Методическая разработка по литературе "Особенности творчества Лескова"
Оценка 4.6

Методическая разработка по литературе "Особенности творчества Лескова"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
СCУЗ, ВУЗ
13.12.2022
Методическая разработка по литературе "Особенности творчества Лескова"
Методическая разработка занятия по литературе по теме: «Особенности творчества Лескова»
Методическая разработка занятия по литературе.docx

Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Московский государственный строительный университет

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка занятия  по литературе по теме:

«Особенности творчества Лескова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2022

К изучению творчества Николая Семеновича Лескова и особенности восприятия его повести “Очарованный странник”.

     Н.С. Лесков – писатель необычный, ни на кого не похожий. Проявляется это уже в толе, что его нельзя причислить напрямую ни к одному из известных литературных направлений.

  Как писатель Лесков работал отчужденно от литературной среды. Единомышленников у него было мало, и создавал он свои проведения не из расчета на известность, а в целях анализа, изучения “текущих” моментов жизни, преимущественно – средненизовых слоев России.

  В его произведения (рассказах, очерках, повестях, романах) предстает нашему взору именно средне - низовая Россия. Это и уездные помещики, и господа офицеры средней руки, обитающие вместе со своими ротами в глухих городишках необъятной страны, и провинциальные барышни, купчихи и купцы, разного рода торговый и кочующий люд, крестьяне (при том как дореформенной, так и послереформенной поры), ремесленники, солдаты, священнослужители, цыгане, учителя, чиновники, в плоть до градоначальников, всякого рода “нигилисты”, рвущиеся  все изменить разом, вольный, сбившийся с кругу и “странный” народ. Словом, вся Россия, которой управляют государь и помещики и которая вместе с тем живет как бы сама по себе как некая клокочущая, постоянно меняющая свои лики, “замкнутая” на самой себе стихия – все это предстало у Лескова в большом многообразии и с необычайной выпуклостью.  Добавить надо еще, что писатель присоединял к своим картинам историческое прошлое, очень тонко включая его в параллель к современности.

  Лесков стремится развернуть в своих рассказах, в хрониках и повестях, в циклах хроник и романах панораму русского народа быта, показать всю средне-низовую Россию. При этом он воспроизводит жизнь низов не в социально-политическом по преимуществу, как Н. Щедрин, и не в историко-социальном или философском, как Тургенев и Толстой, а в нравственно-бытовом аспекте. Он писал «не о мужике, не о нигилисте, не о помещике, а всегда о русском человеке данной страны». Об этом из таких героев, то есть о русском человеке, взятом в его родовом значении, с его широкой натурой, ярким темпераментом, и рассказано в «Очарованном страннике»

Лесков нисколько не скрывает порочных наклонностей русских людей, их приверженность к пьянству, «чинопочитанию». Писатель правдивыми красками рисует безропотность «простого» человека, наивность его, порою граничащую с глупостью, ненужное ухарство, а нередко и попрание элементарных норм нравственности.

     Ракурс Лескова - явно иной. Он изображает реальную жизнь простого русского человека в её невыдуманных, «нелитературных» ситуациях, От чего сам автор - как бы и не литературу, не писатель, а обычный рассказчик с многочисленными масками, какие могут повстречаться вам на каждом шагу. Этот «рассказчик» не показывает жизнь в её естественном виде, со всеми «потрохами», даже с сукровицей, говоря грубее. Но среди такого, подчас намеренного сгущения, среди всевозможных «вывихов» и аномалий Лесков как раз и находит чистые алмазы человеческой нравственности.

В далеко не нравственных обстоятельствах трудного отечественного быта художник имеет замечать и воспроизводить истинно нравственные поступки и помыслы обыкновенных русских людей. В этом проявляется самая примечательное, доминантная черта художественного дарования Лескова.

      И всё-таки писатель не терял Веру в русского человека, в его способность превозмочь бедствие. И вообще, если брать все произведения Лескова в их совокупности, то нельзя не заметить, что он как бы уставал от бесконечной констатации неблагополучия родной жизни, желал выйти за рамки натуры натуралистического бытописательства. Ему чудились и виделись в первичной суматошности, даже дикости простого русского быта и некие светлые начала. Это ярко проявлялось в открываются «очарованным странники» ( 1873 ) , повести о бездомном Иване Флягине, сыне Крепостное крестьянки и кучера. «Очарованные странники» - одна из самых загадочных и трудных для понимания повести Лескова.

  В литературоведении Флягин назван «правдоискателем земли русской». В принципе это Справедливая определение, но недостаточно конкретная. Какую правду ищет флягин, и может ли он искать правду при его импульсивности и малый образованности?

  По-видимому, это особый тип, своего рода «самородок». Он, конечно,  искатель, но неправда,  как таковой, а красоты, смысла жизни.

  Флягин- «молельный», то есть выброшенный у бога сын. У него от рождения вечные неугомонство, вечное стремление через неудачи и срывы к яркому, энергетически полному, «цветистому» существованию. Отсюда и его падение, и в и в конечном счёте, просветление духа, отказ от непотребного, греховного.

  Судьба словно испытывала его на крепость заложенного в нём с детства чувства добра и здравого смысла. Будешь «много раз погибать и ни разу не погибнешь», - предсказано ему ещё в по тропические годы. Так оно и вышло.

  Вся его жизнь - это цепь заключений, причинную которых нередко был он сам: его жажда необыкновенного, игра внутренних сил, не находивших полезного применения. Так, ещё в детстве он оказался косвенным виновником творожного происшествия,

вследствие которого погиб человек. Будучи взрослым, он не чурался и авантюрных ситуациях (единоборства с татарскими батырами под Пензой) из-за чего пришлось свыше 10 лет укрываться в степных поселениях, много раз был жертвой доверчивости и пагубного увлечения «зелёным змием» и т.д. Но все заключения не только не ослабляли тягу к жизни и совершенному, но и усиливали её.  Отсюда его «странствия»,  постоянный поиск того, что удовлетворила бы жажду душевную, тягу к красоте, необыкновенному (последнее объясняет акцентные слова в заголовке повести – «Очарованный»).

  Очарование жизни, красотой с необычайной силой, почти символические раскрыто  характерной сцене, где изрядно выпивший Иван Флягин отдаёт все хозяйские деньги («пять тысяч рублей») за часы цыганки-красавицы  Грушеньки: « металл ей подножки» во время пляски всех своих «лебедей», то есть крупные купюры денег. В азарте пляски распалилась душа героя: « Не ты, проклятая, и землю, и небо сделала?» . Слова кощунственные и в то же время глубоко искренне, мощные в смысле «выброса» необычайного восторга перед красотой мироздания, породившего и такое «чудо» света, который именуется женщиной «Проклятая» в устах Ивана звучит как характеристика всего того, что есть прекрасного на земле. И в других эпизодах при всей порой противоречивости и даже «нелепости» поведение героя (содействия гибели Грушеньки) в глубине его души ярко светились искорки жизни, надежды на возможность искупления «грехов», обретение им истины. И Флягин нашёл эту истину, по крайней мере для себя, применительно к той ситуации, в какой он оказался на пятидесятом году жизни. Не имею семьи, постоянного места жительства, определённых занятий, но всё время прорываясь к лучшему, пытаясь разгадать «смысл» своей жизни и других, Флягин оказывается  в конце концов в монастыре, в надежде остановить там «неугомонность» своей души, отыскать истинно прекрасное.  В  этом смысле  он  напоминает нам отчасти «блудного сына»  (мотив древнерусской литературы), который после многих заключений приходит либо в отчий дом, либо в монастырь, дабы замолить там свои «грехи». С другой стороны,  Флягин символизирует в новых исторических условиях как бы традиции былинного богатыря (это подчеркнуло самим автором в описании внешности героя), обращающегося к «мирной» жизни (фольклорный мотив) после многих своих «чудных»  приключений, побед испытаний. В любом случае сила, удаль, «размет» русской души может оказаться в центре внимания студентов при оценке итогов жизненного пути «очарованного странника».

  Но вот что, к сожалению, почти всегда остаётся за пределами анализа: последний эпизоды повести, вызывающие ещё больше недоумение, нежели предшествующие *похождения* героя, завершавшийся  как правило, каким-либо кризисным витком в жизненной судьбе персонажа. Я имею в виду «пророчества» Флягина, нареченного монастыре «отцом Измаилом».

   Оказавшись в монастыре, Иван не избавился от мучений своей совести (за смерть Грушеньки и за другие свои «грехи»), и всё чудилось ему, что его преследует сам сатана. Братии монастырской показалось же, что он недостаточно усерден в молитвах. Было решено посадить его в «погреб», дабы там в молитвах и физическом аскетизме пришло освобождение от наваждения. Так оно и случилось, но произошло одновременно с этим и в «погребе»  и невероятно важное прозрение героя (не зря он был молитвенным сыном!). Ему нипослано было увидеть и понять то, что другим - увы! -  не дано и по сей день. Вдумываясь в слова апостола Павла «егда - все рекут мир, нападает вне Запад всегубительство», отец  Измаил  (он же - Флягин)  понял,  наконец,  что эти слова имеют прямое отношение к его жизни и к тому миру, который его окружал. С  тех  пор  и  исполнился  наш  герой,  как сказано в  повести  Лескова, «страха»  (читай - тревоги, что надо рассматривать как истинный подвиг, душевную доблесть Ивана) за народ свой русский и начал молиться*, и всех других, кто «к яме придёт, стал со слезами увещевать, молитесь, мол, о покорении под царя нашего всякого врага и супостата, ибо близ есть нам всегубительство»,  и даны были ему  «слёзы,  дивно обильные!  всё о родине плакал»

  Устами Ивана, (героя, конечно же, с «чудинкой») Лесков не прямо, а в образной, обобщённо-символической и пророческой форме предупреждал в 70-е годы XIX века: «близ» нас «есть нам всегубительство».  Всегубительство от распрей и болтовни, от глупостей, коих было предостаточно в нашем российском быту, от лжеучений, легкомыслия, ухарства и безответственности, от недостатка уважения к отечеству, к власти, от безверия и политической слепоты, что поставило наш народ и само государство на грань гибели и распада ещё на рубеже конца XIX начала XX веков - ту грань, о которой и сейчас нельзя сказать, что она уже миновалась.

  Воспринимая смысловую доминанту повести Лескова именно в таком разрезе, мы ясно видим, что она вырастает в символ народного отрезвления и просветления по самой важной для человечества прогресса нравственной линии.

 

План-конспект занятия по литературе «Н.С. Лесков «Очарованный странник». Образ Ивана Флягина в повести.

 

I Анализ эпиграфов

                   «Без трёх праведных несть граду

                    стояния…» Библия. Ветхий завет.

Его «праведники» - маленькие великие люди.

М. Горький.

II Викторина на знание текста.

1.     С каким былинным богатырем сравнивает автор Флягина?

         - Алексей Попович

         - Добрыня Никитич

         - Илья Муромец

         - Никита Кожемяка

2.     Как звали в детстве Ивана Флягина?

   - Измаил

   - Монах

   - Голован

   - Казачок

   - Иван

3.     Какую награду попросил Иван за спасение графской семьи?

         - деньги

         - освобождение от крепостной зависимости

         - коня

         - гармонь

         - сапоги

4.     Почему Флягин бежал в степь?

- в поисках приключений

- по предложению англичан

- вслед за возлюбленной

- из-за убийства татарина

- был взят в плен

5.     Как удерживали главного героя в степи?

- богатыми подарками

- дали самую красивую девушку в жёны

- держали в колодках в яме

- «подщетинили пятки»

6.     Сколько времени провел Флягин в плену?

- один год

- три месяца

- пять лет

- три года

- десять лет

7.     Почему Флягин убил Грушу?

- из-за неразделенной любви

- чтобы Груша не вернулась к князю

- что бы спасти её от греха убийства

- это произошло случайно

8.     Каковы планы героя-рассказчика в финале повести?

- остаться в монастыре

- пойти воевать

- возвратиться на родину

III Работа в группах. Анализ отдельных эпизодов.

 

 

 

1. Крепостной форейтор Убийство монаха («Сначала смешно показалось»)

 

2. Спасение графа («Словно какая невидимая сила спасла»)

 

3. Наказание за кошку («решился я своею жизнью покончить»)

 

4. Побег. Разбойничество («заплакал я и пошел в разбойники»)

 

5. В няньках («скука для меня была несносная»)

 

6. Поединок с Савакарием («Его  больше и на свете не стало» -отвечал добродушно и бесстрастно»)

 

7. Плен в Рынь-песках(«все время на карачках ползал»)

 

8. Побег из плена («чудом спасён»)

 

9. Конэсер. История с Грушенькой («И не останется, и весь ум у меня отняло»)

 

10. Рекрутчина под чужим именем. («Скорее за веру умереть….» «я на своем веку погубил много неповинных душ…»)

 

11. Балаган в Петербурге («демона изображал… роль была трудная…»)

 

12. Монастырь. («Деться было некуда, чем больше повиноваться, то человеку спокойнее жить…»)

 

 

IV Анализ высказываний о своеобразии русского менталитета.

 

 

Н. Бердяев-философ «Cеребряного века»

«Бездонная глубь и необъятная ширь сочетается с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием достоинства.

Бесконечная любовь к людям сочетается с человеконенавистничеством

и жестокостью

Жажда абсолютной свободы мерится с рабской покорностью.»

 

М. Задорнов

 

Мы удивительные люди! Хотим жить, как все при этом быть непохожими на остальных. У нас безработица при нехватке рабочих рук. Мы сочувствуем умом, а голодаем сердцем. Робкие в быту, зато всегда герои на войне. Чтим погибших, недоплачиваем выжившим.

Мы всегда считаем себя умнее других, поэтому постоянно оказываемся в дураках.

Мы в любой момент готовы простить тех, кто обидел, и тех, кому должны.

Ленивые, но энергичные. Устаем на отдыхе и отдыхаем на работе.

Нам легче изобрести велосипед, чем отремонтировать дороги.

 

Бердяев - Русский народ, есть в высшей степени поляризованный народ, в котором совмещаются противоположности.

Им можно очароваться и разочароваться. От него всегда можно ждать неожиданностей. Он в высшей степени способен внушить к себе сильную любовь и сильную ненависть.

 

V Словарная работа

 

Праведник - человек, живущий праведной жизнью, без грехов.

 

Очаровать - обворожить, околдовать, отвести глаза.

 

Прельщать -  влюблять кого-то в себя.

 

Странник- человек, идущий пешком, обычно на богомолье.

 

Н. Бердяев считал, что странничество, являясь важным элементом русского национального самосознания, традиционно, за ним стоит поиск смысла жизни - не в частных, земных делах, а в обретении Царства Божия, такого состояния души, когда мирские ценности - ничто в сравнении с высокой идеей Бытия в Боге.

 

Странничество - это не физическое перемещение в пространстве, а духовное. Это постижение высшего смысла жизни.

 

VI Чем «очаровывается» Флягин?

-природой

-животными и птицами

-маленькими детьми

-чужими нравами и обычаями

-музыкой

-женщиной и любовью

-тишиной приобщения к Богу.

 

VII Какие черты раскрывает автор  в своем герое?

 

-Бездумность

-Бесстрашие

-Смелость

-Наивность, простодушие

-Слепой азарт

-Смекалку

-Доброту

-Любовь

 

 

 

Домашнее задание. Творческая письменная работа: «В чем, по мнению Лескова, состоит особенность русского национального характера»


 

Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал)

Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал)

К изучению творчества Николая Семеновича

К изучению творчества Николая Семеновича

Но среди такого, подчас намеренного сгущения, среди всевозможных «вывихов» и аномалий

Но среди такого, подчас намеренного сгущения, среди всевозможных «вывихов» и аномалий

Очарованный»). Очарование жизни, красотой с необычайной силой, почти символические раскрыто характерной сцене, где изрядно выпивший

Очарованный»). Очарование жизни, красотой с необычайной силой, почти символические раскрыто характерной сцене, где изрядно выпивший

Запад всегубительство», отец

Запад всегубительство», отец

Алексей Попович - Добрыня

Алексей Попович - Добрыня

Сколько времени провел Флягин в плену? - один год - три месяца - пять лет - три года - десять лет 2

Сколько времени провел Флягин в плену? - один год - три месяца - пять лет - три года - десять лет 2

Рекрутчина под чужим именем. («Скорее за веру умереть…

Рекрутчина под чужим именем. («Скорее за веру умереть…

Очаровать - обворожить, околдовать, отвести глаза

Очаровать - обворожить, околдовать, отвести глаза

Бездумность -Бесстрашие -Смелость -Наивность, простодушие -Слепой азарт -Смекалку -Доброту -Любовь

Бездумность -Бесстрашие -Смелость -Наивность, простодушие -Слепой азарт -Смекалку -Доброту -Любовь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2022