Методическая разработка “ПОСТАНОВКА ГОЛОСА” разработанная педагогом по вокалу Данченко С.В.
Тема : Обязательная вокально-техническая работа для постановки голоса.
Цель : Улучшение качества звука при пении.
Задачи :
1.Обучающие
- обеспечить формирование знаний об особенностях работы голосового аппарата;
- систематизировать полученные знания о постановке голоса.
2. Развивающие
- понимание вокального пения;
- теория и практика вокала;
- развитие эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;
- умения пользоваться методами звукообразования и звуковедения.
3. Воспитательные - создать условия для
- воспитания сознательного подхода к обучению;
- повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;
Методы работы:
по источнику знаний:
наглядные – наглядно - иллюстративный, слайд-шоу, показ, ТСО;
словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;
практические – упражнения, практические задания;
по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.
Методы вокальной педагогики: концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.
Технологии:
личностно-ориентированная, развивающего обучения, межпредметных связей,; элементы проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности, информационной, арттехнологии;
исполнительские технологии: формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления.
Ход занятия.
1. Объявление темы, цели и задач мастер-класса.
Постановка голоса — процесс взаимосвязанного воспитания слуховых и мышечных навыков поющего, выработка хороших певческих привычек.
Основная задача при обучении пению — развитие голоса и слуха, художественного вкуса.
В процессе работы над певческим звуком учащиеся получают навыки правильной певческой установки, опоры дыхания, учатся правильному расходованию дыхания, правильной певческой позиции, обеспечивающей голосу такие качества, как звонкость, полётность, собранность.
В начале вокальных занятий обычно выполняют упражнения, “разогревающие” голосовой аппарат, формирующие и развивающие вокальные навыки.
Пение является практическим видом деятельности. Вокальное обучение в значительной мере сводится к совершенствованию практических профессиональных навыков певческого голосообразования.
2. Вокально-технических навыки.
При обучении пению органы голосового аппарата специально приспосабливаются к выполнению певческих задач. Представление о певческом звуке, характере звучания определяется музыкально-смысловой выразительностью и влияет на работу голосового аппарата.
Выразительность вокального звучания, качество звука зависит от вокально-технических навыков: владение дыханием, опорой звука, его динамикой [piano – forte], атакой звука, работой резонаторов, артикуляционным аппаратом. Но формирование технических навыков должно вестись в единстве с эмоциональным подтекстом и художественной выразительностью.
Профессиональные требования к певческому голосу: звонкость, полётность, близкое красивое звучание.
На начальном этапе обучения преобладает вокально-техническая работа.
Основным регулятором голоса является слух. Развитие голоса и слуха — основная задача при обучении пению. А умение слышать различные особенности певческого звука и распознавать его по этим особенностям, т.е. как работает голосовой аппарат, принято называть вокальным слухом.
3. Певческое дыхание.
Важнейшим фактором звукообразования является дыхание. Певческое дыхание и его развитие, как основы пения происходит в процессе работы над певческим звуком, и воспитывается постепенно и систематично. Оно должно быть равномерным, свободным, способствующим естественной координации всех систем, участвующих в голосообразовании. Только естественное спокойное дыхание, организованное в связи с пением, создаёт условия для “опёртого” звука. Такой звук воспринимается на слух как полный и красивый.
Голосообразованию предшествует вдох. Эту фазу дыхания мы можем регулировать, что очень важно для обучения. Во время певческого вдоха происходит наполнение лёгких воздухом и подготовка голосового аппарата к голосообразованию. Певческий вдох берётся бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует набирать большое количество воздуха, т.к. затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования.
Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной задержкой дыхания, после чего начинается выдох. Мгновенная задержка дыхания перед воспроизведением звука — момент фиксации положения вдоха, вдыхательной позиции. Под этим следует понимать не только находящуюся в положении вдоха грудную клетку, но и фиксацию полузевка. Вдыхательная установка должна сохраняться на всё время пения, на весь фонационный выдох, что составляет опору дыхания. Основной задачей правильного выдоха является его плавный, экономный выдох [т.е. воздуха, набранного при вдохе], создание необходимого для нормальной работы голосовых связок, давления в подсвязочном пространстве.
Умение расходовать дыхание, так, чтобы оно без остатка превращалось в звук, определяет мастерство владения певческим дыханием. Основным критерием певческой опоры является качество воспроизводимого звука. Это звук собранный, богатый тембровыми красками, хорошо несущийся, округлённый.
4. Артикуляция . Пение — это вид музыкального искусства, в котором музыкальная организация связана со словом. В образовании музыкальной речи участвуют органы речевого аппарата: ротовая полость с языком, мягким нёбом, нижней челюстью, глотка, гортань. Работа этих органов направлена на создание звуков речи [гласных и согласных], называется артикуляцией.
Артикуляционные органы имеют особое значение. Это наиболее подвижная и подчинённая нашей воле часть голосового аппарата. Мы видим, как двигается нижняя челюсть, как работают губы, в каком положении находится мягкое нёбо. Работа этих органов находится в теснейшей связи, прежде всего с гортанью. Вялая работа артикуляционных органов, так же как и их перенапряжение, сказывается на работе всего голосового аппарата.
Важнейшую роль в пении играет сонастроенность мягкого нёба и гортани, что очень важно, т.к. через подчиненное нашему сознанию мягкое небо мы можем влиять на гортань, её устойчивость. Установка мягкого нёба в положение зевка создаёт условия формирования гласных звуков, влияет на их округление, тембр, окраску, высокую позицию. Высокие тоны требуют большей степени поднятия мягкого нёба, высокого “купола”. Зевок является составной частью вдыхательной позиции.
Певческий уклад артикуляционных органов при образовании гласных звуков в пении отличается от речевых — акустикой, формантой. Таким же свойством обладают и певческие согласные. Способ воздействия на певческий голос и работу голосового аппарата при помощи фонем [отдельных звуков речи — гласных и согласных] называется фонетическим методом обучения вокалу. Он является распространённым и эффективным в вокальной педагогике.
Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произнесения звуков речи, разборчивость слов — дикцию.
Высокая певческая форманта придаёт звонкость, полётность, собранность голосу ещё за счёт головных и грудных резонаторов, увеличивающих акустику звука.
6. Вокальные упражнения.
Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков являются упражнения. Как известно, упражнения — это многократно повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его выполнения.
Все три компонента упражнения — повторяемость, определённая организация и целенаправленность — являются обязательными, но сущность упражнения определяет два последних из них. Любое действие, применяемое как упражнение, превратится в простое повторение, если оно не будет нужным образом организовано, чтобы обеспечить выполнение действия на более высоком уровне по сравнению с первоначальным.
Для формирования различных вокальных навыков подбирают не одно, а несколько упражнений, причём упражнения часто способствуют выработке не одного, а нескольких навыков. После каждого упражнения педагог должен указать, правильно ли оно выполнено, какие были ошибки и как их исправить. При правильном выполнении упражнения достигнутое закрепляется и затем совершенствуется.
Пение упражнений следует начинать с примарных звуков — наиболее естественно, красиво и без напряжения звучащих нот в диапазоне певца.
Постепенно во время занятий объём звуков, охваченных упражнениями, расширяется. Со временем он увеличивается на весь диапазон голоса.
Кантилена, т.е. непрерывно льющийся звук, составляет основу пения. Она образуется только тогда, когда каждый последующий звук является продолжением предыдущего, как бы “выливается” из него. Такая манера пения называется связной, или пением легато.
Упражнения на легато являются основным средством выработки кантилены.
Петь отрывисто, отделяя каждый звук, атакуя каждую ноту заново смыканием голосовых связок и дыханием при помощи активных движений диафрагмы это значит петь стаккато.
Пение на стаккато связано с активным смыканием голосовых связок. Оно хорошо активизирует их работу, способствует усвоению чёткой атаки и очень полезно при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом призвуке. Каждая спетая на стаккато нота не должна сопровождаться снятием вдыхательной установки.
Упражнения на одной ноте развивает равномерный, экономный длительный выдох, опору.
Пение с закрытым ртом на сонорный звук “м” [“мычание”] осуществляется при сомкнутых губах с несколько опущенной нижней челюстью, с ощущением небольшого зевка. Оно настраивает на головное звучание, но приносит пользу только тогда, когда при нём возникают правильные резонаторные ощущения, а именно, когда поющий хорошо ощущает вибрацию тканей носа. Пение с закрытым ртом рекомендуется применять в начале распевания.
Пение без сопровождения является важным и необходимым в развитии внутреннего слуха, т.к. внимание поющего не отвлечено музыкальным сопровождением и собирается на собственных ощущениях: слуховых, мышечных, резонаторных и т.д. Усиливается развитие самостоятельности и самоконтроля, без посторонней помощи оценивать воспроизводимый звук.
При пении без сопровождения уменьшается сиплый призвук в голосе, если он связан с вялой функцией голосовых связок, но не с заболеванием.
7. Приемы воспроизведения звука.
Начальный момент взаимодействия голосовых связок и дыхания называется атакой звука. Атака — это момент возникновения звука. Организуя работу голосовых связок в начальный момент голосообразования, атака определяет последовательное звучание. Произвольно меняя способ взятия звука, мы тем самым можем влиять на характер работы голосовых связок, поэтому атака звука является важнейшим средством сознательного воздействия на работу голосовых связок, не подчинённых нашей воле непосредственно. В вокально-педагогической практике пользуются мягкой и твёрдой атакой. Кроме всего атака является выразительным средством в пении.
Атака звука — это момент возникновения звука при взаимодействии дыхания и голосового аппарата.
Вдох и атака звука являются моментом первостепенной важности, т.к. они определяют характер звучания.
Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых связок и дыхания.
Твёрдая атака – это когда голосовые связки плотно смыкаются до начала выдоха, звук голоса жёсткий, напряжённый.
Твёрдую атаку используют как средство музыкальной выразительности для передачи характера произведения. Кроме того, твёрдая атака используется для активизации гортани.
Мягкая атака – это когда момент смыкания голосовых связок почти совпадает с началом выдоха. Мягкая атака наиболее употребительная в пении, устраняет горловое звучание [зажатие].
При мягкой атаке звук становится эластичным, полётным, округлым, мягким.
Открытый звук - это резкое звучание , ограниченное в диапазоне и звучит однообразно.
При пении открытым звуком в основном используется грудной резонатор.
Прикрытый звук – это мягкое звучание, округлённое с использованием головных и грудных резонаторов. Позиция его высокая, звук гибкий, полётный, красивого темпа.
8. Резонаторное пение.
Та часть голосового аппарата, которая придаёт звуку определённую окраску, характерный тембр тому или иному голосу называется резонатором.
Различают верхние и нижние резонаторы.
К верхним головным резонаторам относятся полости, лежащие выше голосовых связок: носовые ходы, гайморовы и лобные пазухи.
К нижним резонаторам относятся грудная клетка [грудина, альвеолы, пустотелые бронхи].
Во время пения следует пользоваться и грудными и верхними резонаторами. Верхние резонаторы придают голосу полётность, звонкость, а грудные резонаторы — мягкость и полнозвучие.
9. Профессиональное пение .
Основной задачей является сохранение на всем диапазоне голоса действия головных резонаторов. Этому будет способствовать создание в голосовом аппарате определённых технических условий:
- Глубокое эластичное дыхание.
- Достаточно открытая глотка, что обеспечивает свободу артикуляции и беспрепятственный поток воздуха-звука. Достигается это путём поднятия нёбной занавески и свободной нижней челюсти.
- Звук, прикрытый и округлённый на всём диапазоне.
- Мягкая атака звука.
- Чёткое формирование согласных и гласных звуков.
- Общий тонус певца.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.