М.А.Булгаков (1891-1940)
“...настоящий художник просто не может не писать о том, что носит в своей душе, и не может писать “то, что надо...”
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА
«Мастер и Маргарита» – главный роман в творчестве Булгакова. Это «закатный» роман.
Время написания – с 1928 по 1940 год.
Сделано 8 (!) редакций.
Впервые напечатан (в урезанном виде)
в журнале «Москва» (№11 за 1966 и №1 за 1967 год).
Роман вызвал острую полемику, которая продолжается до сих пор.
Первая публикация глав под названием «Мания Фурибунда».
Судьба черновиков романа :
1929 – первая редакция
18 марта 1930 года –
рукопись сожжена автором
1932 – возвращение к роману
1938 – книга написана, авторские правки писатель делает до последних дней жизни
Автобиографичность романа:
Обстановка травли.
Отсутствие средств к существованию.
Полное отрешение от литературной и общественной жизни.
Постоянное ожидание ареста.
Прототипы героев:
Мастер – Булгаков
Маргарита – Елена Сергеевна Булгакова (Шиловская)
Берлиоз, глава литературного объединени МАССОЛИТ – Леопольд Авербах, литературный критик, глава литературной группировки РАПП.
Иван Бездомный – Демьян Бедный
Жорж Бенгальский – конферансье Московского мюзик-холла Георгий (или Жорж) Раздольский.
Александр Рюхин – «левый» поэт, член МАССОЛИТа –Владимир Маяковский
ЖАНР РОМАНА
Бытовой?
Фантастический?
Философский?
Автобиографический?
Любовно-лирический?
Сатирический?
Многожанровое и многоплановое произведение
Композиция романа
Это «РОМАН В РОМАНЕ»
Булгаков – Мастер – Иешуа…
Ряд отражений создаёт ощущение перспективы, уходящей в глубь исторического времени, в вечность…
МОДЕЛЬ МИРА
в романе
Внешнее пространство
Внутреннее пространство
Москва
Ершалаим
Вечность
Иван Бездомный
Мастер
Маргарита
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ
Историческое
Мифологическое
Вечность
Москва 30-х гг.
Ершалаим
Царство света и тьмы
Московские главы
Ершалаимские главы
Финальные главы
Хотя действие московского романа часто пытаются привязать к определенному году и даже точным дням (1-5 мая 1929 года, по версии Б.Соколова; 15-18 июня 1936 года, по версии А.Баркова), доминирующим в нем, кажется, является противоположный принцип: конкретность места при размытости художественного времени.
И.Н.Сухих
ПУТЬ ГЕРОЯ
Локальное пространство Москвы
Мифо-поэтическое пространство
Потусторонний мир
Исторические и бытовые реалии
Психологические портреты героев
Роман о
Понтии Пилате
История любви Мастера и Маргариты
На балу у сатаны
Вечный приют
Москва в романе «Мастер и Маргарита»
Москва как локальное пространство советской действительности
Москва как семиотическое пространство
Москва как место действия реальных исторических событий
Москва как художественный объект
Москва как граница миров
Социально-бытовая
модель
общества
Нравственно-эстетическая модель общества
Индивидуально-художественная
картина мира
Попытка описать эпоху «торжества новой инквизиции» была для Булгакова смертельно опасной. Эта современность входит в книгу в «гомеопатических дозах и карнавально трансформируется». Точечные детали (Канта – в Соловки; «Сдавайте валюту!»; «Достоевский умер, - сказала гражданка, но как-то не очень уверенно…») дают лишь «ощущение времени, а не его изображение». Тогда как пространство – портрет Москвы 30-х гг. – дается в романе в изобразительном ключе с точными характеристиками и наименованиями. Этот прием не только позволяет говорить об интертекстуальных связях, например, аллюзиях на «Историю одного города» Салтыкова-Щедрина. Но благодаря этому приему, «роман-миф становится для Булгакова единственным убежищем, единственным способом избежать принципиального выяснения отношений с современностью, попыткой подняться над ней, обойти страшную историю на повороте».
(По статье И.Н.Сухих «Евангелие от Михаила»).
РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАСТИКА
«Московские» главы
Древний мир не ушёл безвозвратно
он существует параллельно с современным.
Он более реален!
«Ершалаимские» главы
Реальность
Вымысел мастера
Множество фантастических событий
Особое повествование подчёркивает реалистичность
Проблематика романа
Взаимоотношения личности (Мастера) и власти
Духовный выбор
Духовная свобода
Духовное пробуждение
Любовь
Душевное одиночество
Какие проблемы поднимаются в романе?
Вера и религия
Искушение
Неотвратимость расплаты, овтветственность за сказанное и содеянное
Добро и зло, нарушение баланса между добром и злом
Глава | Повествователь | Основное содержание |
8 | Воланд | Суд Пилата над Иешуа Га-Ноцри |
16 | Сон Иванушки в сумасшедшем доме (от лукавого) |
|
25, 26 | Маргарита (ведьма) | Погребение, |
19 | Азазелло | Несколько строк о грозе над Ершалаимом |
32 | Мастер, с разрешения Воланда | Заканчивает роман одной фразой |
Образ бога или человека?
Имя | Иисус | Иешуа |
Происхождение, семья | Сын Бога, БОГ. Богородица. | Человек |
Появление в Ершалаиме | На осле в окружении народа | Один, никому не известный |
Ученики | 12 | один |
Проповеди | Не убий... | Все люди добрые… |
Мотивы поведения | Искупление людских грехов |
|
Последнее слово перед смертью | Отче! | Один из самых страшных пороков - трусость |
Смерть | Распят на кресте | Смерть на столбе |
Иисус и понтий пилат
Какие истины раскрывает Иешуа Понтию Пилату? (гл. 2 «Понтий Пилат»)
«Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…»
Прежде всего – сострадание, сочувствие к ближнему
Все люди добры
Добро изначально и всесильно
Рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины.
Истина – вера.
Всякая власть является насилием над людьми.
Какова пятая истина, которую недопонял Понтий Пилат? (Сцена допроса: что предлагает игемон Иешуа?)
Дилемма:
Отказаться от правды и
быть помилованным
ИЛИ
сказать истину и погибнуть
Колеблется ли Иешуа?
Он свободен. Для него не существует власти искушения.
Есть одна власть – голос собственной совести.
Иисус и понтий пилат
Сцена допроса:
что предлагает игемон Иешуа?
Иисус и понтий пилат
За что же был наказан Понтий Пилат?
Какие проблемы раскрывает автор в сцене допроса?
Истина
Добро и зло
Искушение и справедливое воздаяние
Сила духа, которая сильнее любого насилия, любой власти
Ответьте на вопросы:
Так почему же Булгакову был нужен именно такой Иешуа Га-Ноцри?
Можем ли мы упрекнуть автора романа за искажение Библии, за искажение истины?
О чем могли беседовать Пилат и Иешуа, идя по лунной дорожке к свету?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.