Обучение чтению Тема: Гласные и согласные звуки
Цель: обеспечить формирование представлений о гласных и согласных звуках, их существенных признаках, освоение способа распознавания гласных и согласных звуков; развитие артикуляционных ощущений и фонематического слуха; освоение способа графического изображения гласных звуков на схеме.
Обобщение урока:
1) звуки речи делятся на гласные и согласные;
2) сколько в слове гласных звуков, столько и слогов;
3) гласные звуки бывают ударными и безударными.
Способы действия для различения гласных и согласных звуков.
Прием 1. Наблюдение за работой органов речи (разграничение гласных и согласных звуков по способу их образования). Гласные звуки рот открывают: чем громче их произносишь, тем шире раскрывается рот. Согласные звуки рот закрывают: чем громче их произносишь, тем плотнее сжимается рот.
Прием 2. Наличие или отсутствие преграды при произношении:
1) гласный звук - воздух проходит свободно, без помех;
2) согласный звук - воздух выходит с преградой:
· сжимаются губы - [м], [п], [б];
· губы прикасаются к зубам - [в]. [ф];
· язык прикасается к небу, зубам - [л],[н],[т], [д], [к],[д];
· язык приподнят в форме «ложечки» - [р]:
· остается узкая щель и получается шум - [x], [ш], [ж], [c], [з], [ц], [ч]. [щ].
Игровой прием «Зеркальце». Учащиеся наблюдают с помощью зеркальца, как образуется звук: без преграды с помощью разной формы губ - гласный звук, с преградой - согласный звук.
Прием 3. Характер звучания: гласный звук состоит только из голоса, согласный звук - из голоса и шума или только шума. Гласные звуки можно пропеть, прокричать.
Прием 4. Способность образовывать слог: гласный звук может образовывать слог (слогообразующая роль гласных), согласный звук - нет.
Примечание. Отличительные признаки не заучиваются, а используются для наблюдения и организации деятельности учащихся по дифференциации звуков. Учитель выбирает и использует приемы по своему усмотрению.
Оборудование:
· учебное пособие «Букварь» (с. 20-21);
· карта изучения темы «Звуки речи»;
· карточка с вопросительным знаком;
· опорная схема для проведения звукового анализа слова (поаналогии со схемой с. 19);
· опорные схемы для фиксации открытий урока (по аналогиисо схемами с. 20-21 букваря);
· раздаточный и демонстрационный материал для проведениязвукового анализа слов:
· схема слова из трех звуков, карточки для графического обозначения гласных звуков (красныекружки) и согласных звуков (квадратики или белые кружки).
1. Организационный этап. Сообщение темы урока
Учитель подходит к карте изучения темы и обращается к учащимся:
- Сегодня продолжается путешествие по стране звуковрусского языка. Вы уже знаете, что звуки это строительный материал для слов. Звуки не видны, их нельзя потрогать и рассмотреть. На уроке вы продолжите работать со звуками и обязательно узнаете их новые секреты.
2. Повторение изученного материала по темам "Слог", «Ударение», «Звуки речи». Постановка проблемного вопроса Учитель организует работу по букварю (с. 20): рисунки ивы и жука. На доске - опорная схема для звукового анализа слов (по аналогии со схемой на с. 19 в букваре); заготовка для анализа слов (прямоугольник с клетками может быть вычерчен на доске).
Звуковой анализ слов ива, жук (с. 20) проводится по образцу работы, описанному в уроке по теме «Звуки речи»:
· анализ схемы, определение количества домиков для звуков;
· выделение всех звуков приемом их протяжного произнесения в слове, выкладывание фишек (квадратиков) на схеме;
· проверка.
Учащиеся делают вывод, что в словах ива и жук равное количество звуков. Это обобщение фиксируется на доске - между звуковыми схемами слов ставится знак равенства. Учитель просит учащихся найти в букваре аналогичную запись и повторить вывод, опираясь на схему в букваре (с. 20).
Учитель обращает внимание учащихся на вторую запись результата сравнения слов и знак «Проблема».
- Чем отличаются схемы? Отмечены ли на этих схемах звуки? (Нет.) Какие обозначения заметили? (Знак ударения, деление на слоги.)
Учитель предлагает учащимся проверить самостоятельно и выполнить слоговой анализ этих слов.
Слоговой анализ слов ива, жук (с. 20) проводится с использованием способов действия «кулачок и подбородок», «стадион». Учащиеся делают вывод, что в слове ива два слога, а в слове жук один слог. Это обобщение фиксируется на доске между слоговыми схемами слов ставится знак неравенства. Учитель просит учащихся найти в букваре аналогичную запись и повторить вывод, опираясь на схему в букваре (с. 20).
Постановка проблемного вопроса.
- Почему в словах с одинаковым количеством звуков разное количество слогов?
Учитель размещает карточку с вопросительнымзнакомна карту.
3. Формирование представления о гласных и согласных звуках
Наблюдение за работой органов речи. Эвристическая беседа. Учитель делает предположение:
- Возможно, все дело в звуках? Проверьте. Чтобы о звуке что-то узнать, нужно с ним поработать: произнести, послушать.
Учитель предлагает учащимся провести эксперимент:
- Я думаю, чтобы произнести звук, рот нужно открыть. Проверьте. (Все учащиеся открывают рот.Секундная пауза).Скажите [м]. Что пришлось сделать, чтобы произнести звук [м]? (Закрыть рот.) Значит, это ошибка, рот нужно не открыть, а закрыть. Проверьте. Скажите [а]. Что пришлось сделать, чтобы произнести звук [а]? (Открыть рот.)
- Оказывается, в русском языке есть звуки, которые рот закрывают, и есть звуки, которые рот открывают.
Эксперимент повторяется с еще несколькими звуками.
Введение понятий. Учитель сообщает:
Звуки,которые открывают рот, когда их произносят, называются гласными. Повторите хором: «Гласные звуки». Чем громче произносим гласные звуки, тем шире раскрывается рот. Воздух проходит свободно, без помех. Гласные звуки можно пропеть, прокричать. Свое название звуки получили от старинного слова глас (голос).
- Звуки, которые закрывают рот, когда их произносят, называются согласными. Повторите хором: "Согласные звуки». Чем громче произносим согласные звуки, тем плотнее закрывается рот. Воздух во рту встречает преграды, которые создают язык, зубы, губы.
Согласные звуки не умеют без гласных составлять слова. Попробуйте произнести слова без гласных звуков: [флжк], [кртнк]. (Учащиеся хором произносят сочетания согласных звуков.) А теперь возвращаем в слово гласные звуки: флажок, картинка. Произнесите хором. (Учащиеся хором произносят слова.)
В русском языке согласные звуки всегда идут вместе с гласными, поэтому их так и назвали - согласные.
Повторение полученных знаний. Наблюдение за работой органов речи. Введение условных обозначений для гласных звуков. Учитель рассказывает учащимся дидактическую сказку "Жили-были звуки» из книги Л. Царевой «Мама, научи читать!» [9]:
- Не в царстве, не в государстве, а у вас в ротике живут-поживают звуки. Домик у звуков -замечательный. Покажите его - откройте и закройте ротик. В домике есть потолок - потрогайтеязыком верхнюю часть домика. Нашли потолок в своем домике? Есть пол – нижняя часть ротика. Есть двери - это губы. Попробуйте открыть и закрытьдвери - сомкнуть и разомкнуть губы. Есть даже костяныерешетки для прочности - наши зубки. Покажите зубки.
- И все было бы хорошо, но поселился в домике змей Горыныч наш язычок. Покажите язычок, пошевелите им. Стал язычок творить злые дела. Одни звуки он пропускал свободно, вот так, повторяйте за мной: [a], [o], [y], [ы], [и], [э]. Эти звуки проходили свободно и носили вот такие красные платьица. (Учитель показывает карточку – красный кружок.)
- Наверное, змей Горыныч боялся красного цвета как огня, поэтому и выпускал их из домика без всяких преград. Это гласные звуки, их будем обозначать на схемах красным цветом. Покажите карточку с красным кружком. Проговорите еще раз эти звуки: [a], [o], [y], [ы], [и], [э].
- На пути других звуков Змей Горыныч строил разные преграды. То двери на пути закрывал: [ммм]. Попробуйте - чувствуете, как звуку [м] двери-губы мешают пройти? То к потолку змей Горыныч прижимает звук: [ттт]. Попробуйте сами. Чувствуете, как прижимается язычок к потолку? Toзаставляет Змей Горыныч звуки шипеть [шшш], фыркать [ффф], свистеть [ссс], хрипеть [ххх]. То бьет Змей Горыныч хвостом звук [ppp]. Попробуйте - трещит язычок? Произнесите еще раз: [ppp]. Все эти звуки, когда проходят через рот, всегда встречают преграды. Звуки, которые встречаются преграды, называются согласными.
Обобщение полученных знаний с опорой на схему. Учитель говорит, что схема (с. 20) поможет учащимся запомнить секреты звуков, которые они узнали сегодня на уроке.
- Все звуки делятся на две группы: гласные звуки рот открывают; согласные звуки рот закрывают. Гласные звуки будем обозначать красным кружком.
Упражнение в дифференциации гласных и согласных звуков. Для организации наблюдения за работой органов речи используются слова, называющие предметы на рисунках, - осы, мяч (с. 20). Проводится звуковой анализ слов. Результаты наблюдения фиксируются с помощью условных обозначений: «рот открыт», «рот закрыт». На схемах слов в букваре появляется обозначение гласных звуков красными кружками. Устную работу можно дополнить практической работой учащихся со схемами слов и карточками для графического обозначения гласных звуков (красные кружки) и согласных звуков (квадратики или белые кружки).
Выдвижение гипотезы о взаимосвязи количества гласных звуков в слове и слогов. Учитель говорит:
- Вы узнали много секретов звуков речи, но на вопрос еще не ответили. Кто помнит этот вопрос? (Почему в словах с одинаковым количеством звуков разное количество слогов?)
Проводит слоговой анализ слов осы и мяч. Под руководством учителя осуществляется соотнесение результатов слогового и звукового: в слове осы два слога и два гласных звука, а в слове мяч один слог и один гласный звук. Делается предположениесовпадении в слове количества гласных звуков и слогов. Учитель предлагает проверитьэто на других словах.
4. Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков
Под руководством учителя проводится слого-звуковой анализ слов луна и лимоны. Учащиеся анализируют слова, распознают гласные звуки, используя известный им способ действия - наблюдение за работой органов речи (открытие или закрытие рта при произношении звуков). Для определения количества слогов учитель предлагает использовать способ действия, изображенный на рисунке в букваре (с. 20):
- Сколько раз открывался рот? Значит, сколько слогов в слове?
Проводится соотнесение результатов слогового и звукового анализа слов: в словелуна два слога и два гласных звука, а слове лимоны три слога и три гласных звука.
Учитель делает вывод, что количество слогов и гласных звуков совпадает.
Педагог продолжает:
- Какой звук заставляет рот открываться? (Гласный звук.) Как посчитать слоги? (Сколько раз открылся рот, столько и слогов.) Какой вывод можно сделать? (Сколько в слове гласных столько и слогов.)
Учитель обращает внимание учащихся на схему в букваре (с. 20) и сообщает:
- Гласный звук может образовывать слог, а согласныйзвук - нет.
5. Закрепление полученных знаний и освоенных способов действия
Дидактическая игра «Найди лишнее слово». На схеме (с. 21)зашифровано слово. Необходимо определить, какие слова соответствуют схеме. Лишниеслово - то, которое не подходитэтой схеме. Учащихсяанализируют схему слова, прохлопываютего ритм, выделяя ударный слогхлобком большей силы.Учитель напоминает, что слог, на который падает ударение,называется ударным, а остальныебезударными.Ударный слог обозначен на схеме знаком ударения над слогом, а безударный слогточкой под ним. На схеме (с. 21)зафиксировано это открытие с условными обозначениямиударного и безударного гласного.
Учащиеся рассматривают рисунки, называют слова:апельсины, мандарины, персики, абрикосы. Проводитсяслоговой анализ слов. Ритм каждого слова прохлопывается.Определяется лишнееслово- персики.
Работа с рисунками продолжается по вопросам учителя:
- Чем похожи? Чем отличаются? По какому признакуможно создать пары? Как назвать одним словом?
Дидактическая игра «Найди пары слов».Учащиеся рассматривают рисунки (с. 21), называют слова: утка, лист, арка,мост. Учитель поясняет условие игры: нужно составитьпары слов. Если учащиеся сами спрашивают о признаке, накоторый необходимо ориентироваться, учитель уточняетколичество и место в слове гласных звуков. Если учащиеся сразу выполняют задание, учитель в ходе проверки проситрассказать о признаке, по которому они составляли словав пары. Правильное решение: утка - арка, лист - мост.
Примечание. Учебный материал отобран для задания такимобразом, чтобы учитель имел возможность определить,какиепризнаки будут ориентироваться учащиеся - на звуки слова илина смысловую связь между предметами. Данное задание позволяет диагностировать сформированность умений учебной деятельности,в частности, проверить, принимает ли учащийся учебную задачуили ориентируется только на внешние признаки рассматриваемыхобъектов.
Фиксация способа действия. По опорной схеме внизус. 21 букваря учащиеся рассказывают, как нужно работатьсо звуками, чтобы узнать их секреты. Под руководством учителя повторяется последовательность работы: послушать -проговорить – поработать - обозначить. Учитель обращаетвнимание на появление нового шага - поработать со звуком(исследовать, понаблюдать, узнать секреты звука). Учительспрашивает
- Как вы научились работать со звуками и определять,гласный звук или согласный?
6. Рефлексивный анализ учащимися результатов деятельности. Подведение итога урока
В результате рефлексии своих действий учащиеся приходят к выводам: они узнали, что звуки делятся на гласныеи согласные, что в слове столько слогов, сколько гласных;учились различать согласные и гласные звуки; обозначатьзвуки на схеме слова.
Учитель сообщает, что цель урока достигнута.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.