Конспект по учебной дисциплине «Русский язык»
Тема: Суффикс
Цели: продолжить формировать представление о суффиксе как значимой части слова; показать роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов; показать единообразное написание одного и того же суффикса; развивать логическое мышление детей при группировке слов по значению суффиксов; формировать привычки речевого этикета при использовании личных имен; развивать умение определять значения суффиксов в словах; выработать умение составлять слова с предложенными суффиксами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять в слове суффикс; определять значение, которое суффикс придает слову.
Ход урока
I. Мотивация к деятельности
II. Актуализация знаний
Словарно – орфографическая работа
- Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл?
- Спишите понравившуюся пословицу, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.
- Какие орфограммы мы повторили?
Кр…сна птица оп…реньем, а человек учен…ем.
Д…рога ложка к обеду.
III. Самоопределение к деятельности
- Вы уже умеете составлять слова из частей слова. Но все ли части слова одинаково сочетаются друг с другом?
( На доске в одном столбике записаны корни тигр-, гус-, слон-, в другом – суффиксы –иц(а), -ын(я), -их (а).
- Какие могут соединиться и образовать новое слово, а какие нет?
(Дети должны поэкспериментировать, соединяя части слова по-разному.)
- Чему мы будем учиться на уроке? (Сегодня мы будем учиться составлять слова с разными суффиксами.)
Но надо обязательно следить за тем, чтобы получались слова, которые действительно есть в языке.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
- Послушайте сказку.
Ласковый и добрый –чик
Давным-давно жили на свете слова. Но они были не такие, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были барабаны, стулья, колокола и многие другие, имеющие такой же характер.
Но вот появился суффикс «ЧИК». Он был такой ласковый и добрый, что все слова ,
приближавшиеся к нему, превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам
суффикс. «ЧИК» имел ещё очень важную особенность: как только он входил в слова,
те сразу же становились крошечными. Вместо мощного колокола, получался чудно
звенящий, колокольчик и даже большой зелёный огурец превращался в изящный
огурчик.
Так суффикс «ЧИК» путешествовал, и по его воле слова делались малышами.
Прошло много лет, и суффикс «ЧИК» приобрёл большой опыт. Он стал не только
уменьшать слова и делать их добрыми, но и образовывать слова-профессии. Из
корня «ЛЁТ» и «ЧИК» образовал профессию «ЛЁТЧИК», из корня «ГРУЗ» - профессию
«ГРУЗЧИК».
Сейчас уже суффикс «ЧИК» не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и служит
людям. И действительно, человеку без него не обойтись! Суффикс выполняет
двойную роль: он уменьшает предметы, делает их добрыми и ласковыми и образует
слова-названия профессий.
А самое главное, что он познакомил нас со своими друзьями, после которых «ЧИК» всегда стоит в словах – буквами т, ж, д, з, с. « Как же запомнить твоих друзей?» - поинтересовались мы. «Да очень просто, это первые буквы слов предложения: Ты Же Должен Знать Суффикс – чик!»
Вот как интересно! Уж теперь-то мы запомним навсегда.
2. Работа по учебнику
Упр. 86 (с. 65)
- Понаблюдайте за работой суффикса –чик. Запишите слова с данным суффиксом в таблицу.
Слова с уменьшительно – ласкательным значением |
Слова, называющие профессию людей |
… |
… |
-Выделите в словах обеих групп суффикс –чик.
Упр. 87 (с. 65)
( По заданию. Фронтальная работа с комментированием. Дополнительное задание: подчеркнуть все известные орфограммы.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Игра «Назови детенышей»
Коза (козленок), утка (утенок), лось (лосенок), олень (олененок), тигр (тигренок), лев (львенок), кошка (котенок).
Игра « Образуй слово»
- От каждого слова образуй новое слово с помощью одного из данных суффиксов. Выдели этот суффикс
Суффиксы: -ник, -ышк, -ик, -очк, -н, -ечк, -ок, -ек, -еньк, -оньк, -к, -ушк, -ист, -ов, -ин, -чик, ищ.
Звезда, еж, путь, слово, мед, зима, окунь, замок, белый, игра, рябина, журавль, жара, береза, груз, баян.
VII. Рефлексия
- Спишите слова, распределяя их на три группы. Выделите корень и суффикс.
Столбик, грибок, огонек, садик, уголек, листок, стебелек, голосок, топорик, холодок, денек, мостик.
(Фронтальная проверка комментированием.)
VIII. Подведение итогов урока
- Для чего служит суффикс?
-Какие суффиксы мы запомнили? Какой оттенок значения они придают словам?
Домашнее задание
Записать три слова с суффиксом –тель. Обозначить в словах этот суффикс.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.