Модуль «Производство и технологии»
Практическая работа № 1
Разработка и методический анализ практической работы в рамках модуля «Производство и технологии», 5 класс, (тема практической работы по выбору слушателя из ФРП ООО).
Цель: разработать содержание и критерии оценки практической работы по инвариантным модулям учебного предмета «Труд (технология)».
Задание:
1) Выберите тему практической работы в ФРП ООО по модулю «Производство и технологии», 5 класс.
2) Определите предметные образовательные результаты практической работы.
3) Разработайте практическую работу в предлагаемом шаблоне.
4) Разработайте критерии оценки результатов практической работы в предлагаемом шаблоне.
Методическая разработка практической работы
по теме «Определение направления нитей основы и утка» (по выбору слушателя)
Задание 1. Определите предметные образовательные результаты практической работы.
- Чему необходимо научить учеников?
- Какие предметные результаты планируете достичь?
- Какие термины, понятия, приемы работы, технологические операции школьникам нужно запомнить и верно называть?
- Чему школьники научатся в ходе выполнения практической работы?
Планируемые предметные результаты Базовый уровень |
|
В результате выполнения практической работы обучающиеся
|
Впишите предметные результаты, соответствующие изучаемой технологии |
узнают: … (термины, понятия, названия инструментов, приемов работы, трудовых операций и др.) |
Виды растительных волокон. Понятия о прядении, ткачестве и отделке тканей. Свойства нитей основы. Виды рисунков на тканях. Свойства лицевой и изнаночной сторон ткани. Полотняное переплетение натуральные волокна, хлопчатник, хлопчатобумажные ткани, лён - долгунец, льняные ткани, пряжа, нить, ткань, основа, уток, полотняное переплетение) |
научатся: … (выполнять трудовые операции, использовать инструменты, приспособления и др.) |
- Определять направление долевой нити в ткани; - Определять лицевую и изнаночную стороны ткани; - Определять кромку. - Находить среди образцов ткани с полотняным переплетением нитей. - Составлять коллекции тканей, нетканых материалов. |
смогут объяснять/характеризовать: … (порядок технологических операций, этапы выполнения работы и др.) |
анализировать и сравнивать свойства текстильных материалов; |
смогут самостоятельно выполнить/сделать: … (- аналогичное изделие, соблюдая технологическую последовательность; - другое изделие, перенеся знания изученной технологии на другие объекты) |
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием имеющихся инструментов и приспособлений. |
Задание 2. Разработайте практическую работу в предлагаемом шаблоне.
Определите:
- Какова цель выполнения работы для ученика? Чему он научится?
- Какие материалы и инструменты потребуются для выполнения работы?
- Какое задание, этапы работы должен выполнить обучающийся, чтобы освоить необходимые операции?
- Сформулируйте пример вывода, который должны сделать обучающиеся по итогам выполнения практической работы.
Практическая работа «Определение направления нитей основы и утка»
Цель:
- познакомить обучающихся с наиболее распространенными растениями - источниками натуральных волокон, используемых в производстве одежды и предметов обихода;
- научить определять виды волокон, формировать представление о ткани как о двух системах нитей;
- научить определять направления нитей основы и утка, определять лицевую и изнаночную стороны.
Оборудование и материалы: образцы тканей с кромкой и без кромки, ножницы, лупа, клей, толстая игла.
Задание:
1. Изучить признаки определения направления нитей в ткани.
2. Возьмите образец ткани без кромки и по изученным самостоятельно признакам определите в нем направление нитей в ткани .
3. Заполните таблицу.
4. Оцените качество выполненной работы по карте контроля
5.Сделайте вывод по результатам практической работы:
Признаки определения направления нитей в ткани:
1) нить основы проходит в ткани вдоль кромки;
2) растяжимость ткани по основной нити меньше, чем по уточной;
3) при резком растяжении ткани более звонкий звук характеризует направление основной нити;
4) нити основы тонкие и гладкие, нити утка более толстые и пушистые.
Тема. Определение в ткани направления нитей основы и утка.
Таблица № 1
Признаки определения направления нитей в ткани |
Признаки ткани по основе |
Признаки ткани по утку |
1. По кромке (вдоль или поперек) |
|
|
2. По степени растяжения ткани (больше или меньше) |
|
|
3. По звуку (звонкий или глухой) |
|
|
4. По виду нитей (толстые, тонкие, гладкие, пушистые) |
|
|
Технологическая карта
Последовательность технологических операций |
Материалы, инструменты |
1. Возьмите образец ткани с кромкой и вспомните, как направлены нити основы (долевые) и утка (поперечные). |
|
2. Растягивая образец по направлению нитей основы и утка, определите, в каком направлении ткань растягивается больше. |
|
3. Резко растягивая ткань (с хлопком), определите, в каком направлении (долевом или поперечном) звук будет звонким, а в каком - глухим. |
|
4. Рассматривая образец ткани в лупу, сравните нити основы и утка по толщине и гладкости. Затем выньте по одной нити основы и утка и проверьте правильность ваших наблюдений. |
лупа |
5. Проверьте результаты выполненной работы, записанные в отчете, сравнив их с признаками определения направления нитей в ткани. |
|
6. Возьмите образец ткани без кромки и по изученным признакам самостоятельно определите в нем направление нитей основы и утка. |
|
7. Приклейте изученный образец ткани в тетради, расположив его в соответствии со стрелкой, указывающей направление нитей основы. |
|
8. Сделайте вывод о проделанной работе. |
|
Рассматривая строение ткани в лупу, учащиеся видят, что нити основы и утка по одной переплетаются между собой (полотняное переплетение). Надо показать образец полотняного переплетения, сделанный из полосок цветной бумаги. Сравнить с образцом саржевого и сатинового переплетения. Полоски склеены так, чтобы с обеих сторон образца был виден их цвет
Оцените качество выполненной работы по карте контроля
Карта контроля выполненной работы
Технологическая операция |
Критерий оценки |
Балл |
Соблюдение техники безопасности, правил безопасного труда |
Выполняется - 1 Не выполняется - 0 |
|
Соблюдение дисциплины, правил делового общения |
Выполняется - 1 Не выполняется - 0 |
|
Соблюдение культуры труда на рабочем месте (организация рабочего места) |
Выполняется - 1 Не выполняется - 0 |
|
Соблюдение/качество выполнения технологических операций |
Выполняется полностью верно - 1 Выполняется верно, но с нарушением отдельных технологических приемов и правил - 0,5 Нарушена технология, выполнение технологической операции: изделие изготовить/завершить невозможно (брак) - 0 |
|
Соблюдение последовательности этапов сборки конструкции/изделия. В однодетальных изделиях критерий не применяется |
Соблюдены все этапы, сборка завершена – 1 Последовательность нарушена – 0
|
|
|
Итого: |
5 |
Сделайте вывод по результатам практической работы:
ПРИМЕР ВЫВОДА:
Вывод: нить основы – тонкая, гладкая, ровная, прочная;
нить утка – толстая, пушистая, неровная, менее прочная.
Нити основы и утка имеют различные свойства, это необходимо учитывать при раскрое и изготовлении швейных изделий. Поэтому нужно уметь определять направление нитей основы и утка в тканях.
Задание 3. Разработайте критерии оценки результатов практической работы в предлагаемом шаблоне.
Критерии оценки (ПРИМЕР)
|
Оценка процесса |
Баллы |
Оценка |
1 |
Соблюдение техники безопасности, правил безопасного труда |
Выполняется - 1 Не выполняется - 0 |
|
2 |
Соблюдение дисциплины, правил делового общения |
Выполняется - 1 Не выполняется - 0 |
|
3 |
Соблюдение культуры труда на рабочем месте (организация рабочего места) |
Выполняется - 1 Не выполняется - 0 |
|
4 |
Соблюдение/качество выполнения технологических операций |
Выполняется полностью верно - 1 Выполняется верно, но с нарушением отдельных технологических приемов и правил - 0,5 Нарушена технология, выполнение технологической операции: изделие изготовить/завершить невозможно (брак) - 0 |
|
5 |
Соблюдение последовательности этапов сборки конструкции/изделия. В однодетальных изделиях критерий не применяется |
Соблюдены все этапы, сборка завершена – 1 Последовательность нарушена – 0
|
|
|
Итого |
5 |
|
|
Оценка результата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
5 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.