Методическая разработка по русскому языку
Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения».8 класс
Цель: систематизировать и обобщить знания об однородных членах предложения и пунктуация при них; повторить синтаксический, морфемный, фонетический, орфографический разборы.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить навык определения однородных членов предложения.
2. Формировать пунктуационную зоркость.
3.Развивать орфографическую грамотность.
4. Обогащать словарный запас.
5. Развивать логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
ü раздаточный материал
ü мультимедийный проектор
Ход урока
I. Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Итак, начинаем урок русского языка. Эпиграф к нашему уроку высказывание гениального поэта А.С.Пушкина, в котором отразилось величие языка. Величие и многообразие, которое будем отслеживать в закреплении темы «Однородные члены предложения».
II. Объявление темы и цели урока.
Учитель:
- Ребята, сегодня урок, обобщающий знания об однородных членах и пунктуация при них. Поскольку он проходит в феврале, хотелось бы напомнить вам, что, именно в этом месяце, 1837 года раздался выстрел на Черной речке, оборвавший жизнь великого поэта – Александра Сергеевича Пушкина. И сегодня на нашем уроке будут звучать его бессмертные строки. Откройте рабочие тетради и запишите сегодняшнее число и месяц.
(Раздаются карточки трем учащимся).
Пока они работают повторяется теория.
Учитель:
- Для начала давайте вспомним, какие члены предложения называются однородными?
Учитель:
- Кто мне скажет правило на адыгейском языке.
- Какие знаки препинания и когда мы употребляем при однородных членах?
Учитель:
- Приведите примеры на адыгейском языке.
- Какие слова с однородными членами называются обобщающими?
Ответы детей.
Учитель:
- Какие знаки препинания мы расставляем при обобщающих словах?
Ответы детей.
Учитель:
- Давайте эти теоретические знания подкрепим примерами из текста.
III. Анализ текста.
Слайд 2
1. Мы читаем, любим, заучиваем наизусть Стихи А.С.Пушкина.
2. Он близок и дорог нам.
3. Имя Пушкина извес…но не только в нашей стр…не но и далеко за ее пределами.
4. Как русский так и зарубежный читатель ценит творчество гениального поэта.
5. Ни время ни, ни расстояния не властны над ним.
6. А.С.Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы.
7. В течение своей короткой, но плодотворной жизни он писал около тысячи лирических стихотворений.
8. Они необычайно богаты по своему содержанию и разнообразны по форме.
9. Поэт говорит в них о многом о своей любви к родине о судьбе порабощенного народа о жестокости владык о борьбе за свободу.
10. Стихи ли это о душевном мире поэта картины ли природы все волнует читателя задевая трепетные струны сердца подчиняя власти высоких чувств и помыслов.
11. Лирические чувства поэта выливаются в самую разнообразную форму: дружеские послания оды, баллады, поэмы, романсы.
12. Не меркнет с годами, а разгорается новым пламенем всенародная любовь к поэту.
(Работа с текстом)
Учитель:
- Прочитайте выразительно текст.
- Определите тему текста.
- Озаглавьте текст, используя строки из текста.
- Запишите в тетради.
- Определите стиль и тип речи.
- Определите в тексте предложения, в которых однородные члены связаны с помощью составных союзов.
- Запишите в тетради, расставьте знаки препинания. Нарисуйте схему однородных членов.
Слайд 3
Учитель:
- Объясните пропуск орфограмм.
- Дайте толкование выделенного слова в предложении 4. Подберите синоним к слову «ценит».
- Определите предложение, в котором однородные члены связаны попарно.
- Запишите предложение. Составьте схему этого предложения.
- А теперь соотнесите схемы и предложения.
Слайд 4
Учитель:
- Что особенного есть в этих предложениях?
- Сколько рядов однородных членов в 10-м предложении?
Ответы детей.
Учитель:
- Запишите эти предложения.
- Найдите метафору.
- А как вы понимаете слово «порабощенного»?
Ответы детей.
Учитель:
- Объясните правописание нн.
- Подберите антоним.
- А в каком году наши предки получили свободу и основали аул?
Ответы детей.
Учитель:
- Найдите предложение, в котором есть антоним.
- Произведите морфемный разбор слова «разгорается». Частичный фонетический разбор слова «любовь».
- Во 2 и 3 предложениях определите слово с нулевым окончанием и без окончания.
- Из 10 предложения выпишите словосочетания со связью: согласование, управление, примыкание.
Ответы детей.
Учитель:
- Ребята, в вариантах итоговой аттестации есть задание по замене одной связи на другую.
- Вам нужно заменить словосочетание, построенное на основе связи управление «струны сердца» синонимичным словосочетание со связью согласование.
Слайд 5
IV. Физкультминутка.
Учитель:
- Ребята, физкультминутки бывают разные. Можно посмотреть в окно, можно сделать зарядку. А мы сейчас тихонько посидим, закроем глаза и послушаем стихи нашего земляка, замечательного поэта Исхака Машбаша о Пушкине.
Стихи, написанные в селе Михайловском.
Моя земля ни в чем не виновата,
Ведь и твоя тебя не сберегла.
Поэты погибают, как солдаты,
Погиб поэт – не отвели ствола.
«Погиб поэт…» – над горькою строкою
Я повторяю гневные слова:
Будь проклят тот, с недрогнувшей рукою,
И тот, другой, не скрывший торжества!
В твоем краю, где реки так тихи,
Спокойны ветры и прозрачны дали,
Я по-черкесски говорю стихи,
Что тоже на столетье опоздали.
V. Работа с учебником.
- Обратимся к учебнику.
Откройте страницу 130. Упражнение №289. Запишите в тетради 3 и 4 предложения.
VI. Тест по вариантам: задание на 4 человека.
Из каких пушкинских произведений данные строки? Расставьте знаки препинания.
VII. Итог урока.
Учитель:
- Мы поговорили и обобщили знания по теме «Однородные члены предложения». Итоги покажет диктант. А сейчас оценки.
У вас на столах цветные кружочки.
Розовый – урок понравился.
Зеленый – не понравился.
Желтый – все равно.
Слайд 6
VIII. Домашнее задание.
1. Повторить 26 – 28.
2. Выполнить упражнение 293.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.