Методическая разработка по профессионально-трудовому обучению «швейное дело» для обучающихся с задержкой психического развития и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Оценка 4.8

Методическая разработка по профессионально-трудовому обучению «швейное дело» для обучающихся с задержкой психического развития и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Оценка 4.8
docx
24.10.2023
Методическая разработка по профессионально-трудовому обучению «швейное дело» для обучающихся с задержкой психического развития и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
методическая разработка ГОКУ СКШ №3 г. Тулуна Дубровина З.И..docx

ГОКУ СКШ №3 г. Тулуна

 

 

 

 

 

Методическая разработка по профессионально-трудовому обучению «швейное дело» для обучающихся с задержкой психического развития и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Дубровина З.И,

учитель ПТО (швейное дело), ВКК.

 

 

 

 

 

 

 

г. Тулун, 2023 г

 

 

 

 

 

Конспект урока швейного дела в 5 классе

Тема: «Соединительный двойной шов».

Цели:

1.      Образовательные: дать сведения о соединительном двойном шве; познакомить с последовательностью выполнения двойного шва; способствовать успешному усвоению учебного материала разными группами школьников.

2.      Коррекционно-развивающие: корригировать и развивать внимание и наблюдательность на основе упражнений «Засекреченные линии», «Буквенный текст».

3.      Воспитательные: воспитывать культуру труда.

Оборудование: технологическая карта «Соединительный двойной шов», презентация «Двойной шов», карточки с упражнениями; образцы швов; учебник, тетради, линейки, карандаши, альбомы, листы А-4, мультимедийный проектор, ноутбук.

Ход урока:

I.      Организационный момент.

-Проверка готовности к уроку.

Коррекционное упражнение «Засекреченные линии»:

-       Посмотрите на картинку и определите, что изображено? (30 секунд) (Линии)

-       Сколько сплошных основных линий засекречено на рисунке?

-       Попытайтесь по памяти воспроизвести расположение линий на листе бумаги.

П. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос:

-       Для чего нужна обработка срезов ткани?

-       Какие машинные швы вы знаете? (шов вподгибку с закрытым срезом; шов вподгибку с открытым срезом)

-       Какие ручные стежки вы знаете? Назовите их. (Тамбурные, крестообразные, петлеобразные, петельные, вперёд иголка)

-       Рассмотрите образцы на доске и определите, как называются данные швы? (взаутюжку и взаутюжку)

-       Расскажите, чем они отличаются друг от друга?

П1. Сообщение темы и целей урока.

1)      - У вас на партах лежат карточки. Среди буквенного текста написано название темы сегодняшнего урока. Ваша задача найти название темы урока и подчеркнуть её. Зачитать вслух.

ЭУТПРСИНГШБОЖЗЪЖЮ Ы А Ц ECO Е ДИ Н И Г ЕЛЬ Н Ы Й СЕЬДЫОШДВЬЫЬБЮЖЭЛ МАЕДВОЙНОЙИЬОНГШОВ

-       Одна из учащихся зачитывает вслух тему урока.

-Молодцы!

-       Сегодня вы познакомитесь с технологией выполнения соединительного двойного шва.

2)      - Откройте тетради, запишите число и тему урока «Соединительный двойной шов».

IV. Изучение нового материала.

1)      Словарная работа «Двойной шов».

-       Первичное чтение словарного словосочетания учителем.

Работа по группам:

-       Учащиеся II группы: Алёна, прочитай, словарное словосочетание.

-       Учащиеся III группы: Даша, прочитай словарное словосочетание.

-       Запишите это словосочетание в словарик. Если мы его записываем в словарик, что мы должны с этим словосочетанием сделать? (запомнить его написание и произношение)

2)      Рассказ учителя.

-      Двойной шов относится к соединительным швам. Используется как внутренний шов. Этот шов должен быть очень крепким (показ образца шва), т. к. является бельевым швом, а бельё мы стираем на руках и в стиральной машине, кипятим, отжимаем, поэтому применяют двойной шов.

Двойной шов используют при пошиве: наволочек, пододеяльников (слайд 1), ночных сорочек, пижам (слайд 2). Ещё этот шов называют французским швом. Этот шов используют при пошиве очень тонких тканей. Двойной шов выполняют машинными строчками в два приёма, поэтому его и называют двойным (слайд 3).

3)      Работа в тетради.

Учащиеся 1-II группы:

-      Выпишите в тетрадь со слайда назначение соединительного двойного шва.

Учащиеся III группы:

-      Выпишите с учебника применение двойного шва (оказание помощи учителем).

4)      Работа в альбомах.

-      У этого шва есть условное изображение (слайд 4).

-      Подготовьте альбомный лист с названием «Двойной шов».

-      Зарисуйте графическое изображение двойного шва в альбомы:

Учащиеся I-II группы: выполняют данное задание в альбоме самостоятельно.

Учащиеся III группы: выполняет графическое изображения шва по точечной обводке. Физминугка.

Выполняется под музыку Jarrod Radrich Двигательное упражнение «Сотвори солнце в себе»:

-      В природе есть солнце. Оно всем светит и греет и всех любит. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем-всем (руки в стороны перед собой). Откройте глаза, наш урок продолжается дальше.

5)      Объяснение учителя с опорой на технологическую карту «Выполнение соединительного двойного шва».

а)   объяснение учителя и показ по технологической карте у доски

-      Для работы вам потребуются две детали из ткани размером 20x12, игла, ножницы, карандаш, линейка, булавки, швейная машина, утюг.

-      Соединяемые детали следует складывать изнаночными сторонами внутрь. Первый шов стачать с лицевой стороны. Ширина шва от обрезного края 5мм. После первой строчки обрезной край выравнивают, расправляют на две стороны и промётывают. Вторую строчку делают с изнаночной стороны, и обрезные края находятся внутри шва. Ширина шва в готовом виде 5-7 мм.

6)      рассматривание образцов швов

-      Рассмотрите образцы двойного шва.

-      Выполняя двойной шов, следите, чтобы припуск первого шва не выглядывал из-за машинной строчки второго (показ дефекта на образце).

в) работа с учебником

-      Давайте прочитаем требования к качеству работы в учебнике на стр. 92. (читает ученица Т группы)

-      ВАША РАБОТА ДОЛЖНА СООТВЕТСТВОВАТЬ ЭТИМ КАЧЕСТВАМ:

Проверка качества работы:

1) ширина двойного шва равна 5-7мм;                  

2)      машинные строчки ровные по всей длине;

3)      шов хорошо выправлен и приутюжен.____________________

-       Есть ли вопросы по выполнению практической работы?

У13акрепление.

1)      Упражнение на развитие глазомера:

-       Разместите на парте ручку и карандаш на разных расстояниях друг' от друга. Попробуйте на глаз определить расстояние между предметами, проверьте с помощью линейки.

2)      Упражнения по работе с линейкой.

Учащиеся I-II группы:

-       Начертите отрезок сплошной тонкой линией 6см. При помощи линейки на отрезке отложите 5мм; 7мм.

Учащиеся Ш группы:

-       Начертите отрезок 1см. При помощи линейки на отрезке отложите 5мм.

3)      Работа с образцами швов:

Даны образцы с разной шириной двойного шва.

Учащиеся 1-П группы:

-       Найдите образец с шириной двойного шва 5мм; 7мм.

Учащиеся III группы:

-       Найдите образец с шириной двойного шва 7мм. Проверьте по линейке.

VII. Итог урока.

-       Какой шов сегодня изучали?

-       Почему двойной шов называют бельевым?

-       Почему двойной шов применяют при пошиве белья?

-       Какова ширина двойного шва в готовом виде?

Выставление оценок за урок.

 

 

 

 

 

 

Конспект урока швейного дела в 5 классе

Тема: «Выполнение соединительного двойного шва на образце».

Цели:

1.     Образовательные: учить выполнять технологические операции по изготовлению двойного шва, опираясь на технологическую карту; обеспечить усвоение учебного материала разными группами учащихся.

2.      Коррекционно-развивающие: способствовать коррекции и развитию мелкой моторики рук, глазомера через упражнения «Длинный, короткий», «Пуговицы».

3.      Воспитательные: воспитывать исполнительность, точность и аккуратность в работе.

Оборудование:

образец двойного шва, технологическая карта «Соединительный двойной шов», пуговицы, альбомы, ножницы, иголки, карандаши, ткань х/б, линейки, утюг, швейные машины.

Ход урока:

I.       Организационный момент.

-       Проверка готовности к уроку

-       Посмотрите и скажите, что вы видите на доске? (отрезки) Ваша задача - определить на глаз самый длинный и самый короткий отрезок. (Чёрный - длинный; зелёный - средний; жёлтый - короткий)

-       Молодцы!

П. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос:

-       Как определить лицевую и изнаночную сторону ткани?

-       Для чего служат прямые стежки? (для временного соединения деталей)

-       Как определить длину рабочей нитки? (по руке, с помощью сантиметровой ленты)

-       Для чего закрепляют нитку в ткани?

-       Какими приёмами можно закрепить нитку в ткани? (в начале работы - узелком, в конце

-       двумя тремя стежками)

-       Какова ширина закрепки при выполнении машинной строчки? (1см)

-       Молодцы!

III. Сообщение темы и целей урока.

-       Сегодня на первом уроке вы познакомились с соединительным двойным швом. На втором уроке будете учиться выполнять соединительный двойной шов на образце.

-       Откройте тетради, запишите число и тему урока «Выполнение соединительного двойного шва на образце». Ниже запишите «Практическая работа».

IV. Повторение.

Работа с технологической картой (первоначальное воспроизведение учащимися действий по применению знаний на практике)

Учащиеся I - II группы:

-       Расскажите последовательность выполнения соединительного двойного шва по технологической карте у доски (поправляет учитель).

Учащиеся III группы:

-       Вы работаете с готовыми образцами, раскладывая их поэтапно.

-       Кому не понятно задание? (Проверка учителем выполненного задания у учащихся III группы).

  Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

-Каждой учащейся выдается задание: кто быстрее украсит рисунок подходящими пуговицами по размеру и цвету. (Рисунки даются индивидуально с учётом групп).

 

-       Физминугка «Ванька-встанька»

Отдых наш - физкультминутка.

Занимай свои места.

Раз - присели, два - привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали - Ванькой - встанькой будто стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мы - упругий мяч.

V.    Практическая работа.

1)      Инструктаж по технике безопасности:

а)    - С какими предметами нам придётся работать? (ножницы, иголка, булавка, утюг, швейная машина)

-       Давайте повторим правила безопасной работы с ручными инструментами, с электроприборами, при работе на швейной машине.

б)   Работа в группах:

Учащиеся I-II группы:

-       Определите по картинкам, где нарушены правила техники безопасности. Назовите опасные факторы, которые могут произойти?

Учащиеся III группы:

-       Закончите предложения:

1.     Перед работой проверь...

2.     На рабочем месте ножницы должны лежать...

3.     Передавать ножницы нужно....

4.     После работы ножницы нужно...

-       Роспись в журнале по технике безопасности.

2)      Практическая работа, а) Вводный инструктаж:

-       Какая цель стоит перед вами на практической части урока?

-       С чего вы начнете работу?

-       Как необходимо подготовить рабочее место к работе?

-       Какой следующий этап работы?

-       Какими сторонами будете складывать детали?

-       Сколько мм ширина шва от первого края?

-       С какой стороны делают вторую строчку?

-       Какая ширина шва в готовом виде?

б)   Выполнение практической работы:

Учащиеся I-II группы:

Работают самостоятельно, пользуясь технологической картой на доске.

Учащиеся III группы:

Работают по технологической карте, разложенной на парте. На лицевой стороне кроя деталей сделаны разметки 5 мм.

в)    Целевой обход учителем: при этом контролируется соблюдение правил ТБ, организации рабочего места, правильности выполнения операций, технических условий и правильных приемов работы.

г)    Текущий инструктаж-: обход рабочих мест, контроль за ходом работы учащихся. (Правильность выполнения, недостатки, ошибки, дополнительные пояснения учащимся III группы, показ).

VI. Оценка качества выполненных работ.

1. Работа с перфокартами.

-Прочитайте план работы по выполнению соединительного двойного шва. Пункты плана перепутаны. Наша с вами задача - проставить цифры в соответствии с правильным порядком работы. Перфокарты даны в двух вариантах:

Учащиеся I-II группы:

-       Прочитайте этапы работы и проставите цифры в соответствии с правильным порядком работы.

Учащиеся III группы:

-       Вам даны этапы работы в виде рисунков. Нужно проставить цифры в соответствии с правильным порядком работы.

2.      Кроссворд.

-       Впишите в пустые клетки названия ручных и машинных работ, которые вы выполняли при изготовлении двойного шва (кроссворд вычерчен на классной доске).

3.      Заключительный инструктаж.

-       Кто выполнил задание до конца?

-       Давайте проверим с вами качество выполненных работ по памятки в учебники на стр.92

-       Сравните качество выполненных работ с образцом.

-       Если у вас есть ошибки, скажите, какие мы с вами их сейчас разберём.

4.      - Оформите ваши образцы соединительного двойного шва в альбом.

VII. Итог урока.

-       Выставление оценок за практическую работу.

-       Какую работу мы с вами сегодня выполняли? Чему вы научились?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок в 5 классе

Тема урока: «Наволочка».

Цели урока:

1. Образовательные: дать сведения об изделии наволочка;

2. Коррекционно – развивающие: корригировать и развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся через задания;

3. Воспитательные: эстетический вкус, внимательность и аккуратность.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки, сантиметровая лента, учебники, альбомы, ручки, карандаши, линейки, подушка, образцы наволочек, клубок ниток.

 

Ход урока.

I.Организационный момент

Приветствие

Слайд 1

- Посмотрите на экран и прочитайте пословицу «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым девицам урок».

- Как понимаете смысл пословицы?

- Сегодня мы с вами окунёмся в старую добрую сказку.  В любой сказке добро побеждает зло. И мы с вами постараемся помочь нашей героине. За каждый правильный ответ вы будете получать по клубочку и в конце урока, если выполните все задания, подарим клубочки нашей мастерицы Настеньке.

 Слайд 2

-Жила-была Настенька рукодельница. И вот однажды злая мачеха узнала, о её мастерстве, красоте, украла Настеньку, да в темницу и посадила. И требует за неё проверить ваши знания.

- Спасём Настеньку?

- А поведёт к темнице клубочек, который оставила Настенька (разматываем клубок).

II. Актуализация знаний.

- Чтобы открыть дверь в темницу нужно выполнить задание?

1. Задание. «Открой дверь»

- Что такое шов? (место соединения двух или нескольких деталей строчкой).

- На какие группы делятся машинные швы? (соединительные, краевые, отделочные).

- Как ещё называют двойной шов? (бельевой)

Итог: так как вы справились, с заданием дверь открылась (вручаются клубочки) разматываем клубок.

- Но в темнице очень темно и нужно зажечь лампу?

- Давайте сыграем в игру «Кто самый внимательный».

2. Задание.  Игра «Кто самый внимательный» рассмотрите карточки и выберите машинный шов – двойной? (карточки условное изображение шва)

Итог: вы оказались самые внимательные и справились с заданием, зажгли лампу (вручаются клубочки) разматываем клубок.

3. Задание. Слайд 3 «Составь слово» Мачеха перемешала буквы и слоги в словах. Составьте новое слово, если все сделаете правильно, то из слогов и букв получится изделие, с которым мы будем знакомиться на сегодняшнем уроке.

Натяжное устройство

Полотенце

Челнок

Салфетка

Итог: Получилось слово Наволочка.

- Молодцы! С этим заданием вы справились замечательно (вручаются клубочки) разматываем клубок.

 

III. Сообщение темы и целей урока.

-Сейчас мы с вами узнаем, когда Мачеха украла Настеньку.

1.Задание Слайд 4 «Закончи логическую цепочку».

- Что означает?     7 – дней, 30 – дней, 365 – дней. (неделя, месяц, год) (вручаются клубочки)

- Какое сегодня число, месяц, год?

- Запишите число и тему урока «Наволочка».  Не забывайте соблюдать в тетрадях орфографический режим. Сегодня мы с вами познакомимся с новым изделием наволочкой. Разматываем клубок.

IV. Изучение нового материала.

- В темнице мы отыскали Настеньку, а так как она рукодельница и мастерица, мы попросим её познакомить нас и с изделием Наволочкой.

1)История изделия

   Слайд 5. По способу носки наволочка относится к постельному белью. Наволочка - это часть постельного белья. Постельное бельё считалось предметом роскоши вплоть до конца 18 века. Белью придавалось большое значение и ценилось оно очень высоко, его украшали вышивкой и кружевом. В старину в России было принято запасаться постельным бельём основательно. Самые красивые вещи передавались по наследству, ими гордились, их демонстрировали знатокам рукоделия. На каждую кровать было принято стелить три простыни и шесть наволочек на разные по размеру подушки.

- А для чего нужны наволочки?

- Какую форму они имеют? (Ответы детей) Слайд 6.

-Наволочка защищает подушку от загрязнения. Благодаря наволочке мы имеем возможность соблюдать санитарно-гигиенические правила, так как её можно постирать, и продлить срок службы подушки.

Слайд 7. Шьют их из хлопчатобумажных и льняных тканей, которые хорошо впитывают влагу, пропускают воздух, практичны. Форма и размер наволочки зависит от формы и размера подушки. Наволочка имеет одну деталь.

2)Словарная работа.

 -На уроке мы будем использовать новые слова, которые вы будете употреблять в речи, сначала как ученицы, потом как мастера по пошиву этих изделий, потом как хозяйки своего жилища.

Слова вывешиваются в словарь на доску (первичное чтение словарных слов учителем.  Чтение вслух слов (Наволочка, постельное бельё, наволочка с клапаном) постановка ударения в словах. Чтение хором).

- Запишите словарные слова в словарик. Постарайтесь запомнить данные слова (написание и произношение).

3) Анализ изделия

- Наволочки могут быть на завязках, на молнии, кнопках, пуговицах и с клапаном.

- Рассмотрите наволочки, выполненные учащимися нашей школы, и ответьте, зачем нужны клапаны, пуговицы, завязки? 

-Какие швы используют при пошиве наволочки? (Ответы детей)

- Для того чтобы наволочка держалась на подушке, делают клапан длиной 15 см. При пошиве наволочки применяют соединительный двойной шов и краевой шов вподгибку с закрытым срезом.

Для построения чертежа снимают две мерки: Ши и Ди. (Показ учителем)

    Чтобы рассчитать, сколько ткани по длине необходимо для пошива наволочки, мерку длины подушки умножают на 2. Прибавляют два раза по 1,5 см на обработку поперечных срезов, 2 см на усадку ткани и 25 на клапан.

Расчёт ткани по ширине производят, прибавляя к значению мерки ширины подушки 2 раза по 2 см на обработку боковых срезов.

- Сейчас Настенька предлагает вам записать расчёт наволочки в тетрадь.

Слайд 8. а) Работа в тетрадях

- Запишите пример расчёта размера наволочки в тетради: Ди = 70 см, Ши = 70.

- Расчёт расхода ткани по длине: (70см * 2) + (1,5 см * 2) + 2+ 25 = 170 выполняется у доски.

- Сколько, метров и см? (1м 70см)

- Расчёт расхода ткани по ширине: 70 см + (2см * 2) = 74 см.

- Вы трудились, и нужно немного отдохнуть?

Физминугка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленкам – шлёп, шлёп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлёпай!

 Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

- Никогда Настенька не видела книгу, давайте покажем, ей как мы умеем работать с учебником?

  б) Работа с учебником

- Откройте учебник на стр. 126. Найдите Задание под цифрой один. Давайте прочитаем задание? (оформите в альбоме лист «Наволочка») разбор и зачитывание текста.

V. Практическая работа в альбоме

-Давайте поможем, Настеньке справится с заданием, ведь выполняет его она впервые.

1. Оформить в альбоме лист «Наволочка» (выполните рисунок изделия, укажите форму изделия, применение, ткань, отделку, виды швов)

Итог: у вас получились разные наволочки и с пуговицами, и на завязках, и выбрали вы разные рисунки для пошива. Настенька очень довольна таким мастерством (вручаются клубки ниток) Разматываем клубок.

VI. Итог урока.

- Героине, какой сказки мы сегодня помогали?

·         К какому белью по способу носки относят наволочки?

·         Какую форму имеет наволочка?

·         Какие мерки снимают для построения чертежа наволочки?

·         Как рассчитать количество ткани на наволочку по длине?

·         Как рассчитать количество ткани на наволочку по ширине?

- Давайте подсчитаем, сколько клубков ниток заработал каждый из вас. (Учащиеся озвучивают). Положите, пожалуйста, клубки в корзину, и мы подарим их нашей мастерицы, чтобы она творила красоту. Настенька всех благодарит за спасение, если бы не ваши знания сидеть ей в темнице.

Выставление оценок.

 

Тема урока: «Раскрой наволочки».

Цели урока:

1. Образовательные: учить применять готовый крой выкройки при раскрое на ткани;

2.Коррекционно – развивающие: корригировать и развивать зрительное восприятие учащихся через задания;

3. Воспитательные: воспитывать аккуратность, этику взаимоотношений.

        Оборудование: компьютер, проектор, экран, образец наволочки, рабочие коробочки, линейка, инструкционные карты «Подготовка ткани к раскрою», «Раскладка выкроек на ткани», образец кроя, готовая выкройка.

      Словарь:декатирование.

                                                             Ход урока

I. Орг. Момент

Проверка готовности к уроку

- Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие на поезде. Я начальник поезда и сопровождающий по станциям, а вы пассажиры. На пути мы будем останавливаться на станциях.

Слайд 1 - Что бы поезд тронулся, мы должны познакомиться с правилами в пути: Нам будут встречаться станции: Торговая, Тематическая, Раскройная, Конечная. В путешествии мы встретимся с важными документами пассажира: тетрадь, учебник, дневник. На станциях при правильно выполненном задании вы будете получать билеты, для дальнейшего проезда. Во время нашего путешествия будьте внимательны. В конце путешествия мы с вами произведём подсчёт билетов и выберем наиболее эрудированного пассажира. Отправляемся в дорогу (гудок поезда).

II.Актуализация знаний

- Первая станция Торговая.

- 1. Задание: «Исключи лишнее» предлагаю вам внимательно рассмотреть готовые изделия (ночная сорочка, пижама, пододеяльник, наволочка, простынь).

 - Выберите изделия, которые относятся к постельному белью?

(пододеяльник, наволочка, простынь). 

Итог: - Молодцы! У вас неплохо получается (раздаются билеты).

- Пройдите в отдел «Ассортимент тканей».

- 2. Задание: «Ассортимент тканей». Рассмотрите образцы тканей и выберите те, из которых шьют постельное бельё (хлопчатобумажные ткани: бязь, поплин, сатин, льняные, шёлковые).

- Перечислите, свойства данных тканей? (впитывают влагу, хорошо утюжатся, имеют высокую прочность, пропускают воздух).

- Молодцы! Вы очень умные пассажиры!

Итог: На данной станции вы хорошо справились с заданиями (получите билеты).

 

III.Сообщение темы и целей урока

Слайд 2 - Наш поезд отправляется на следующую станцию Тематическую (гудок поезда).

- Данная станция самая короткая нашего пути: небольшое объявление от начальника поезда (голосовое сообщение):

- Уважаемые пассажиры, откройте, пожалуйста, важный документ под названием тетрадь: запишите число сегодняшнего путешествия, жители станции занимаются «Раскроем наволочек» посмотрите, на доску. Путешествуя, по станциям узнаем подготовку ткани к раскрою, правила раскладки выкройки на ткани (гудок поезда).

IV.Повторение

-Следующая станция «Раскройная».  У жителей данной станции был план по пошиву наволочки, на станции был сильный ветер и перепутал план. Жители в паники. Давайте поможем восстановить его.

3.Задание: «Перепутанный план». Восстановите план по пошиву наволочки. Слайд 3

1. Подготовить выкройку к раскрою. (3)

2.Раскроить деталь наволочки. (4)

3. Построить чертёж наволочки. (2)

4.Выполнить работы по пошиву и отделке изделия. (5)

5. Снять мерки. (1)

- Зачитайте план после восстановления,

Итог: - Молодцы! Я думаю, что жители останутся довольны вашей работой. (Раздаются билеты)

- В знак благодарности жители подарили вам готовую выкройку, по которой вы с можете выполнить раскрой наволочки, и ещё пригласили вас посетить раскройный цех:

4.Задание Слайд 4. Чтобы получить допуск в данный цех мы должны ответить на ряд вопросов. (Каждой ученице даётся по два вопроса – карточка, последний вопрос читает учитель)

- В чём заключается подготовка выкройки к раскрою?

- Как подготовить ткань к раскрою?

- Где должна находиться ткань при раскрое?

- Как выполняется раскладка выкройки на ткани?

- Как вкалывают булавки при раскрое?

- Что называют кроем?

- С помощью чего можно выполнить обводку деталей на ткани?

Итог: - Молодцы! Допуск вы получили? (Раздаются билеты)

- Наш поезд требует проверки колёс. И мы с вами немного отдохнём.

Физминугка

Едем, едем, долго едем, (Повороты головы вправо, влево)
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.

Вот поезд наш едет, (Согнуть руки к плечам,  круговые движения рук вперед-назад)
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Пассажиры сидят. (Ударить ладонями по коленям)
Чу-чу-чу-чу-чу!
Бежит паровоз.
Далеко-далеко пассажиров повез. (Ходьба)

 

V. Анализ образца

- Приглашаю Вас в раскроенный цех.

а) Работа с учебником

Словарное слово. Декатирование (вывешивается в словарик) (чтение учителем, значение, чтение хором).

-Это влажно-тепловая обработка ткани для её усадки.

- В раскройном цеху вас ожидает важный документ учебник, откройте его на стр130 Практическая работа «Подготовка ткани к раскрою, раскладка выкройки на ткани и раскрой наволочки».

(Учитель объясняет порядок выполнения работы, анализируя вместе с учащимися пункты инструкционной карты в учебнике, стр.130).

Слайд 5. Подготовка ткани к раскрою (выполняется показ)

img6 

Настилание ткани (Показ на образце).

1.Перед раскладкой выкроек у ткани необходимо срезать кромки (учитель показывает приемы отрезания кромки).

Раскладка деталей выкройки на ткани (Показ на образце).

1.Разложить на ткани сначала выкройку.

2.Приколоть булавками.

3.Выкройка на ткани с направленным рисунком должны располагаться в одном направлении.

4.Направление нитей основы на выкройке должны совпадать с направлением на ткани.

Затем отмечаются припуски на швы:

-на поперечные срезы 1,5 см;

- на обработку боковых срезов - 4 см.

 (Учитель показывает, как выполняются припуски на швы).

Обводка деталей:

– контурная линия - по контору сплошной тонкой меловой линией (не более 1-2 мм),

- линия припусков на швы- с учетом указанных на выкройке припусков на швы.

Слайд 6. Проверка качества работы: 1) срезы кроя ровные, без надрезов;

2)углы кроя прямые.

-Что, вам поможет в практической работе? (тех. карта)

Итог: кому непонятно как выполнять работу?

-  Вы слушали объяснение внимательно и с работой справитесь, на отлично. Индивидуальная работа: дается карточка с планом последовательного выполнения.

IV.Практическая работа «Раскрой наволочки»

Вводный инструктаж 

- Пожалуйста, отнеситесь к работе по раскрою со всей ответственностью, не спешите, помните, кроим по долевой нити, проверьте раскладку выкройки на ткани и закрепите её булавками, проведите обмеловку, отколите выкройку и вырежете. Выполните проверку качества работы.

 Слайд 7. Проверка качества работы: 1) срезы кроя ровные, без надрезов;

2) углы кроя прямые.

- Вам предстоит самостоятельно выполнить. Народная пословица гласит: «СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ!».   

-  Перед началом работы сдадим допуск по технике безопасности, принимать буду я, ваш экзаменатор (выделенные фразы произносят дети).

Слайд 8.

Сели шить мы за машину,

Держим ровно корпус, спину.

Пальцы – дальше от иголки,

Под косынки спрячем чёлки.

Давайте, повторим все вместе:

Хранить булавки в определенном месте.

Чтоб не болели зубы и живот,

Не брать иголки и булавки в рот.

На стол кладу я ножницы

Кольцами к себе,

Передаю я ножницы

Кольцами к тебе.

Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда.

Положишь их разомкнутыми – может быть беда.

Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг,

На подставку, на подставку поскорей поставь утюг!

Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура.

Не оставь утюг включённым в кабинете до утра.

Ваш экзамен принимаю и к работе допускаю!

Итог: - Молодцы! Правила вы знаете хорошо, применяйте их на практике (журнал для инструктажа: роспись) (Раздаются билеты).

- Приступайте к самостоятельному выполнению.

 Самостоятельная работа по инструкционным картам «Подготовка ткани к раскрою», «Раскладка выкроек на ткани».

Текущий инструктаж (по ходу выполнения работы).

Целевые обходы учителем рабочих мест учащихся, оказание индивидуальной помощи учащимся. 

1.Целевой обход: проверить соблюдение ТБ при работе с утюгом. 

2. Целевой обход: проверить правильность выполнения раскладки выкройки на ткань.

3.Целевой обход: Проверить правильность прикалывания булавок.

4.Целевой обход: Проверить правильность выполнения работы: обмеловка и припуски на швы.

- Проверьте самостоятельно свои работы?

Итог: - Давайте проверим, правильно ли пассажиры справились с заданием, опору делаем на проверку качества работы (вывешиваются работы учащихся на доску).

 -Молодцы! (Раздаются билеты)

IIV.Закрепление. Оценка качества выполненных работ

- Поезд прошёл проверку удачно. И мы продолжаем путешествие на последнюю станцию Конечная (гудок поезда).

- Во время путешествия, какие станции вы посетили?

- Чем занимались на станциях?

- Расскажите, как подготовить ткань к раскрою?

- Опишите последовательно раскладку выкройки на ткань?

- Какое новое слово появилось в нашем словаре?

Итог: - Молодцы вы справились со всеми заданиями? У нас очень эрудированные пассажиры. (Раздаются билеты)

IIIV.Итог

- Наше путешествие подошло к концу, поезд прибыл на конечную станцию.

- Давайте вспомним правила (воспроизводят учащиеся: должны выполнить подсчёт билетов и выбрать наиболее эрудированного пассажира).

Итог: - Произведите подсчёт. Учитель пишет фамилии на доске и рядом количество билетов, выявляется победитель. Все учащиеся поздравляют победителя.

-Всем спасибо за совместное, приятное путешествие!  Подайте важный документ дневник. Уборка рабочих мест.

 

 


 

ГОКУ СКШ №3 г. Тулуна

ГОКУ СКШ №3 г. Тулуна

Конспект урока швейного дела в 5 классе

Конспект урока швейного дела в 5 классе

Работа по группам: -

Работа по группам: -

Рассмотрите образцы двойного шва

Рассмотрите образцы двойного шва

Конспект урока швейного дела в 5 классе

Конспект урока швейного дела в 5 классе

Отдых наш - физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка.

Текущий инструктаж-: обход рабочих мест, контроль за ходом работы учащихся

Текущий инструктаж-: обход рабочих мест, контроль за ходом работы учащихся

Урок в 5 классе Тема урока : «Наволочка»

Урок в 5 классе Тема урока : «Наволочка»

III . Сообщение темы и целей урока

III . Сообщение темы и целей урока

Запишите пример расчёта размера наволочки в тетради:

Запишите пример расчёта размера наволочки в тетради:

Словарь: декатирование.

Словарь: декатирование.

В знак благодарности жители подарили вам готовую выкройку, по которой вы с можете выполнить раскрой наволочки, и ещё пригласили вас посетить раскройный цех: 4

В знак благодарности жители подарили вам готовую выкройку, по которой вы с можете выполнить раскрой наволочки, и ещё пригласили вас посетить раскройный цех: 4

Настилание ткани (Показ на образце)

Настилание ткани (Показ на образце)

Не оставь утюг включённым в кабинете до утра

Не оставь утюг включённым в кабинете до утра
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2023