Методическая разработка “Педагогический аукцион”
Оценка 4.8

Методическая разработка “Педагогический аукцион”

Оценка 4.8
docx
12.02.2022
Методическая разработка     “Педагогический аукцион”
Томенко Л.Н.Методическая разработка.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
«ШКОЛА №1 ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»
Выполнила:
 учитель русского языка и литературы
 Томенко Лариса Николаевна
2020

 

 


Рассмотрено на заседании ШМО 
учителей гуманитарного цикла
24.11.2020
Руководитель ШМО
Шведко Е.И.
Методическая разработка

  
“Педагогический аукцион”

 


http://2.bp.blogspot.com/-GUmu3322V2Q/U3c21kTb_oI/AAAAAAAACiw/n25vEi4SqkQ/s1600/file.png

 

 

 

 

Содержание

 

1.   Лабораторные работы

1.1 Назовите писателя…

1.2 Стиль речи…

2.  Литературные диктанты

         2.1 По библейским рассказам…

2.2 Блиц-минутка                                                                                        2.3 Цитатный диктант

3.  Творческий час

4.  Деловая игра

5.  Лингвистический КВН

 

 

 

 http://2.bp.blogspot.com/-GUmu3322V2Q/U3c21kTb_oI/AAAAAAAACiw/n25vEi4SqkQ/s1600/file.png                                                                   

 

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

НАЗОВИТЕ ПИСАТЕЛЯ, КОТОРЫЙ…

 

 1.     – получил диплом «лекаря с отличием», работал военным врачом во фронтовых госпиталях.

 2.     – закончил кораблестроительный факультет Петербургского политехнического института, принимал участие в строительстве ледоколов «Красин», «Ленин».

 3.     – был женат на дочери великого русского химика Дмитрия Менделеева – создателя периодической системы элементов.

 4.     – был первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии (за роман «Жизнь Арсеньева»)

 5.     – пятнадцатилетним подростком стал бойцом продотряда, был взят в плен махновцами. Его не расстреляли лишь потому, что старая казачка пристыдила батьку Махно: «С детьми воюешь?»

 6.     – работал управляющим на постройке дома, псаломщиком, грузчиком, давал уроки детям; был охотником, журналистом, рыбаком, певчим в хоре, суфлёром.

 7.     – был расстрелян в 1921 году по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре.

 8.     – пережил 5 аварий и 7 катастроф.  После одного из ранений из него извлекли 227 осколков.

 9.     – подвергся критике и травле в постановлении ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград»; был исключён из Союза писателей.

 10.   – в 1930году осуществил поэтическое намерение

Всё чаще думаю –

Не поставить ли лучше

Точку пули в своём конце.

11. – именем которого в России назывались города и улицы, учебные заведения и корабли, танки и сорта плодов. Он же с 1921 по 1931 годы проживал в Италии – на острове Капри, в Сорренто.

12. – так и не успел издать свой главный «закатный» роман. Его опубликовали лишь спустя 26 лет после смерти писателя благодаря его вдове.

Ответы:

 1.     М.А. Булгаков

 2.     Е. Замятин

 3.     А. Блок

 4.     И. Бунин

 5.     М. Шолохов

 6.     А. Куприн

 7.     Н. Гумилев

 8.     Э. Хемингуэй

 9.     М. Зощенко

 10.   В. Маяковский

 11.   М. Горький

 12.   М. Булгаков

 

 

М.А. Булгаков                                                 Н. Гумилев

http://img0.joyreactor.cc/pics/comment/%D0%94%D0%B6%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B6-%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD-%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0-591816.jpeg                                   http://cs9907.vk.me/u13201268/154600450/x_a51b8b08.jpg

М.Шолохов                                                      М. Горький

http://misanec.ru/wp-content/uploads/2015/05/000135-e1432317450650.jpg                                            http://www.starybarin.ru/sdf/Gorky.jpg

И. Бунин                                                           В.Маяковский                  

http://amzrdc6.biz/images/55d1d723dea82.jpg                                     http://ouc.ru/img/autors/mayakovskiy.jpg        

А. Блок                                                              А.Куприн

http://radiovera.ru/wp-content/uploads/2014/03/1-21.jpg                                  http://ped-kopilka.ru/images/photos/medium/article3209.jpg        

Э. Хемингуэй                                                   Е. Замятин

http://2mir-istorii.ru/uploads/novosti3/hem.jpg                                             http://logrmagazin.cz/wp-content/uploads/2011/02/Zamyatin.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа по теме

Публицистический стиль речи

 

1.Выпишите слова, относящиеся к публицистическому стилю.

 

Электорат, благоуханный, взоры, бездуховность, демократический, центристский, популистский, превентивный, беспрецедентный, интервьюер, эксклюзив, приоритетный, кулуары власти, безнравственность, пирушка, амперметр, экстремальный, политикан, реформатор , головомойка, рейтинг.

 

2.Подчернитеназвания жанров публицистики.

 

Элегия, баллада, роман, очерк, трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, поэма, повесть, интервью, ода, басня, комедия, эссе, статья, сатира.

 

3.Укажите в приведенном списке лишь те проблемы, которые являются

 

предметом обсуждения в публицистической  литературе.

Построение сложноподчиненных предложений; проблемы, связанные с техногенными катастрофами; выбор президента; решение линейных уравнений, соединение химических элементов, работа администрации города, рейтинг исполнителей современной музыки; использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой; литературоведческий анализ текста.

 

4.Определите к какому стилю речи относится предложение. Обоснуйте свой ответ.

а) построение искомого сечения зависит от того, на каких ребрах параллелепипеда лежат точки А, В, С.

б) –Сейчас я вас выведу на чистую воду!

     Пожалуйста, пожалуйста! Присаживайтесь и выводите. (Из к/ф “Артистка из Грибова”)

в) Сада дремотная мгла липовым цветом цвела.(И.Бунин)

г) Не смог первый заместитель мэра наладить отношения с федеральным ведомством.

 

 

 

Литературный диктант

по библейским рассказам

 

1.Библия состоит из....

 

2.Слово "Библия" в переводе с греческого языка означает...

3."Ветий Завет" писался...

4."В начале сотворил Бог...

5.На пятый день Бог сотворил...

6.Первого в истории человечества братоубийцу звали...

7.Причиной этого преступления стала...

8.После всемирного потопа наводнение длилось...

9.Первым из ковчега Ной выпустил...

10.Ноев ковчег был изготовлен из...

11.Слово "Вавилон" в переводе на русский язык означает...

12.Строительству Вавилонской башни Господь помешал тем, что...

 

Ключи

1.Двух частей :Ветхого и нового заветов.

2.Книга.

3.До рождества христова.

 

4.Небо и землю.

5.Зверей земных,скот,птиц,рыб.

6.Каин.

7.Зависть.

8.150 дней.

9.Ворона.

10.Дерева гофер.

11."Смешение".

12.Смешал языки. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЛИЦ – МИНУТКА

Из каких стихотвореий А.С. Пушкина взяты строчки.

Год создания стихтворения.

1."Буря мглою небо кроет..."

2"Сквозь волнистые туманы..."

3"Мороз и солнце. День чудесный!"

4."Октябрь уж наступил..."

5."Не знаешь ты, как сильно я тебя люблю..."

Ключи:

1."Зимний вечер"(1825).

2."Зимняя дорога"(1826).

3."Зимнее утро"(1829).

4."Осеь"(1833).

5."Простишь ли ты мне ревнивые мечты..."(1823)

Цитатный диктант

                                                        А.С.Пушкин

Кому принадлежат слова.

Как они характеризуют персонажа.

1."Поклонник правды и свободы".

2."Пушкин- это наше все".

3."Мой Пушкин"

4. Пушкин гениален,его стихи доступны читателю любого возраста,способному сознательно воспринимать поэтическое слово..."

5. ... в нем,как будто в лексиконе,заключилось все богатство,сила и гибксть нашего языка..."

6. ...Пушкин есть явление чрезвычайное и,может быть,единственное явление русского языка..."

7." ...слов немного,но они так точны, что обозначают все.В каждом слове бездна пространства;каждое слово необъятно,как поэт".

Ключи:

1.А.С.Пушкин о себе "Дельвигу"(1821).

2.Аполон Григорьев (критик)

3.М.Цветаева.

4.Н.А.Демин.

5.Н.В.Гоголь.

6.Н.В.Гоголь.

7.Н.В.Гоголь.

 

 

 

Творческий час

 

Тема: «Я открываю себя через мир поэзии М . Цветаевой»

                                                 Цель творчества — самоотдача

                                                              А не шумиха , не успех.

                                                                                Б . Пастернак

 

               Цель: поиск области самореализации учащихся.

 

               Задачи:

 

               - расширение культурного кругозора,

               - воспитание эстетического вкуса учащихся,

               - духовный рост учащихся,

               - развитие природных способностей учащихся,

               - воспитание положительной 'я' концепции,

 

              Оборудование : колаж , книжная выставка , аудиозаписи , видео

 

План проведения:

 

1. Сообщение учителем темы творческого часа.

 

2. Мотивация выбора темы.

 

    Беседа , Вопрос: - С какой целью мы погружаемся в мир поэзии ?

Прогнозируемые ответы учащихся

- Это погружения в мир красоты.

- Это погружения не только в духоный мир поэта , но и в свой

  собственный мир . Ибо поэзия затрагивает самые тонкие струны

  человеческой души

Учитель,

          Поэтический мир — это мир музыки души , это мир чувств , мир

гармонии ,добра и любви . Погружаясь в этот мир ,человек становится чище , одухотвореннее , красивее.

Душа каждого человека звучит по-особенному . Разбудить эту музыку и

помогает поэзия.

3. Мониторинг.

 

           В работу включается группа аналитиков . Они предлагают экспресс-

анализ №1.Учащимся предлагается заполнить карточку ''как настроение?'' 

 

1. Прослушивание песен на стихи М. Цветаевой.

2. Чтение учащимся стихотворения Б. Пастернака ''Памяти Цветаевой''

3. Слово Учителя.

М . Цветаева — Удивительная ,неповторимая личность , уникальная , талантливая , поэтесса. Один из драгоценных камней в бриллиантовом ожерелье Серебряного века.

           Кто же она ? Какая ? Почему ее имя стало прахом , не покрылось забвением ? Что для нас ее стихи ? Почему мы обращаемся к ним через столько лет ? Чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо погрузится в ее мир.

         Для этого мы отправляемся в ее музей , который создали для нас экскурсоводы , исследователи и чтецы.

         Но прежде, чем оправить нас в этот необычайный музей я хочу поставить перед вами конкретные цели :

         Путишествуя по этому музею, каждая творческая группа выполняет

творческое задание ''Моя Цветаева''.

5. Заочная экскурсия в музей М. Цветаевой ( прилагается ).

6. и мпровизация на тему ''Моя Цветаева'' (Отчет творческих групп).

    а) выступление группы художников ( представление видеом и их защита 

    б) выступление поэтов(чтение авторских тиотворений '' Моя Цветаева'')

    в) выступление группы прозаиков с этической проповедью ''Если человек рожден крылатым''.

    На матириале творческих работ создается колаж.

7. Мониторинг

       Проводит группа аналитиков.

       1). Экспресс-анализ №2.

       2). Блиц-интервью.- Какие слова в данный момент тебе приходят на ум

8. Интервью с поэтами из класса.

       - Легко ли быть поэтом ?

       - Что для вас есть поэзия ?

9. Рефлексия.

    1.   Самооценка творческого роста : что дал мне творческий час ?

Предпологаемые ответы учащихся :

    2. Я смог реализоваться .

    3. В мире музыки и поэзии я ощутил себя Человеком.

    4. Я смог радоваться успехам своих одноклассников.

    5. Много нового узнал.                           

    6. Поверил в собственные силы.

    7. Мне просто было хорошо.

10. Подведения итогов мониторинга. Группа аналитиков выступает с резульатами экспресс-анализа 1 и 2 .

                            Моя Цветаева

Цельность ее характера , цельность ее человеческой

личности удивляет внутренними противоречиями.

Ей была присуща двоякость, двоякость восприятия и

самовыражения чувств. Детская изменчивость равнялась

высокой верности, замкнутость — доверчивости, в радость

каждой встречи сама она закладывала зерно разлуки, и в золе

каждой разлуки готова была раздуть уголек для нового костра.

Марина никогда не была беспощада, но всегда была беззащитна.

Умоляю Тебя , исполни,

Если только Ты есть, Всевышний,

Наведи на меня семь молний,

Не могу на Земле быть лишней!

Своими удивительным и неповторимым творчеством

Марина Цветаева учила быть человеком слова, человеком действия, человеком долга, учила быть самим собой.

       Цветаева почти до самого конца не разлюбила жизни. Несмотря ни на что , жизнь оставалась для нее ''распахнутой радостью!''

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК

НА ТЕМУ:

«ДЕЛОВАЯ ИГРА « РЕДАКЦИЯ »

 Цели: развития связной речи учащихся; умений выступать

         перед аудиторией слушателей, отбирать материал для

         выступления ;умений работы в группах, развитие творческих

способностей учащихся ;умений перевода с украинского языка на русский; воспитание чувства коллектива,                                             товарищества.

                                            

                                                Ход урока.

 

1. Мотивация учебной деятельности, сообщения темы , целей, задач урока.

2. Слово учителя

         1)беседа по вопросам 

 

            - Легко ли было вам работать в коллективе , когда от работы рядом сидящего зависит успех дела или даже собственная зарплата ?

 

            - Какая роль вам больше подходит — лидера или исполнителя ?

 

            - Умеете ли вы рассчитать время для выполнения задания  за

            короткое время ?                

 

         В нашей редакции 5 отделов.

         1) Отдел писем

2) Художественный отдел

3) Отдел рекламы

4) Отдел культуры и искусства

5) Фотоодел

На доске

Издательство —   учреждения , издающее произведения печати.

Редакция —   отдел издательства, готовящий рукописи к печати.

Типография  — предприятие, где производится набор и печатание изданий

Корректор — работник типографии, исправляющий ошибки на оттиске типографического набора.

Ход урока — игры

 

1. Отдел писем

 

В отдел принес свой рассказ ученик 9 класса. Вам нужно дать этой работе далеко не положительную оценку. Но старайтесь быть объективным , выразите свое мнение такнично , вдохновите его надеждой.

 

2. Художественный отдел

 

Нарисовать макет газеты.Написать ее название , название рубрик,

материалов

 

3.Отдел рекламы.

        

 Написать 3-4 рекламных стихотворения, призывающих подписаться

на газету или журнал.

 

4. Отдел культуры и искусства.

 

Условия игры. Информация передавалась специальным корреспондентом по радио на украинском языке. Сделать письменный литературный перевод на русский язык.

 

5. Фотоотдел.

 

Сочинить текстовку к фотографиям, предложенным редакторами.

 

1) Подведения итогов урока.

 

2) Слово учителя.

 

3) Оценки учащимся.

 

       

 

 

 

 

 

 

Лингвистический КВН

(5-7 классы)

Цели:  1. Повторение в игровой форме основных разделов науки о языке.

             2. Привитие интереса к изучению русского языка.

             3. Развитие смекалки, мышления, коллективизма.

 

Оборудование: мультимедийная презентация с заданиями,  карточки, листы чистой бумаги, фломастеры, оценочный лист для членов жюри.

 

Вступительное слово:

- Сегодня у нас необычный вечер. Мы заканчиваем Неделю русского языка в форме лингвистического КВН. Встречаются две команды юных любителей русского языка. Им предстоит нелегкая борьба. Выиграет та команда, которая лучше всего справится со всеми заданиями.

Представление команд (названия, приветствия)

 

Ведущий:  Необычный вечер, необычно и название КВН «Лингвистический». Кто может пояснить значение слова лингвистика? (слайд № 2). В каких значениях должно проявляться слово «язык»?

- Лингвистика – наука о языке, языкознание. Ученые, специалисты, которые посвятили свою жизнь изучению языка, зовутся лингвистами. В истории развития науки о языке таких людей много. Скажем лишь о некоторых. (Слайд № 3)

Ломоносов Михаил Васильевич  -  


 – первый русский ученый-естествоиспытатель, языковед и  литературовед, выдающийся деятель

российского просвещения, поборник

развития самостоятельной русской науки.

Подлинный ученый-энциклопедист, он в1746  г. впервые начал читать лекции в Академии  на русском языке. Вопросами филологии  Ломоносов начал заниматься с середины  40-х годов наряду с исследованиями в области точных и естественных наук.

 Ученый создал первую подлинно научную грамматику русского языка (она вышла в 1757 г. и называлась "Российская грамматика"). В подготовительных материалах к этому труду содержатся многочисленные наблюдения над современным Ломоносову русским языком в самых разных его речевых

проявлениях. Он фиксирует фонетические

особенности русского языка.  Исследуя

функционирование русского языка,

Ломоносов сумел определить и зафиксировать произносительные и

грамматические нормы, которые были не искусственно навязаны языку, а проистекали из самой языковой практики.

 Большое значение имела теория

Ломоносова о  трех языковых стилях. В "Предисловии о пользе книг церковных в

российском языке" (1758 г.) он

сформулировал три проблемы,

определявшие состояние русского языка в тот период: 1) проблему сосуществования в

литературном языке церковнославянских,

"обветшалых", слов и оборотов и элементов книжной культуры и просторечия; 2) проблему разграничения литературных стилей; 3) классификацию литературных жанров.

М.В. Ломоносов разработал теорию трех стилей речи: высокого, посредственного и низкого и определил языковые правила для каждого из них. В эпоху экономической и языковой раздробленности большинства государств Европы Ломоносов придавал большое значение объединяющей роли русского языка, который мог послужить цементирующей основой для населения

столь большой территории, которую занимала в то время Россия.


 

 

 


Ожегов Сергей Иванович  - (1900 –


1964)  вошел в историю русского

языкознания прежде всего как выдающийся

теоретик и практик лексикографии, один из

основоположников и теоретиков научной

нормализации русского языка, один из

составителей "Толкового словаря русского

языка" под редакцией Д.Н. Ушакова, автор

известнейшего однотомного "Словаря

русского языка", первое издание которого

вышло в 1949 г. и впоследствии многократно

переиздавалось.

     Материалы "Словаря русского языка"

легли в основу многих русско-национальных и

национально-русских словарей и не устарели

до сих пор. Первоначальный план

разрабатывался совместно с Г.О. Винокуром

как сокращенный вариант словаря Ушакова.

Однако в процессе работы замысел

расширился: наблюдения над тенденциями

развития современного языка позволили

Ожегову уточнить определения значений

слов, их стилистические характеристики,

нормативные рекомендации, вопросы отбора

слов. Словарь должен был служить задачам

повышения культуры речи.

С.И. Ожегов был учеником

В.В. Виноградова и Л.В. Щербы, он

продолжил разработку их идей, углубил и

развил многие теоретические положения

своих учителей в ряде работ по лексикологии,

лексикографии, социолингвистике, теории и

практике культуры речи, истории русского

литературного языка, языку отдельных

писателей.

С.И. Ожегов редактировал такие

словари-справочники, как "Русское

литературное произношение и ударение"

(1955г.), "Орфографический словарь русского

языка" (1956г.) и др.


Ушаков Дмитрий Николаевич -

 


 (1873 – 1942)

 ученик Ф.Ф. Фортунатова,

больше всего известен как один из авторов и

главный редактор знаменитого "Толкового

словаря русского языка", четыре тома

которого увидели свет в 1935 – 1940 гг. (том 1

– 1935 г., том 2 – 1938 г., том 3 – 1939 г., том 4

– 1940 г.). В этом словаре содержится более

85 тысяч слов.

      Словарь использовал все достижения

академической традиции того времени в

области лексикографии и как бы подводил

итоги всей предшествующей работы над

составлением словаря русского

литературного языка. Он дал богатый

материал для изучения изменений, которые

произошли в языке в первой половине XX в.,

при этом особенно ценны его нормативные

указания: стилистические, грамматические,

орфографические и орфоэпические. Пометы

о стилевой принадлежности того или иного

слова, связанная с ним фразеология делают

словарь полезным руководством к

правильному употреблению слов в речи.

      Однако сфера интересов Д.Н. Ушакова не

ограничивалась лексикологией и

лексикографией. Еще до начала работы над

словарем – главным делом его жизни он был

широко известным ученым-лингвистом,

университетским преподавателем и

общественным деятелем. Его перу

принадлежат работы по общему

языкознанию, диалектологии (долгое время

он был председателем Московской

диалектологической комиссии при Академии

наук СССР), орфографии, орфоэпии, истории

русского языка. Д.Н. Ушаков был активным

участником составления проекта

орфографической реформы 1917-1918 гг.

      Много времени и сил посвятил Д.Н. Ушаков

составлению программ и учебников по

русскому языку для начальной, средней и

высшей школы. Подготовленный им

"Орфографический словарь русского языка"

выдержал более тридцати изданий (с 7-го

издания словарь выходит в соавторстве с

С.Е.Крючковым).

      Всю жизнь Д.Н. Ушаков изучал,

пропагандировал, защищал живое русское

слово – и диалектное, и просторечное, и


литературное. Он был известен и как

блестящий лектор, так как умел просто и

доходчиво рассказать о сложных языковых

явлениях. Речь его была настолько изящна и

колоритна, что доставляла слушателем

эстетическое наслаждение

 

 

 

 

 

 


Шахматов Алексей Александрович - 


  (1864 – 1920)


– теоретик и историк русского языка, ученик Ф.Ф. Фортунатова, жил и работал на рубеже XIX и XX вв. Вместе со своим учителем Шахматов участвовал в работе Комиссии по выработке проекта реформы орфографии, утвержденной в 1918 г.

      Еще в юношеском возрасте он проявил

выдающиеся лингвистические и научные

способности: в 17 лет опубликовал статью "К критике древнерусских текстов" в крупнейшем европейском славистическом журнале, а через год выступил оппонентом на защите диссертации, которую подготовил А.И. Соболевский, будущий академик, крупнейший филолог и историк языка. В студенческие годы А.А. Шахматов занимался исследованиями древнерусских рукописей, их научным описанием и подготовкой к публикации.

В 29 лет А.А. Шахматов защитил диссертацию и стал самым молодым в истории русской филологии академиком.

      А.А. Шахматову принадлежит немало

научных открытий в области истории и

диалектологии русского и других славянских языков. В своих работах "Исследование в области русской фонетики" (1894 г.), "К истории звуков русского языка" (1898 г.), "Очерк древнейшего периода истории русского языка" (1915 г.) он решал задачу реконструкции древнейших славянской и русской языковых систем, изучал их фонетические особенности. Он поставил изучение истории языка в широкий культурно-исторический контекст, впервые использовал данные диалектологии при изучении древних письменных памятников с целью воссоздания особенностей живой древнерусской речи.

      Много занимался А.А. Шахматов и

изучением древнерусских летописей - он

заложил основы текстологического их

исследования и тем самым определил

фундамент текстологии как науки. Шахматов

установил время создания и источники

старейших летописных сводов (XI – XVI вв.), в

частности, "Повести временных лет".

      Последний период деятельности ученого

связан с изучением русского синтаксиса и

построением общей синтаксической теории.

Изданный после смерти ученого курс

"Синтаксис русского языка" (1925 – 1927 гг.)

оказал огромное влияние на все

последующее развитие синтаксической


 

 

 

 


Пешковский Александр Матвеевич –


           (1878 – 1933)

А.М. Пешковский – выдающийся лингвист,

ученик Ф.Ф. Фортунатова, представитель

русской формально-грамматической школы –

разрабатывал особый взгляд на русскую

грамматику. Грамматика у ученого абсолютно

реалистична: она начинается с формы, с того,

что может слышать, видеть, сопоставлять

каждый. А при всяком сопоставлении основой

является смысл, таким образом, грамматика

подкрепляется значением и им

гарантируется.

      Основной труд ученого – "Русский

синтаксис в научном освещении" –

переиздавался более 10 раз (1-ое издание в

1914 г.) и не потерял своей научной

значимости до сих пор. В книге

А.М. Пешковский разработал учение о

грамматических средствах языка, о типах

значения. Учение о предложении и его

главном признаке – предикативности,

сказуемости   –  выступает основой

синтаксической теории ученого. С помощью

остроумных языковых экспериментов он

показал, что к грамматическим инструментам

нужно относить и интонацию. В статье

"Интонация и грамматика" (1928 г.) пишет об

интонационной грамматике как особом

разделе общей грамматики, изучающей

языковые формы: морфология изучает

формы отдельных слов, синтаксис – формы

словосочетаний, главными же считаются

синтаксические категории, поскольку именно

они обеспечивают связность речи в

предложении.

      А.М. Пешковский всегда занимал активную

жизненную позицию: он считал, что лингвист

должен "активной проповедью" вмешиваться

в языковую жизнь общества, в практику

преподавания русского языка в школе,

поскольку только сознательное владение

грамматикой делает человека по-настоящему

грамотным, помогает ему культурно и ясно

говорить.

      А.М. Пешковский много работал над

созданием новых школьных учебников,

выступал со статьями, посвященными

изменению методики преподавания языка в

школе, стремился сократить разрыв между

школьной грамматикой и лингвистической

теорией.


 

 

 

Разминка (Слайд № 4)

Раздел «Фонетика»  - раздел науки о языке, изучающий звуковой состав языка.  (Слайд № 5)

Мы -  не буквы, мы – звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы – не буквы, мы – звуки,

Произносят и слышат нас.

 

Раздел «Лексикология» - раздел науки о языке, изучающий слово как основную единицу языка и его словарный состав (Слайд № 6)

Синонимы, антонимы,  а вот еще омонимы,

прибавим архаизмы, потом неологизмы, -

Об этом и о многом нам с вами все расскажет

Раздел языкознания, а именно лексикология.

 

Раздел «Фразеология» - раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы, т.е. устойчивые выражения с самостоятельным значением. (Слайд № 7)

Игра сегодня непростая.

Команды всех нас уведут

В страну, где свадьба – золотая,

Где сестрам серьги выдают,

Где вы попали пальцем в небо

И свет померк у вас в глазах,

Но вы смогли водить всех за нос

И прожужжать все уши нам!

Раздел «Морфология» - раздел науки о языке, изучающий части речи, их категории и формы слов (слайд №8)

Существительное – школа,

Просыпается – глагол,

 С прилагательным веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоимение,

Бьет числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

 

Раздел «Синтаксис» - раздел науки о языке, изучающий законы соединения слов и строение предложений. (Слайд № 9)

 

Раздел «Пунктуация» -  раздел науки о языке, изучающий правила постановки знаков препинания. (Слайд № 10)

Точки, палочки, крючки...

Неприметные значки,

А во время чтения

Требуют почтения!

Текст карточки:


В реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поет синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла в клетке

ручной щегол поет салфетки

там на столе лежат коньки

к зиме готовят там очки

лежат для бабушки тетрадки

всегда содержатся в порядке.


                                                                                                             


                                                                                                 (К. Чуковский)

Конкурс болельщиков «Телеграмма»

(слайд №11)

Болельщик, знай, мы не забыли и про тебя

и сотворили веселый конкурс,

чтобы ты мог воплотить свои мечты

О знанье слов и выражений.

 

Раздел «Орфография» - раздел науки о языке, изучающий правила написания слов и их форм.   (Слайды № 12,13)


 

Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным и только!

Все запомнишь, все поймешь!

 


 

А напоследок я скажу...  (исполнение песни на мотив «Бременские музыканты» (слайд №14)

Ничего на свете лучше нету,

Чем играть в игру смешную эту,

КВН собрал сегодня в зале

Всех, кого увидеть мы мечтали,

И в надежде получить медали,

Ла-ла-ла-ла!


 


 

Слово жюри

Подведение итогов

Награждение победителей



В реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поет синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла в клетке

ручной щегол поет салфетки

там на столе лежат коньки

к зиме готовят там очки

лежат для бабушки тетрадки

всегда содержатся в порядке.


                         (К. Чуковский)                                                                         


       В реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поет синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла в клетке

ручной щегол поет салфетки

там на столе лежат коньки

к зиме готовят там очки

лежат для бабушки тетрадки

всегда содержатся в порядке.

(К. Чуковский)


 

Оценочный лист для жюри

«Лингвистического КВНа»

 

Конкурсы

Команда............................

..........................................

Команда............................

............................................

1. Разминка

 

 

 

2. «Фонетика»

 

 

 

3. «Лексикология»

 

 

 

4. «Фразеология»

 

 

 

5. «Морфология»

 

 

 

6. «Синтаксис»

 

 

 

7. «Пунктуация»

 

 

 

8. Конкурс болельщиков

 

 

 

9. «Орфография»

 

 

 

10. Общий счёт

 

 

 

 

Примечание: каждый правильный ответ – один балл

 

Источники:

1.    Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. Ростов-на-Дону, Изд. «Феникс» 2008.

2.    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2008.

3.    Фотографии и картинки с поискового сайта Яндекс.

 

 

 

 

 


 

Методическая разработка “Педагогический аукцион”

Методическая разработка     “Педагогический аукцион”

Содержание 1. Лабораторные работы 1

Содержание 1. Лабораторные работы 1

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА НАЗОВИТЕ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА НАЗОВИТЕ

А. Куприн 7. Н. Гумилев 8

А. Куприн 7. Н. Гумилев 8

А. Блок

А. Блок

Лабораторная работа по теме Публицистический стиль речи 1

Лабораторная работа по теме Публицистический стиль речи 1

Литературный диктант по библейским рассказам 1

Литературный диктант по библейским рассказам 1

БЛИЦ – МИНУТКА Из каких стихотвореий

БЛИЦ – МИНУТКА Из каких стихотвореий

Творческий час Тема: «Я открываю себя через мир поэзии

Творческий час Тема: «Я открываю себя через мир поэзии

В работу включается группа аналитиков

В работу включается группа аналитиков

Самооценка творческого роста : что дал мне творческий час ?

Самооценка творческого роста : что дал мне творческий час ?

ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ: «ДЕЛОВАЯ

ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ: «ДЕЛОВАЯ

Отдел писем В отдел принес свой рассказ ученик 9 класса

Отдел писем В отдел принес свой рассказ ученик 9 класса

Лингвистический КВН (5-7 классы)

Лингвистический КВН (5-7 классы)

В эпоху экономической и языковой раздробленности большинства государств

В эпоху экономической и языковой раздробленности большинства государств

Шахматов Алексей Александрович - (1864 – 1920) – теоретик и историк русского языка, ученик

Шахматов Алексей Александрович - (1864 – 1920) – теоретик и историк русского языка, ученик

Разминка (Слайд № 4) Раздел «Фонетика» - раздел науки о языке, изучающий звуковой состав языка

Разминка (Слайд № 4) Раздел «Фонетика» - раздел науки о языке, изучающий звуковой состав языка

Раздел «Пунктуация» - раздел науки о языке, изучающий правила постановки знаков препинания

Раздел «Пунктуация» - раздел науки о языке, изучающий правила постановки знаков препинания

Всех, кого увидеть мы мечтали,

Всех, кого увидеть мы мечтали,

Оценочный лист для жюри «Лингвистического

Оценочный лист для жюри «Лингвистического

Источники: 1. Водолазькая

Источники: 1. Водолазькая
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2022