КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
АНТИЧНОГО МИРА
Слова «античный», «античность» происходят от латинского antiquitas, что означает «древность». Под античной культурой понимают культуры Древней Греции и Древнего Рима.
Культура и искусство Древней Греции
Древняя Греция– это первый этап в истории развития античной цивилизации.
Она даровала человечеству демократию, драму, Олимпийские игры,
античную философию.
Древняя Эллада – так изначально называлась страна. Как утверждал афинский ученый Аполлодор, основателем их народа был Эллин – сын Девкалиона, который был сыном Прометея.
Поэтому сами греки считают себя его потомками и называют «эллинами».
В I-веке до н.э. Элладу покорили римляне и дали ей латинское название «Греция», а её жителей стали называть «греками».
Историю древней Эллады условно можно разделить на следующие этапы:
-Минойский
-Ахейский
-Эллинский
Минойский этап
(примерно 2700—1400 гг. до н. э.)
Относится к самому раннему периоду развития Греции.
На этом этапе на острове Крит возникает морское государство царя Миноса.
Сами минойцы себя так не называли, название жителям Крита дал английский археолог Артур Эванс (при раскопках в 1900 г. обнаружил Кносский дворец). Он предположил, что на Крите могла существовать древняя цивилизация и назвал ее по имени царя Миноса.
Великий город Кносс, резиденция царя Миноса и столица Крита, находился на северном берегу острова.
Роскошный Кносский дворец – огромное трехуровневое сооружение с множеством запутанных комнат (их там насчитывают более 300) и лабиринтом. По преданию, в лабиринте обитал Минотавр, чудовище, пожирающее людей. Победил Минотавра Тесей, а помогла ему Ариадна, дочь царя, подарившая волшебный клубок.
Восстановленные руины Кносского дворца
Сосуды
Фреска «Игры с быком»
Природный катаклизм, разразившийся в середине 15 в. до н.э., стал причиной падения Минойской цивилизации, что привело к завоеванию Крита племенем ахейцев.
Ахейский этап
(примерно 1300 по 1100 годы до н. э)
Именно об этой цивилизации повествуется в знаменитых древних произведениях «Илиада» и «Одиссея» Гомера.
Исторических сведений об этом времени не сохранилось, и единственным источником для нас служит поэма Гомера «Илиада», рассказывающая о Троянской войне.
Долгое время «Илиада» считалась всего лишь литературным вымыслом, однако, немецкому археологу Генриху Шлиману удалось найти руины древней Трои, и вымысел стал реальностью.
Троя, руины
Ахейцы создали ахейскую цивилизацию, но сами были уничтожены племенами более диких и отсталых дорийцев.
Архаический период развития
(750—500 год до н. э.)
Греческая цивилизация поднимается на новую ступень развития.
Именно в это время возникают независимые города-государства, которые получают название «полисы». От слова «полис» произошло и наше так хорошо знакомое слово «мегаполис». Также от слова «полис» произошло и слово «политика». Самые известные города-государства – это Афины, Спарта и Фивы.
Афины становятся центром культуры Древней Греции, здесь выступают знаменитые поэты, ораторы и философы ( «любители мудрости»).
В Афинах появляется первая демократия, что значит «власть народа» («демос» (греч.) – «народ» и «кратос» (греч.) – «власть»).
Однако демократия эта была не полная, рабы и женщины не имели в ней права голоса.
Спарта являлась полной противоположностью Афинам.
Это было государство воинов, в котором не было места демократии.
Каждый мужчина в Спарте с детства обучался военному мастерству, которое продолжал совершенствовать всю жизнь.
В результате этого, спартанская армия была самая сильная и выносливая в Древней Греции.
Ещё один знаменитый город Древней Греции – Фивы.
Интересно, что власть в этом городе осуществляла группа богатых граждан – олигархов.
Фивы представляли собой нечто среднее между демократичными Афинами и милитаризованной Спартой.
Классический период развития
(500—323 год до н. э.)
В этот период Древняя Греция достигла своего наивысшего расцвета. В ней были заложены основы, практически, всех известных в настоящее время наук.
Наука и политика
В Афинах появляется выдающийся политик, оратор и полководец Перикл, который, фактически, становится правителем Афин.
Из трудов Геродота родится история. Архимед и Пифагор создают основы арифметики и геометрии.
Врач Гиппократ закладывает основы медицины. Его знаменитая «клятва Гиппократа» до сих пор является кодексом врачебной чести и этики.
Искусство
Греки считали человеческое тело верхом совершенства, и все произведения искусства воспевают и прославляют его в различных ракурсах и позах.
Самое известное творение – Венера Милосская - богиня любви и красоты, работа неизвестного скульптора.
Живопись Греции представлена в искусной росписи на многочисленных вазах и амфорах.
Подлинным шедевром архитектуры становится Парфенон – храм, возведенный в честь богини войны Афины Паллады.
Архитектура Древней Греции
Слово «архитектура» происходит от греческого и означает «архе» — первый или главный — и «тектон» — сооружение, то есть буквально первое строительство или главное строение.
Архитектура греческого народа имеет прямое отношение к местной мифологии.
Величайшими произведениями этого периода являются храмы, воздвигнутые благодаря богам.
Но не только храмы формировали греческую архитектуру.
Повсеместно строились театры, площади и стадионы, места, где греческие граждане воплощали в жизнь новообразованную идею демократии.
Основным материалом для греческих строений являлся мрамор, который применялся практически во всех работах. В дополнение к этому, использовались камни, дерево и кирпичи ручного формования.
Греки были чрезвычайно рациональны, а их конструкции математически совершенны. Архитекторы основывались на расчетах, правилах, пропорциях и перспективе, чтобы произведения выражали величие и идеальную гармонию.
Место, где были построены храмы, также имело значение, и в этом случае можно заметить, что большинство храмов были построены на возвышенностях.
При таком расположении солнечный свет усиливал эффект от созерцания архитектуры. Плюс к этому храмы можно было увидеть с разных сторон, как в случае с храмом Посейдона, расположенным лицом к Эгейскому морю.
Храм Посейдона
Однако не все греческие строения были одинаковыми и следовали одной и той же концепции. Это связано с тем, что в греческой архитектуре существовало три различных течения, особенно отличавшихся орнаментом колонн.
Это: дорический ордер, ионический ордер и коринфский ордер.
Дорический стиль самый простой стиль из всех, в нем мало декоративных деталей, что создает ощущение прочности и монументальности.
Дорические колонны рифленые и не имеют базы.
Величайшим представителем дорического ордера является Парфенон, считающийся самым важным монументальным произведением Древней Греции. Классический храм был построен между 447 г. до н.э. и 438 г. до н.э. в городе Афины, в честь богини Афины.
Парфенон
В ионическом стиле преобладает тщательная и детальная отделка вверху и вдоль колонны. Дизайн в ионическом стиле придает работам легкость.
Еще одной важной особенностью этого стиля являются круглые основания.
Коринфский стиль очень похож на ионический, но он еще более богат деталями и орнаментом и украшен в основном листьями.
Однако этот ордер мало применялся греками именно из-за избытка мелких деталей. Позже римляне освоили этот стиль и с успехом применяли.
Храм Зевса Олимпийского
Греки внесли большой вклад в структуру театра, которую мы знаем сегодня.
Считается, что театр сформировался примерно 2500 тыс. лет назад.
Одним из самых известных является Театр Диониса в Афинах, где впервые были поставлены пьесы Софокла, Еврипида, Эсхила и Аристофана.
Театр Диониса
Самым большим древнегреческим театром является театр в Аргос, вмещающий 20 000 человек.
Театр в Аргос
Лучше всего сохранился театр Эпидавра, в котором до сих пор идут представления.
Самые известные стадионы классической греческой архитектуры — Немея и Олимпия, вмещающие 30 000 и 45 000 человек.
Немея
Олимпия
Афинский Акрополь
Один из самых известных архитектурных ансамблей Древней Греции.
Слово «Акрополь» означает «верхний город», «город на вершине».
Это 156-метровый крутой и обрывистый холм с пологой вершиной, на котором возведен комплекс храмов, святилищ, скульптур и архитектурных сооружений.
В состав архитектурного ансамбля входит 20 сооружений, среди которых Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Аптерос, Пропилеи.
Первые постройки на священной горе в Афинах появились задолго до строительства храмов. В XV веке до н.э. здесь располагалась резиденция царя, строительство акрополя не прекращалось и позднее.
В 480 г. до н.э. персы уничтожили храм Гекампедон, посвященный богине Афине.
Новое строительство Акрополя началось в 447 г., в период наивысшего расцвета Афинского государства при царе Перикле.
Архитектурный ансамбль Акрополя создавал величайший скульптор Греции – Фидий, сотворивший для украшения Акрополя две статуи Афины: Промахос (Воительница) и Парфенос (Дева).
Парфенон – главный храм Акрополя, посвященный покровительнице Аттики богине Афине.
Храм построил в V веке до н. э. зодчий Калликрат, а архитектор Фидий украсил здание фризами.
Красивейшее сооружение архитектурного комплекса создано из мрамора белого цвета, который на солнце приобретает золотисто-желтый оттенок.
Парфенон с беломраморными колоннами и стенами, увенчанными скульптурными фризами и фронтонами, выглядел празднично и нарядно. Фронтоны, окрашенные в темно-красный цвет и синие фризы, удивительно оттеняли скульптуры из белого мрамора.
Снаружи храм украшал фриз тонкой работы, прославляющий афинский народ в день празднования Великих Панафиней. Люди идут поклониться богине Афине, неся щедрые дары.
Эрехтейон
Севернее Парфенона возвышается храм Эрехтейон, по красоте и изяществу не уступающий Парфенону.
Святилище, названное по имени древнейшего царя и героя Афин Эрехтея, по преданию, построено в V веке до н.э. на том месте, где спорили могущественные боги Афина и Посейдон, когда боролись за власть над Аттикой.
Спорящие решили: тот из богов будет властелином, кто сделает желанный подарок жителям городов.
Посейдон метнул палицу в гору, и оттуда брызнула морская вода.
На месте, куда метнула копье Афина, выросла олива. Сочные плоды понравились жителям, и победу в споре присудили Афине – покровительнице Аттики.
Храм посвятили и Афине, и Посейдону, и афинскому царю.
Святилище Артемиды
Святилище Артемиды – длинный коридор, по обеим сторонам которого величественные колонны. Артемида – богиня, покровительствующая всем женщинам Афин.
С площадки Святилище Артемиды открывается вид на город и Саронический залив, омывающий берег Аттики.
Древний миф повествует, что здесь царь Эгей ожидал, когда вдали появятся белые паруса, возвещая возвращение сына Тесея.
Святилище Артемиды
Храм Ники Аптерос (храм Ники Бескрылой)
Храм посвящен богине победы Нике, был построен первым из всего архитектурного комплекса. Архитектор Калликрат спроектировал изящное прямоугольное здание с колонными портиками. Небольшое сооружение из белого мрамора, построено в ионическом стиле.
Храм Ники Аптерос
Пропилеи
Парадный вход Афинского Акрополя в виде крытой колоннады из мрамора. Строение выполнено в дорическом стиле. Являются очень важным сооружением в композиции. Монументальные ворота были выполнены из белого пентелийского мрамора с вкраплениями более темного элевсинского мрамора (для создания контраста).
Музейный комплекс Афинского Акрополя –
это самая посещаемая достопримечательность греческой столицы.
В Древней Греции статуи создавались в знак уважения. Они изображали благородных воинов, атлетов, героев мифов. Скульпторы воспевали божественное тело человека, поэтому главной задачей было добиться совершенных пропорций.
Архаические ( ранние) греческие скульптуры начиная с VIII века до н.э. создавались под влиянием скульптуры Египта. Так, сложились два типа статуй.
Куросы - обнаженные мужские фигуры с прижатыми к телу руками и выдвинутой вперед левой ногой. Их лица озарены улыбками. Куросы изображали конкретных людей, их устанавливали, как надгробия, жертвовали святилищам, украшали ими городские площади.
Курос Кора
Коры - женские фигуры в длинных одеждах, с выразительными чертами лица, огромными глазами и улыбкой.
Улыбка - выражение радости, отличающее эпоху архаики в целом.
В ранних образцах господствовала статика, то есть в изображениях куросов и кор не было движения. Динамика (движение), появляется лишь в эпоху классики, сменившей архаику.
Классический период (5 – 4 вв. до н. э.) – один из самых известных периодов искусства Древней Греции. Греки переосмыслили значение и функцию скульптуры, значительно развили свое мастерство изображения реалистичного человеческого тела. Скульпторы добивались идеальных пропорций, научились передавать эмоции и движение.
В это время в Афинах работали скульптуры Фидий, Мирон, Поликлет.
Статуя Артемиды (Лувр, Париж)
Статуя Артемиды - статуя с совершенными пропорциями. Греческие скульпторы стремились к безупречности форм. Это более поздняя римская копия греческой скульптуры того периода.
Афина Парфенос, Фидий Дискобол, Мирон
Статуя дискобола (Национальный музей Палаццо, Рим) - римская копия утраченной греческой статуи из бронзы. Оригинал был создан в V в. до н. э. известным греческим скульптором Мироном. Статуя вызывала восхищение, ее копии делали и в бронзе, и в мраморе.
Ника Самофракийская - эллинистическая статуя, созданная из мрамора. Это – образ древнегреческой богини победы, которую особенно почитали воины. Творение неизвестного автора было создано во II в. до н. э.
Ника Самофракийская, Лувр
Гермес, Пракситель
Гермес Праксителя или Гермес Олимпии, статуя была найдена в руинах храма Геры в Олимпии. Мраморная скульптура датируется 4 в. до н. э. Бесценное произведение искусства выставлено в Археологическом музее Олимпии.
Одним из центров гончарного производства были Афины, где сформировался целый квартал с лавками и мастерскими по производству посуды. Он так и назывался - Гончарный.
Существовало два способа изготовления сосудов: лепка вручную и изготовление изделия на гончарном круге.
Керамические изделия греческих мастеров поражали своим разнообразием и стоили недорого. В каждом доме были такие предметы, предназначавшиеся для самых разных целей - и сосуды для хранения продовольственных запасов, и повседневная посуда, и в качестве декора домашней обстановки.
Существовало несколько стилей росписи ваз:
1.Геометрический
2.Ковровый
3.Чернофигурный
4.Краснофигурный
5.Вазопись по белому фону
На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись.
Геометрический стиль
Название говорит само за себя, вазы были украшены геометрическими узорами.
Геометрический орнамент представлял собой сочетание геометрических элементов, на вазах он располагался полосами. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые – пальметта. Распространен был меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками.
Ковровый стиль
На изделиях можно увидеть разноцветные изображения животных и фантастических существ в сочетании с растительным узором.
Рисунок на поверхность вазы наносился сплошным ковром, почти без промежутков фона. Сюжеты росписи чаще всего были мифологические.
Восточные вазы чаще делали из светлой желтой глины, цвет лака для росписи был коричневый, но использовались также красная и белая краски.
Чернофигурный стиль
На вазах, глазурованных красным цветом, изображались фигуры, нанесенные черным лаком, выполненные белой краской. Горлышко и дно сосудов украшались узором, геометрическим или растительным орнаментом.
После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет.
Наиболее популярными мотивами изображений становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне.
Краснофигурный стиль
Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. Чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры не закрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений.
Вазопись по белому фону
Для росписи ваз в качестве основы использовалась белая краска, на которую наносились чёрные, красные либо многоцветные фигуры. Изображения были насыщены яркой образной и сюжетной композицией - сценками из жизни древних греков, могли поведать о славных военных подвигах греческих героев, о несчастной и безответной любви, о суде богов, о погребении старцев и мудрецов.
Формы древнегреческих сосудов и их назначение
Керамические изделия были весьма разнообразны. Одни из них использовались в качестве бытовой посуды, другие предназначались для ритуальных и погребальных обрядов, третьи – для хранения. Составные части древнегреческого сосуда: венчик, шейка, плечи, тулово, ножка.
Самой распространенной формой греческих сосудов была двуручная амфора, предназначенная для хранения масла, вина, воды.
Амфоры часто запечатывались глиняной пробкой, которая фиксировалась с помощью смолы или гипса. На ручке амфоры ставили клеймо с указанием города изготовителя.
Кратер – большой сосуд для смешивания жидкостей (вина и воды). Они представляют собой большие сосуды с широким устьем и двумя ручками по бокам.
Кратер с изображением Гермеса и младенца Диониса
Гидрия - сосуд для воды вытянутой формы и длинным горлышком, имеющий три ручки. Девушки ходили с ними к источнику за водой. Гидрии носили на голове или на плече, придерживая их рукой. Иногда гидрии использовались также как урны для хранения пепла умерших.
Самая большая коллекция греческих ваз в России находится в Эрмитаже, а также в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Искусство Древнего Рима
Древний Рим — понятие многозначное. Во-первых, это один из древнейших городов мира, где можно видеть здания, построенные 2 тысячи лет назад. От некоторых осталось лишь несколько колонн, но, глядя на них, можно представить себе их былое величие. Колизей, Пантеон — великие памятники античности, стоят до сих пор.
Во-вторых, город был столицей одного из самых могущественных государств древности — Римской империи, в разное время объединявшей народы Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. Наконец, там была создана великая культура, которая наряду с древнегреческой стала фундаментом нашей цивилизации.
Амбициозные римляне, с самого начала вели завоевательные войны. Один за другим они стали покорять греческие города. Завоеватели довольно быстро оценили красоту греческих храмов, начали вывозить прекрасные статуи, копировать их, а потом и учиться на их примере. И сегодня, глядя на руины храмов древнего Рима, мы хорошо видим влияние эллинской культуры.
Римские поэты стали сочинять стихи на сюжеты древнегреческих мифов. Аристократы брали к своим детям греческих учителей, потому что не было никого ученее их. Римляне были хорошими учениками. Впрочем, и учителя у них были великие.
Кроме греков, были этруски - народ, который римляне вытеснили с Аппенин, но успели многое у них перенять. Этруски во многом повлияли на культуру Древнего Рима: арочные своды, гладиаторские бои, гонки на колесницах, погребальные обряды.
Если греки поклонялись красоте, то римлян интересовали комфорт, польза, порядок. Они будут строить мосты, дороги, акведуки, крепости, гавани.
В римских домах была вода, доставленная с гор по акведукам (водопровод). Частично она текла по подземным трубам, а если надо было пересечь реку, глубокую долину, дорогу, то строили огромные сооружения, напоминающие мосты. С их помощью создавался уклон, так что вода текла сама, без помощи насосов.
Местные акведуки строились на территории римского государства веками: в одну только столицу вело одиннадцать водопроводных систем, длиной более 350 км.
Римляне ввели в архитектуру арки и своды. Широко применялась аркада - ряд арок, соединённых между собой.
древнеримский Акведук, Пон-дю-Гар, Франция
Базилики - прямоугольные в плане здания, интерьер которых, делился рядами колонн на три или пять продольных частей - нефов, в Риме, зачастую, использовались для проведения торговых сделок и судебных разбирательств.
Базилика Максенция и Константина
Ценным изобретением строителей Древнего Рима стал бетон, обеспечивающий сооружениям прочность и долговечность.
Очень популярны были термы — римские бани. Это были великолепные дворцы из мрамора, украшенные греческими статуями. Императоры состязались в возведении терм, которыми римские граждане пользовались бесплатно. Туда приходили семьями на целый день. В банях были залы с холодной и горячей водой. Их старались строить возле термальных источников, чтобы не греть воду.
Термы Каракаллы - были главным местом отдыха: бассейном, сауной, библиотекой, спортивной площадкой и клубом. Местные жители и путники, прибывшие по Аппиевой дороге, заходили сюда поддержать чистоту души и тела. Инициатором строительства такого грандиозного сооружения стал император - Марк Аврелий Антонио Бассиано, по прозвищу Каракалла.
Термы в течении более чем трех столетий были для Древнего Рима одним из важных культурных и развлекательных центров.
Термы Каракаллы
Завоевывая новые территории, римляне сразу начинали строить дороги. В течение последующих двухсот лет, от Рима до самых дальних уголков империи, была проложена сеть дорог общей протяженностью 300 тысяч километров. Дороги прекрасно сохранились до наших дней.
Аппиeва дoрога, или «Царица дoрог» — самая значимая и старейшая мощеная древнеримская дорога. Она была построена в 312 г. до н. э. Аппием Клавдием. Через Аппиеву дорогу было налажено сообщение с Грецией, Египтом и Малой Азией.
Аппиева дорога
Римский Форум
Фо́рум – площадь, центр города, где проходила вся общественная жизнь римлян. На форуме возводились главные храмы, здания общественного назначения, а также устанавливались колоннады, статуи богов и императоров. Все самое важное происходило именно здесь. Через Форум проходила Священная улица. Возвращаясь из победоносных походов, войска проходили по ней.
Римский Форум
Римский архитектор Витрувий писал: «величину форумов следует сообразовывать с количеством людей: площадь не должна быть мала для практических целей, но и не должна казаться пустынной вследствие малолюдства».
В память о великих победах строили триумфальные арки. Символически эти арки обозначали ворота из «Войны» в «Мир».
Арка Септимия Севра — возведенная в честь победы в Парфии.
Триумфальная арка Тита, которую Сенат поставил после смерти великого полководца, за взятие Иерусалима.
В честь военных триумфов на форумах устанавливались и отдельно стоящие колонны. Триумфальная колонна императора Трая́на:
Повсюду в Риме возводились храмы, посвящённые различным богам. В основном они повторяли форму греческих прототипов.
В храме Сатурна хранились сокровища Рима, а также знамена и декреты Сената. Рядом со Священной дорогой находился храм Весты. Это было почитаемое место, где хранились легендарные реликвии, которые привез из Трои Эней, а его римляне считали своим великим предком. Жрицы этого храма, весталки выбирались из самых знатных девушек. Они должны были поддерживать священный огонь. Весталки пользовались огромным уважением.
Храм Весты
Пантеон в переводе с латинского «храм всех богов».
Это единственное сооружение античного мира, которое дошло до нас почти в первозданном виде. Он был построен во время правления императора Адриана (117 – 138 гг.) архитектором Аполлодо́ром Дама́сским. Сегодня там некрополь, где похоронены великие римляне. Среди них — Рафаэль Санти.
Это уникальное купольное сооружение имеет цилиндрическую форму, вход в него оформлен в виде греческого 8-колонного портика коринфского ордера. Размеры купола Пантеона – грандиозны – почти 43,5 метра в диаметре, причём высота храма равна этой же цифре. В центре купола находится световое окно - окулюс - диаметром 8,5 метров.
Пантеон
Через дорогу от Форума — легендарный Колизей, или амфитеатр Флавиев (построенный во время правления императоров из династии Флавиев). Римляне, в отличие от театралов греков, любили простые развлечения. Поэтому самым популярным зрелищем были бои гладиаторов или зверей.
Колизей был не только самым большим амфитеатром, который вмещал около 60 тысяч зрителей, он был сложным инженерным сооружением. Чтобы поднимать людей и животных из подземных этажей, где жили гладиаторы, находились конюшни и зверинец, использовалось 36 лифтов. А можно было залить арену водой и устраивать морские бои. Для этого при Колизее служили моряки. Они же натягивали тент над ареной в случае дождя. Колизей был весь облицован мрамором. Был построен в 80 году н.э. В честь этого был устроен праздник, который продолжался 100 дней. По случаю торжества зрители получали подарки от пучка зелени до золотого слитка. Вообще римские правители хорошо помнили: чтоб народ не бунтовал, ему нужны хлеб и зрелища, поэтому не скупились.
Живопись Древнего Рима до нас почти не дошла. Среди немногих исключений — помпейские мозаики и фрески. Итальянский город Помпеи погиб во время извержения Везувия в начале августа 79 года н.э. Засыпанный пеплом, город был обнаружен в 18 веке, с 1748 года там начались раскопки. Под пеплом сохранились площади, храмы, улицы и виллы.
Вилла в Боскореале. Римская вилла, уцелевшая под слоем пепла. Настенные росписи здесь были созданы в I веке до н.э.
Вилла в Боскореале
Под влиянием греков римляне полюбили фрески и мозаику, которыми часто украшали дворцы, виллы и домусы.
Фреска, Помпеи
Сад из виллы Ливии. Эта вилла принадлежала жене римского императора Августа – Ливии. Стены подземных комнат украшены изображениями садов.
Римская мозаика делалась из крохотных черных, белых, цветных квадратиков из мрамора, стекла, керамики, гальки или раковин. Они вставлялись в мокрый цемент, этим же цементом затем заделывались щели между фрагментами. Богатые римляне часто украшали мозаиками дома; ею отделывали общественные здания по всей империи.
Вилла Цецилия, Помпеи
Среди произведений древнеримской живописи, дошедшей до нас, фаюмские портреты. В 1887 году в Египте, в оазисе Фаюм были найдены захоронения, где к голове были привязаны бинтами изображения людей, выполненные на дереве восковыми красками. Считается, что расцвет фаюмского портрета приходится на 1-3 века н.э. В эпоху эллинизма во времена Птолемеев в Египте появилось много греков, которые усвоили многие черты египетской жизни, веру в жизнь после смерти. Египтяне с древних времен считали, что в загробном мире некоторые части души продолжали существовать и заботиться о человеке, а чтоб они его могли узнать, делали мумии, статуи. В эпоху эллинизма этой же цели служили фаюмские портреты.
Скульптура
На становление римской скульптуры большое влияние оказало искусство Древней Греции. Очарованные греческой культурой, римляне копировали греческую скульптуру. Благодаря этому шедевры греческих мастеров дошли до нас в виде римских копий («Дискобол» Мирона, «Дорифор» Поликлета).
Совершенно самостоятельным жанром римского искусства являлся скульптурный портрет. Своим появлением он обязан культу предков, который требовал изображения умершего со всей возможной точностью. Первоначально для этого снимали посмертные гипсовые маски, затем стали приглашать для создания портрета мастера.
Своих родных и героев римляне любили и уважали такими, какими они были, – без приукрашивания и идеализации. Морщины, лысины, одутловатость или избыточная худоба не мешали им восхищаться заслугами выдающихся политиков и воинов. Поэтому мы видим римлян на портретах такими, какими они были в действительности.
Император Веспасиан
Реалистичностью и точностью передачи характера отличались и статуи полководцев и императоров, которые водружали на форумах. До наших дней сохранилась только конный монумент Марка Аврелия.
В отличие от греков римляне никогда не раскрашивали скульптуры, а выразительность взгляду придавали, пробуравливая зрачок.
Превосходных результатов римляне достигли в жанре рельефа.
Сюжетами становились реальные события, имеющие важное значение в жизни государства. Его высшим образцом считаются рельефы колонны Траяна, посвященные событиям победоносной войны с даками.
Французский писатель Стендаль назвал их лучшим автопортретом, который оставили человечеству римляне.
Рельефы колонны Траяна
рельефы стены Алтаря Мира
Римская наука и искусство, вобрав в себя достижения древних греков и создав собственные великие произведения, стала основой для всей дальнейшей европейской культуры.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.