МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
«СЕРДЦЕ. СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА. КРОВЬ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ»
Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
34.02.01 Сестринское дело
Преподаватель: Кислицына Л.Я.
РАССМОТРЕНО
на заседании ЦК
протокол от «___»_________2022 г.
№________
Председатель:
О.И. Никулина / ___________
СОГЛАСОВАНО
Методист:
_________________А.Г. Чинчикова
Автор-составитель Кислицына Лилия Яковлевна, преподаватель медицинского колледжа РУТ (МИИТ), высшей квалификационной категории
Аннотация
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Сердце. Сердечно-сосудистая система. Кровь и ее элементы», составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальностям Лечебное, Сестринское дело.
Знания этой темы очень важны для последующего изучения всех клинических дисциплин и практической работы будущих медицинских работников. Не зная анатомии и физиологии сосудов и сердца невозможно понять этиологию, патогенез заболеваний сердечно-сосудистой системы.
В результате изученных тем применяется деятельностный подход. Основная идея деятельностного подхода заключается в том, что знания не давались в готовом виде, а студенты должны были сами в процессе самостоятельной практической деятельности додумываться до решения проблемы. Преподаватель только сопровождал учебный процесс: подготавливал дидактический материал для работы, организовывал различные формы деятельности, участвовал в обсуждении результатов деятельности через наводящие вопросы для создания условий самоконтроля и самооценки.
В процессе практического занятия студенты закрепляют полученные знания и формируют умения использовать знания о строении, топографии сердца для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
В ходе занятия используются элементы групповой работы, личностно-ориентированной технологии, здоровьесберегающей технологии.
Занятие способствует формированию общих и профессиональных компетенций: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; заниматься самообразованием; использовать знания анатомии и физиологии человека в профессиональной деятельности.
Таким образом, данное занятие не только способствует приобретению студентами необходимых профессиональных знаний и навыков, но и выполняет определенную роль в формировании личности студентов.
Данное итоговое практическое занятие предназначено для проведения в очной и дистанционной формах обучения.
Введение
Учиться, чтобы знать. Знать – чтобы применять.
Сердечно-сосудистая система вместе с нервной системой объединяет и координирует работу органов и систем, обеспечивая целостность организма. Изучив строение и функции сердца и всей сердечно-сосудистой системы, и поняв его роль в организме, студенты могут применять свои знания на практике. Например, проводя профилактику у пациентов сердечно-сосудистых заболеваний, объяснять отрицательное влияние вредных привычек на сердечно-сосудистую систему.
Для жизнедеятельности человека, организм должен постоянно получать питательные вещества, витамина, кислород из вне. А из организма, необходимо выводить продукты обмена. Кровь, постоянно циркулирует по замкнутой сердечно-сосудистой системе и выполняет эти важные функции. В крови человека находятся специальные защитные тела, которые осуществляют фагоцитоз и иммунитет, обеспечивая его защиту.
Студенты смогут применить свои знания при изучении клинических и смежных дисциплин.
Тема сегодняшнего занятия: «Сердце. Сердечно-сосудистая система. Кровь и ее элементы».
План учебного занятия
Тема: Сердце. Сердечно-сосудистая система. Кровь и ее элементы.
Вид учебного занятия: итоговое-практическое
Тип занятия: закрепление полученных теоретических знаний, отработка умений и навыков, контроль знаний, обобщение знаний, комбинированное занятие
Цели: обобщить и систематизировать знания студентов о строении и функционировании сердечно-сосудистой системы.
Задачи:
- Образовательная:
1. Способствовать формированию, закреплению и систематизации знаний по разделу 2 «Анатомия человека» и темам: «Сердце», «Сердечно сосудистая система», «Кровь и ее элементы».
2. Способствовать формированию, закреплению, применению специальных учебных умений (выполнение лексико-грамматических упражнений) и общеучебных умений (владение формами письменной и устной речи, приемами работы с текстом), владение основными видами ответов (ответ по теме, сравнительная характеристика, сообщение, диалогическая речь).
- Развивающая:
1. Развивать умения применять полученные знания;
2. Повышение мотивации к учебе. Развитие устойчивого интереса к дисциплине;
3. Активация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом;
4. Развивать способности использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
5. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками.
- Воспитательная:
1. Развивать готовность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
2. Воспитывать устойчивый интерес к своей будущей профессии.
Формируемые компетенции:
ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК. 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК. 6. Работать в коллективе и
команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями
П.К. 1.2. Проводить диагностические исследования.
ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.
П.К. 3.6. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.
П.К. 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию первой медицинской помощи на догоспитальном этапе.
Требования к результатам усвоения учебного материала:
- Студенты должны знать:
1. Строение стенки артерий, вен и капилляров;
2. Круги кровообращения;
3. Границы сердца;
4. Внешнее и внутреннее строение сердца.
- Студенты должны уметь:
1. Применять анатомическую терминологию;
2. Демонстрировать по атласу и муляжам анатомические структуры сосудов;
3. Распознавать функциональные группы сосудов;
4. Использовать знания о строении, топографии сердца для обследования пациента, постановки предварительного диагноза.
Форма организации обучения:
1. Индивидуальная;
2. Фронтальная;
3. Групповая.
Учебно-методическое оснащение:
- Методическая разработка для преподавателя;
- теоретический материал для студентов;
- кроссворд;
- тесты;
- слайд-презентация.
Материально-техническое оснащение:
Картинки, схемы, плакаты, муляж сердца.
Технические средства обучения: компьютер, экран.
Межпредметные связи:
Общая биология, химия, терапия, основы латинского языка с медицинской терминологией, функциональная диагностика, анатомия и физиология человека.
Время: 90 минут.
Технологическая карта занятия
Содержание занятия
№ |
Этап занятия |
Содержание и методы обучения |
Время (мин) |
1. |
Организационный |
Проверка
санитарного Проверка присутствующих. Раздача рабочего задания к практической части. |
5 |
2. |
Мотивация учебной деятельности |
Воспитание ответственности студентов, требовательности к себе, самоконтроля. Создание рабочей обстановки. Формирование познавательного интереса к учебной деятельности, к занятию, к данной дисциплине. |
5 |
3. |
Сообщение темы, цели и плана урока |
Объявление «Раздел 2. Анатомия человека», темы: «Сердце. Сердечно-сосудистая система. Кровь и ее элементы» и типа урока: итоговое практическое занятие Объявление цели и задач урока |
3 |
4. |
Актуализация опорных знаний. Контроль исходного уровня знаний |
Контроль ранее изученного лексического материала, работа над текстом (контроль с помощью наводящих вопросов). Выполнение упражнения на закрепление темы. Представление презентации и диалогической речи. |
15-20 |
5. |
Обобщение и закрепление изученного материала |
Воспитание ответственности студентов, требовательности к себе, самоконтроля. Формирование, закрепление, применение специальных учебных умений (выполнение лексико-грамматических упражнений). Развитие речи, мышления. |
50 |
6. |
Подведение итогов |
Выставление оценок с комментариями, выводы по занятию. Оценка работы группы, каждого студента. |
5 |
7. |
Задание на дом |
Повторение грамматического материала. |
2-3 |
Список используемой литературы
1. И.П. Агабекян «Английский язык» 20-е издание. Москва н/Д: Феникс, 2019 год.
2.Л.Г.Козырева, Т.В. Шадская «Английский язык для медицинских колледжей и училищ». Ростов н/Д: Феникс, 2019 год.
3.Марковина, И. Ю. Английский язык. Базовый курс : учебник для медицинских училищ и колледжей / Марковина И. Ю. , Громова Г. Е. , Полоса С. В. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019.
Приложение
1. Раздаточный материал.
2. Словари.
Ход занятия.
1. Организационный момент: приветствие, отметить отсутствующих студентов, обратить внимание на готовность аудитории к занятию и студентов – наличие халатов, второй обуви и т.д.
2. Постановка цели занятия: Сегодня на заключительной паре мы подведем итог изученному ранее разделу «Анатомия человека». В этом разделе изучались темы: «Сердце», «Сердечно-сосудистая система», «Кровь и ее элементы». Теоретически изученный материал поможет вам применить свои знания и умения в вашей профессиональной деятельности.
3. Повторение лексического материала (хоровая и индивидуальная отработки) в устной и письменной формах по данному разделу. (Приложение 1, 2)
4. Подведение определения что такое сердце и его функции.
«Сердце – это мышечный орган, в который поступает кровь из впадающих в него венозных стволов и прокачивающий ее в артерии, которые примыкают к сердцу.»
5. Контроль ранее изученного текста с помощью наводящих вопросов (Приложение 3, 10):
6. Повторение грамматической структуры «настоящее совершенное время». Употребление глагола «иметь» в разных временах.
Задание: из ранее изученного текста найти грамматическую структуру со вспомогательным глаголом «to have» (Приложение 3)
has increased, has pumped, has discharged, has become, has passed, have brought, has pumped.
На основе текста мы узнали, как работает наше сердце. В него поступает кровь из впадающих в него венозных стволов и перекачивает ее в артерии. Что же такое кровь?
«Кровь – обращающаяся в организме красная жидкость, обеспечивающая питание и обмен веществ всех клеток тела»
Сообщение студента по теме: «Кровь и ее элементы».
Демонстрация таблицы «Состав крови» (Приложение 4)
На основе изученного текста и сообщения о крови и ее элементах выполняется упражнение на закрепление (Приложение 5, 11):
Итак, мы узнали, что человеческое сердце сокращается и бьется с первого момента жизни до последнего. Целый ряд ученых, начиная с 19 века, работали над изучением сердечно-сосудистой системы и состава крови. Среди известных ученых был И.М. Сеченов. Он был основателем русской физиологии и научной психологии. Некоторые его исследовательские труды были связаны с исследованием газов в крови и их роль в дыхательном процессе. [2]
Презентация об И.М. Сеченове. (Приложение 8)
7. Контроль и активация диалогической речи.
Задание: на основе прочитанного текста «Работа человеческого сердца» [2] построить диалоги с применением вводных слов и выражений. Работа в парах и прослушивание диалогов. (Приложение 6, 12)
8. Сообщение «13 интересных фактов о работе сердца» (Приложение 9)
9. Заключение. Проводится небольшое тестирование по разделу 2 «Анатомия человека» и темам «Сердце», «Сердечно-сосудистая система», «Кровь и ее элементы». (Приложение 7)
10. Подведение итогов. Контроль оценки знаний студентов. Заключительное слово.
Надеюсь, что на основе изученного теоретического материала у вас появился устойчивый интерес к вашей будущей профессии, где вы сможете применить ваши знания умения и навыки.
Repetitio est mater studiorum – Повторение мать учения.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.