ГАОУ СПО
Стерлитамакский колледж строительства и профессиональных технологий
Методическая разработка занятия
по УД «Основы предпринимательской деятельности»
Тема: «Виды предпринимательской деятельности»
Стерлитамак
2019
Утверждено Научно-методическим советом
Зав. методическим кабинетом
____________Н.Б.Дубанова
«__»____________2019
Составитель: преподаватель высшей квалификационной категории Тимченко Н.Ш.
Рассмотрено на заседании ПЦК
Протокол №__ «___» __ 20__г
Председатель ПЦК ___ Тимченко Н.Ш.
Оглавление
1. Пояснительная записка
2. Технологическая карта учебного занятия
3. Тестовые задания
4. Конспект темы урока
5. Домашнее задание
6. Подведение итогов
7. Использованная литература
Пояснительная записка
Урок по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» по теме: «Виды предпринимательской деятельности»
Мировой опыт показывает, что без свободной рыночной экономики, без самодеятельного производителя, без предпринимательской активности никакое процветание общества невозможно. Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.
Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств. Оно способствует развитию конкуренции и «маркетизации», а также увеличению «открытости» национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала. Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами. Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха. В этой связи очень важно, с одной стороны, предоставить возможность максимально развиваться студентам, которые хотят заниматься предпринимательством в будущем, а с другой - сформировать у всех студентов общие предпринимательские навыки, которые будут востребованы в любой другой сфере деятельности.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности»,
специальность 5 курс 1 семестр группа С-51
Преподаватель: Тимченко Н.Ш.
Тема учебного занятия |
Виды предпринимательской деятельности |
||
Актуальность использования средств ИКТ |
· Активизация познавательной деятельности студентов. · Обеспечение принципа наглядности учебного материала и доступности |
||
Цель занятия: |
Знакомство с понятием предпринимательская деятельность: виды, функции и организационно-правовые формы предпринимательства; понятием «предприниматель»: черты и качества |
||
Задачи занятия: |
обучающие |
развивающие |
воспитательные |
раскрыть суть предпринимательства, охарактеризовать его признаки; показать виды, функции и организационно-правовые формы предпринимательства; показать важность развития предпринимательства; разобраться в понятии «предприниматель», опираясь на характерные для него черты и качества; |
развивать экономическое мышление, умение ориентироваться в сфере экономических профессий; стимулировать развитие умений студентов аргументировать свой ответ;
|
воспитание дисциплинированности и самостоятельности в процессе усвоения и применения знаний, ответственности за результаты учебного труда; воспитывать культуру общения; готовить к выбору будущей профессии. |
|
Оборудование к уроку |
- Учебник «Основы предпринимательской деятельности» - Раздаточный материал - Тестовые задания - Презентация |
||
Литература |
Основы предпринимательской деятельности: учебник / С.Д. Резник, И.В. Глухова, А.Е. Черницов; под общ. ред. С.Д. Резника. – Пенза: ПГУАС, 2014 – 304 с. ISBN 978-5-9282-1181-3 |
Организационная структура занятия
Название этапа
|
Задачи |
Время (мин) |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Функции и виды деятельности преподавателя |
Формы и виды деятельности учащихся |
Промежуточный контроль |
Примечание |
1.Организационный |
Подготовить студентов к работе на занятии |
3 мин |
|
Беседа по обсуждению темы, целей и плана занятия |
Участие в беседе, принятие целей занятия |
Фронтальный опрос |
|
2.Актуализация знаний
|
Формулирование основных определений темы
|
3 мин |
|
Беседа
|
Участие в беседе |
Фронтальный опрос |
|
3.Изучение нового материала
|
Показать наиболее типичные ситуации работы при решении практических задач
|
20 минут |
|
Объяснение темы урока, эвристическая беседа. Показ и комментарии слайдов презентации. Пояснение, как работать с опорными конспектами осуществляет контроль. Побуждение к высказыванию своего мнения
|
Работа с опорными конспектами. Участие в обсуждении |
Индивидуальный опрос.
Поощрение активно участвующих в обсуждении студентов |
Неумение правильно сформулировать мысль, высказать свое мнение, выслушать собеседника. Преподаватель оказывает необходимую помощь |
4.Первичное осмысление и закрепление нового материала
|
Выполнение тестовых заданий
|
10 минут |
|
1. Раздать варианты заданий 2. Помочь разобрать задание
|
Тестирование |
Проверка тетрадей |
|
6. Домашнее задание
|
Обеспечить понимание способов выполнения домашнего задания |
3 минут |
|
Объяснение домашнего задания |
Обсуждение вопросов, вызывающих затруднения |
|
|
7. Подведение итогов. Рефлексия.
|
Развитие навыков самооценки выполненной работы |
6 минут |
|
Повторить пройденное на занятии |
Участие в беседе |
Оценивание работы студентов на занятии, самооценка полученных результатов |
Оценить лучшие работы студентов, отстающим оказать помощь (взаимопомощь) |
Тестовые задания
1. Главным условием развития предпринимательства является:
а) разнообразие существующих форм собственности;
б) свобода частной собственности;
в) наличие людей, способных заниматься предпринимательством.
2. Какую хозяйственную деятельность называют предпринимательской?
а) самостоятельную;
б) целенаправленную;
в) систематическую.
3. Какое определение наиболее полно раскрывает сущность предпринимателя?
а) собственник;
б) хозяин;
в) деловой человек.
4. Какой вид деятельности охарактеризован в данном определении «деятельность по производству продукции и предоставлению услуг»?
а) предпринимательская деятельность;
б) производственная деятельность;
в) коммерческая деятельность;
5. Объект предпринимательской деятельности – это…
а) производство;
б) юридическое или физическое лицо;
в) наиболее эффективная комбинация факторов производства для увеличения прибыли.
6. Какая из перечисленных организационных единиц является формой предпринимательства?
а) фирма;
б) бизнес;
в) партнерство.
7. Кто первым внедрил в обращение термин «предприниматель»?
8. Генерирование и реализация новой коммерческой идеи – это … функция предпринимательства.
9. Рыночной экономической системе свойственно
а) дефицит товаров и услуг;
б) многообразие форм собственности;
в) централизованное ценообразование.
10. Свобода предпринимательской деятельности гарантируется
а) Гражданским Кодексом РФ;
б) Уставом ООН;
в) Конституцией РФ.
ОТВЕТЫ: 1 – б; 2 – а; 3 – в; 4 – б; 5 – в; 6 – в; 7 – Кантильон; 8 – творческая функция; 9 – б; 10 – в.
Тема: Виды предпринимательской деятельности
Переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных заданий, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.
Для развития предпринимательства необходимы такие условия:
- частная собственность, появление которой обеспечивает приватизация;
- надежность соглашений, обеспеченная юридической системой;
- эффективное налогообложение, право распоряжаться прибылью;
- конкурентная среда и рыночное ценообразование;
- свободный выход на рынок;
- соответствующая инфраструктура (связующие звенья между предприятием и рынком, источниками сырья);
- государственная поддержка предпринимательства, борьба с криминалом в бизнесе.
Предпринимательство (предпринимательская деятельность) – это инициативная самостоятельная деятельность граждан, а также их объединений, которая осуществляется на собственный риск и под собственную имущественную ответственность и направлена на получение прибыли.
Под словом «предпринимательство» понимают производство продукта (полезной вещи) или услуги (нематериального продукта). Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом, хотя это не тождественные понятия. (Бизнес – дело приносящее выгоду).
Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения.
В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает и на общественные интересы. Обладая самостоятельностью, предприниматель берёт на себя личную ответственность за результаты деятельности.
Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска.
Характерным признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу. Риск формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя.
Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность последовательно осуществляемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, чётко очерченным временным интервалом. При этом под сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов в интересах получения взаимной выгоды.
Сущность предпринимательства раскрывается через его основные функции:
1) творческая (инновационная) – генерирование и реализация новой коммерческой идеи, осуществление технико-экономических, научных разработок, проектов, связанных с хозяйственным риском.
2) организационная – регистрация предприятия, организация производства, сбыта, рекламы, осуществление контроля и т.д.;
3) ресурсная – мобилизация материальных, финансовых, информационных, трудовых и других ресурсов;
4) стимулирующая (мотивационная) – формирование мотивационного механизма эффективного полезного труда.
Предпринимательская деятельность – разнообразна, как разнообразны человеческие потребности. Все многочисленные проявления предпринимательской деятельности можно разделить на пять основных ее вида: производственное предпринимательство; коммерческое предпринимательство; финансовое предпринимательство; посредническое и страховое предпринимательство.
1. Производственное – создание материального продукта для удовлетворения потребностей общества.
2. Коммерческое – осуществление товарно-денежных и торгово-обменных операций, цель которых – доведение продукта от производителя к потребителю.
3. Финансовое – деятельность в сфере денежно-кредитных отношений, купля-продажа денег, валюты, ценных бумаг.
4. Посредническое – предоставление разного рода посреднических услуг (информационных, консультативных, маркетинговых и т.д.), как на рынке ресурсов, так и на рынке конечных товаров и услуг.
5. Страховое – формирование денежных фондов и их использование для возмещения убытков при оказании помощи гражданам и фирмам.
Общеизвестны три основные организационно-правовые формы предпринимательства:
1. Индивидуальное предпринимательство – самостоятельное ведение дел, основанное на собственности предпринимателя.
2. Товарищество (общество) – договорное объединение капиталов двух или более отдельных лиц при условии распределения риска, прибыли и убытков на основе равенства; совместного контроля за результатами бизнеса и управления им.
3. Акционерное общество – независимое юридическое лицо, предприятие, основанное на акционерной собственности.
Итак, мы подошли к рассмотрению вопроса, кто же такой предприниматель?
Термин «предприниматель» внедрил английский экономист Ричард Кантильон в 17 веке. Он понимал предпринимателя как человека, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия.
Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации, за каждым гражданином России закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Заниматься предпринимательской деятельностью гражданин может с момента приобретения полной дееспособности, то есть с 18 лет. Исключение – несовершеннолетние в возрасте 16 лет, которые приобретают полную дееспособность с момента вступления в брак (ст. 13 Семейного кодекса РФ), работают по трудовому договору, в том числе по контракту.
Для этого необходимо приобрести официальный статус предпринимательской деятельности.
Предприниматель – это человек, осуществляющий самостоятельную, систематическую, инициативную, рисковую деятельность, направленную на производство товаров и предоставление услуг с целью получения прибыли или личного дохода и предусматривающий осуществление нововведений.
Характер предпринимательской деятельности выдвигает определенные требования к личности предпринимателя. Поэтому он должен иметь не только желание или наклонности к предпринимательству, а и определенные качества, и черты характера. Наиболее важные среди них.
Качества и черты предпринимателя:
- организационно-хозяйственное новаторство;
- имущественная ответственность;
- надежность;
- готовность к риску;
- инициативность;
- целенаправленность;
- высокая информированность;
- постоянная наблюдательность;
- способность к убеждению;
- честность;
- решительность.
В России тоже есть достаточно успешные предприниматели, которые имеют предпринимательские способности, и, благодаря этим способностям, имеют успех в бизнесе.
Домашнее задание
1. Конспект.
2. Подготовьте доклады о разных видах предпринимательской деятельности, которые развиты в нашем городе или районе.
Итоги урока. Рефлексия
Оценка выставляется с учетом степени активности на уроке, качества выполнения заданий.
Давайте подведём итог сегодняшнего урока (рефлексия).
- Чему должны были вы научиться на этом уроке?
- Как вы считаете, пригодятся ли знания, полученные на этом уроке в дальнейшей учебе, жизни?
«Заниматься бизнесом – то же самое, что ехать на велосипеде: либо вы движетесь, либо падаете».
Использованная литература
1. Основы предпринимательской деятельности: учебник / С.Д. Резник, И.В. Глухова, А.Е. Черницов; под общ. ред. С.Д. Резника. – Пенза: ПГУАС, 2014 – 304 с. ISBN 978-5-9282-1181-3
2. Румынина В. В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для спо / В. В. Румынина. - 11-е изд. - Москва: Академия, 2016 - 222 с. - (Профессиональное образование).- ISBN 978-5-4468-2764-0
Интернет- ресурсы:
http://www.kodeks.ru/
http://www.egarant.ru/
http://www.consultant.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.