Цель мастер-класса: актуализация знаний педагогов по использова- нию технологии кейс-игры в воспитательной деятельности.
- расширить знания участников мастер-класса о технологии кейс-игры и еѐ применении в воспитательной деятельности классного руководи- теля;
- способствовать формированию навыков практической работы над кейсом.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, кар- точки для практической работы, мультимедийная презентация по теме.
участники мастер-класса получат знания
· о том, что представляет собой технология кейс-игры;
· об особенностях применения данной технологии в воспи- тательной деятельности классного руководителя;
· о том, какие воспитательные задачи решаются при исполь- зовании кейс-игр;
· о разновидностях данной технологии;
· о правилах и алгоритме разработки кейсов.
1 этап. Приветствие. Вводное слово. Вхождение в тему.
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Еремян Анжела Григо- рьевна. Я - учитель начальных классов в школы №13 им. Б.Г. Гагина, а также классный руководитель 4 класса.
Целью моей воспитательной работы в классе является воспитание высоконравственной, образованной, творческой личности. В рамках прове- дения внеклассных мероприятий я применяю такие воспитательные техноло- гии, как: технология системного мышления; критического мышления; арт- технология; кейс-технология; игровые технологии. Использую в работе такие методы и приемы как диспут, дискуссия, конференция, конкурс, викторина, презентация, синквейн, тренинг, интеллектуальная и ролевая игра.
Одной из интересных современных технологий, используемых мной в воспитательной работе с классом, является интерактивная технология «кейс
– игры».
Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, знакома ли вам данная технология? Используете ли вы ее в работе?
Сегодня мы рассмотрим один из вариантов практического применения технологии кейс – игры в школе. Целесообразно использовать данную техно- логию в большинстве модулей рабочей программы, а именно: «Классное ру- ководство», «Самоуправление», «Школьный урок», «Профориентация», «Ра- бота с родителями», «Профилактика», «Курсы внеурочной деятельности».
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализо- вана в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология ста- ла внедряться лишь последние 3-4 года. Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов), который способствует формированию функцио- нальной грамотности. Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку.
Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Метод кейс – игры способствует развитию умений:
· анализировать ситуации;
· оценивать альтернативы;
· выбирать оптимальный вариант решений;
· составлять план осуществления решений.
И как результат - устойчивый навык решения практических задач Эффективность кейс-метода заключается в следующем:
1) развитие навыков структурирования информации;
2) актуализация и критическое оценивание накопленного опыта в практике принятия решений;
3) эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;
4) разрушение стереотипов и штампов в организации поиска верно- го решения;
5) повышение мотивации на расширение базы теоретического зна- ния для решения жизненных задач.
Виды кейсов, которые можно использовать на классных часах и вне- урочных мероприятиях:
- метод инцидентов;
- игровое проектирование;
- ситуационно ролевая игра;
- метод дискуссии;
- кейс – стадии.
Метод инцидентов
В центре внимания находится процесс получения информации.
Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».
Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматри- вать как особенно приближенную к практике, где получение информации со- ставляет существенную часть всего процесса принятия решения.
Ситуационно-ролевая игра
Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую исто- рическую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.
Метод дискуссии
Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определѐнными правилами процедуры.
К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и меж- групповые дискуссии.
Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.
Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез про- блемы и на принятие решений. Совместными усилиями группа обучающихся анализирует представленную ситуацию, разрабатывает варианты проблем, находит их практическое решение, оценивает предложенные алгоритмы и выбирает лучший из них.
Виды кейсов по способу представления материала:
Кейс может быть представлен в виде текста, содержащего жизненную ситуацию, цитаты, проблемного вопроса, видеоролика, отрывка из литера- турного произведения, отрывка фильма и т.д.
Печатный кейс может содержать графики, таблицы, диаграммы, ил- люстрации, что делает его более наглядным.
Мультимедийный кейс – мультимедийная презентация.
Видео кейс - может содержать фильм (отрывок фильма), аудио- и ви- деоматериалы.
Требования к содержанию кейса:
1. Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).
2. Информация может быть представлена неполно, т.е. носить ориенти- рующий характер.
3. Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.
Примерная структура кейса:
1. Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни.
2. Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст ме- ста, особенности действия или участников ситуации.
3. Комментарий ситуации, представленный автором.
4. Вопросы или задания для работы с кейсом.
5. Приложения.
Кейс – это единый информационный комплекс, который, как правило, состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для ана- лиза кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
3 этап. Практическая часть. Проведение кейс-игры. Знакомство с алгоритмом проведения технологии
3.1 Сегодня я хотела бы вам показать пример применения данной технологии на классном часе в начальной школе.
Тема: «Лучше по совести»
Цель: раскрытие на конкретных примерах значения понятия «совесть»; воспитание этого качества у детей.
1. Способствовать формированию у обучающихся представления о понятии «совесть» как важнейшего морально-этического регулятора поведе- ния человека.
2. Создать условия для формирования культуры общения (комму- никативные умения).
3. Развить умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также способность признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.
Участники мастер–класса разделены на 6 рабочих групп. Каждая груп- па имеет свой номер. У каждой группы имеется раздаточный материал: кон- верт с набором слов, карточками с номерами (приложение 1), карточками для выполнения задания (приложение 2).
Уважаемые коллеги, вы разделены на рабочие группы. Вам предстоит работать в команде. Предлагаю вашему вниманию видеоролик. После его просмотра вам предстоит выполнить задания (ссылка на видеоролик: https://ok.ru/video/8589411802).
Просмотр начала видеоролика до кульминационного момента - встре- ча с девочкой.
Составить предложения из слов.
1) Фролов извинился перед учителем;
2) Фролов сразу отнес найденную открытку учителю;
3) Фролов не признался девочке в содеянном поступке и оставил деньги себе;
4) Фролов признался, что нашел открытку и отдал еѐ девочке;
5) Фролов обманул девочку, сказав, что видел, как кто-то поднимал открытку;
6) Фролов вернул открытку, но сказал, что деньги потерял.
У каждой группы на столе заранее заготовлена карточка с номером фразы, которая является началом продолжения истории.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам придумать продолжение истории героя видеоролика. У вас на столе карточка с номером. Этот номер соответ- ствует номеру фразы на слайде. Данная фраза является началом вашего рас- сказа.
Каждая группа представляет свое завершение истории. Из каждого продолжения становится понятно, какой вариант выбора для героя был бы правильным.
Уважаемые коллеги, именно в этот момент происходит формирование
«я-позиции» у каждого ученика, формируется умение анализировать ситуа- ции, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решений, со- ставлять план осуществления решений.
Просмотр второй части видеоролика.
После просмотра проводится анализ поступка героя, соотнесение с личной позицией учеников, а так же определение тем для обсуждения на по- следующих занятиях. Опора на опыт участников: «Как вы бы поступили в подобной ситуации? Почему?».
Для рефлексии можно использовать упражнение, которое позволит еще больше погрузить учеников в тему занятия, отследить сформированность личных качеств у каждого отдельного ученика, а также будет способствовать развитию самоанализа, побуждать к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов. Таким образом, в данной технологии реализуется и индивидуально-личностный подход.
Упражнение «Минута раскаяния»
Минуту подумаем и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам стыдно, мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуй- те написать на листочках не саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас.
После выполнения данного упражнения дети по желанию сдают ли- сточки. Количество сданных листов указывает на доверительное отношение класса к классному руководителю, позволяет отследить откры- тость/замкнутость обучающихся. Содержание написанного является еще од- ним из способов выявления учеников группы риска, что позволяет опреде-
лить проблемы и более грамотно построить дальнейшую воспитательную ра- боту как с целым классом, так и индивидуальную.
3.2. Создание кейсов
Уважаемые коллеги, после ознакомления с примером проведения кейс- игры, с требованиями к их структуре попытайтесь самостоятельно составить кейс-игру для классного часа.
На карточках у каждой группы записана тема классного часа (прило- жение 2). Ваша задача – подумать и самим разработать кейс-игру, которую можно использовать на данном тематическом классном часе. На разработку игры дается 5 минут, разрешается использование интернет-ресурсов.
Работа проводится в группах, по окончании – совместно рассмотреть предложенные варианты кейс-метода.
3.4. Рефлексия
- Было ли сложно при разработке игры? В чем заключались сложности?
- С каким этапом справились быстрее (этап был наиболее прост для проработки)?
- Где в системе воспитательной работы можно использовать данную разработку?
Метод кейс – игры можно использовать не только на классных часах, но и на уроках, а также на родительских собраниях. Данная форма проведе- ния родительских собраний является нестандартной, поэтому родители ак- тивно принимают участие в работе.
Классный час - это возможность для учителя доверительно поговорить с детьми о самом важном и интересном для них. И разговор этот не ограни- чен ни рамками школьной программы, ни формой организации.
И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам, не бояться ис- пользовать кейс-метод в работе, особенно в воспитательной, т.к. он направ- лен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на раз- витие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала, а главное
– на развитие функциональной грамотности обучающихся.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.