ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2»
Методическая разработка
«Подготовка заданий для дистанционного обучения школьников»
Свистухин Егор Валентинович,
учитель высшей категории
г. Кировск
2020 г.
Содержание
1. Недостатки и достоинства дистанционного обучения по физике……. стр.3
2. Некоторые методические приёмы при разработке заданий
дистанционного обучения по физике…………………………………….стр.5
3. Заключение…………………………………………………………………стр.8
4. Приложения
4.1 Дистанционные задания по физике для 7 класса……………………...стр.10
4.2 Дистанционные задания по физике для 8 класса…………………… стр.15
4.3 Дистанционные задания по физике для 9 класса…………………… .стр.23
4.4 Дистанционные задания по физике для 10 класса…………………….стр.28
1. Недостатки и достоинства дистанционного обучения по физике
Дистанционное обучение – вынужденная мера школы, в связи с форс – мажорными обстоятельствами в стране, в регионе или в самом учебном заведении.
Автор понимает, что дистанционное обучение не самая эффективная форма обучения по физике, так как:
- страдает экспериментальная часть в преподавании предмета;
- серьёзно нарушается обратная связь учителя и обучающихся;
- проблемным становится контроль за усвоением учебного материала;
- крайне ограничена эмоциональная составляющая учебного процесса, которая
позволяет глубже усвоить знания обучающимися;
- увеличена нагрузка на учителя по сравнению с классно - урочной системой
образования;
- иллюзия идеальных условий для индивидуального подхода в обучении
нивилируется коммуникативными возможностями компьютерной сети и
отсутствием времени объяснить подробно материал при большой загрузке
электронной почты учителя;
- наибольшие трудности испытывают учащихся младших классов и их родители, так как у детей мало опыта самостоятельной работы.
Имеются и позитивные стороны дистанционного обучения:
- приобщение учащихся к коммуникативно-информационным технологиям;
- школьники не ограничены временными рамками, что позволяет в зависимости от гибкости нервной системы ребёнка и приобретённых учебных навыков глубоко понять учебный материал;
- более предметное вовлечение родителей в образование своих детей;
- повышение престижа учительского труда;
У родителей, порой, создаётся впечатление, что учителя на дистанционном обучении перегружают заданиями их детей, что, мягко говоря, не является верным. Специфика учительского труда, несмотря на то, что всё население в процессе своей жизнедеятельности проходит через классно-урочную систему образования, всё-таки не ясна большему числу родителей.
Дело в том, что учитель на уроке применяет различные формы и методы подачи материала, которые в устном или письменном виде ( в том числе экспериментальные и тренировочные задания, лабораторные работы, фронтальные эксперименты, демонстрация физических опытов, использование проекций и .т п.) позволяют смотивировать, проконтролировать, закрепить усвоение школьниками учебного материала.
При дистанционном обучении эти формы учитель учитывает в разработке заданий, чтобы качественно подать материал и ничего не упустить. Этот же объём знаний ученик получает на уроке, а домашнее задание становится меньшего объёма. Просто контроль за работой ребёнка при дистанционном обучении увеличен в объёме и ложится на родителей. А любое, даже вынужденное, увеличение внимания к ребёнку, воспринимается некоторыми из них неблагожелательно и последние ищут, кто в этом виноват…
Особенно трудно в ситуации с дистанционным обучением детям в семьях с низким педагогическим потенциалом, так как престиж знаний в них не сформирован, дети предоставлены днями самим себе, у них не выработаны в достаточной степени учебные навыки. А если учесть, что курс физики средней школы нелёгок и более 50-70 процентов учащихся при классно-урочной системе образования усваивают учебный материал на среднем уровне, то качество обучения таких учащихся оставляет желать лучшего…
2.Некоторые методические приёмы при разработке заданий по физике при дистанционном обучении школьников
Первое. Автор осознаёт, что формальный подход к разработке дистанционных заданий ничего не даст школьнику, кроме отвращения к учебному труду. Формальный подход заключается в том, что учитель указывает параграф такой –то, вопросы к параграфу, упражнения такие-то и - всё! На уроках в школе учитель даёт основную часть учебного материала и домашнее задание составляет незначительную часть этой работы. Тут же объём учебного материала для большинства становится непосильной ношей…
Мои приёмы устраняют формальный подход, в связи с чем меняется структура подачи учебного материала, начиная с записи даты и темы урока. Задания чем-то напоминают подробный алгоритм действий ученика с учётом того, что он не имеет большого опыта самостоятельной работы, а некоторые из них вовсе не приучены к этому и к тому же не имеют социальной мотивации.
Второе. При разработке заданий дистанционного обучения не всегда приходится действовать по традиционной схеме структуирования урока: актуализация знаний, мотивация, изложение и закрепление учебного материала, домашнее задание, релаксация. Больше описывается ход действий учащегося.
Кроме того, математические навыки обучающихся, необходимые учителю физики в процессе преподавания предмета, часто не срабатывают и приходится напоминать вначале задания, например, основные свойства пропорции, умножение и деление степеней, выражение одних величин через другие и т.п.
Третье. По – иному приходится дозировать учебный материал темы, увеличивая его объём. Таким образом, изучение теории идёт с опережением. Для уменьшения перегрузок учащихся я применяю опорные конспекты. Это позволяет ученику в штудировании параграфов, так как опорный конспект даёт главные «выжимки» учебного материала. При выходе из дистанционного обучения экономия времени (плюс запланированное решение задач и проведение лабораторных работ, обобщающие уроки) даст время на закрепление теоретического материала под руководством учителя.
Даже, если дистанционное обучение продлится долгое время, то невыполнение учебной программы будет минимальным и не таким катастрофичным. Кроме того, закрепление учебного материала можно будет проводить на высоком уровне, так как примеры решения простейших задач по теме уже показаны ученикам в дистанционных заданиях. Поэтому стоит учителю на уроках, после окончания дистанционного обучения, рассмотреть решение задач повышенной трудности, что особенно ценно для ребят – участников физических олимпиад.
Четвёртое. При подготовке заданий мною используется принтер для создания опорного конспекта, для примера решения задач по теме, комплектования заданий, контрольных тестов, для различного сканирования учебного материала.
На фото: принтер для сканирование учебного материала из сети Интернет, опорных конспектов на плёнках и на бумаге
Пятое. Разработанный опорный конспект на различных прозрачных плёнках для графопроектора можно будет использовать дважды: при рассылке дистанционных заданий и после возвращение детей на уроки, в физическом кабинете для быстрого закрепления.
На фото: плёнка для графопроектора и прозрачные файлы с готовыми опорными конспектами
Шестое. При дистанционном обучении учитель приобщает своих учеников к использованию различных Интернет - ресурсов. Можно обратить их внимание на поиск любых презентаций, видео-уроков по теме, дать команду просмотреть учебные и демонстрационные опыты по физике, документальные фильмы любой продолжительности, в частности «Уроки из космоса»
Седьмое. Для преподавания астрономических знаний можно использовать электронные учебники по астрономии. Тогда задания для учащихся могут иметь другую форму, чем при разработке заданий по физике (например в девятых классах). В настоящей методической разработке есть такой пример.
Восьмое. Так как при дистанционном обучении теряется время для приобретения обучающимися экспериментальных навыков, то стоит серьёзное внимание уделить в заданиях домашнему эксперименту, в том числе вовлечению родителей, как контролирующих безопасность ребёнка, при его проведении.
Девятое. При дистанционном обучении все задания, разработанные учителем, становятся «домашней работой», а «классная работа» - отсутствует. В тетради, в таком случае, я использую запись «Дистанционная работа», что логично и, в таком случае, не возникает путаницы в головах учеников.
Десятое. Разработанные задания для дистанционного обучения распечатываются на принтере и вывешиваются в специально отведенном месте в школе для детей, в семьях которых отсутствует сеть Интернет и нет компьютерной техники. Для вывешивания заданий по дистанционному обучению я использую лёгкий поролоновый лист размером один метр квадратный, прикрепляя к нему маленькими иголочками – невидимками недельные задания на бумажных носителях.
На фото: Задания для дистанционного обучения на бумажных носителях
3.Заключение
Главной задачей учителя при разработке заданий при дистанционном обучении школьников – облегчить для них усвоение учебного материала доступно, понятно и наглядно, с минимумом неясных моментов.
Немаловажно привлечь родителей для разъяснения и разумного контроля при выполнении учащимися дистанционных заданий. Как учителю, так и родителю необходимо чаще хвалить детей за проделанную работу. Да ещё и самостоятельно!
Использовать нужно в полной мере не столько контролирующую, сколько воспитательную функцию оценки, при этом оценивать работу в тетради при написании детьми конспектов, решении примерных задач, рисунков и т.п.
Описанный выше опыт является оптимальным в условиях, когда апробируется дистанционное обучение детей. Конечно, он требует усовершенствования и творчеству учителя при разработке заданий для дистанционного обучения тут нет предела!
Желаю Вам, коллега, в этом удачи!
Приложения
Дистанционные задания по физике
для 7 класса
Физика, 7 класс
Пояснения учителя
· В рабочей тетради записываем дату, тему урока и выполняем задания учителя
· После выполненного задания пропускаем 2 чистых страницы для работы с учителем на уроке после карантина
· Записываем следующую дату и выполняем следующее задание.
· После выполненного задания пропускаем 2 чистых страницы для работы с учителем на уроке после карантина и т.д.
· Работа в тетради будет оцениваться учителем.
· Просьба к родителям: проверять наличие записей в рабочей тетради ребёнка.
Урок 1
Тридцатое марта
Дистанционная работа
1)Просмотреть конспекты уроков на тему « Силы совершают работу», «Мощность»
2)Решить задачу 1 в тетради (подобная решена на уроке, о Простоквашино):
Задача 1
Определить мощность механизма, который груз массой 200 кг поднимает на высоту 0,5 м за 2 минуты.
3)Решить задачу 2(устно)
Задача 2 (устно)
На каком рисунке сила совершает положительную работу, отрицательную работу и работа силы равна нулю:
3) Прочитать параграфы 42-43. Записать опорный конспект в тетрадь:
Энергия тела и виды энергии
4) Записать решение задач 3 и 4 в тетрадь:
Задача 3.
Какой потенциальной энергией обладает самолёт массой 90 тонн при полёте на высоте 11 км над Землёй?
Задача 4.
Какова кинетическая энергия зайца массой 2 кг, бегущего со скоростью 54 км/ч?
5) Пропускаем 2 чистых тетрадных страницы
6) Показываем сделанную работу в тетради родителям
Удачи!
Урок 2
Первое апреля
Дистанционная работа
Закон сохранения энергии
1)Прочитать параграф 44, записать в тетради конспект:
2) Ответить устно на вопросы:
Почему мячик не подпрыгивает на ту же высоту с которой упал? Куда девается его начальная потенциальная энергия?
Почему останавливаются раскаченные качели?
Почему движется заводная детская машинка? За счёт какой энергии?
Какое превращения энергии происходит в двигателе внутреннего сгорания? в паровой турбине?
3) Прочитать параграф 45 и ответить устно родителям на вопросы в конце параграфа
4) Пропускаем 2 чистых тетрадных страницы
5) Показываем сделанную работу в тетради родителям
Учитель /Е.В. Свистухин)
Дистанционные задания по физике
для 8 класса
Урок 1
Тридцатое марта
Дистанционная работа
Обобщающий урок по теме «Магнитное поле»
1)Просмотреть все конспекты в тетради по теме «Магнитное поле»
2)Проверить свои знания с помощью тренировочного теста, записав ответы в тетради:
Тренировочный тест
1. За направление магнитных линий принято направление
1)
южного полюса магнитной стрелки в каждой точке поля
2) северного полюса магнитной стрелки в каждой точке поля
3) магнитного поля Земли
4) с запада на восток
2. При введении сердечника в катушку магнитное поле...
1) Не изменится 2) Усилится 3) Уменьшится 4) Станет равным нулю
3.Наиболее
сильное магнитное действие проявляется у магнита...
1) возле северного полюса
2) возле южного полюса
3) возле обоих полюсов 4) магнитное действие одинаково во всех
точках
4. К
северному полюсу магнита поднесли южный.
1) Будет происходить притяжение
магнитов
2)
Будет происходить отталкивание магнитов
3) магниты не будут взаимодействовать
4) В зависимости от ситуации могут как притягиваться, так и отталкиваться.
5. Подвижная часть электродвигателя постоянного тока называется
1)
индуктор 2)
якорь 3)
ротор 4)
статор
6. Северный магнитный полюс Земли находится
1) вблизи Северного
географического полюса 2) вблизи южного географического полюса
3) на экваторе
4) на Северном полюсе
7. Магнитные линии постоянного магнита...
1)
выходят из северного полюса и входят в южный
2) выходят из южного полюса и входят в северный
3) замкнутые кривые, охватывающие проводник
4) прямые, параллельные магниту
8. При пропускании постоянного тока через проводник вокруг него возникло магнитное поле. Оно обнаруживается по расположению стальных опилок на листе бумаги по повороту магнитной стрелки. Каким образом это магнитное поле можно переместить из одного места в другое?
1)
переносом стальных опилок 2) переносом
проводника с током
3) магнитное поле переместить невозможно 4) переносом постоянным магнитом
9. Какими способами можно усилить магнитное поле катушки с током?
1)Выполнить задания в тетради:
Задание 1.
Используя правило буравчика:
Задание 2.
Используя правило правой руки, определить полюса катушки с током (Рис 3) и направление тока в катушке (Рис. 4):
Рис. 4
Задание 3. Используя правило левой руки, определить направление силы Ампера, действующей на проводник с током:
4. Покажите свою проделанную работу родителям
Физика, 8 класс
Третье апреля
Дистанционная работа
Описание движения тел
1)Прочитать параграфы 48, 49,50
2) Оформить в тетради конспект:
3) Пропустить две чистых страницы.
Физика, 8 класс
Шестое апреля
Дистанционная работа
1) Выполнить задачу 1 (устно):
Задача 1
Какой системой отсчёта надо воспользоваться, чтобы определить ею положение тела в пространстве (координаты тела):
а) велосипедиста на шоссе;
б) парохода на реке;
в) пешехода по дороге;
г) океанского лайнера;
д) здания средней школы №2 на карте;
е) вертолёта в воздухе?
2)Записать в тетрадь примеры решения задач 2 и 3:
Задача 2
Определить по графику скорости тел 1 и 2 и их пути через 5 секунд после начала наблюдения:
Задача 3
Вычислить скорости тел 1 и 2 на графике в) страницы 125 учебника.
2) Прочитать параграф 51
3) Записать в тетрадь решение задачи 4
Задача 4
Дистанционные задания по физике
для 9 класса
Урок 1
Тридцать первое марта
Дистанционная работа
1) Изучить конспект урока на тему «Строение атома»
2) Определите устно по моделям атомов и таблице Д.И.Менделеева:
а) сколько электронов в атомах? б) каков заряд ядра?
3) Прочитать параграфы 48 и49.
4) Записать конспект урока в тетради:
5) Проанализируйте устно таблицу №1:
6) Разберите и спишите решение задание 1 в тетрадь:
Задание 1
Определить, используя таблицу Д.И. Менделеева, состав атомных ядер:
железо, медь, серебро и запишите их в виде символов.
7) Отчитайтесь перед родителями о проделанной вами работе
Удачи!
Четырнадцатое апреля
Предмет астрономии. Звездное небо и созвездия. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира
1) Прочитать параграфы 1,3,10 учебника «Астрономия» 11 класс базовый уровень Воронцов – Вельяминов 2018 г.
2) Ответить письменно в тетради на вопросы:
Вопрос 1
Как отыскать на небе Полярную звезду? Как определить по ней стороны горизонта?
Вопрос 2
По какой звезде созвездия Большой Медведицы можно определить хорошее у Вас зрение или нет?
Вопрос 3
К каким созвездиям относятся звёзды Арктур, Бетельгейзе, Сириус, Поллукс, Ригель?
Например: Альдебаран – альфа созвездия Тельца
Вопрос 4
Что ярче (по убыванию) звезда Сириус, звезда Солнце или звезда Альдебаран? Какие у них видимые звёздные величины? (смотри приложения к учебнику)
Сириус, m =
Солнце, m =
Альдебаран, m =
Вопрос 5
В чём отличие системы мира Птолемея от системы мира Коперника? Когда они жили? Какая точка зрения победила?
____________________________________________________________________
Пятнадцатое апреля
Изменение вида звёздного неба в течении суток и в течении года. Видимое движение планет
1) Прочитать параграфы 5,6 (общее представление),12.
2) Сравните (устно) движение звёзд небесной сферы на полюсе, в средних широтах ( у нас) и на экваторе ( рис. 2.6,2.7,2.9)
3) Ответьте на вопросы устно:
Назовите незаходящие созвездия. Заходит ли за горизонт Полярная звезда?
Как по виду звёздного неба и его вращению установить, что мы находимся на экваторе?
Где на земном шаре мы не можем видеть ни одной звезды Северного небесного полушария?
Почему небесный свод вращается, делая за сутки один оборот? Можем ли мы наблюдать это вращение от начала до конца в течении суток?
4)Записать в тетрадь все законы Кеплера с соответствующими рисунками учебника
___________________________________________________________________
Семнадцатое апреля
Солнечная планетная система
1) Прочитать параграфы 15-16.
2) Ответить устно на вопросы:
Сколько планет входит в состав Солнечной планетной системы?
На каком месте от Солнца находится планета Земля, на котором мы проживаем?
3) Нарисовать в тетради схематически порядок расположения планет в Солнечной системе, начиная от Солнца, с учётом их размеров. Укажите на рисунке планеты земной группы и планеты-гиганты.
4) Ответьте на вопросы устно:
Какие химические элементы наиболее распространены у планет земной группы?
Какие химические элементы наиболее распространены у планет-гигантов?
Сравните вращение планет вокруг своей оси.
Какое число спутников у планет? У какой планеты оно наибольшее?
наименьшее? (см. приложение)
Как образовалась Солнечная планетная система?
5) Посмотри видео в сети Интернет (ссылка «Учебный фильм «Солнечная система»( 2:44), «Путешествие по солнечной системе» (36:17) или любое…
В последнем фильме указывается девятая планета Плутон, которая недавно учёными выведена из разряда «планета» в разряд «карликовая планета». Считается в настоящее время в Солнечной системе – восемь планет.
Дистанционные задания по физике
для 10 класса
01.04. 2020 г.
Дистанционная работа
1) Оформить конспект в тетради (к параграфам 93,94,95):
2) Ответить на вопрос ЕГЭ (стр.310) устно. Подсказка на стр.309 (пятый абзац снизу)
3) Записать решение задач в тетрадь:
Задача А2 (стр. 313)
Задача А3(стр. 313)
03.04.2020 г.
Дистанционная работа
1)Оформить в тетради конспект ( параграфы 97,98 учебника):
2)Записать решение задачи 1 на стр. 329 учебника:
3) Записать решение задач ЕГЭ на стр. 326:
Задача А1
Потенциальная энергия конденсатора зависит от заряда по формуле W=q2/2C ,
где С - постоянная величина (электроёмкость данного конденсатора), то есть прямо пропорциональна квадрату величины заряда( q2). Уменьшая заряд в два раза уменьшится в 4 раза энергия конденсатора. Математически это будет выглядеть таким образом:
Задача А2
По условию напряжение остаётся постоянным. Тогда используем для рассуждений формулу W= CU2/2. Электроёмкость С в ней зависит от расстояния между обкладками по формуле обратно пропорционально, то есть при увеличении расстояния уменьшится ( d находится в знаменателе) в 2 раза. Тогда и энергия уменьшится в 2 раза, т.е.
Сделал всё? Молодец!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.