Консультация
Оценка 4.8

Консультация

Оценка 4.8
Работа с родителями
doc
детская психология
18.09.2023
Консультация
Консультация для родителей.doc

Правильно ли развивается ваш ребенок?

 

На четвертом и пятом  году у детей заметным образом совершенствуется координация движений, они становятся более ловкими, овладевают сложными движениями (кувырканием, стоянием и прыжками на одной ноге, а потом и на двух ногах одновременно, приземляясь на  полусогнутые ноги, могут ходить на  цыпочках и на пятках, кидать мяч одной рукой). Развитие мелких движений кистей и пальцев расширяет возможности ребенка в конструировании, рисовании, лепке, овладении достаточно сложными бытовыми навыками( застегивание пуговиц, завязывание шнурков, использование вилки и ножа при еде). В этом возрасте ребенку доступно обучение гимнастике, освоение езды на велосипеде, он охотно танцует под музыку, повторяя довольно сложные движения.         

Одновременно совершенствованием движений происходит развитие всех психических функций. Прежде всего, это интенсивное развитие речи. На четвертом году  ребенок становится «почемучкой», проявляет интерес к звучанию слов, даже пытается исправлять неправильно говорящих сверстников, придумывая новые слова по аналогии с уже  известными. Он как бы исследует мир слов таким же образом, как изучал мир предметов  на предыдущем этапе развития. Словарный  запас  к шести годам возрастает до трех с половиной тысяч слов, в нем проявляются абстрактные понятия и обобщенные категории. В речи проявляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, активно используются союзы и предлоги, прошедшее и будущее времена глаголов.

     Развитие речи – наиболее очевидный показатель психического развития ребенка, поэтому именно оно привлекает наибольшее внимание родителей  и педагогов. В то же время многие из них выделяют только недостатки звукопроизношения, не обращая  внимания на такие важные характеристики речевого развития, как нарушение слоговой структуры слова, правильность восприятия и воспроизведения звучания слова, пропуски и замены звуков, способность составлять связные предложения, умение использовать  предлоги и падежные изменения слов в предложениях. Помощь логопеда нужна ив этих случаях, и чем раньше и полноценней она будет оказана, тем меньше проблем возникнет у ребенка при подготовке  к школьному обучению и в процессе него.

  Важные этапы развития в дошкольном возрасте приходит  мышление ребенка. Если до четырех лет познание окружающего мира происходило у малыша через практические действия с предметами (он должен был обязательно трогать их, манипулировать ими), то на пятом  году некоторые задачи он уже может решить в уме, опираясь на образ предмета и свои представления о его свойствах(психологи называют это наглядно-образным мышлением). Он начинает проявлять, самостоятельны интерес к свойствам предметов, отношениям между ними, к явлениям окружающего мира, может по долгу наблюдать или рассматривать, его восприятие в дошкольном возрасте становится более целенаправленным и анализирующим. Развитие восприятия тесно связано развитием мышления и речи, в результате расширяется круг представлений об окружающем мире, более совершенным становится понимание причинно следственных связей. Все это создает основу для развития обобщенных способах мышления. К концу дошкольного возраста у ребенка создаются предпосылки для развития словесно-логического мышления—способности обобщать и устанавливать причинно–следственные связи.

     Развитие наглядно-образного мышления способствует формированию основных пространственных представлений, которые в дальнейшем ложатся в основу овладения элементарными счетными операциями, а потом и арифметическими  понятиями. Благодаря развитию пространственных представлений у ребенка формируется мнение соотносить части и целое: он складывает разрезные картинки, кубики, определяет правую и левую сторону по отношению к себе, а позднее и относительно собеседника в его речи появляются слова означающие пространственные отношения: справа, слева, около, внизу, наверху и т.д. В развитии пространственных представлений наряду с развитием речи, предметно-практической и игровой деятельности большое значение имеет обучение детей рисованию, лепке, конструировании. В этих видах деятельности дошкольник осваивает пропорции, формы, величины, целостное представление о предмете и умение выделять его части, определенные пространственные взаимосвязи предметов, преодолевать трудности связанные с развитием зрительно- двигательных координаций и приобретает навык в управлении движении своей руки. Недостаточная успешность в этих видах деятельности может быть связана с дефицитом обучающего воздействия взрослых, но может и отражать недостатки нервной организации движений или недоразвития образных и пространственных представлений – и том и в другом случае на эти особенности следует обратить внимание. Важную роль в психическом развитии играет память, в значительной степени она определяет все психические процессы, том числе и мышление. Если на предыдущем этапе мыслительные процессы были наглядно – действенными, напрямую зависели от конкретной ситуации, то теперь ребенок опирается на образы предметов, свои представления о них, оперирует ими, воспроизводя их в памяти.

Возможности памяти в этом возрасте колоссальные: ребенок запоминает практически все, с чем ему приходится встречаться. Однако надо иметь в виду, что память дошкольника отличается от памяти взрослого – она преимущественно непроизвольная и эмоционально- образная. Запоминание происходит легко и естественно, фиксируя целостную картину мира и ощущения, которые испытывает ребенок. Ребенок еще не может отличить важное от второстепенного, главным фактором запоминания является интерес ребенка к предмету, эмоциональный отклик, который вызывает события. Эта особенность памяти иногда ставит в тупик родителей: «Какую-то ерунду,  которую неделю назад на улице видел, помнит, а цифры запомнить не может!» Они не понимают, что речь идет о  совершенно разных вещах: «ерунда» в виде жука, роющего норку, поразила воображение ребенка, а цифры ему пока  неинтересны и не очень понятны. Ведь память включает в себя не только запоминание, но и сохранение и воспроизведение информации, а они зависят от того, насколько запоминаемый материал связан с прежним опытом человека и соотнесен с ним.

Произвольная память – способность что-то целенаправленно запомнить или выучить – совершенствуется несколько позже, она невозможна без определенного уровня развития целенаправленного поведения, способности и желания приложить усилия к запоминанию, использования определенных приемов, позволяющих запомнить и восстановить материал. Благоприятные условия для развития произвольной памяти создает хороший уровень сформированности восприятия, речи, мышления, а память, в свою очередь, способствует развитию всех других психических функций.

Эмоции у ребенка дошкольного возраста  становятся более спокойными, уравновешенными, желания  постепенно приходят в согласие с его представлениями о допустимом и «правильном». В то же время они остаются руководящим звеном в управлении поведением, поэтому дошкольники обычно искренни, непосредственны, легко отвлекаемы. Расширяется спектр эмоций, более отчетливыми становятся важные для совместной деятельности и игры со сверстниками  сочувствие и сопереживание. Общение со сверстниками начинает играть  все большую роль в жизни ребенка, оно становится разнообразным, полноценным, влияет на его развитие и самооценку. Постепенно формируется и совершенствуется коллективная ролевая игра – мощный фактор развития всех сторон психической деятельности, практически незаменимый никакими специальными занятиями. В сюжетно-ролевой игре с другими детьми ребенок не только совершенствует деятельность, внимание, память, речь, но и осваивает и «отыгрывает» содержательные и эмоциональные нюансы окружающей его жизни, учится находить общий язык с ровесниками, управлять своими чувствами и поведением, подчинять свои желания общему плану действий, развивает воображение. К концу дошкольного возраста ребенок способен в достаточной мере контролировать свое поведение, оценивать результат своей деятельности, осознавать свои переживания и эмоциональные состояния и выражать их словами.


Правильно ли развивается ваш ребенок?

Правильно ли развивается ваш ребенок?

Все это создает основу для развития обобщенных способах мышления

Все это создает основу для развития обобщенных способах мышления

Произвольная память – способность что-то целенаправленно запомнить или выучить – совершенствуется несколько позже, она невозможна без определенного уровня развития целенаправленного поведения, способности и желания приложить…

Произвольная память – способность что-то целенаправленно запомнить или выучить – совершенствуется несколько позже, она невозможна без определенного уровня развития целенаправленного поведения, способности и желания приложить…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2023