МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 92» ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Г. СТЕРЛИТАМАК РБ
.
Методическая разработка
по этнокультурному образованию
«Башкортостан-мой край родной»
Составила:
Воспитатель: Кунафина З.Д.
Стерлитамак-2020г
Содержание:
1.Пояснительная записка………………………………………………………3
1.1.Цели и задачи программы……………………………………………….4
1.2.Принципы и подходы к формированию программы………………….4
1.3.Срок реализации программы…………………………………………....5
1.4.Ожидаемые результаты освоения Программы…………………………5
1.5.Формы, способы, методы и средства реализации программы………..6
2.Перспективный план …………………………………………………………7
3.Материально – техническое обеспечение программы…………………….10
4.Список используемой литературы…………………………………………..11
1. Пояснительная записка
Актуальность программы
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям башкирского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни о своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
1.1. Цели и задачи программы:
Цель:
Формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
- углубленно изучить историю родного края, национальную культуру;
- развивать приемы самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
- развивать интерес к изучению окружающего мира;
- воспитывать уважение к историческому прошлому родного края, бережное отношение к памятникам истории и культуры;любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.
1.2. Принципы и подходы к формированию программы
- доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
- системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- преемственность. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
- культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
1.3.Срок реализации программы
Программа составлена на старшую группу (5-6 лет).
Срок реализации:1 год.
Продолжительность занятия – 25 минут.
Форма проведения занятия: групповое.
1.4.Ожидаемые результаты освоения Программы
Наличие у детей знаний:
- об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему республики Башкортостан, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей;
- о социокультурных учреждениях города, истории возникновения и развития родного города (могут показать город на карте);
- о дате своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;
- о гербе, флаге Башкортостана и своего города;
наличие у детей представлений:
- о Президенте, Правительстве России;
- о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ;
- о родном крае;
- о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.;
- о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле;
- о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.;
- об охране природы, о заповедниках, заказниках Башкортостана.
1.5. Формы, способы, методы и средства реализации программы
Ø Совместнаядеятельностьс педагогом
Ø Совместная деятельностьс семьей
Ø Проблемные ситуации.
Ø Игровые упражнения.
Ø Игровые занятия.
Ø Экскурсии.
Ø Проектная деятельность.
Ø Конкурсы.
Ø Игры (дидактические, развивающие, подвижные).
Ø Консультации.
Ø Совместная театрализованная деятельность.
2.Перспективный план
Месяц |
Темы |
Литература |
Октябрь |
Мой детский сад. |
«Я познаю Башкортостан» Р.Л.Агишева, стр.29. «Я Родину хочу свою познать» Р.Х.Гасанова.стр.5. |
Родина моя – Башкортостан. |
«Я познаю Башкортостан» Р.Л.Агишева.стр.42. «Я Родину хочу свою познать»Р.Х.Гасанова. стр 130. |
|
В единой семье народов Башкортостана |
«Я познаю Башкортостан» Р.Л.Агишева.стр.39. |
|
Уфа-столица Башкортостана. |
«Я познаю Башкортостан» Р.Л.Агишева .стр.30. «Я Родину хочу свою познать» Р.Х.Гасанова.стр.133. |
|
Ноябрь |
Моя родословная |
|
Занятия древних башкир. |
«Я познаю Башкортостан» Р.Л.Агишева.стр.46. |
|
Башкирская народная одежда женщин. |
«Я познаю Башкортостан» Р.Л.Агишева.стр.11,стр.64. «Башкирская народная сказка в системе образ-го процесса ДОУ» З.Г.Нафикова.стр.13. |
|
Башкирская народная одежда мужчин. |
«Я познаю Башкортостан» Р.Л.Агишева.стр.66. |
|
Декабрь |
Башкирское жилище. |
«Я познаю Башкортостан» Р.Л.Агишева.стр.60. |
Художники Башкортостана. |
«Я познаю Башкортостан» Р.Л.Агишева.стр.78. |
|
Башкирский народный орнамент. |
«Башкирская народная сказка в системе образ-го процесса ДОУ»З.Г.Нафикова.стр. 43. «Хоровод народов Башкортостана» .А.В. Колбина |
|
С.Юлаев – славный сын Башкортостана. |
«Я познаю Башкортостан» Р.Л.Агишева.стр.56. |
|
Январь |
Башкирская народная музыка. |
«Я Родину хочу свою познать» Р.Х.Гасанова.стр.19. |
Башкирские музыкальные инструменты. |
«Я познаю Башкортостан» Р.Л.Агишева.стр.71. «Я Родину хочу свою познать» Р.Х.Гасанова.стр.101. |
|
Февраль |
Башкирские национальные блюда. |
«Я познаю Башкортостан» Р.Л.Агишева.стр.69. |
Традиционные напитки башкир(кумыс, айран, буза, катык). |
«Я Родину хочу свою познать» Р.Х.Гасанова.17,65. |
|
Башкирский мед. |
«Я познаю Башкортостан» Р.Л.Агишева.стр.54. «Я познаю Башкортостан» Р.Л.Агишева.стр.131. |
|
Башкирская посуда. |
«Я познаю Башкортостан» Р.Л.Агишева.стр.62. «Я Родину хочу свою познать» Р.Х.Гасанова.25,112. |
|
Март |
Чем славится город Стерлитамак |
«Бегал дождик босиком» .Сборник стихов и рассказов. «Стерлитамак хроника дат и событий.терлитмак-2008.стр.251. «Памятники и скульпторы города Стерлитамак». Фотографии. |
Животный мир Башкортостана. |
«Башкирская народная сказка в системе образ-го процесса ДОУ» З.Г.Нафикова .стр.12. «Я Родину хочу свою познать»Р.Х.Гасанова. стр.17. |
|
Лекарственные растения Башкортостана. |
Е.В.Кучеров «Лекарственные растения Башкортостана» Их использование и охрана стр.17,19,21,22. |
|
Реки и озера Башкортостана. |
«Я познаю Башкортостан» Р.Л.Агишева.стр.52. |
|
Апрель |
Детский журнал «Акбузат». |
Детский журнал «Акбузат» |
Башкирское народное творчество. |
«Я Родину хочу свою познать» Р.Х.Гасанова.стр.106,109. «Башкирская народная сказка в системе образ-го процесса ДОУ» З.Г.Нафикова. стр. 16. «Фольклор и литература РБ». Г.М.Нафикова. |
|
Башкирские народные сказки |
«Фольклор в воспитании дошкольников».Р.Х.Гасанова,Л.Н.Гасанова.стр.46. |
|
Башкирские праздники. |
«Я познаю Башкортостан» Р.Л.Агишева.стр.73. |
|
Май |
Танцы башкир. |
«Я познаю Башкортостан» Р.Л.Агишева.стр.76. Презентация «Танцы башкир». |
Башкирские народные игры. |
«Я познаю Башкортостан» Р.Л.Агишева.стр.94. «Я Родину хочу свою познать» Р.Х.Гасанова.стр.107. |
|
Достопримечательности Стерлитамака |
«Бегал дождик босиком» .Сборник стихов и рассказов. «Памятники и скульпторы города Стерлитамак». Фотографии. |
|
Диагностика выявления уровня представлений о национальной культуре. |
«Земля отцов». Р.Х.Гасанова Стр.41. «Традиции башкирского народа в воспитании дошкольников».Р.Х.Гасанова.стр.51,53. |
3. Материально-техническое сопровождение
1) дидактические и наглядные пособия;
2) ИКТ;
3) методическая литература;
4) репродукции картин;
5) художественная литература;
6) видеозаписи и аудиозаписи ;
7) карты, атлас Республики Башкортостан;
8) символика Республики Башкортостан и города Стерлитамак;
4.Используемая литература:
1. «Я Родину хочу свою познать» Р.Х.Гасанова.Уфа-2007.
2. «Башкирская народная сказка в системе образовательного процесса ДОУ».З.Г.Нафикова.Уфа-2011.
3. «Словесное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа». Л.Н.Гасанова,Р.Х.ГасановаУчебно-методическое пособие. Уфа: издательство ИРО РБ, 2012г.
4. «Оскон».З.Г.Нафикова,Ф.Г.Азнабаева.Уфа-2010.
5. «Я познаю Башкортостан».Р.Л, Агишева . Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов.Издательство БИРО Уфа-2008.
6. «Я познаю Башкортостан».Р.Л, Агишева, Ф.Х.Губайдуллина. Учебная хрестоматия.
7.«Фольклор и литература РБ».Учебная хрестоматия для детей ДОУ.
Г.М.Нафикова.Уфа-2004.
Энциклопедия «Полезные ископаемые Башкортостана». Уфа-2008.
8.«Башкирская энциклопедия». Уфа-2005.
9.«Бегал дождик босиком» .Сборник стихов и рассказов.
10.«Традиции башкирского народа в воспитании дошкольников».Р.Х.Гасанова.Уфа-2017.
11.«Фольклор в воспитании дошкольников».Р.Х.Гасанова,Л.Н.Гасанова.Уфа-2017
12.«Академия детства». Хрестоматия для детей 3-7 лет.Уфа-2017.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.