Подготовка к публичному выступлению
Как преодолеть волнение перед выступлением?
Разного рода проблемы стоят перед преподавателем и его учениками. Одна из них – научить ученика воспринимать выступление на сцене как праздник, лучшие минуты его жизни, получать удовольствие от своей игры.
Ученику должны нравиться пьесы, которые он играет. Только тогда он сможет с желанием и воодушевлением выступить перед зрителями. А не думать, как бы ему не споткнуться, не забыть те или иные такты. Тогда и выступление будет удачным, и боязнь сцены отступить на задний план. Но, чтобы ученик смог свободно выступать перед зрителями, преподавателю предстоит пройти с ним нелегкий путь за короткое время: в течение одного учебного года малыш осваивает музыкальный инструмент, запоминает ноты, знакомится с ритмическим рисунком, наконец, выучивает наизусть несколько пьес, которые надо сыграть перед строгими экзаменаторами.
Как же научиться ребенку за короткий срок держать себя в руках перед незнакомыми взрослыми людьми, не растеряться и артистично исполнить программу? Да и остальным ученикам постарше тоже, бывает, нелегко сыграть пьесу без досадных остановок, непопаданий, элементарных текстовых ошибок.
Об этом задумываются преподаватели – как и каким образом научить учащегося устранить чрезмерное волнение на эстраде. М.Курбатов, автор книги «Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано» утверждал, что «необходимо формировать у учащихся культуру внимания, волю и силу характера».
Л.Бочкарев в своей книге «Психологические аспекты формирования готовности музыкантов-исполнителей к публичному выступлению» утверждал, что большое значение приобретает тренировка эмоционального состояния, регулируемая самим исполнителем. Она включает ряд приемов, основанных на выполнении физических, дыхательных и других упражнений (на расслабление или напряжение мышц), на использовании слова в качестве стимулятора положительных эмоций. В детском возрасте быстрее формируются качества, присущие личности музыканта-исполнителя.
Ребенок волнуется меньше, чем ученик постарше, который напряжен и часто паникует перед выступлением, да и во время выступления.
Для ребенка важное событие – первые мелодии, сыгранные на инструменте. Это не должно остаться незамеченным ни родителями, ни преподавателями. Поддержка, похвала в любом случае обязательна!
В публичном выступлении раскрывается творческая индивидуальность ученика. Интересное исполнение будит фантазию, дает наслаждение и слушателю и ученику.
Успешное выступление зависит от многих факторов:
1. От организованной работы в классе с учеником над программой, оснащением всеми исполнительскими средствами, умением образно мыслить.
2. В предконцертном режиме уделить внимание завершающему этапу работы над программой: соотношению частей целостности произведения, шлифовке формы произведения, динамике, кульминации всей пьесы, совершенствованию технической стороны обеспечивающей свободу исполнения.
3. Обязательны пробные выступления: перед другими преподавателями, учениками класса, возможны проигрывания на уроках сольфеджио, оркестра. Репетиции в концертном зале выявляют слабые и сильные стороны ученика; работа над деталями пьесы, возврат к медленному темпу помогают дальнейшему совершенствованию концертной программы. На последних репетициях целесообразно работать над содержательным, художественным исполнением.
Учащиеся со слабой нервной системой могут выступить с ошибками, запинаниями, а то и провалить выступление. Как этого избежать?
Главным образом, переключением внимания и воли ученика на какую-то деталь произведения: более рельефные проведения темы, сосредоточенно следить за развитием музыкального материала исполняемого произведения.
Преподавателю необходимо разговаривать с учеником спокойно, доброжелательно, поддерживать в нем уверенность в своих силах перед выступлением.
Частые выступления не только в школе, но и на других концертах, вечерах, в детсадах и общеобразовательных школах, участие в ансамблях способствуют укреплению исполнительской воли. Классные концерты с приглашением родителей учеников также помогают детям освоиться на сцене, почувствовав дружескую поддержку от родителей.
Успешное выступление также зависит от режима дня в день выступления. Не следует много заниматься в этот день. Лучше разыграться на технических упражнениях, отдельно повторить технические места в произведениях.
Перед выходом на сцену следует сосредоточиться, представить себя на сцене. Заняться аутогенной тренировкой для уверенности в себе. Неоценимо и напутственное слово педагога.
Перед началом выступления надо мысленно пропеть начло фразы произведения, окунуться в мир музыки, вдохновиться и своей игрой подарить зрителю эстетическое наслаждение.
Но если не удалось сохранить самообладание и выступление было неудачным, необходимо проанализировать, обсудить в доброжелательном ключе с учеником причины такого выступления, наметить план дальнейшей работы над совершенствованием исполнительского мастерства, чтобы у ученика желание выступать и играть лучше не пропало, а возросло. Впрочем, и в случае успешного выступления ученика необходимо обсуждение совместно с учеником, выслушав и его мнение.
Важно учитывать различные аспекты воспитания ученика-исполнителя. Способы воспитания выдержки должны быть заложены в процессе всей работы и репетиций. Необходимо вырабатывать умение начинать пьесу с различных тактов, обращать внимание на гармонию исполняемого произведения, главное – играть до конца, не останавливаясь, как бы оно не звучало.
Выступление будет успешным, если произведение хорошо выучено, особенно технические места. Если голова «отказывает», то пальцы, доведенные до автоматизма, не подведут.
Если ребенок робок, то выступление лучше начинать с кантилены, сосредоточенность на формировании музыкального образа поможет выступающему успокоиться и закончить выступление с блеском.
К каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Доброе слово, поддержка, ласка помогут малышу справиться со страхом перед выступлением. С учащимися постарше – строго, но без раздражения, так как подросток легкоранимый.
Большое значение имеет подбор репертуара, как для учебы, так и для концертного выступления.
Педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения учеников в классе, на их дружескую поддержку друг друга и дисциплину в классе. Это тоже важно для музыканта-исполнителя.
Литература
1. Акимов, Ю. Баян и баянисты/ Ю.Акимов – в.4 – М: Советский композитор, 1978.
2. Бочкарев, Л. Психологические аспекты формирования готовности музыкантов-исполнителей к публичному выступлению / Л.Бочкарев – М: Музыка, 1975.
3. Курбатов, М. Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано/ М.Курбатов – М: Советский композитор, 1899.
4. Материалы Всеукраинской научно-практической конференции – Луганск: Глобус, 2001.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.