Департамент здравоохранения Ивановской области
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Кинешемский медицинский колледж»
«______»___________20__г «____»__________20__г
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
для преподавателя
ПМ 04.,05.,07: «Выполнение работ по профессии
младшая медицинская сестра по уходу за больными»
МДК 04.03: «Технология оказания медицинских услуг»
Тема: «Медикаментозное лечение в сестринской практике»
Занятие: № 18
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень
31.02.02 «Акушерское дело» базовый уровень
31.02.01 «Лечебное дело» повышенный уровень
Составлено преподавателем:
Татаренко Л. В.
Кинешма 2022 г.
Тема: «Медикаментозное лечение в сестринской практике. Выписка и хранение лекарственных средств»
Место проведения: кабинет доклинической практики.
Количество часов: 180 минут
Цель занятия:
Дидактические цели соответствуют целям из учебной рабочей программы.
Оказать обучаемым методическую помощь в изучении, закреплении и углублении медицинских знаний
Задачи занятия:
Обучающая
1. Способствовать приобретению навыков работы с пациентами и дальнейшему практическому использованию этих навыков в медсестринской деятельности.
2. Научить студента применять знания и умения на практических занятиях по теме: «Медикаментозное лечение в сестринской практике. Выписка и хранение лекарственных средств.»
Воспитательная
1. Воспитывать у обучаемых чувство личной ответственности за выполнение самостоятельных работ.
2. Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию.
3. Формировать профессиональный кругозор и общую культуру.
Развивающая
1. Проверить и оценить знания обучаемых по основам теоретических положений сестринского дела.
2. Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность
Освоение программы учебной дисциплины способствует формированию общих и профессиональных компетенций:
Ок 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Ок 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Ок 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Ок 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
Ок 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Ок 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Ок 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
Ок 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Ок 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ПК 4.1 – эффективно общаться с пациентом и его окружением,
ПК 4.2. – соблюдать принципы профессиональной этики,
ПК 4.5. – оформлять медицинскую документацию,
ПК 4.6. – оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий,
ПК 4.7. – обеспечивать инфекционную безопасность,
ПК 2.1,2.2,2.5.обеспечивать безопасную больничную среду для пациента и персонала
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
знать:
З.1. правила выписывания и получения лекарств отделениями ЛПУ;
З.2. требования, предъявляемые к хранению лекарств в
отделении и в
домашних условиях;
З.3. правила хранения и учета наркотических,
сильнодействующих,
остродефицитных и дорогостоящих лекарств;
З.4. правила раздачи лекарственных средств.
уметь:
У.1 осуществлять выборку назначений из истории болезни;
У.2 заполнять журнал учета лекарственных средств;
У.3 предоставить пациенту необходимую информацию о лекарственном средстве;
У.4 раздать лекарства для энтерального применения;
У.5 предотвратить возможные осложнения при приеме лекарственных средств;
выполнять зачетные манипуляции
- Выписать лекарственные вещества для лечебного отделения.
- Хранить лекарственные средства в отделении.
- Раздать лекарственные средства пациентам.
- Заполнить журнал движения наркотических средств.
- Обучить пациента правилам поведения при приеме лекарственных средств.
Оснащение
- Журнал движения наркотических средств, листы назначений;
- Мультимедийная презентация;
- Тесты, ситуационные задачи, методическое пособие, раздаточный материал для студентов.
Хронологическая карта занятия:
1.Организационный момент………………………………………………10 минут
2. Актуализация нового материала….……………….……………………20 минут
3. Изучение нового материала……….……………………….………..….40 минут
4. Закрепление нового материала………………………………………….30минут
5. Самостоятельная работа студентов…………………………………….60 минут
6. Рефлексия………………..……………………………………………….10 минут
7. Подведение итогов занятия……………………………………………..10 минут
ХОД ЗАНЯТИЯ.
№ |
Этапы занятия |
Время в мин. |
Методы обучения |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
1 |
Организационный момент |
10 мин. |
|
Заполняет журнал, сообщает студентам тему занятия, цели, план |
Записывают в тетради тему и цели занятия |
2 |
Актуализация нового материала |
20 мин. |
Комбинированный: тестовой , устный |
Инструктирует студентов, раздаёт тесты. Организует обсуждение результатов работы, корректирует ответы студентов по тестам.. |
Пишут тесты, участвуют в обсуждении результатов, отвечают на вопросы преподавателя. |
3 |
Изучение нового материала |
40 мин. |
Объяснительно- иллюстративный и репродуктивный ( объяснение с демонстрацией действия) |
Мотивирует студентов к изучению нового материала. Объясняет студентам новый материал, сопровождает объяснение демонстрацией выполнения манипуляции. Показ фильма. |
Записывают в тетрадь алгоритм выполнения действий, наблюдают за выполнением манипуляции. |
4 |
Закрепление материала |
30 мин. |
Репродуктивный (работа по алгоритму) |
Инструктирует студентов, наблюдает за их работой, корректирует её. Задает вопросы по новому материалу. |
Выполняют действия по алгоритму, объясняют их, отвечают на вопросы преподавателя. |
5 |
Рубежный контроль |
60 мин. |
Практический и устный |
Организует работу студентов на этапе контроля. Контролирует выполнение манипуляции. Задает вопросы по новому материалу. Корректирует ответы. |
Выполняют изученную манипуляцию по алгоритму. Отвечают на вопросы преподавателя |
6 |
Рефлексия |
10 мин. |
Проблемный |
Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, причины, затруднений и успехов, оценить степень достижения целей |
Обобщение изученного на занятии, анализирует допущенный ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей, причины возникших затруднений и достигнутых успехов. |
7 |
Итоги занятия |
10 мин. |
|
Оценивают работу группы, выставляет оценки за занятия, комментирует их, задание на дом. |
Записывают задание домой |
8 |
|
180 мин. |
|
|
|
1. Контроль исходного уровня знаний
Тестовые задания для самоконтроля знаний
Претесты.
1. Раздавая лекарственные средства в отделении, медсестре следует придерживаться правил:
а) разложить лекарства по ёмкостям, на которых указаны: фамилия пациента, номер палаты; затем разнести их по палатам
б) раздавать лекарства непосредственно у постели пациента, согласно назначениям врача; из упаковки, в которой они были получены из аптеки
в) лекарства выдавать на весь день сразу
г) лекарства выдавать на один приём, попросив пациента принять лекарственное средство в присутствии медсестры
2. При приёме лекарственных средств пациента необходимо информировать:
а) об особенностях того или иного лекарственного средства; горьком вкусе,
б) о названии, дозе лекарства
в) о том, что все лекарства следует запивать водой
г) о продолжительности лечения заболевания
3. Применение лекарств, действие которых направлено на устранение причины болезни (например, на возбудителя инфекции), называется:
а) этиологическим лечением
б) патогенетическим лечением
в) симптоматическим лечением
г) не знаю
4. Применение лекарств, действие которых направлено не на саму причину, а на исправление нарушенных болезнью функций организма, называется:
а) этиологическим лечением
б) патогенетическим лечением
в) симптоматическим лечением
г) не знаю
5. Лекарственные формы, изготовленные аптеке для внутреннего употребления, должны иметь этикетку:
а) белого цвета
б) жёлтого цвета
в) голубого цвета
г) не знаю
6. Скоропортящиеся лекарственные средства (настои, отвары, микстуры) должны храниться в холодильнике не более:
а) одних суток
б) трёх суток
в) семи суток
г) десяти суток
7. В лечебном отделении должен быть запас лекарств обеспечивающий:
а) суточную потребность
б) двух – трёх суточную потребность
в) недельную потребность
г) месячную потребность
8. Медсестра может по своему усмотрению:
а) вносить кажущиеся ей необходимыми исправления в этикетках на лекарственных средствах, изготовленных в аптеке;
б) размещать лекарственные средства в отведённых для них шкафах и сейфах так, чтобы легко было найти нужный препарат;
в) соединять одинаковые лекарственные средства из разных упаковок в одну;
г) хранить лекарственные средства, оказавшиеся без упаковки, со своей маркировкой.
9. Лечащий врач назначил инъекцию промедола. Укажите лишнее действие
мед. сестры, выполняющей это назначение:
а) под записью лечащего врача в истории болезни об этом назначении потребовала вторую подпись заведующего отделением или главного врача
б) потребовала присутствие лечащего врача во время выполнения инъекции
в) вместе с лечащим врачом расписалась в истории болезни о выполнении этой
инъекции
г) пустую ампулу из-под промедола не выбрасывает с целью сдать ее старшей
медсестре
10. Какой способ введения лекарства стоит называть энтеральным:
а) внутримышечно
б) внутривенно
в) интраспинально
г) перорально
2. Краткий теоретический материал
Понятие о медикаментозной терапии в сестринской практике
Медикаментозная терапия является одним из важнейших лечебных мероприятий. От того насколько умело и грамотно медицинская сестра вводит назначенные пациенту лекарственные средства, во многом зависит успех лечения.
Лекарства применяют в строго определенных количествах. Одно и то же лекарственное средство в зависимости от его количества, возраста человека и состояния его организма может оказывать лечебное действие или наносить сильнейший вред организму, являясь ядом, и даже приводить к смерти.
Выделяют твердые (порошки, таблетки, драже, пилюли), жидкие (растворы, настои, отвары, микстуры, капли, эмульсии), мягкие (мази, пасты, свечи) и газообразные формы лекарственных средств.
Использование лекарственных препаратов в лечебных целях называют фармакотерапией. Различают лечение:
1. Этиотропное – устраняет причины возникновения заболевания (например антибактериальные средства при инфекционной паталогии).
2. Патогенетическое – влияет на различные звенья механизма формирования заболевания.
3. Симптоматическое – воздействует на определенные симптомы болезни (например, обезболивающие, противосудорожные, сосудосуживающие средства).
4. Заместительное – восполняет дефицит различных биологически активных веществ в организме (например гормонов, ферментов, витаминов).
Для того, чтобы лекарственная терапия была успешной, пациент должен получать достаточно информации о лекарственных средствах, которые он получает.
Информация, необходимая пациенту для осознанного участия
в лекарственной терапии.
В амбулаторных условиях - на дому пациент принимает лекарственные средства самостоятельно. Для того, чтобы лекарственная терапия была успешной, пациент должен получать достаточно информации о лекарственных средствах, которые он принимает. Для этого медицинская сестра обучает пациента и/или членов его семьи.
Перед обучением, нужно определить:
- способность к обучению;
- желание обучаться.
Кроме техники приема (введения), необходимо уточнить, знает ли пациент:
- цель приема назначенного лекарственного средства;
- ожидаемый эффект и возможные побочные действия;
- как поступить при наступлении побочных явлений;
- способ и время приема;
- чем запивать лекарственное средство;
- о необходимости исключить из рациона какие-либо продукты на время лечения;
- о необходимости исключить алкоголь;
- предполагаемую продолжительность лечения;
- последствия несоблюдения схемы лечения;
- о влиянии дополнительных лекарственных средств к существующей схеме (особенно важно при самостоятельном добавлении пациентом лекарств, которые ему не были назначены).
Если пациент не имеет всей необходимой информации, это может привести к несоблюдению режима приема (введения) лекарственного средства. Люди, страдающие хроническими заболеваниями, часто забывают постоянно принимать одно или несколько лекарственных средств, или боятся их принимать. Для этого необходим контроль эффективности лекарственной терапии со стороны медицинской сестры.
Правила выписывания, получения, хранения
и учета лекарственных средств
При наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственные средства и выписываются рецепты на них врачом, непосредственно осуществляющим ведение больного, в т. ч. частнопрактикующим, имеющим лицензию на медицинскую деятельность, выданную в установленном порядке.
При оказании скорой и неотложной медицинской помощи лекарственные средства назначаются врачом выездной бригады скорой медицинской помощи или врачом отделения неотложной помощи (помощи на дому) амбулаторно-поликлинического учреждения.
Назначение проводится исходя из тяжести и характера заболевания согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи и в соответствии с Перечнем лекарственных средств, отпускаемых отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденном в установленном порядке, и территориальными перечнями лекарственных средств.
Право самостоятельно назначать лекарственные средства (за исключением случаев, когда больной находится на стационарном лечении) имеют также: фельдшер и/или акушерка фельдшерско-акушерского пункта (далее – ФАП), ведущие самостоятельный прием больных, – в случаях типичного (не осложненного) течения заболевания; фельдшер выездной фельдшерской бригады скорой медицинской помощи – в случаях острых заболеваний, отравлений, травм и при других острых состояниях больного.
При оказании медицинской помощи в случаях возникновения болевого шока при травмах, инфарктах и иных острых заболеваниях, и состояниях назначение наркотических средств и психотропных веществ списков II и III производится врачом (фельдшером) выездной бригады скорой медицинской помощи.
Рецепты больным должны выписываться с указанием возраста пациента, порядка оплаты лекарственных средств и с учетом действия входящих в их состав ингредиентов на рецептурных бланках: № 148-1/у-88, 148-1/у-04 (л), 148-1/у-06 (л) и специальном рецептурном бланке на наркотическое средство и психотропное вещество, формы которых утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 № 110 “О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания” (с изм. и доп.). Определенные лекарственные средства не разрешается выписывать на одном рецепте более предельно допустимого количества.
Правила выписывания лекарственных средств для отделения.
При поступлении пациента в стационар и ежедневных осмотрах больного в отделении, врач делает назначения необходимых данному пациенту лекарственных средства указывая их дозы, кратность и пути введения в историю болезни или лист назначений.
Палатная медсестра ежедневно делает выборку назначений, переписывая назначенные препараты в "Тетрадь назначений" отдельно для каждого пациента. Сведения об инъекциях передаются процедурной медсестре, которая их выполняет.
Перечень назначенных препаратов, которых нет на посту или в процедурном кабинете, подается старшей медсестре отделения.
Старшая медсестра (при необходимости) выписывает по определенной форме накладную (требование) на получение лекарственных средств из аптеки в нескольких экземплярах, которую подписывает зав. отделением. Первый экземпляр остаётся в аптеке, второй возвращается материально ответственному лицу. В накладной ф.№ 434 обязательно указывается полное наименование лекарственных средств, их размеры, фасовка, лекарственная форма, дозировка, упаковка, количество.
Приказ Минздрава РФ от 23 августа 1999 г. N 328 "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)" с изменениями от 9 января 2001 г., 16 мая 2003 г.
Лекарственные средства отпускаются аптекой отделениям в размере текущей потребности в них: ядовитые – 5 дневный запас, наркотические – 3 дневный (в отд. реанимации), все остальные – 10 дневный.
Приказ МЗ РФ № 330 от 12.11.97 г. «О мерах по улучшению учёта, хранения, выписывания и использования НЛС».
Требования на ядовитые (например, на строфантин, атропин, прозерин и др.) и наркотические препараты (например, на промедол, омнопон, морфин и др.), а также на этиловый спирт выписываются на отдельных бланках старшей м/с на латинском языке. На этих требованиях ставится печать и подпись главного врача ЛПУ или его заместителя по лечебной части с указанием пути введения, концентрации этилового спирта.
В требованиях на остродефицитные и дорогостоящие медикаменты указывают Ф.И.О. пациента, номер истории болезни, диагноз.
Получая лекарственные средства из аптеки, старшая медсестра проверяет их соответствие заказу. При выдаче из аптеки ампул с наркотическими средствами проверяют целостность ампул.
На лекарственных формах, изготовленных в аптеке, должны быть определенного цвета этикетки:
для наружного употребления – желтые;
для внутреннего употребления-белые;
для парентерального введения - голубые (на флаконах со стерильными растворами).
На этикетках должны быть четкие названия препаратов, обозначения концентрации, дозы, даты изготовления и подпись фармацевта (реквизиты изготовителя), изготовившего данные лекарственные формы.
Правила хранения лекарственных средств в отделении.
Лекарственные средства для парентерального применения хранятся в процедурном кабинете, все остальные лекарственные вещества хранятся на посту медицинской сестры.
1. Для хранения медикаментов на посту медсестры имеются шкафы, которые должны запираться на ключ.
2. В шкафу лекарственные вещества располагают по группам (стерильные, внутренние, наружные) на отдельных полках или в отдельных шкафах. На каждой полке должно быть соответствующее указание ("Для наружного применения", "Для внутреннего применения" и др.).
3. Лекарственные вещества для парентерального и энтерального введения целесообразно на полках располагать по назначению (антибиотики, витамины, гипотензивные средства и т.д.).
4. Сзади ставят более крупную посуду и упаковки, а спереди - поменьше. Это дает возможность прочесть любую этикетку и быстро взять нужное лекарство.
5. Категорически запрещается хранить предметы ухода за пациентами и дезинфицирующие средства вместе с лекарствами.
6.Лекарственные вещества, входящие в список А, а также дорогостоящие и остродефицитные препараты хранятся в сейфе. На внутренней поверхности сейфа должен быть их перечень с указанием высших суточных и разовых доз, а также таблица антидотной терапии. Внутри любого шкафа (сейфа) лек.средства распределяются по группам: наружные, внутренние, глазные капли, инъекционные.
7. Препараты, разлагающиеся на свету (поэтому их выпускают в темных флаконах), хранят в защищенном от света месте.
8. Сильно пахнущие лекарственные средства (йодоформ, мазь Вишневского и др.) хранят отдельно, чтобы запах не распространялся на другие лекарственные средства.
9. Скоропортящиеся препараты (настои, отвары, микстуры), а также мази, вакцины, сыворотки, ректальные суппозитории и др. препараты хранят в холодильнике.
10. Спиртовые экстракты, настойки хранят во флаконах с плотно притертыми пробками, так как вследствие испарения спирта они со временем могут стать более концентрированными и вызвать передозировку.
11. Срок хранения стерильных растворов, изготовленных в аптеке, указан на флаконе. Если за это время они не реализованы, их необходимо вылить, даже при отсутствии признаков непригодности.
Должны соблюдаться температурный и световой режим. Настои, отвары, эмульсии, сыворотки, вакцины, органопрепараты должны храниться только в холодильнике.
Признаками непригодности являются:
- у стерильных растворов - изменение цвета, прозрачности, наличие хлопьев;
- у настоев, отваров - помутнение, изменение цвета, появление неприятного запаха;
- у мазей - изменение цвета, расслаивание, прогорклый запах;
- у порошков, таблеток - изменение цвета.
Медсестра не имеет права:
- менять форму лекарственных средств и их упаковку;
- одинаковые лекарственные средства из разных упаковок соединять в одну;
- заменять и исправлять этикетки на лекарственных средствах:
- хранить лекарственные вещества без этикеток.
Правила учета лекарственных средств.
На посту медицинской сестры, как и в процедурном кабинете, должен быть сейф для хранения; лекарственных средств списков А и Б, а также дефицитных и дорогостоящих средств, предназначенных для наружного и внутреннего применения.
Передача содержимого и ключей от сейфа с препаратами списков «А» и «Б» регистрируется в специальном журнале.
Ключи от сейфа хранятся у ответственных за хранение лиц. На ночь ключи передаются дежурному врачу. Передача регистрируется в «Журнале передачи ключей от сейфа с наркотическими веществами»
ЖУРНАЛ
передачи ключей от сейфа
Наименование учреждения, отделения________________________________-
Дата выдачи ключей |
Фамилия, инициалы, подпись выдавшего |
Фамилия, инициалы, подпись получившего |
Дата возврата ключей |
Фамилия, инициалы, подпись вернувшего |
Фамилия, инициалы, подпись получившего |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для учёта расходования лекарственных средств, хранящихся в сейфе, заводят специальные журналы. Все листы в этих журналах следует пронумеровать, прошнуровать, а свободные концы шнура заклеить на последнем листе журнала бумажным листом, на котором указать количество страниц. На этом листе расписывается руководитель лечебного учреждения, затем ставят круглую печать учреждения.
Форма журнала учета наркотических лекарственных средств
в процедурном кабинете
Отделение________________________________
Дата |
Откуда получено, № документов |
Кол-во |
Ф.И.О., подпись м/сестры |
Дата выдачи |
Ф.И.О. пациента, № карты |
Кол-во использованных ампул |
Оста ток |
Ответственный за хранение и выдачу |
Подпись врача |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для учёта каждого лекарственного средства из списка А и списка Б в журналах выделяют отдельный лист.
Хранят эти журналы также в сейфе и заполняют по определённой форме. Учёт расходования лекарственных средств списков А и Б, в том числе наркотических, ведёт также старшая медицинская сестра отделения.
За нарушение правил учёта и хранения лекарственных средств обоих списков (А и Б) медицинский персонал привлекается к уголовной ответственности.
Правила хранения и учета наркотических лекарственных средств и специальных рецептурных бланков в лечебно-профилактических учреждениях (утв. приказом Минздрава РФ от 12 ноября 1997 г. № 330)
1. Наркотические лекарственные средства должны храниться в помещении с охраной и сигнализацией, в закрытых, опечатанных и опломбированных сейфах. На внутренней стороне дверки сейфа должен находиться перечень наркотических лекарственных средств с указанием высших разовых и суточных доз.
2. Наркотические лекарственные средства для парентерального, внутреннего и наружного применения должны храниться раздельно.
3. Запасы наркотических лекарственных средств в отделениях (кабинетах) определяются руководителем лечебно-профилактического учреждения и не должны превышать 3-х дневной потребности в них, а в аптеках лечебно-профилактических учреждений - месячной потребности.
4. Для оказания экстренной медицинской помощи в вечернее и ночное время по жизненным показаниям, разрешается создавать в приемных отделениях стационаров пятидневный резерв наркотических лекарственных средств. Указанный резерв может быть использован по разрешению ответственного дежурного врача во всех подразделениях стационара.
5. Лечебно-профилактические учреждения должны иметь в местах хранения и на постах дежурных врачей и сестер таблицы высших разовых и суточных доз наркотических лекарственных средств, а также таблицы противоядий при отравлениях ими.
6. В отделениях и кабинетах лечебно-профилактических учреждений подлежат количественному учету все наркотические лекарственные средства.
7. Учет следует вести в специальной книге, пронумерованной, прошнурованной, опломбированной и скрепленной подписью руководителя учреждения по утверждённой форме.
8. Учет специальных рецептурных бланков на наркотические лекарственные средства ведется в журнале пронумерованном, прошнурованном, опломбированном и скрепленным подписью руководителя по утверждённой форме.
9. Специальные рецептурные бланки на наркотические лекарственные средства при поступлении в ЛПУ принимаются комиссией, назначенной руководителем учреждения, и согласно акту приемной комиссии, приходуются в журнале по учету специальных рецептурных бланков на наркотические лекарственные средства.
10. Приказом руководителя учреждения назначается лицо, ответственное за получение, хранение, учет и отпуск специальных рецептурных бланков на наркотические лекарственные средства.
11. Ответственными за хранение и выдачу больным наркотических лекарственных средств являются руководитель лечебно-профилактического учреждения или его заместители, а также лица, уполномоченные на то приказом по учреждению.
12. Пероральный прием наркотических лекарственных средств должен производиться только в присутствии медицинской сестры и врача.
13. В каждом лечебно-профилактическом учреждении создается постоянно действующая комиссия, уполномоченная приказом руководителя учреждения проводить не реже 1 раза в месяц проверку целесообразности назначения лечащими врачами наркотических лекарственных средств, а также состояние хранения, учета и расходования наркотических лекарственных средств и специальных рецептурных бланков в данном учреждении. Количества выписываемых наркотических веществ в рецепте должны указываться прописью.
14. Запас специальных рецептурных бланков в лечебно-профилактических учреждениях на текущие нужды не должен превышать месячной потребности. Излишки их должны сдаваться органам здравоохранения субъектов Российской Федерации.
15. Руководители лечебно-профилактических учреждений несут полную ответственность за рациональное использование и сохранность наркотических лекарственных средств и специальных рецептурных бланков для их выписывания.
16. Наркотические средства вводятся пациенту только по письменному назначению врача и в его присутствии.
17. Запись о введении наркотика необходимо сделать в книге учета наркотических средств, хранящейся в сейфе, и в и/б.
18. Пустые ампулы из-под наркотических анальгетиков процедурная м/с не выбрасывает, а передаёт их ответственному лицу.
19. Пустые ампулы от наркотических анальгетиков уничтожаются в присутствии комиссии, состоящей из 3-х человек: зам.гл.врача, гл м/с, зав.аптекой, о чём составляется АКТ, который хранится в течение 3-х лет.
20. В книге учета наркотиков все листы должны быть пронумерованы, прошнурованы, а свободные концы шнура заклеены на последнем листе книги бумажным листом, на котором указывают количество страниц, ставится подпись руководителя ЛПУ или его заместителей и печать.
3. Вопросы для самоконтроля знаний по
изученному материалу
1. Дайте определение видам лечения: Этиотропное, Патогенетическое, Симптоматическое, Заместительное.
2. Опишите признаки непригодности лекарственных препаратов.
3. Опишите правила хранения и учета наркотических лекарственных средств.
4. Назовите правила уничтожения использованных ампул из-под наркотических лекарственных средств в учреждениях здравоохранения.
4. Изучение алгоритмов практических манипуляций
Правила раздачи лекарственных средств пациентам
Раздача лекарств производится медсестрой в строгом соответствии с врачебными назначениями. Медсестра не имеет права сама назначать, отменять лекарственные средства или заменять их другими. Исключение составляют те случаи, когда пациент нуждается в экстренной помощи, или появились признаки непереносимости лекарственного вещества, о чем необходимо сообщить врачу.
1. Внимательно прочитайте этикетку на упаковке и запись в листке назначений.
2. Раздавайте лекарственные средства только у постели пациента.
3. Пациент должен принять лекарство в вашем присутствии (за исключением средств, применяемых во время еды).
4. Средства с пометкой «до еды» пациент принимает за 15 мин до приема пищи,(с пометкой «после еды» — через 15 мин после него);
средства, предназначенныедля приема «натощак» (противоглистные, слабительные и др.), пациент принимаетутром за 20—60 мин до завтрака.
5. Снотворные пациентом принимает за 30 мин до сна (если одновременно назначенообезболивающее, его дают за 15—20 мин до снотворного средства).
6. Нитроглицерин и валидол должны находиться у пациента в тумбочке постоянно.
7. Предупредите пациента о возможных побочных действиях лекарственного
средства, если они существуют.
При раздаче лекарственных средств нужно учитывать следующее:
1. Лекарственные средства чаще даются внутрь до еды за 15-30 мин., т.к. при взаимодействии с пищей замедляется их всасывание.
2. Препараты, раздражающие слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта (препараты железа, ацетилсалициловая кислота, раствор кальция хлорида и др.) принимают после еды через 15-30 мин.
3. Ферментативные препараты, улучшающие процессы пищеварения (фестал, панзинорм, сок желудочный и др.), даются пациенту во время еды.
4. Настои, отвары, растворы, микстуры, назначаются обычно столовыми ложками (15 мл), в условиях стационара удобно пользоваться градуированными мензурками.
5. Спиртовые настойки, экстракты и некоторые растворы (например, 0,1% раствор атропина, сульфата, настойка пустырника) назначают в каплях. Если во флаконе с лекарственным веществом нет вмонтированной капельницы, то используют пипетки. Для каждого лекарственного вещества отдельная пипетка!
6. Пилюли, драже, капсулы, таблетки, содержащие железо, принимаются в неизменном виде не разжёвывая, запивая небольшим количеством воды.
7. Порошок высыпают пациенту на корень языка, дают запить водой или предварительно разводят в воде.
8. Антибиотики предпочтительнее принимать до еды.
9. Гипогликемические средства (корректируют уровень глюкозы) принимать до еды или во время еды.
10. НПВС следует принимать после еды, так как они раздражают слизистую оболочку желудка.
11. Настои, растворы, микстуры, отвары чаще всего назначают по столовой ложке (15 мл). Удобнее пользоваться в этих случаях градуированной мензуркой.
ЗАПОМНИТЕ! При любом способе введения лекарственных средств сестринский персонал обязан информировать пациента: · о точном названии препарата; · о цели приема лекарственного средства (излечение, ослабление отдельных проявлений заболевания и т. д.); · о времени появления эффекта (какие критерии эффективности лечения); · как, когда и как долго принимать препарат; · имеет ли значение пропуск приема лекарственного препарата как поступить в этом случае; · как распознать побочные эффекты, в том числе влияющие на профессиональную и бытовую деятельность; · о любом взаимодействии препарата с пищей, алкоголем и другими лекарственными средствами. |
Выписка требования на лекарственное средство
Цель. Получение лекарственного средства в аптеке.
Показания. Потребность в лекарственных средствах на сестринских постах и в процедурных кабинетах. Необходимость пополнить запас медикаментов у старшей медицинской сестры.
Противопоказании. Достаточный запас лекарственных средств и перевязочного материала у старшей медицинской сестры отделения.
Оснащение. Бланки требований в аптеку в четырех экземплярах.
Техника выполнения. 1. В отделении требования выписывает старшая медицинская сестра, которая заполняет требования на получение лекарственных средств из аптеки по списку, поданному палатными сестрами. Списки составляются палатными (постовыми) сестрами на обычном листе бумаги. В список заносят те лекарства, которые закончились или имеются на посту в недостаточном количестве, а также вновь назначенные лекарственные средства.
2. Требования заполняют в четырех экземплярах на латинском языке, подписывают старшая медицинская сестра и заведующий отделением. Указывают способ применения лекарственного средства (приказ Минздрава России от 23 августа 1999 г.
№ 328 «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)».
3. Отдельно на бланках требований в четырех экземплярах выписывают:
• наркотические средства;
• ядовитые средства;
• сильнодействующие средства;
• дорогостоящие лекарства;
• остродефицитные лекарства;
• спирт этиловый;
• перевязочный материал (вата, бинты, марля).
4. При выписке остродефицитных и дорогостоящих лекарственных средств необходимо указать ФИО больных, которым они назначены, и номера их медицинских карт. Список остродефицитных и дорогостоящих лекарственных средств установлен приказом Минздрава России от 19 июня 1996 г. № 346 «О номенклатуре некоторых наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ» и приказом Минздрава СССР от 22 декабря 1989 г. № 673 «Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в аптечных и лечебно-профилактических учреждениях».
5. Наркотические и ядовитые препараты выписывают на латинском языке на бланках со штампом больницы, печатью и подписью руководителя ЛПУ.
6. Готовые лекарственные средства старшая медицинская сестра получает в день подачи требования, а готовящиеся в больничной аптеке — на следующий день.
7. Старшая медицинская сестра проверяет правильность оформления полученных из аптеки лекарственных средств, наличие этикеток на упаковках, обозначение дозы, дату изготовления, сроки годности и подпись ответственного за изготовление.
Примечания. Запаса лекарственных средств должно хватать на 10 сут. В четырех экземплярах требования выписывают в ЛПУ, не имеющих своих аптек. Если в больнице есть своя аптека, то требование выписывают в двух экземплярах (корешок и требование).
Правила хранения лекарственных средств
Цель. Правильное расположение лекарственных средств в шкафу позволяет медицинской сестре быстро найти необходимое лекарство и обеспечивает учет и контроль за расходом лекарств.
Оснащение. Лекарственные средства для наружного и внутренней) применения и стерильные растворы в ампулах и флаконах дли парентерального введения.
Техника выполнения. 1. Лекарственные средства для наружного и внутреннего применения раскладывают в шкафу на разных полках, имеющих обозначения «Для наружного применения» и «Для внутреннего применения». Лекарственные средства для наружного применения имеют желтую этикетку, для внутреннего белую.
2. Лекарственные средства для внутреннего применения медицинская сестра группирует следующим образом: в одну ячейку шкафа помещает препараты, понижающие АД, в другую мочегонные, в третью антибиотики и т.д.
3. Сильнопахнущие лекарства (йодоформ, лизол и др.) хранят отдельно. Также отдельно хранят легковоспламеняющиеся вещества (спирт, эфир и т.п.).
4. Спиртовые, эфирные растворы, а также спиртовые настойки и экстракты хранят во флаконах с плотно притертыми или хорошо завинчивающимися пробками.
5. Лекарственные средства, разлагающиеся на свету (препараты йода, брома, серебра), хранят в защищенном от света месте.
6. Скоропортящиеся средства (водные настои, отвары, микстуры, сыворотки, вакцины) хранят в холодильниках при температуре +2... + 10°С.
7. Все стерильные растворы в ампулах и флаконах (на флаконах голубая этикетка) хранят в процедурном кабинете.
За нарушение правил учета и хранения препаратов списков А и В медицинский персонал привлекается к административной и у головной ответственности.
Обучение пациента правилам поведения при приеме
лекарственных средств
1. Мотивировать пациента к правильному проведению медикаментозного лечения, используя правила биоэтики, деонтологии.
2. Выяснить возможную реакцию организма на некоторые препараты.
3. Составить список всех лекарственных препаратов, назначенных врачом.
4. Добавить в список растительные средства: витаминные и минеральные добавки, отвары, травяные чаи.
5. Отметить в списке препараты для приема, например:
Утром – «У» Днем – «Д» Вечером – «В»
А также сгруппировать лекарства в зависимости от приема пищи:
До еды; Во время еды; После еды; Перед сном.
6. Написать особые признаки для каждого препарата (например, форму таблетки, размер, цвет, надписи на ней).
7. Особенности введения медикаментов (сублингвально, интраназально, ректально).
8. Определить правила приема по каждому препарату, например, чем запивать лекарство, каким количеством жидкости, с какими продуктами сочетать.
9. Обратить внимание на возможные реакции организма в процессе лечения: головокружение, слабость, понос или запор, сыпь, аритмия, затруднения дыхания.
10. Записать телефон лечащего врача и служб экстренной помощи.
Медсестре следует учитывать, что пациент или его родственники имеют право на информацию о лекарственных препаратах, назначаемых врачом и отказ от их введения.
Лекарственные средства можно вводить по схеме, однократно или по мере необходимости
Хранение наркотических, ядовитых
и сильнодействующих лекарственных веществ
Цель. Обеспечение недоступности лекарственных средств этих групп.
Показания. Приказ Минздрава России от 23 августа 1999 г. № 328.
Оснащение. Сейф, имеющий отделения «А» и «В». Техника выполнения. Наркотические, ядовитые и сильнодействующие лекарственные средства подлежат особому хранению и учету.
Лекарственные средства, входящие в списки А и В, хранит раздельно в специальных шкафах-сейфах, в которых предусмотрены отдельные шкафчики с запирающимися дверками. На внутренних поверхностях дверок сейфа должен быть перечень препаратов, относящихся к списку А (наркотические анальгетики и ядовитые средства) и списку В (сильнодействующие средства), с указанием высших разовых и суточных доз. Запасы наркотических средств не должны превышать 3 суток (по особому решению возможен запас на 5 суток), запасы ядовитых лекарственных средств 5 сут.
В местах хранения должны соблюдаться световые и температурные режимы.
Сейф должен быть всегда закрыт. Ключ от него хранится у лица, ответственного за хранение, которое назначает приказом главный врач.
В местах хранения и на посту медицинской сестры должны быть таблицы высших разовых и суточных доз ядовитых и наркотических веществ, а также таблица противоядий.
Ядовитые, сильнодействующие и наркотические средства подлежат предметно-количественному учету в специальном журнале, в котором все листы пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью и подписью главного врача ЛПУ.
Заполнение журнала учета наркотических средств
Цель. Учет наркотических веществ во избежание небрежного или злонамеренного расхода.
Показания. Расход наркотического средства (введение пациенту). Передача дежурств.
Оснащение. Журнал учета наркотических средств.
Техника выполнения. 1. Наркотические лекарственные средства подлежат предметно-количественному учету в специальном журнале, прошнурованном, пронумерованном и скрепленном печатью ЛПУ.
2. В журнале учета наркотических средств на каждое название лекарства выделяют некоторое количество листков или заводят на каждый наркотик отдельный журнал, в котором указывают его название, концентрацию, количество, дату введения, номер истории болезни пациента, введенное количество и остаток. Пустые ампулы из-под наркотиков не выбрасывают, а оставляют в сейфе.
3. Пустые ампулы из-под наркотиков уничтожает специальная комиссия, назначенная главным врачом ЛПУ, задачей которой является также контроль за расходом наркотических средств и правильностью ведения журнала учета.
4. Ежедневно при смене дежурств передается:
• количество полных ампул;
• количество пустых ампул;
• делается запись в журнале о приеме и передаче каждого наркотического вещества, ставятся подписи медицинских сестер.
5.Главный врач ЛПУ назначает ответственного за хранение и расходование наркотических средств.
6.За нарушение правил хранения и расходования наркотических средств, а также за ошибки при ведении журнала их учетамедицинская сестра несет уголовную ответственность.
Кроме наркотических средств предметно-количественному учету подлежат ядовитые, сильнодействующие, остродефицитные и дорогостоящие лекарственные средства.
Примечания. Медицинская сестра имеет право вводить наркотические вещества только при назначении врача, указанном в истории болезни.
В историю болезни пациента, которому назначены наркотики, вклеивается «Листок учета наркотических средств». Медицинская сестра вскрывает ампулы, вводит наркотические средства в присутствии врача и делает отметку в «Листке учета наркотических средств». После этого медицинская сестра и врач расписываются, их подписи заверяются.
Пациент перорально принимает наркотические средства в присутствии медицинской сестры и врача. В «Листке учета наркотических средств» делается отметка, подтверждаемая заверенными подписями медицинской сестры и врача.
5. Самостоятельная работа
Отработка алгоритмов практических манипуляций студентами
под руководством преподавателя
6. Закрепление и контроль полученных знаний
Посттесты
1. Какова вместимость одной столовой ложки:
а) 5 мл
б) 10 мл
в) 15 мл
г) 30 мл
2. Какова вместимость одной чайной ложки:
а) 5 мл
б) 10 мл
в) 15 мл
г) 30 мл
3. Ферментативные препараты, улучшающие пищеварение следует принимать
а) до еды
б) во время еды
в) после еды, запивая молоком или водой
г) между приемами пищи
4. Минимальное и среднее кол-во лекарственного вещества, введение которого дает лечебный эффект, но не вызывает патологических отклонений, называется:
а) токсической дозой
б) минимальной токсической дозой
в) высшей дозой
г) терапевтической дозой
5. Лек. формы, изготовленные в аптеке для наружного применения, должны иметь этикетку:
а) белого цвета
б) желтого цвета
в) голубого цвета
г) не знаю
6. Концентрация спиртовых настоек и растворов при хранении:
а) может увеличиться
б) не может измениться
в) уменьшается
г) не знаю
7. Укажите документ, который всегда заполняется врачом:
а) требование в аптеку на получение лекарств для отделения
б) листок назначений инъекций для процедурного кабинета
в) лекарственные назначения в истории болезни
г) тетрадь назначений с отдельными листками для каждого больного
8. Назовите препараты, относящиеся к списку «Б»:
а) дорогостоящие
б) ядовитые
в) сильнодействующие
г) снотворные
9. В каком документе врач обязан обосновать введение наркотических средств:
а) температурном листе
б) истории болезни
в) сестринской истории
г) журнале учета наркотических средств
10. Укажите, место хранения лекарственных средств группы «А»:
а) в столе на посту
б) в шкафу среди прочих лекарств
в) в шкафу на отдельной полке
г) сейфе
Ситуационные задачи
Задача № 1
Медицинская сестра по назначению врача ввела пациенту инъекцию промедола, ампулу выбросила. В чем ее ошибка?
Как необходимо поступить в данном случае?.
Задача № 2
После обхода врач назначил перевязку с гипертоническим раствором. Лекарства нет в отделении.
Как поступить?
Задача № 3
Процедурная медицинская сестра, получив от старшей медицинской сестры растворы во флаконах, расположила их на верхней полке, а антибиотики и их растворители на нижней.
Как правильно распределить лекарственные вещества в процедурном кабинете?
Задача № 4
После ночного дежурства медицинская сестра передает пустую ампулу без надписи, уверяя, что это промедол.
Ваши действия.
Задача № 5
На посту медицинской сестры располагаются лекарственные средства списка Б и простые. Медицинская сестра соединила одинаковые лекарственные средства из разных упаковок в одну;
Тактика медсестры.
7. Задание на дом
Тема: «Медикаментозное лечение в сестринской практике.
Пути введения лекарственных средств, наружный путь введения»
Подготовить ответы на вопросы:
1. Опишите понятия разовая доза, суточная доза, ударная и курсовая доза.
2. Опишите преимущества и недостатки энтерального пути введения.
3. Опишите преимущества и недостатки наружного пути введения.
4. Опишите преимущества и недостатки ингаляционного пути введения
8. Список использованной литературы.
Обязательная литература:
1. Основы сестринского дела. Ситуационные задачи: учебное пособие / Г.И. Морозова. — М.: ГЭОТАРМедиа, 2013.- 240 с.
2. Основы сестринского дела: алгоритмы манипуляций: учеб. пособие / Н. В. Широкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 160 с.
3. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии: Учебник / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова. — Ростов н/Д: Феникс, 2011.- 733 с.
4. Основы сестринского дела: учебник / И.В. Островская, Н.В. Широкова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 320 с.
5. Основы сестринского дела: учебное пособие / Т.П. Обуховец, Чернова С.В.. — Изд. 15-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 766 с.
6. Основы сестринского дела: учебное пособие /Т.П. Обуховец, О.В. Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина. – 21-е изд., ростов н/Д: Феникс, 2014. – 766 с.
7. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учеб. пособие / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 512 с.
8. Теоретические основы сестринского дела: учебник / С.А. Мухина, И.И. Тарновская- 2-е изд., исправл. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.- 368 с.
9. Теория сестринского дела: учебник / Г. М. Перфильева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 256 с.
10. Методические рекомендации по организации деятельности процедурной медицинской сестры // Старшая медицинская сестра. - 2015. - № 2. - С. 12-28
Дополнительная литература:
1. Учебно-методическое пособие по ОСД том № 2, г.Москва 2000 год;
2. Мухина С.А. , Тарновская И.И.“Атлас по манипуляционной технике”1996 год.
3. «Справочник фельдшера» под редакцией проф. А.А.Михайлова, 1990 год
4. А.Г. Гребнев, А.А. Шептулин «Основы общего ухода за больными», 1991 год» учебно-методическое пособие по основам сестринского дела» - ВУНМЦ, Москва, 200 год
Эталоны ответов:
Предтесты |
Постесты |
||
1. |
А |
1. |
В |
2. |
А |
2. |
А |
3. |
А |
3. |
Б |
4. |
Б |
4. |
Г |
5. |
А |
5. |
Б |
6. |
Б |
6. |
В |
7. |
Б |
7. |
В |
8. |
Б |
8. |
В |
9. |
В |
9. |
Б |
10. |
Г |
10. |
Г |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.