Методическая разработка по рисунку "Средства выразительности графики"
Оценка 5

Методическая разработка по рисунку "Средства выразительности графики"

Оценка 5
docx
14.03.2023
Методическая разработка по рисунку "Средства выразительности графики"
МР 15-16 СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ГРАФИКИ 1 полугодие 2015 год.docx

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Отдел культуры Администрации города Горловка

Начальное специализированное учебное учреждение

Искусств «Художественная школа г. Горловки»

 

 

 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК

1 класс, предмет «рисунок»

«СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ГРАФИКИ»

 

 

 

Преподаватель: Миронова Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОРЛОВКА 2015

 

1 полугодие

Занятие 1-3 (6 уроков по 45 минут = 270 мин)

ТЕМА «Средства выразительности графики»

Ход работы

1.     Организация класса ……………………………………………….5 мин.

2.     Активизация внимания учеников. Объявление темы и задания урока……………………………………………………………….10 мин.

3.     Беседа по теме……………………………………………………...40 мин.

4.     Работа над выполнением ЗАДАНИЯ№1…………………………45 мин.

5.     Анализ выполнения задания………………………………………15 мин.

6.     Работа над выполнением ЗАДАНИЯ №2………………………..45 мин.

7.     Анализ выполнения задания………………………………………15 мин.

8.     Работа над выполнением ЗАДАНИЯ №3………………………..45 мин.

9.     Анализ выполнения задания……………………………………..15 мин.

10.  Беседа по итогам выполнения всех заданий……………………25 мин.

11. Подведение итогов работы над темой. Достигнуты ли заявленные на начало занятия цели. Объявление темы следующего урока……..10 мин.

Цель урока:

1) Дать ученикам понятие композиции, развивать умения учеников создавать силуэтные изображения на основе построения контура природных форм. Достигнуть равновесия в расположении нескольких листов на основе интуитивного поиска, передать характер и образность предметов.

2) Дать понятие про искусство, его виды и жанры, происхождение первых изобразительных произведений, определить специфические средства выразительности в каждом из видов изобразительного искусства, дать понятие про виды и жанры графики, про силуэт как показатель формы предмета. Знания по основам композиции, развивать чувство равновесия на плоскости при создании пятна как изобразительного средства силуэтного рисунка.

3) Формирование у учащихся активной  познавательной и творческой деятельности через знакомство с графическими средствами: линией, пятном, штрихом.

      ЗАДАЧИ:

     Обучающие:

1.     Сформировать знания о выразительных средствах графики;

2.     Обучить приемам работы выразительными средствами графики;

3.     Сформировать понятие о том, что использование выразительных средств графики позволяет передавать в работе различное настроение .

Развивающие:

1.     Развить креативность учащихся;

2.     Развитие интереса и любви к изобразительному искусству;

3.     Развитие чувства меры, эмоциональной отзывчивости;

Воспитательные:

1.     Воспитывать у детей интерес к процессу и результату работы (умение планировать работу и доводить начатое дело до конца);

2.     Воспитывать трудолюбие;

3.     Воспитывать аккуратность при работе с художественным материалом и в организации рабочего места;

 

Тип урока: комбинированный.

Материалы  для проведения урока:

Методы обучения, используемые на занятии:

·         по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:

    • рассказ;
    • демонстрация;
  • по источнику получения знаний:
    • словесные;
    • наглядные:
        • демонстрация презентаций,  моделей;
        • использование технических средств;
    • практические:
        • практическое задание;
  • по степени активности познавательной деятельности учащихся:
    • объяснительный;
    • иллюстративный;

ОСНОВНОЕ задание:  передать разное настроение в натюрморте при помощи использования выразительных средств графики.

Оборудование:

Для учащихся: резинка, карандаш, листы

Для педагога: компьютер, проектор, карандаш, листы бумаги.

Демонстрационный материал: презентация «Выразительные средства графики».

Ход занятия

                              I.            Организационный этап

- Приветствие

- Проверка готовности

                           II.            Подготовка учащихся к работе на основном этапе

(Слайд 1) Посмотрите на доску и скажите, о чём мы сегодня будем говорить? (на доске написана тема)

                       III.            Сообщение новых знаний

(Слайд 2) Графика (от гр. grapho — пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

(Слайд 3) Классификация графики

По способу создания изображения графика делится на:

v  «уникальную графику»

v «печатную или тиражную графику» 

В зависимости от своего предназначения она делится на виды:

v Станковая графика 

v Книжная графика

v Журнальная и газетная графика

v Прикладная графика

v Компьютерная графика

v Промышленная графика

(Слайд 4) Станковая графика: отличается своим художественным подходом. Она создается на мольберте, в работе используются такие материалы, как: тушь, акварель, уголь, карандаш различной мягкости. Картиной автора могут считаться как небольшие зарисовки, так и законченные полные произведения.

(Слайд 5) Печатная графика (эстамп) - это особый род искусства, в котором произведением считается оттиск с изготовленной художником доски.

(Слайд 6) Книжная графика: это вид графического искусства, к которому относятся иллюстрации, обложки, буквицы.

(Слайд 7) Журнальная и газетная графика: эта графики очень близка по своему значению книжной графике, но и имеет большие отличия.  Главным принципом является создание ярких, запоминающихся, прослеживающих сюжет иллюстраций. Так же к журнальной и газетной графике относятся стенгазеты и шрифт, который должен быть четким, гармонично оформленным, при чтении которого не возникнет никаких затруднений.

(Слайд 8) Прикладная графика: к этой графике относится художественное оформление предметов быта, оформление упаковки, этикеток, коробок для продукции, искусство книжного знака.  Практически все виды прикладной графики предназначены для полиграфического производства.

(Слайд 9) Компьютерная графика:  вид графики, в которой для создания изображения и его обработки  автор использует различные компьютерные программы.

(Слайд 10) Одно из основных выразительных средств графики – линия. С одной стороны линия может быть спокойной и плавной, а с другой – стремительной и нервной. При помощи линии очень четко передается характер портретируемого, его эмоциональное состояние – спокойный или взволнованный, энергичный или вялый, веселый или грустный. Используя линию, можно показать неподвижность или движение человека, а так же пластику.

Графические портреты, выполненные при помощи линии – одни из самых изысканных. Наглядным примером линейного рисунка является работа А. Дюрера «Портрет Агнессы Дюрер». Линия, проведенная и по внешним очертаниям модели, и участвующая во внутренней моделировке объема, сама по себе очень выразительна и изящна. Следует особо отметить то, как художник благодаря свободной, стремительной линии, передает позу девочки, наклон ее головы.

Красотой своего движения завораживают линии в работах А. Матисса. Линейный рисунок занимает важное место в творчестве художника. Ярким примером может служить работа «Одевающаяся женщина». В этой работе можно наблюдать совсем иной ритм линий. Создается впечатление, что линия сделана одним взмахом руки, так точно обозначающая преимущественно контур и кое-что внутри силуэта. Высочайшим мастерством графической линии обладал выдающийся художник XX века П. Пикассо. Его линии живые и трепетные, так ярко передающие обобщенные образы моделей.

(Слайд 11) Практически всегда с линией переплетается еще одно выразительное средство графики – штрих. Штрихи – это короткие параллельные линии, расположенные очень близко друг к другу так, чтобы получилось штриховое пятно. Штрихи бывают толстые, тонкие, прямые, пересекающиеся, наносятся с разным нажимом. Художник может передавать разное настроение в работе, используя разнообразный наклон штриха. Также сила нажима на карандаш играет большую роль. Штрих может быть тёмным или светлым, мягким или жёстким.

В задачу штриха входит создание представления не только о контурных очертаниях объекта, но и о его объемной форме, светотеневой моделировке. Использование штрихов, различных по длине и толщине, а так же положенных в различных направлениях, помогает лепить форму, прорабатывая как целое изображение, так и отдельные его детали. Использовать штрихи можно по-разному.

(Слайд 12) О широких возможностях использования штриха свидетельствуют работа С.Н. Андрияки «Первая зелень», 2001.

(Слайд 13) Выполнение графических работ возможно при использовании еще одного выразительного средства – пятна. Пятно может получиться наложением штриховки в разных направлениях, а так же при помощи заливки плоскостей.

Используя пятно при изображении, работу, как правило, начинают с нескольких линий, определяющих основные размеры формы, после чего тоном обрабатывается один участок, второй и т. д. Тональные участки имеют определенную протяженность и отличаются по светосиле от соседних участков. Далее рисующий уточняет и конкретизирует характер пятна. Начинает рассматривать тоновые пятна не только по основным градациям – свет, тень, но и по другим, переходным градациям – полутень рефлекс и т. п. Заключительным этапом является обобщение.

О выразительности пятна в графике говорит работа «В.В. Маяковский» художника Ю.Б. Могилевского. Благодаря цельному, обобщенному пятну создается выразительный и глубоко психологический образ поэта.

(Слайд 14) Чаще всего графические работы выполняются при помощи следующего сочетания выразительных средств:

·        Линия и штрих;

·        Линия и пятно;

·        Линия, штрих и пятно.

Использование линии и штриха присуще работам, начиная с самых ранних периодов истории искусства. Взаимно дополняя друг друга, подчеркивая выразительность каждого элемента, линия и штрих помогают определить форму и проработать ее в наиболее важных местах.

Мастера эпохи Возрождения, работавшие штрихом, прекрасно могли сочетать его с линией. Ярким примером мастерского сочетания линии и пятна являются работы художника Ю.П. Анненкова – «Портрет Эйзенштейна». Используя лишь линию и пятно, автору удалось передать и внешнее сходство с натурой и раскрыть внутреннее состояние героев.

Художник М.С. Сарьян в «Портрете поэта О. Анопяна» использует сочную, динамичную линию и не менее яркий штрих. Главным для автора является передача характера поэта. Благодаря использованию коротких штрихов, выявляется форма головы поэта, ее движение, очертание, в целом создается глубоко психологический образ.

                        IV.            Практическая работа

ЗАДАНИЕ №1. На формате листа А4, графическим карандашом изобразить лист дерева и заполнить его узорами, используя различные возможности линий.

ЗАДАНИЕ №2. В оттиске краски увидеть и по воображению нарисовать силуэт полученного образа (используя линию, штрих и пятно, добавить полученному образу выразительность и объём).

ЗАДАНИЕ №3. Давайте попробуем с вами передать разное настроение в натюрморте при помощи использования выразительных средств графики.

                           V.            Подведение итогов

Анализ работ проводится индивидуально.

                        VI.            Рефлексия

Что вам запомнилось больше всего? Что не понравилось? Удалось ли вам передать настроение в работе? Если нет, то почему?

                     VII.            Используемые ресурсы:

1.     Классификация графики: http://www.cultandart.ru/dictionary/12-grafika

2.     Бесчастнов Н.П. Портретная графика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Художественное проектирование текстильных изделий». – М.: ВЛАДОС, 2006. – 367 с.: ил.

3.     Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Художественное проектирование текстильных изделий». – М.: ВЛАДОС, 2005. – 271 с.: ил.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ДОНЕЦКОЙ

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ДОНЕЦКОЙ

Занятие 1-3 (6 уроков по 45 минут = 270 мин)

Занятие 1-3 (6 уроков по 45 минут = 270 мин)

Сформировать понятие о том, что использование выразительных средств графики позволяет передавать в работе различное настроение

Сформировать понятие о том, что использование выразительных средств графики позволяет передавать в работе различное настроение

Демонстрационный материал: презентация «

Демонстрационный материал: презентация «

Слайд 5) Печатная графика (эстамп) - это особый род искусства, в котором произведением считается оттиск с изготовленной художником доски

Слайд 5) Печатная графика (эстамп) - это особый род искусства, в котором произведением считается оттиск с изготовленной художником доски

Красотой своего движения завораживают линии в работах

Красотой своего движения завораживают линии в работах

Используя пятно при изображении, работу, как правило, начинают с нескольких линий, определяющих основные размеры формы, после чего тоном обрабатывается один участок, второй и т

Используя пятно при изображении, работу, как правило, начинают с нескольких линий, определяющих основные размеры формы, после чего тоном обрабатывается один участок, второй и т

I. Практическая работа

I. Практическая работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2023