Методическая разработка по этнокультурному воспитанию «Башкортостан-мой край родной»
Оценка 4.6

Методическая разработка по этнокультурному воспитанию «Башкортостан-мой край родной»

Оценка 4.6
docx
14.11.2022
Методическая разработка по этнокультурному  воспитанию «Башкортостан-мой край родной»
метод.раз.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД  № 92»  ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Г. СТЕРЛИТАМАК РБ

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

по этнокультурному образованию

«Башкортостан-мой край родной»

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

Воспитатель: Кунафина З.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Стерлитамак-2020г

Содержание:

 

1.Пояснительная записка………………………………………………………3

    1.1.Цели и задачи программы……………………………………………….4

    1.2.Принципы и подходы к формированию программы………………….4

    1.3.Срок реализации программы…………………………………………....5

    1.4.Ожидаемые результаты освоения Программы…………………………5

    1.5.Формы, способы, методы и средства реализации программы………..6

2.Перспективный план …………………………………………………………7

3.Материально – техническое обеспечение программы…………………….10

4.Список используемой литературы…………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Пояснительная записка

Актуальность программы

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям башкирского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

        Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  о своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

        Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

1.1. Цели и задачи программы:

Цель:

Формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

-       углубленно изучить историю родного края, национальную культуру;

-       развивать приемы  самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

-       развивать интерес к изучению окружающего мира;

-       воспитывать уважение к историческому прошлому родного края, бережное отношение к памятникам истории и культуры;любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.

1.2. Принципы и подходы к формированию программы

-       доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

-       непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

-       научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

-       системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

-       преемственность. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

-       культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

1.3.Срок реализации программы

Программа составлена на старшую группу (5-6 лет).

Срок реализации:1 год.

Продолжительность занятия  – 25 минут.

Форма проведения занятия:  групповое.

1.4.Ожидаемые результаты освоения Программы

Наличие у детей знаний:

-       об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему республики Башкортостан, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей;

-       о социокультурных учреждениях города, истории возникновения и развития родного города (могут показать город на карте);

-       о дате своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;

-       о гербе, флаге Башкортостана и своего города;

наличие у детей представлений:

-       о Президенте, Правительстве России;

-       о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ;

-       о родном крае;

-       о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.;

-       о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле;

-       о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.;

-       об охране природы, о заповедниках, заказниках Башкортостана.

1.5. Формы, способы, методы и средства реализации программы

Ø Совместнаядеятельностьс педагогом

Ø Совместная деятельностьс семьей

Ø Проблемные ситуации.

Ø Игровые упражнения.

Ø Игровые занятия.

Ø Экскурсии.

Ø Проектная деятельность.

Ø Конкурсы.

Ø Игры (дидактические, развивающие, подвижные).

Ø Консультации.

Ø Совместная театрализованная деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Перспективный план

Месяц

Темы

Литература

Октябрь

Мой детский сад.

«Я познаю Башкортостан»

Р.Л.Агишева, стр.29.

«Я Родину хочу свою познать» Р.Х.Гасанова.стр.5.

Родина моя – Башкортостан.

«Я познаю Башкортостан»

Р.Л.Агишева.стр.42.

«Я Родину хочу свою познать»Р.Х.Гасанова.

стр 130.

В единой семье народов Башкортостана

«Я познаю Башкортостан»

Р.Л.Агишева.стр.39.

Уфа-столица Башкортостана.

«Я познаю Башкортостан»

Р.Л.Агишева .стр.30.

«Я Родину хочу свою познать» Р.Х.Гасанова.стр.133.

Ноябрь

Моя родословная

 

Занятия древних башкир.

«Я познаю Башкортостан»

Р.Л.Агишева.стр.46.

Башкирская народная одежда женщин.

«Я познаю Башкортостан»

Р.Л.Агишева.стр.11,стр.64.

«Башкирская народная сказка в системе образ-го процесса ДОУ» З.Г.Нафикова.стр.13.

Башкирская народная одежда мужчин.

«Я познаю Башкортостан»

Р.Л.Агишева.стр.66.

Декабрь

Башкирское жилище.

«Я познаю Башкортостан»

Р.Л.Агишева.стр.60.

Художники Башкортостана.

«Я познаю Башкортостан»

Р.Л.Агишева.стр.78.

Башкирский народный орнамент.

«Башкирская народная сказка в системе образ-го процесса ДОУ»З.Г.Нафикова.стр. 43.

«Хоровод  народов Башкортостана» .А.В. Колбина

С.Юлаев – славный сын Башкортостана.

«Я познаю Башкортостан»

Р.Л.Агишева.стр.56.

Январь

Башкирская народная музыка.

«Я Родину хочу свою познать» Р.Х.Гасанова.стр.19.

Башкирские музыкальные инструменты.

«Я познаю Башкортостан»

Р.Л.Агишева.стр.71.

«Я Родину хочу свою познать» Р.Х.Гасанова.стр.101.

Февраль

Башкирские национальные блюда.

«Я познаю Башкортостан»

Р.Л.Агишева.стр.69.

Традиционные напитки башкир(кумыс, айран, буза, катык).

«Я Родину хочу свою познать» Р.Х.Гасанова.17,65.

 

Башкирский мед.

«Я познаю Башкортостан»

Р.Л.Агишева.стр.54.

«Я познаю Башкортостан»

Р.Л.Агишева.стр.131.

Башкирская посуда.

«Я познаю Башкортостан»

Р.Л.Агишева.стр.62.

«Я Родину хочу свою познать» Р.Х.Гасанова.25,112.

 

 

 

 

Март

Чем славится город Стерлитамак

«Бегал дождик босиком» .Сборник стихов и рассказов.

«Стерлитамак хроника дат и событий.терлитмак-2008.стр.251.

«Памятники и скульпторы города Стерлитамак». Фотографии.

Животный мир Башкортостана.

«Башкирская народная сказка в системе образ-го процесса ДОУ» З.Г.Нафикова .стр.12.

«Я Родину хочу свою познать»Р.Х.Гасанова. стр.17.

Лекарственные растения Башкортостана.

Е.В.Кучеров  «Лекарственные растения Башкортостана»

Их использование и охрана стр.17,19,21,22.

Реки и озера Башкортостана.

«Я познаю Башкортостан»

Р.Л.Агишева.стр.52.

Апрель

Детский журнал «Акбузат».

Детский журнал «Акбузат»

Башкирское народное творчество.

«Я Родину хочу свою познать» Р.Х.Гасанова.стр.106,109.

«Башкирская народная сказка в системе образ-го процесса ДОУ» З.Г.Нафикова. стр. 16.

«Фольклор и литература РБ».

Г.М.Нафикова.

Башкирские народные сказки

«Фольклор в воспитании дошкольников».Р.Х.Гасанова,Л.Н.Гасанова.стр.46.

Башкирские праздники.

«Я познаю Башкортостан»

Р.Л.Агишева.стр.73.

Май

Танцы башкир.

«Я познаю Башкортостан»

Р.Л.Агишева.стр.76.

Презентация «Танцы башкир».

Башкирские народные игры.

«Я познаю Башкортостан»

Р.Л.Агишева.стр.94.

«Я Родину хочу свою познать» Р.Х.Гасанова.стр.107.

Достопримечательности Стерлитамака

«Бегал дождик босиком» .Сборник стихов и рассказов.

«Памятники и скульпторы города Стерлитамак». Фотографии.

Диагностика выявления уровня представлений о национальной культуре.

«Земля отцов». Р.Х.Гасанова

Стр.41.

«Традиции башкирского народа в воспитании дошкольников».Р.Х.Гасанова.стр.51,53.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Материально-техническое сопровождение

1)    дидактические и наглядные пособия;

2)    ИКТ;

3)    методическая литература;

4)    репродукции картин;

5)    художественная литература;

6)    видеозаписи и аудиозаписи ;

7)    карты, атлас Республики Башкортостан;

8)    символика Республики Башкортостан и города Стерлитамак;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Используемая литература:

1.   «Я Родину хочу свою познать» Р.Х.Гасанова.Уфа-2007.

2.   «Башкирская народная сказка в системе образовательного процесса ДОУ».З.Г.Нафикова.Уфа-2011.

3.    «Словесное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа». Л.Н.Гасанова,Р.Х.ГасановаУчебно-методическое пособие. Уфа: издательство ИРО РБ, 2012г.

4.   «Оскон».З.Г.Нафикова,Ф.Г.Азнабаева.Уфа-2010.

5.    «Я познаю Башкортостан».Р.Л, Агишева . Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов.Издательство БИРО Уфа-2008.

6.    «Я познаю Башкортостан».Р.Л, Агишева, Ф.Х.Губайдуллина. Учебная хрестоматия.

7.«Фольклор и литература РБ».Учебная хрестоматия для детей ДОУ.

Г.М.Нафикова.Уфа-2004.

Энциклопедия «Полезные ископаемые Башкортостана». Уфа-2008.

8.«Башкирская энциклопедия». Уфа-2005.

        9.«Бегал дождик босиком» .Сборник стихов и рассказов.

        10.«Традиции башкирского народа в воспитании дошкольников».Р.Х.Гасанова.Уфа-2017.

         11.«Фольклор в воспитании дошкольников».Р.Х.Гасанова,Л.Н.Гасанова.Уфа-2017

12.«Академия детства». Хрестоматия для детей 3-7 лет.Уфа-2017.

 

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

Содержание: 1.Пояснительная записка………………………………………………………3 1

Содержание: 1.Пояснительная записка………………………………………………………3 1

Пояснительная записка Актуальность программы

Пояснительная записка Актуальность программы

Цели и задачи программы: Цель:

Цели и задачи программы: Цель:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе

Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; - о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т

Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; - о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т

Перспективный план Месяц

Перспективный план Месяц

Я познаю Башкортостан» Р.Л.Агишева

Я познаю Башкортостан» Р.Л.Агишева

Башкирские народные сказки «Фольклор в воспитании дошкольников»

Башкирские народные сказки «Фольклор в воспитании дошкольников»

Материально-техническое сопровождение 1) дидактические и наглядные пособия; 2)

Материально-техническое сопровождение 1) дидактические и наглядные пособия; 2)

Используемая литература: 1. «Я

Используемая литература: 1. «Я
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2022