ГОКУ СКШ №3 г. Тулуна
Методическая разработка по профессионально-трудовому обучению «швейное дело» для обучающихся с задержкой психического развития и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Автор: Дубровина З.И,
учитель ПТО (швейное дело), ВКК.
г. Тулун, 2023 г
Конспект урока швейного дела в 5 классе
Тема: «Соединительный двойной шов».
Цели:
1. Образовательные: дать сведения о соединительном двойном шве; познакомить с последовательностью выполнения двойного шва; способствовать успешному усвоению учебного материала разными группами школьников.
2. Коррекционно-развивающие: корригировать и развивать внимание и наблюдательность на основе упражнений «Засекреченные линии», «Буквенный текст».
3. Воспитательные: воспитывать культуру труда.
Оборудование: технологическая карта «Соединительный двойной шов», презентация «Двойной шов», карточки с упражнениями; образцы швов; учебник, тетради, линейки, карандаши, альбомы, листы А-4, мультимедийный проектор, ноутбук.
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Проверка готовности к уроку.
Коррекционное упражнение «Засекреченные линии»:
- Посмотрите на картинку и определите, что изображено? (30 секунд) (Линии)
- Сколько сплошных основных линий засекречено на рисунке?
- Попытайтесь по памяти воспроизвести расположение линий на листе бумаги.
П. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос:
- Для чего нужна обработка срезов ткани?
- Какие машинные швы вы знаете? (шов вподгибку с закрытым срезом; шов вподгибку с открытым срезом)
- Какие ручные стежки вы знаете? Назовите их. (Тамбурные, крестообразные, петлеобразные, петельные, вперёд иголка)
- Рассмотрите образцы на доске и определите, как называются данные швы? (взаутюжку и взаутюжку)
- Расскажите, чем они отличаются друг от друга?
П1. Сообщение темы и целей урока.
1) - У вас на партах лежат карточки. Среди буквенного текста написано название темы сегодняшнего урока. Ваша задача найти название темы урока и подчеркнуть её. Зачитать вслух.
ЭУТПРСИНГШБОЖЗЪЖЮ Ы А Ц ECO Е ДИ Н И Г ЕЛЬ Н Ы Й СЕЬДЫОШДВЬЫЬБЮЖЭЛ МАЕДВОЙНОЙИЬОНГШОВ
- Одна из учащихся зачитывает вслух тему урока.
-Молодцы!
- Сегодня вы познакомитесь с технологией выполнения соединительного двойного шва.
2) - Откройте тетради, запишите число и тему урока «Соединительный двойной шов».
IV. Изучение нового материала.
1) Словарная работа «Двойной шов».
- Первичное чтение словарного словосочетания учителем.
Работа по группам:
- Учащиеся II группы: Алёна, прочитай, словарное словосочетание.
- Учащиеся III группы: Даша, прочитай словарное словосочетание.
- Запишите это словосочетание в словарик. Если мы его записываем в словарик, что мы должны с этим словосочетанием сделать? (запомнить его написание и произношение)
2) Рассказ учителя.
- Двойной шов относится к соединительным швам. Используется как внутренний шов. Этот шов должен быть очень крепким (показ образца шва), т. к. является бельевым швом, а бельё мы стираем на руках и в стиральной машине, кипятим, отжимаем, поэтому применяют двойной шов.
Двойной шов используют при пошиве: наволочек, пододеяльников (слайд 1), ночных сорочек, пижам (слайд 2). Ещё этот шов называют французским швом. Этот шов используют при пошиве очень тонких тканей. Двойной шов выполняют машинными строчками в два приёма, поэтому его и называют двойным (слайд 3).
3) Работа в тетради.
Учащиеся 1-II группы:
- Выпишите в тетрадь со слайда назначение соединительного двойного шва.
Учащиеся III группы:
- Выпишите с учебника применение двойного шва (оказание помощи учителем).
4) Работа в альбомах.
- У этого шва есть условное изображение (слайд 4).
- Подготовьте альбомный лист с названием «Двойной шов».
- Зарисуйте графическое изображение двойного шва в альбомы:
Учащиеся I-II группы: выполняют данное задание в альбоме самостоятельно.
Учащиеся III группы: выполняет графическое изображения шва по точечной обводке. Физминугка.
Выполняется под музыку Jarrod Radrich Двигательное упражнение «Сотвори солнце в себе»:
- В природе есть солнце. Оно всем светит и греет и всех любит. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем-всем (руки в стороны перед собой). Откройте глаза, наш урок продолжается дальше.
5) Объяснение учителя с опорой на технологическую карту «Выполнение соединительного двойного шва».
а) объяснение учителя и показ по технологической карте у доски
- Для работы вам потребуются две детали из ткани размером 20x12, игла, ножницы, карандаш, линейка, булавки, швейная машина, утюг.
- Соединяемые детали следует складывать изнаночными сторонами внутрь. Первый шов стачать с лицевой стороны. Ширина шва от обрезного края 5мм. После первой строчки обрезной край выравнивают, расправляют на две стороны и промётывают. Вторую строчку делают с изнаночной стороны, и обрезные края находятся внутри шва. Ширина шва в готовом виде 5-7 мм.
6) рассматривание образцов швов
- Рассмотрите образцы двойного шва.
- Выполняя двойной шов, следите, чтобы припуск первого шва не выглядывал из-за машинной строчки второго (показ дефекта на образце).
в) работа с учебником
- Давайте прочитаем требования к качеству работы в учебнике на стр. 92. (читает ученица Т группы)
- ВАША РАБОТА ДОЛЖНА СООТВЕТСТВОВАТЬ ЭТИМ КАЧЕСТВАМ:
Проверка качества работы:
1) ширина двойного шва равна 5-7мм;
2) машинные строчки ровные по всей длине;
3) шов хорошо выправлен и приутюжен.____________________
- Есть ли вопросы по выполнению практической работы?
У13акрепление.
1) Упражнение на развитие глазомера:
- Разместите на парте ручку и карандаш на разных расстояниях друг' от друга. Попробуйте на глаз определить расстояние между предметами, проверьте с помощью линейки.
2) Упражнения по работе с линейкой.
Учащиеся I-II группы:
- Начертите отрезок сплошной тонкой линией 6см. При помощи линейки на отрезке отложите 5мм; 7мм.
Учащиеся Ш группы:
- Начертите отрезок 1см. При помощи линейки на отрезке отложите 5мм.
3) Работа с образцами швов:
Даны образцы с разной шириной двойного шва.
Учащиеся 1-П группы:
- Найдите образец с шириной двойного шва 5мм; 7мм.
Учащиеся III группы:
- Найдите образец с шириной двойного шва 7мм. Проверьте по линейке.
VII. Итог урока.
- Какой шов сегодня изучали?
- Почему двойной шов называют бельевым?
- Почему двойной шов применяют при пошиве белья?
- Какова ширина двойного шва в готовом виде?
Выставление оценок за урок.
Конспект урока швейного дела в 5 классе
Тема: «Выполнение соединительного двойного шва на образце».
Цели:
1. Образовательные: учить выполнять технологические операции по изготовлению двойного шва, опираясь на технологическую карту; обеспечить усвоение учебного материала разными группами учащихся.
2. Коррекционно-развивающие: способствовать коррекции и развитию мелкой моторики рук, глазомера через упражнения «Длинный, короткий», «Пуговицы».
3. Воспитательные: воспитывать исполнительность, точность и аккуратность в работе.
Оборудование:
образец двойного шва, технологическая карта «Соединительный двойной шов», пуговицы, альбомы, ножницы, иголки, карандаши, ткань х/б, линейки, утюг, швейные машины.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Проверка готовности к уроку
- Посмотрите и скажите, что вы видите на доске? (отрезки) Ваша задача - определить на глаз самый длинный и самый короткий отрезок. (Чёрный - длинный; зелёный - средний; жёлтый - короткий)
- Молодцы!
П. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос:
- Как определить лицевую и изнаночную сторону ткани?
- Для чего служат прямые стежки? (для временного соединения деталей)
- Как определить длину рабочей нитки? (по руке, с помощью сантиметровой ленты)
- Для чего закрепляют нитку в ткани?
- Какими приёмами можно закрепить нитку в ткани? (в начале работы - узелком, в конце
- двумя тремя стежками)
- Какова ширина закрепки при выполнении машинной строчки? (1см)
- Молодцы!
III. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на первом уроке вы познакомились с соединительным двойным швом. На втором уроке будете учиться выполнять соединительный двойной шов на образце.
- Откройте тетради, запишите число и тему урока «Выполнение соединительного двойного шва на образце». Ниже запишите «Практическая работа».
IV. Повторение.
Работа с технологической картой (первоначальное воспроизведение учащимися действий по применению знаний на практике)
Учащиеся I - II группы:
- Расскажите последовательность выполнения соединительного двойного шва по технологической карте у доски (поправляет учитель).
Учащиеся III группы:
- Вы работаете с готовыми образцами, раскладывая их поэтапно.
- Кому не понятно задание? (Проверка учителем выполненного задания у учащихся III группы).
Упражнение на развитие мелкой моторики рук.
-Каждой учащейся выдается задание: кто быстрее украсит рисунок подходящими пуговицами по размеру и цвету. (Рисунки даются индивидуально с учётом групп).
- Физминугка «Ванька-встанька»
Отдых наш - физкультминутка.
Занимай свои места.
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали - Ванькой - встанькой будто стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мы - упругий мяч.
V. Практическая работа.
1) Инструктаж по технике безопасности:
а) - С какими предметами нам придётся работать? (ножницы, иголка, булавка, утюг, швейная машина)
- Давайте повторим правила безопасной работы с ручными инструментами, с электроприборами, при работе на швейной машине.
б) Работа в группах:
Учащиеся I-II группы:
- Определите по картинкам, где нарушены правила техники безопасности. Назовите опасные факторы, которые могут произойти?
Учащиеся III группы:
- Закончите предложения:
1. Перед работой проверь...
2. На рабочем месте ножницы должны лежать...
3. Передавать ножницы нужно....
4. После работы ножницы нужно...
- Роспись в журнале по технике безопасности.
2) Практическая работа, а) Вводный инструктаж:
- Какая цель стоит перед вами на практической части урока?
- С чего вы начнете работу?
- Как необходимо подготовить рабочее место к работе?
- Какой следующий этап работы?
- Какими сторонами будете складывать детали?
- Сколько мм ширина шва от первого края?
- С какой стороны делают вторую строчку?
- Какая ширина шва в готовом виде?
б) Выполнение практической работы:
Учащиеся I-II группы:
Работают самостоятельно, пользуясь технологической картой на доске.
Учащиеся III группы:
Работают по технологической карте, разложенной на парте. На лицевой стороне кроя деталей сделаны разметки 5 мм.
в) Целевой обход учителем: при этом контролируется соблюдение правил ТБ, организации рабочего места, правильности выполнения операций, технических условий и правильных приемов работы.
г) Текущий инструктаж-: обход рабочих мест, контроль за ходом работы учащихся. (Правильность выполнения, недостатки, ошибки, дополнительные пояснения учащимся III группы, показ).
VI. Оценка качества выполненных работ.
1. Работа с перфокартами.
-Прочитайте план работы по выполнению соединительного двойного шва. Пункты плана перепутаны. Наша с вами задача - проставить цифры в соответствии с правильным порядком работы. Перфокарты даны в двух вариантах:
Учащиеся I-II группы:
- Прочитайте этапы работы и проставите цифры в соответствии с правильным порядком работы.
Учащиеся III группы:
- Вам даны этапы работы в виде рисунков. Нужно проставить цифры в соответствии с правильным порядком работы.
2. Кроссворд.
- Впишите в пустые клетки названия ручных и машинных работ, которые вы выполняли при изготовлении двойного шва (кроссворд вычерчен на классной доске).
3. Заключительный инструктаж.
- Кто выполнил задание до конца?
- Давайте проверим с вами качество выполненных работ по памятки в учебники на стр.92
- Сравните качество выполненных работ с образцом.
- Если у вас есть ошибки, скажите, какие мы с вами их сейчас разберём.
4. - Оформите ваши образцы соединительного двойного шва в альбом.
VII. Итог урока.
- Выставление оценок за практическую работу.
- Какую работу мы с вами сегодня выполняли? Чему вы научились?
Урок в 5 классе
Тема урока: «Наволочка».
Цели урока:
1. Образовательные: дать сведения об изделии наволочка;
2. Коррекционно – развивающие: корригировать и развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся через задания;
3. Воспитательные: эстетический вкус, внимательность и аккуратность.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки, сантиметровая лента, учебники, альбомы, ручки, карандаши, линейки, подушка, образцы наволочек, клубок ниток.
Ход урока.
I.Организационный момент
Приветствие
Слайд 1
- Посмотрите на экран и прочитайте пословицу «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым девицам урок».
- Как понимаете смысл пословицы?
- Сегодня мы с вами окунёмся в старую добрую сказку. В любой сказке добро побеждает зло. И мы с вами постараемся помочь нашей героине. За каждый правильный ответ вы будете получать по клубочку и в конце урока, если выполните все задания, подарим клубочки нашей мастерицы Настеньке.
Слайд 2
-Жила-была Настенька рукодельница. И вот однажды злая мачеха узнала, о её мастерстве, красоте, украла Настеньку, да в темницу и посадила. И требует за неё проверить ваши знания.
- Спасём Настеньку?
- А поведёт к темнице клубочек, который оставила Настенька (разматываем клубок).
II. Актуализация знаний.
- Чтобы открыть дверь в темницу нужно выполнить задание?
1. Задание. «Открой дверь»
- Что такое шов? (место соединения двух или нескольких деталей строчкой).
- На какие группы делятся машинные швы? (соединительные, краевые, отделочные).
- Как ещё называют двойной шов? (бельевой)
Итог: так как вы справились, с заданием дверь открылась (вручаются клубочки) разматываем клубок.
- Но в темнице очень темно и нужно зажечь лампу?
- Давайте сыграем в игру «Кто самый внимательный».
2. Задание. Игра «Кто самый внимательный» рассмотрите карточки и выберите машинный шов – двойной? (карточки условное изображение шва)
Итог: вы оказались самые внимательные и справились с заданием, зажгли лампу (вручаются клубочки) разматываем клубок.
3. Задание. Слайд 3 «Составь слово» Мачеха перемешала буквы и слоги в словах. Составьте новое слово, если все сделаете правильно, то из слогов и букв получится изделие, с которым мы будем знакомиться на сегодняшнем уроке.
Натяжное устройство
Полотенце
Челнок
Салфетка
Итог: Получилось слово Наволочка.
- Молодцы! С этим заданием вы справились замечательно (вручаются клубочки) разматываем клубок.
III. Сообщение темы и целей урока.
-Сейчас мы с вами узнаем, когда Мачеха украла Настеньку.
1.Задание Слайд 4 «Закончи логическую цепочку».
- Что означает? 7 – дней, 30 – дней, 365 – дней. (неделя, месяц, год) (вручаются клубочки)
- Какое сегодня число, месяц, год?
- Запишите число и тему урока «Наволочка». Не забывайте соблюдать в тетрадях орфографический режим. Сегодня мы с вами познакомимся с новым изделием наволочкой. Разматываем клубок.
IV. Изучение нового материала.
- В темнице мы отыскали Настеньку, а так как она рукодельница и мастерица, мы попросим её познакомить нас и с изделием Наволочкой.
1)История изделия
Слайд 5. По способу носки наволочка относится к постельному белью. Наволочка - это часть постельного белья. Постельное бельё считалось предметом роскоши вплоть до конца 18 века. Белью придавалось большое значение и ценилось оно очень высоко, его украшали вышивкой и кружевом. В старину в России было принято запасаться постельным бельём основательно. Самые красивые вещи передавались по наследству, ими гордились, их демонстрировали знатокам рукоделия. На каждую кровать было принято стелить три простыни и шесть наволочек на разные по размеру подушки.
- А для чего нужны наволочки?
- Какую форму они имеют? (Ответы детей) Слайд 6.
-Наволочка защищает подушку от загрязнения. Благодаря наволочке мы имеем возможность соблюдать санитарно-гигиенические правила, так как её можно постирать, и продлить срок службы подушки.
Слайд 7. Шьют их из хлопчатобумажных и льняных тканей, которые хорошо впитывают влагу, пропускают воздух, практичны. Форма и размер наволочки зависит от формы и размера подушки. Наволочка имеет одну деталь.
2)Словарная работа.
-На уроке мы будем использовать новые слова, которые вы будете употреблять в речи, сначала как ученицы, потом как мастера по пошиву этих изделий, потом как хозяйки своего жилища.
Слова вывешиваются в словарь на доску (первичное чтение словарных слов учителем. Чтение вслух слов (Наволочка, постельное бельё, наволочка с клапаном) постановка ударения в словах. Чтение хором).
- Запишите словарные слова в словарик. Постарайтесь запомнить данные слова (написание и произношение).
3) Анализ изделия
- Наволочки могут быть на завязках, на молнии, кнопках, пуговицах и с клапаном.
- Рассмотрите наволочки, выполненные учащимися нашей школы, и ответьте, зачем нужны клапаны, пуговицы, завязки?
-Какие швы используют при пошиве наволочки? (Ответы детей)
- Для того чтобы наволочка держалась на подушке, делают клапан длиной 15 см. При пошиве наволочки применяют соединительный двойной шов и краевой шов вподгибку с закрытым срезом.
Для построения чертежа снимают две мерки: Ши и Ди. (Показ учителем)
Чтобы рассчитать, сколько ткани по длине необходимо для пошива наволочки, мерку длины подушки умножают на 2. Прибавляют два раза по 1,5 см на обработку поперечных срезов, 2 см на усадку ткани и 25 на клапан.
Расчёт ткани по ширине производят, прибавляя к значению мерки ширины подушки 2 раза по 2 см на обработку боковых срезов.
- Сейчас Настенька предлагает вам записать расчёт наволочки в тетрадь.
Слайд 8. а) Работа в тетрадях
- Запишите пример расчёта размера наволочки в тетради: Ди = 70 см, Ши = 70.
- Расчёт расхода ткани по длине: (70см * 2) + (1,5 см * 2) + 2+ 25 = 170 выполняется у доски.
- Сколько, метров и см? (1м 70см)
- Расчёт расхода ткани по ширине: 70 см + (2см * 2) = 74 см.
- Вы трудились, и нужно немного отдохнуть?
Физминугка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
- Никогда Настенька не видела книгу, давайте покажем, ей как мы умеем работать с учебником?
б) Работа с учебником
- Откройте учебник на стр. 126. Найдите Задание под цифрой один. Давайте прочитаем задание? (оформите в альбоме лист «Наволочка») разбор и зачитывание текста.
V. Практическая работа в альбоме
-Давайте поможем, Настеньке справится с заданием, ведь выполняет его она впервые.
1. Оформить в альбоме лист «Наволочка» (выполните рисунок изделия, укажите форму изделия, применение, ткань, отделку, виды швов)
Итог: у вас получились разные наволочки и с пуговицами, и на завязках, и выбрали вы разные рисунки для пошива. Настенька очень довольна таким мастерством (вручаются клубки ниток) Разматываем клубок.
VI. Итог урока.
- Героине, какой сказки мы сегодня помогали?
· К какому белью по способу носки относят наволочки?
· Какую форму имеет наволочка?
· Какие мерки снимают для построения чертежа наволочки?
· Как рассчитать количество ткани на наволочку по длине?
· Как рассчитать количество ткани на наволочку по ширине?
- Давайте подсчитаем, сколько клубков ниток заработал каждый из вас. (Учащиеся озвучивают). Положите, пожалуйста, клубки в корзину, и мы подарим их нашей мастерицы, чтобы она творила красоту. Настенька всех благодарит за спасение, если бы не ваши знания сидеть ей в темнице.
Выставление оценок.
Тема урока: «Раскрой наволочки».
Цели урока:
1. Образовательные: учить применять готовый крой выкройки при раскрое на ткани;
2.Коррекционно – развивающие: корригировать и развивать зрительное восприятие учащихся через задания;
3. Воспитательные: воспитывать аккуратность, этику взаимоотношений.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, образец наволочки, рабочие коробочки, линейка, инструкционные карты «Подготовка ткани к раскрою», «Раскладка выкроек на ткани», образец кроя, готовая выкройка.
Словарь:декатирование.
Ход урока
I. Орг. Момент
Проверка готовности к уроку
- Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие на поезде. Я начальник поезда и сопровождающий по станциям, а вы пассажиры. На пути мы будем останавливаться на станциях.
Слайд 1 - Что бы поезд тронулся, мы должны познакомиться с правилами в пути: Нам будут встречаться станции: Торговая, Тематическая, Раскройная, Конечная. В путешествии мы встретимся с важными документами пассажира: тетрадь, учебник, дневник. На станциях при правильно выполненном задании вы будете получать билеты, для дальнейшего проезда. Во время нашего путешествия будьте внимательны. В конце путешествия мы с вами произведём подсчёт билетов и выберем наиболее эрудированного пассажира. Отправляемся в дорогу (гудок поезда).
II.Актуализация знаний
- Первая станция Торговая.
- 1. Задание: «Исключи лишнее» предлагаю вам внимательно рассмотреть готовые изделия (ночная сорочка, пижама, пододеяльник, наволочка, простынь).
- Выберите изделия, которые относятся к постельному белью?
(пододеяльник, наволочка, простынь).
Итог: - Молодцы! У вас неплохо получается (раздаются билеты).
- Пройдите в отдел «Ассортимент тканей».
- 2. Задание: «Ассортимент тканей». Рассмотрите образцы тканей и выберите те, из которых шьют постельное бельё (хлопчатобумажные ткани: бязь, поплин, сатин, льняные, шёлковые).
- Перечислите, свойства данных тканей? (впитывают влагу, хорошо утюжатся, имеют высокую прочность, пропускают воздух).
- Молодцы! Вы очень умные пассажиры!
Итог: На данной станции вы хорошо справились с заданиями (получите билеты).
III.Сообщение темы и целей урока
Слайд 2 - Наш поезд отправляется на следующую станцию Тематическую (гудок поезда).
- Данная станция самая короткая нашего пути: небольшое объявление от начальника поезда (голосовое сообщение):
- Уважаемые пассажиры, откройте, пожалуйста, важный документ под названием тетрадь: запишите число сегодняшнего путешествия, жители станции занимаются «Раскроем наволочек» посмотрите, на доску. Путешествуя, по станциям узнаем подготовку ткани к раскрою, правила раскладки выкройки на ткани (гудок поезда).
IV.Повторение
-Следующая станция «Раскройная». У жителей данной станции был план по пошиву наволочки, на станции был сильный ветер и перепутал план. Жители в паники. Давайте поможем восстановить его.
3.Задание: «Перепутанный план». Восстановите план по пошиву наволочки. Слайд 3
1. Подготовить выкройку к раскрою. (3)
2.Раскроить деталь наволочки. (4)
3. Построить чертёж наволочки. (2)
4.Выполнить работы по пошиву и отделке изделия. (5)
5. Снять мерки. (1)
- Зачитайте план после восстановления,
Итог: - Молодцы! Я думаю, что жители останутся довольны вашей работой. (Раздаются билеты)
- В знак благодарности жители подарили вам готовую выкройку, по которой вы с можете выполнить раскрой наволочки, и ещё пригласили вас посетить раскройный цех:
4.Задание Слайд 4. Чтобы получить допуск в данный цех мы должны ответить на ряд вопросов. (Каждой ученице даётся по два вопроса – карточка, последний вопрос читает учитель)
- В чём заключается подготовка выкройки к раскрою?
- Как подготовить ткань к раскрою?
- Где должна находиться ткань при раскрое?
- Как выполняется раскладка выкройки на ткани?
- Как вкалывают булавки при раскрое?
- Что называют кроем?
- С помощью чего можно выполнить обводку деталей на ткани?
Итог: - Молодцы! Допуск вы получили? (Раздаются билеты)
- Наш поезд требует проверки колёс. И мы с вами немного отдохнём.
Физминугка
Едем, едем, долго едем, (Повороты головы вправо, влево)
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
Вот поезд наш едет, (Согнуть руки к плечам, круговые движения
рук вперед-назад)
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Пассажиры сидят. (Ударить ладонями по коленям)
Чу-чу-чу-чу-чу!
Бежит паровоз.
Далеко-далеко пассажиров повез. (Ходьба)
V. Анализ образца
- Приглашаю Вас в раскроенный цех.
а) Работа с учебником
Словарное слово. Декатирование (вывешивается в словарик) (чтение учителем, значение, чтение хором).
-Это влажно-тепловая обработка ткани для её усадки.
- В раскройном цеху вас ожидает важный документ учебник, откройте его на стр130 Практическая работа «Подготовка ткани к раскрою, раскладка выкройки на ткани и раскрой наволочки».
(Учитель объясняет порядок выполнения работы, анализируя вместе с учащимися пункты инструкционной карты в учебнике, стр.130).
Слайд 5. Подготовка ткани к раскрою (выполняется показ)
Настилание ткани (Показ на образце).
1.Перед раскладкой выкроек у ткани необходимо срезать кромки (учитель показывает приемы отрезания кромки).
Раскладка деталей выкройки на ткани (Показ на образце).
1.Разложить на ткани сначала выкройку.
2.Приколоть булавками.
3.Выкройка на ткани с направленным рисунком должны располагаться в одном направлении.
4.Направление нитей основы на выкройке должны совпадать с направлением на ткани.
Затем отмечаются припуски на швы:
-на поперечные срезы 1,5 см;
- на обработку боковых срезов - 4 см.
(Учитель показывает, как выполняются припуски на швы).
Обводка деталей:
– контурная линия - по контору сплошной тонкой меловой линией (не более 1-2 мм),
- линия припусков на швы- с учетом указанных на выкройке припусков на швы.
Слайд 6. Проверка качества работы: 1) срезы кроя ровные, без надрезов;
2)углы кроя прямые.
-Что, вам поможет в практической работе? (тех. карта)
Итог: кому непонятно как выполнять работу?
- Вы слушали объяснение внимательно и с работой справитесь, на отлично. Индивидуальная работа: дается карточка с планом последовательного выполнения.
IV.Практическая работа «Раскрой наволочки»
Вводный инструктаж
- Пожалуйста, отнеситесь к работе по раскрою со всей ответственностью, не спешите, помните, кроим по долевой нити, проверьте раскладку выкройки на ткани и закрепите её булавками, проведите обмеловку, отколите выкройку и вырежете. Выполните проверку качества работы.
Слайд 7. Проверка качества работы: 1) срезы кроя ровные, без надрезов;
2) углы кроя прямые.
- Вам предстоит самостоятельно выполнить. Народная пословица гласит: «СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ!».
- Перед началом работы сдадим допуск по технике безопасности, принимать буду я, ваш экзаменатор (выделенные фразы произносят дети).
Слайд 8.
Сели шить мы за машину,
Держим ровно корпус, спину.
Пальцы – дальше от иголки,
Под косынки спрячем чёлки.
Давайте, повторим все вместе:
Хранить булавки в определенном месте.
Чтоб не болели зубы и живот,
Не брать иголки и булавки в рот.
На стол кладу я ножницы
Кольцами к себе,
Передаю я ножницы
Кольцами к тебе.
Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда.
Положишь их разомкнутыми – может быть беда.
Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг,
На подставку, на подставку поскорей поставь утюг!
Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура.
Не оставь утюг включённым в кабинете до утра.
Ваш экзамен принимаю и к работе допускаю!
Итог: - Молодцы! Правила вы знаете хорошо, применяйте их на практике (журнал для инструктажа: роспись) (Раздаются билеты).
- Приступайте к самостоятельному выполнению.
Самостоятельная работа по инструкционным картам «Подготовка ткани к раскрою», «Раскладка выкроек на ткани».
Текущий инструктаж (по ходу выполнения работы).
Целевые обходы учителем рабочих мест учащихся, оказание индивидуальной помощи учащимся.
1.Целевой обход: проверить соблюдение ТБ при работе с утюгом.
2. Целевой обход: проверить правильность выполнения раскладки выкройки на ткань.
3.Целевой обход: Проверить правильность прикалывания булавок.
4.Целевой обход: Проверить правильность выполнения работы: обмеловка и припуски на швы.
- Проверьте самостоятельно свои работы?
Итог: - Давайте проверим, правильно ли пассажиры справились с заданием, опору делаем на проверку качества работы (вывешиваются работы учащихся на доску).
-Молодцы! (Раздаются билеты)
IIV.Закрепление. Оценка качества выполненных работ
- Поезд прошёл проверку удачно. И мы продолжаем путешествие на последнюю станцию Конечная (гудок поезда).
- Во время путешествия, какие станции вы посетили?
- Чем занимались на станциях?
- Расскажите, как подготовить ткань к раскрою?
- Опишите последовательно раскладку выкройки на ткань?
- Какое новое слово появилось в нашем словаре?
Итог: - Молодцы вы справились со всеми заданиями? У нас очень эрудированные пассажиры. (Раздаются билеты)
IIIV.Итог
- Наше путешествие подошло к концу, поезд прибыл на конечную станцию.
- Давайте вспомним правила (воспроизводят учащиеся: должны выполнить подсчёт билетов и выбрать наиболее эрудированного пассажира).
Итог: - Произведите подсчёт. Учитель пишет фамилии на доске и рядом количество билетов, выявляется победитель. Все учащиеся поздравляют победителя.
-Всем спасибо за совместное, приятное путешествие! Подайте важный документ дневник. Уборка рабочих мест.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.