КГОАУ «Центр образования «Эврика»
Методическая разработка
мастер-класса
по экспериментальной деятельности
(Познавательная область)
подготовительная группа (6-7лет)
«Путешествие в страну вулканов»
Воспитатели: Налебашвили Валерия Ильинична
Колесникова Елена Николаевна
Алексеева Надежда Викторовна
г. Петропавловск-Камчатский
2022 год
Содержание
Введение_________________________________________________________3
Пояснительная записка _____________________________________________4
1. История создания солёного теста___________________________________6
2. Технологический этап.____________________________________________7
2.1. Инструменты и материалы_______________________________________7
2.2 Полезные советы_______________________________________________9
2.3 Рецепты приготовления соленого теста____________________________10
2.4 Способы сушки и лакирование изделия____________________________15
Заключение______________________________________________________14
3.Конспект проведения масстер-класса «Путешествие в страну вулканов»
в подготовительной к школе группе-_________________________________15
Введение
В последнее время уделяется большое внимание изучению, пропаганде и возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного искусства. В этой связи особый интерес представляет работа с соленым тестом. Лепка-очень увлекательное занятие.
Дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им этот труд – когда они фантазируют и старательно выполняют сказочные элементы для своей будущей работы. Развивается мелкая моторика пальчиков, массируются активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребёнка, его самочувствие. Так же работа с тестом приучает детей быть более усидчивыми, внимательными и ответственными.
К тому же солёное тесто несёт в себе массу положительной энергии. На занятиях дети работают в непринуждённой обстановке, общаются, делятся впечатлениями, помогают друг другу. Развиваются общение и коммуникативные способности.
Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребёнку удалось передать форму и пропорции поделки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки. Эта работа учит детей обращению с инструментом, различным приёмам лепки, красивому декоративному заполнению пространства. Элементы узоров можно наносить стекой, печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника, использовать пуговицы разной формы и фактуры.
Солёное тесто – это один из самых доступных материалов для лепки, к тому же оно совершенно безопасно для маленьких детей, в отличии от пластилина. После лепки из солёного теста руки остаются чистыми, их достаточно помыть под водой.
Пояснительная записка.
Испокон веков в народе пластический талант проявлялся ярко и разнообразно: и в резьбе по дереву, кости и камню, и в причудливейшей лепной керамике, и в рельефной чеканке по металлу. Рельефы, на которых изображались аллегорические композиции и богатый орнамент, использовались в качестве украшений, в убранстве внутренних помещений храмов и дворцов.
Скульптурный рельеф применяется и в произведениях прикладного искусства.
Современная жизнь изобретает всё новые материалы, используя подчас самые неожиданные, для создания своих работ. У профессионала обычно безукоризненно отлажена связка: глаза-мысль-рука. А любой жизненный материал содержит в себе саморазвивающееся художественное зерно, которое мастеру остаётся только произрастить.
Методические рекомендации разработаны в помощь педагогам ДОУ при организации и проведении занятий лепкой с детьми дошкольного возраста. Здесь представлена история тестопластики, варианты приготовления солёного теста, способы окрашивания, сушки, лакирования.
Актуальность.
Занятия лепкой из теста помогут решить ряд задач:
1. Приобщить детей к народному искусству;
2. Реализовать духовные, эстетические и творческие способности;
3. Развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
4. Воспитать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
5. Помочь детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Проблематика. Теоретическое обоснование практических приемов обучения тесто пластике, способствующих развитию творческих способностей младших школьников.
Личные открытия. В процессе работы с соленым тестом у детей наблюдаются положительные тенденции к более тесному общению со своими сверстниками, раскрепощенность, коммуникабельность, расширяется кругозор, любознательность, дети предлагают свои оригинальные идеи по изготовлению новых изделий у них улучшается настроение, приобретается опыт в работе не только с тестом, но и другими пластичными материалами.
Новизна. По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Неоценимую помощь занятия могут оказать детям с задержкой психического развития. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека. Наши рецепторы - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Работа с тестом полезна детям с пониженным или повышенным тонусом рук, так как оно нормализуют тонус. И что удивительно: занятия с соленым тестом рекомендуют врачи для профилактики бронхо-лёгочных заболеваний! В настоящее время высоко ценится всё, что сделано своими руками, а занятия в школе на уроках тесто пластики помогают детям руками и душой прикоснуться к настоящему делу.
Практическое применение полученных знаний. Изделия из соленого теста имеют широкое применение в быту, как изделия декоративно-прикладного характера. Они служат для украшения интерьера, используются в качестве подарков, игрушек.
1.История создания солёного теста
Говорят, новое – это хорошо забытое старое. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста. В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.
Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.
В последние годы лепка из соленого теста вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников. Сейчас ценятся экологически чистые изделия, особенно, сделанные своими руками.
2. Технологический этап.
2.1. Инструменты и материалы
-Маленькая скалка и доска - для раскатывания теста.
-Кухонный нож - для обработки краев изделий и нанесения рельефных рисунков.
-Баночка с водой,
-Большая кисть с грубой щетиной и несколько маленьких мягких - для смачивания изделия водой, раскрашивания.
-Противень.
-Медальоны, брошки, бутылочные пробки, рельефные пуговицы, зубочистки, расчески и другие предметы с интересным рельефом - для нанесения на изделие рисунков, оттисков и линий.
Все это понадобится вам в процессе работы. Всегда под рукой должны быть также небольшая кастрюлька с водой и полотенце, ведь в процессе работы очень часто приходится мыть руки и очищать от налипшего теста инструменты.
Мука: Лучше использовать недорогие сорта муки, в которых нет эмульгаторов, разрыхлителей и других добавок.
Ржаная мука придает готовому (просушенному) изделию теплый коричневый оттенок, но если тесто замесить только на ржаной муке, оно получится твердым, неэластичным, а при лепке будет крошиться. Вот поэтому ржаную муку смешивают с пшеничной.
Блинную муку брать не в коем случае нельзя!
Вода: Воду в тесто добавляют понемногу и только холодную.
Соль: Соль должна быть мелкой и однородной. Излишек соли может придать тесту ломкость и хрупкость, а после сушки на изделии могут появиться трещины.
Клей: Перед добавлением, в тесто, сухой обойный клей разводят теплой водой до консистенции сметаны или заменяют клеем ПВА.
Краски: Готовые изделия раскрашивают либо масляными, либо водорастворимыми красками (гуашь) при этом краска не должна быть слишком жидкой.
Тесто можно также окрасить до начала лепки пищевыми или натуральными красителями: какао-порошок, свекольный сок и другие.
Лак: Для закрепления красок и защиты изделий от влаги используются прозрачные художественные или мебельные лаки.
2.2 Полезные советы
-Воду для замешивания нужно использовать очень холодную. Добавляйте ее порциями, старательно вымешивая тесто. В зависимости от выбранной Вами муки, воды может потребоваться разное количество.
-Чтобы тесто в процессе лепки не рвалось и не крошилось, его нужно хорошо вымесить и размять.
-Тесто не должно приставать к рукам или крошиться. Если оно плохо лепится, добавьте чуть-чуть воды, а если липнет – немного муки.
-Излишки теста во время работы накрываем салфеткой, чтобы тесто не сохло.
-Соленое тесто прекрасно хранится в холодильнике в полиэтиленовом пакетике или в контейнере с плотно закрывающейся крышкой. Используйте его по кусочку по мере необходимости, потому что готовое тесто на воздухе быстро покрывается сухой корочкой, которая портит внешний вид изделий.
-Лепить изделия из теста и украшения для них нужно на противне: в этом случае обратная сторона изделия останется ровной.
-Чтобы избежать трещин, сушите поделки в помещении без перепадов влажности.
-Если изделие треснуло при сушке:
1-й способ:
Нужно замазать трещину тем же соленым тестом и ПВА. Чтобы замаскировать замазку (заплатку), намочите палец и потрите место замазки, чтобы скрыть следы маскировки и получить ровную поверхность.
2-й способ:
Прячем трещину за элементами декора. Треснутое место можно закрыть веточкой, цветочком, камушком и т.д., по сюжету вашей поделки.
-Изделия из теста очень хорошо впитывают влагу и со временем имеют свойство разрушаться, поэтому для сохранности их покрывают лаком. При этом лак должен быть достаточно густой, иначе он впитается, и на изделии останутся пятна. Лучше всего для этой цели подходит лодочный лак или паркетный. Но и лаки бывают разные – матовые или глянцевые.
-Получить интересный рельеф на поделке из соленого теста можно любыми подручными средствами. Стеком (ножом) можно сымитировать кирпичную и
каменную кладку и рисунок древесины. Можно отпечатать на тесте любые предметы, которые найдутся у вас дома: пуговицы, насадки для кондитерского шприца, макароны, листья и веточки деревьев, клеенку/салфетку с выпуклым рисунком, грубую ткань типа мешковины. Посмотрите новым взглядом на привычные предметы, вы обязательно найдете что-то оригинальное.
Для имитации шероховатой поверхности, меха, прически и многого другого помогут чесноковыжималка и не очень мелкое ситечко.
При помощи чесноковыжималки можно сделать различные прически. Если при использовании чесноковыжималки тесто будет выходить из всех дырочек сразу, то полученная лапша окажется очень короткой и будет постоянно слипаться, поэтому для удобства работы этим инструментом необходимо заклеить ненужные дырочки изнутри скотчем или чем-то иным. Если оставить свободными 4-6 дырочек, этого будет вполне достаточно.
Чтобы продавить более тонкие колбаски, воспользуйтесь ситечком. Смочите поверхность, на которую нужно приклеить «волосы», водой и постепенно, небольшими порциями перенесите с помощью ножичка выдавленное из ситечка тесто. По мере необходимости выдавливаются новые порции.
2.3 Рецепты соленого теста
Рецепт №1:
1 стакан муки, 1 стакан соли, 5 ст. ложек растительного масла, чуть-чуть теплой воды. Для цвета в тесто можно добавить гуашь, свекольный или морковный сок, а можно и краски из набора для окраски пасхальных яиц. Соль растворить в минимальном количестве воды, замесить все вместе.
Рецепт №2:
1,5 стакана муки, 1 стакана соли, 125 мл. воды. Воду добавлять по чуть-чуть и замесить тесто как на пельмени.
Рецепт №3:
2 стакана муки , 1 стакан крахмала, 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, можно добавить 2 ст. ложки клея ПВА. Смешать все компоненты. Вымесить тесто до тех пор, пока оно не станет упругим.
2.5 Способы сушки и лакирование изделия:
Сушка в духовке электроплиты: Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов. Затем 30 минут - при температуре 1000С, потом еще 30 минут - при 1250С и 1 час - при 1500С.
Сушка в духовке газовой плиты: Сушить так же, как и на электроплите, только времени потребуется в 2 раза больше.
Если по изделию видно, что температура велика, ее можно снизить, приоткрыв дверцу духовки.
Воздушная сушка: Самый экономичный, но и самый длительный способ. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно (за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).
Комбинированная сушка: Этот способ более всего подходит для объемных лепных украшений. Сначала изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.
Подрумянивание: После сушки, не извлекая изделие из духовки, его можно подрумянить, подняв температуру до 2000С.
Раскрашивание готовых изделий: Сначала вы красите все изделие «по-малярному», то есть в основные цвета. Например, платье - в один тон желтого, бочонок - в один тон коричневого. И только потом, после высыхания, начинаете добавлять какие-то оттенки для объема и большего правдоподобия.
Важно: Следует учитывать, что для сушки крашеных изделий нельзя устанавливать температуру выше 750, иначе цвет может измениться. Если не досушенное изделие затем покрасить или покрыть лаком, то краска может потрескаться.
Лакирование: Лак не только придает блеск и законченность поделке - он предохраняет ее от воздействия влаги и постепенного крошения.
Для лакирования изделий из соленого теста используют как жидкий, так и густой прозрачный лак.
Жидкий выглядит на изделии более привлекательно: он придает зеркальный глянец и подчеркивает яркость красок.
Однако в использовании такого лака есть определенное неудобство: его нужно наносить много раз, поскольку он очень быстро впитывается.
Густой лак придает украшениям матовый блеск, однако им достаточно покрыть изделие 1 - 2 раза, а от действия влаги и крошения он защищает изделие гораздо надежнее жидкого.
Заключение.
Детское творчество, а тесто пластика является одним из видов творчества - это «эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей детей дошкольного возраста в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны».
Любое изделие из соленого теста, находящееся в доме, - символ богатства и благополучия в семье: и хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто -"хлебосол".
КГОАУ «Центр образования «Эврика»
Конспект
мастер-класса
по экспериментальной деятельности
(Познавательная область)
подготовительная группа (6-7лет)
«Путешествие в страну вулканов»
Воспитатели: Налебашвили Валерия Ильинична
Колесникова Елена Николаевна
Алексеева Надежда Викторовна
г. Петропавловск-Камчатский
2022 год
Тема: «Путешествие в страну вулканов»
Цель: Развивать познавательную активность детей, формировать навыки коллективной экспериментально-исследовательской деятельности, а у детей старшего дошкольного возраста
Области интегрирования:
Познание:
1.Расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы.
2.Познакомить детей с природным явлением – вулканом.
3.Изучить строение вулкана.
4.Развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.
Социализация:
1.Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
2.Поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми, договариваться между собой.
3.Формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.
Коммуникация:
1.Развивать коммуникативные навыки: вступать в диалог, выслушивать мнения других, не перебивая, согласовывать свои действия на основе общих интересов.
2.Расширить словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире: вулкан, вулканолог, вулканология, жерло, кратер, пепел, лава. Активизировать их в самостоятельных высказываниях.
Труд
1.Воспитывать самостоятельность, желание участвовать в совместной трудовой деятельности.
2.Формировать у детей опыт справедливого распределения заданий с учетом интересов и умений друг другу.
3.Развивать умение доводить дело до конца, желание помогать друг другу.
4.Поощрять детей за самостоятельную активность в проведении опытов с помощью схемы.
Безопасность
1.Закрепить знания детей о мерах предосторожности при пользовании ножницами.
Предварительная работа:
-Знакомство с физической картой мира.
- Изготовление макета гор из соленого теста.
- Сбор коллекции «вулканических бомб» из соленого теста.
- Рассматривание иллюстраций, картин из энциклопедии.
- Чтение сказки Бажова «Хозяйка медной горы»
- Изготовление схем – алгоритмов.
- Тонированные картона.
Материалы и оборудование:
-картинки с изображением вулканов, вулканологов и бога огня Вулкана;
-толковый словарь Ожегова;
-карта мира;
-схема;
-поддоны;
-картон тонированный;
-клей;
-сода;
-лимонная кислота;
-сухая красная краска;
-моющая жидкость;
-листы бумаги;
-цветные карандаши (для фиксации наблюдений);
-чайные ложки;
-пипетка;
-салфетки;
-степлеры
Участники: дети с 6 до 7лет, воспитатели.
Программное содержание:
Место проведения: подготовительная группа.
Продолжительность: 45 минут.
Методические рекомендации:
1.Педагог ведет диалог с детьми. Он задает вопросы, дети находят ответы из наблюдений и экспериментов.
2.Педагог не торопит детей. На каждое наблюдение отводится достаточное количество времени.
3.На занятии дети под руководством педагога проводят эксперименты и самостоятельно делают необходимые выводы.
Ход:
I. Организационный момент.
Педагог сообщает детям, что он хочет сегодня быть вулканологом и отправиться в экспедицию. Для этого ему нужны помощники. Организовав детей, педагог показывает им картинку вулканолога и спрашивает знают ли они кто это. Выслушав предположения, педагог говорит, что это вулканолог. Затем побуждает детей прочитать в словаре Ожегова значение слова Вулканолог-(специалист по вулканологии). Вулканология-наука о вулканах.
- Ребята, теперь мы с вами знаем кто такой вулканолог и что такое вулканология. А вы, желаете узнать много интересного о вулканах?
- Я предлагаю вам побыть некоторое время в роли вулканолога и отправиться в экспедицию для изучения вулканов.
II. Основная часть занятия.
Педагог загадывает загадку:
«Я плююсь огнем и лавой,
Я- опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? (Вулкан)
- Дети, а что такое вулкан? (Гора)
- Почти все вулканы находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России.
- Почему вулкан назвали вулканом? (размышления и ответы детей).
- Как вы думаете, а где мы можем узнать правильный ответ на этот вопрос? (В книге). Педагог выставляет карточку с изображением книги.
Воспитатель читает легенду о вулкане:
"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. "Вулкан работает", - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами."
- А где можно узнать: Какие бывают вулканы? Что есть у вулкана?
Дети:
- Спросить у человека, у взрослого, друг у друга и т.д.
Педагог выставляет карточку с изображением людей и предлагает узнать ответы на эти вопросы у присутствующих гостей. Перед тем как дети пойдут задавать вопросы гостям, напомнить о правилах вежливости. Дать рекомендации, что вопрос задавать понятно и четко.
После этого дети садятся и обобщают ответы, рассматривая картинки с изображением вулканов
Примерные варианты обобщений ответов детей:
-Вулканы бывают:
1) Действующие - это которые извергают лаву.
2) Потухшие - не извергающие лаву.
3) Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.
-Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
- Дети, раз мы с вами вулканологи, то должны узнать и исследовать, как извергается вулкан. А что нам поможет? (Педагог помогает детям ответить: телевизор, интернет)
- Правильно, молодцы. Я нашла в интернете фильм про вулканы. А вам бы хотелось хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана…?
Дети слушают рассказ педагога- «Извержение вулкана».
Педагог комментирует: «Вот одна из огнедышащих гор. На первых порах над горой лишь курится дымок, потом он все гуще и гуще, гора начинает содрогаться, дым заволакивает темной пеленой всю округу. Наконец из жерла вулкана, как ядра из пушки, вылетают раскаленные камни – вулканические бомбы. А вот и магма! Она начинает переливаться через края вулкана и огненными потоками устремляется вниз по склонам горы. Ее вырвавшуюся из чрева горы и лишившуюся при этом многих своих летучих газов, называют теперь лавой. Она сжигает все на своем пути – деревья, кустарники, дома и т.д. После извержения, как после пожара.
Но утихомирится вулкан, земля начнет потихоньку оправляться от постигшей ее беды. Со временем вновь вырастут леса, травы, запоют птицы, вернутся звери. И так будет до следующего извержения вулкана»
- А сейчас я предлагаю вам стать свидетелями этого грозного природного явления.
III. Экспериментальная деятельность:
- Ребята, а чтобы "запустить" наш вулкан, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.
-Надо работать аккуратно, не торопиться!
-Ничего не брать в рот!
-Осторожно насыпать порошок!
-Осторожно наливать воду!
-Лавы не трогать!
-Использовать салфетку!
- Занимаем рабочие места.
- Давайте склеим из картона конус, это будет основание вулкана. Внутрь конуса вставим стаканчик из- под йогуртом – это будет жерло.
Затем мы начинаем работать с соленым тестом по изготовлению «горы», «вулканических бомб».
Итак, работаем пока у нас не появится «вулканическая гора».
- Из чего же нам сделать лаву?
- У меня есть
формула ее приготовления. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в
банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей
жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена
особым знаком. Что он означает? (Дети уже знакомы с этим). Верно, это означает,
что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – раствор лимонной кислоты
(вода лимонная кислота или лимонный сок), и его наливать можно только со
взрослым. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт
сами?
Дети под руководством педагога готовят состав лавы по схеме.
Наблюдение "извержения" вулкана.
- Какие красивые, замечательные, необычные вулканы мы оживили.
IV. Заключительная часть.
- Вам понравилось? Что вы узнали нового? А вы расскажете об этом своим родным, знакомым, другим детям?
Я думаю, что у вас все получится. А для этого я даю вам схему опыта.
Но прежде, чем проводить эксперимент необходимо обратиться ко взрослому человеку
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.