Занятие с родителями и детьми "Нескучный вечер"

  • Мероприятия
  • Работа с родителями
  • doc
  • 22.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Занятие на укрепление детско-родительских отношений
Иконка файла материала нескучный вечер.doc

Калининградская область

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 города Балтийска

__________________________________________________________________

            238520,город Балтийск, ул. E. Кочешкова,19               тел/факс (40145) 3-03-05

                                                                                                    e-mail:pillau-5@mail.ru

 

 

 

Областной конкурс методических разработок педагогических работников «Практика работы с родителями как фактор успешной образовательной стратегии и социализации ребёнка в образовательном учреждении»

 

 

Мероприятие для детей и родителей

«Нескучный вечер»

 

 

Фолимонова Анна Александровна,

педагог-психолог МБОУ СОШ №5

 

 

 

 

г. Балтийск

2024

Пояснительная записка

Мероприятие «Нескучный вечер» направлено на гармонизацию отношений между родителями и их детьми.

Название встречи «Нескучный вечер» не вызывает напряжения у родителей, ведь, подразумевается что-то хорошее и весёлое, чем просто ходить на родительские собрания. Может прийти любой член семьи или целые семьи — от мамы до прабабушки или сестры. Это вызывает у ребенка чувство его значимости в семье. А школьный психолог предстает перед детьми и родителями в новой роли, может быть более позитивной. Он не контролирует игру, а просто в ней участвует. Он тоже играет с детьми и может за ними наблюдать как изнутри, так и со стороны.

Родители видят своих детей в разных игровых ролях, а не только в роли ребенка, ученика. Очень часто родители приятно удивляются, открыв своего ребенка с иной стороны.

Осуществляется это мероприятие на уровне школы. В перспективе – создание клуба для систематизации встреч для более ощутимого результата работы.

Цель: гармонизация детско-родительских отношений

Задачи:      

1.        Создать атмосферу принятия и понимания.

2.        Улучшить понимание родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.

3.        Развить умение согласовывать свои действия между родителем и ребёнком.

4.        Достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга.

5.        Выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов

6.        Способствовать эмоциональному сближению ребенка и родителя.

7.        Научить участников способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи.

 

Содержание

  Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. Родители стимулируют его развитие с помощью разнообразных игр, занятий, посещений вместе с ним парков, музеев, театров, библиотек. Такое совместное времяпрепровождение с ребенком развивает его психологическое здоровье, а недостаточное общение ребенка с родителями, отсутствие совместных игр и занятий в будущем может негативно повлиять на мировоззрение, взаимоотношения с окружением (семья, сверстники, учителя), на школьную мотивацию и стремление к новому.

Актуальность состоит в том, что на сегодняшний день все больше внимания уделяется роли и влияния семьи на психологическое здоровье детей. С научной точки зрения, психологи считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.

Чем больше взрослые играют со своими детьми, тем лучше между ними взаимоотношения. Совместные игры сближают их, создают в семье дружественную атмосферу.

Совместные игры способствуют установлению контакта, взаимопонимания. Родители, которые относятся к игре безучастно, равнодушно, лишают себя возможности сблизиться с ребёнком, узнать его внутренний мир. Участвуя в играх детей, родители учатся устанавливать равные отношения с ребёнком, преодолевать свою авторитарную позицию, проявлять творческие способности в изобретение новых сюжетов игр, ролей. Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, интимнее. Нельзя упускать этот момент, ведь если родители не сумели установить контакт с дошкольником и младшим школьником, то потом, когда он станет подростком, найти взаимопонимание будет значительнее труднее и поэтому, противопоказаний к применению этого мероприятия нет.

Длительность: 1,5 часа

Условия реализации:

Организация мероприятия осуществляется, начиная с рассылки-приглашения на мероприятие «Нескучный вечер» в чаты с родителями. Затем, составляются списки участников.

В определенный день, в вечернее время, на базе школы, в кабинете, где есть возможность посмотреть презентацию и короткометражный фильм, а также, поставить стулья в круг и сесть за парты по парам, проводится мероприятие «Нескучный вечер» .

Процедура проведения

1.     Вступительная часть. Приветствие. Презентация 1,2 слайд.

Цель: создание благоприятного эмоционального фона.

Педагог-психолог: «Здравствуйте, уважаемые родители и дети. Сегодня мы встретились для того, чтобы… Как вы думаете для чего я сегодня вас пригласила с детьми?» Обсуждение. Приходим к выводу, что основная цель – это совместные игры родителей с детьми.

1.1.  Игра «Ласковое имя»

Цель: освоить активный стиль общения и способствовать созданию в группе отношений партнёрства.

Педагог-психолог: «Каждый участник называет своё имя и характеризует себя первой буквой. Женя — жизнерадостный, Марина- молодчина…»

2.     Разминка.

2.1.  Игра «Правил нет1».

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания.

Педагог-психолог: «Родитель и ребёнок садятся рядом. Родитель и ребёнок с помощью выражения: «Я думаю, что ты не любишь…, а я думаю, что ты не любишь… продолжили фразу, обращаясь друг к другу по очереди. Важно, чтобы вы открылись друг другу «как есть» — теми чувствами, которым нет ни разумного объяснения, ни суда – вот так я вижу, вот так я чувствую…»

2.2.  Игра «Правил нет2»

Цель: создание свободной от барьеров и тревожности атмосферу в группе.

Педагог-психолог: «Родитель и ребёнок с помощью выражения: «Я люблю, когда ты… Важно дать позитивный аспект, опереться на положительные характеристики, затронуть все сферы жизни  отношения, пристрастия в еде, увлечениях, черты характера.»

2.3.  Игра «Правил нет3»

Цель: создание свободной от барьеров и тревожности атмосферу в группе.

Педагог-психолог: «Родитель и ребёнок с помощью выражения: «Я злюсь и раздражаюсь, когда ты… закончите предложение».

2.4.  Игра «Комплименты».

Цель: создание дружественной атмосферы в группе после откровений.

Педагог-психолог: «А, теперь, давайте скажем по очереди друг другу добрые, ласковые слова. Тот, кому говорят отвечает: «Спасибо, мне очень приятно».

3.     Основная часть.

3.1.  Показывается отрывок из телепередачи «Доброе утро» «Совместные игры детей и родителей». Презентация 3 слайд.

Цель: наглядно показать масштабность, темы совместного времяпрепровождения родителей со своими детьми. Как это обсуждают и видят другие родители и психологи.

Педагог-психолог: «Давайте посмотрим, что говорят по поводу совместных игр с детьми другие родители и психологи в телепередаче «Доброе утро» по Первому каналу…»
Обсуждение.

3.2.  Игра «Скульптор и глина»

Цель:  развитие  тактильного контакта, взаимопонимания, способности к самовыражению.

Упражнение выполняется в парах (родитель – ребёнок). Ребёнок — «глина», родитель – «скульптор». Задача «скульптора» — сделать из глины прекрасную статую.

Педагог-психолог: «Скульптор сам решает, как будет выглядеть эта «статуя», как она будет держать голову, в какой позе она будет стоять.»

После того, как работа закончится все рассматривают статуи, пытаясь угадать, что слепил «скульптор».

После упражнения следует обсуждение: что чувствовали, понравилась ли форма, которую придали. Обсуждение

3.3.  Мини-лекция «Почему важно играть с детьми любого возраста».

Педагог-психолог: «Психологи заметили, что игра с родителями развивает ребёнка гораздо эффективнее, чем игры в детской компании. Даже игровое общение со старшими детьми не так интересно ребёнку.

Родители способны создать атмосферу тепла и семейного единения, научить ребёнка социальному общению, расширить границы его воображения. Игры с родителями очень важны для психо-эмоционального здоровья ребёнка — дети видят, что их любят, понимают, и это повышает их самооценку.

К тому же родители, обладая большим интеллектом, могут предложить детям более увлекательные и разнообразные игры, придумать нестандартные ситуации, соединяя игру и обучение.

Младшие школьники предпочитают игры со сверстниками, однако родители не должны полностью отказываться от игрового общения с ребёнком. Целью игры должно стать пробуждение интереса к учебе, получению новых знаний и навыков. Совместно с родителями дети могут собирать сложные конструкторы, играть в интеллектуальные игры, разгадывать загадки и ребусы.Играя с ребёнком, родители могут выполнять воспитательную функцию, переключая его интерес с отрицательных образов на положительные, показывая чувства человека, которого бьют или обижают.

Не менее важно научить ребёнка принимать поражения в игре, это поможет выработать стрессоустойчивость и сострадание к слабым и проигравшим. Многие родители не задумываются о том, что их внимание очень нужно детям в подростковом возрасте. Проблема в том, что подростки агрессивно воспринимают нотации и поучения. На помощь придет игра. В игровой форме можно подать любую важную информацию.

Совместно составить план дел на год с условием обязательного выполнения и поучить ребёнка ответственности и дисциплине.

Юной моднице предложить самостоятельно переделать старую одежду.

С подростками можно вместе выбрать обои и сделать косметический ремонт.

Вместо борьбы с компьютерными играми подсказать способы заработка карманных денег на сайтах фриланса.

Найти возможности для проявления способностей с целью профориентации.

Играя с детьми, родители могут лучше понять их интересы и пробуждающиеся таланты. Игры с детьми полезны и для взрослых. И малыши, и подростки оценят интерес папы и мамы к их занятиям. Совместные игры способствуют установке добрых, доверительных отношений, укрепляют родительский авторитет, что очень важно для преодоления трудных периодов взросления ребёнка и разрешения конфликтных семейных ситуаций.

Счастливое детство ребёнка невозможно без самых разных увлекательных игр. Это большая часть жизни ребёнка, в которой он познает мир, совершенствует свои навыки, приобретает первых друзей, учится преодолевать трудности и побеждать.

Играть со своими детьми — это значит обучать их, общаться, всесторонне развивать, развлекать, делать жизнь ярче и интереснее.» Презентация 4 слайд.

3.4.  Технологическая игра "Счастливый ребенок".  

Родителям и детям необходимо ответить на  три вопроса:

1. Счастливый ребенок это...

2. Ребенку мешает быть счастливым....

3. Что я могу сделать, чтобы ребенок  был счастлив (дети отвечали – что родители  могут сделать для  моего счастья). 

С детьми педагог-психолог проводит эту игру, а родители принимают командное решение. Затем идет проговаривание и обсуждение ответов. Делается вывод, что для детей самое важное для счастья - быть вместе с родителями. Презентация 5 слайд.

Мозговой штурм для родителей «Решение ситуаций» Презентация 6,7,8,9 слайд.

Цель: оптимизация детско-родительских отношений.

1.1.   Рефлексия: 1. Бывали ли у Вас или ваших знакомых подобные ситуации? Как Вы их решали?

2. На ваш взгляд: кто виноват в дурных поступках ребенка?

3. Какие мысли у Вас возникали в ходе решения ситуаций?

4. Какой вывод Вы для себя сделали?

после каждой задачи – обсуждение и рекомендации по воспитанию.

2.     Рефлексия.

Игра «Подарок»

Педагог-психолог: «Наша встреча подошла к концу. На прощание подарите друг другу подарок. Начните свое высказывание так: «Я хочу подарить тебе …, потому что…»

 

«- Берегите друг друга! 
Добротой согревайте, 
Берегите друг друга! 
Обижать не давайте! 
Берегите друг друга! 
Суету позабудьте 
И в минуту досуга 
Рядом вместе побудьте! 
/О. Высотская/

Спасибо за встречу. До свидания!» Презентация 10 слайд.

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Горбунова Общая психология – М., Владос, 2001г., 432с.
  2. Дружинин В. Н. Психология семьи.- М., 1996.
  3. Марунич Е. Взаимоотношения младших школьников с родителями // Воспитание школьников.- 2002.- №5.- С.56- 57.
  4.  Крайг Г. Психология развития.- СПб., 2000.

5.     Макаренко А. С. О воспитании, 1990

6.     МонинаБ.Г.,Лютова-РобертсЕ.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители).-СПб.: Издательство «Речь», 2007

  1.  Немов Р.С. Психология. – М., Владос, 1998г. 567с.
  2.  Пахальян, В. Э. Развитие и психологическое здоровье личности в дошкольном и школьном возрасте : учебное пособие / В. Э. Пахальян. – 2-е издание. –Саратов : Вузовское образование, 2018

9.     Рюмина, И. М. Тренинговые технологии в работе школьного психолога : учебное пособие / И. М. Рюмина. – Оренбург : ОГПУ, 2021

10. Хоробрых И. Семейная арт-терапия, журнал «Обруч»№ 12, 2012

11. Вознюк Н. Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет, «РИПОЛ Классик», 2009

12. https://youtu.be/pZjLAIRzYQo

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также