Методическая разработка по теме "Имя существительное"
Оценка 5

Методическая разработка по теме "Имя существительное"

Оценка 5
docx
русский язык
5 кл—9 кл
16.11.2021
Методическая разработка  по теме "Имя существительное"
Система работы с детьми с интеллектуальными нарушениями над грамматическими понятиями по теме «Имя в существительное»
Методическая разработка.docx

 

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа г.о. Лобня, Московская область

 

 

 

 

 

 

 

Методическая работа  по русскому языку

Система работы  с  детьми  с интеллектуальными нарушениями над грамматическими понятиями   по  теме «Имя в существительное»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель  русского языка и литературы

Иванченко Альфия Турахановна

 

 

                                                               Лобня, 2021

                                                   

                                                        ОГЛАВЛЕНИЕ

 ВВЕДЕНИЕ............................................................... …………………….…..3

1 ГРАММАТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА РАБОТЫ С НИМ……… 5

1. Понятие и этапы его формирования....................... ………………………...5

1.2 Лингвометодический анализ грамматических понятий по теме «Имя
      существительное»…………………………………………………………….9

2 СИСТЕМА РАБОТЫ С ГРАММАТИЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ

ТЕМЫ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» ПО ПРОГРАММЕ  

В.В.Воронковой,  для  детей с интеллектуальными  нарушениями…........…20

2.1  Теоретические  основы  обучения    детей  с интеллектуальными

       нарушениями  русскому языку……………………………………….........23

2.2  Работа с грамматическим понятием рода имени существительного........24

2.3  Работа с грамматическим понятием числа имени существительного......29

2.4  Работа с понятиями одушевленности/неодушевленности…………….....32               

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….. 37

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

                                                        ВВЕДЕНИЕ

         В методике преподавания русского языка не ослабевает интерес к проблемам преподавания морфологии. С одной стороны, это объясняется неудовлетворенностью учителей, методистов, лингвистов практикой обучения школьников грамматике родного языка. Изучение лингвистики не вызывает необходимого интереса у детей. На уроках грамматики отмечается низкий уровень познавательной активности, формализация процесса усвоения знаний: учащиеся с ОВЗ  заучивают лингвистические определения и правила, часто не осознавая сущности отражаемых ими явлений. С другой стороны, грамматика обладает широким обучающим и развивающим потенциалом, так как изучение этого раздела обеспечивает реализацию общих целей и задач школьного курса русского языка, которые заключаются в совершенствовании речевой деятельности учащихся и формировании элементарной лингвистической компетенции.

       Проблема развития ребенка в процессе обучения находится в центре внимания исследований крупных ученых. Это дидакты: И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин (Лернер, Скаткин, 1969) и другие; психологи: Л.С.Выготский (Выготский, 1982), П.Я.Гальперин (Гальперин, 1977), И. А. Зимняя (Зимняя, 1997), В. В. Давыдов (Давыдов, 1986) и другие; методисты: А.В.Дудников (Дудников, 1977), А.В.Текучев (Текучев, 1980), Л.П.Федоренко (Федоренко, 1973), и другие. Исследователи отмечают, что изучение морфологии в школе должно способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, усвоению ряда правил словоупотребления и полноценному усвоению норм правописания. Таким образом, знания, умения и навыки в области морфологии являются той основой, на которой формируются и совершенствуются лингвистическая, языковая и речевая компетенции.

Таким образом, актуальность данного исследования определяется, во-первых, важностью данного раздела в системе обучения русскому языку и, во-вторых, низким уровнем овладения знаниями, умениями и навыками в области морфологии учащимися школ.

Цель: рассмотреть    систему   работы   над грамматическими понятиями по теме «Имя существительное».

Задачи:

ü рассмотреть имя существительное как часть речи с лингвистической точки зрения и методику его изучения;

ü проанализировать лингвистическую и психолого-педагогическую

ü литературу по теме исследования для определения теоретических основ
формирования морфологических понятий;

ü выявить основные трудности, которые могут возникнуть при изучении темы «Имя существительное»;

ü предложить методы и приемы, предотвращающие   возникновение трудностей.

Объектом исследования выступает процесс обучения морфологии на уроках русского языка в 5 - 9 классах. Предметом исследования являются особенности обучения, обеспечивающие усвоение школьниками  ОВЗ морфологических понятий, а именно понятий, которыми располагает тема «Имя существительное».

Работа ориентирована на учебный комплекс под редакцией Э. В., Якубовской, Н.Г. Галунчиковой

Для осуществления поставленных задач были использованы следующие  методы:

1.Изучение психолого-педагогической, лингвистической и научно-
    методической литературы по теме исследования;

2.  Изучение, анализ и обобщение опыта;

3.  Моделирование.

Практическая значимость заключается в разработке приемов и методов,  помогающих полноценному усвоению системы понятий по теме «Имя существительное»

 

                1.  ГРАММАТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА РАБОТЫ С НИМ

1.1 Понятие и этапы его формирования.

     Кондаков Н. И. в «Логическом словаре-справочнике» (Кондаков, 1975)

дает следующую характеристику понятия: «Высокая ступень мышления достигается в форме понятия, которое есть целостная совокупность суждений, ядром которой являются суждения о существенных признаках, свойствах исследуемого объекта». Понятие является такой «формой отражения, которая раскрывает сущность вещи, внутренние, коренные, определяющие свойства предметов, их внутреннюю противоречивую природу» [13:459].

Таким образом, понятие - это совокупность суждений, в которой указаны отличительные признаки изучаемого объекта. В понятии подтверждаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности. Определить понятие — значит, установить его границы, позволяющие отличить его от других понятий. Важно выделять в понятии существенные признаки и применять их в практической деятельности.

Для овладения понятиями необходим процесс формирования умственных операций. В методике результаты исследований П. Я. Гальперина известны как «Теория поэтапного формирования умственных действий». Гальперин выделяет несколько этапов формирования умственных действий:

1. Предварительное знакомство с действием, выделение ориентировочной основы действия. Составление предварительного представления о задании включает в себя указание на образец, которому нужно следовать при выполнении задания, и формирование «ориентировочной основы действия», которая есть не что иное, как деление действия на такие мелкие, элементарные операции, которые посильны учащемуся и опираются на усвоенные им ранее знания, умения и навыки. Исследователи указывают на три условия формирующего обучения:

Подробное описание последовательности операций, из которых    состоит новое действие; 

Полный набор ориентиров для каждой из этих операций;

Система указаний, как и в каком порядке пользоваться этими ориентирами и каким способом выполнять каждую операцию.

Все это должно быть представлено ученику в таком виде, чтобы он, переходя от одного указания к другому, хоть и медленно, но с первого раза мог правильно выполнить каждую операцию и все действие в целом. Построение полной системы ориентиров не только сводит к минимуму количество ошибок, но и обеспечивает возможность самостоятельного контроля учеником правильности выполнения умственного действия на каждом этапе его формирования (Демидова, 2003). После ознакомления с учебным заданием ученик переходит к непосредственному выполнению самого действия.

2.   Материальный (материализованный) этап. Обучаемые выполняют материальное (материализованное) действие в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме. Они работают с информацией в виде различных материальных объектов: реальных предметов или их моделей, схем, макетов, чертежей, символов, сверяя свои действия с 00 Д (инструкцией).

3.   Этап внешней речи. Задания даются в письменном виде, а признаки понятий записываются по памяти. После выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращаться к инструкции отпадает, и функцию ориентировочной основы выполняет громкая внешняя речь (образы). Ученики проговаривают вслух то действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают. В их сознании происходит обобщение, сокращение учебной информации, а выполняемое действие начинает автоматизироваться.

4.  Этап внутренней речи. Задания даются в письменном виде, а решение - про себя. Учащиеся проговаривают выполняемое действие, операцию про себя, при этом проговариваемый текст необязательно должен быть полным, обучаемые могут проговаривать только наиболее сложные, значимые элементы действия, что способствует его дальнейшему мысленному свертыванию и обобщению.

5. Этап автоматизированного действия. Обучаемые автоматически выполняют отрабатываемое действие, даже мысленно не контролируя себя, правильно ли оно выполняется. Это свидетельствует о том, что действие интериоризировалось, перешло во внутренний план, и необходимость во внешней опоре отпала (Гальперин, 1977).

Практическое значение теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий происходит легче, без заучивания нового материала, так как он усваивается в процессе путем непроизвольного запоминания, без использования метода проб и ошибок.

Несколько иные этапы работы над понятием выдвигает М. В. Горбачевская. В статье «Формирование грамматического понятия» (Горбачевская, 1976) она выделяет  следующую  последовательность работы над грамматическим понятием. Первый этап - знакомство. При формировании нового грамматического понятия учитель опирается на другие понятия, уже известные ученикам, что содействует более глубокому усвоению изучаемого грамматического явления. Опора на известное помогает установить взаимосвязь между знакомыми и вновь вводимыми понятиями. Также на этом этапе основное внимание школьников учитель направляет на выделение основных, существенных признаков изучаемого явления. «Задача первого этапа - определение места и роли каждого признака в структуре понятия, осмысление основных, существенных признаков» [7:48].

Второй этап формирования понятия - осмысление структуры алгоритма правила, взаимосвязи признаков изучаемого понятия. На этом этапе необходима специальная работа   над      практическим    применением

изученного, так как даже точное воспроизведение правила не может свидетельствовать о том, что школьники осознали его. Поэтому особое внимание в работе над определением нового понятия, по мнению М. В. Горбачевской, следует обратить на ход рассуждения. «После выделения основных и второстепенных признаков понятия учащимся нетрудно будет ответить на вопрос, почему в формулировке правила дана именно такая последовательность признаков, то будет содействовать осознанию связи между отдельными частями определения, заставит глубже вникнуть в логическую структуру изучаемого понятия»[7:48]. Осмысление хода рассуждений происходит в процессе беседы с классом, а алгоритм правила составляется коллективно. Таким образом, задача второго этапа — осмысление учащимися структуры алгоритма правила.

Третий этап - целенаправленная работа по применению грамматического понятия. Если на втором этапе ученик следовал за логикой объяснения учителя и учебника, то на этом этапе понятие вводится в систему ранее изученных, выступает в иных связях. Это позволяет учащимся осмыслить его логику и уяснить, что «каждое понятие - часть системы понятий и оно имеет свое определенное место, находится в определенных отношениях с другими понятиями» [7:49]. Постепенно усложняющиеся вопросы и задания способствуют не только усвоению грамматических сведений о понятии, но и развитию умений обнаружить существенные признаки, объединить их в целое, классифицировать изученные языковые явления, применить знания в иных связях, в измененной ситуации. При этом усвоение опирается не только на работу механической памяти, решающая роль принадлежит активной работе мысли ученика, что и способствует более глубокому пониманию и усвоению понятия. Обучая таким образом, учитель формирует у учащихся обобщенные умения мыслительной деятельности, что содействует выработке у школьников осознанных, прочных и действенных знаний.

 

1.2 Лингвометодический анализ грамматических понятий по теме «Имя  существительное».

 «Имя существительное - это часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменительных категориях числа и падежа и в несловоизменительной категории рода»[16:435].

Существительные разделяются на следующие лексико-грамматические разряды:

1) собственные и нарицательные имена существительные. Собственные имена существительные обозначают индивидуальное название отдельного предмета. Основной грамматической особенностью собственных существительных является отсутствие изменения по числам. Например, «Жигули», Альпы имеют грамматическую форму только множественного числа, а «Артек», Москва — только единственного числа. Основной орфографической особенностью собственных существительных является написание их с прописной буквы.

В художественных текстах и в речи встречается употребление собственных имен существительных, имеющих только форму единственного числа, в форме множественного числа. В этом, случае существительное перестает обозначать индивидуальный предмет, а приобретает значение обобщения какого-либо явления или каких-либо предметов или имеет оценочную коннотацию, то есть фактически изменяет свою семантику, например: Вася Иванов — хороший человек. Ивановы собрались в отпуск. В первом примере - индивидуальная номинация предмета, во втором -обобщенное наименование членов семьи. В любом случае противопоставление собственных существительных по числу без изменения лексического значения является невозможным.

Нарицательные имена существительные обозначают предмет из ряда подобных, однородных предметов, понятий, веществ. Основной грамматической особенностью является изменение по числам, если нет семантических ограничений; основной орфографической особенностью является написание со строчной буквы.

На наш взгляд, трудности при изучении этих понятий могут заключаться в том, что граница между именами собственными и нарицательными непостоянна и подвижна: имена нарицательные легко становятся собственными наименованиями, прозвищами и кличками. Имена собственные часто используются для обобщенного обозначения однородных предметов и становятся при этом нарицательными: донкихот, донжуан; Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин).

2) Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Деление имен существительных на одушевленные и неодушевленные, безусловно, опирается на семантический фактор. Однако в грамматике отсутствует тождество понятий «одушевленное - неодушевленное» и «живое - неживое». Часто биологически живые предметы рассматриваются как грамматически неодушевленные, например, дуб, береза, ель; а биологически неживые предметы часто рассматриваются как грамматически одушевленные предметы, например, покойник, мертвец, кукла, робот, идол и другие. Кроме того, грамматическая одушевленность и неодушевленность свойственна только конкретным существительным, которые способны изменяться по числам.

Следует обратить внимание, что основным фактором определения одушевленности или неодушевленности в русском языке является грамматический фактор, а именно - совпадение окончаний именительного и винительного падежей множественного числа для неодушевленных существительных и именительного и родительного падежей множественного числа - для одушевленных имен существительных.

Среди множества имен существительных встречаются такие, которые обнаруживают колебания в принадлежности к одному из разрядов, например, некоторые наименования микроорганизмов или насекомых и рыб.

Многие лингвистические источники указывают, что существительные типа молодежь, студенчество, народ являются неодушевленными существительными. Следует уточнить, что эти существительные обозначают совокупность биологически живых предметов, относятся к разряду собирательных существительных, которые по числам не изменяются, поэтому их грамматическую одушевленность/неодушевленность установить невозможно.

Школьные знания по этой теме обычно довольно поверхностны: учащиеся определяют одушевленность-неодушевленность существительных по вопросам (одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевленные отвечают на вопрос что?). Однако по вопросам не всегда можно правильно определить одушевленность-неодушевленность. Трудности при изучении этих понятий состоят в том, что категория одушевлённости и неодушевлённости в грамматике не полностью совпадает с научными представлениями о живой и мёртвой природе.

3) конкретные, вещественные, отвлеченные, собирательные имена существительные. Только конкретные имена существительные могут изменяться по числам и сочетаться с количественными числительными, поскольку обозначают конкретный предмет. Они имеют, как правило, полную парадигму склонения, могут быть грамматически определены как одушевленные*или неодушевленные. Вещественные имена существительные обозначают вещество, отвлеченные - абстрактное понятие, собирательные -предмет как совокупность, все они не могут изменяться по числам и сочетаться с количественными числительными, то есть считаться, а значит, имеют неполную парадигму склонения (она состоит только из 6 членов) и находятся вне грамматической одушевленности/неодушевленности.

Трудности при определении разрядов могут возникать при непонимании учениками значения, семантики этих существительных . Различаются следующие категории имени существительного:


1. Категория рода. Категория рода для имени существительного


является классифицирующей категорией. У всех существительных, кроме тех, которые всегда употребляются во множественном числе, по начальной форме определяется грамматический род. Стоит помнить, что имена существительные по родам не изменяются, это постоянный признак. Изменяемые имена существительные могут иметь формы и значения мужского и женского рода, форму среднего рода, имеют место существительные общего рода и те, которые находятся вне категории рода. Основным показателем рода изменяемых существительных является морфологический, который представлен двум разновидностями:

1)   Для существительных, имеющих твердую основу и нулевое окончание или мягкую основу и материально выраженное окончание в парадигме (стол, стена, земля, окно, поле), морфологическим показателем является окончание именительного падежа единственного числа: -а (-я) — для женского рода, нулевое окончание — для мужского, -о, -е — для среднего рода.

2) Для существительных, имеющих мягкую основу и нулевое окончание в именительном падеже (пень, лень) или основу на шипящий (плащ, рожь), морфологическим показателем является окончание родительного падежа, поскольку в именительном падеже данные существительные не различаются: пня, лени, плаща, ржи.

Другими показателями рода для изменяемых имен существительных являются семантический, словообразовательный и синтаксический.

Семантический показатель используется для различения рода существительных, обозначающих лиц мужского или женского пола: мама, папа, тетя, дядя, бабушка, дедушка. В этом случае категория рода имеет номинативный характер. Словообразовательный показатель используется в том случае, если существительное имеет суффикс субъективной оценки: хозяюшка, домишко, заюшка. Чтобы определить род подобных существительных, необходимо отбросить суффикс субъективной оценки и вернуться к производящей основе: заяц, хозяйка, дом, после чего обратиться к морфологическому показателю рода. Синтаксический показатель позволяет определять род существительных общего рода в тексте: Саша (Женя, Валя) пришел - Саша (Женя, Валя) пришла; Он большой умница (растяпа, неряха, недотепа) — Она большая умница (растяпа, неряха, недотепа).

Известно, что в русском языке есть существительные, которые в равной степени могут обозначить лица и мужского, и женского пола, то есть выступать в значении и мужского, и женского рода. По лексическому значению этих существительных определить конкретный род не представляется возможным, поскольку значение какого-либо из двух родов может проявиться только в контексте, отсюда и выбор показателя рода -синтаксический. Показателей у одного изменяемого существительного может быть два или несколько.

Сложность при изучении этих понятий состоит в том, что ученики часто смешивают существительные общего рода и существительные, обозначающие лица и мужского, и женского пола. Необходимо четко разграничивать эти понятия. Неправильное определение рода существительных приводит к ошибкам в их употреблении с именами прилагательными и глаголами прошедшего времени.

Неизменяемые имена существительные являются преимущественно заимствованными из разных языков, не имеют специальных показателей рода в русском языке, поскольку у них не выделяются основа и окончание, поэтому наиболее существенным фактором определения их рода является семантический фактор. Прежде чем определять род неизменяемых имен существительных, необходимо выяснить по толковым словарям или по словарям иностранных слов их лексическое значение в русском языке. Далее, чтобы определить род неизменяемых имен существительных, необходимо помнить следующие правила:

1) если существительное обозначает лицо мужского пола или лицо по профессии, должности безотносительно к полу, то оно относится к мужскому роду (месье, атташе);

2)  если существительное обозначает лицо женского пола, то относится
к женскому роду (мадам, мисс, леди);

3)    если существительное обозначает лицо как мужского, так и женского пола, то относится к общему роду (визави), конкретный род определяется синтаксически;

4)    если существительное обозначает животное, то относится к мужскому роду (шимпанзе, кенгуру);

5)    если существительное обозначает предмет неживой природы, то относится к среднему роду (пальто, кашне);

6)    род неизменяемого существительного определяется в зависимости от рода русского существительного, обозначающего общее (родовое) понятие по отношению к данному слову: кольраби, брокколи — женского рода, обозначают сорт капусты, следовательно, определяются по родовому слову капуста; эсперанто, хинди, урду — мужского рода по родовому слову язык;

7)    род определяется в зависимости от рода опорного слова в составном наименовании: аббревиатура ЭВМ — женского рода по слову машина (электронно-вычислительная машина).

Трудности в определении рода слов, указанных выше, могут возникать у школьников из-за незнания (непонимания) их семантики и неверного определения родового понятия неизменяемого слова (или рода главного слова в аббревиатуре).

2. Категория склонения. Все изменяемые имена существительные в русском языке изменяются по определенным образцам, которые называются типом склонения. В лингвистике выделяются три субстантивных склонения, адъективное склонение и притяжательное склонение. Распределение имен существительных по основным субстантивным типам склонения зависит от родовой принадлежности существительного. Рассмотрим типы склонений подробнее.

К первому школьному склонению (в академической грамматике - ко второму) относятся существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а, -я (вода, земля, линия, дядя, сирота). Ко второму школьному склонению (в академической грамматике - к первому) относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием (дом, конь, край, шалаш, мяч), кроме слова путь, и все существительные с окончанием -о, -е (окно, поле, увлечение, домишко, волчище). К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием (дверь, печь, ночь), по системе падежных флексий относятся также существительные среднего рода на -мя (имя, знамя), существительное среднего рода дитя и мужского рода путь. Существительные среднего и мужского рода в школьной грамматике относятся к разносклоняемым существительным.

Притяжательным называется склонение (не выделяется в школьной грамматике) существительных, имеющих окончания и субстантивного, и адъективного склонений. К таким существительным относятся русские фамилии с суффиксами -ин, -ын, -ов, -ёв, например, Репин, Голицын, Попов, Киселёв, Лемешев, а также слова девичья (устар.), ничья, третье (блюдо), швартов (морск.).

Адъективным называется склонение (не выделяется в школьной грамматике) существительных, у которых выделяются двухбуквенные окончания прилагательных и причастий, например: выходной, вожатый, рабочий, животное, запятая, учащаяся, позывные.

Среди существительных выделяются несклоняемые имена, имеющие во всех употреблениях только одну форму, в которую заключены разные числовые и падежные значения: кашне, метро, рагу, кофе, амплуа, бра, леди; русские фамилии на -ово, -аго: Живаго, Дурново; на -ых, -их: Черных, Крученых. Склонение этих фамилий, применимое только к лицам мужского пола, допустимо в разговорной речи. К несклоняемым относятся украинские по происхождению фамилии на -ко: Василенко, Коваленко, Лепко; иноязычные по происхождению, а также образованные по иноязычным образцам женские личные имена и фамилии: Жаклин, Якобсон и т.п. Те же фамилии, называющие лиц мужского пола, склоняются. Не склоняются также некоторые топонимы (названия мест), сложносокращенные слова (гаи, ООН). Стоит отметить, что в ряде случаев возможна как склоняемость, так и несклоняемость сложносокращенных слов Наиболее употребительные из них склоняются в разговорной речи (артист МХАТа, сотрудник МИДа, решение ВАКа).

Трудность при изучении этой категории заключается в большом количестве разносклоняемых существительных, склонение которых нередко вызывает сложности. Из этого вытекает еще одна проблема: наиболее трудным для учащихся является различение окончаний -е, -и при написании.

3. Категория числа. Указывает на количество одушевленных и неодушевленных предметов. Основным содержанием категории числа является противопоставление значения реальной единичности предмета и значение реального раздельного множества этих же предметов. Категорию числа образуют грамматические значения единственного и множественного числа, что находит выражение в противопоставлении падежных форм ед. и мн. числа.

Формы единственного числа могут обозначать и единичный предмет (Мальчик читает книгу), и множество предметов (Человек предназначен для любви).

По отношению к категории числа все существительные делятся на две группы: существительные, употребляемые в формах обоих чисел, и существительные, употребляемые в форме одного числа. Категория числа имеет значение реальной единичности или значение реальной множественности только в конкретных именах существительных, которые способны считаться. Другие существительные имеют только одну какую-либо грамматическую форму числа и не имеют значения числа. Так, собственные, вещественные, отвлеченные, собирательные имена существительные имеют форму только единственного числа (Амур, Виктор, золото, шелк, синь, радость, агентура, тряпье). Форма единственного числа не служит обозначением единичного предмета, формально она дает им возможность участвовать в противопоставлении по числу, но при образовании форм мн. ч. происходит изменение лексического значения. Имена собственные в форме мн. ч. обозначают членов семьи или родственников (братья Ивановы, семья Петровых), разных лиц с одинаковыми именами, тип людей. Вещественные существительные в форме мн. ч. обозначают разные сорта или марки материалов, виды растений, типы или виды вещества. Некоторые отвлеченные существительные в форме мн. ч. обозначают конкретные проявления различных свойств, качеств или состояний (радости жизни) или длительные по времени и интенсивные по характеру проявления физических или нравственных состояний человека (страхи, боли, печали).


К существительным, употребляемым в форме только множественного числа, относятся:

-    конкретные существительные (названия предметов, состоящих из двух или нескольких частей: брюки, ворота, носилки, сани);

-    вещественные существительные: чернила, опилки, обои, духи, консервы;

-    отвлеченные существительные (названия действий, процессов, состояний: выборы, бега, скачки);

-    названия промежутков времени: сутки, будни, каникулы, сумерки;

-    названия некоторых игр: шахматы, прятки, жмурки;

-     некоторые собственные существительные, обозначающие название городов, горных массивов и др.: Альпы, Люберцы, Весы, Жигули;

вещественно-отвлеченные существительные, обозначающие множественную совокупность чего-либо: всходы, джунгли, финансы, деньги.

При изучении этого понятия ученики, чтобы избежать трудностей, должны понимать отличия парадигм существительных единственного и множественного числа. Также трудности могут вызывать, с точки зрения выражения числового противопоставления, несклоняемые существительные: значение числа у них выражено синтаксически - формой единственного или множественного числа согласуемого прилагательного (новое пальто - новые пальто, последнее/последние интервью; бегущий/бегущие кенгуру).

4. Категория падежа имени существительного. Выражает отношение существительного к другим словам словосочетания и предложения, является словоизменительной категорией.

В русском языке выделяется шесть падежей: именительный падеж и косвенные падежи — родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Форма падежа определяется по вопросу парадигмы склонения, а синтаксическое значение любого косвенного падежа определяется по синтаксическому вопросу. Падеж как словоизменительная категория имени выражается его флексиями; дополнительным средством различения падежных форм могут служить чередования в основах и специальные акцентные характеристики.

Падеж в предложении реализует как свои присловные, так и неприсловные позиции и связи. Для морфологии существенен  прежде всего выявляющийся в предложении и из предложения извлекаемый комплекс основных, самых общих значений. Основными и самыми обобщенными падежными значениями являются значения объектное, субъектное и определительное; особняком стоит значение падежа как необходимой информативно восполняющей формы (это- позиции падежных форм при словах, которые в силу своего лексического значения необходимо требуют содержательного восполнения. Так, в сочетаниях два дома, три часа родительный падеж лишен какого-либо определенного значения, он только информативно восполняет то слово с количественным значением, которое этого необходимо требует, и вместе с этим словом обозначает количество предметов).

Нередко у учеников возникают трудности из-за смешения  части речной принадлежности слов. Например, это часто прослеживается при правописании слов с мягким знаком на конце (мягкий знак пишется на конце глаголов 2-го лица единственного числа и в начальной форме глаголов,   также у существительных женского рода единственного числа после шипящих). Таким образом, в школьной программе необходимо четкое  разграничение частей речи и их признаков.

В этой главе, опираясь на теоретическую базу «Грамматики - 80», мы рассмотрели основные категории, которыми располагает имя существительное, и выделили основные трудности, которые испытывают учащиеся при изучении понятий темы «Имя существительное». В следующей главе проследим, как и в каком охвате подаются эти понятия в школьном курсе русского языка, а также предложим приемы и методы, помогающие полноценному усвоению системы понятий темы.

    Система работы с грамматическим понятием «Имя существительное» по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений под редакцией В. В. Воронковой   начинается с раскрытия понятия о ней. Формирование понятия, по мнению Е. А. Бариновой (Баринова, 1974), происходит в несколько этапов:

а)  подготовка к восприятию понятия;

б)  расчленение понятия на отдельные положения и выяснение каждого
из них на конкретном языковом материале;

в)  формулировка вывода - определения части речи;

г)  первоначальное закрепление понятия в процессе различных
упражнений.

«Формирование понятия не заканчивается на одном уроке. Оно закрепляется и совершенствуется в процессе всего изучения части речи и в сопоставлении с другими, а также при изучении синтаксиса, когда учащиеся используют части речи в предложении».

Однако этот порядок условен, и при изучении различных частей речи в зависимости от характера и степени знакомства с ними в начальных классах указанные этапы могут протекать по-разному. Рассмотрим, как имя существительное дается в программе под редакцией В.В.Воронковой, Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской  Т.А.

    Об имени существительном учащиеся получили элементарное понятие в начальных классах. Таким образом, имя существительное — это часть речи, которая изучается непрерывно, по линейно-ступенчатому принципу, со второго по пятый - шестой класс. В средней школе задача при их изучении будет состоять в том, чтобы эти понятия закрепить и углубить, поднять на более высокую ступень обобщения.

В программе под редакцией В.В.Воронковой, Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской  на изучение имени существительного выделяется 14 часов, причем подготовительным этапом к изучению этой части речи в пятом классе является установление связей с предшествующей темой «Морфология. Что вы знаете о частях речи» (Классификация частей речи русского языка. Повторение) - 1 час.

В рамках темы «Имя существительное» в учебнике для седьмого  класса рассматриваются следующие положения:

1. Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма;

2. Основные способы образования имен существительных;

3. Правила употребления при письме типичных суффиксов, в частности суффиксов -чик (-щик), -ек, -ик (-чик). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными;

4. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. Правила употребления большой буквы при написании имен существительных;

5.         Род имен существительных. Существительные общего рода; род
неизменяемых имен существительных;

6.         Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только
единственного или только множественного числа;

7.         Падеж. Склонение имен существительных. Разносклоняемые и
несклоняемые существительные;

8.         Правописание безударных окончаний имен существительных;

9.     Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль;

10. Культура речи. Правильное употребление рода в словах типа бандероль, вуаль, лазурь, мигрень, мозоль, шоссе, кашне и др.; верное определение родовой принадлежности неизменяемых существительных (шимпанзе, кенгуру, шоссе). Правильное употребление некоторых грамматических форм (пара носков, пара чулок; группа грузин, бурят и т.д.).

В шестом классе происходит закрепление и углубление изученного в пятом классе. На грамматику отводится 2 часа. Отрабатываются общее грамматическое значение имени существительного, морфологические и синтаксические признаки.


Основные трудности при применении учащимися грамматических понятий возникают при необходимости дифференцировать существенные и несущественные признаки языковых явлений. Это происходит за счет сильного влияния реального смысла слов и предложений, их лексического значения, а также из-за нарушения единства двух основных языковых признаков — языковой формы и грамматического значения. Влияние этих факторов с логической стороны приводит к односторонним суждениям учащихся при анализировании языковых фактов.

Смешение признаков понятия происходит:

а)         при неразличении внутри понятия существенных и несущественных
признаков;

б)         при выделении языковых объектов одного понятия в окружении
разнообразных фактов, относящихся к другим понятиям;

в)         при влиянии сложившихся навыков, которые могут тормозить
формирование новых навыков.

При анализе грамматических признаков частей речи следует различать классификационные (постоянные) и словоизменительные (непостоянные) признаки.

Классификационные признаки характеризуют часть речи в целом и выделяют ее среди других лексико-грамматических классов слов. Имя существительное имеет следующие классификационные признаки: может быть собственным или нарицательным, одушевленным или неодушевленным, относиться к одному из трех типов склонения, к определенному роду (мужской, женский, средний, общий).

Словоизменительные признаки характеризуют конкретную словоформу, т. е. форму слова, которая употребляется в речи. Для имени существительного такими признаками являются падеж и число.

Морфологические категории изучаются в школьном курсе в соответствии с их природой даже в том случае, когда теоретических сведений о них не сообщается. Достигается это с помощью подбора соответствующих упражнений и языкового материала, включаемого в упражнения.

 2.1.Теоретические  основы  обучения  глухих  детей языку.

   Теоретическую  базу  существующей системы обучения глухих детей языку  составляет разработанная за несколько десятилетий лингводидактическая  концепция, которая представляет собой совокупность научных взглядов по аспектам: сущность системы, специфика языка, взаимосвязь языка и мышления , механизмы компенсаторного развития , принципы отбора языкового материала для специального изучения, соотношение форм речи для достижения тех или иных целей в обучении языку, целесообразность применения конкретных методов и   приемов, пути дальнейшего совершенствования сурдопедагогической теории и практики. В языке выделяется  важная функция – воздействия.  Эта функция проявляется в словесной регуляции поведения, реализует воспитательную роль языка в  человеческом коллективе

   Путь обучения языку, построенный на формировании словесной коммуникации, оказывается  наиболее оптимальным  и приемлемым  не только для речевого развития детей с недостатками слуха, но и для  воспитания  всех их личных свойств и качеств.

   С усвоением языка развивается  словесно-логическое мышление , базой которого является  языковые значения, понятия и логические операции.

     Обучение разговорной речи начинается в школе I вида  с усвоения побудительных предложений, потому что они просты, конкретны по содержанию, тесно связаны с действием человека, обращены к реальным исполнителям этих действий. Побудительные предложения облегчают детям понимание значения слова и фразы. Учитель формулирует побудительное предложение и просит отвечать. Дети, подражая учителю, создают такие же предложения, обращаясь друг к другу. Учащиеся быстрее запоминают и образовывают по аналогии подобные конструкции, так как в них сохраняется постоянство определенных грамматических категорий (наклонения, лица глагола). Пользуясь словами: дай, принеси, отнеси, нарисуй, покажи, учим ребенка понимать названия окружающих его предметов, например, принеси книгу, дай мне карандаш, покажи картинку, нарисуй дерево.  Неслышащие выполняют задания учителя и составляют отчет: я отнес книгу, я дал карандаш, я показал картинку учителю, я нарисовал дерево.

2.2 Работа с грамматическим понятием рода имени существительного Обязательный  минимум  сведений  о  категории  рода  заключает следующее (по «Грамматике-80»):

1) род - одна из наиболее характерных категорий имен существительных, ни одно существительное в единственном числе не может быть вне категории рода;

2) категория рода свойственна имени существительному в целом, существительные не изменяются по родам;

3) категория рода указывает на способность существительного сочетаться с определенными формами слов, изменяющихся по родам, то есть категория рода существительных наиболее ярко проявляется в синтаксических формах согласования;

4)  категория рода имеет и морфологическое выражение;

5)  у одушевленных существительных категория рода является не
только формальной, но и знаменательной (указывает на различения пола);

6) у ряда существительных категория рода имеет свою специфику (таковы существительные общего рода);

5)  у одушевленных существительных категория рода является не
только формальной, но и знаменательной (указывает на различения пола);

7) у ряда существительных категория рода имеет свою специфику (таковы существительные общего рода);

8) некоторые существительные мужского рода, обозначающие лицо по роду деятельности, могут выступать в качестве названий лиц как мужского, так и женского пола (слова инженер, врач и др.).

В данном объеме материал в школьном учебнике не излагается. Тем не менее школьники узнают о категории рода необходимый минимум сведений, который обеспечивает

-   распознавание этой категории;

-   правильное употребление в речи существительных, при определении рода которых

  нередко   возникают нарушения норм литературного языка.


Школьный курс морфологии рассматривает категорию рода в соответствии с тем, как она трактуется в учебных грамматиках. При этом учитывается, что категория рода выступает на различных уровнях языковой структуры: синтаксическом (опираясь на речевой опыт учеников, методика предлагает распознавать род существительных путем подстановки к ним личных местоимений (мой, моя, мое) или замены существительных личными местоимениями он, она, оно); морфолого-словообразовательном и лексическом (работа по согласованию компонентов словосочетания); принимаются во внимание имеющиеся в языке несоответствия между морфологическими и синтаксическими показателями рода (в словах типа тюль — мозоль, ТЭЦ и т.п.); тенденции развития языка (употребления типа инженер пришла) и другие.

VJ Отдельный параграф в учебнике Разумовской посвящен теме «Существительные общего рода. Род несклоняемых существительных». Ученики повторяют изученное ранее о категории рода и знакомятся с новым материалом: некоторые существительные мужского рода, обозначающие лицо по роду деятельности, могут выступать в качестве названий лиц как мужского, так и женского пола. Этот материал, дается под заголовком «Существительные общего рода», разделения нет. Это, на наш взгляд, является неоправданным, так как не следует смешивать эти понятия.

Слова с формальными признаками мужского рода (название лиц по профессии, должности, роду занятий) в настоящее время применяются также для называния лиц женского пола. Эти слова в грамматическом отношении не стали словами общего рода, а стали словами мужского рода: новый судья Иванова, известный скульптор Мухина. Многие из этих слов совсем не имеют параллельных форм женского рода: доцент, педагог, агроном. Часть слов имеет параллельное образование женского рода, но употребляется для обозначения жены человека соответствующей профессии или звания: директорша, профессорша, полковница и так далее. Эти же параллельные образования могут обозначать лицо женского пола по профессии и занятиям


(нередко употребляются с пренебрежительным оттенком). Они используются только в разговорной речи (врачиха, докторша, кондукторша, кассирша).

 

Фрагмент урока Тема: «Существительные общего рода» (№ 68, 5 класс). Цели:

1)   научить распределять большинство существительных по родам на основе
их морфологических признаков;

2)    уметь использовать парадигму окончаний существительных для определения рода, конструировать предложения, исправлять ошибки и аргументировать ответ, приводить примеры согласно заданию;

3)    развивать аналитические способности учеников (умение сравнивать, классифицировать, обобщать); развивать умение работать с лингвистическим текстом.

1. Повторение и актуализация изученного ранее.

Цель: Подготовить к восприятию нового, вспомнив изученное ранее.

Задание:   послушайте,   какую   поэтическую   картину   могут   создать

существительные, определите автора.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений милого лица,

 В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы, И заря, заря!..

А.Фет

Перечислите   встретившиеся   в   этих   текстах   существительные. Поставьте  к  ним  вопрос.  Скажите,  в  какой части  существительных

содержится их лексическое значение? А грамматическое? Выделите окончания. Что они обозначают?

Найдите слова, которые обозначают конкретные предметы (соловей, ручей, роза). А есть ли в этом тексте слова, обозначающие вещество, место, чувство, цвет, или даже действие?

Давайте вспомним, что обозначают имена существительные? (предмет). Какие вы помните категории имен существительных? (изменяются по падежам и числам и не изменяются, а распределяются по родам). На сколько родов распределяются имена существительные? (три: мужской, женский и средний).

А послушайте вот такой отрывок:

Этот в грязь полез и рад,

Что грязна рубаха.

Про такого говорят:

Он плохой, неряха.

2.Восприятие нового явления.

Кто автор этих строк? Из какого это произведения? Найдите в тексте существительное общего рода. Объясните, к. лицу какого пола оно относится? Как вы это определили? Какие еще примеры подобных слов вы можете привести? Запишите тему урока.

3.Осознание существенных признаков понятия и работа над правилом.

Цель: познакомиться с существенными признаками слов общего рода, а также с существительными, которые в равной степени могут обозначить лиц и мужского, и женского пола.

1) Работа с лингвистическим текстом учебника (с. 221).

-      Какие существительные мужского рода могут обозначать лица как мужского, так и женского пола? (существительные, обозначающие профессию, род занятий, общественное положение, звание).

-      Приведите примеры на каждое из этих значений (доктор, учитель, коллекционер, кассир и др.)


- Если такие существительные служат для названия лиц женского пола, то как ведут себя по отношению к ним определения и сказуемые? (Составление своеобразной схемы-опоры)

Если такие существительные для названия лиц женского пола, то:

       сказуемое согласуется с существительным по смыслу

       определение согласуется всегда по мужскому роду (Лечащий врач уехала в командировку.

2) Практическое задание на рассуждение и обобщение

- Со словами продавец, геолог составьте предложения так, чтобы из текста стало ясно, о мужчине или женщине идет речь. Выделите окончания, объясните свой выбор.

4. Воспроизведение и первичное закрепление.

Цель: проверить, усвоен ли материал.

Задание: В данном тексте найдите существительные, называющие профессию, и определите их род. О людях какого пола идет речь? (текст написан на доске)

За столом с приборами рядом с режиссером сидит звукооператор. Во время записи он передвигает рычажки, следит, за тем, чтобы звук записывался мягко, не слишком громко, но и не слишком тихо, а как раз как надо. Он может переговариваться с режиссером: ни один звук не проникнет в студию, так уж все устроено.

Между тем режиссер Роза Марковна говорит музыкантам и артисту: «Продолжаем запись! Приготовиться! Тишина в студии...»

(По М. Гумилевской)

(Слова режиссер, звукооператор относятся к мужскому роду, но они могут называть и лица женского пола. Из текста ясно, что режиссером была женщина Роза Марковна).

Какой можно сделать вывод? (Слова мужского рода не указывают на определенный пол)

Подумайте, как можно определить, к лицу или лицам какого пола относятся слова режиссер, звукооператор? ( Нужно прибавить к ним согласованные глаголы в прошедшем времени: режиссер сказала, звукооператор могла переговариват ъся.)

Итак, подведем итог занятию. Чем же различаются существительные общего рода и существительные мужского рода, обозначающие лицо по характеру деятельности? (Доказать, приводя примеры).

2.3Работа с грамматическим понятием числа имени существительного Ученики с начальной школы уже знакомы с категорией числа имени существительного. Им известно, что существительные имеют два числа -единственное и множественное; изменение по числам передается с помощью окончаний.

При рассмотрении категории числа в 5 классе сообщаются новые сведения о существительных, имеющих форму только единственного числа, и существительных, имеющих форму только множественного числа. Важно обращать внимание учащихся на образование, употребление и значение грамматической формы числа в тексте.

В учебнике М. М. Разумовской теоретический материал представлен недостаточно полно и системно. Упоминается, что, помимо основного значения форм числа имен существительных (указание на количество предметов), существуют и другие значения. Слово в форме единственного числа может указывать на вид предмета как представителя целого класса (Волк — хищное животное). Также приводятся примеры слов, которые обычно имеют форму только единственного числа (любовь, боль, масло) и упоминается, что если от этих существительных образуется форма множественного числа, то она обозначает нечто другое: или разные сорта вещества (масла, крупы), или большие пространства, заполненные веществом (Караван затерялся в песках), или длительность, повторяемость явлений (Стояли сильные морозы). Про существительные, имеющие форму только


 

множественного числа, в лингвистическом тексте не говорится, что является неоправданным.

Нам кажется целесообразным при знакомстве учеников с этими понятиями обратить внимание на разряды существительных и системно представить материал, раскрывающий тему.

Фрагмент урока

Тема: «Число имен существительных» (№ 69, 5 класс).

Цели:

1)   дать представление о существительных, имеющих форму только
единственного или только множественного числа;

2) уметь определять форму числа существительного, употреблять указанные  существительные в сочетании с прилагательными и глаголами;

3)  развивать аналитические способности учеников (умение сравнивать,
классифицировать, обобщать); развивать умение работать с лингвистическим
текстом.

1. Повторение и актуализация  изученного ранее.

Цель: Подготовить к восприятию нового, вспомнив изученное ранее. Задание: Записать под диктовку предложение

У плетня заросшая крапива обрядилась легким перламутром и, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром».

-   Кто автор этих строк? (С. Есенин);

-   Подчеркните главные члены предложения, составьте схему;

-   Выпишите существительные, определите их род, число (плетень, крапива, перламутр, утро).

2.Восприятие нового явления.

-   Можно ли образовать от выписанных вами существительных форму множественного числа? Определите разряды существительных.

-  Попробуйте привести примеры слов, чтобы существительное стояло только в форме множественного числа.

3.Осознание существенных признаков понятия и работа над правилом

Цель: познакомиться с существенными признаками существительных, имеющих форму только единственного, или форму только множественного числа.

1) Работа с лингвистическим текстом учебника (с. 223).

-    Сделайте вывод о том, какие дополнительные значения могут быть у форм единственного и множественного числа.

-    Приведите примеры на разные случаи значений форм числа.

2) Исследование по проблеме.

- Составим опору (работа всем классом), опираясь на материал упражнений №577, №578.

Только форму единственного числа имеют:

а) вещественные существительные: молоко, бензин;

б) отвлеченные существительные: любовь, дружба, краснота;

в) собирательные существительные: учительство, листва;

г) собственные имена существительные: Кавказ, Москва.

Только форму множественного числа имеют:

а) вещественные существительные: чернила, очистки;

б) отвлеченные существительные: каникулы, именины;

в) слова, обозначающие парные предметы (сделанные из двух частей):очки,
брюки, ворота, ножницы;  0

г) собственные имена существительные: Альпы, Карпаты, газета «Известия».

Обобщение.

- Расскажите о категории числа имени существительного. 4. Воспроизведение и первичное закрепление.

Цель: Проверить, усвоен ли материал. Задание: Определите число существительных.

Распахнулась навстречу и откликнулась под певучими полозьями сумеречная тундра. На сугробах угасали последние отблески солнца...На другой день звероловы надели лыжи, положили в заплечные мешки куски мерзлого мяса, капканы и отправились в дорогу. Через полчаса ходьбы наткнулись на одинокий волчий след. Тынерей поставил шесть капканов.

-    Волк — животное осторожное и умное, - сказал дед Тынерей. — Он не всегда берет приваду, ежели привада лежит на виду, открыто. Зверь опасается: уж больно легкая добыча, как бы не попасть в беду. Ну а раз мясо от тебя спрятано, как овца в хлеву, стало быть, его можно взять.

                                                                                           ( По Ю. Качалову)

- В каком предложении форма единственного числа не обозначает только один предмет? Что подразумевает автор, употребляя слово в единственном числе? (Слово волк употреблено в форме единственного числа, но речь идет не об одном животном, а о виде зверей и имеет родовое значение).

Итак, давайте еще раз повторим и обобщим, что нового мы узнали о категории числа имени существительного.

2.3 Работа с понятиями одушевленность/неодушевленность Признак «одушевленность — неодушевленность» дополняет известный учащимся ряд признаков существительного.

В учебнике Разумовской при рассмотрении одушевленных и неодушевленных имен существительных обращается внимание на то, что деление на одушевлённые и неодушевлённые существительные не всегда совпадает с научными представлениями о живой и мёртвой природе. Все названия растений относятся к именам существительным неодушевлённым, а слова мертвец, покойник, валет, ферзь и некоторые другие к именам существительным одушевлённым. Также обращается внимание на прием олицетворения в художественной литературе (изображение неживых существ как живых). Этим теоретическая часть по этому вопросу исчерпывается.

Определять одушевленность-неодушевленность по вопросам (как это предлагается в учебнике для 5класса), не всегда легко. В определенных ситуациях вопрос кто? может быть поставлен и к неодушевленным существительным, а вопрос что?- к одушевленным. Например: девушка приколола к шляпе позолоченного жучка (что приколола?); завод выполнил свои планы (кто выполнил?). Поэтому целесообразно обращать внимание учащихся на определяющий признак одушевленных существительных -способность предметов к самостоятельному перемещению, передвижению, которой не обладают неодушевленные предметы.

По отношению к некоторым словам наблюдаются колебания при их отнесении к одушевлённым - неодушевлённым. Так, названия микроорганизмов: бацилла, микроб, бактерии, а также слова личинка, зародыш, эмбрион употребляются (особенно в специальной литературе) с окончаниями имён существительных одушевлённых, однако по норме современного русского языка правильнее относить их к неодушевлённым: описывать микробы, питать зародыш. На это также стоит обратить внимание учеников.

Различие существительных одушевлённых и неодушевлённых грамматически выражается в том, что при склонении во множественном числе форма винительного падежа у имён существительных одушевлённых совпадает с формой родительного падежа (вижу мальчиков, девочек), а у имён существительных неодушевлённых - с формой именительного падежа (вижу улицы, дома). В учебнике эта формула не дается, однако она необходима, чтобы у учеников не возникало трудностей с определением одушевленности - неодушевленности имен существительных.

Фрагмент урока

Тема: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные» (№ 65, 5

класс).

Цели:

1)    научить понимать одушевлённость - неодушевлённость как
грамматическую категорию существительных;

2) уметь делить на одушевленные и неодушевленные, определять падеж
существительных, правильно писать окончания;

3) развивать аналитические способности учеников (умение сравнивать, классифицировать, обобщать); развивать умение работать с лингвистическим текстом.

1.Повторение и актуализация изученного ранее.

Цель: Подготовить к восприятию нового, вспомнив изученное ранее.

Задание: Послушайте стихотворение К. Бальмонта. Определите его тему.
Поспевает брусника,
                         Все деревья блистают

Стали дни холоднее.                         В разноцветном уборе.

И от птичьего крика                          Солнце реже смеется,

В сердце только грустнее.                Нет в цветах благовонья.

Стаи птиц улетают                             Скоро осень проснется

Прочь за синее море.                         И заплачет спросонья.

-Какова тема этого стихотворения? (осень)

-Какая основная мысль текста? Каково отношение поэта к осени? Какие слова передают его? (грустнее, реже смеется, заплачет). -Выпишите слова с орфограммой в корне в три столбика: проверяемые безударные,   чередующиеся   безударные   гласные   и   непроизносимые согласные (три ученика работают у доски, получают отметки).

2.Восприятие нового явления.

Вспомните, в чем смысл терминов «одушевленные», «неодушевленные»? Найдите в тексте примеры для каждой группы имен существительных (птицы — солнце, цветы и др.).

3.Осознание существенных признаков понятия и работа над правилом.

Цель:  познакомиться  с  существенными  признаками  одушевлённых  и неодушевлённых существительных, научиться различать эти категории. 1) Исследование по проблеме

Учитель: запишем несколько слов, одушевленных и неодушевленных, и просклоняем их в единственном и множественном числе. Результаты запишем в таблицу



одушевленные


неодушевленные


 ед.ч.


ед.ч.


И.п. отец, дочь

 Р.п. отца, дочери В.п. отца, дочь


стол, окно

стола, окна

стол, окно


мн.ч.


мн.ч.


И.п. отцы, дочери Р.п. отцов, дочерей В.п. отцов, дочерей


столы, окна

столов, окон

столы, окна


Какие выводы можем сделать? Сравните формы винительного падежа множественного числа (форма винительного падежа множественного числа одушевленных существительных совпадает с формой родительного падежа, а неодушевленных — с формой именительного падежа).

Составление схемы-опоры:

Одушевленные существительные:    В.п. = Р.п. Неодушевленные существительные: В.п. = И.п.

2) Работа с лингвистическим текстом учебника (с. 214)

-    Какие слова, не обозначающие живое, относятся к одушевленным? (кукла, мертвец, покойник, туз, валет, король).

-    Какие еще слова относятся к неодушевленным? (народ, толпа, стая, группа, молодежь и др.).

В правильности этого легко убедиться, используя нашу схему (в классе выполняется несколько примеров, подтверждающих правило).

-  Рассмотрим еще несколько примеров:

а) Микроскоп позволил рассматривать микробов поштучно (В.п. = Р.п.);

б)  Человек победил многие злые микробы и заставил работать на себя
добрые (В.п. = И.п.)

Какой вывод можно сделать, исходя из этих примеров? (Существуют слова с колеблющимся показателем одушевленности - неодушевленности. Когда слова называют микроорганизмы вообще, используется форма В.п.=И.п. Если речь идет о конкретном, наблюдаемом в данный момент микроорганизме, то В.п. = Р.п.).

Обобщение.

-  Расскажите о категории одушевленности - неодушевленности, подкрепляя ответ примерами.

4. Воспроизведение и первичное закрепление.

Цель: Проверить, усвоен ли материал.

Учебная    задача:    Опираясь    на    схему,    определить    одушевленные, неодушевленные или колеблющиеся в этой категории существительные. Задание: работа по алгоритму: 1)поставь слово во мн.ч.; 2)определи В.п. и Р.п.; 3)сопоставь с И.п. 4) Составь словосочетание (сущ. + прил.) с этим словом.

Детвора, вьюга, вирус, печник, волчонок, стая, валет, кукла, москвич, зеркало, грузчик, зимовье, парижанин, бактерия, покойник, робот, человек. Обобщение.

-   Повторим, по каким признакам следует различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

                                                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Формирование грамматического понятия части речи является одним из важнейших направлений при изучении морфологии. Оно обеспечивает усвоение школьниками грамматической системы, является средством развития логического и грамматического мышления (способности абстрагировать, обобщать, типизировать, сравнивать явления языка, сопоставляя общее с частным и конкретным), а также средством формирования осознанного восприятия собственной речи и речи окружающих, что является основой для непрерывного речевого совершенствования учеников.

Имя существительное — самостоятельная часть речи, которая изучается непрерывно, по линейно-ступенчатому принципу, с 5 — 9класс. Для него характерно углубление признаков (грамматических категорий) на каждой новой ступени изучения. Каждая новая ступень - это повторение изученного и присоединение нового. Имя существительное располагает следующими понятиями: собственное / нарицательное, одушевленное / неодушевленное, конкретное /вещественное /отвлеченное / собирательное, а также род, склонение, число, падеж.

Для овладения понятиями необходим процесс формирования умственных операций. В основу работы легла «Теория поэтапного формирования умственных действий» П.Я. Гальперина. Суть ее заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий происходит легче, без заучивания нового материала (так как он усваивается в процессе путем непроизвольного запоминания), без использования метода проб и ошибок.

В процессе исследования по каждой категории были выявлены основные трудности, с которыми могут столкнуться ученики в процессе изучения темы «Имя существительное», и предложены приемы и методы, помогающие полноценному усвоению системы понятий по этой теме.


 

                                     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.           Баринова, Е.А. Методика русского языка / Е. А. Баринова, Л. Ф.
Боженкова, В. И. Лебедев - М., 1974.- С. 284 - 305.

2. Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 5классе / Г. А. Богданова. - М., 1992.-С. 143-167.

3. Виноградов, В. В. Русский язык: грамматическое учение о слове / В. В. Виноградов. - М., 1947.- С. 291 - 326.

4. Воителева, Т. М. Теория и методика обучения русскому языку / Т. М Воителева.- М., 2006.- С. 137 - 145.

5. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. -М., 1982. - Т. 2. - С. 343 - 354.

6.Гальперин П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном
формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Хрестоматия по
психологии. М., 1977. - С. 112 - 120.

7.  Горбачевская М. В. Формирование грамматического понятия / М. В. Горбачевская // РЯШ. - 1976. - №6. - С. 48 - 50.

8.  Демидова, И. Ф. Педагогическая психология / И. Ф. Демидова- Ростов н/Д.,2003.-224с.

9.  Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов- М., 1986.-310 с.

10.«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. Москва, издательство «Владос», 2011 год, допущено Министерством образования и науки РФ в двух сборниках

Дудников, А. В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе / А. В. Дудников.- М., 1977 - 287 с.

11.Жукова Л. А. «Методические рекомендации к изучению темы «Имя существительное»5-й класс / Л. А. Жукова // Русский язык. - 2007. - №21. -С. 37- 42.

12.Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя - Ростов н/Д., 1997.- 230 с.

13.Кондаков, Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков - М., 1975.-С. 459.

Лернер, И. Я. Требования к современному уроку / И. Я. Лернер, М. Н.
Скаткин.- М., 1969.- 328 с.

14.    Прикуле^М. Н. Разработки уроков по русскому языку в 6-м классе (по
программе М. В. Панова по теме «Имя существительное») / М. Н, Прикуле //
Русский язык. - 2005. - №3. - С. 11- 15.

15.Русская грамматика: в 2 т. Т. 1. Фонетика, Фонология, Ударение, Интонация, Словообразование, Морфология / Акад. наук СССР. Ин-т русского языка.- М., 1980.- С. 435 - 459.

16.  Русский язык: Учеб. Для 5 кл. / под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. (2007 год )- 3-е изд.-М., 1997.-351 с.

17..    Рыбченкова, Л. М Программы для общеобразовательных школ,
гимназий, лицеев. Русский язык. 5-9 классы / Л. М. Рыбченкова. - 2-е изд.,
стереотипное. - М., 2001 - 160 с.

18.Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучев.- М., 1980. - 380 с.

19.  Троицкий,, Е. Ф. Определение рода имен существительных / Е. Ф. Троицкий // РЯШ. - 2008. - №9. - С. 43 - 47.

20.  Федоренко, Л. П. Принципы обучения русскому языку / Л. П. Федоренко.- М., 1973. - 325

21.  Методика обучения русскому языку  в школе для глухих детей. Л.М. Быковой. Москва «Просвещение» 2008год., 22-28с.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа г

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа г

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. .....

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. .....

ВВЕДЕНИЕ В методике преподавания русского языка не ослабевает интерес к проблемам преподавания морфологии

ВВЕДЕНИЕ В методике преподавания русского языка не ослабевает интерес к проблемам преподавания морфологии

Изучение психолого-педагогической, лингвистической и научно- методической литературы по теме исследования; 2

Изучение психолого-педагогической, лингвистической и научно- методической литературы по теме исследования; 2

После выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращаться к инструкции отпадает, и функцию ориентировочной основы выполняет громкая внешняя речь (образы)

После выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращаться к инструкции отпадает, и функцию ориентировочной основы выполняет громкая внешняя речь (образы)

При этом усвоение опирается не только на работу механической памяти, решающая роль принадлежит активной работе мысли ученика, что и способствует более глубокому пониманию и усвоению…

При этом усвоение опирается не только на работу механической памяти, решающая роль принадлежит активной работе мысли ученика, что и способствует более глубокому пониманию и усвоению…

Следует обратить внимание, что основным фактором определения одушевленности или неодушевленности в русском языке является грамматический фактор, а именно - совпадение окончаний именительного и винительного падежей…

Следует обратить внимание, что основным фактором определения одушевленности или неодушевленности в русском языке является грамматический фактор, а именно - совпадение окончаний именительного и винительного падежей…

Для существительных, имеющих мягкую основу и нулевое окончание в именительном падеже (пень, лень) или основу на шипящий (плащ, рожь), морфологическим показателем является окончание родительного падежа,…

Для существительных, имеющих мягкую основу и нулевое окончание в именительном падеже (пень, лень) или основу на шипящий (плащ, рожь), морфологическим показателем является окончание родительного падежа,…

ЭВМ — женского рода по слову машина (электронно-вычислительная машина)

ЭВМ — женского рода по слову машина (электронно-вычислительная машина)

Наиболее употребительные из них склоняются в разговорной речи (артист

Наиболее употребительные из них склоняются в разговорной речи (артист

Категория падежа имени существительного

Категория падежа имени существительного

Формирование понятия не заканчивается на одном уроке

Формирование понятия не заканчивается на одном уроке

Влияние этих факторов с логической стороны приводит к односторонним суждениям учащихся при анализировании языковых фактов

Влияние этих факторов с логической стороны приводит к односторонним суждениям учащихся при анализировании языковых фактов

Пользуясь словами: дай, принеси, отнеси, нарисуй, покажи, учим ребенка понимать названия окружающих его предметов, например, принеси книгу, дай мне карандаш, покажи картинку, нарисуй дерево

Пользуясь словами: дай, принеси, отнеси, нарисуй, покажи, учим ребенка понимать названия окружающих его предметов, например, принеси книгу, дай мне карандаш, покажи картинку, нарисуй дерево

Это, на наш взгляд, является неоправданным, так как не следует смешивать эти понятия

Это, на наш взгляд, является неоправданным, так как не следует смешивать эти понятия

А послушайте вот такой отрывок:

А послушайте вот такой отрывок:

Итак, подведем итог занятию. Чем же различаются существительные общего рода и существительные мужского рода, обозначающие лицо по характеру деятельности? (Доказать, приводя примеры)

Итак, подведем итог занятию. Чем же различаются существительные общего рода и существительные мужского рода, обозначающие лицо по характеру деятельности? (Доказать, приводя примеры)

Попробуйте привести примеры слов, чтобы существительное стояло только в форме множественного числа

Попробуйте привести примеры слов, чтобы существительное стояло только в форме множественного числа

Все названия растений относятся к именам существительным неодушевлённым, а слова мертвец, покойник, валет, ферзь и некоторые другие к именам существительным одушевлённым

Все названия растений относятся к именам существительным неодушевлённым, а слова мертвец, покойник, валет, ферзь и некоторые другие к именам существительным одушевлённым

Какая основная мысль текста? Каково отношение поэта к осени?

Какая основная мысль текста? Каково отношение поэта к осени?

Цель: Проверить, усвоен ли материал

Цель: Проверить, усвоен ли материал

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

Методическая разработка по теме "Имя существительное"

Методическая разработка  по теме "Имя существительное"
Скачать файл