МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГБПОУ «Сасовский индустриальный колледж имени полного кавалера ордена Славы В.М. Шемарова»
Методическая разработка
по проведению открытого урока
по дисциплине «Менеджмент»
на тему «Понятие руководства и власти»
для специальности
38.02.04 «Коммерция» (по отраслям
г. Сасово
20__ г.
Содержание
Аннотация 4
План урока 5
Теоретическая часть 8
Приложения 14
Аннотация
В рамках перехода учебных заведений на государственные стандарты третьего поколения возникла необходимость формирования у студентов профессиональных компетенций. Реализация данного подхода обеспечит будущему специалисту возможность для понимания своей выбранной специальности ,профессионального и карьерного роста.
Методическая разработка открытого урока является актуальной для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проведения занятия для систематизации и закрепления изученного материала с использованием информационно-коммуникативных технологий и элементов ролевой игры.
Проведение занятий требует использование современных средств и форм организации занятия, использование ТСО. По изучаемой теме студенты могут подготовить к уроку в виде домашнего занятия дополнительный материал в виде докладов, презентаций, слайдов.
Показ домашних презентаций по темам можно организовать в течение урока, для ознакомления с новым материалом. Это позволит проконтролировать самостоятельную работу студентов, поможет повторить уже пройденный материал, составить логическое аналитическое заключение.
Работа в микрогруппах, за компьютером и на интерактивной доске, обсуждение тем, принятие самостоятельных решений, использование элементов ролевой игры дают хорошие результаты в процессе активизации познавательной деятельности, нацеливает студентов во время обучения к более глубокому пониманию ситуаций, вырабатываются умения анализировать сложившуюся ситуацию на предприятии, рекомендации по улучшению работы.
Дисциплина «Менеджмент » тесно переплетается с другими экономическими дисциплинами, в результате прослеживаются тесные межпредметные связи (психология и этика коммерческой деятельности;, основы права, информатика).
Цель написания данной методической разработки – формирование мотивации у студентов, развитие логического мышления, систематизация и контроль знаний студентов по изучаемой теме.
Структура занятия состоит в подробном распределении элементов занятия и изучаемых вопросов, а так же методов обучения и времени, необходимого для изучения темы; методика проведения занятия включает в себя подробное описание каждого элемента занятия и его цели;
План урока № 25
от «» _______20_г.
Специальность: 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям)
Группа: К 38-2
Дисциплина Менеджмент
Тема: Понятие руководства и власти
Формируемые компетенции:
ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.
Цели урока:
Образовательная – ознакомить с основными видами, свойствами власти и лидерства, формировать умения работать с новой информацией по теме.
Развивающая – развивать аналитическое мышление - формирование умения выделять существенные признаки и свойства.
Воспитательная – способствовать совершенствованию навыков общения, концентрации внимания при проведении работы, воспитать познавательные мотивы учения, интерес к выбранной профессии.
Квалификационные требования:
По результатам занятия студент должен уметь:
- применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента; делового и управленческого общения;
- планировать и организовывать работу коллектива;
- прогнозировать последствия принятых управленческих решений;
По результатам занятия студент должен знать:
- понятие «власть», ее виды, свойства:
- понятие «лидер», основные качества лидера.
- понятие «харизма», концепцию харизматического лидерства.
Вид урока: лекция с элементами деловой игры
Организация деятельности студентов: индивидуальная, групповая.
Метод обучения: обьяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный.
Междисциплинарные связи:
Психология и этика коммерческой деятельности;
Основы права;
Информатика.
Учебно-методическое обеспечение:
1 ПК;
2 Программы Windows 7, PowerPoint.
3 Мультимедийный проектор BENQ.
4. Раздаточный материал
Ход урока:
Деятельность преподавателя: |
Деятельность студентов: |
1.Организационный момент : 1.1 проверка готовности аудитории 1.2. проверка списочного состава студентов.
|
Готовятся к уроку: должны иметь тетради для лекционных работ, ручки. |
2. Формулирование темы занятия: 2.1. показ видеороликов «Викинг», «Где должен быть командир»; 2.2. постановка целей урока; 2.1.объяснение хода занятия.
|
Отвечают на вопросы преподавателя и, опираясь на ответы, самостоятельно формулируют тему и цель урока. Слушают объяснение хода занятия |
3 Изучение нового материала посредством рассказа, объяснения, демонстрации. 3.1. Власть: понятие, свойства, виды. Баланс власти. 3.2. Лидерство : основные понятия, виды. Типология лидерства
|
Следят за ходом мыслей преподавателя, проверяют степень их логичности, учатся вести поиск.
|
4. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности студентов: 4.1. демонстрация презентации «Лидер ведет свою страну вперед своим примером, а не силой»;
|
Смотрят, делают выводы по просмотренному материалу |
5 Сообщение фактов, направление мыслей студентов в необходимое русло, постановка проблемы и включение студентов в поиск решения задач. Выполнение заданий: 5.1. Участие в ролевой игре «Выборы царя зверей»; 5.2. Выявление склонности к деятельности коммерсанта-предпринимателя по мотивам русских народных сказок (тестирование); 5.3. Онлайн тестирование на выявление потенциала лидера.
|
- работают над упражнением, составляют производственные ситуации, высказывают мнение о просмотренном видеоролике, выполняют оценку результатов теста. |
6. Проверка правильности выполнения работы. По результатам выступлений кандидатов на пост «царя зверей» преподаватель проводит анализ.
|
Студенты проводят голосование, оценивают выступление кандидатов на пост «царя зверей», исходя из ранее оговоренных условий, самоанализ результатов. |
7. Подведение итогов занятия: 7.1. упражнение «Ученье - свет» ; 7.2. преподаватель объявляет и выставляет оценки, комментирует
|
Выполняют упражнение. Слушают, комментируют. |
8. Домашнее задание: 8.1. Заполнить в Рабочей тетради по менеджменту тему 13 «Руководство: власть и партнерство», с 54-56 8.2. Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов «Менеджмент», 2013 г., с 256-270
|
Записывают задание на дом. |
Преподаватель ОГБПОУ «Сасовский
индустриальный колледж имени полного
кавалера ордена Славы В.М. Шемарова»: __________ Кочеткова Л.В.
Для того чтобы оказывать эффективное влияние на людей, руководитель должен обладать властью. Власть – это возможность влиять на других людей, возможность осуществлять свою деятельность по собственному усмотрению.
Власть и влияние являются основой лидерства, необходимым условием изменения поведения людей и достижения целей организации. Власть – это взаимоотношения, взаимозависимость между участниками управленческого процесса. Чем больше зависимость от другого человека, тем больше власть данного человека. Политолог Роберт Дол объясняет эти взаимоотношения следующим образом: «А имеет власть над В до такой степени, при которой он может заставить его делать то, что В не сделал бы в других случаях».[5] Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение чьих-то потребностей, желаний.
В современных организациях должен существовать баланс власти, так как подчиненные тоже обладают властью над руководителями. Руководители зависят от подчиненных в таких вопросах, как предоставление достоверной и своевременной информации, качественное выполнение заданий, поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чья поддержка необходима руководителю, способность влиять на своих коллег, сотрудничество. Поскольку подчиненные тоже обладают властью, руководители не должны злоупотреблять своей властью, ибо подчиненные могут в ответ продемонстрировать свою власть. Подчиненные не должны переживать чувство безысходности, ненужности, полной зависимости от воли руководителя: это ведет к сопротивлению, непокорности, разрушает благоприятный климат в коллективе, снижает эффективность организации.
Эффективный руководитель старается поддерживать баланс власти, а свою власть никогда не будет осуществлять в жесткой, приказной, ожидающей подчинения манере. Лидер может влиять на поведение других людей без опоры на силу, принуждение.
Власть может принимать разнообразные формы.
Основные формы власти.
Власть, основанная на принуждении, предполагает влияние через страх, через угрозу удовлетворению потребностей человека. При этом менеджер использует различные формы наказания: намек на увольнение, лишение каких-то полномочий, блокирование продвижения по службе, понижение в должности, выговор, штраф. Есть и более изощренные формы использования страха и принуждения: вскользь брошенное замечание, которое ранит самолюбие, предоставление отпуска в неудобное время, сравнение с другими сотрудниками, которые лучше справляются с заданиями. Это подчеркивает низкую оценку работника, неуважение его со стороны руководителя и необходимость работать более напряженно.
Но принуждение, страх редко приводят к желаемым результатам, хотя могут приносить временные улучшения. Страх ограничивает инициативу, творчество, снижает удовлетворенность работой, порождает отчуждение, сопротивление, месть.
Власть вознаграждения основана на возможности руководителя обеспечить то, что люди хотели бы иметь. Это один из самых древних и широко используемых способов влияния на людей. Если работники согласны принять вознаграждение (благодарность, признание, премию, повышение заработной платы, назначение на хорошую должность, дополнительный отпуск, отдельный кабинет и т. д.), то они будут подчиняться приказам, требованиям и указаниям. Трудность в том, чтобы верно определить вознаграждение для каждого сотрудника. Деньги и более престижная должность производят впечатление не на каждого человека и могут не повлиять на его поведение.
Легитимная (законная, традиционная) власть основана на готовности подчиненными признать власть руководителя в силу занимаемой им должности. Люди реагируют не на человека, а на должность, служебное положение руководителя. Они осознают необходимость подчинения начальству, поддержания дисциплины, соблюдения норм, правил, традиций организации. Это повышает ее стабильность, предсказуемость, так как она не зависит от способностей конкретного человека.
Подчиненные играют главную роль в реализации легитимной власти. Они подчиняются в том случае, если убеждены в законности приказов. Пределы легитимной власти ограничиваются такими факторами, как культура, обычаи и система ценностей, характерными для организации. Взамен подчиненные получают ощущение принадлежности к социальной группе, защищенности. Влияние через традиции, должностные полномочия может значительно упростить процесс принятия решений. В организации, где традиции очень сильны, а часто прописаны в форме «заповедей», принципов, точно определено, «что такое хорошо и что такое плохо».
Опасность влияния через традиции связана с возможностью не заметить новое, а порой – сопротивления переменам, что приводит к тому, что организация не успевает вписаться в меняющееся окружение. Кроме того, традиции лучше влияют на людей, мотивированных защищенностью и принадлежностью. А у современного персонала на первый план выходят потребности в уважении, успехе, самореализации.
Власть информации базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умении использовать ее для влияния на других людей. Координация информационных потоков и контроль за коммуникационной сетью делают человека властным. Такой властью обладают не только люди, занимающие определенные должности, но и их помощники, секретари.
Власть примера, референтная власть основана на харизме, свойственной личным качествам или стилю поведения человека. «Харизма» – термин, используемый для описания притягательных черт характера некоторых людей. Многие люди попадают под влияние определенного лица в силу его особенных личностных качеств. Обаяние этого лица (харизма) является основой референтной власти. Человек, обладающий харизмой, вызывает восхищение, желание подражать ему, он служит примером для других, идеалом, кумиром, непререкаемым авторитетом.
Власть эксперта осуществляется через влияние на поведение подчиненных посредством специализированных знаний руководителя, высокого образовательного уровня, опыта, таланта, навыков. Экспертная власть не связана жестко с должностью. Ее уровень определяется уровнем компетентности руководителя, специалиста, а может быть, и исполнителя. Принимая на веру мнение подчиненного, которого руководитель считает экспертом в своей области, руководитель экономит время, а также, что более важно, формирует благоприятную деловую атмосферу.
Но надо иметь в виду, что формирование разумной веры потребует определенного времени, она менее устойчива, чем вера слепая (основанная на харизме), и в некоторых случаях разумная вера может привести к принятию менее эффективных решений. Такое возможно, когда подчиненные, считая руководителя экспертом, не высказывают своего мнения, не делятся информацией, сомнениями и идеями.
Во многих современных организациях, где подчиненные имеют высокий образовательный уровень, ликвидирован интеллектуальный разрыв между ними и руководителями. В этих условиях становится трудно осуществлять влияние в перечисленных формах власти. Возникает необходимость сотрудничества со стороны подчиненных.
К такому сотрудничеству побуждают две современные формы влияния – убеждение и участие.
2. Лидерство : основные понятия, виды. Типология лидерства
Любая организация может рассматриваться с двух сторон: как формальная и неформальная. В них возникают два типа отношений: формальные – должностные, функциональные и неформальные – эмоциональные, психологические. Руководство – это феномен формальных, официальных отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных отношений. Руководитель назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия. Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, равных ему по статусу.
Лидерство – тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к общей цели. Лидерство характеризует отношения, в основе которых лежит доверие, признание высокого уровня квалификации, готовность поддерживать во всех начинаниях, личные симпатии, стремление перенимать положительный опыт.
Согласно Дж. Терри лидерство – это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникативного процесса и направляемое на достижение специфической цели. П. Друкер отмечал, что лидерство – это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность. Большинство авторов признает, что лидерство означает способность оказывать влияние на людей, группы, направляя их усилия на достижение общих целей.
Влияние – это целенаправленное воздействие одного человека на другого, которое изменяет поведение, отношения этого другого человека.
Эффективный руководитель знает и использует в зависимости от ситуации все формы власти. Кроме того, очень важен стиль его поведения с подчиненными.
Стиль руководителя – это совокупность определенных принципов, наиболее характерных и устойчивых методов решения задач и проблем, возникающих в процессе реализации функций управления.
Существует три подхода к определению эффективного лидерства. Первый – подход с позиций личных качеств – предполагает, что лидер должен обладать определенным набором достаточно устойчивых качеств, в том числе врожденных. Разные исследователи выделяли разные группы лидерских качеств. Их можно объединить в пять групп: физиологические, психологические (эмоциональные), интеллектуальные, личностно-деловые и моральные.
Назовем необходимые качества эффективного лидера: настойчиво стремится к управлению людьми; образован, обладает нетрадиционным мышлением; признает, что не все знает сам; ставит в известность подчиненных о характере работы; скучный труд превращает в творческий; уверен в себе; инициативен; умеет ценить время подчиненных; требователен и строг; умеет поощрять и наказывать; уравновешен, вежлив и приветлив; обладает чувством юмора; умеет говорить и слушать; умеет радоваться чужим успехам; честен и неподкупен; самостоятелен и независим; способен взять на себя риск и ответственность.
Конечно, лидер должен обладать определенным набором личностных качеств. Однако этот набор не может быть постоянным, пригодным ко всем управленческим ситуациям и присущим всем руководителям. В разных ситуациях руководители обнаруживают разные личностные качества. Это приводит к тому, что список потенциально важных характерных личностных черт не может быть окончательным. Добавляются все новые и новые характеристики (знак зодиака, под которым рожден тот или иной руководитель, почерк, происхождение и т. д.), необходимые для эффективного лидерства.
Второй подход к определению эффективного лидерства – поведенческий, основан на изучении поведения лидера и средствах его воздействия на подчиненных. Данный подход, как и первый, тоже пытается найти один, наилучший тип эффективного лидерства. Но критерий для отбора здесь другой – лидерское поведение. Если первая концепция основывается во многом на врожденных качествах лидера, то вторая предполагает возможность подготовки лидеров по специальным программам. Главное – найти ответ на вопрос, что и как лидеры делают, а не на вопрос, кто является лидером.
Наиболее известны следующие концепции:
1) три стиля руководства;
2) исследования Университета штата Мичиган: лидерство, ориентированное на работу, и лидерство, ориентированное на работников;
3) исследования Университета штата Огайо: формирование структуры и внимание к подчиненным;
4) управленческая решетка Роберта Блэйка и Джейн Моутон;
5) заменители лидерства.
Игра «Выборы царя зверей»
Цель игры: Развитие умения выделять основные черты лидера;
формирование навыков самопрезентации в коллективе.
Задачи: Формирование толерантного, позитивного отношения к лидерам с различными личностными особенностями и стилями работы в группе.
Время:20-30 мин.
Оснащение: ПК;
карточки с ролями,
листы бумаги,
фломастеры;
бюллетени.
Ход игры:
Преподаватель: Сейчас мы с вами сыграем в сказочную игру, но с реальной жизненной ситуацией. Называется она «Выборы царя зверей».
Вступление: Как-то раз на лесной опушке, собрались все лесные зверушки... стали они обсуждать, кто будет льва заменять? Кто же из других зверей достоин чести сей?
Каждому из кандидатов нужно будет обосновать и аргументировано доказать: чем он отличается от других зверей и какие личные качества всех других важней (при каких условиях и ситуациях)?
Преподаватель: Итак, нам понадобятся шесть желающих на роль кандидатов царя-зверей.
Этап 1. Распределение ролей.
Вышедшим участникам раздаются произвольно карточки лидеров претендентов (см. приложение).
В списке кандидатов зарегистрировалось шесть лесных жителей:
1)Лиса – хитра, дипломатична, находчива.
2)Заяц – скромен, застенчив, уступчив.
3)Медведь – силен, прямолинеен, настойчив.
4)Волк – храбр, спокоен, сдержан.
5)Муравей – трудолюбив, умен, умеет работать в команде.
6)Сова – мудра, уравновешенна, нетороплива.
Этап 2.РR-кампания (10 – 15 минут).
Преподаватель: Сейчас каждому лидеру необходимо выполнить следующее:
–написать на листочке свои положительные черты, в соответствии с выпавшей ролью;
–продумать рекламный ролик (по времени не более 3 – 5 минут). Ролик может быть сделан в любом формате: интервью, представляющее героя; инсценировка, представление личных качеств кандидата; рисунок, шарж, с последующей театрализацией и комментариями; стихотворение, песня. А пока наши кандидаты готовятся присутствующим избирателям предлагается пройти тест «Склонность к лидерству» по мотивам русских народных сказок.
Этап 3.Презентация рекламных роликов в течение 3 – 5 минут на каждого кандидата.
Этап 4.Дебаты между кандидатами (5 – 7 минут).
Преподаватель: Главные кандидаты садятся в центр круга.
Сейчас у вас будет последняя возможность перед выборами показать, что вы лучший претендент на эту должность. Ваша задача – в течение 5 минут проявить себя в лучшем свете перед лесными жителями на этих дебатах. Каждый кандидат имеет право задать два вопроса своим оппонентам.
Все остальные присутствующие (жители леса) следят за дебатами и формируют свое личное мнение о кандидатах.
Этап 5.Выборы (5 – 10 минут).
Преподаватель׃ Итак, предвыборная кампания завершилась. Наступил день выборов. Каждый кандидат хотел бы проголосовать сам за себя, Но у нас выборы будут организованы несколько иначе: будут розданы бюллетени присутствующим (жителям леса) и пока будет проходить процедура голосования и обработка результатов независимой учётной комиссией , кандидаты пройдут онлайн тестирование на выявление потенциала лидера (http://test.msk.ru/psy2_test/potencial_lidera.htm)
Этап 6. Подведение итогов. Объявление победителей.
Вопросы для обсуждения:
1. Чем был обусловлен выбор того или иного кандидата (вопрос голосовавшим)?
2. Какие лидерские качества вам показались наиболее привлекательными в кандидатах?
3. Какую форму власти продемонстрировали кандидаты?
4. Что помогло выиграть выборы (вопрос победителю)?
5. Что было сложнее всего в предвыборной борьбе? Почему?
6. Помогали Вам или мешали заданные роли?
Общий вывод: Плох тот солдат, который не хотел стать генералом. Это сказано к тому, что потенциал лидера скрыт в абсолютно любом человеке. Стоит просто раскрыть в себе эту возможность. Но тут дело в том, что у кого-то лидерские качества достаточно сильно развиты, а у кого не сильно. И ещё не факт, что тот человек, у кого потенциал лидера не сильно развит, будет плохим лидером.
Большинство просто думает о том, что лидерами рождаются. А вот и не правда! Лидерами становятся. Стоит развивать в себе лидерские качества по чуть-чуть, но каждый день. И уже через год Вас трудно будет узнать.
Завершение
Упражнение «Ученье - свет»
Цель: получение обратной связи.
Время:10 мин.
Материалы: зажженный фонарик.
Ход упражнения:
Студенты встают в круг и передают друг другу зажженный фонарик и при этом отвечают на вопросы.
Вопросы для обсуждения:
1. Что нового вы узнали?
2. Что запомнилось на занятии больше всего?
3. Какие чувства вызвали эти события?».
Приложение 1
Индийская притча
В древние времена был в одной стране большой красивый лес. Звери жили в нём спокойно и счастливо. Никто никого не притеснял, никто никому не докучал. Все были заняты своими делами.
Жила в лесу одна лисица. Посадила она на опушке деревья с очень вкусными плодами. Когда плоды созревали, лисица со своей семьёй лакомилась ими, а то, что оставалось, отдавала соседям. Присматривать за садом лисица наняла белку, и та гоняла ворон и попугаев, которые стаями слетались к деревьям, желая отведать плодов.
Так вот и жили лисица, лис и их дети, спокойно и без больших забот.
И жил в том же лесу заяц, у которого был очень хороший огород. На этом огороде у зайца росли сахарный тростник, горох, пшеница, картофель и морковь. Заяц был одинок. Он работал в своём огороде, ни о чём не беспокоясь, и жил себе припеваючи. Но скоро ему надоела одинокая жизнь. Он подружился с одной обезьянкой, и они поселились вместе. Хозяйство их процветало.
Так спокойно и счастливо жили в этом лесу звери, занимаясь каждый своим делом.
Но однажды этому спокойствию пришёл конец. А случилось вот что.
Лев, царь этого леса, стал стар и в помощники себе взял шакала. Он назначил его министром и поручил ему ходить по лесу и следить за порядком. В помощь шакалу дали четырёх солдат: двух обезьян и двух медведей. Особого добра эти солдаты не делали, но зато и зла не причиняли. Шакал же был самым настоящим плутом и обманщиком. Зверям в лесу житья от него не стало. Он клеветал на них и бегал с жалобами ко льву, а тот был в то время так зол, что тут же убивал всех, на кого поступали доносы.
Однажды шакал бродил по лесу и набрёл на сад лисицы. Ему захотелось отведать вкусных плодов. Бедная лисица испугалась, но отказать ему не посмела. А шакал, которому плоды очень понравились, стал приходить каждый день и опустошать одно дерево за другим. Наконец бедная лисица не выдержала и сказала:
— Братец шакал, что это ты навязался на мою шею? Ведь у меня семья. Не голодать же моим детям!
— В чём дело? Говори яснее, — раздражённо рявкнул шакал.
— Дело в том, что ты обираешь мой сад, — кротко сказала лисица.
— Обеднеет твой сад что ли, если я съем пару другую плодов? — проворчал шакал.
С этими словами он схватил одну ветку и так тряхнул её, что спелые плоды дождём посыпались на землю. В это время подошёл лис. Наглость шакала возмутила его.
— Эй, шакал, — гневно сказал он непрошеному гостю, — едва ты стал министром, как уже зазнаёшься!
Такого оскорбления спесивый шакал не стерпел.
— Говори, да знай меру! — зарычал он. — Я ведь не кто-нибудь в этом лесу, а министр! Вот возьму и прикажу спустить с тебя и твоих детей шкуру.
Слово за слово — и началась драка. Лис так отколотил шакала, что тот поджал хвост и в страхе побежал ко льву.
— Махарадж! — воскликнул он. — В вашем лесу живёт одна вероломная лисица. У неё есть сад, в котором растут большие сладкие плоды. Когда я попросил их у неё немного для вашей милости, она обругала вас, призвала на помощь всю свою семью и так отделала меня, что я едва жив остался.
Услышав о таком злодеянии, лев свирепо зарычал. Он приказал своим солдатам схватить лису со всем её семейством и привести к нему.
Вскоре всех их связанными привели ко льву.
— Эй, лиса, почему ты избила моего министра и вдобавок обругала меня? — грозно спросил лев.
Лис и лисица так тряслись от страха, что не могли произнести ни звука.
— Что же ты молчишь? — снова прорычал лев.
— Махарадж, я не ругала вас, — дрожа, ответила лисица.
— Лжёшь! Какова обманщица!
И лев, с рычанием бросившись на несчастных, тут же сожрал их.
После этого случая все в лесу стали бояться шакала. А шакал, увидев, какой страх он внушает зверям, ещё больше стал притеснять их. Стоило кому-нибудь не выполнить его приказа или не угостить его, как он тут же отправлял этого зверя на растерзание льву.
Наступили холода. Сахарный тростник в огороде зайца стал большим-пребольшим; картофель и морковь тоже уродились на славу. Заяц с обезьяной усердно сторожили свой огород.
Однажды шакал бродил по лесу и забрался к ним в огород. Он нарвал тростника, выкопал несколько морковок и принялся есть. А заяц и обезьяна не смели и слова вымолвить и только молча смотрели, как обирал их шакал. Но вдруг заяц сказал:
— О почтенный шакал! Зачем вы беспокоите себя и ходите сюда сами? Стоит вам лишь приказать, и я всё принесу вам домой.
Услышав это, шакал самодовольно усмехнулся.
— Хорошо. Ты, я вижу, умён, — сказал он и удалился.
— Братец, если шакал каждый вечер будет так объедать наш огород, то нам самим скоро ничего не останется, — проговорила обезьяна.
— Не заботься об этом. Сходи лучше днём к шакалу и отнеси ему тростник, картофель и морковку. Я нашёл способ наказать его, — сказал заяц.
— Как? Расскажи мне! — стала просить обезьяна, но заяц не сказал больше ни слова.
Раньше в поисках еды шакалу приходилось рыскать по всему лесу. Теперь же, когда заяц стал приносить ему угощение домой, он зажил припеваючи. Довольный дарами, он иногда даже забывал являться ко льву.
И вот однажды, когда шакал сидел дома и с удовольствием уплетал картофель и тростник, заяц отправился ко льву сам. Он вывалялся в грязи и, плача, предстал в таком виде перед львом.
— Махарадж! Защитите вашего слугу! — простонал заяц.
— Что случилось? — удивился лев.
— О махарадж! Я нёс вам овощи со своего огорода и встретился по дороге с шакалом. Он избил меня, а все овощи отобрал и отправился к себе домой. Если вы не верите мне, можете сейчас же пойти и посмотреть.
Услышав о такой дерзости своего министра, лев очень рассердился и тотчас же отправился вместе с зайцем к дому шакала.
Шакал преспокойно лежал на кровати, жевал тростник и напевал какую-то песенку. Лев вошёл в дверь с гневным рычанием. Увидев шакала, уплетающего овощи, он разгневался ещё больше, набросился на него и тут же растерзал.
Так благодаря находчивости зайца кончилась власть ненавистного шакала, и все обитатели леса зажили спокойно и беззаботно, как и прежде
Приложение 2
Заяц |
Сова |
Медведь |
Лиса |
Муравей |
Волк |
1)Лиса – хитра, дипломатична, находчива.
|
|
2)Заяц – скромен, застенчив, уступчив.
|
|
3)Медведь – силен, прямолинеен, настойчив.
|
|
4)Волк – храбр, спокоен, сдержан.
|
|
5)Муравей – трудолюбив, умен, умеет работать в команде. |
|
6)Сова – мудра, уравновешенна, нетороплива.
|
Приложение 3
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
для голосования на выборах Царя Леса
5 апреля 2018 года |
(Место для подписей двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и печати участковой избирательной комиссии) |
||
РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОРЯДКА ЗАПОЛНЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО БЮЛЛЕТЕНЯ |
|||
Поставьте любой знак в пустом квадрате справа от фамилии только одного зарегистрированного кандидата, в пользу которого сделан выбор. Избирательный бюллетень, в котором любой знак (знаки) проставлен (проставлены) более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них, считается недействительным. Избирательный бюллетень, не заверенный подписями членов участковой избирательной комиссии и печатью участковой избирательной комиссии, признается бюллетенем неустановленной формы и при подсчете голосов не учитывается. |
|||
Лиса |
1989 г.р. Родилась в иноземном лесу имени «Red fox» , всю свою сознательную жизнь изучала проблемы политики, работала в сфере PR- технологий , знает все тайны леса, состоит в партии «Хвостатые». |
|
|
Заяц |
1998 г.р . Родился в лесу под ракитовым кустом. |
|
|
Медведь |
1997 г.р. Родился лес , заповедный край . |
|
|
Волк |
1999
г.р. Родился на границе леса близ места «Сказочная гора» . Всю свою
сознательную жизнь является активистом, состоит в партии «Храбрые , смелые и
умелые» с 2000 года . |
|
|
Муравей |
1998 г.р. Родился на опушке леса «Муравьиная горка» |
|
|
Сова |
2000 г.р. Родилась в лесу в дупле дерева «Золотой дуб». Является самым мудрым животным в лесу , состоит в партии «Умный , еще умнее» |
|
|
РЕЦЕНЗИЯ
Методическая разработка
по проведению открытого урока по дисциплине «Менеджмент»
на тему «Понятие руководства и власти»
Специальность: |
38.02.04 «Коммерция» (по отраслям) |
|
|
|
|
Автора: |
Кочетковой Людмилы Викторовны |
|
преподавателя ОГБПОУ «Сасовский индустриальный колледж имени полного кавалера ордена Славы В.М. Шемарова»
Методическая разработка для проведения открытого урока по дисциплине «Менеджмент» составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Менеджмент» специальности 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям).
В данных разработке представлены материалы по проведению открытого урока: план урока, ход урока, лекционный материал, раздаточный материал.
Методическая разработка открытого урока является актуальной для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проведения занятия для систематизации и закрепления изученного материала с использованием информационно-коммуникативных технологий и элементов ролевой игры.
Данную разработку рекомендуется использовать для проведения урока по дисциплине «Менеджмент» по теме: «Понятие руководства и власти» по спец. 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям).
Рецензент
(имя, отчество, фамилия)
преподаватель ОГБПОУ «Сасовский индустриальный колледж имени полного кавалера ордена Славы В.М. Шемарова»
(должность, место работы)
«____»_____________20__г. ____________
(подпись)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.