Методическая разработка "ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-ИГРЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИ"И
Оценка 4.6

Методическая разработка "ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-ИГРЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИ"И

Оценка 4.6
docx
13.12.2022
Методическая разработка "ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-ИГРЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИ"И
ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-ИГРЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВНЕКЛАССНЫХ.docx

Цель мастер-класса: актуализация знаний педагогов по использова- нию технологии кейс-игры в воспитательной деятельности.

Задачи:

-   расширить знания участников мастер-класса о технологии кейс-игры и еѐ применении в воспитательной деятельности классного руководи- теля;

-      способствовать формированию навыков практической работы над кейсом.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, кар- точки для практической работы, мультимедийная презентация по теме.

Ожидаемый результат:

участники мастер-класса получат знания

·                  о том, что представляет собой технология кейс-игры;

·                  об особенностях применения данной технологии   в воспи- тательной деятельности классного руководителя;

·                  о том, какие воспитательные задачи решаются при исполь- зовании кейс-игр;

·                  о разновидностях данной технологии;

·                  о правилах и алгоритме разработки кейсов.

 

Ход мастер-класса:

1   этап. Приветствие. Вводное слово. Вхождение в тему.

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Еремян Анжела Григо- рьевна. Я - учитель начальных классов в школы №13 им. Б.Г. Гагина, а также классный руководитель 4 класса.

Целью моей воспитательной работы в классе является воспитание высоконравственной, образованной, творческой личности. В рамках прове- дения внеклассных мероприятий я применяю такие воспитательные техноло- гии, как: технология системного мышления; критического мышления; арт- технология; кейс-технология; игровые технологии. Использую в работе такие методы и приемы как диспут, дискуссия, конференция, конкурс, викторина, презентация, синквейн, тренинг, интеллектуальная и ролевая игра.


Одной из интересных современных технологий, используемых мной в воспитательной работе с классом, является интерактивная технология «кейс

   игры».

Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, знакома ли вам данная технология? Используете ли вы ее в работе?

Сегодня мы рассмотрим один из вариантов практического применения технологии кейс – игры в школе. Целесообразно использовать данную техно- логию в большинстве модулей рабочей программы, а именно: «Классное ру- ководство», «Самоуправление», «Школьный урок», «Профориентация», «Ра- бота с родителями», «Профилактика», «Курсы внеурочной деятельности».

2     этап. Теоретическая часть. Обоснование основных идей кейс- технологии, актуальных при использовании ее в работе с детьми

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализо- вана в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология ста- ла внедряться лишь последние 3-4 года. Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов), который способствует формированию функцио- нальной грамотности. Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку.

Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Метод кейс игры способствует развитию умений:

·                    анализировать ситуации;

·                    оценивать альтернативы;

·                    выбирать оптимальный вариант решений;

·                    составлять план осуществления решений.

И как результат - устойчивый навык решения практических задач Эффективность кейс-метода заключается в следующем:

1)                 развитие навыков структурирования информации;

2)                 актуализация и критическое оценивание накопленного опыта в практике принятия решений;

3)                 эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;

4)                 разрушение стереотипов и штампов в организации поиска верно- го решения;

5)                 повышение мотивации на расширение базы теоретического зна- ния для решения жизненных задач.

Виды кейсов, которые можно использовать на классных часах и вне- урочных мероприятиях:

-   метод инцидентов;

-   игровое проектирование;

-   ситуационно ролевая игра;


-   метод дискуссии;

-   кейс – стадии.

Метод инцидентов

В центре внимания находится процесс получения информации.

Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».

Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматри- вать как особенно приближенную к практике, где получение информации со- ставляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Ситуационно-ролевая игра

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую исто- рическую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки ролевая игра.

Метод дискуссии

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определѐнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и меж- групповые дискуссии.

Кейс стадии

Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.

Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез про- блемы и на принятие решений. Совместными усилиями группа обучающихся анализирует представленную ситуацию, разрабатывает варианты проблем, находит их практическое решение, оценивает предложенные алгоритмы и выбирает лучший из них.

 

Виды кейсов по способу представления материала:

Кейс может быть представлен в виде текста, содержащего жизненную ситуацию, цитаты, проблемного вопроса, видеоролика, отрывка из литера- турного произведения, отрывка фильма и т.д.

Печатный кейс может содержать графики, таблицы, диаграммы, ил- люстрации, что делает его более наглядным.

Мультимедийный кейс мультимедийная презентация.

Видео кейс - может содержать фильм (отрывок фильма), аудио- и ви- деоматериалы.

Требования к содержанию кейса:

1.  Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).

2.  Информация может быть представлена неполно, т.е. носить ориенти- рующий характер.


3.  Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.

Примерная структура кейса:

1.  Ситуация случай, проблема, история из реальной жизни.

2.    Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст ме- ста, особенности действия или участников ситуации.

3.  Комментарий ситуации, представленный автором.

4.  Вопросы или задания для работы с кейсом.

5.  Приложения.

Кейс – это единый информационный комплекс, который, как правило, состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для ана- лиза кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

 

3    этап. Практическая часть. Проведение кейс-игры. Знакомство с алгоритмом проведения технологии

3.1     Сегодня я хотела  бы вам  показать пример применения  данной технологии на классном часе в начальной школе.

Тема: «Лучше по совести»

Цель: раскрытие на конкретных примерах значения понятия «совесть»; воспитание этого качества у детей.

Задачи:

1.                 Способствовать формированию у обучающихся представления о понятии «совесть» как важнейшего морально-этического регулятора поведе- ния человека.

2.                 Создать условия для формирования культуры общения (комму- никативные умения).

3.                 Развить умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также способность признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Участники мастер–класса разделены на 6 рабочих групп. Каждая груп- па имеет свой номер. У каждой группы имеется раздаточный материал: кон- верт с набором слов, карточками с номерами (приложение 1), карточками для выполнения задания (приложение 2).

Уважаемые коллеги, вы разделены на рабочие группы. Вам предстоит работать в команде. Предлагаю вашему вниманию видеоролик. После его просмотра вам предстоит выполнить задания (ссылка на видеоролик: https://ok.ru/video/8589411802).

Просмотр начала видеоролика до кульминационного момента - встре- ча с девочкой.

 

Задание 1

Составить предложения из слов.

1)                Фролов извинился перед учителем;

2)                Фролов сразу отнес найденную открытку учителю;

3)                Фролов не признался девочке в содеянном поступке и оставил деньги себе;


4)                Фролов признался, что нашел открытку и отдал еѐ девочке;

5)                Фролов обманул девочку, сказав, что видел, как кто-то поднимал открытку;

6)                  Фролов вернул открытку, но сказал, что деньги потерял.

 

Задание 2

У каждой группы на столе заранее заготовлена карточка с номером фразы, которая является началом продолжения истории.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам придумать продолжение истории героя видеоролика. У вас на столе карточка с номером. Этот номер соответ- ствует номеру фразы на слайде. Данная фраза является началом вашего рас- сказа.

Каждая группа представляет свое завершение истории. Из каждого продолжения становится понятно, какой вариант выбора для героя был бы правильным.

Уважаемые коллеги, именно в этот момент происходит формирование

«я-позиции» у каждого ученика, формируется умение анализировать ситуа- ции, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решений, со- ставлять план осуществления решений.

 

Просмотр второй части видеоролика.

После просмотра проводится анализ поступка героя, соотнесение с личной позицией учеников, а так же определение тем для обсуждения на по- следующих занятиях. Опора на опыт участников: «Как вы бы поступили в подобной ситуации? Почему?».

 

Задание 3 (индивидуальное)

Для рефлексии можно использовать упражнение, которое позволит еще больше погрузить учеников в тему занятия, отследить сформированность личных качеств у каждого отдельного ученика, а также будет способствовать развитию самоанализа, побуждать к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов. Таким образом, в данной технологии реализуется и индивидуально-личностный подход.

Упражнение «Минута раскаяния»

Минуту подумаем и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам стыдно, мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуй- те написать на листочках не саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас.

После выполнения данного упражнения дети по желанию сдают ли- сточки. Количество сданных листов указывает на доверительное отношение класса к классному руководителю, позволяет отследить откры- тость/замкнутость обучающихся. Содержание написанного является еще од- ним из способов выявления учеников группы риска, что позволяет опреде-


лить проблемы и более грамотно построить дальнейшую воспитательную ра- боту как с целым классом, так и индивидуальную.

 

3.2.   Создание кейсов

Уважаемые коллеги, после ознакомления с примером проведения кейс- игры, с требованиями к их структуре попытайтесь самостоятельно составить кейс-игру для классного часа.

На карточках у каждой группы записана тема классного часа (прило- жение 2). Ваша задача – подумать и самим разработать кейс-игру, которую можно использовать на данном тематическом классном часе. На разработку игры дается 5 минут, разрешается использование интернет-ресурсов.

Работа проводится в группах, по окончании – совместно рассмотреть предложенные варианты кейс-метода.

3.4. Рефлексия

-   Было ли сложно при разработке игры? В чем заключались сложности?

-    С каким этапом справились быстрее (этап был наиболее прост для проработки)?

-    Где в системе воспитательной работы можно использовать данную разработку?

Метод кейс игры можно использовать не только на классных часах, но и на уроках, а также на родительских собраниях. Данная форма проведе- ния родительских собраний является нестандартной, поэтому родители ак- тивно принимают участие в работе.

Классный час - это возможность для учителя доверительно поговорить с детьми о самом важном и интересном для них. И разговор этот не ограни- чен ни рамками школьной программы, ни формой организации.

И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам, не бояться ис- пользовать кейс-метод в работе, особенно в воспитательной, т.к. он направ- лен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на раз- витие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала, а главное

   на развитие функциональной грамотности обучающихся.


 

Скачано с www.znanio.ru

Цель мастер-класса : актуализация знаний педагогов по использова- нию технологии кейс-игры в воспитательной деятельности

Цель мастер-класса : актуализация знаний педагогов по использова- нию технологии кейс-игры в воспитательной деятельности

Одной из интересных современных технологий, используемых мной в воспитательной работе с классом, является интерактивная технология «кейс – игры»

Одной из интересных современных технологий, используемых мной в воспитательной работе с классом, является интерактивная технология «кейс – игры»

Метод инцидентов В центре внимания находится процесс получения информации

Метод инцидентов В центре внимания находится процесс получения информации

Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности

Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности

Фролов признался, что нашел открытку и отдал еѐ девочке; 2)

Фролов признался, что нашел открытку и отдал еѐ девочке; 2)

Создание кейсов Уважаемые коллеги, после ознакомления с примером проведения кейс- игры, с требованиями к их структуре попытайтесь самостоятельно составить кейс-игру для классного часа

Создание кейсов Уважаемые коллеги, после ознакомления с примером проведения кейс- игры, с требованиями к их структуре попытайтесь самостоятельно составить кейс-игру для классного часа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2022