Ребенок в наше время очень рано приобщается к искусству экрана. Однако телеэкран, к сожалению, всех знакомит с фильмом обыденно, не делая из этой встречи праздника. Многое в будущем ребенка – и пристрастия, и вкусы, и само отношение к кино зависит от того, что и как ребенок видел впервые на экране.
Важно понять, что в первую очередь привлекает детей в кино. Если на экране будет прелестный кадр с редчайшим статичным изображением и где-то внизу будет двигаться точка, то дети станут смотреть именно на нее. Если фильм немного интересен, они буквально замрут в своем ожидании, в ожидании чего-то, что должно, в конце концов, произойти.
Лучшие детские кинопроизведения помогают детям сохранить то, что присуще только детству, – искреннее, непосредственное восприятие мира, радость прикосновения к миру прекрасного.
Главной целью использования искусства кино в воспитании и обучении детей является показ средствами кино и видеосъемки ярких образов гармонии природы, любви и дружбы, глубины внутреннего мира человека.
Почему-то взрослые убеждены, что ребенок сам придет к пониманию красоты природы, всего, что его окружает. Как важно сказать нужные слова детям перед фильмом, вручить им этот золотой ключик к дверям в мир искусства!
Необходимо понять, как дети воспринимают фильм, что они поняли, что оказалось недоступным их сознанию, и как помочь детям научиться смотреть и понимать не только сюжет фильма, но и его художественную структуру.
При создании фильма для малышей недостаточно только хорошего авторского замысла. Нужны еще и «хорошие краски» – яркое, красочное изображение, выразительные детали. Многие картины губит бесцветность, монотонность, невыразительность диалогов, отсутствие юмора. В хорошем фильме малыш может ощутить себя великаном, познать другие миры, победить всесильного соперника. И чем ближе будет ребенок к искусству, тем интереснее и легче будет ему жить.
Важно, помогая детям «читать» язык кино, способствовать усвоению содержания через выразительные средства данного искусства, подвести их к самостоятельному постижению идейно-эстетического смысла фильма. Дети 6-9 лет очень эмоционально воспринимают фильм, остро чувствуют цвет, драматургию цвета; музыку, ее ритм, настроение, выраженное музыкой; пластическую выразительность персонажей, их динамику – это связано с психофизиологией возраста, с моторикой ребенка, с типом восприятия.
Выразительные мультипликации, кино-сказки – ведущие жанры, понятные и доступные восприятию детей в этом возрасте. Игра и изобразительная деятельность по просмотренному фильму может стать эффективной формой анализа, осмысления нравственного и эстетического содержания фильма, наряду с беседой учителя.
Программу фильмов для младших школьников рекомендуется формировать не только по тематическому признаку, но и в связи с психолого-физиологическими особенностями возраста. Желательно ограничивать продолжительность просмотра от 10-20 минут для 6-7-летних и до 40-50 минут для 9-10-летних детей.
Просмотры фильмов значительно обогащают возможности педагога и учащихся начальной школы в развитии устной и письменной речи детей, в их интеллектуальном и творческом развитии.
Письменные задания: от пересказа содержания сценки, эпизода из фильма, описания героев, выявления мотивов их поведения, нравственной оценки, до сочинения и письменного отзыва на фильм – служат целям нравственного воспитания, эмоционального развития ребенка, развивают логическое и образное мышление детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.