Дата:
Класс: 6
Учитель:
Предмет: Обществознание
Тема: «Конфликты в межличностных отношениях»
1. Контролируемые элементы содержания
· Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
2. Контролируемые умения
· Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп
· Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития
3. Проверяемые элементы содержания
· Межличностные конфликты и способы их разрешения
4. Предметные умения
· Определять и объяснять с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания свое отношение к изученным социальным явлениям, процессам.
· Сравнивать способы разрешения межличностных конфликтов
· Приводить примеры межличностных конфликтов
· Классифицировать межличностные конфликты
5. Личностные результаты
· Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении
· Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира
· Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой
6. Функциональная грамотность
· Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте
· Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью
· Определять наличие/отсутствие информации
Тип урока: Урок освоения новых знаний и умений
Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/f5eb8910
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
1.1 Мотивация на учебную деятельность
- Здравствуйте ребята! Проверка готовности к уроку. Сегодня на уроке потребуется ваше внимание, поддержка и помощь. Пожелайте друг другу удачи!
1.2 Актуализация опорных знаний
· Какое обществоведческое понятие объединяет все иллюстрации? Объясни свой ответ.
· Что отличает иллюстрации друг от друга?
· Проанализируй понятия схемы (изображение 1) и добавь недостающее в ней слово.
· Сформулируй тему урока и определи его цель.
1.3 Целеполагание
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Какова цель нашего урока?
2. Освоение нового материала
1.1 Осуществление учебных действий по освоению нового материала
1. Конфликт — столкновение сторон, мнений, сил.
2. Конструктивный — создающий основу для дальнейшей работы; плодотворный, результативный.
3. Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок.
4. Личность —отдельный человек как индивидуальность, как субъект отношений и сознательной деятельности, в процессе которой он создает, воспроизводит и изменяет социальную реальность.
5. Нетерпимость —неумение или нежелание терпимо относиться к кому-либо или к чему-либо.
Межличностный конфликт — это всегда столкновение двух или более участников, каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений и т. д. других участников события. В своем развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней.
Первая ступень: конфликта пока еще нет, но есть причина, способная зародить его. Например, мнение или высказывание приятеля показалось тебе несправедливым. Ты показываешь свое несогласие и недовольство. Приятель настаивает на своем. Вот повод для разногласий и спора. Иногда причиной конфликта являются противоположные желания или интересы. Часто причина конфликта связана с недопониманием, так называемыми смысловыми «барьерами» в общении.
Эмоциональный барьер заключается в сильном проявлении чувств и эмоций, что ведет к непониманию. Вот, например, друзья Никита, Сергей и Олег шли по улице, барахтались в сугробах и кидали друг в друга снежками. Олег в шутку толкнул Никиту так, что тот упал лицом вниз в сугроб. Все расхохотались, а Никита обиделся и начал кричать и обзывать друзей. Настроение у всех испортилось. Никита развернулся и ушел домой.
Все мы разные, у нас разный менталитет, разное вероисповедание, разное воспитание, разные представления о правилах или нормах поведения. Поэтому наиболее острые конфликты возникают из-за моральных барьеров. Такие конфликты выходят за рамки межличностных, в их основе чаще всего лежат противоречия в оценке происходящего, представлений о том, что люди должны или не должны делать.
Ответь на вопросы:
· Почему общение важно для людей?
· Как можно избежать конфликтов?
3. Применение изученного материала.
3.1 Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Конфликт в классе
Прочитай условие задания «Конфликт в классе».
Во время перемены между учениками Варварой и Александром возник конфликт. По мнению Александра, очередь перед буфетом можно занимать только с начала перемены, а по мнению Варвары — с начала учебного дня. Они не могут прийти к единому мнению и продолжают вежливо спорить.
Ответь на вопросы:
· Почему конфликт между Варварой и Александром можно назвать межличностным?
· К каким последствиям для каждого из них приведет компромисс?
· Какие способы разрешения конфликта есть у Варвары и Александра?
· Как можно классифицировать описанный конфликт?
· Какой совет ты можешь дать Варваре и Александру?
3.2 Выполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
1) Какие два понятия из перечисленных используются в первую очередь при описании межличностного конфликта? Укажи соответствующие понятия и раскрой смысл любого из них:
труд, сотрудничество, учение, избегание, потребление
2) Рассмотри изображение картины Н. В. Неврева. Как называется ситуация, показанная на картине? Какие характеристики героев позволили тебе сделать такой вывод? Напиши два пути выхода из данной ситуации.
4) Верны ли следующие суждения о межличностном конфликте?
А. Межличностный конфликт никогда не заканчивается.
Б. Наилучшим исходом конфликта можно считать интеграцию.
верны оба суждения
оба суждения неверны
верно только Б
верно только А
4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
4.1 Диагностика/самодиагностика
1) Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании межличностного конфликта? Укажи соответствующие понятия и раскрой смысл любого из них:
игра, эмоциональный барьер, практика, познание, компромисс
2) Верны ли следующие суждения о межличностном конфликте?
А. Часто в основе конфликта лежат противоположные желания или интересы.
Б. Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными.
оба суждения неверны
верно только А
верны оба суждения
верно только Б
3) Отметь верный ответ.
Вася сказал приятелю, что тот слабее его. О какой стадии конфликта идет речь?
разрешение конфликта
возникновение конфликтной ситуации
проявление конфликтного поведения
углубление конфликта
5. Подведение итогов, домашнее задание
5.1 Рефлексия
· сегодня я узнал…
· было интересно…
· я понял, что…
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.