У Лукоморья…
Кудрявцева Людмила Викторовна
МБУСОШ №3
учитель русского языка и литературы
номинация: Лучшая методическая
разработка урока, посвященная жизни
и творчеству А.С. Пушкина
Урок литературы предназначен для обучающихся 9-х классов
Тема: А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» - роман в стихах.
Творческая история. Отражение пушкинской эпохи в
Романе. Сюжет романа.
Цели: 1) Знакомство с жанром, творческой историей романа,
с эпохой, которая отражается в произведении
А.С. Пушкина, сюжетом.
2) Научиться находить в романе особенности, характерные
для данной эпохи, формировать навыки монологического
ответа.
3) Пробудить в учащихся интерес к внутреннему миру
поэта, его идеалам.
Задачи:
1.Образовательные: помочь ребятам глубже осмыслить содержание романа, обращаясь к особенностям жанра и истории создания романа.
2. Развивающие: развитие мыслительных операций, способствовать развитию грамотной речи.
3. Воспитательные: привить интерес к творчеству А.С. Пушкина
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание доброжелательного отношения к другому человеку, формирование готовности вести диалог.
Метапредметные: развитие умений строить логическое рассуждение и делать выводы, сравнивать и обобщать.
Предметные: развитие умения интерпретировать литературное произведение, участвовать в обсуждении прочитанного.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрация «А.С. Пушкин на экзамене»
Организационный момент.
Приветствие. Создание благоприятного эмоционального фона на уроке.
Слово учителя: Для более полного понимания идеи урока и особенностей романа мы начнем наше занятие с эпиграфа, со слов В. Г. Белинского:
Онегин есть самое
задушевное произведение
Пушкина, самое любимое
дитя его фантазии, и можно
указать слишком на немногие
творения, в которых
личность поэта отразилась
бы с такой полнотою….
как отразилась в «Онегине»
личность Пушкина.
В.Г. Белинский
Учитель: Произведение Пушкина уникально не только потому, что в нём отразилось 1 эпоха и личность поэта, но универсальность просматривается и в жанровом своеобразии. Перед нами необычный роман, а роман в стихах. Обратимся к определению, (записать)
Роман в стихах - крупное лиро-эпическое повествование, образованное синтезом двух начал, прозы и стиха, романа и поэмы, эпоса и лирики. Написан 4-х стопным ямбом. «Онегинская строфа» - состоит из 3-х четверостиший. Объём строфы -14 строк.
Учитель: Данная строфа даёт набор всех возможных способов рифмовки и завершается двустишием (часто ...) и каждая строфа есть самостоятельное лирическое стихотворение, а повествовательно-разговорный стиль в «Евгении Онегине» оказывается соединённым с глубоким пафосом лирики. Выражение Пушкина: «роман требует болтовни» - показывает отличие от романа прозаического.
«Не роман, а роман в стихах - дьявольская разница». К моменту написания «Онегина» в западно - европейской литературе существовали уже богатая традиция романа в следующих его разновидностях: на доске: роман - биография
роман - воспитание роман - путешествие любовный роман авантюрный роман исторический роман
Задание: черты каких этих романов есть в «Евгении Онегине?» Выписать и объяснить. (Присутствуют черты романа воспитательного, биографического, любовного, исторического и путешествия). Есть жизнеописание главного героя, присутствуют отсылки к детству, тема воспитательная и образовательная занимает большое место, описание любви Ленского к Ольге и любви Татьяны к Онегину; есть элементы путешествия, Онегин после дуэли уезжает странствовать.)
Учитель: Безусловно, своеобразие романа заключается в его жанровом разнообразии, но, как вы уже знаете, данный роман отражает пушкинскую эпоху и был задуман именно как художественное постижение судьбы России в неразрывной связи с судьбой пушкинского поколения. Итак, давайте проследим, как создаётся роман, как рождается замысел «Евгения Онегина».
Определение темы и целей урока
( Итак, ребята , о чем мы будем говорить , какова цель нашего урока?)
Запись темы урока
Сообщение ученика. В 1830 г. Пушкин завершил работу над романом в стихах. Он подсчитал, что она заняла 7 лет, 4 месяца и 17 дней. Начат был в 1824 г. В романе изображена современность. События первой главы
происходят зимой 1819 г,- 1820 г., второй осенью того же 1820 г., пятой 2-12 января 1821 г., шестой- 13 января - весной 1821 г., седьмой - весной 1821 г. - в феврале 1822 г., восьмой- осенью 1824 г,- весной 1825 г. Ю. М. Лотман с такой точностью проследил за событиями .романа, что мы узнали, например: знаменитый сон приснился героине в ночь с 5 на 6 января 1821 г., а гибель Ленского произошла 14 января того же года.
Учитель: Оценив данный замысел, универсальный охват бытовой реальности в Пушкинском романе, Белинский метко назвал его «Энциклопедией русской жизни». В романе воссоздаются стороны русской жизни.
Работа с произведением
Вопрос:
1.Какими были годы, которые Пушкин запечатлел в 1-х двух главах? (Описание жизни молодого человека в конце 1819 г.. Его жизнь приходится на период активной европеизации России. Это отражается на внутренней жизни героя, который живёт жадно, хочет всё успеть, обязательно ищет то, что избавило бы его от тоски. Эта мысль отчётливо звучит в эпиграфе 1-й главы.
2. Каков Петербург этого времени? Найдите эпизоды, в которых отражается образ Петербурга, прокомментировать, (жизнь Петербурга - пёстрая, бурная, однообразная, преобладают мотивы новизны, моды, современности. Итак, Петербург - центр современной жизни, сосредоточение новых веяний. В 1ой части встречается слова «модный», «современный» (стр. 164, 165). Облик Онегина гармонирует с ритмом жизни города.
Учитель: Петербург Онегина отличается от Петербурга Пушкина. Найти эпизоды, прокомментировать.
Вопрос: В чём вы видите это отличие? (У Пушкина и Онегина своё отношение к театру. Онегин равнодушен к театру стр. 168, Пушкин этим миром был увлечён.
Учитель: Вот, что по этому поводу говорил В.С. Гроссман: «Эта была эпоха массовой театральности, подлинной драматургии как в Англии времён Шекспира или Германии «Бури и натиска»; можно признать, что в пору молодого Пушкина такое поветрие пронеслось по русскому обществу и несомненно захватило его 1-го поэта.
Вопрос: Каким же был сам поэт, окончивший лицей, окунувшийся в столичную жизнь? Сначала обратимся к иллюстрации «А. С. Пушкин на экзамене в лицее»
Каков Пушкин? (Он полон чувств, энергии, жизни. Именно его независимость, талант привлекает слушателей. Поэтому окончание лицея вряд ли можно толковать как юность начинающего революционера.
В трехлетие между лицеем и ссылкой поэт прошел в партерах Петербурга серьезную художественную школу.
Во многом роман, его художественное творение, автобиографичен, он будто повествует о реальных событиях, но постепенно рассказывает, что герои вымышленные.
Достигает своеобразного эффекта «мерцания». Несложный сюжет романа обрастает множеством социально-исторических и культурных контекстов.
Каков сюжет романа? (Выступление учеников)
Учитель: Принципиально важен открытый финал романа, на который обращают внимание критики. В.Г. Белинский связывал данный финал с несложившейся жизнью героя (Силы без приложения, жизнь без смысла, роман без конца»)
Вопрос: Насколько данный мотив неудовлетворенности, пустоты, который был типичен для пушкинской эпохи, созвучен с нашими днями? (Ответ детей)
Итоги урока: Ребята, с чем мы сегодня познакомились? Чему научились? Какие задания вызвали у вас особые затруднения?
Рефлексия: Оцените свою работу на уроке, поставив себе оценку.
Д/з: Прочитать I и II гл. Роль эпиграфа? Характеристика Онегина (I гл.)
Список литературы
1.. Макогоненко Г.П. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. - М.: Наука, 1971.
2. Набоков В. Комментарии к «Евгению Онегину» Александра Пушкина.
3. Пер. с англ. Институт научн. информации по общественным наукам РАН.-М.: Знание, 1999.
4. Непомнящий B.C. Пушкин. Избранные работы 1960-х - 1990-х гг. В 2-х т. Т.1. -М.: Мысль, 2001.
5. Одиноков В.Г. «И даль свободного романа...». - Новосибирск: Наука, 1983.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.