ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДОНЕЦКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Методическая разработка лекционного занятия
Тема: «Заболевания эндокринной системы»
Название учебной дисциплины: МДК 02.04 «Педиатрия»
Курс: 2
Специальность: 31.02.02 «Акушерское дело»
Количество часов: 2
Разработчик: Романенко И. А.
Методическая разработка
рассмотрена и одобрена
на заседании цикловой комиссии
(протокол №_______
Дата_____________)
Председатель ЦК__________________
(подпись)
Викулина И.Н.
(Ф.И.О.)
«____»______________20____
Донецк
2023
1.
Актуальность темы.
В
последнее время сахарный диабет является наиболее распространенным эндокринным
заболеванием , которое занимает III место среди причин смерти после
сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Около 5% населения земного
шара страдает сахарным диабетом, а с учетом не выявленных форм - более 6%.
Кроме этого наблюдается постоянный рост количества больных (последние 10-15 лет
число диабетом во всех странах мира удвоилось).
По прогнозам ВОЗ в развитых странах до 2025 года число больных с СД увеличится на 51%, а в развивающихся странах на 170%. Растущая распространенность и заболеваемость сахарным диабетом типа 1, зафиксированная в большинстве стран мира, частые случаи заболеваемости у детей младшего возраста, высокая степень распространенности специфических осложнений, регистрируемая уже в детском и особенно подростковом возрасте, вызывают тревогу всего научного медицинского мира.
Совершенно очевидно, что сахарный диабет относится к одной из важнейших медико-социальных проблем современной медицины. Только абсолютный комплаенс между ребенком, его семьей, медицинскими работниками, которые курируют его в разные периоды жизни, является залогом гармоничного развития ребенка, которого с момента установления диагноза переводят в категорию детей-инвалидов.
Также в последние годы все чаще стали встречаться болезни щитовидной железы среди новорожденных детей и детей старшего возраста, особенно врожденный гипотиреоз. Современный медицинский работник обязательно должен знать факторы риска возникновения этих заболеваний, современные методы скрининговых диагностических исследований, и своевременно распознать клиническую картину болезни.
В настоящее время не вызывает сомнения, что врождённый гипотиреоз (ВГ) по своей распространённости и медико-социальной значимости занимает важное место среди эндокринной патологии детского возраста и проведение заместительной терапии является ургентной необходимостью, которая позволит сохранить приемлемый интеллектуальный потенциал.
2.
Цели лекции:
Учебные цели
1) Иметь представление об этиологических аспектах заболеваний, классификации и основных достижениях в изучении механизма развития сахарного диабета, гипотиреоза. (a = І)
2) Усвоить факторы риска возникновения сахарного диабета и врожденного гипотиреоза, основные клинические проявления болезни, методы диагностики и лечения сахарного диабета, гипотиреоза. Знать особенности инсулинотерапии и правила профессиональной безопасности, охраны труда, противоэпидемического режима в эндокринологическом отделении. (a = ІІ)
3) Уметь во время общения научить ребенка проводить самоконтроль в быту, научить пациента и его окружающих правилам рационального питания, физической активности. (a = ІІІ)
Воспитательные цели
1) Научить осуществлять деонтологический подход к пациентам с заболеваниями эндокринной системы, учитывая особенности детского возраста.
2) Воспитывать чувство ответственности за своевременность и правильность профессиональных действий при возникновении осложнений сахарного диабета.
3) Овладеть умениями устанавливать психологический контакт с больными и его семьей;
ПК И ОК
Развивающие цели
Обеспечить максимальное развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности, формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческой активности.
3. Интеграционные связи.
Дисциплины |
Знать |
Уметь |
Предыдущие: Анатомия и физиология
Фармакология
Основы латинского языка с медицинской терминологией
Технология оказания медицинских услуг Теория и практика сестринского дела Организация безопасной среды для пациентов и персонала
Внутримодульные дисциплины:
Соматические заболевания, отравления и беременность
Хирургические заболевания, травмы и беременность
Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни
Внутрипредметная интеграция:
Педиатрия
|
топографию и строение поджелудочной железы, щитовидной железы АФО с учетом возраста ребенка Внутреннюю секрецию поджелудочной и щитовидной железы. Функции инсулина. Обмен глюкозы
Группы медицинских препаратов Препараты инсулина, гормонов щитовидной железы
Медицинскую терминологию
Основные методы выполнения ухода за пациентами. Методику выполнения всех видов инъекций Особенности диетотерапии. Методы дезинфекции. Мед. этика и деонтология в педиатрической практике Методика введения инсулина. Определение сахара в крови и моче экспресс-методом
Этиологию, клинические особенности сахарного диабета, принципы лечения Нейропатия: клиника, диагностика Хирургические методы лечения сахарного диабета (трансплантационные методы лечения) Причины, клинические проявления гипер – и гипогликемических состояний Экстрагенитальная патология беременных Гестационный диабет
Заболевания органов пищеварения Заболевания поджелудочной железы (хр. панкреатит) Острые и хронические расстройства пищеварения у детей
|
определять отделы и топографию органов, их проекцию на скелет.
Использовать полученные знания по дисциплине в процессе изучения темы. Использовать соответствующие термины.
Выполнять все виды инъекций
Давать рекомендации по соблюдению диет
Использовать полученные знания по дисциплине в процессе изучения тем.
Провести Дифференцирован- ный уход за пациентом
Оценивать общее состояние ребенка, свойства кожи и слизистых оболочек, физическое развитие ребенка Проводить пероральную регидратацию |
4. Ход занятия.
№ п/п |
Основные этапы лекции и их содержание |
Учебные цели в уровнях усвоения |
Описание этапа, материалы активации студентов |
Время этапа |
1.
2.
3.
|
Организационный этап Определение актуальности темы Постановка учебных целей Обеспечение положительной мотивации Основной этап Изложение лекционного материала План: 1.Определение, этиология, факторы риска, классификация сахарного диабета у детей 2. Основные клинические проявления и методы диагностики сахарного диабета тип 1 3. Основные принципы лечения при СД 1 типа 4. Осложнения СД 1 типа 5. Определение, основные клинические проявления, диагностика и лечение врожденного гипотиреоза Заключительный этап Резюме лекции, общие выводы Ответы на возможные вопросы Задание для самоподготовки студентов |
I
II
III
III
II
II |
пункт 1 и 2
Тематическая лекция
Мультимедийная презентация
Вопросы, задачи, тесты, средства наглядности
Приложение №1, №2
Педиатрия с курсом инфекционных болезней и основами иммунопрофилактики: учебник / под ред. С.К. Ткаченко, Г.И. Поцюрка. — К.: Медицина, 2013. — 552 с |
5 мин.
70 мин
5 мин |
5.
Содержание лекционного материала:
Представлено
в виде развернутого конспекта содержания темы.
План:
1.Определение, этиология, факторы риска, классификация сахарного диабета у детей.
2. Основные клинические проявления и методы диагностики сахарного диабета тип 1.
3. Основные принципы лечения при СД 1 типа.
4. Осложнения СД 1 типа.
5. Определение, основные клинические проявления, диагностика и лечение врожденного гипотиреоза.
1. Сахарный
диабет – это группа метаболических заболеваний,
характеризующихся гипергликемией, которая является следствием дефектов
секреции инсулина, действия инсулина или обоих этих факторов.
Классификация сахарного диабета (ВОЗ , 1999)
1. Сахарный диабет типа 1 (деструкция b-клеток, обычно приводящая к абсолютной инсулиновой недостаточности):
А. Аутоиммунный
Б. Идиопатический
2. Сахарный диабет типа 2 (с преимущественной резистентностью к инсулину и относительной инсулиновой недостаточностью)
3. Гестационный сахарный диабет.
4. Другие специфические типы:
А. Генетические дефекты функции b-клеток
В. Генетические дефекты в действии инсулина
С. Болезни экзокринной части поджелудочной железы
D. Эндокринопатии
E. Сахарный диабет, индуцированный лекарствами и химикалиями
F. Инфекции
H. Другие генетические синдромы, иногда сочетающиеся с диабетом
Достоверные классы риска:
· Наследственность по СД
· Дети с весом более 4000 г
· Дети женщин, ранее рожавшие мертвого ребенка с большой массой тела и с гиперплазией островкового аппарата поджелуд. Железы
· Паратрофия, ожирение
САХАРНЫЙ ДИАБЕТ ТИПА 1 – аутоиммунное заболевание у генетически предрасположенных лиц с хроническим инсулитом, который приводит к деструкции b-клеток, с последующей абсолютной инсулиновой недостаточностью.
Неблагоприятная комбинация аллелей нормальных генов на 6 хромосоме.
Пусковые факторы: длительное время протекает скрыто
· Вирусные инфекции – 20%
· Психическая или физическая травма – 10%
· Вакцинация – 4%
· Вскармливание коровьим молоком (говяжий сывороточный глобулин- АТ)
· Сезонность: осень-зима
Течение СД тип 1 у детей:
· Дебют диабета - 95% деструкции
· Ремиссия (медовый месяц) – снижение процессов аутоагрессии на фоне инсулинотерапии, пролиферация В-клеток (от 2-3 нед до 1-2 лет).
Более стабильное течение.
· Прогрессирование диабета
· Нестабильный этап пубертатного периода
· Стабильный период
2. Критерии диагностики СД тип 1
А. Клинические:
- полиурия, энурез, моча липкая;
- полидипсия (просыпается ночью от жажды);
- полифагия;
- потеря массы тела;
-гипотония (энергетический голод), снижение тургора тканей
- сухость слизистых оболочек рта,
- зуд кожи и слизистых;
- повышенная нервная возбудимость;
- головная боль;
- боль в брюшной полости, тошнота, рвота (особенно при ДКА);
- диабетический румянец (парез капилляров);
- запах ацетона из ротовой полости;
- стоматит, в т.ч. ангулярные стоматит;
- частые инфекции: фурункулез, ячмени;
- нарушение зрения.
Дети грудного возраста:
-нарастание дистрофии при хорошем аппетите
- дети успокаиваются после питья
-внезапно по типу тоскико-сетического состояния
-опрелости, баланопостит, синдром накрахмаленных пеленок
В. Параклинические:
а. Обязательные лабораторные
- гипергликемия - натощак = 6,7 ммоль/л + клиника или выборочно = 11,1 ммоль/л Сахарный диабет тип 1
В норме содержание глюкозы в капиллярной крови - 3,3 -5,5 ммоль/л.
( Нов - 1,6-4,0; Грудн - 2,78 – 4,4)
При гликемии натощак < 6,1 ммоль/л проводится
Стандартный оральный тест толерантности к глюкозе (ОГТТ)
Диагностические значения орального теста на толерантность к глюкозе
(глюкозы для теста - 1,75 г/кг массы тела ребенка, но не более 75 г)
Сахарный диабет Натощак
> 7,0
Через 2 час. > 11,1
Нарушенная толерантность к глюкозе Натощак < 7,0
Через 2 ч. > 7,8<11,1
- глюкозурия (обычно появляется при уровне гликемии более, чем 8,88 ммоль/л);
- кетонурия ( при ДКА, инфекции, ацетонемич. остояние).
б. Дополнительные лабораторные
· С-пептид в сыворотке крови снижен или отсутствует ( инсулин= проинсулин + С-пептид – остаточная секреция инсулина);
· повышенный уровень гликированного гемоглобина (норма - 6,5%) -показатель гликемии за 3 месяца (жизнь эритроцита 120 дней);
Уровень гликемического контроля:
- идеальный;
- оптимальный;
- субоптимальный;
- высокий риск для жизни.
· повышенный уровень фруктозамина (уровень гликемии 1-3 нед);
· наличие аутоантител к антигенам бета-клеток к инсулину в доклиническом периоде.
3. Основные принципы лечения при СД 1 типа.
Лечение проводится пожизненно.
Показания для госпитализации в эндокринологическое отделение:
- впервые выявленный СД при отсутствии диабетического кетоацидоза (ДКА) - для коррекции лечения, обучение по программе “Школы самоконтроля больного сахарным диабетом”;
- декомпенсация СД, в т.ч. при сопутствующих заболеваниях, которая не корректируется в амбулаторных условиях;
- быстрое прогрессирование хронических осложнений СД.
Показания для срочной госпитализации в отделение или палату интенсивной терапии:
- развитие острых осложнений СД (ком);
- выраженное обезвоживание;
- присоединение инфекций;
- нарушения психики ребенка.
А. Диетотерапия:
- питание разнообразное, адаптированное по возрасту, соответствующее физической активности и режима введения инсулина;
- преимущество - кашам, хлебу, овощам и фруктам;
- ограничивать соль и сахар;
- исключить продукты с ГИ 80-100%.
Расщепление в кишечнике углеводов происходит с различной скоростью, а значит и меняется динамика уровня гликемии после их употребления. Эта динамика определяется так называемым гликемическим индексом. Углеводы сладкого сахара полностью (100%) попадают в кровь, ГИ - 100%.
- потребление жиров не запрещается маленьким детям, но не желательно детям старшего возраста и подросткам;
- если ребенок заболел СД в раннем возрасте, то ее грудное вскармливание рекомендуется продлить минимум до шестимесячного возраста;
- оптимальная кратность питания в течение суток: 3 основных и 3 легких приемов пищи;
- б:ж:у = 1:1:4
- суточная калорийность пищи для ребенка рассчитывается по формуле:
1000 ккал + (П *100 ккал) на каждый год ее жизни (из этого количества: углеводов 50-55 %, жиров – 30%, белков – 15-20%).
- определяют количество хлебных единиц (ХЕ) для возможности проведения взаимозаменяемости продуктов (10-12 г углеводов пищи принято за 1 ХЕ), что позволяет заменять продукты по эквивалентным количеством углеводов;
Основной – 6-8 ХЕ
Перекус – 2-3 ХЕ
Примерная суточная количество ХЕ:
- 4 – 6 лет – 12-13 ХЕ
- 7 – 8 лет – 15-16 ХЕ
- 11 – 14 лет: мальчики – 18-20 ХЕ, девочки – 16 - 17 ХЕ
- 15 – 18 лет: мальчики – 19-21 ХЕ, девочки – 17 -18 ХЕ
В. Дозированная физическая нагрузка (ФН): утренняя гимнастика, дозированная ходьба, ЛФК, занятия спортом и тому подобное.
- Увеличивает чувстительность к инсулину
- В работающей мышце глюкоза усваивается без инсулина.
ФН требует корректировки диеты и уменьшение дозы инсулина короткого действия в соответствии энергозатратам.
Проводить ФН рекомендуется через 1-2 часа после еды.
До, во время и после ФН следует измерять концентрацию глюкозы в крови.
Противопоказана интенсивная ФН при гликемии выше 12-14 ммоль/л, поскольку это может спровоцировать развитие кетоацидоза.
Требует тщательного контроля (ночные отсроченные гипогликемии)
С. Инсулинотерапия.
Сразу после установления диагноза СД назначается инсулин короткого действия подкожно перед основными приемами пищи (4-6 раз в день) –базисно-болюсная интенсифицированная схема инсулинотерапии
Секреция инсулина в норме: базальная (постоянная) и усиленная (болюсная)
Доза инсулина при первой инъекции зависит от возраста ребенка и степени гипергликемии:
- у детей первых лет жизни – 0,5 -1 ЕД;
- у школьников - 2 - 4 ЕД;
- у подростков - 4 - 6 ЕД;
При коррекции учитывать чувствительность к инсулину:
введение 1 ЕД инсулина короткого действия снижает гликемию:
- у детей старше 15 лет - на 2-3 ммоль/л;
- у детей с массой тела более 25 кг - на 3 - 7 ммоль/л;
- у детей с массой тела менее 25 кг - на 5 - 10 ммоль/л.
Для лечения детей и подростков рекомендованы к применению только человеческие генно-инженерные инсулины или инсулиновые аналоги.
Используют препараты ультракороткого, короткого действия, средней продолжительности, длительного действия.
Суточная потребность в инсулине:
Дебют диабета – 0,5 - 0,6 ЕД/кг
Период ремиссии - < 0,5 ЕД/кг
Длительный диабет – 0,7 - 0,8 ЕД/кг
Декомпенсация (кетоацидоз) – 1,0 - 1,5 ЕД/кг
Период препубертату – 0,6 – 1,0 ЕД/кг
Период пубертата – 1,0 – 2,0 ЕД/кг
Типы препаратов инсулина и продолжительность их действия, которые используются для лечения детей больных сахарным диабетом
v Короткого действия
(Актрапид НМ, Хумулин Регуляр, Инсуман Рапид) - 30 мин. 6-8 час.
v Аналоги инсулина быстрого действия
(НовоРапид, Епайдра, Хумалог) 10-20 мин. 1-3 час.
v Длительного действия
(Протафан НМ , Хумулин НПХ, Инсуман Базал) 1-2 час. 18-24 час.
v Аналоги инсулина длительного действия (Лантус, Левемир ) 1-2 часа. 11-24 час. - не применяются в лечении детей до 6 лет
4. Самоконтроль
· Использование ндивидуальных глюкометров (электрохимич. и фотохимич.) для контроля гликемии минимально 4 раза в день
· Тест-полоски
· Контроль кетонурии при гликемии выше 15 ммоль/л
· Ведение дневника гликемии
Критерии эффективности лечения
- отсутствие клинических проявлений декомпенсации СД;
- лабораторная компенсация СД
- отсутствие тяжелых гипогликемий. Допускается наличие отдельных легких гипогликемий .
4. Классификация осложнений:
1. Острые осложнения:
- диабетический кетоацидоз; кетоацидотична кома;
- гиперосмолярная кома;
- гипогликемия, гипогликемическая кома;
- молочнокислая (лактоацидотична) кома.
2. Хронические осложнения:
- макроангиопатии
- микроангиопатии:
1.Диабетическая нефропатия (ДН) – специфическое поражение сосудов почек при сахарном диабете (СД), сопровождающееся формированием узелкового или диффузного гломерулосклероза, терминальная стадия которого характеризуется развитием ХПН.
Риск развития нефропатии выше у больных с началом сахарного диабета в пубертатном возрасте в сравнении с больными, у кого дебют заболевания пришелся на возраст до 10 лет.
2. Диабетическая ретинопатия - поражение сосудов глаз.
3. Диабетическая ангиопатия нижних конечностей
4. Диабетическая невропатия (ДН) – поражение нервной системы при сахарном диабете
5. Диабетическая хайропатия - синдром ограничения подвижности суставов, синдром диабетической руки.
6. Липоидный некробиоз - хроническое заболевание кожи, в основе которого лежит микроангиопатия что приводит к дезорганизации соединительной ткани с отложением в ней липидов и последующим некробиозом.
7. Липодистрофия - изменения кожи и подкожной жировой клетчатки в виде участков атрофии или гипертрофии в местах введения инсулина.
Лечение:
1. Смена мест инъекций инсулина
2. Физиотерапевтическое лечение:
- Лазеротерапия на месте липодистрофий;
- Ультразвуковая терапия на месте липодистрофий - самостоятельно или на перемену с лазеротерапией;
- Гипербарическая оксигенация.
8. Диабетический гепатоз - это жировой гепатоз (жировая инфильтрация печени), который развивается при длительной декомпенсации сахарного диабета, вследствие истощения запасов гликогена и избыточного поступления свободных жирных кислот, нейтрального жира в гепатоциты.
9. Синдром Сомоджи - хроническая передозировка инсулина, послегипогликемическая гипергликемия.
Развивается у больных с плохим контролем СД
Клиника:
- Повышенный аппетит
- Ускорение роста
- Ожирение (часто по кушингоидним типом)
- Гепатомегалия
- нет глюкозурии и ацетона мочи
10. Синдром Мюнхаузена – введение заведомо неадекватных доз инсулина – лечение психолога
11.Синдром Утренней зари – гипергликемия в утреннее время в пубертатном возрасте действие котринсулярных гормонов – у моче глюкозурия
12. Синдром Мориака- следствие хронической длительной декомпенсации сахарного диабета.
Клиника:
- Значительное отставание в росте.
- Ожирение с чрезмерным отложением жира в области груди, живота, бедер.
- Лунообразное лицо с чрезмерно красными щеками.
- Значительное увеличение печени (жировая дистрофия).
- В пубертатном периоде – значительная задержка полового развития.
13. Синдром Нобекура - следствие хронической длительной декомпенсации сахарного диабета.
Клиника:
- Отставание в росте
- Задержка полового развития.
- Жировая дистрофия печени.
5. Гипотиреоз - клинический синдром, вызванный длительным, стойким дефицитом гормонов щитовидной железы в организме или снижением их биологического эффекта на тканевом уровне.
Классификация.
По уровню поражения:
1. Первичный (тиреогенний)
1.1. Врожденный:
a. аномалии развития щитовидной железы: дисгенезия (агенезия, гипоплазия);
b. нарушение биосинтеза тиреоидных гормонов;
1.2. Приобретенный:
- тиреоидиты (аутоиммунный тиреоидит)
- послеоперационный (операции на щитовидной железе),
- эндемический зоб
2. Вторичный (гипофизарный), третичный (гипоталамический)
3. Тканевый (периферический) – резистентность к гормонам щитовидной железы;
Осложнения: тиреогенний нанизм, энцефалопатия, кретинизм, полиневропатия, миопатия, гипотиреоидная кома, нарушение полового развития (задержка или преждевременное половое созревание)
Критерии диагностики:
1. Клинические:
В неонатальном периоде:
- Большая масса тела новорожденного ребенка (больше 3 500 г)
- Длительная желтуха
- Бледная, сухая кожа
- Плотные отеки на тыльных поверхностях кисти, ступней, в надключичных ямках
- Отечность лица
- Полуоткрытый рот, увеличены в размерах язык и губы
- Грубый, низкого тембра голос при плаче
- Признаки незрелости новорожденного при доношенной беременности
- Поздно отходит меконий, позднее заживление пупочной ранки,
- Слабый сосательный рефлекс, замедленность движений, рефлексов
У детей старше 3 месяцев:
- Задержка психомоторного развития
- Задержка роста (тиреогенний нанизм)
- Поздно закрываются роднички
- Позднее прорезывание и замена зубов
- Метеоризм, запоры
- Сухость, бледность кожи
- Ломкие, сухие волосы
- Холодные кисти, ступни
- Широкая впавшая переносица
- Мышцы: гипотония, гипертрофия, возможны судороги
У подростков:
- Снижение интеллекта разной степени
- Задержка роста (тиреогенний нанизм)
- Задержка или опережение полового развития
- Сухость, бледность кожи
- Ломкие, сухие волосы
- Отеки лица, конечностей, языка
- Брадикардия
Диагностика врожденного гипотиреоза:
1 этап. Забор крови (ТТГ скрининг) у доношенных проводят на 4-5 день от рождения, у недоношенных - на 7-14 день:
- ТТГ < 20 мОД/л – вариант нормы
- При ТТГ > 20 мОД/л проводят повторное исследование из того же образца крови.
а. Если ТТГ > 50 мОД/л – вероятный гипотиреоз,
б. если ТТГ > 100 мОД/л – гипотиреоз, который требует лечения.
2 этап. Детская поликлиника.
Контрольные заборы крови (ТТГ, Т4, Т3) – через 2 недели и 1,5 мес. от начала заместительной терапии.
Ориентироваться у детей до 1 года следует на уровень Т4.
Адекватной считается доза Л-тироксина, при которой содержится нормальный уровень Т4 или свТ4 при нормальных или относительно высоких показателях ТТГ
Лечение
Проводится пожизненно.
Заместительная терапия препаратами тиреоидных гормонов (Л-тироксин, трийодтиронин) назначается независимо от уровня поражения и причины, которая вызвала синдром гипотиреоза.
- Назначается сразу полная заместительная доза.
- Контроль ТТГ (при первичном гипотиреозе) или свТ4 (при вторичном гипотиреозе) проводится:
на этапе подбора дозы - 1 раз на 1 мес., в дальнейшем, при достижении компенсации (ТТГ 0,5-2,0 мОД/л) – 1 раз в 6 мес.
Симптоматическое лечение анемии, энцефалопатии, полиневропатии
Показания к госпитализации: тяжелая декомпенсация болезни
Критерии эффективности лечения:
- Отсутствие клинических признаков болезни
- Нормальные темпы роста и полового созревания
- ТТГ 0,4-2,0 мОД/мл.
6. Материалы для активизации студентов во время
изложения лекции.
Вопросы:
1. Какие железы
внутренней секреции вы знаете?
2. Когда проводят скрининговое исследование на врожденный гипотиреоз?
3. Продолжительность функционирования эритроцитов?
4. Что такое глюкозурия, полиурия, гипергликемия ?
5. Какое соотношение б: ж:у при сбалансированном питании у детей?
6. Какие гормоны вырабатывает поджелудочная железа?
7. Особенности введения инсулинов.
8. В каких продуктах содержатся углеводы?
9. Какими темпами происходит прибавка роста на первом году жизни?
10.
Что обозначает термин ангиопатия?
11. Когда в норме закрываются роднички у детей?
Эталоны ответов:
1. Поджелудочная железа, гипофиз, щитовидная железа, паращитовидные железы, надпочечники.
2. Проводят на 4-5 день от рождения, у недоношенных - на 7-14 день
3. 120 дней
4. Глюкозурия – выделение глюкозы с мочой; полиурия – увеличенное образование мочи; гипергликемия – повышение содержания сахара в крови.
5. 1:1:4
6. Инсулин, глюкагон.
7. Подкожно, через 20 минут обязательный прием пищи.
8. зерновые (злаковые) — хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные изделия, крупы, кукуруза; фрукты; некоторые овощи (картофель); молоко и жидкие молочные продукты; продукты, содержащие чистый сахар, так называемые легкоусвояемые углеводы.
9. Прибавка за год - 25 см.
10. Ангиопатия – поражения кровеносных сосудов.
11. Большой родничок – 8-18 мес, малый родничок – 2-3 мес.
7. Материалы для самоподготовки студентов:
Учебная
литература.
Основная:
1. Педиатрия с курсом инфекционных болезней и основами иммунопрофилактики: учебник / под ред. С.К. Ткаченко, Г.И. Поцюрка. — К.: Медицина, 2013. — 552 с.
2. Практикум по педиатрии в модулях: навч. пособ. / Н.А. Курдюмова, Т.Г. Полищук. — К.: Медицина, 2011. — 160 с.
3. Педиатрия: учеб. пособ. / За ред. А.В. Тяжкой. — К.: Медицина, 2005.
4. Актуальные вопросы педиатрии / под ред. В.В. Бережного. — К., 2006.
5. Детские болезни: учебник / под ред. В.М. Сидельникова. — К.: Здоровья, 1999.
6. Неотложные состояния в педиатрии: учеб. пособ. / За ред. Г.И. Поцюрка. — К.: ВСВ “Медицина”, 2010.
Дополнительная:
1. Детская эндокринология Дедов И.И., Петеркова В.А. Москва Издательство: УП-Принт 2006 – 595
2. Медсестринство в педиатрии / под ред. В.С. Тарасюка. — К.: Здоровья, 2001.
3. Майданник В.Г. Педиатрия: учебник. — К., 1999.
8.
Ориентировочная карта для самостоятельной работы с литературой по теме:
«Заболевания эндокринной системы»
№ |
Основные задания |
Рекомендации |
Ответы |
1. |
Сахарный диабет тип 1
|
Изучить причины заболевания Перечислить основные клинические проявления Назвать основные методы диагностики Составить схему лечения и диетотерапии Особенности ухода за больным ребенком
|
Ответы записать в тетради |
2. |
Врожденный гипотирез |
Назвать основные причины Записать основные клинические симптомы Назвать основные методы диагностики Перечислить, в чем заключается уход за больным ребенком Составить схему лечения |
|
РЕЦЕНЗИЯ
на
методическую разработку лекции по теме: «Заболевания эндокринной системы», разработанную
преподавателем педиатрии Романенко И.А.
На рецензию представлен напечатанный текст, который автор составил в соответствии с требованиями «Методических рекомендаций для преподавателей к написанию и оформлению методической разработки учебного занятия», О.В. Швыдкий, Е.Н. Тарасенко, С.А. Бутенко, Н.П. Паниева, Донецкий базовый медицинский колледж, 2016 год.
Методическая разработка составлена согласно рабочей учебной программе и календарно-тематическому плану. В ней отражены актуальность темы, определяются цели занятия, как учебные, так и воспитательные. Учебные и воспитательные цели соответствуют современным требованиям.
Конкретно определены межпредметные связи (предшествующие, внутримодульные, внутрипредметные): с анатомией, физиологией, фармакологией, технологией оказания медицинских услуг, теорией и практикой сестринского дела, организацией безопасной среды для пациентов и персонала, соматическими заболеваниями, хирургическими заболеваниями, медицинской помощью женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни, педиатрией.
Составлена организационная структура лекции, где в основном этапе дается план преподавания лекционного материала. План занятия соответствует программному материалу данной темы и состоит из 5 пунктов.
Указано обеспечение занятия.
Содержание лекционного материала подается в виде конспекта лекции.
Для активизации студентов планируются вопросы, тестовые задания, ситуационные задачи.
Для усвоения материала составлены тестовые задания с эталонами ответов.
Домашнее задание дается в виде ориентировочной карты для самостоятельной работы с литературой.
Литература указана как основная, так и дополнительная для домашнего задания.
Выводы: методическая разработка составлена правильно, методически грамотно. Может быть использована для проведения теоретического занятия в группах по специальности «Акушерское дело».
Преподаватель І квалификационной категории Викулина И.Н.
Приложение 1 Тестовые задания для контроля уровня знаний
1. Укажите клинические симптомы сахарного диабета у детей:
а) полифагия, полидипсия, полиурия
б) лихорадка, кашель с мокротой
в) боль в пояснице, отеки
г) тахикардия, тремор, экзофтальм
2. Уровень глюкозы в крови повышают следующие компоненты пищи:
а) углеводы
б) жиры
в) белки
г) витамины
3. Особенностью диеты при сахарном диабете является:
а) ограничение жидкости, белков и соли
б) ограничение легкоусвояемых углеводов
в) исключение из рациона овощей и фруктов
г) исключение из рациона мяса и рыбы
4. Для выявления скрытого сахарного диабета у детей проводится:
а) общий анализ мочи
б) общий анализ крови
в) анализ мочи по Нечипоренко
г) тест толерантности к глюкозе
5. Нормальный уровень глюкозы в крови натощак составляет
а) 1,2 – 3,2 ммоль/л
б) 3,3 -5,5 ммоль/л
в) 5,6 – 7,2 ммоль/л
г) 6,2 – 8,9 ммоль/л
Приложение 2
Ситуационные задачи для контроля знаний
Задача 1
Мать обратилась к медсестре с жалобами на то, что ее 3-х месячный малыш имеет недостаточный рост. Рост при рождении 50 см, в 3 месяца – 52 см. При осмотре: ребенок вялый, сонлив, пастозность лица, язык немного высунут, переносица широкая, кожа бледная, сухая, холодная на ощупь.
Какую патологию заподозрит акушерка?
Задача 2
Мальчик, 7 лет, жалуется на частые мочеиспускания, в том числе ночью, жажду и потребление большого количества жидкости, похудение, общую слабость. Заболел 2 недели назад после перенесенного ОРВИ. Во время объективного обследования выявлено выраженную сухость кожи и слизистых оболочек, снижение тургора кожи. Установлено, что отец ребенка с 18 – летнего возраста болеет сахарным диабетом типа.
Какие первоочередные лабораторные исследования
необходимо
назначить для установления диагноза?
Задача 3
Больной в возрасте 8 лет жалуется на периодическое появление фурункулов на коже. Мать замечает, что 6 месяцев назад, мальчик переболел тяжелой формой гриппа, фурункулы беспокоят в течение 3-х месяцев. Во время осмотра патологии внутренних органов не выявлено. При дополнительном обследовании : общий анализ крови и мочи без патологических признаков, содержание глюкозы в крови натощак 9 ммоль / л, анализ мочи на сахар суточный – сахар не обнаружено.
Установите ориентировочный диагноз?
Ответы на ситуационные задачи:
Задача 1
Врожденный гипотиреоз
Задача 2
Глюкоза в крови, общий анализ мочи
Задача 3
Сахарный диабет тип 1
8. Ориентировочная карта для самостоятельной работы с литературой
по теме: «Заболевания почек у детей»
№ |
Основные задания |
Рекомендации |
Ответы |
1. |
Гломерулонефрит у детей
|
Изучить причины заболевания Перечислить основные клинические проявления Особенности ухода за больным ребенком |
Ответы записать в тетради |
2. |
Пиелонефрит у детей |
Назвать основные причины Записать основные клинические симптомы Назвать основные методы диагностики Перечислить, в чем заключается уход за больным ребенком |
|
3. |
ОПН |
Определить причины синдрома Записать клиническую картину Составит алгоритм неотложной помощи |
|
4. |
ХПН |
Назвать классификацию Перечислить основные клинические симптомы |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.