Методическая разработка урока по обществознанию
«Правовые основы семьи и брака» 9 класс
учитель МБОУ средняя школа при ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Нижегородской области
Беленков Вячеслав Николаевич
Цель: способствовать
формированию у учащихся представления о личностной и социальной ценности семьи,
важности законодательного регулирования семейных отношений.
Задачи:
1. Образовательные:
познакомить учащихся с понятием «семья»,»брак», способствовать
формированию правовых знаний
учащихся в вопросах брака и семьи.
2. Развивающие: продолжить развивать умения анализировать и обобщать изучаемый материал, аргументировано доказывать собственную точку зрения, работать с правовыми документами.
3. Воспитательные: способствовать нравственному воспитанию, пониманию ценности брака и семьи уважительному отношению к нормам семейного права.
Основные понятия: Семейный кодекс РФ, семья, брак, регистрация брака, расторжение брака, брачный договор, правовая связь членов семьи.
Тип урока: изучение новой темы с элементами лабораторной работы.
Средства обучения: АРМ учителя, Семейный кодекс РФ.
Формы работы: работа с документами, с учебником, применение ИКТ.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач урока.
3. Изучение нового материала.
План урока:
1. Семья и брак.
2. Порядок и условия заключения брака.
3. Личные и имущественные права и обязанности супругов.
4. Брачный договор.
5. Расторжение брака.
6. Права и обязанности родителей и детей.
7. Закрепление пройденного материала.
8. Подведение итогов. Домашнее задание
«Жениться это значит наполовину
уменьшить свои права и
вдвое увеличить свои обязанности».
(А.Шопенгауэр)
1.Семья и брак.
Сегодня на уроке мы рассмотрим интересную и очень важную тему « Правовые основы семьи и брака» (слайд 1, 2).
На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разнообразных групп, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Тема семьи всегда волновала людей во все времена. Волнует она людей и сегодня. Существует огромное количество пословиц и поговорок о семье: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Дерево держится корнями, а человек семьей». Эпиграфом к нашему уроку послужит высказывание Артура Шопенгауэра «Жениться это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». В конце урока, опираясь на знания, полученные на уроке, вам предстоит дать ответ, как вы понимаете это высказывание и согласны ли вы с ним. (слайд 3)
Учитель предлагает из курса 8 класса вспомнить, что такое семья. Обобщая выводы учащихся, отвечаем на вопрос «Что такое семья?», после даем определение семьи.
Семья – малая группа людей, основанная на кровном родстве и связанная общностью быта, взаимными правами и обязанностями. (слайд 4)
Что объединяет членов семьи? Что дает человеку семья? Что дает государству семья?
Государство защищает семью с помощью закона. Большая роль в регулировании семейных отношений принадлежит праву. В Конституции РФ указано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Важнейшим документом, который регулирует семейные взаимоотношения (супругов, детей, родителей) является Семейный кодекс РФ. В нем установлены правила вступления в брак, его расторжения, указаны права и обязанности членов семьи, которые носят как личный, так и имущественный характер. Конечно, всех взаимоотношений СК регулировать не может.
Для рассмотрения основных принципов семейного права мы проведем работу с Семейным кодексом, (ст.1) заполним таблицу. (слайд 5)
Линии сравнения.
|
Характеристика понятий |
Чем характеризуется этот союз?
|
Добровольный союз |
Кто может заключить брак?
|
Мужчина и женщина |
Кому пригадлежит главная роль в этом союзе? |
Союз равноправный, все вопрсы решаются по взаимному согласию. |
Какова цель союза?
|
Создание семьи |
Какой брак признает государство? |
Только зарегистрированный брак в органах ЗАГСа. |
Мы с вами подошли к такому понятию, как брак. Что такое брак? Слово брак произошло от древнерусского слова «брачити», что в переводе означает отбирать, выбирать лучшее.
В таблице мы выделили существенные признаки брака. Даем определение браку, опираясь на таблицу.
Брак – это оформленный в законном порядке свободный добровольный, равноправный союз мужчины и женщины с целью создание семьи, в результате которого возникают взаимные права и обязанности супругов.(слайд 6).
2. Порядок и условия заключения брака. (слайд 7)
Закон требует соблюдать определенный порядок и условия заключения брака. Если предусмотренные законом условия и порядок брака будут нарушены, то такой брак признается недействительным. Российское государство признает лишь брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы ЗАГСа. При наличии уважительных причин этот срок может быть сокращен или увеличен, но не более чем на 1 месяц. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон, призыве в армию) брак может быть зарегистрирован в день подачи заявления.
Задания учащимся: пользуясь СК (ст.11,12, 13 ) определяем порядок заключения брака. Далее рассматриваем условия заключения брака. СК (ст. 14) (заполняем таблицу)
(слайд 8).
Условия заключения брака |
Обстоятельства, препятствующие заключению брака. |
1.Взаимное добровольное согласие. |
1. Если одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке. |
2. Достижение брачного возраста.
|
2. Между близкими родственниками. |
|
3.Между усыновителями и усыновленными. |
|
4. Если одно лицо признано судом недееспособным (психические расстройства или слабоумие) |
Одним из условий признания брака действительным является достижение брачного возраста.
-Почему брачный возраст в России устанавливается с 18 лет?
-Относится ли к особым обстоятельствам, исключительным случаям беременность невесты, рождение ребенка, опасная командировка? Свой ответ аргументируйте.
Субъекты РФ могут самостоятельно решать вопрос о возможности заключать брак лицами моложе 18 лет. В настоящий момент возможность вступления в брак до 16 лет предусмотрена законами 11 субъектов Российской Федерации: в Ростовской, Московской, Вологодской, Владимирской, Самарской, Калужской областях разрешается снижать брачный возраст до 14 лет, Тверской, Мурманской и Рязанской — до 15 лет, Новгородской, Орловской, а также Башкортостане — без ограничений, связи с исключительными обстоятельствами.
3. Личные и имущественные права и обязанности супругов.
После заключения брака у супругов появляются по
отношению друг к другу определенные права и обязанности. Они разделяются на
личные неимущественные и имущественные. (слайд 9) При определении
имущественных прав супругов СК РФ говорит о «законном режиме имущества супругов
и договорном режиме имущества супругов» (СК глава 8).
(Проектная деятельность. Учащиеся разбиты на группы, и каждая группа получает задание.)
Задание для группы 1. (слайд 10)
Подготовьте объяснение, что такое личные права и обязанности супругов.
( ст.31 и 32 СК РФ)
Задание для группы 2. (слайд 11)
Подготовьте объяснение, какие права и обязанности имеют супруги в отношении совместного имущества.
а) текст учебника §15 стр.111
б) ст.33 -35 СК РФ.
Задание для группы 3.
Подготовьте объяснение, какие права и обязанности имеют супруги в отношении личного имущества.
а) текст учебника §15 стр.111
б) ст.36 -37 СК РФ
4. Брачный договор.
Законный режим имущества супругов может быть изменен в результате заключения супругами брачного договора. Мода на брачные договоры началась на Западе. Брачный договор заключали в свое время Наполеон Бонапарт, Вольфганг Амадей Моцарт. Возможность заключения брачного договора в России появилась когда был принят новый СК. Что такое брачный договор? (слайд 12), (СК ст.40-41) Что может оговариваться в брачном контракте? (работаем с учебником стр.111). Заключается договор в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Если брачный договор заключен до государственной регистрации брака, то он вступает в силу только со дня регистрации заключения брака.
Задача для закрепления: Татьяна составила с Олегом брачный контракт, согласно которому все имущество, купленное в браке, принадлежит Тане и останется за ней после развода. Однако через 2 года совместной жизни супруги развелись, и Олег потребовал, чтобы недвижимое имущество было разделено поровну. Он ссылался на нормы СК РФ. Как разрешить конфликт? (Конфликт будет решен на основании брачного контракта.)
5.Расторжение брака.
К сожалению иногда бывает так, что брак дает трещину и семья разводится. Ребята, а как вы думается какие причины могут привести к разводу супругов?
Первое упоминание о разводе встречается в своде законов вавилонского царя Хаммурапи, жившего в 8 веке до н.э. К сожалению, пока количество расторгаемых браков остается очень большим. По статистике распадается каждый третий брак, заключенный в нашей стране. Брак расторгается как в Загсе, так и в суде.
Работа с Семейным кодексом (заполняем таблицу) (СК ст.16 п.1, ст18, ст.19 п.1,2 ст.21 п.1,2). (слайд 13)
В ЗАГСе
|
В суде |
Обоюдное согласие
|
Один из супругов уклоняется от расторжения брака. |
Нет общих несовершеннолетних детей
|
Есть общие несовершеннолетние дети |
Один из супругов признан судом безвестно отсутствующим |
|
Один из супругов признан недееспособным
|
|
Один из супругов осужден за совершение преступления на срок свыше 3 лет |
|
В случае смерти супруга
|
|
В одном-единственном случае закон ограничивает право супруга расторгнуть брак. Супруг не имеет права без согласия супруги ставить вопрос о расторжении брака во время её беременности и в течение года после рождения ребенка.
Брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде - со дня вступления решения суда в законную силу.
5.Права и обязанности родителей и детей.
Роль супругов – первая, которую играют люди, вступившие в брак. Вторая, ещё более трудная роль - роль родителей: папы и мамы.
С рождением ребенка, супруги вступают в новые правовые отношения - отношения родителей и детей, приобретают права и обязанности родителей. В нормах права закрепилась еще многовековые представления о семье. Древнегреческий философ сказал: «Помните, что ваши дети будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь с своими родителями».
Работа с СК Глава 12 ст.61-66 (права и обязанности родителей)
Права и обязанности родителей и детей.
Родители
|
Дети |
Право и обязанность воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; |
Право жить и воспитываться в семье |
Право на определение имени, отчества и фамилии, гражданства и национальности, а также местожительства своих детей. |
Право на имя, отчество и фамилию |
Являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов, в том числе в судах. |
Право на защиту прав и законных интересов |
Обязаны обеспечивать получение детьми основного общего образования.
|
Право выражать свое мнение при решении в семье вопроса, затрагивающего его интересы |
Право истребовать своих детей от лиц, которые их незаконно удерживают. |
Право на общение с родителями и другими родственниками |
|
Право на всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства; |
|
Право иметь собственность, получать содержание от родителей.
|
Ребенок должен воспитываться в семье, иметь мать и отца. Права и обязанности родителей и детей неотделимы. Права детей одновременно соответствуют обязанностям родителей. И всякий раз, когда интересы детей нарушаются, закон встает на их защиту.
Как вы думаете, почему появилась необходимость законодательного закрепления таких прав?
Заканчивая наш урок, обратимся еще раз к высказыванию философа А.Шопенгауэра эпиграфу нашего урока: «Жениться это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». Как вы понимаете это высказывания, опираясь на знания, полученные на уроке?
Семейное законодательство РФ исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности их судебной защиты.
6.Закрепление пройденного материала.
Итак, мы с вами познакомились с правовым регулированием семейно-брачных отношений. Для закрепления я предлагаю вам решить несколько тестов и рассмотрим конкретные ситуации (решение задачи). (слайд 14, 15)
7. Подведение итогов. Домашнее задание. (слайд 16 )
1. Прочитать § 15.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.