Практическая работа «Распространённые обращения», 8 класс
Цель:
1) повторить, обобщить и систематизировать сведения по теме «Распространенные обращения»;
2) выявить и устранить пробелы;
3) развивать умения анализировать предложения с обращениями и выявлять их роль в предложении;
4) развивать умения грамотно оформлять предложения с обращением интонацией и знаками препинания;
5) воспитывать грамотную и выразительную речь на примере текстов художественной литературы.
I.Верно ли это утверждение? Да или нет.
1 Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.
2. Обращение произносится с особой, звательной интонацией.
3. В предложении обращения могут быть главными членами предложения.
4. Обращение имеет форму именительного падежа.
5. Обращения могут быть распространенными и нераспространенными.
6. Обращения могут быть только одушевленными именами существительными.
7. Обращение может находиться в любой части предложения.
8. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком.
II. Что мы узнали об распространённом обращении?
1.В русском языке есть распространенные обращения, которые представляют собой существительное или местоимение с зависимым существительным или местоимением либо причастием, прилагательным и так далее.
2.Такие обращения не просто указывают на адресата, но и описывают его, часто носят оценочный характер.
3.Они могут располагаться в разных частях предложения или разрываться им, что особенно характерно для разговорной речи и ее имитации в литературном произведении.
III. Спишите, расставьте знаки препинания при распространенных обращениях.
1.Бесценный друг что такое сердце человеческое? (И. Гете)
2.Забудь товарищ мой любезный раздор смешной и бесполезный. (А.С. Пушкин)
3.Как я любил Кавказ мой величавый твоих сынов воинственные нравы.
4.Люблю я грусть твоих просторов мой милый край святая Русь. (Ф. Сологуб)
5.Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю атакующий класс. (В. В. Маяковский)
6.А ну-ка песню нам пропой веселый ветер. (В. Лебедев-Кумач).
IV.Тестовые задания.
1. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).
а) Ты с басом Мишенька садись против альта.
б) Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь.
в) Стихнут ветры перестанут бури.
г) Снеговые горы начинали скрываться в лиловом тумане.
2. Найдите ошибку в оформлении обращения.
а) Цвети, Отечество святое.
б) Ты помнишь ли былое, Неман?
в) Широко, ты степь, пораскинулась, к морю Чёрному понадвинулась.
г) Друзья, друзья! Теснее в круг сомкнёмся!
д) О жизнь моя как ты мне дорога!
ж) Сыпь ты, черёмуха снегом.
з) Распахни мне объятья свои густолистый развесистый лес!
е) Мы старые друзья с тобою, ветер.
V. Задание ОГЭ. ОБРАЩЕНИЕ. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) при обращении.
1. – Я повезу ягоды в город,(1) продам и куплю тебе пряник.
– Конём,(2) баба?
– Конём,(3) конём. Сам он белый-белый,(4) а грива у него розовая,(5) хвост розовый,(6) глаза розовые,(7) копыта тоже розовые. Ответ:_________________________________
2. Даша легонько трепала его за холку и говорила:
– Возьми,(1) Бим,(2) возьми.
Голос у Даши мягкий,(3) душевный,(4) тихий и,(5) казалось,(6) спокойный,(7) руки тёплые и нежные,(8) ласковые. Ответ:______________________
3. – С ним тебе,(1) Асенька,(2) будет,(3) конечно,(4) сподручнее,(5) чем со мной: он и от собак отобьётся,(6) и мальчишкам в обиду не даст. Ответ:_______________________
4. – Нет,(1) брат,(2) я стянул их с лотка на базаре. Никто не замелил.
– Ты,(3) значит,(4) их украл? Ответ:_____________________
5. Однажды,(1) когда бабушка стояла на коленях,(2) сердечно беседуя с Богом,(3) дед,(4) распахнув дверь в комнату,(5) сиплым голосом сказал:
– Ну,(6) мать,(7) посетил нас Господь,(8) – горим! Ответ:________________
6. В юности у меня тоже были подобные мысли,(1) доводившие меня до сумасшествия. Но это,(2) милостивый государь,(3) вздор. Ответ:______________________
V. Задание ОГЭ. ОБРАЩЕНИЕ. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) при обращении.
1. – Я повезу ягоды в город,(1) продам и куплю тебе пряник.
– Конём,(2) баба?
– Конём,(3) конём. Сам он белый-белый,(4) а грива у него розовая,(5) хвост розовый,(6) глаза розовые,(7) копыта тоже розовые. Ответ:_________________________________
2. Даша легонько трепала его за холку и говорила:
– Возьми,(1) Бим,(2) возьми.
Голос у Даши мягкий,(3) душевный,(4) тихий и,(5) казалось,(6) спокойный,(7) руки тёплые и нежные,(8) ласковые. Ответ:______________________
3. – С ним тебе,(1) Асенька,(2) будет,(3) конечно,(4) сподручнее,(5) чем со мной: он и от собак отобьётся,(6) и мальчишкам в обиду не даст. Ответ:_______________________
4. – Нет,(1) брат,(2) я стянул их с лотка на базаре. Никто не замелил.
– Ты,(3) значит,(4) их украл? Ответ:_____________________
5. Однажды,(1) когда бабушка стояла на коленях,(2) сердечно беседуя с Богом,(3) дед,(4) распахнув дверь в комнату,(5) сиплым голосом сказал:
– Ну,(6) мать,(7) посетил нас Господь,(8) – горим! Ответ:________________
6. В юности у меня тоже были подобные мысли,(1) доводившие меня до сумасшествия. Но это,(2) милостивый государь,(3) вздор. Ответ:______________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.