Тема элективного занятия: «Определение авторской позиции. Этапы выполнения задания 2 части ЕГЭ ».
Цели:
Образовательные:
-Обогатить представление учащихся о способах написания вступления к сочинению по тексту 2 части ЕГЭ
- Повторение и обобщение знаний о тексте.
- Закрепление практических умений работы с текстом.
- Формирование навыков правильной речи учащихся.
Развивающие:
- Развитие коммуникативных способностей.
-Совершенствовать умение выявлять проблему и
идею в прочитанном тексте;
- Развитие интереса к исследовательской деятельности.
- Развитие интеллектуальных способностей, позволяющих учиться самостоятельно.
Воспитательные:
- Нравственное развитие личности учащихся, определение ими истинных жизненных ценностей.
- Воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Задачи:
- Стимулировать интерес учащихся к самостоятельному поиску и овладению новыми знаниями, желание продвинуться в своем развитии.
- В результате исследовательской деятельности учащихся выявить особенности данного текста, связанного с индивидуальным стилем писателя.
· Развивать способность к пониманию и взаимопониманию, диалогу и сотрудничеству в групповой форме обучения.
С добром надо спешить,
а то оно может
остаться без адресата.
А.Алексин
Ход урока:
I. Оргмомент.
Организация начала занятия, определение темы, сообщение целей урока.
Вопрос: « Актуальна ли тема занятия, почему?»
II. Слово учителя. Сегодня я предлагаю вам текст А.Алексина. У данного писателя свой взгляд на жизнь, на людей. Своя манера писать о них. Его голос, проникновенный, ненавязчивый, не спутаешь ни с кем. Любое произведение писателя затрагивает душу читателя. А.Алексин всегда стремился к культуре отношений между людьми. Любое нарушение гармонии в отношениях, по мнению автора, недостаток взаимопонимания рождает конфликты. Поэтому герои А.Алексина не предаются взаимным обвинениям, а пытаются восстановить гармонию потому что, по мнению автора, «лучшим другом человека должен быть человек». А кто для нас является лучшим другом…, конечно, мама.
Перед вами текст А.Алексина, который предложен нам для анализа. Коротко о писателе. А.Алексин писал о молодежи и для молодежи. Проблемы, над которыми рассуждает автор, животрепещущие, общественно-нравственные.
Ни одно произведение А.Алексина не оставляет равнодушным читателя. Не исключение является и наш текст.
III Основная часть.
3.1. Формулировка проблемы.
- Перед каждым из вас на столе лежит текст по А.Алексину «Прости меня, мама…». Но прежде давайте вспомним структуру написания сочинения-рассуждения.
(Вступление- проблема/ комментарии к проблеме/ позиция автора/ собственное мнение/ аргумент 1/ аргумент 2/ вывод).
- Самое главное в работе над сочинением-рассуждением - определение проблемы. Это первое, что вы должны сделать, в первый раз читая текст.
- Что такое проблема? (Проблема текста – это предмет рассуждения автора).
- Какие типы проблем вы знаете?
(типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические.)
-Какими способами можно сформулировать проблему? (В виде вопроса или сочетанием слова проблемы с им.сущ., употребленным в Р.п.)
Чтение учителем текста А.Алексина
Прости меня, мама…
(1) Мамы давно уже нет… (2) А я все еще мысленно говорю: (3) «Прости меня, мама…» (4) Она рассказывала близким и знакомым и даже не очень близким, какой у нее сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы уважали меня. (5) Я в самом деле старался спасти ее от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить ее нечастые просьбы. (6) А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. (7) Многое мы, увы, осознаем запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. (8) Случалось, забывал позвонить в назначенный час. (9) «Я понимаю, как ты занят!» (10) Иногда раздражался по пустякам… (11) «Я понимаю, как ты устал!» (12) Она все стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. (13) Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! (14) Поздно.
(15) «Берегите матерей!» - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: (17) «Берегите матерей так, как они берегут нас!» (18) Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. (19) Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. (20) Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: (21) «Не отдает ли нам мать последнее? (22) Не отдает ли то, без чего не может выжить на земле человек?»
(23) Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.
(24) «В муках мы мать вспоминаем», - писал Н.А. Некрасов. (25) И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. (26) Ничего страшного: я с тобой. (27) Все пройдет…» - шепчет мама. (28) И болезнь отступает, потому что рядом Она. (29) « Ах, если бы навеки так было!» (30)Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. (31) То в реальности, а то мысленно...(32) Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать и сделать для них все добр 1.В каком предложении выражена основная мысль текста? 1) 6 2) 23 3) 25 4) 32
2.Какой стиль и тип речи представлены в тексте?
1.разговорный стиль, рассуждение
2.художественный стиль, описание с элементами рассуждения
3.публицистический стиль, повествование и рассуждение
(художественный стиль, повествование, что можем сделать. (33) Прости меня, мама… (По А.Алексину)
- Но проблему необходимо не только выявить, но и правильно сформулировать.
(В группах обучающиеся формулируют проблему при помощи речевых клише.
1) проблема жертвенной материнской любви;
2) проблема нашего отношения к матери. )
- Проблему вы должны будете прокомментировать и выразить отношение автора именно к этой проблеме.
3.2. Комментирование проблемы.
- Что такое комментарий?
(Это не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор )
- Назовите два типа комментария, поясните.
(Текстуальный- объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Концепционный- интерпретация пишущим проблемы исходного текста)
Комментарий первой проблемы: размышления о том, что такое любовь и жертвенность и как проявляется жертвенность материнской любви. Наши матери готовы не спать ночами, выхаживая больного ребенка, они жертвуют интересной работой ради своих детей. Наши матери делают для нас всё, что в их силах и, возможно, больше, но мы, к сожалению, не всегда можем по достоинству оценить жертвенность их поступков.
Комментарий второй проблемы : размышления о том, что осознание значения материнских поступков и ответное чувство благодарности приходят к нам слишком поздно.)
-Прокомментируйте проблему, используя речевые клише
-А какова позиция автора?
(1. Жертвенность материнского чувства естественна;
2. очень часто мы бываем невнимательны к своим матерям; мы должны просить прощение у своих матерей при их жизни, а не после их смерти.)
3.3. Собственное мнение о позиции автора.
-Выразите свое отношение к позиции автора. (Индивидуальное задание с использованием речевых клише)
3.4. Аргументация собственной позиции. (класс делится на группы)
1. Каждой группе даны высказывания знаменитых людей:
«Вы не перестанете быть ребенком, пока у вас есть мать» (С. Джейет);
«Господь не может поспеть всюду одновременно, и поэтому он создал
матерей» (Менандр);
«Сердце матери – неиссякаемый источник чудес» (П. Беранже)
«Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется
прощение» (О. Бальзак)
«Одна хорошая мать стоит сотни учителей» (Д. Герберт)
«Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери» (В. Г. Белинский)
-Как вы понимаете смысл данных высказываний? Рассуждая, приведите примеры из художественной, публицистической литературы или примеры из своей жизни или жизни окружающих.
2. Аргументируйте свою точку зрения. В этой части работы необходимо строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи- убедить адресата, укрепить или изменить его мнение в чем-либо. Типичное рассуждение строится по схеме: тезис, аргументация, вывод.
(индивидуальное задание с использованием речевых клише).
(Аргументируя свою позицию, обратите внимание на то, что тема материнской любви широко представлена как в поэзии (М. Цветаева – цикл «Стихи к сыну»; А. Ахматова – «Реквием»; С. Есенин «Письмо матери», Н.Рыленков «Я помню руки матери моей», Д.Кедрин «Сердце», В.Беляева «О материнской любви», «Заболела мать» и др.) так и в прозе (В. Закруткин «Матерь человеческая», В Токарева «Террор любовью» , К.Пустовский «Телеграмма», В.Распутин «Последний срок» и др.).
3.5. Вывод
Ребята обсуждают в группах.
1.Таким образом, где бы мы ни находились, мы всегда должны помнить о матери, почаще навещать ее и звонить . Ведь она у нас одна, и никто другой её не может заменить.
2. Завершая свое размышление о благодарности и неравнодушном отношении к матерям, хочется выразиться словами С. Джейет «Вы не перестанете быть ребенком, пока у вас есть мать». А значит, у нас есть к кому прийти и поговорить о самом сокровенном.
IV Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Что получилось? Что осталось непонятным?
V Домашнее задание.
Дописать сочинение-рассуждение по тексту А.А.Алексина
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.