ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАУРОКАХ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ
Е. П. Шевцова, учитель русского языка и литературы,
МОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа №1»
Белгородская область, Ракитянский район
е-mail: elena.shevtsova.1971@mail.ru
Л. Л. Геращенко, учитель географии,
МОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа №1»
Белгородская область, Ракитянский район
Т. А. Никоненко, учитель математики,
МОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа №1»
Белгородская область, Ракитянский район
Идея мастерских пришла к нам из Франции. "Atelie" — так французские педагоги из общественной организации «Новое образование» называют мастерские письма. Параллельно используется слово "демарш" ("la demarche"). Но для русского слуха ни то, ни другое не годится! Поэтому у нас используется прямой перевод слова " atelie " — мастерская.
Педагогические мастерские появились у нас в начале 90-х годов XX века и сразу привлекли внимание методистов и учителей-словесников.
Педагогическая мастерская – особая педагогическая технология, основанная на гуманистических представлениях о ценности каждой человеческой личности, о ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика. Технологию педагогических мастерских называют диалоговой, полицентрической, рефлексивной – она связана с гуманистическим характером целей, взаимоотношений, деятельности участников мастерской.
Вот одно из первых определений, данных по-русски этому понятию: "Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия". Чем отличается мастерская от прочих видов учебной деятельности?
На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге. Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, ответ на него заранее им же предопределен. Роль ведомых в этом случае неизбежно пассивна.
В мастерской педагог — наставник, по праву старшего и более сведущего дающий в руки младшего — ученика — карту и компас, с помощью которых прийти к открытию тот должен самостоятельно. Благодаря наставнику ученик добывает знания, для достижения цели объединяя свои усилия с усилиями одноклассников. Поэтому здесь маловероятна конкуренция, а одним из важнейших условий работы является доверительная, дружелюбная атмосфера.
Особенность этого совместного творческого труда — не прямая передача знаний, а коллективный поиск новой информации, осознаваемый школьником как необходимость, а наставник лишь помогает ему выйти из хаоса разрозненных представлений к гармонии приобретаемого знания.
Отметим главные достоинства работы педагогических мастерских.
• Ученик способен достаточно быстро освоить новую для него тему, потому что самостоятельно добывает знания или обнаруживает в себе сокрытые творческие ресурсы.
• Ведущий занятие создает рабочую обстановку, чтобы участники мастерской сами в условиях коллективного труда смогли найти свой путь решения поставленной задачи.
Одним из типов мастерских является мастерская творческого письма (или просто — письма). Этот тип мастерской интересен учителям любого предмета. Остановимся именно на этом типе мастерских.
Мастерская творческого письма позволяет молодому человеку применить собственный глубинный жизненный - эмоциональный, нравственный, эстетический — опыт при выполнении конкретно поставленной задачи. Знание, приобретенное в процессе работы над определенной темой, органически соединяется с интуитивным чувствованием. Чувства и мысли материализуются: становятся суждениями или воплощаются в художественные образы.
Основная задача ведущего мастерскую творческого письма — помочь детям обрести ощущение внутренней свободы, гармоничного состояния души, найти индивидуально-неповторимую форму самовыражения в творческом акте, импульсом к которому может послужить яркое эстетическое впечатление.
Мастерская, что немаловажно, помогает участнику в какой-то мере понять состояние духовного подъема поэта, писателя, художника, композитора, скульптора в момент творческого озарения.
Приобретенный здесь опыт самопознания и миропознания часто становится незабываемым событием жизни, фактом духовной биографии. И, быть может, отступая перед новыми впечатлениями, уходит в глубь памяти, но остается точкой опоры для обретения новых знаний.
Созданные творческие работы оцениваются мастером поощрительно и вдохновляют учеников на дальнейшие поиски и успехи.
Сокровенные размышления, доверенные друг другу и учителю, не должны разглашаться без ведома на то самого автора. Сохранить тайну полученной информации — дело чести того, кому она доверена.
Всегда говорят и об алгоритме мастерской. Он, при возможной коррекции, должен сохраняться, если нужно провести успешное занятие. Одно из важнейших условий при создании мастерской — её материал должен быть по-настоящему проблемным, даже парадоксальным. Тогда на любом из этапов занятия участники смогут пережить некий "прорыв" — открытие, потрясение, острое недоумение с озарением — то, что и делает мастерскую уникальной формой урока.
Почему мастерские оказались нужны современному словеснику?
1. Интерес к литературе возникает у всех, кто становится участником мастерской даже по далёким от искусства предметам.
2. Работа со словом в мастерской становится первостепенной.
3. Мастерские — отличный способ развивать собственное "письмо", а значит, готовиться к сочинению.
4. Мастерские "запускают" ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей и для понимания художественного творчества, прежде всего — поэзии.
5. Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю. Эти умения и навыки необходимы для воспитания грамотного читателя.
6. Очевидно развивающее воздействие мастерских, что не раз фиксировали на этапе рефлексии в разных мастерских сами старшеклассники. Эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.
Последовательность выполнения заданий в мастерской «Самое главное слово» - это 7 необычных заданий, которые очень помогают детям в дальнейшем при написании творческих работ. Приведу некоторые из них:
Учитель. Перед вами два белых листа. Один — для черновика, положите его перед собой. Другой лист, будущий чистовик, отложите пока в сторону. Черновик можно оставить себе. Главное — вы должны честно выполнить задание, «не стараясь угодить». То, что вы напишете на чистовике, сдадите, Сегодня вы пришли не на урок, а в мастерскую, где каждый из вас может создать свое небольшое произведение.
Будьте готовы к тому, что задания, которые вас ожидают, возможно, покажутся вам необычными.
Задание первое (3—5 минут). Обведите руку. (Дети удивлены. Возникает оживленно-веселый шумок. Все думали, что будет проверка знаний, а оказывается — надо просто обвести руку. Ученики, недоумевая, спрашивают: «Какую: правую или левую? — А можно — ногу? — Вот так?»)
Учитель проходит по классу, наблюдая, все ли справились с этим «трудным» делом. Следует похвалить тех, кто подошел к выполнению задания нестандартно: ребята должны понять, что нестандартные решения будут поощряться.
- Но почему никто из вас не поставил ладонь ребром или не обвел кулак? Ученики, понимая, что их ждет что-то интересное, готовы внимательно слушать дальше.
Задание второе (3—4 минуты). Теперь напишите любые, какие вам захочется, слова на ладони, на пальцах, вокруг них — где хотите. Количество слов не ограничено.
- Выберите из всех написанных самое главное для вас слово (можно словосочетание), подчеркните его и выпишите. (Дети охотно выписывают: каждому нравится свое слово.)
Задание третье (3 минуты). Запишите с избранным вами словом свои ассоциации. Можно по смыслу, по ощущениям: звуку, цвету, запаху, вкусу, осязанию...
Ученица выписывает: свет — свеча, тепло, золото, ясный, цветок, книга, солнце, человек, доброта, окно...
- Теперь обменяйтесь с соседом (мальчиком или девочкой) листочками и допишите к слову товарища свои ассоциации (2 минуты).
Возникает веселое оживление, и — странно — никто не отказывается поделиться сокровенным. К слову «свет» сосед девочки дописывает: лампа, светильник, факел, небо. Эти ряды слов — выведение своего «я» «на люди». Кроме того, участники мастерской увеличивают «поле видения» своего слова.
…………………………………………………………………………………
Задание шестое (3 минуты). Запишите слово, символизирующее для вас самые большие неприятности в детстве (это может быть какой-то запрет, страх) и связанные с ним ассоциации.
У одного из мальчиков на листке появляется: угол – ремень, душно, темно.
Пока школьники выполняют это задание, учитель раскладывает на столах, на полках, на полу репродукции картин и фотографии с изображениями деревенских и городских пейзажей, животных, архитектурных сооружений, графику. Количество изображений должно быть в полтора-два раза больше, чем число участников. Иногда какое-то изображение предпочитают выбрать сразу два ученика. Тогда мы предлагаем им сесть за одну парту на время выполнения задания. Учащиеся могут на короткое время прервать работу, рассмотреть другие репродукции, тем самым немного отдохнуть перед последними двумя заданиями.
Задание седьмое. Внимательно вглядитесь в картину, выбранную вами. Хочется ли вам «войти» в нее? Если — да, то представьте, что вы не только видите изображенное реально, слышите, но и чувствуете то, что происходит вокруг...
А теперь постарайтесь сформулировать в слове (можно в словосочетании) впечатление от выбранного вами изображения. Запишите свои ассоциации. Какие у вас рождаются мысли при его созерцании?
Время предоставляется в зависимости от темпа работы класса. выполнения этого задания происходит переключение внимания, и главными становятся зрительное восприятие, зрительная память. Человеку свойственно возвращаться в воспоминаниях к прошлому, не такому давнему, как раннее детство, но дорогому
Список литературы:
1. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе // Русский язык. № 20, 2009.
2. Ерёмина Т.А. Ещё раз о педагогической мастерской // Литература. № 3, 2007.
3. Ерёмина Т.Я. Как понять текст? Мастерская построения знаний // Литература. № 8, 2008.
4. Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс. Методическое пособие. СПб.: «Паритет», 2004.
5. Ерёмина Т.Я. От литературной «мастерской» к экзамену по русскому языку // Литература, № 20, 2010.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.