Тема: Знаки «+», «-» и «=»
Цели: познакомить со знаками «+», «-» и «=»; учить читать и записывать числовые выражения и числовые равенства; формировать умение считать предметы в пределах 20.
Устные и практические упражнения
ДП 1. Учитель показывает детям различные группы предметов (по 1 или по 2 предмета в группе), а дети показывают соответствующие карточку с цифрой 1 или 2. Учитель показывает карточку с цифрой 1 или с цифрой 2, а дети должны положить соответствующее количество геометрических фигур.
ДП 2. На наборное полотно выставляется один большой синий треугольник. Дети называют эту фигуру. Предлагается сделать так, чтобы стало два треугольника (добавляется еще один треугольник). Дети на парте кладут сначала один треугольник такого же цвета и размера, а затем придвигают к нему еще один треугольник.
Уточняется, сколько треугольников было сначала, сколько треугольников стало.
ДП 3. Аналогично выполняется задание, требующее образовать из двух треугольников один. Уточняется, что нужно сделать, чтобы на наборном полотне остался только один треугольник (отодвинуть в сторону второй треугольник). Дети на партах отодвигают в сторону один треугольник.
Уточняется, сколько треугольников было сначала, что изменилось, сколько треугольников стало.
Работа с учебным пособием
Задание 1. Задание на ознакомление со знаками «+», «-», «=». Дети рассматривают картинки и поясняют, что на них происходит. Учитель объясняет, что в математике для обозначения увеличения числа предметов используют знак «плюс» (учитель читает это слово в учебнике), для обозначения уменьшения чисел предметов — знак «минус» (слово тоже зачитывается). Также учитель сообщает, что знак «равно» (слово читается) используется для обозначения того, что в одной группе столько же предметов, сколько в другой.
Далее дети рассматривают первые записи, составленные из цифр и знаков действий в учебнике. Учитель читает выражения, а дети хором повторяют.
Задание 2. В данном задании показывается, как образуются числа 2 и 1 на модели ряда чисел. Дети рассказывают, как образуются числа 2 и 1 и читают соответствующие выражения.
Задание 3. Ознакомление с равенством 1 + 1=2 (без термина «равенство»). Подготовка к введению понятия «задача». Сначала дети составляют рассказ по картинкам со словами «было», «стало». Потом рассматривают схемы под картинками. Полезно сделать такие же схемы на парте с кружками, так как именно на парте можно перемещать кружки. Перемещая кружок, дети лучше начинают понимать значение стрелки на схемах. Учитель может сопровождать работу с кружками на парте словами:
- Сколько было роз? Положим столько кружков, сколько было роз.
- Сколько роз добавили? Придвинем один кружок.
- Сколько роз стало?
Далее рассматривается запись 1 + 1=2. Учитель задает вопрос: «Что мы сделали, чтобы получить 2 кружка?» Дети должны сказать, что придвинули один кружок к другому. Учитель уточняет у детей, каким знаком в математике показывают, что количество предметов увеличивается.
Дети показывают нужный знак на карточке и составляют из карточек на парте запись 1 + 1 = 2.
Учитель читает эту запись, а дети хором повторяют вместе с ним.
Задание 4. Ознакомление с равенством 2 - 1 = 1 (без термина «равенство»).
Подготовка к введению понятия «задача». Задание похоже на предыдущее и выполняется так же. При моделировании рассказа с помощью кружков на парте важно, чтобы дети отодвинули кружок. При ознакомлении с записью 2 - 1 = 1 учитель уточняет у детей, как в математике показывают, что предметы удаляются. Дети показывают карточку со знаком «-» и составляют запись 2 - 1 = 1.
Учитель читает эту запись, а дети хором повторяют вместе с ним.
Задание 6*. В задании необходимо определить, как зовут каждого мальчика. Для решения задачи важно заметить, что лицо одного мальчика повторяется на обоих рисунках. Значит, это Петя, так как только это имя тоже повторяется.
Работа с тетрадью
Задание 1. В задании нужно соединить карточки со знаками «+» и «-» с соответствующими картинками.
Задание 2. В задании нужно соединить карточку с записью с соответствующей схемой из геометрических фигур. После выполнения задания результаты работы детей обсуждаются, дети поясняют, почему стрелка проведена именно таким образом.
Задание 3. В задании нужно определить количество прямоугольников, квадратов и треугольников на рисунке. В таблице дети должны нарисовать в соответствующей строчке столько вертикальных палочек, сколько найдено фигур.
Математическая пропись. В первой строчке дети выполняют работу по предложенному образцу. В пятой строчке необходимо составить записи, соответствующие схемам, предложенным в третьей строчке. Геометрические фигуры можно предложить раскрасить.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.