Калининградская область
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 города Балтийска
__________________________________________________________________
238520,город Балтийск, ул. E. Кочешкова,19 тел/факс (40145) 3-03-05
e-mail:pillau-5@mail.ru
Областной конкурс методических разработок педагогических работников «Практика работы с родителями как фактор успешной образовательной стратегии и социализации ребёнка в образовательном учреждении»
Мероприятие для детей и родителей
«Нескучный вечер»
Фолимонова Анна Александровна,
педагог-психолог МБОУ СОШ №5
г. Балтийск
2024
Пояснительная записка
Мероприятие «Нескучный вечер» направлено на гармонизацию отношений между родителями и их детьми.
Название встречи «Нескучный вечер» не вызывает напряжения у родителей, ведь, подразумевается что-то хорошее и весёлое, чем просто ходить на родительские собрания. Может прийти любой член семьи или целые семьи — от мамы до прабабушки или сестры. Это вызывает у ребенка чувство его значимости в семье. А школьный психолог предстает перед детьми и родителями в новой роли, может быть более позитивной. Он не контролирует игру, а просто в ней участвует. Он тоже играет с детьми и может за ними наблюдать как изнутри, так и со стороны.
Родители видят своих детей в разных игровых ролях, а не только в роли ребенка, ученика. Очень часто родители приятно удивляются, открыв своего ребенка с иной стороны.
Осуществляется это мероприятие на уровне школы. В перспективе – создание клуба для систематизации встреч для более ощутимого результата работы.
Цель: гармонизация детско-родительских отношений
Задачи:
1. Создать атмосферу принятия и понимания.
2. Улучшить понимание родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.
3. Развить умение согласовывать свои действия между родителем и ребёнком.
4. Достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга.
5. Выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов
6. Способствовать эмоциональному сближению ребенка и родителя.
7. Научить участников способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи.
Содержание
Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. Родители стимулируют его развитие с помощью разнообразных игр, занятий, посещений вместе с ним парков, музеев, театров, библиотек. Такое совместное времяпрепровождение с ребенком развивает его психологическое здоровье, а недостаточное общение ребенка с родителями, отсутствие совместных игр и занятий в будущем может негативно повлиять на мировоззрение, взаимоотношения с окружением (семья, сверстники, учителя), на школьную мотивацию и стремление к новому.
Актуальность состоит в том, что на сегодняшний день все больше внимания уделяется роли и влияния семьи на психологическое здоровье детей. С научной точки зрения, психологи считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.
Чем больше взрослые играют со своими детьми, тем лучше между ними взаимоотношения. Совместные игры сближают их, создают в семье дружественную атмосферу.
Совместные игры способствуют установлению контакта, взаимопонимания. Родители, которые относятся к игре безучастно, равнодушно, лишают себя возможности сблизиться с ребёнком, узнать его внутренний мир. Участвуя в играх детей, родители учатся устанавливать равные отношения с ребёнком, преодолевать свою авторитарную позицию, проявлять творческие способности в изобретение новых сюжетов игр, ролей. Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, интимнее. Нельзя упускать этот момент, ведь если родители не сумели установить контакт с дошкольником и младшим школьником, то потом, когда он станет подростком, найти взаимопонимание будет значительнее труднее и поэтому, противопоказаний к применению этого мероприятия нет.
Длительность: 1,5 часа
Условия реализации:
Организация мероприятия осуществляется, начиная с рассылки-приглашения на мероприятие «Нескучный вечер» в чаты с родителями. Затем, составляются списки участников.
В определенный день, в вечернее время, на базе школы, в кабинете, где есть возможность посмотреть презентацию и короткометражный фильм, а также, поставить стулья в круг и сесть за парты по парам, проводится мероприятие «Нескучный вечер» .
Процедура проведения
1. Вступительная часть. Приветствие. Презентация 1,2 слайд.
Цель: создание благоприятного эмоционального фона.
Педагог-психолог: «Здравствуйте, уважаемые родители и дети. Сегодня мы встретились для того, чтобы… Как вы думаете для чего я сегодня вас пригласила с детьми?» Обсуждение. Приходим к выводу, что основная цель – это совместные игры родителей с детьми.
1.1. Игра «Ласковое имя»
Цель: освоить активный стиль общения и способствовать созданию в группе отношений партнёрства.
Педагог-психолог: «Каждый участник называет своё имя и характеризует себя первой буквой. Женя — жизнерадостный, Марина- молодчина…»
2. Разминка.
2.1. Игра «Правил нет1».
Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания.
Педагог-психолог: «Родитель и ребёнок садятся рядом. Родитель и ребёнок с помощью выражения: «Я думаю, что ты не любишь…, а я думаю, что ты не любишь… продолжили фразу, обращаясь друг к другу по очереди. Важно, чтобы вы открылись друг другу «как есть» — теми чувствами, которым нет ни разумного объяснения, ни суда – вот так я вижу, вот так я чувствую…»
2.2. Игра «Правил нет2»
Цель: создание свободной от барьеров и тревожности атмосферу в группе.
Педагог-психолог: «Родитель и ребёнок с помощью выражения: «Я люблю, когда ты… Важно дать позитивный аспект, опереться на положительные характеристики, затронуть все сферы жизни отношения, пристрастия в еде, увлечениях, черты характера.»
2.3. Игра «Правил нет3»
Цель: создание свободной от барьеров и тревожности атмосферу в группе.
Педагог-психолог: «Родитель и ребёнок с помощью выражения: «Я злюсь и раздражаюсь, когда ты… закончите предложение».
2.4. Игра «Комплименты».
Цель: создание дружественной атмосферы в группе после откровений.
Педагог-психолог: «А, теперь, давайте скажем по очереди друг другу добрые, ласковые слова. Тот, кому говорят отвечает: «Спасибо, мне очень приятно».
3. Основная часть.
3.1. Показывается отрывок из телепередачи «Доброе утро» «Совместные игры детей и родителей». Презентация 3 слайд.
Цель: наглядно показать масштабность, темы совместного времяпрепровождения родителей со своими детьми. Как это обсуждают и видят другие родители и психологи.
Педагог-психолог:
«Давайте посмотрим, что говорят по поводу совместных игр с детьми другие
родители и психологи в телепередаче «Доброе утро» по Первому каналу…»
Обсуждение.
3.2. Игра «Скульптор и глина»
Цель: развитие тактильного контакта, взаимопонимания, способности к самовыражению.
Упражнение выполняется в парах (родитель – ребёнок). Ребёнок — «глина», родитель – «скульптор». Задача «скульптора» — сделать из глины прекрасную статую.
Педагог-психолог: «Скульптор сам решает, как будет выглядеть эта «статуя», как она будет держать голову, в какой позе она будет стоять.»
После того, как работа закончится все рассматривают статуи, пытаясь угадать, что слепил «скульптор».
После упражнения следует обсуждение: что чувствовали, понравилась ли форма, которую придали. Обсуждение
3.3. Мини-лекция «Почему важно играть с детьми любого возраста».
Педагог-психолог: «Психологи заметили, что игра с родителями развивает ребёнка гораздо эффективнее, чем игры в детской компании. Даже игровое общение со старшими детьми не так интересно ребёнку.
Родители способны создать атмосферу тепла и семейного единения, научить ребёнка социальному общению, расширить границы его воображения. Игры с родителями очень важны для психо-эмоционального здоровья ребёнка — дети видят, что их любят, понимают, и это повышает их самооценку.
К тому же родители, обладая большим интеллектом, могут предложить детям более увлекательные и разнообразные игры, придумать нестандартные ситуации, соединяя игру и обучение.
Младшие школьники предпочитают игры со сверстниками, однако родители не должны полностью отказываться от игрового общения с ребёнком. Целью игры должно стать пробуждение интереса к учебе, получению новых знаний и навыков. Совместно с родителями дети могут собирать сложные конструкторы, играть в интеллектуальные игры, разгадывать загадки и ребусы.Играя с ребёнком, родители могут выполнять воспитательную функцию, переключая его интерес с отрицательных образов на положительные, показывая чувства человека, которого бьют или обижают.
Не менее важно научить ребёнка принимать поражения в игре, это поможет выработать стрессоустойчивость и сострадание к слабым и проигравшим. Многие родители не задумываются о том, что их внимание очень нужно детям в подростковом возрасте. Проблема в том, что подростки агрессивно воспринимают нотации и поучения. На помощь придет игра. В игровой форме можно подать любую важную информацию.
Совместно составить план дел на год с условием обязательного выполнения и поучить ребёнка ответственности и дисциплине.
Юной моднице предложить самостоятельно переделать старую одежду.
С подростками можно вместе выбрать обои и сделать косметический ремонт.
Вместо борьбы с компьютерными играми подсказать способы заработка карманных денег на сайтах фриланса.
Найти возможности для проявления способностей с целью профориентации.
Играя с детьми, родители могут лучше понять их интересы и пробуждающиеся таланты. Игры с детьми полезны и для взрослых. И малыши, и подростки оценят интерес папы и мамы к их занятиям. Совместные игры способствуют установке добрых, доверительных отношений, укрепляют родительский авторитет, что очень важно для преодоления трудных периодов взросления ребёнка и разрешения конфликтных семейных ситуаций.
Счастливое детство ребёнка невозможно без самых разных увлекательных игр. Это большая часть жизни ребёнка, в которой он познает мир, совершенствует свои навыки, приобретает первых друзей, учится преодолевать трудности и побеждать.
Играть со своими детьми — это значит обучать их, общаться, всесторонне развивать, развлекать, делать жизнь ярче и интереснее.» Презентация 4 слайд.
3.4. Технологическая игра "Счастливый ребенок".
Родителям и детям необходимо ответить на три вопроса:
1. Счастливый ребенок это...
2. Ребенку мешает быть счастливым....
3. Что я могу сделать, чтобы ребенок был счастлив (дети отвечали – что родители могут сделать для моего счастья).
С детьми педагог-психолог проводит эту игру, а родители принимают командное решение. Затем идет проговаривание и обсуждение ответов. Делается вывод, что для детей самое важное для счастья - быть вместе с родителями. Презентация 5 слайд.
Мозговой штурм для родителей «Решение ситуаций» Презентация 6,7,8,9 слайд.
Цель: оптимизация детско-родительских отношений.
1.1. Рефлексия: 1. Бывали ли у Вас или ваших знакомых подобные ситуации? Как Вы их решали?
2. На ваш взгляд: кто виноват в дурных поступках ребенка?
3. Какие мысли у Вас возникали в ходе решения ситуаций?
4. Какой вывод Вы для себя сделали?
после каждой задачи – обсуждение и рекомендации по воспитанию.
2. Рефлексия.
Игра «Подарок»
Педагог-психолог: «Наша встреча подошла к концу. На прощание подарите друг другу подарок. Начните свое высказывание так: «Я хочу подарить тебе …, потому что…»
«- Берегите
друг друга!
Добротой согревайте,
Берегите друг друга!
Обижать не давайте!
Берегите друг друга!
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом вместе побудьте!
/О. Высотская/
Спасибо за встречу. До свидания!» Презентация 10 слайд.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.