Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Московский государственный строительный университет”
Методическая разработка занятия по литературе по теме:
«Особенности творчества Лескова»
Самара 2022
К изучению творчества Николая Семеновича Лескова и особенности восприятия его повести “Очарованный странник”.
Н.С. Лесков – писатель необычный, ни на кого не похожий. Проявляется это уже в толе, что его нельзя причислить напрямую ни к одному из известных литературных направлений.
Как писатель Лесков работал отчужденно от литературной среды. Единомышленников у него было мало, и создавал он свои проведения не из расчета на известность, а в целях анализа, изучения “текущих” моментов жизни, преимущественно – средненизовых слоев России.
В его произведения (рассказах, очерках, повестях, романах) предстает нашему взору именно средне - низовая Россия. Это и уездные помещики, и господа офицеры средней руки, обитающие вместе со своими ротами в глухих городишках необъятной страны, и провинциальные барышни, купчихи и купцы, разного рода торговый и кочующий люд, крестьяне (при том как дореформенной, так и послереформенной поры), ремесленники, солдаты, священнослужители, цыгане, учителя, чиновники, в плоть до градоначальников, всякого рода “нигилисты”, рвущиеся все изменить разом, вольный, сбившийся с кругу и “странный” народ. Словом, вся Россия, которой управляют государь и помещики и которая вместе с тем живет как бы сама по себе как некая клокочущая, постоянно меняющая свои лики, “замкнутая” на самой себе стихия – все это предстало у Лескова в большом многообразии и с необычайной выпуклостью. Добавить надо еще, что писатель присоединял к своим картинам историческое прошлое, очень тонко включая его в параллель к современности.
Лесков стремится развернуть в своих рассказах, в хрониках и повестях, в циклах хроник и романах панораму русского народа быта, показать всю средне-низовую Россию. При этом он воспроизводит жизнь низов не в социально-политическом по преимуществу, как Н. Щедрин, и не в историко-социальном или философском, как Тургенев и Толстой, а в нравственно-бытовом аспекте. Он писал «не о мужике, не о нигилисте, не о помещике, а всегда о русском человеке данной страны». Об этом из таких героев, то есть о русском человеке, взятом в его родовом значении, с его широкой натурой, ярким темпераментом, и рассказано в «Очарованном страннике»
Лесков нисколько не скрывает порочных наклонностей русских людей, их приверженность к пьянству, «чинопочитанию». Писатель правдивыми красками рисует безропотность «простого» человека, наивность его, порою граничащую с глупостью, ненужное ухарство, а нередко и попрание элементарных норм нравственности.
Ракурс Лескова - явно иной. Он изображает реальную жизнь простого русского человека в её невыдуманных, «нелитературных» ситуациях, От чего сам автор - как бы и не литературу, не писатель, а обычный рассказчик с многочисленными масками, какие могут повстречаться вам на каждом шагу. Этот «рассказчик» не показывает жизнь в её естественном виде, со всеми «потрохами», даже с сукровицей, говоря грубее. Но среди такого, подчас намеренного сгущения, среди всевозможных «вывихов» и аномалий Лесков как раз и находит чистые алмазы человеческой нравственности.
В далеко не нравственных обстоятельствах трудного отечественного быта художник имеет замечать и воспроизводить истинно нравственные поступки и помыслы обыкновенных русских людей. В этом проявляется самая примечательное, доминантная черта художественного дарования Лескова.
И всё-таки писатель не терял Веру в русского человека, в его способность превозмочь бедствие. И вообще, если брать все произведения Лескова в их совокупности, то нельзя не заметить, что он как бы уставал от бесконечной констатации неблагополучия родной жизни, желал выйти за рамки натуры натуралистического бытописательства. Ему чудились и виделись в первичной суматошности, даже дикости простого русского быта и некие светлые начала. Это ярко проявлялось в открываются «очарованным странники» ( 1873 ) , повести о бездомном Иване Флягине, сыне Крепостное крестьянки и кучера. «Очарованные странники» - одна из самых загадочных и трудных для понимания повести Лескова.
В литературоведении Флягин назван «правдоискателем земли русской». В принципе это Справедливая определение, но недостаточно конкретная. Какую правду ищет флягин, и может ли он искать правду при его импульсивности и малый образованности?
По-видимому, это особый тип, своего рода «самородок». Он, конечно, искатель, но неправда, как таковой, а красоты, смысла жизни.
Флягин- «молельный», то есть выброшенный у бога сын. У него от рождения вечные неугомонство, вечное стремление через неудачи и срывы к яркому, энергетически полному, «цветистому» существованию. Отсюда и его падение, и в и в конечном счёте, просветление духа, отказ от непотребного, греховного.
Судьба словно испытывала его на крепость заложенного в нём с детства чувства добра и здравого смысла. Будешь «много раз погибать и ни разу не погибнешь», - предсказано ему ещё в по тропические годы. Так оно и вышло.
Вся его жизнь - это цепь заключений, причинную которых нередко был он сам: его жажда необыкновенного, игра внутренних сил, не находивших полезного применения. Так, ещё в детстве он оказался косвенным виновником творожного происшествия,
вследствие которого погиб человек. Будучи взрослым, он не чурался и авантюрных ситуациях (единоборства с татарскими батырами под Пензой) из-за чего пришлось свыше 10 лет укрываться в степных поселениях, много раз был жертвой доверчивости и пагубного увлечения «зелёным змием» и т.д. Но все заключения не только не ослабляли тягу к жизни и совершенному, но и усиливали её. Отсюда его «странствия», постоянный поиск того, что удовлетворила бы жажду душевную, тягу к красоте, необыкновенному (последнее объясняет акцентные слова в заголовке повести – «Очарованный»).
Очарование жизни, красотой с необычайной силой, почти символические раскрыто характерной сцене, где изрядно выпивший Иван Флягин отдаёт все хозяйские деньги («пять тысяч рублей») за часы цыганки-красавицы Грушеньки: « металл ей подножки» во время пляски всех своих «лебедей», то есть крупные купюры денег. В азарте пляски распалилась душа героя: « Не ты, проклятая, и землю, и небо сделала?» . Слова кощунственные и в то же время глубоко искренне, мощные в смысле «выброса» необычайного восторга перед красотой мироздания, породившего и такое «чудо» света, который именуется женщиной «Проклятая» в устах Ивана звучит как характеристика всего того, что есть прекрасного на земле. И в других эпизодах при всей порой противоречивости и даже «нелепости» поведение героя (содействия гибели Грушеньки) в глубине его души ярко светились искорки жизни, надежды на возможность искупления «грехов», обретение им истины. И Флягин нашёл эту истину, по крайней мере для себя, применительно к той ситуации, в какой он оказался на пятидесятом году жизни. Не имею семьи, постоянного места жительства, определённых занятий, но всё время прорываясь к лучшему, пытаясь разгадать «смысл» своей жизни и других, Флягин оказывается в конце концов в монастыре, в надежде остановить там «неугомонность» своей души, отыскать истинно прекрасное. В этом смысле он напоминает нам отчасти «блудного сына» (мотив древнерусской литературы), который после многих заключений приходит либо в отчий дом, либо в монастырь, дабы замолить там свои «грехи». С другой стороны, Флягин символизирует в новых исторических условиях как бы традиции былинного богатыря (это подчеркнуло самим автором в описании внешности героя), обращающегося к «мирной» жизни (фольклорный мотив) после многих своих «чудных» приключений, побед испытаний. В любом случае сила, удаль, «размет» русской души может оказаться в центре внимания студентов при оценке итогов жизненного пути «очарованного странника».
Но вот что, к сожалению, почти всегда остаётся за пределами анализа: последний эпизоды повести, вызывающие ещё больше недоумение, нежели предшествующие *похождения* героя, завершавшийся как правило, каким-либо кризисным витком в жизненной судьбе персонажа. Я имею в виду «пророчества» Флягина, нареченного монастыре «отцом Измаилом».
Оказавшись в монастыре, Иван не избавился от мучений своей совести (за смерть Грушеньки и за другие свои «грехи»), и всё чудилось ему, что его преследует сам сатана. Братии монастырской показалось же, что он недостаточно усерден в молитвах. Было решено посадить его в «погреб», дабы там в молитвах и физическом аскетизме пришло освобождение от наваждения. Так оно и случилось, но произошло одновременно с этим и в «погребе» и невероятно важное прозрение героя (не зря он был молитвенным сыном!). Ему нипослано было увидеть и понять то, что другим - увы! - не дано и по сей день. Вдумываясь в слова апостола Павла «егда - все рекут мир, нападает вне Запад всегубительство», отец Измаил (он же - Флягин) понял, наконец, что эти слова имеют прямое отношение к его жизни и к тому миру, который его окружал. С тех пор и исполнился наш герой, как сказано в повести Лескова, «страха» (читай - тревоги, что надо рассматривать как истинный подвиг, душевную доблесть Ивана) за народ свой русский и начал молиться*, и всех других, кто «к яме придёт, стал со слезами увещевать, молитесь, мол, о покорении под царя нашего всякого врага и супостата, ибо близ есть нам всегубительство», и даны были ему «слёзы, дивно обильные! всё о родине плакал»
Устами Ивана, (героя, конечно же, с «чудинкой») Лесков не прямо, а в образной, обобщённо-символической и пророческой форме предупреждал в 70-е годы XIX века: «близ» нас «есть нам всегубительство». Всегубительство от распрей и болтовни, от глупостей, коих было предостаточно в нашем российском быту, от лжеучений, легкомыслия, ухарства и безответственности, от недостатка уважения к отечеству, к власти, от безверия и политической слепоты, что поставило наш народ и само государство на грань гибели и распада ещё на рубеже конца XIX начала XX веков - ту грань, о которой и сейчас нельзя сказать, что она уже миновалась.
Воспринимая смысловую доминанту повести Лескова именно в таком разрезе, мы ясно видим, что она вырастает в символ народного отрезвления и просветления по самой важной для человечества прогресса нравственной линии.
План-конспект занятия по литературе «Н.С. Лесков «Очарованный странник». Образ Ивана Флягина в повести.
I Анализ эпиграфов
«Без трёх праведных несть граду
стояния…» Библия. Ветхий завет.
Его «праведники» - маленькие великие люди.
М. Горький.
II Викторина на знание текста.
1. С каким былинным богатырем сравнивает автор Флягина?
- Алексей Попович
- Добрыня Никитич
- Илья Муромец
- Никита Кожемяка
2. Как звали в детстве Ивана Флягина?
- Измаил
- Монах
- Голован
- Казачок
- Иван
3. Какую награду попросил Иван за спасение графской семьи?
- деньги
- освобождение от крепостной зависимости
- коня
- гармонь
- сапоги
4. Почему Флягин бежал в степь?
- в поисках приключений
- по предложению англичан
- вслед за возлюбленной
- из-за убийства татарина
- был взят в плен
5. Как удерживали главного героя в степи?
- богатыми подарками
- дали самую красивую девушку в жёны
- держали в колодках в яме
- «подщетинили пятки»
6. Сколько времени провел Флягин в плену?
- один год
- три месяца
- пять лет
- три года
- десять лет
7. Почему Флягин убил Грушу?
- из-за неразделенной любви
- чтобы Груша не вернулась к князю
- что бы спасти её от греха убийства
- это произошло случайно
8. Каковы планы героя-рассказчика в финале повести?
- остаться в монастыре
- пойти воевать
- возвратиться на родину
III Работа в группах. Анализ отдельных эпизодов.
1. Крепостной форейтор Убийство монаха («Сначала смешно показалось»)
2. Спасение графа («Словно какая невидимая сила спасла»)
3. Наказание за кошку («решился я своею жизнью покончить»)
4. Побег. Разбойничество («заплакал я и пошел в разбойники»)
5. В няньках («скука для меня была несносная»)
6. Поединок с Савакарием («Его больше и на свете не стало» -отвечал добродушно и бесстрастно»)
7. Плен в Рынь-песках(«все время на карачках ползал»)
8. Побег из плена («чудом спасён»)
9. Конэсер. История с Грушенькой («И не останется, и весь ум у меня отняло»)
10. Рекрутчина под чужим именем. («Скорее за веру умереть….» «я на своем веку погубил много неповинных душ…»)
11. Балаган в Петербурге («демона изображал… роль была трудная…»)
12. Монастырь. («Деться было некуда, чем больше повиноваться, то человеку спокойнее жить…»)
IV Анализ высказываний о своеобразии русского менталитета.
Н. Бердяев-философ «Cеребряного века»
«Бездонная глубь и необъятная ширь сочетается с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием достоинства.
Бесконечная любовь к людям сочетается с человеконенавистничеством
и жестокостью
Жажда абсолютной свободы мерится с рабской покорностью.»
М. Задорнов
Мы удивительные люди! Хотим жить, как все при этом быть непохожими на остальных. У нас безработица при нехватке рабочих рук. Мы сочувствуем умом, а голодаем сердцем. Робкие в быту, зато всегда герои на войне. Чтим погибших, недоплачиваем выжившим.
Мы всегда считаем себя умнее других, поэтому постоянно оказываемся в дураках.
Мы в любой момент готовы простить тех, кто обидел, и тех, кому должны.
Ленивые, но энергичные. Устаем на отдыхе и отдыхаем на работе.
Нам легче изобрести велосипед, чем отремонтировать дороги.
Бердяев - Русский народ, есть в высшей степени поляризованный народ, в котором совмещаются противоположности.
Им можно очароваться и разочароваться. От него всегда можно ждать неожиданностей. Он в высшей степени способен внушить к себе сильную любовь и сильную ненависть.
V Словарная работа
Праведник - человек, живущий праведной жизнью, без грехов.
Очаровать - обворожить, околдовать, отвести глаза.
Прельщать - влюблять кого-то в себя.
Странник- человек, идущий пешком, обычно на богомолье.
Н. Бердяев считал, что странничество, являясь важным элементом русского национального самосознания, традиционно, за ним стоит поиск смысла жизни - не в частных, земных делах, а в обретении Царства Божия, такого состояния души, когда мирские ценности - ничто в сравнении с высокой идеей Бытия в Боге.
Странничество - это не физическое перемещение в пространстве, а духовное. Это постижение высшего смысла жизни.
VI Чем «очаровывается» Флягин?
-природой
-животными и птицами
-маленькими детьми
-чужими нравами и обычаями
-музыкой
-женщиной и любовью
-тишиной приобщения к Богу.
VII Какие черты раскрывает автор в своем герое?
-Бездумность
-Бесстрашие
-Смелость
-Наивность, простодушие
-Слепой азарт
-Смекалку
-Доброту
-Любовь
Домашнее задание. Творческая письменная работа: «В чем, по мнению Лескова, состоит особенность русского национального характера»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.