Методическая система учителя биологии Рамазановой Мариян Алиевны.
Биологию считают наукой 21 века. Биология – это всегда все аспекты медицины и питания, многие отрасли промышленности, а во многом и история цивилизации Биология одна из самых визуальных наук, её зрительные образы многоуровневые, красивые и концептуально сложные. Чтобы понять её основы, теперь необходимо видеть как упрощенные изображения структур различных уровней, так и логические схемы и модели соответствующих процессов.
Это та наука, которая всегда интересна детям, поэтому я стараюсь процесс обучения направлять не только на передачу готового опыта, а на самостоятельное его получение в ходе практической и экспериментальной деятельности. Ведь биология входит в цикл естественнонаучных дисциплин, где ничего не принимается на веру. Даже если эксперимент не удается, этому всегда можно найти научное обоснование.
Я стараюсь включить в свои уроки практическую деятельность, поиск, чувства и переживания, анализ и обсуждение, и оценивать не только знания, но и другие показатели: участие в дискуссиях, умение сформулировать и отстоять свою точку зрения, сбор материалов из различных источников, активность, умение задавать вопросы, отвечать на вопросы по существу проблемы, умение выражать свое отношение к изучаемому материалу, самостоятельность при поиске материала. Ведь именно эти качества и умения всегда ценились в людях.
В связи с этим одной из целей моей работы стало оказание помощи ученикам в определении своих жизненных планов и в соответствии с ними выстраивание алгоритма своих действий, создание условий для личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии в процессе обучения биологии. Данная цель достигается через личностно- ориентированный подход к ученику, развивающие обучение личности.
Главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений. Среди моих выпускников много студентов медицинских ВУЗов, Ветеринарной академии, биолого-почвенного факультета СПбГУ, факультетов психологии различных ВУЗов города, медицинского факультета Химико-фармакологической академии.
Считаю своей задачей - воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.
Данная задача решается на уроках биологии через:
Ø получение школьниками знаний о живой природе;
Ø осознание учениками жизни как наивысшей ценности;
Ø овладение выпускниками знаниями в области практического применения биологических закономерностей;
Ø развитие личности учащихся, стремление к самообразованию.
В преподавании биологии я придерживаюсь, теории развивающего и проблемного обучения, соединяю проблемы биологии с другими науками естественного цикла. Применяю знания, умения и навыки, полученные на других уроках для формирования профессиональной мотивации школьника (смоделировать задачу, составить конспект, таблицу, тезисный план; подготовить сообщение; разработать компьютерную презентацию; составить план научного исследования; разработать проект озеленения пришкольной территории). Интегрированный проект «Экологический мониторинг микрорайона школы», который ведется под моим руководством с 2004 г., был востребован педагогическим сообществом района, города, стал одним из победителей конкурса инновационных продуктов.
В ходе преподавания предмета использую современные мультимедийные технологии.
Для всестороннего развития личности ребенка, его мыслительной деятельности, профессиональной мотивации включаю учеников в общественно-значимую практическую деятельность (общественная экспертиза, проектная деятельность, исследовательская работа, профессиональные пробы, работа на пришкольном участке, выступления перед учениками, родителями на научно - практических конференциях и т.п.). Свидетельство тому многочисленные выступления и победы обучающихся с исследовательскими работами на олимпиадах и конференциях.
Для этого применяю активные методы обучения биологии:
Ø проблемный (использую различные приемы критического мышления);
Ø частично-поисковый;
Ø исследовательский.
А также применяю различные формы обучения: урок, лабораторная работа, экскурсия (в том числе и виртуальная), практическая работа (может стать и домашним заданием), внеклассное мероприятие.
Причем, на каждом уроке считаю необходимым использовать различные методы, не только словесные, наглядные, моторные, но и полимодальные, которые дают возможность задействовать сразу все формы восприятия, биология, как ни один другой предмет, дает мне такую возможность. Осуществляю дифференцированный подход к обучающимся, для этого применяю, как индивидуальные, так и групповые формы работы.
Стараюсь не оставлять в стороне и классические методы обучения биологии:
Ø метод монологического изложения;
Ø диалогический метод;
Ø эвристический метод;
Ø метод программированных заданий.
В своей работе всегда четко определяю цель урока или внеклассного занятия, прогнозирую конечный результат и анализирую результаты своей деятельности. Каждый урок начинаю с согласования с детьми целей и задач урока, объяснения выбора материала, заканчиваю урок рефлексией. Сочетая коллективные и индивидуальные формы работы, стараюсь творчески подходить к раскрытию тем и изложению нового материала.
Считаю основными своими задачами, следующие:
Ø создать условия для самостоятельной работы;
Ø вооружить обучающихся методами и приёмами творческой работы;
Ø обеспечить школьникам основные условия для творческой деятельности;
Ø предоставить время для осуществления всех фаз творчества (подготовка идеи, созревание идеи, озарение, проверка своей идеи, воплощенной в действительность).
Для решения этих задач руководствуюсь принципом: «Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» (китайская мудрость).
Поэтому, считаю необходимым в каждый урок включать элементы практической деятельности. В результате у школьника формируется целостная картина мира, природы, появляется возможность использовать свои знания на практике. Все открытые уроки, которые я представляла педагогическому сообществу, сопровождались небольшой лабораторной или практической работой.
Правила моей работы:
Ø создание условий для овладения обучающимися знаниями о живой природе, общих методах ее изучения, практическими умениями, формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
Ø гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;
Ø воспитание экологически грамотных учеников, понимающих биологические закономерности природы;
Ø использование на уроках методов, направленных на формирование профессиональной мотивации школьника;
Ø создание психологического комфорта, при котором, обучающиеся не боятся высказывать свое мнение;
Ø построение системы контроля знаний с учетом индивидуальных особенностей ученика;
Ø при тематическом планировании выделение объема знаний и практических умений, помогающих самоопределению обучающимися;
Ø планировать системный подход к обучению биологии, постепенно раскрывать биологические понятия и закономерности, отражающие суть живого;
Ø при оценивании знаний и умений школьника, учитывать все виды его деятельности.
Самым важным результатом своей педагогической деятельности я считаю успешность своих учеников. Ежегодно они показывают результат ЕГЭ по биологии выше среднего по району.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.