы опричнины 1565-1572.
Страна делилась на две части: «Государеву светлость Опричнину» и земщину. В Опричнину попали, в основном, северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. В опричную часть вошли наиболее богатые и важные земли государства. Знать так же была поделена на две части. Тех, кому царь доверял, пересели в опричные земли. Те, кто не вошел в опричнину, должны были переселиться в отдаленные земли. Эта мера подорвала могущество старых боярских родов. Лишила их основы могущества – земли.
Для переселения людей из земщины в опричнину и наоборот, а также для осуществления карательных мер было создано особое войско – опричники.
Задача опричников, образно говоря, состояла в том, чтобы «все вынюхивать» и «грызть измену», «выметая ее метлой».
Мысленно нарисуйте себе внешний вид опричников.
Догадайтесь, какие предметы опричники привязывали к седлу, чтобы символизировать свое предназначение?
Рассматривают слайд с изображением опричников.
Опричники наводили ужас не только этими символами, но также и цветом своей одежды, цветом коней, и конской сбруи. Назовите этот цвет, цвет смерти.
Скажите, какое чувство вызвало у вас описание внешнего вида опричника (восторг; удивление; равнодушие; беспокойство; тревога; печаль; стыд; жалость; возмущение; гнев; испуг; возмущение и т.д.)
Учащиеся записывают определение :
Опри́чник — телохранитель, человек, состоящий рядах опричного войска, то есть личной гвардии, созданной Иваном Грозным
Учитель. Итак, ребята, а теперь давайте вместе выясним, а каковы причины и цели опричнины
Рассказ учителя:
Ведя Ливонскую войну за выход к побережью Балтийского моря, Иван Грозный не встречал поддержки у многих бояр. Даже некоторые члены Избранной рады настаивали завершить войну. Под влиянием этих настроений царь заключил перемирие. Но после неудач русских войск Иван IV многое припомнил своим боярам и причинами военных поражений в Ливонской войне, считал предательство и измены своего окружения. Хотя главной причиной военных поражений была неподготовленность России к войне
?:В чем обвинил царь бояр и некоторых членов Избранной рады?
(Причинами военных поражений в Ливонской войне, считал предательство и измены своего окружения)
Рассказ учителя:
- После похода на Казань, царь тяжело заболел.
Призвав к себе бояр, он потребовал, чтобы они при его жизни присягнули его малолетнему сыну – царевичу Дмитрию.
Но бояре не желали видеть на престоле младенца, понимая, что вновь наступит время борьбы за влияние на царя между боярами. Да и члены Избранной рады также не торопились присягнуть на верность Дмитрию, считая, что престол должен перейти к Старицкому князю Владимиру Андреевичу (двоюродному брату царя).
Но Иван поправился, а обиду на бояр затаил, стал подозрительным, мнительным.
Если в начале царствования он набирался государственного опыта и без советников ему невозможно было обойтись, дальше они ему мешали в правлении, он их возненавидел. Все чаще стали возникать разногласия с членами Избранной рады. Во внезапной смерти жены Иван IV обвинил Адашева и Сильвестра. Они первыми пострадали от царя. Первый был казнен, а второго отправили в ссылку в Соловецкий монастырь. Многие стали спасаться от ярости царя бегством за границу. Ушел в Литву один из ближайших советников царя воевода князь Андрей Курбский.
Царь решительно задумал ликвидировать самостоятельность бояр, лишить их какого-либо влияния на государственные дела, то есть стать единоличным правителем, достичь неограниченной власти.
Изменились ли отношения царя с членами Избранной рады? Как вы считаете, в чем причина?
(Разногласия с членами Избранной рады, стремление Ивана Грозного к укреплению личной власти)
Учащиеся называют причины опричнины.
Учитель обобщает их ответы.
Причины опричнины:
1)Причинами военных поражений в Ливонской войне, считал предательство и измены своего окружения.
2)Обида на бояр и князей, ослушавшихся приказа царя.
3)Разногласия с членами Избранной рады, стремление Ивана Грозного к укреплению личной власти.
?:Теперь, исходя из причин, давайте определим, какие цели преследовал Иван Грозный, учреждая опричнину.
Учащиеся называют цели опричнины
Учитель обобщает их ответы.
Цели опричнины:
1)Установление неограниченной власти царя.
2)Борьба с самостоятельностью боярства.
3)Ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы).
4) Сосредоточение главных сил для продолжения Ливонской войны.
Учитель. В 1570 г. царь с опричным войском пошёл в поход на Новгород. Он получил донос на новгородцев.
Физкультминутка
Вот как этот поход изобразил Андрей Эшпай в своём фильме «Иван Грозный».
Задание . После просмотра фрагмента фильма ответьте на вопрос: «Как была ликвидирована новгородская вольность, как вели себя опричники, какими методами они действовали?» (Как они поступали с новгородцами?)
Какие чувства у вас вызвали эти кадры? Вам, наверное, также как и мне, больно за этих невинно пострадавших от опричнины людей, за бедный русский народ?
В январе 1570г. царь лично руководил походом.
По дороге к Новгороду опричники устроили кровавые погромы. Прибыв в Новгород, царь с сыном Иваном начал суд над новгородцами, подозреваемыми в измене. Ежедневно к ним доставляли от пятисот до тысячи обреченных, которых пытали, жгли каким-то огненным составом, затем привязывали головой или ногами к саням и волокли на берег Волхова, откуда бросали с моста в незамерзшую реку. Жен и детей их, связанных по рукам и ногам также бросали в реку. Чтобы никто не мог спастись, по реке с рогатинами, копьями, баграми и топорами плавали в лодках воины государя, добивая тех, кто еще был жив. Убийства продолжались около шести недель. После царь подверг город общему грабежу и разорению. Погибло множество жителей. По разным источникам погибло от 5 до 20 тысяч человек. Богатейший город России пришел в запустение.
Работа с документом. ( парная работа) Причитайте документы и подчеркните в тексте -
Кто же был жертвами опричного террора? (Против кого был направлен опричный террор?) (Террор – это насилие вплоть до уничтожения по отношению к противнику)
Документ 1( раздать )
В 1568г. опричники расправились с людьми боярина И.Федорова, а сам он был заколот царем. В этом же году оказался смещен со своего поста, а затем убит митрополит Филипп, осуждавший опричный террор. В 1569г. удельного князя, двоюродного брата царя Владимира Старицкого обвинили в заговоре с целью отравления и стремлении самому взойти на трон. По приказу Ивана IV он вместе с женой и дочерью принял яд, его окружение подверглось казням. В целом большинство погибших в стране составили посадские люди, крестьяне и холопы.
Документ № 2.
1570г. – страшные казни прокатились по Москве. Обвиненных, а среди них были и представители руководства опричного войска, бросали в котел с кипящей водой, сжигали на костре, рубили и резали. Убивали их жен и детей.
Ответы учащихся: против князей, бояр, духовенства, посадских людей, крестьян и холопов, представителей опричного войска. Убивали не только предполагаемых противников, но и их жен и детей.
Учитель. Т.О. жертвами были представители всех сословий. В те страшные времена, когда человек любого положения был беззащитен и неуверен, будет ли он жив завтра.
Учитель. Излагает материал о причинах отмены опричнины, предварительно перед учениками ставится вопрос: - Что подтолкнуло Ивана IV к отмене опричнины?
В 1571 г. на Москву обрушилось страшное бедствие: воспользовавшись тем, что главные силы царя в Ливонской войне увязли в Прибалтике, крымский хан Девлет-Гирей переправился через Оку и подошел к Москве. Крымцы подожгли город. Пожар имел катастрофические последствия. Современники называли до зоо тыс. погибших.
Многие опричники, разбогатевшие на грабежах беззащитного населения, не желали идти в поход. Разделение войска на опричное и земское обернулось падением его боеспособности. Сам царь в панике бежал из Москвы в Вологду.
В 1572г. Девлет-Гирей решил повторить поход, намереваясь взять в плен самого царя. Поражение русских войск в 1571г. показало царю, гибельность разделения вооруженных сил и всей страны на две части. На сей раз Иван Грозный объединил опричные и земские войска, а во главе их поставил выдающегося полководца – земского воеводу князя Воротынского. 30 июля 1572г. в битве у с.Молоди (в 50 км. От Москвы) русские войска нанесли Девлет-Гирею сокрушительное поражение. Крым понес такие потери, что не мог и помышлять о войне против России в течение 10-15лет.
Ответ учащихся.
Учитель. После этих событий царь отменяет опричнину. А само слово «опричнина » запрещает упоминать. Многие его верные слуги из опричного войска были казнены, среди них и Федор Басманов, Малюта Скуратов.
Слайд Последствия опричнины.
Учитель. Давайте подумаем вместе, к чему могла привести политика опричнины. Что она изменила в государстве, т.е. каковы последствия опричнины?
Учащиеся высказывают свое мнение. Учитель обобщает ответы
Слайд
Итак, ребята, к чему же привела политика опричнины Ивана Грозного?
Распределите предложенные последствия на положительные и отрицательные. Рядом с положительными поставьте «+», с отрицательными «-». Кто выполнит первым, поднимает руку.
Слайд. 1)Тяжёлый экономический кризис
2)Разорение хозяйства
3)Укрепление самодержавия
4)Гибель людей, голод
5)Централизация страны, ликвидировалась самостоятельность удельных князей
6)Ослабление обороноспособности государства
7)Помогла утверждению крепостного права, т.к. в 1581 г. введены заповедные лета, т.е. запрещался переход крестьян к другому землевладельцу в Юрьев день.
Теперь ребята мы с вами можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока.
Только ли к отрицательным последствиям привела опричнина?
В целом, мы можем отметить, что Иван Грозный добился желаемых целей…, но только какой ценой.
IV. Закрепления изученного материала, тестирование
Онлайн тест «Опричнина».
V. Рефлексия
Оценить свою работу на уроке по 5-балльной шкале, отвечая на вопросы.
Вопросы:
“5”
“4”
“3”
1. Как я усвоил материал?
2. Как я работал?
3. Со всеми заданиями справился на
VI. Выставление оценок. Д.З.п25
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.