Методическая разработка по литературе. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

  • pptx
  • 25.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 22 апреля Мастер и Маргарита.pptx

МАСТЕР И МАРГАРИТА

ИСТОРИЯ РОМАНА.
ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ.
ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА.

М.А.Булгаков (1891-1940)

“...настоящий художник просто не может не писать о том, что носит в своей душе, и не может писать “то, что надо...”
С.Ермолинский

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА

«Мастер и Маргарита» – главный роман в творчестве Булгакова. Это «закатный» роман.
Время написания – с 1928 по 1940 год.
Сделано 8 (!) редакций.
Впервые напечатан (в урезанном виде)
в журнале «Москва» (№11 за 1966 и №1 за 1967 год).
Роман вызвал острую полемику, которая продолжается до сих пор.

Первая публикация глав под названием «Мания Фурибунда».

Судьба черновиков романа :
1929 – первая редакция
18 марта 1930 года –
рукопись сожжена автором
1932 – возвращение к роману
1938 – книга написана, авторские правки писатель делает до последних дней жизни

Автобиографичность романа:

Обстановка травли.
Отсутствие средств к существованию.
Полное отрешение от литературной и общественной жизни.
Постоянное ожидание ареста.
Статьи-доносы. Гонения («Ударим по пилатчине!» — «Ударим по булгаковщине!»).
Преданность и самоотверженность любимой женщины. 

Прототипы героев:

Мастер – Булгаков
Маргарита – Елена Сергеевна Булгакова (Шиловская)
Берлиоз, глава литературного объединени МАССОЛИТ – Леопольд Авербах, литературный критик, глава литературной группировки РАПП.
Иван Бездомный – Демьян Бедный
Жорж Бенгальский – конферансье Московского мюзик-холла Георгий (или Жорж) Раздольский.
Александр Рюхин – «левый» поэт, член МАССОЛИТа –Владимир Маяковский

ЖАНР РОМАНА

Бытовой?
Фантастический?
Философский?
Автобиографический?
Любовно-лирический?
Сатирический?

Многожанровое и многоплановое произведение

Композиция романа

Это «РОМАН В РОМАНЕ»

Булгаков – Мастер – Иешуа…

Ряд отражений создаёт ощущение перспективы, уходящей в глубь исторического времени, в вечность…

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

МОДЕЛЬ МИРА
в романе

Внешнее пространство

Внутреннее пространство

Москва

Ершалаим

Вечность

Иван Бездомный

Мастер

Маргарита

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ

Историческое

Мифологическое

Вечность

Москва 30-х гг.

Ершалаим

Царство света и тьмы

Московские главы

Ершалаимские главы

Финальные главы

Хотя действие московского романа часто пытаются привязать к определенному году и даже точным дням (1-5 мая 1929 года, по версии Б.Соколова; 15-18 июня 1936 года, по версии А.Баркова), доминирующим в нем, кажется, является противоположный принцип: конкретность места при размытости художественного времени.
И.Н.Сухих

ПУТЬ ГЕРОЯ

Локальное пространство Москвы

Мифо-поэтическое пространство

Потусторонний мир

Исторические и бытовые реалии

Психологические портреты героев

Роман о
Понтии Пилате

История любви Мастера и Маргариты

На балу у сатаны

Вечный приют

Москва в романе «Мастер и Маргарита»

Москва как локальное пространство советской действительности

Москва как семиотическое пространство

Москва как место действия реальных исторических событий

Москва как художественный объект

Москва как граница миров

Социально-бытовая
модель
общества

Нравственно-эстетическая модель общества

Индивидуально-художественная
картина мира

Попытка описать эпоху «торжества новой инквизиции» была для Булгакова смертельно опасной. Эта современность входит в книгу в «гомеопатических дозах и карнавально трансформируется». Точечные детали (Канта – в Соловки; «Сдавайте валюту!»; «Достоевский умер, - сказала гражданка, но как-то не очень уверенно…») дают лишь «ощущение времени, а не его изображение». Тогда как пространство – портрет Москвы 30-х гг. – дается в романе в изобразительном ключе с точными характеристиками и наименованиями. Этот прием не только позволяет говорить об интертекстуальных связях, например, аллюзиях на «Историю одного города» Салтыкова-Щедрина. Но благодаря этому приему, «роман-миф становится для Булгакова единственным убежищем, единственным способом избежать принципиального выяснения отношений с современностью, попыткой подняться над ней, обойти страшную историю на повороте».
(По статье И.Н.Сухих «Евангелие от Михаила»).

РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАСТИКА

«Московские» главы

Древний мир не ушёл безвозвратно
он существует параллельно с современным.
Он более реален!

«Ершалаимские» главы

Реальность

Вымысел мастера

Множество фантастических событий

Особое повествование подчёркивает реалистичность

Проблематика романа

Взаимоотношения личности (Мастера) и власти
Духовный выбор
Духовная свобода
Духовное пробуждение
Любовь
Душевное одиночество


Какие проблемы поднимаются в романе?

Вера и религия
Искушение
Неотвратимость расплаты, овтветственность за сказанное и содеянное
Добро и зло, нарушение баланса между добром и злом

Образ иешуа

«ершалаимкие» главы романа
Философские проблемы

Трусость самый тяжкий порок

Глава

Повествователь

Основное содержание

8

Воланд

Суд Пилата над Иешуа Га-Ноцри

16

Сон Иванушки в сумасшедшем доме (от лукавого)


Казнь

25, 26

Маргарита (ведьма)

Погребение,
«Спасение» Иуды, раскаяние Пилата

19

Азазелло

Несколько строк о грозе над Ершалаимом

32

Мастер, с разрешения Воланда

Заканчивает роман одной фразой

Образ бога или человека?

Имя

Иисус

Иешуа

Происхождение, семья

Сын Бога, БОГ. Богородица.

 Человек

Появление в Ершалаиме

На осле в окружении народа

Один, никому не известный

Ученики

12

один

Проповеди

Не убий...

Все люди добрые…

Мотивы поведения

Искупление людских грехов

 

Последнее слово перед смертью

Отче!
В руки Твои
предаю дух мой.

Один из самых страшных пороков - трусость 

Смерть

Распят на кресте

Смерть на столбе

Иисус и понтий пилат

Какие истины раскрывает Иешуа Понтию Пилату? (гл. 2 «Понтий Пилат»)

«Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…»
Прежде всего – сострадание, сочувствие к ближнему
Все люди добры
Добро изначально и всесильно
Рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины.
Истина – вера.
Всякая власть является насилием над людьми.
Какова пятая истина, которую недопонял Понтий Пилат? (Сцена допроса: что предлагает игемон Иешуа?)

Дилемма:
Отказаться от правды и
быть помилованным
ИЛИ
сказать истину и погибнуть
Колеблется ли Иешуа?
Он свободен. Для него не существует власти искушения.
Есть одна власть – голос собственной совести.

Иисус и понтий пилат

Сцена допроса:
что предлагает игемон Иешуа?

Иисус и понтий пилат

За что же был наказан Понтий Пилат?
Какие проблемы раскрывает автор в сцене допроса?

Истина
Добро и зло
Искушение и справедливое воздаяние
Сила духа, которая сильнее любого насилия, любой власти

Ответьте на вопросы:

Так почему же Булгакову был нужен именно такой Иешуа Га-Ноцри?
Можем ли мы упрекнуть автора романа за искажение Библии, за искажение истины?
О чем могли беседовать Пилат и Иешуа, идя по лунной дорожке к свету?

роман об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свету, или к рабству, предательству и бесчеловечности.

Роман «Мастер и Маргарита» -

Каждому будет дано по вере его!

Делая свой собственный
выбор, помните: