Методическая разработка открытого урока русского языка в 4 классе по теме: «Состав слова. Разбор слов по составу»

Методическая разработка открытого урока русского языка в 4 классе по теме: «Состав слова. Разбор слов по составу»

Медиа
docx
30.11.2019
Состав слова. Разбор слов по составу.docx

МКОУ «УСОШ№2» МО «Унцукульский район»

 

Методическая разработка открытого урока

русского языка в 4 классе по теме:

 «Состав слова. Разбор слов по составу»

 

Подготовила и провела

Годжоева Марьям Нурмагомедовна

учитель начальных классов

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Цели урока:

- систематизировать и закрепить знания о значимых частях слова;

- повторить алгоритм разбора слов по составу;

- закрепить знания о семантике морфем.

Задачи:

обучающие:

- сформулировать умение находить составные части слова ;

- сформулировать умение разбирать слова по составу

развивающие:

- развивать умение анализировать, сравнивать материал

- развивать умение работать в паре (выслушивать мнение товарища), обсуждать проблему, приходить к единому мнению

воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к учебе, оценивать свою работу и работу одноклассников

- формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности, осознание своей этнической принадлежности, знание родного языка.

Регулятивные УУД: умение составлять план действий и применять его при решении учебных задач.

Коммуникативные УУД: владение способами коллективной деятельности, вариантами действий в ситуациях общения.

Познавательные УУД: освоение базовых предметных понятий, использование знаково-символических средств при решении поставленной задачи.

 

Ход урока.
1.Организационный этап.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и желаю, что бы этот день принес вам радость, общение друг с другом. У нас на уроке сегодня присутствуют гости поприветствуйте их и подарите свои улыбки.

2. Актуализация знаний

- Посмотрите на доску, что за значки вы видите?

- Расшифруйте значки: окончание, основа, корень, приставка, суффикс.

- Назовем эти понятия одним словом – морфемы

Что такое морфема? ( морфема – это наименьшая значимая часть слова)

- Как вы думаете, какой может быть тема нашего урока? (состав слова, значимые части слова)

 

3.Орфографическая минутка

— Вставьте пропущенные слова и запишите фразеологизмы

·         Выйти сухим из... (воды).

·         Камень с... (души) свалился.

·         Выносить сор из... (избы).

·         Сапожник без... (сапог).

·         Биться как рыба об... (лёд).

·         Лежачего не... (бьют).

·         Лучше... (поздно), чем никогда.

·         Положа руку на... (сердце).

·         Подчеркните орфограммы.

·         Разберите по составу слова сапожник, сапог.

·         Что происходит в корне этих слов с согласными звуками? (Чередование согласных ж//ш.)

·         Выполните звуко-буквенный разбор слова бьют.

(Взаимопроверка. Взаимооценка.)

4.Словарная работа. Разгадать кроссворд.

1.     Учебное помещение для занятий.

2.     Верхняя одежда.

3.     Корм для лошади.

4.     Защитник Отечества.

5.     Дерево с белым стволом.

6.     Красная девица в темнице, коса на улице.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/528175/img1.gif

Внимательно посмотрите и найдите слово, спрятавшееся в кроссворде по вертикали. Правильно.

Состав - назовите значение этого слова.

1.     Состав команды.

2.     Групповой состав.

3.     Состав вещества.

4.     Офицерский состав

5.     Состав слова.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать состав слова. Закрепим знания, полученные по этой теме. Повторим правила переноса слов.

Составим лицо грамматического человека.

1.     Из каких частей может состоять слов?

2.     Какая часть слова не изменяется?

3.     Что называется корнем слова?

4.     Какие слова называются однокоренными?

5.     Что такое суффикс?

6.     Что такое приставка?

7.     Что такое окончание?

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/528175/img2.gif

Наш грамматический человечек грустит, но он улыбнется вам, если вы справитесь со всеми заданиями.

Составить цепочки родственных слов, разобрать по составу.

1.     Мороз -

2.     Зима -

3.     Холод -

Скажите.

1.     Из чего состоит наша речь?

2.     Из чего состоит предложение?

3.     На что делятся слова?

4.     А как переносятся слова?

Вспомните правила переноса.

Составьте новое слово. Если приставка из слова побег, корень из слова крыша, суффикс из слова ночка, окончание из слова лапа. Запишите.

Покрышка.

Разделите это слово на слоги.

по - крыш - ка

А как можно перенести это слово?

По - крышка, покрыш - ка.

Откройте учебник. Упр. 52 стр. 132.

Выполняем устно.

Закладка - из каких частей состоит основа слова.

Как это слово разделить для переноса? А как можно делить на слоги?

Какое новое правило переноса показано. Сделайте вывод. При переносе слов нельзя отрывать одну букву от корня слова.

Упр. 53 - комментировано.

В упр. 55 посмотрите, как разделили для переноса слово поиски.

по-иски Когда при переносе слов можно отрывать букву от корня?

пои-ски

На доске текст. Прочитайте. Вставьте однокоренные слова.

Наступила зима. Замелькали в воздухе первые снежинки. Теплым одеялом укроет снег землю. Снежные метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить снеговика, строить крепость.

Возьмите грамматическую таблицу и фишки.

Определите число слова снежинки.

Каким членом предложения будет слово снег в третьем предложении?

Каким членом предложения будет слово укроет?

Определите состав слова снежные.

Какой частью речи будет слово в во втором предложении?

Определите состав слова зима.

Каким членом предложения будет слово лесные?

5.     Самостоятельная работа:

1.Улетают в теплые края перелетные птицы.

- Найдите орфограммы, объясняя их написание.

- Найдите грамматическую основу.

- Найдите слова с приставками. Что это за слова? Подберите однокоренные слова.

 

2.Вставь в текст пропущенные слова с корнем –лёт-.
Осень многие птицы ________________________ на юг.  Перед ___________ они собираются в стаи. Журавли ______________________ клином. Гуси – вереницей.  ________________ стаю ведёт вожак. Многие _______________
Птицы гибнут в пути.

 

3.Творческое задание

А теперь вы попробуете из указанных мною морфем собрать слова.

А) Возьмите тот же корень, что в слове «клонится».

     Добавьте приставку, которая есть в слове «слезет».

     Суффикс возьмите из слова «обращение».

     Добавьте к слову окончание сущ. ср.рода, им.падежа   (склонение)

Б) Возьмите корень из слова «полагать», приставку- из слова «приложение», суффиксы- из слова восклицательный, а окончание- из слова «числительное». Подсказка: получится слово- часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное)

В) Возьмите приставку из слова «подруга», корень- из слова «игрушка», суффиксы- из слова «читал», а окончание в этом слове будет такое же, как в слове «стул» (поиграл)

Г) Это будет слово, однокоренное со словом «летчик». Добавьте к корню такую же приставку, как в слове «перепрыгнул». Оба суффикса этого слова такие, как в глаголе «слышать» (перелетать)

 

6.     Итог урока

Учитель: Ребята, все вы сегодня работали очень хорошо. Но мне очень хотелось бы, чтобы вы сегодня оценили работу своих одноклассников. Предлагаю вам выразить свое восприятие урока при помощи изобразительных знаков ( смайликов)

Сообщение и объяснение домашнего задания.

Итог.

-Что у вас сегодня получалось лучше всего?

-В чем испытывали затруднения?

На эти вопросы вам помогут дать ответы фразы:

МНЕ БЫЛО ТРУДНО ……

ТЕПЕРЬ Я МОГУ ……….

МНЕ БЫЛО ЛЕГКО, ПОТОМУ ЧТО ……

Итог.

-Что у вас сегодня получалось лучше всего?

-В чем испытывали затруднения?

На эти вопросы вам помогут дать ответы фразы:

МНЕ БЫЛО ТРУДНО ……

ТЕПЕРЬ Я МОГУ ……….

МНЕ БЫЛО ЛЕГКО, ПОТОМУ ЧТО ……

Итог.

-Что у вас сегодня получалось лучше всего?

-В чем испытывали затруднения?

На эти вопросы вам помогут дать ответы фразы:

МНЕ БЫЛО ТРУДНО ……

ТЕПЕРЬ Я МОГУ ……….

МНЕ БЫЛО ЛЕГКО, ПОТОМУ ЧТО ……

 

7. Рефлексия

-Что у вас сегодня получалось лучше всего?

-В чем испытывали затруднения?

На эти вопросы вам помогут дать ответы фразы:

МНЕ БЫЛО ТРУДНО ……

ТЕПЕРЬ Я МОГУ ……….

МНЕ БЫЛО ЛЕГКО, ПОТОМУ ЧТО ……

 

 

 

 

 

Директор МКОУ «УСОШ№2»                              Алиев А.Г.

 

Заместитель директора по УВР                             Магомедова М.Г.

 

 

 

 

 

 

 

МКОУ «УСОШ№2» МО «Унцукульский район»

Отзыв коллег об открытом уроке русского языка

В 4 «Б» классе

«Состав слова. Разбор слов по составу»

учителя начальных классов

Годжоевой Марьям Нурмагомедовны

 

Это первый урок в разделе « Состав слова». На нём происходит освоение предметных знаний (базовые понятия): корень слова, суффикс, приставка, основа слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов, словообразовательный разбор слова. Учебный материал соответствовал принципу научности, доступности, был посилен для учащихся второго класса. Содержание урока соответствует возрастным нормам. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. При объяснении нового материала были использованы: схема «Морфемы», правило параграфа в учебнике и примеры слов, записанные на доске и растолкованные учителем. После объяснения нового материала учащиеся выполнили три упражнения на закрепление. Ученики, отвечающие у доски, использовали алгоритм, предложенный учителем. При выполнении упражнений некоторые учащиеся столкнулись с такими проблемами как: нахождение корня в слове, подбор однокоренных слов. Было закреплено понятие «морфема».

В начале урока учащиеся вспомнили ранее изученные темы, что позволило плавно перейти к новой теме. Также этот вид деятельности обеспечил готовность учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность.

На организационном этапе было проведено быстрое включение  обучающихся в деловой ритм; созданы условия для дальнейшей работы.
  Минутка чистописания. Словарная работа. На этих этапах урока был актуализирован субъективный опыт детей. Через  анализ языкового материала была выведена тема урока, поставлена цель

 - Коллективная работа (работа у доски, запись предложений), выполненная учащимися после объяснения нового материала, подразумевала закрепление знаний учащихся по теме.

 - Работа по карточкам была направлена не только на формирование умения находить в тексте слова, но и изменения их в предложении, чтобы было связь по смыслу , а также повторить ранее изученные орфограммы.

Были использованы различные методы и приёмы обучения. Проводилась индивидуальная, самостоятельная, фронтальная, коллективная, дифференцированная работа, работа в паре

 

 

Директор МКОУ «УСОШ№2»                              Алиев А.Г.

 

Заместитель директора по УВР                             Магомедова М.Г.

 

 

 

 

МКОУ «УСОШ№2» МО «Унцукульский район»

Отзыв родителей об открытом уроке русского языка

В 4 «Б» классе

«Состав слова. Разбор слов по составу»

учителя начальных классов

Годжоевой Марьям Нурмагомедовны

 

Мы родители 4б класса посетили открытый урок Марьям Нурмагомедовны

Марьям Нурмагмоедовна  максимально разнообразила деятельность учеников на уроке. В качестве гостя  на открытый урок была приглашена  учитель русского языка. На уроке они поделилась результатами своих наблюдений

Ученики 4 «Б» класса продемонстрировали гостям свои знания в области русского языка. В стихотворной форме  они рассказали об изученных ими  частях слова, разыграли костюмированную сценку о роли знаков препинания в  русском письме, которая никого из присутствующих на уроке не оставила равнодушной. Были усвоены и закреплены знания по теме, цели и задачи достигнуты с помощью учебных действий, перечисленных выше: формулирование правила, работа по поиску однокоренных слов, обобщение результатов. Чтобы показать красоту, глубину и  богатство русского языка  Марьям Нурмагомедовна  подготовила ребятам  необычные задания, используя русские народные пословицы, загадки, фразеологические обороты, шарады.  На уроке царила доброжелательная атмосфера. Приглашенные гости  незаметно для себя стали участниками урока, помогая своим детям справиться с заданиями, которые  вызывали у них затруднения.

В заключительной части урока  ребята   выполнили задание по исправлению ошибок в заранее подготовленном  тексте. Работы ребят проверяли сами родители. Подводя итог урока, Марьям Нурмагомедовна  помнила ученикам о том, что изучение русского   языка открывает перед ними двери в безграничный  мир знаний.

 

 

 

Родители 4б класса

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)