Методическая разработка по обществознанию (вкл. экономику и право) по теме: "Безработица" с использованием ИКТ
Оценка 4.6

Методическая разработка по обществознанию (вкл. экономику и право) по теме: "Безработица" с использованием ИКТ

Оценка 4.6
doc
28.05.2020
Методическая разработка по обществознанию (вкл. экономику и право) по теме: "Безработица" с использованием ИКТ
Безработица.doc

ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока с использованием ИКТ

По дисциплине:    Обществознание (экономика)

Тема:     Безработица

 

 

 

 

Преподаватель:

И.С. Созинова

 

 

 


              Тема урока:  «Безработица»

Цели урока:

1)      Образовательная:

                    -  сформировать у учащихся представление о безработице,     как макроэкономической проблеме;

                    - рассмотреть понятия: «безработица», «рабочая сила», «занятые», «безработные»; виды безработицы и показатель измерения уровня безработицы.

2)      Развивающая:

           - способствовать развитию у учащихся умения применять полученные знания, анализировать и обобщать полученную информацию;

           - развивать заинтересованность учащихся в изучении нового материала с помощью информационных технологий   (видеопроектор, презентация в Power Point,  электронное учебное пособие).

     3) Воспитательная – продолжать работу над воспитанием у учащихся работоспособности, самостоятельности, внимательности.

Задачи урока:

        - изучить новые понятия и определения;

        - научить работать самостоятельно с информацией;

        - закрепить полученные знания;

        - научить взаимодействовать.   

Методы обучения:

        - объяснительно-иллюстративный;

        - видеометод;

        - эвристический.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок изучения новых знаний.

Оборудование: мультимедийный класс, электронное учебное пособие

         «Экономика и право».

Время: 45 минут.

Этапы урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Повторение - 8 мин.
  3. Изучение новой темы – 23 мин.
  4. Закрепление изученного материала – 10 мин.
  5. Итог урока – 1 мин.
  6. Домашнее задание – 1 мин.

 

Ход  урока:

1.По звонку учащиеся заходят в класс и садятся на свои места (одна половина класса садится за компьютеры, другая  - за столы).

(Слайд №1.).

Здравствуйте, ребята.

На прошлом занятии мы с вами закончили изучение раздела «Рынок труда» и сегодня приступим к изучению новой темы.

  2. Но вначале, давайте немного вспомним основные моменты прошлой темы.

(Слайд №2 Устный опрос).

Ответьте на следующие вопросы:

1)      Что представляет собой рынок труда?

2)      Почему спрос на труд является производным?

3)      Как звучит закон спроса на рынке труда.

4)      Какие факторы формируют предложение на рынке труда?

5)      Как звучит закон предложения на рынке труда?

6)      Что такое ставка заработной платы?

          Теперь перейдем к изучению новой темы.

3. (Слайд №3. Тема урока)

Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.

4. (Слайд №4. Цель урока)

Целью нашего урока будет изучение таких понятий как: «безработица», «рабочая сила», «занятые» и «безработные», уровень безработицы, виды безработицы.

Что же такое безработица?

(Слайд №5.  Определение безработицы).

Безработица – ситуация в экономике, при которой люди, которые могут и желают работать, находятся в поиске подходящих рабочих мест.

Запишите определение в тетрадь.

Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной  формы безработицы. И Россия тоже не исключение. Каждый работник может в тот или иной момент остаться безработным, в силу разных обстоятельств. Это могут быть личные обстоятельства – переезд на новое место жительства, состояние здоровья, повышение квалификации, желание найти работу, обеспечивающую карьерный рост и пр. Остаться без работы можно и по обстоятельствам, мало от человека зависящим – спад в экономике, изменение отраслевой структуры и др. По какой бы причине человек не оказался без работы, если поиски нового рабочего места надолго затягиваются, это становится тяжелым испытанием для человека и его семьи.

Давайте подумаем, какие проблемы в обществе и в экономике страны влечет за собой безработица?

1)      Безработный человек ничего не производит, поэтому безработица препятствует росту благосостояния страны.

2)      Общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти, выделяя для этого государственные деньги, которые всегда ограничены.

3)      Рост безработицы сокращает спрос на товары  на рынке, затрудняет сбыт товаров и способствует сокращению рабочих мест.

4)      Безработица обостряет политическую ситуацию в стране.

5)      Рост безработицы ведет к росту числа преступлений.

(Слайд № 5. Схема).

Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Все население страны условно можно разделить на 2 группы:

1)      Рабочая сила;

2)      Не включаемые в рабочую силу.

Рабочую силу составляют занятые и безработные.

(Слайд №6. Определения)

        Рабочая сила – граждане в трудоспособном возрасте, которые имеют работу (занятые), и граждане, которые найти работу не могут (безработные). 

        Занятые – это люди, имеющие место работы в общественном производстве.

        Человек, работающий неполный день или неполную неделю считается неполно или частично занятым и включается в число занятых.

         К занятым относятся также люди, не работающие в связи с отпуском, болезнью и забастовкой, стихийными бедствиями.

         Безработные – это люди, не имеющие работы, активно ее ищущие, но не нашедшие работу по какой-либо причине.

(Слайд №7. Не включаемые в раб. силу)          

               В категорию "не включаемые в численность рабочей силы" автоматически попадают нетрудоспособные граждане (не могут работать и работу не ищут):

          дети до 16 лет;

          пенсионеры и инвалиды;

          заключенные и находящиеся в психиатрических   лечебницах;  

          домохозяйки;

          бродяги;

          люди, искавшие работу, но отчаявшиеся ее найти и  прекратившие поиск работы.  

(Слайд №8. Уровень безработицы)

       Основным показателем, измеряющими безработицу, является уровень безработицы.

     Уровень безработицы представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы (сумме количества занятых и безработных), выраженное в процентах:

                                      u = U / L * 100% = U / (E + U) * 100%,          где

   u – уровень безработицы;

   U– общая численность безработных;

   L – общая численность рабочей силы;

   E – общая численность занятых.

(Слайд  №9. Виды безработицы)

     Различают следующие виды безработицы:

Ø  Фрикционная;

Ø  Структурная

Ø  Циклическая

 (Слайд №10. Задание).

       Самостоятельно изучить и записать в тетрадь виды безработицы, используя электронный учебник

      ( пункт № 14.2.8., 14.2.9., 14.2.10).

4.    Закрепление изученного (тест)

          Выполнить тестовое задание

      (пункт № 14.2.11.). 

      Закрепление изученного (опрос):

1.      Что такое безработица?

2.      Кого относят к категории «рабочая сила»?

3.      Кто такие: занятые и безработные?

4.      Кого не включают в рабочую силу?

5.      Как рассчитывается уровень безработицы?

6.      С чем связана фрикционная безработица?

7.      С чем связана структурная безработица?

8.      С чем связана циклическая безработица?

9.      С чем связана сезонная безработица?

5. Выставление оценок.

6. Домашнее задание: 1) конспект, 2) статья Российская газета от 15.01.2009, «Спросите у прокурора».    

7. Рефлексия         

 

 

 


ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»

ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»

Тема урока: «Безработица»

Тема урока: «Безработица»

Как звучит закон предложения на рынке труда? 2)

Как звучит закон предложения на рынке труда? 2)

Слайд №8. Уровень безработицы)

Слайд №8. Уровень безработицы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2020