Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления для учащихся 5-9 классов разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);
- приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993 (с изменениями).
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления для учащихся 5-9 классов разработана на основе:
- методической литературы:
· Арсирий А. Т., «Материалы по занимательной грамматике русского языка» / А. Т. Арсирий. - М., Просвещение.
· Брагина, А.А. «Лексика языка и культура страны» / А. А. Брагина. – М., 2004.
· Григорян, Л. Т. «Язык мой – друг мой: материалы для внеклассной работы по русскому языку» / Л. Т. Григорян. – М., 1976.
· Калечиц, Т. Н. «Внеклассная и внешкольная работа» / Т. Н. Калечиц, З. А. Кейлина. – М., 1972.
· Кирпикова, Л. В. «Лингвистический кружок в школе» / Л. В. Кирпичикова, Н. Л. Шенкевец // Русский язык в школе. – 1982. – № 1.
· Нарушевич, А. «Культура речи «желает лучшего». Лексические ошибки» / А. Нарушевич // Русский язык и литература для школьников. – 2005 - №1.
· Откупщиков, Ю. В. «К истокам слова» / Ю. В. Откупщиков. - СПб:Авалонъ Азбука - классика, 2011.
Изучение программного материала предусматривает:
5 класс – 1 час в неделю, 35 часов в год;
6 класс – 1 час в неделю, 35 часов в год;
7 класс – 1 час в неделю, 35 часов в год;
8 класс – 1 час в неделю, 35 часов в год;
9 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год.
Итого за курс внеурочной деятельности общекультурного направления - 174 часа.
Цель и задачи программы внеурочной деятельности общекультурного направления.
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.
Цели данной программы
· формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями;
· расширение кругозора обучающихся, способствование формированию навыков работы со справочной литературой;
· развитие навыков исследовательской работы;
· повышение интереса к филологическому образованию;
· подготовка обучающихся к выполнению социально значимого проекта.
Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:
· Расширить и углубить запас знаний учащихся, формировать лингвистическую компетенцию;
· Совершенствовать коммуникативную культуру учащихся;
· Выявить и поддержать лингвистически одаренных детей;
· Развивать и совершенствовать мыслительные операции, психологические качества личности (любознательность, инициативность, трудолюбие, воля) и творческий потенциал;
· Воспитать любовь и уважение к родному языку, интерес к чтению литературы;
· Развивать устойчивый интерес и мотивы к овладению проектными умениями и навыками (способами деятельности) для решения значимых для личности и общества проблем;
· Развивать умения осуществлять поиск, анализ и эффективно преобразовывать информацию на бумажных и электронных носителях;
· Развивать потребность в самостоятельности, выходящей за рамки учебной деятельности.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности общекультурного направления.
Внеурочная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету, именно поэтому главной задачей внеурочной работы является привитие школьникам интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения и выражается в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий. Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, ученик развивает свой познавательный интерес.
Логика построения содержания данной программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами проектной деятельности: от осмысления сути проекта, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской и проектной деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности общекультурного направления.
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание курса внеурочной деятельности общекультурного направления.
Учебно-тематический план.
5 класс.
Тема. |
Количество часов. |
Теория. |
Практика. |
Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов. |
2 |
2 |
- |
Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. |
2 |
2 |
- |
Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении. |
2 |
2 |
- |
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Работа со словарной статьей. |
2 |
1 |
1 |
Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова. |
2 |
2 |
- |
Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях. |
2 |
- |
- |
Игра «В царстве смыслов много дорог». |
1 |
- |
1 |
Синонимы, их роль в художественных произведениях. |
2 |
2 |
- |
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Понятие «антонимы». |
2 |
1 |
1 |
Коллективный проект: «Легко — сложно» (редактирование текстов школьных сочинений). |
2 |
- |
2 |
Неологизмы, их роль в художественных произведениях. |
2 |
2 |
- |
Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении. |
2 |
2 |
- |
Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску. |
2 |
2 |
- |
Коллективный проект: «Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги Л. Кэрролла “Алиса в Стране чудес». |
2 |
- |
2 |
Игра «Инсценирование запомнившихся фразеологизмов». |
1 |
- |
1 |
Слова уходящие. Понятия «архаизмы», «историзмы». Работа со словарем |
2 |
1 |
1 |
Интерактивное путешествие по России. Диалектные слова. |
2 |
1 |
1 |
Знакомство с особенностями брянской диалектной лексики. |
2 |
2 |
- |
Лингвистическая игра «Что? Где? Когда?». |
1 |
- |
1 |
Итого: |
35 |
24 |
11 |
6 класс.
Тема. |
Количество часов. |
Теория. |
Практика. |
Удивительная наука – этимология. Школьный этимологический словарь. |
2 |
1 |
1 |
Слова и вещи: почему вещи названы именно так? Слова-«родственники»; всегда ли понятны слова-иностранцы». |
2 |
2 |
- |
Русское обличие иностранных слов. |
2 |
2 |
- |
Как возникли названия денежных единиц? |
2 |
2 |
- |
Удивительная шахматная страна. Происхождение шахматных терминов. |
2 |
2 |
- |
«Искалеченные» слова. Слова-ошибки. Работа творческой мастерской |
2 |
- |
2 |
Мнимые иностранцы. Игра «Не помнящий родства…». |
2 |
1 |
1 |
Словарь русских имён. |
2 |
- |
2 |
Словарь русских фамилий. |
2 |
- |
2 |
История географических названий. |
2 |
2 |
- |
Составление словаря личных имён и фамилий. Краткосрочный проект. |
2 |
- |
2 |
«Анатомическая» этимология: происхождение названия частей тела. |
2 |
2 |
- |
Обрусевшие иностранцы. Работа с Интернет-ресурсами. |
1 |
- |
1 |
Латинское наследие русского языка. |
2 |
2 |
- |
Греческое наследие русского языка. |
1 |
1 |
- |
Арабское наследие русского языка. |
1 |
1 |
- |
Международные слова. |
2 |
2 |
- |
Лингвистическое лото «С миру по нитке…». (Несколько отдельно взятых терминов.) |
2 |
- |
2 |
Об этимологии с шуткой. Странные превращения. Подводим итоги. |
2 |
2 |
- |
Итого: |
35 |
22 |
13 |
7 класс.
Тема. |
Количество часов. |
Теория. |
Практика. |
История русской фразеологии. |
2 |
2 |
- |
Фразеологический оборот и свободное словосочетание. |
2 |
2 |
- |
Словари и справочники по русской фразеологии. |
2 |
- |
2 |
Игра «Я скажу, а ты продолжи». |
1 |
- |
1 |
Группы фразеологизмов по значению. Многозначные фразеологизмы. |
2 |
2 |
- |
Стилистическая характеристика фразеологизмов. Творческая лаборатория. |
2 |
- |
2 |
Фразеология с точки зрения ее формирования. Исконно русские фразеологизмы. |
2 |
2 |
- |
Создание словаря «Крылатые выражения и фразеологизмы мифов древней Греции и русского устного народного творчества». |
3 |
- |
3 |
Зооморфизмы. Образы животных во фразеологических оборотах различных народов. |
2 |
2 |
- |
Грамматическое строение фразеологических оборотов. Основные группы фразеологизмов по грамматическому строению. |
2 |
2 |
- |
Синонимия и антонимия фразеологизмов. |
2 |
2 |
- |
Игра «Отгадай нас». |
1 |
- |
1 |
Самостоятельные части речи в составе фразеологических оборотов. |
2 |
2 |
- |
Стилистические пласты фразеологии современного языка. |
2 |
2 |
- |
Исследование текстов различных стилей. Составление словаря фразеологизмов предложенных текстов. |
2 |
- |
2 |
Важнейшие процессы в развитии фразеологии на современном этапе. |
2 |
2 |
- |
Стилистическое использование фразеологических оборотов в художественной литературе и публицистике современного периода. |
2 |
2 |
- |
Защита проектов «Исследование современной фразеологии». Подведём итоги. |
2 |
- |
2 |
Итого: |
35 |
22 |
13 |
8 класс.
Тема. |
Количество часов. |
Теория. |
Практика. |
С чего начинается слово? Способы образования слов в современном русском языке. |
2 |
2 |
- |
Школьный словарь словообразования. |
2 |
- |
2 |
Что сближает филологию и математику. Сложение в чистом виде и с помощью интерфиксов. |
2 |
1 |
1 |
Аффиксы в союзе со сложением. От чего зависит выбор аффиксов? |
2 |
2 |
- |
Исследовательская работа. Аббревиация. Сложение при сверхсокращении. |
2 |
- |
2 |
От чего зависит выбор словообразования? «Цепная реакция» аффиксов. |
2 |
1 |
1 |
Омонимические ловушки. |
2 |
2 |
- |
Игра «Грамматический аукцион». |
1 |
- |
1 |
Откуда берутся неологизмы? |
2 |
2 |
- |
Коллективный проект: составление презентации «Лингвистический портрет поэта (писателя), использовавшего в своем творчестве неологизмы». Защита презентаций. |
2 |
- |
2 |
От чего зависит значение новообразований?
|
2 |
2 |
- |
Стилистические, оценочные и выразительные свойства. |
2 |
2 |
- |
Случайно ли ударение на новообразовании? Работа со словообразовательным словарём и словарём ударений. |
2 |
- |
2 |
Загадки занимательных историй. Работа творческой мастерской. |
2 |
- |
2 |
Словообразование и этимология. |
2 |
2 |
|
Словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда. Работа со словарями. |
2 |
- |
2 |
Групповой проект: «Иллюстрируем этимологический словарь». |
2 |
- |
2 |
Подводим итоги. |
2 |
1 |
1 |
Итого: |
35 |
17 |
18 |
9 класс.
Тема. |
Количество часов. |
Теория. |
Практика. |
Словесность как словесное творчество, словесное искусство. |
1 |
1 |
- |
Письменная и устная формы словесности. |
1 |
1 |
- |
Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. |
1 |
1 |
- |
Ритм. |
1 |
- |
1 |
Интонация. Цель высказывания и интонации. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация. |
1 |
1 |
- |
Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. |
1 |
1 |
- |
Рифма в стихах. |
1 |
- |
1 |
Строфа как единица композиции стихотворной речи. |
1 |
- |
1 |
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. |
2 |
2 |
- |
Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. |
1 |
- |
1 |
Исследовательская работа. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности. |
2 |
- |
2 |
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя. |
1 |
1 |
- |
Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении. |
2 |
1 |
1 |
Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности. |
2 |
1 |
1 |
Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы. Фантастика. |
2 |
1 |
1 |
Парадокс и алогизм, их роль в произведении. |
2 |
1 |
1 |
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска. |
2 |
1 |
1 |
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка. |
2 |
1 |
1 |
«Макаронический» стиль. Значение употребления этого средства в произведении словесности. |
2 |
1 |
1 |
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная (народная) этимология. Игра слов. |
2 |
1 |
1 |
Ассоциативность сюжетов, образов, тем. Явные и скрытые ассоциации. Работа творческой мастерской. |
1 |
- |
1 |
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета. |
1 |
1 |
- |
Жизненный факт и поэтическое слово. |
1 |
1 |
- |
Защита проектов «Историческая жизнь поэтического слова». |
1 |
|
1 |
Итого: |
34 |
18 |
16 |
5 класс.
Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов.
Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.
Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении (в форме конференции).
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Работа со словарем.
Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова (в форме беседы).
Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.
Игра «В царстве смыслов много дорог».
Синонимы, их роль в художественных произведениях.
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Понятие «антонимы».
Коллективный проект: «Легко — сложно» (редактирование текстов школьных сочинений).
Неологизмы, их роль в художественных произведениях.
Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении.
Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску (оформление выставки детских рисунков).
Коллективный проект: «Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги Л. Кэрролла “Алиса в Стране чудес».
Игра «Инсценирование запомнившихся фразеологизмов».
Слова уходящие. Понятия «архаизмы», «историзмы».
Интерактивное путешествие по России. Диалектные слова (в форме заочной экскурсии).
Знакомство с особенностями брянской диалектной лексики (в форме конференции).
Лингвистическая игра «Что? Где? Когда?».
6 класс.
Удивительная наука – этимология. Школьный этимологический словарь (работа со словарем).
Слова и вещи: почему вещи названы именно так? Слова- «родственники»; всегда ли понятны слова-иностранцы».
Русское обличие иностранных слов (в форме конференции).
Как возникли названия денежных единиц?
Удивительная шахматная страна. Происхождение шахматных терминов.
«Искалеченные» слова. Слова-ошибки. Работа творческой мастерской
Мнимые иностранцы. Игра «Не помнящий родства…»
Словарь русских имён (работа со словарем).
Словарь русских фамилий (работа со словарем).
История географических названий.
Составление словаря личных имён и фамилий. Краткосрочный проект.
«Анатомическая» этимология: происхождение названия частей тела.
Обрусевшие иностранцы. Работа с Интернет-ресурсами.
Латинское наследие русского языка.
Греческое наследие русского языка.
Арабское наследие русского языка.
Международные слова.
Лингвистическое лото «С миру по нитке…». (Несколько отдельно взятых терминов.)
Об этимологии с шуткой. Странные превращения. Подводим итоги (в форме конференции).
7 класс.
История русской фразеологии (в форме конференции).
Фразеологический оборот и свободное словосочетание.
Словари и справочники по русской фразеологии (работа со словарем).
Игра «Я скажу, а ты продолжи»
Группы фразеологизмов по значению. Многозначные фразеологизмы.
Стилистическая характеристика фразеологизмов (работа творческой лаборатории).
Фразеология с точки зрения ее формирования. Исконно русские фразеологизмы.
Создание словаря «Крылатые выражения и фразеологизмы мифов древней Греции и русского устного народного творчества»
Зооморфизмы. Образы животных во фразеологических оборотах различных народов.
Грамматическое строение фразеологических оборотов. Основные группы. фразеологизмов по грамматическому строению (оформление выставки детских рисунков).
Синонимия и антонимия фразеологизмов.
Игра «Отгадай нас»
Самостоятельные части речи в составе фразеологических оборотов (в форме конференции).
Стилистические пласты фразеологии современного языка
Исследование текстов различных стилей. Составление словаря фразеологизмов предложенных текстов.
Важнейшие процессы в развитии фразеологии на современном этапе.
Стилистическое использование фразеологических оборотов в художественной литературе и публицистике современного периода.
Защита проектов «Исследование современной фразеологии». Подведём итоги.
8 класс.
С чего начинается слово? Способы образования слов в современном русском языке (в форме конференции).
Школьный словарь словообразования (работа со словарем).
Что сближает филологию и математику. Сложение в чистом виде и с помощью интерфиксов (работа творческой мастерской).
Аффиксы в союзе со сложением. От чего зависит выбор аффиксов?
Исследовательская работа. Аббревиация. Сложение при сверхсокращении.
От чего зависит выбор словообразования? «Цепная реакция» аффиксов.
Омонимические ловушки.
Игра «Грамматический аукцион»
Откуда берутся неологизмы?
Коллективный проект: составление презентации «Лингвистический портрет поэта (писателя), использовавшего в своем творчестве неологизмы». Защита презентаций.
От чего зависит значение новообразований?
Стилистические, оценочные и выразительные свойства.
Случайно ли ударение на новообразовании? Работа со словообразовательным словарём и словарём ударений.
Загадки занимательных историй. Работа творческой мастерской.
Словообразование и этимология.
Словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда. Работа со словарями.
Групповой проект: «Иллюстрируем этимологический словарь». Подводим итоги.
9 класс.
Словесность как словесное творчество, словесное искусство (в форме беседы).
Письменная и устная формы словесности.
Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Ритм.
Интонация. Цель высказывания и интонации. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация.
Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза.
Рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи.
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка.
Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении (в форме конференции).
Исследовательская работа. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.
Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.
Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности.
Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы. Фантастика.
Парадокс и алогизм, их роль в произведении.
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка.
«Макаронический» стиль. Значение употребления этого средства в произведении словесности.
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная (народная) этимология. Игра слов.
Ассоциативность сюжетов, образов, тем. Явные и скрытые ассоциации. Работа творческой мастерской.
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
Жизненный факт и поэтическое слово.
Защита проектов «Историческая жизнь поэтического слова».
Тематическое планирование.
5 класс.
№ п/п. |
Количество часов. |
Тема. |
1. |
2 |
Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов.
|
2. |
2 |
Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.
|
3. |
2 |
Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении.
|
4. |
2 |
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова.
|
5. |
2 |
Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова.
|
6. |
2 |
Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.
|
7. |
1 |
Игра «В царстве смыслов много дорог».
|
8. |
2 |
Синонимы, их роль в художественных произведениях.
|
9. |
2 |
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Понятие «антонимы».
|
10. |
2 |
Коллективный проект: «Легко — сложно» (редактирование текстов школьных сочинений).
|
11. |
2 |
Неологизмы, их роль в художественных произведениях.
|
12. |
2 |
Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении.
|
13. |
2 |
Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.
|
14. |
2 |
Коллективный проект: «Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги Л. Кэрролла “Алиса в Стране чудес».
|
15. |
1 |
Игра «Инсценирование запомнившихся фразеологизмов».
|
16. |
2 |
Слова уходящие. Понятия «архаизмы», «историзмы».
|
17. |
2 |
Интерактивное путешествие по России. Диалектные слова.
|
18. |
2 |
Знакомство с особенностями брянской диалектной лексики.
|
19. |
1 |
Лингвистическая игра «Что? Где? Когда?».
|
6 класс.
№ п/п. |
Количество часов. |
Тема. |
|
1. |
2 |
Удивительная наука – этимология. Школьный этимологический словарь. |
|
2. |
2 |
Слова и вещи: почему вещи названы именно так? Слова-«родственники»; всегда ли понятны слова-иностранцы». |
|
3. |
2 |
Русское обличие иностранных слов. |
|
4. |
2 |
Как возникли названия денежных единиц? |
|
5. |
2 |
Удивительная шахматная страна. Происхождение шахматных терминов. |
|
6. |
2 |
«Искалеченные» слова. Слова-ошибки. Работа творческой мастерской. |
|
7. |
2 |
Мнимые иностранцы. Игра «Не помнящий родства…». |
|
8. |
2 |
Словарь русских имён. |
|
9. |
2 |
Словарь русских фамилий.
|
|
10. |
2 |
История географических названий.
|
|
11. |
2 |
Составление словаря личных имён и фамилий. Краткосрочный проект. |
|
12. |
2 |
«Анатомическая» этимология: происхождение названия частей тела.
|
|
13. |
1 |
Обрусевшие иностранцы. Работа с Интернет-ресурсами. |
|
14. |
2 |
Латинское наследие русского языка.
|
|
15. |
1 |
Греческое наследие русского языка.
|
|
16. |
1 |
Арабское наследие русского языка.
|
|
17. |
2 |
Международные слова.
|
|
18. |
2 |
Лингвистическое лото «С миру по нитке…». (Несколько отдельно взятых терминов.) |
|
19. |
2 |
Об этимологии с шуткой. Странные превращения. Подводим итоги. |
|
7 класс.
№ п/п. |
Количество часов. |
Тема. |
1. |
2 |
История русской фразеологии. |
2. |
2 |
Фразеологический оборот и свободное словосочетание.
|
3. |
2 |
Словари и справочники по русской фразеологии. |
4. |
1 |
Игра «Я скажу, а ты продолжи».
|
5. |
2 |
Группы фразеологизмов по значению. Многозначные фразеологизмы. |
6. |
2 |
Стилистическая характеристика фразеологизмов. Творческая лаборатория. |
7. |
2 |
Фразеология с точки зрения ее формирования. Исконно русские фразеологизмы. |
8. |
3 |
Создание словаря «Крылатые выражения и фразеологизмы мифов древней Греции и русского устного народного творчества». |
9. |
2 |
Зооморфизмы. Образы животных во фразеологических оборотах различных народов. |
10. |
2 |
Грамматическое строение фразеологических оборотов. Основные группы фразеологизмов по грамматическому строению. |
11. |
2 |
Синонимия и антонимия фразеологизмов.
|
12. |
1 |
Игра «Отгадай нас».
|
13. |
2 |
Самостоятельные части речи в составе фразеологических оборотов. |
14. |
2 |
Стилистические пласты фразеологии современного языка. |
15. |
2 |
Исследование текстов различных стилей. Составление словаря фразеологизмов предложенных текстов. |
16. |
2 |
Важнейшие процессы в развитии фразеологии на современном этапе. |
17. |
2 |
Стилистическое использование фразеологических оборотов в художественной литературе и публицистике современного периода. |
18. |
2 |
Защита проектов «Исследование современной фразеологии». Подведём итоги. |
8 класс.
№ п/п. |
Количество часов. |
Тема. |
1. |
2 |
С чего начинается слово? Способы образования слов в современном русском языке.
|
2. |
2 |
Школьный словарь словообразования. |
3. |
2 |
Что сближает филологию и математику. Сложение в чистом виде и с помощью интерфиксов. |
4. |
2 |
Аффиксы в союзе со сложением. От чего зависит выбор аффиксов? |
5. |
2 |
Исследовательская работа. Аббревиация. Сложение при сверхсокращении.
|
6. |
2 |
От чего зависит выбор словообразования? «Цепная реакция» аффиксов.
|
7. |
2 |
Омонимические ловушки. |
8. |
1 |
Игра «Грамматический аукцион»
|
9. |
2 |
Откуда берутся неологизмы? |
10. |
2 |
Коллективный проект: составление презентации «Лингвистический портрет поэта (писателя), использовавшего в своем творчестве неологизмы». Защита презентаций.
|
11. |
2 |
От чего зависит значение новообразований?
|
12. |
2 |
Стилистические, оценочные и выразительные свойства.
|
13. |
2 |
Случайно ли ударение на новообразовании? Работа со словообразовательным словарём и словарём ударений.
|
14. |
2 |
Загадки занимательных историй. Работа творческой мастерской. |
15. |
2 |
Словообразование и этимология. |
16. |
2 |
Словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда. Работа со словарями. |
17. |
2 |
Групповой проект: «Иллюстрируем этимологический словарь».
|
18. |
2 |
Подводим итоги. |
9 класс.
№ п/п. |
Количество часов. |
Тема. |
1. |
1 |
Словесность как словесное творчество, словесное искусство.
|
2. |
1 |
Письменная и устная формы словесности.
|
3. |
1 |
Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.
|
4. |
1 |
Ритм.
|
5. |
1 |
Интонация. Цель высказывания и интонации. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация.
|
6. |
1 |
Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза.
|
7. |
1 |
Рифма в стихах.
|
8. |
1 |
Строфа как единица композиции стихотворной речи.
|
9. |
2 |
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка.
|
10. |
1 |
Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении.
|
11. |
2 |
Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.
|
12. |
1 |
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.
|
13. |
2 |
Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.
|
14. |
2 |
Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности.
|
15. |
2 |
Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы. Фантастика.
|
16. |
2 |
Парадокс и алогизм, их роль в произведении.
|
17. |
2 |
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
|
18. |
2 |
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка.
|
19. |
2 |
«Макаронический» стиль. Значение употребления этого средства в произведении словесности.
|
20. |
2 |
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная (народная) этимология. Игра слов.
|
21. |
1 |
Ассоциативность сюжетов, образов, тем. Явные и скрытые ассоциации.
|
22. |
1 |
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
|
23. |
1 |
Жизненный факт и поэтическое слово.
|
24. |
1 |
Защита проектов «Историческая жизнь поэтического слова».
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.