Конспект по учебной дисциплине «Русский язык» Тема: Суффикс. 2 класс, УМК "Перспектива.
Оценка 4.8

Конспект по учебной дисциплине «Русский язык» Тема: Суффикс. 2 класс, УМК "Перспектива.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл—9 кл
26.11.2020
Конспект по учебной дисциплине «Русский язык» Тема: Суффикс. 2 класс, УМК "Перспектива.
Конспект по учебной дисциплине «Русский язык» Тема: Суффикс. 2 класс, УМК "Перспектива".
русский язык.docx

Конспект по учебной дисциплине «Русский язык»

Тема: Суффикс

Цели: продолжить формировать  представление о суффиксе как значимой части слова; показать роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов; показать единообразное написание одного и того же суффикса; развивать логическое мышление детей при группировке слов по значению суффиксов; формировать привычки речевого этикета при использовании личных имен; развивать умение определять значения суффиксов в словах; выработать умение составлять слова с предложенными суффиксами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять в слове суффикс; определять значение, которое суффикс придает слову.

Ход урока

I. Мотивация к деятельности

II. Актуализация знаний

Словарно – орфографическая работа

- Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл?

- Спишите понравившуюся пословицу, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.

- Какие орфограммы мы повторили?

Кр…сна птица оп…реньем, а человек учен…ем.

Д…рога  ложка  к обеду.

III. Самоопределение к деятельности

- Вы уже умеете составлять слова из частей слова. Но все ли части слова одинаково сочетаются друг с другом?

( На доске в одном столбике записаны корни тигр-, гус-, слон-, в другом – суффиксы –иц(а), -ын(я), -их (а).

- Какие могут соединиться и образовать новое слово, а какие нет?

(Дети должны поэкспериментировать, соединяя части слова по-разному.)

- Чему мы будем учиться на уроке? (Сегодня мы будем учиться составлять слова с разными суффиксами.)

Но надо обязательно следить за тем, чтобы получались слова, которые действительно есть в языке.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

- Послушайте сказку.

Ласковый и добрый –чик

Давным-давно жили на свете слова. Но они были не такие, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были барабаны, стулья, колокола и многие другие, имеющие такой же характер.


Но вот появился суффикс «ЧИК». Он был такой ласковый и добрый, что все слова , приближавшиеся к нему, превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. «ЧИК» имел ещё очень важную особенность: как только он входил в слова, те сразу же становились крошечными. Вместо мощного колокола, получался чудно звенящий, колокольчик и даже большой зелёный огурец превращался в изящный огурчик.


Так суффикс «ЧИК» путешествовал, и по его воле слова делались малышами.
Прошло много лет, и суффикс «ЧИК» приобрёл большой опыт. Он стал не только уменьшать слова и делать их добрыми, но и образовывать слова-профессии. Из корня «ЛЁТ» и «ЧИК» образовал профессию «ЛЁТЧИК», из корня «ГРУЗ» - профессию «ГРУЗЧИК».


Сейчас уже суффикс «ЧИК» не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и служит людям. И действительно, человеку без него не обойтись! Суффикс выполняет двойную роль: он уменьшает предметы, делает их добрыми и ласковыми и образует слова-названия профессий. 

 

А самое главное, что он познакомил нас со своими друзьями, после которых  «ЧИК» всегда стоит в словах – буквами т, ж, д, з, с. « Как же запомнить твоих друзей?» - поинтересовались мы. «Да очень просто, это первые буквы слов предложения: Ты Же Должен Знать Суффикс – чик!»

Вот как интересно! Уж теперь-то мы запомним навсегда.

2. Работа по учебнику

Упр. 86 (с. 65)

- Понаблюдайте за работой суффикса –чик. Запишите слова с данным суффиксом в таблицу.

Слова с уменьшительно – ласкательным значением

Слова, называющие профессию людей

 

-Выделите в словах обеих групп суффикс –чик.

Упр. 87 (с. 65)

( По заданию. Фронтальная работа с комментированием. Дополнительное задание: подчеркнуть все известные орфограммы.)

V. Физкультминутка

VI.  Закрепление изученного материала

Игра «Назови детенышей»

Коза (козленок), утка (утенок), лось (лосенок), олень (олененок), тигр (тигренок), лев (львенок), кошка (котенок).

Игра  « Образуй слово»

- От каждого слова образуй новое слово с помощью одного из данных суффиксов. Выдели этот суффикс

Суффиксы: -ник, -ышк, -ик, -очк, -н, -ечк, -ок, -ек, -еньк, -оньк, -к, -ушк, -ист, -ов, -ин, -чик, ищ.

Звезда, еж, путь, слово, мед, зима, окунь, замок, белый, игра, рябина, журавль, жара, береза, груз, баян.

VII. Рефлексия

- Спишите слова, распределяя их на три группы. Выделите корень и суффикс.

Столбик, грибок, огонек, садик, уголек, листок, стебелек, голосок, топорик, холодок, денек, мостик.

(Фронтальная проверка  комментированием.)

VIII. Подведение итогов урока

- Для чего  служит суффикс?

-Какие суффиксы мы запомнили? Какой оттенок значения они придают словам?

Домашнее задание

Записать три слова с суффиксом –тель. Обозначить в словах этот суффикс.


 

Конспект по учебной дисциплине «Русский язык»

Конспект по учебной дисциплине «Русский язык»

А самое главное, что он познакомил нас со своими друзьями, после которых «ЧИК» всегда стоит в словах – буквами т, ж, д, з, с

А самое главное, что он познакомил нас со своими друзьями, после которых «ЧИК» всегда стоит в словах – буквами т, ж, д, з, с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2020