Методическая разработка педагогического мастерства по биологии
Оценка 4.8

Методическая разработка педагогического мастерства по биологии

Оценка 4.8
docx
14.04.2023
Методическая разработка педагогического мастерства по биологии
методическая разработка.docx

           Методическая система учителя биологии Рамазановой Мариян Алиевны.

Биологию считают наукой 21 века. Биология – это всегда все аспекты медицины и питания, многие отрасли промышленности, а во многом и история цивилизации Биология одна из самых визуальных наук, её зрительные образы многоуровневые, красивые и концептуально сложные. Чтобы понять её основы, теперь необходимо видеть как упрощенные изображения структур различных уровней, так и логические схемы и модели соответствующих процессов.

Это та наука, которая всегда интересна детям, поэтому я стараюсь процесс обучения направлять не только на передачу готового опыта, а на самостоятельное его получение в ходе практической и экспериментальной деятельности. Ведь биология входит в цикл естественнонаучных дисциплин, где ничего не принимается на веру. Даже если эксперимент не удается, этому всегда можно найти научное  обоснование.

            Я стараюсь включить в свои уроки практическую деятельность, поиск, чувства и переживания, анализ и обсуждение, и оценивать не только знания, но и другие показатели: участие в дискуссиях, умение сформулировать и отстоять свою точку зрения, сбор материалов из различных источников, активность, умение задавать вопросы, отвечать на вопросы по существу проблемы, умение выражать свое отношение к изучаемому материалу, самостоятельность при поиске материала. Ведь именно эти качества и умения всегда ценились в людях.

            В связи с этим одной из целей моей работы стало оказание помощи ученикам в определении своих жизненных планов и в соответствии с ними выстраивание алгоритма своих действий, создание условий для личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии в процессе обучения биологии. Данная цель достигается через личностно- ориентированный подход к ученику, развивающие обучение личности.

Главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений. Среди моих выпускников много студентов медицинских ВУЗов, Ветеринарной академии, биолого-почвенного факультета СПбГУ, факультетов психологии различных ВУЗов города, медицинского факультета Химико-фармакологической академии.

Считаю своей задачей - воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.

Данная задача решается на уроках биологии через:

Ø  получение школьниками знаний о живой природе;

Ø  осознание учениками жизни как наивысшей ценности;

Ø  овладение выпускниками знаниями в области практического применения биологических закономерностей;

Ø  развитие личности учащихся, стремление к самообразованию.

           В преподавании биологии я придерживаюсь, теории развивающего и проблемного обучения, соединяю проблемы биологии с другими науками естественного цикла. Применяю знания, умения и навыки, полученные на других уроках для формирования профессиональной мотивации школьника (смоделировать задачу, составить конспект, таблицу, тезисный план; подготовить сообщение; разработать компьютерную презентацию; составить план научного исследования; разработать проект озеленения пришкольной территории). Интегрированный проект «Экологический мониторинг микрорайона школы», который ведется под моим руководством с 2004 г., был востребован педагогическим сообществом района, города, стал одним из победителей конкурса инновационных продуктов.

 В ходе преподавания предмета использую современные мультимедийные  технологии.

Для всестороннего развития личности ребенка, его мыслительной деятельности, профессиональной мотивации включаю учеников в общественно-значимую практическую деятельность (общественная экспертиза, проектная деятельность, исследовательская работа, профессиональные пробы, работа на пришкольном участке, выступления перед учениками, родителями на научно - практических конференциях и т.п.). Свидетельство тому многочисленные выступления и победы обучающихся с исследовательскими работами на олимпиадах и конференциях.

            Для этого применяю активные методы обучения биологии:

Ø  проблемный (использую различные приемы критического мышления);

Ø  частично-поисковый;

Ø  исследовательский.

 А также применяю различные формы обучения: урок, лабораторная работа, экскурсия (в том числе и виртуальная), практическая работа (может стать и домашним заданием), внеклассное мероприятие.

            Причем, на каждом уроке считаю необходимым использовать различные методы, не только словесные, наглядные, моторные, но и полимодальные, которые дают возможность задействовать сразу все формы восприятия, биология, как ни один другой предмет, дает мне такую возможность. Осуществляю дифференцированный подход к обучающимся, для этого применяю, как индивидуальные, так и групповые формы работы.

            Стараюсь не оставлять в стороне и классические методы обучения биологии:

Ø  метод монологического изложения;

Ø  диалогический метод;

Ø  эвристический метод;

Ø  метод программированных заданий.

      В своей работе всегда четко определяю цель урока или внеклассного занятия, прогнозирую конечный результат и анализирую результаты своей деятельности. Каждый урок начинаю с согласования с детьми целей и задач урока, объяснения выбора материала, заканчиваю урок рефлексией. Сочетая коллективные и индивидуальные формы работы, стараюсь творчески подходить к раскрытию тем и изложению нового материала.

           Считаю основными своими задачами, следующие:

Ø  создать условия для самостоятельной работы;

Ø  вооружить обучающихся методами и приёмами творческой работы;

Ø  обеспечить школьникам основные условия для творческой деятельности;

Ø  предоставить время для осуществления всех фаз творчества (подготовка идеи, созревание идеи, озарение, проверка своей идеи, воплощенной в действительность).

Для решения этих задач руководствуюсь принципом: «Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» (китайская мудрость).

Поэтому, считаю необходимым в каждый урок включать элементы практической деятельности. В результате у школьника формируется целостная картина мира, природы, появляется возможность использовать свои знания на практике. Все открытые уроки, которые я представляла педагогическому сообществу, сопровождались небольшой лабораторной или практической работой.

Правила моей работы:

Ø  создание условий для овладения обучающимися знаниями о живой природе, общих методах ее изучения, практическими умениями, формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

Ø  гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;

Ø  воспитание экологически грамотных учеников, понимающих биологические закономерности природы;

Ø  использование на уроках методов, направленных на формирование профессиональной мотивации школьника;

Ø  создание психологического комфорта, при котором, обучающиеся не боятся высказывать свое мнение;

Ø  построение системы контроля знаний с учетом индивидуальных особенностей ученика;

Ø  при тематическом планировании выделение объема знаний и практических умений, помогающих самоопределению обучающимися;

Ø  планировать системный подход к обучению биологии, постепенно раскрывать биологические понятия и закономерности, отражающие суть живого;

Ø  при оценивании знаний и умений школьника, учитывать все виды его деятельности.

Самым важным результатом своей педагогической деятельности я считаю успешность своих учеников. Ежегодно они показывают результат ЕГЭ по биологии выше среднего по району.


 

Методическая система учителя биологии

Методическая система учителя биологии

В преподавании биологии я придерживаюсь, теории развивающего и проблемного обучения, соединяю проблемы биологии с другими науками естественного цикла

В преподавании биологии я придерживаюсь, теории развивающего и проблемного обучения, соединяю проблемы биологии с другими науками естественного цикла

Сочетая коллективные и индивидуальные формы работы, стараюсь творчески подходить к раскрытию тем и изложению нового материала

Сочетая коллективные и индивидуальные формы работы, стараюсь творчески подходить к раскрытию тем и изложению нового материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2023