Что такое ПМПК? И нужно ли её бояться?

  • Работа с родителями
  • pdf
  • 24.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Что такое ПМПК.pdf

Что такое ПМПК и надо ли ее бояться?

                ПМПК    –    это    психолого-медико-педагогическая    комиссия,    т.е.

организация, в состав которой входят специалисты медицинского, педагогического и психологического профиля (как правило это учительлогопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, врачневролог и врач-психиатр; иногда и ряд других специалистов).

Основная задача комиссии – выявить причины проблем в обучении ребенка и рекомендовать ему образовательную программу, которую он сможет успешно освоить, а также дать рекомендации по преодолению или облегчению тех трудностей, которые у него есть (в учебе, в поведении, взаимоотношениях, здоровье, развитии).

Нарушения только в поведении не являются основанием для направления ребенка на комиссию. Для этого должны быть более веские причины, связанные с качеством освоения программного материала. К сожалению, многие родители не видят проблем в учебе ребенка (и это не всегда их вина, это может быть связано с тем, что сейчас очень сильно изменилась программа обучения, требования к ученику и прочее).

Если вы хотите понять не зря ли вас настойчиво отправляют на ПМПК, попробуйте самостоятельно проанализировать хотя бы тетрадки вашего ребенка, ответив для себя на такие вопросы (естественно, в зависимости от того, в каком классе он учится):

1.       Много ли орфографических ошибок (т.е. ошибок «на правила»?) Есть ли ошибки с неправильным написанием букв, цифр («зеркальное» написание, замены похожих букв (а-о, б-д, м-л, и-ш и т.д.) или букв, обозначающих похожие звуки (б-п, д-т, в-ф, о-ё, у-ю)? Встречаются ли ошибки, связанные с простыми правилами: жи-ши, ча-ща, чу-щу? Не забывает ли ребенок как пишется та или иная буква или цифра? Не пишет ли он предлоги со словами слитно? Не соединяет ли несколько слов в одно? Правильно ли согласует слова в предложении в роде, числе, падеже? Может ли самостоятельно сделать разбор слова или предложения?

2.       Сколько в тетрадях работ, которые ребенок сделал совершенно самостоятельно, без подсказок? Какое их качество?

3.       Как считает ребенок – в уме, по пальцам, по линейке? В пределах 10, 20, 100, 1000 или 100000? Знает ли таблицу умножения и насколько хорошо?

Может ли самостоятельно решить задачу? 

4.       Как читает ребенок – по буквам, по слогам или целыми словами? Часто ли допускает ошибки при чтении? Насколько хорошо понимает прочитанное? Может ли связно пересказать то, что прочитал?

5.       Во сколько лет ребенок пошел в первый класс – было ему 7 лет на момент поступления в школу? Насколько он был готов к началу школьного обучения? Не говорили ли педагоги, что ему рановато учиться?

Также можно сходить с ребенком на консультацию у детскому врачупсихиатру или хотя бы неврологу (невропатологу) т.к. многие физиологические причины (например ММД – минимальные мозговые дисфункции, или СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности) тоже могут мешать успешному обучению в школе. 

Что представляет собой диагностическая процедура на ПМПК?

Как правило, обследование ребенка проходит в виде беседы, в ходе которой ему предлагается ответить на ряд вопросов и выполнить ряд заданий разнообразного характера: запомнить определенное количество слов, разложить последовательно несколько картинок с общим сюжетом и так далее, а также выполнить несложные задания из школьной программы. То есть задания, которые предлагаются на комиссии ребенку, касаются не только школьных знаний и умений. В большей степени они носят психологический характер, потому что успешность ученика в школе как раз напрямую зависит от того, насколько хорошо развиты у него психические процессы – память, внимание, речь, восприятие, мышление. Вся беседа обычно занимает от 30 до 50 минут в зависимости от возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. Родители обязательно присутствуют на диагностике, но не вмешиваются в ее ход, а только наблюдают. В ходе обследования ведется протокол, в который заносятся ответы ребенка, а также краткие выводы по каждому из проверенных показателей. 

После заполнения всех документов специалисты комиссии озвучивают для родителей рекомендации по дальнейшему обучению ребенка, по оказанию ему необходимой психологической, педагогической, медицинской помощи.  

Как подготовиться к комиссии?

Нет никакого смысла пытаться найти вопросы, которые могут быть заданы во время обследования, и заучивать с ребенком ответы на них. 

Во-первых, никто не может сказать точно, какие именно вопросы зададут или какие задания предложат выполнить каждому конкретному ребенку (это зависит от его индивидуальных особенностей, возраста, уровня развития и пр.) 

Во-вторых, усиленная предварительная подготовка может сильно исказить реальную картину дел у ребенка, а значит, заключение специалистов и их рекомендации могут оказаться неподходящими, не соответствующими действительности и бесполезными. 

Конечно обследование на ПМПК – это в какой-то мере стресс, но не только от вас, родителей, от того, как вы настроите ребенка, что ему скажете, зависит, насколько сильным этот стресс будет. Дети больше всего нервничают и переживают тогда, когда родители им говорят о большой важности этого, настаивают, что нужно обязательно отвечать правильно, что от ответов ребенка многое зависит и т.п. Поэтому запомните: «строжить» (заранее ругать) ребенка однозначно не стоит, это только повысит уровень его тревожности, а следовательно, может блокировать мыслительные процессы, и тогда ребенок просто замкнется. Соответственно хороших результатов тогда точно не будет. Ни в коем случае нельзя ругать своего ребенка ни до, ни после комиссии, какой бы результат они не показали!!!! Потому что от воли и желания ребенка это не зависит!!! Ругать нужно только себя: как правило — это именно родительские ошибки, невнимание к собственным детям приводят ребят к неуспешности.

Поэтому, если вы решите сходить на ПМПК, то лучше сказать своему ребенку примерно следующее: «Мы с тобой сходим на комиссию, там тебе будут задавать разные вопросы, показывать разные интересные картинки и давать задания. Ты отвечай так, как знаешь. Если не знаешь, как ответить на вопрос, то так и скажи – не знаю. В этом нет ничего страшного, потому что не бывает людей, которые могут ответить на все вопросы. Я, например, тоже не всегда могу это сделать. И знай: «как бы ты не отвечал, я все равно тебя очень сильно люблю, и ты для меня самый лучший». И после обследования непременно похвалите ребенка: он сейчас работал так напряженно, как, возможно, не работал очень давно.

Как вести себя на ПМПК?

Комиссия нужна не для того, чтобы детей наказать или куда-то «отправить», а для того, чтобы помочь, определить те условия, которые будут способствовать успешному обучению ребенка (образовательная программа – главное из этих условий). Поэтому «защищать» ребенка от когото на комиссии, «оправдывать» его нет необходимости, специалисты и так изначально на его стороне. Кроме того, как правило, специалисты, работающие в ПМПК, имеют значительный опыт общения с детьми, и обязательно делают «скидку» еще и на естественное волнение ребенка.

Вам нужно будет, присутствуя при обследовании вашего ребенка просто молча наблюдать за всем происходящим, не подсказывая, не перебивая, не вмешиваясь. И естественно, совершенно недопустим ваш смех в случае нелепых ответов ребенка, так как это может сбить его с мысли и привести к обиде, а иногда – и к отказу отвечать дальше. Просто обращайте внимание, какие упущения есть и над чем вам с вашим ребенком нужно поработать. 

Чем может «грозить» ребенку и его родителям обращение в ПМПК?    Тем, что могут подтвердиться опасения, касающиеся развития ребенка. Тем, что будут вслух названы существующие проблемы. Тем, что придется искать решение этих проблем и предпринимать для этого какие-то конкретные действия, прикладывать моральные, интеллектуальные и физические усилия (а бывает и материальные).

Вся информация и документация комиссии строго конфиденциальна и передаче третьим лицам не подлежит.

После прохождения комиссии действия родителей могут быть следующие:

1.       Сначала необходимо спокойно обдумать данные вам рекомендации и прикинуть все варианты как ситуация может сложиться дальше и в том случае, если вы согласитесь с советами и в противоположном. 

2.       Если вы согласны с выводами ПМПК, то тогда вам нужно решить, будете ли вы переводить ребенка в другую школу (другой класс), или же он останется там, где и был, но его станут обучать по другой программе. Копию документа выданного ПМПК вам на руки, необходимо будет предоставить в ту образовательную организацию, в которой ваш ребенок будет продолжать обучение. 

3.       Если же вы не согласны с рекомендациями комиссии, то тогда заключение ПМПК никому и никуда показывать не надо, и пусть все остается так, как было, без изменений. 

 

Стоит особо подчеркнуть, что комиссия дает рекомендации, а не призывы к исполнению. То есть право и обязанность родителей – хорошенько обдумав и взвесив все «за» и «против», самостоятельно решать: выполнять то, что было рекомендовано или нет. Однако родителям (законным представителям) стоит помнить, что ответственность за это решение, а значит и за дальнейшую судьбу ребенка, также лежит только на них.