Методическая разработка по литературе. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Оценка 4.8

Методическая разработка по литературе. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Оценка 4.8
pptx
24.04.2020
Методическая разработка по литературе. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
22 апреля Мастер и Маргарита.pptx

МАСТЕР И МАРГАРИТА ИСТОРИЯ РОМАНА

МАСТЕР И МАРГАРИТА ИСТОРИЯ РОМАНА

МАСТЕР И МАРГАРИТА

ИСТОРИЯ РОМАНА.
ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ.
ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА.

М.А.Булгаков (1891-1940) “...настоящий художник просто не может не писать о том, что носит в своей душе, и не может писать “то, что надо

М.А.Булгаков (1891-1940) “...настоящий художник просто не может не писать о том, что носит в своей душе, и не может писать “то, что надо

М.А.Булгаков (1891-1940)

“...настоящий художник просто не может не писать о том, что носит в своей душе, и не может писать “то, что надо...”
С.Ермолинский

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА «Мастер и

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА «Мастер и

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА

«Мастер и Маргарита» – главный роман в творчестве Булгакова. Это «закатный» роман.
Время написания – с 1928 по 1940 год.
Сделано 8 (!) редакций.
Впервые напечатан (в урезанном виде)
в журнале «Москва» (№11 за 1966 и №1 за 1967 год).
Роман вызвал острую полемику, которая продолжается до сих пор.

Методическая разработка по литературе. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Методическая разработка по литературе. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Первая публикация глав под названием «Мания

Первая публикация глав под названием «Мания

Первая публикация глав под названием «Мания Фурибунда».

Судьба черновиков романа :
1929 – первая редакция
18 марта 1930 года –
рукопись сожжена автором
1932 – возвращение к роману
1938 – книга написана, авторские правки писатель делает до последних дней жизни

Автобиографичность романа: Обстановка травли

Автобиографичность романа: Обстановка травли

Автобиографичность романа:

Обстановка травли.
Отсутствие средств к существованию.
Полное отрешение от литературной и общественной жизни.
Постоянное ожидание ареста.
Статьи-доносы. Гонения («Ударим по пилатчине!» — «Ударим по булгаковщине!»).
Преданность и самоотверженность любимой женщины. 

Прототипы героев: Мастер – Булгаков

Прототипы героев: Мастер – Булгаков

Прототипы героев:

Мастер – Булгаков
Маргарита – Елена Сергеевна Булгакова (Шиловская)
Берлиоз, глава литературного объединени МАССОЛИТ – Леопольд Авербах, литературный критик, глава литературной группировки РАПП.
Иван Бездомный – Демьян Бедный
Жорж Бенгальский – конферансье Московского мюзик-холла Георгий (или Жорж) Раздольский.
Александр Рюхин – «левый» поэт, член МАССОЛИТа –Владимир Маяковский

ЖАНР РОМАНА Бытовой? Фантастический?

ЖАНР РОМАНА Бытовой? Фантастический?

ЖАНР РОМАНА

Бытовой?
Фантастический?
Философский?
Автобиографический?
Любовно-лирический?
Сатирический?

Многожанровое и многоплановое произведение

Композиция романа Это «РОМАН В

Композиция романа Это «РОМАН В

Композиция романа

Это «РОМАН В РОМАНЕ»

Булгаков – Мастер – Иешуа…

Ряд отражений создаёт ощущение перспективы, уходящей в глубь исторического времени, в вечность…

Методическая разработка по литературе. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Методическая разработка по литературе. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В РОМАНЕ «МАСТЕР

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В РОМАНЕ «МАСТЕР

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Методическая разработка по литературе. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Методическая разработка по литературе. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

МОДЕЛЬ МИРА в романе Внешнее пространство

МОДЕЛЬ МИРА в романе Внешнее пространство

МОДЕЛЬ МИРА
в романе

Внешнее пространство

Внутреннее пространство

Москва

Ершалаим

Вечность

Иван Бездомный

Мастер

Маргарита

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ Историческое

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ Историческое

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ

Историческое

Мифологическое

Вечность

Москва 30-х гг.

Ершалаим

Царство света и тьмы

Московские главы

Ершалаимские главы

Финальные главы

Хотя действие московского романа часто пытаются привязать к определенному году и даже точным дням (1-5 мая 1929 года, по версии Б.Соколова; 15-18 июня 1936 года, по версии А.Баркова), доминирующим в нем, кажется, является противоположный принцип: конкретность места при размытости художественного времени.
И.Н.Сухих

ПУТЬ ГЕРОЯ Локальное пространство

ПУТЬ ГЕРОЯ Локальное пространство

ПУТЬ ГЕРОЯ

Локальное пространство Москвы

Мифо-поэтическое пространство

Потусторонний мир

Исторические и бытовые реалии

Психологические портреты героев

Роман о
Понтии Пилате

История любви Мастера и Маргариты

На балу у сатаны

Вечный приют

Москва в романе «Мастер и Маргарита»

Москва в романе «Мастер и Маргарита»

Москва в романе «Мастер и Маргарита»

Москва как локальное пространство советской действительности

Москва как семиотическое пространство

Москва как место действия реальных исторических событий

Москва как художественный объект

Москва как граница миров

Социально-бытовая
модель
общества

Нравственно-эстетическая модель общества

Индивидуально-художественная
картина мира

Попытка описать эпоху «торжества новой инквизиции» была для

Попытка описать эпоху «торжества новой инквизиции» была для

Попытка описать эпоху «торжества новой инквизиции» была для Булгакова смертельно опасной. Эта современность входит в книгу в «гомеопатических дозах и карнавально трансформируется». Точечные детали (Канта – в Соловки; «Сдавайте валюту!»; «Достоевский умер, - сказала гражданка, но как-то не очень уверенно…») дают лишь «ощущение времени, а не его изображение». Тогда как пространство – портрет Москвы 30-х гг. – дается в романе в изобразительном ключе с точными характеристиками и наименованиями. Этот прием не только позволяет говорить об интертекстуальных связях, например, аллюзиях на «Историю одного города» Салтыкова-Щедрина. Но благодаря этому приему, «роман-миф становится для Булгакова единственным убежищем, единственным способом избежать принципиального выяснения отношений с современностью, попыткой подняться над ней, обойти страшную историю на повороте».
(По статье И.Н.Сухих «Евангелие от Михаила»).

РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАСТИКА «Московские» главы

РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАСТИКА «Московские» главы

РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАСТИКА

«Московские» главы

Древний мир не ушёл безвозвратно
он существует параллельно с современным.
Он более реален!

«Ершалаимские» главы

Реальность

Вымысел мастера

Множество фантастических событий

Особое повествование подчёркивает реалистичность

Проблематика романа Взаимоотношения личности (Мастера) и власти

Проблематика романа Взаимоотношения личности (Мастера) и власти

Проблематика романа

Взаимоотношения личности (Мастера) и власти
Духовный выбор
Духовная свобода
Духовное пробуждение
Любовь
Душевное одиночество


Какие проблемы поднимаются в романе?

Вера и религия
Искушение
Неотвратимость расплаты, овтветственность за сказанное и содеянное
Добро и зло, нарушение баланса между добром и злом

Образ иешуа «ершалаимкие» главы романа

Образ иешуа «ершалаимкие» главы романа

Образ иешуа

«ершалаимкие» главы романа
Философские проблемы

Трусость самый тяжкий порок

Трусость самый тяжкий порок

Трусость самый тяжкий порок

Глава Повествователь Основное содержание 8

Глава Повествователь Основное содержание 8

Глава

Повествователь

Основное содержание

8

Воланд

Суд Пилата над Иешуа Га-Ноцри

16

Сон Иванушки в сумасшедшем доме (от лукавого)


Казнь

25, 26

Маргарита (ведьма)

Погребение,
«Спасение» Иуды, раскаяние Пилата

19

Азазелло

Несколько строк о грозе над Ершалаимом

32

Мастер, с разрешения Воланда

Заканчивает роман одной фразой

Образ бога или человека? Имя Иисус

Образ бога или человека? Имя Иисус

Образ бога или человека?

Имя

Иисус

Иешуа

Происхождение, семья

Сын Бога, БОГ. Богородица.

 Человек

Появление в Ершалаиме

На осле в окружении народа

Один, никому не известный

Ученики

12

один

Проповеди

Не убий...

Все люди добрые…

Мотивы поведения

Искупление людских грехов

 

Последнее слово перед смертью

Отче!
В руки Твои
предаю дух мой.

Один из самых страшных пороков - трусость 

Смерть

Распят на кресте

Смерть на столбе

Иисус и понтий пилат Какие истины раскрывает

Иисус и понтий пилат Какие истины раскрывает

Иисус и понтий пилат

Какие истины раскрывает Иешуа Понтию Пилату? (гл. 2 «Понтий Пилат»)

«Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…»
Прежде всего – сострадание, сочувствие к ближнему
Все люди добры
Добро изначально и всесильно
Рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины.
Истина – вера.
Всякая власть является насилием над людьми.
Какова пятая истина, которую недопонял Понтий Пилат? (Сцена допроса: что предлагает игемон Иешуа?)

Дилемма: Отказаться от правды и быть помилованным

Дилемма: Отказаться от правды и быть помилованным

Дилемма:
Отказаться от правды и
быть помилованным
ИЛИ
сказать истину и погибнуть
Колеблется ли Иешуа?
Он свободен. Для него не существует власти искушения.
Есть одна власть – голос собственной совести.

Иисус и понтий пилат

Сцена допроса:
что предлагает игемон Иешуа?

Иисус и понтий пилат За что же был наказан

Иисус и понтий пилат За что же был наказан

Иисус и понтий пилат

За что же был наказан Понтий Пилат?
Какие проблемы раскрывает автор в сцене допроса?

Истина
Добро и зло
Искушение и справедливое воздаяние
Сила духа, которая сильнее любого насилия, любой власти

Ответьте на вопросы: Так почему же

Ответьте на вопросы: Так почему же

Ответьте на вопросы:

Так почему же Булгакову был нужен именно такой Иешуа Га-Ноцри?
Можем ли мы упрекнуть автора романа за искажение Библии, за искажение истины?
О чем могли беседовать Пилат и Иешуа, идя по лунной дорожке к свету?

Роман «Мастер и Маргарита» -

Роман «Мастер и Маргарита» -

роман об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свету, или к рабству, предательству и бесчеловечности.

Роман «Мастер и Маргарита» -

Каждому будет дано по вере его!

Делая свой собственный
выбор, помните:

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020