Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида
Методическая разработка
«Проект «Растения – живые существа»»
в средней группе
Воспитатели: Мусина О.В.
Глущенко С.И.
г. Инта
2021 год
Информационная карта:
Цель: углубление знаний детей о растениях как живых существах, установление связи между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; прививание любви и бережного отношения к природе.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
Обучающие: углублять и уточнять представления детей о растениях как живых существах, их строении, условиях роста и развития; о том, что растения вырастают из семян; формировать представления детей о значении и роли растений для жизни и деятельности человека; обогащать словарный запас детей.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки у детей, способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказа о растениях; развивать творческие способности детей, через пение, танцы, художественную деятельность – создание поделок, рисунков; способствовать развитию двигательной активности у детей; развивать память, зрительное внимание.
Воспитательные: способствовать формированию желание узнать больше о живой природе, умения ухаживать за растениями; прививать любовь и бережное отношение к природе.
Задачи проекта для родителей:
1. Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместных мероприятий.
2. Способствовать углублению детско–родительских отношений, социального партнерства между педагогами и родителями.
Актуальность проекта:
В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а его свободное время все больше занимает компьютер, телевизор, у ребенка недостаточно знаний о природе. Он действует в природе необдуманно, не реагирует на замечания сверстников и взрослых людей. Интерес к изучению природы поверхностный, ребенок не проявляет желание ухаживать за растениями и не умеет этого делать. Поэтому очень важно помочь ребенку увидеть растение как живое существо, неповторимость и целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Предполагаемые результаты: пополнятся знания детей о растениях как живых существах, их строении, условиях роста и развития; о том, что растения вырастают из семян; о значении и роли растений для жизни и деятельности человека; обогатится словарный запас детей; дети станут с любовью и бережно относиться к природе.
Классификация проекта:
Характер деятельности |
познавательный, речевой, исследовательский, продуктивный. |
Характер участия |
от зарождения до получения результата |
Характер контактов |
внутри одной группы |
Характер результата |
«Огород на подоконнике» (посадка семян цветов, лука, зелени) |
Продолжительность проекта |
краткосрочный (7 дней) |
Количество участников проекта |
групповой (дети средней группы, родители, педагоги) |
Предметно–содержательные области |
межпредметный |
Характер содержания |
ребёнок и природа |
Содержание проекта:
1 этап подготовительный:
Сроки |
Совместная деятельность |
Развивающая предметно- пространственная среда |
19-23.03.21г.
19-22.03.21 г. |
Подготовка
горшочков, семян и грунта для посадки цветов и лука Подбор наглядно – дидактических пособий для ОД. |
Огород на подоконнике
Альбом «Как растёт живое», тематические дидактические игры. |
2 этап практический:
Познавательное развитие
Сроки |
Совместная деятельность |
Развивающая предметно- пространственная среда |
|
24.03.21 г.
В течение проекта
В течение проекта
|
ОД Озн. с прир. «Растение как живое существо»
Д/и: «Что сначала, что потом», «Где что растёт», «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
Опытно-экспериментальная деятельность: «На свету и в темноте», «Какие разные семена», «Рост и развитие растений», «Посадка семян цветов, лука и наблюдение за их ростом» |
Иллюстративный материал
Печатный материал для игр
Горшочки, грунт, семена цветов и лука, лейки, деревянные палочки |
|
Речевое развитие |
|||
26.03.21 г.
25.03.21 г.
В течение всего проекта
В течение всего проекта
В течение всего проекта |
ОД Развитие речи: описание комнатного растения «Фиалка»
ОД Худ. лит-ра: «Домашний садик» Л.В. Скребцова
Чтение художественных произведений: Б. Заходер «Девочки в лесу», Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес», Б. Заходера «Про всех на свете», экологическая сказка «Как человек приручил растения»
Беседы: «Как узнать растение?», «Какие растения вы знаете?», «Для чего нам нужны растения?», «Что нужно растениям для жизни?»
Загадки о растениях |
Комнатное растение «Фиалка», опорные схемы как ухаживать за цветком
Подбор художественного произведения
Подбор художественных произведений
Подбор опорных картинок
Загадки (кн. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» |
|
Социально-коммуникативное развитие |
|||
В течение всего проекта
В течение всего проекта
В течение всего проекта |
Беседы: «Строение растения», «Как ухаживать за комнатными растениями?», «Почему необходимо бережно относиться к растениям?», «Правила поведения в природе»
Рассматривание альбома «Как растёт живое», «Цветы», «Деревья»
Сюжетно-ролевые игры: «В магазине цветов» |
Опорные схемы: «Правила поведения в природе», «Строение растения»
Альбом «Как растёт живое», «Цветы», «Деревья»
Атрибуты к игре |
|
Художественно - эстетическое развитие |
|||
24.03.21 г.
22.03.21.г.
В течение всего проекта |
Лепка «Цветок»
Рисование «Комнатное растение»
Прослушивание «Вальс цветов» |
Пластилин, дощечки для лепки, стеки
Листы белой бумаги А4, восковые мелки, цветные карандаши, комнатные растения: фиалка, хлорофитум…
Аудиозаписи музыкальных произведений |
|
Физическое развитие |
|||
В течение всего проекта
В течение всего проекта |
Подвижные игры: «Вершки и корешки», «Собери цветок».
Физминутки: «Овощи», «Росточек», «Цветок» |
Атрибуты к играм |
|
3 этап – заключительный: |
|||
В течение всего проекта |
«Огород на подоконнике» |
Контейнеры для посадки семян |
|
Работа с родителями: |
|||
19-22.03.21 г. В течение проекта |
1. Привлечь родителей к изготовлению новых фартуков в уголок природы; подготовке семена цветов, зелени, лука, фасоль для посадки «огорода на подоконнике»; распечатать раскраски по теме проекта. 2. Консультация «Экологическое воспитание», «Беречь природу – дело каждого». |
||
Использованная литература:
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С. , М.А. Васильева. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
2. Гербова В.В Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада. – М.: Просвещение.
3. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. О.В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: Астрель, 2005.
4. Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников.
Москва: Педагогическое общество России, 2000г.
5. Дрязунова В. А.. Дидактические игры для ознакомления дошкольников
с растениями: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение,
1981.- 80 с., ил.
6. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию малышей. Ребенок в детском саду. 2002. N 5.
7. Воронкевич. О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб., Детство-пресс. 2002.
8. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и опыты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005. (серия «Вместе с детками).
Результаты реализации проекта:
В ходе проекта у детей сформировались представления о растениях как живых существах, их строении, условиях роста и развития; о том, что растения вырастают из семян; о значении и роли растений для жизни и деятельности человека. Обогатился словарный запас детей. Они с большим удовольствием ухаживали за посаженными растениями и наблюдали за их ростом; слушали рассказы, сказки, стихи о растениях, отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры с удовольствием, рисовали, раскрашивали картинки по теме.
В группе улучшилось предметно-развивающая среда: литературой, иллюстрациями, конспектами, наблюдениями. В группе организован «Огород на подоконнике».
Многие родители приняли активное участие в реализации проекта: принесли различные семена цветов, зелени, лука, а также иллюстрации и раскраски для детей в группу.
Цель и задачи, поставленные в начале проекта выполнены.
Фото-отчёт
ОД Озн. с прир. «Растение как живое существо»
Презентация «Рост и развитие растения»
Опытно-экспериментальная деятельность:
«Что произойдёт с веточками в тепле»
Посадка семян
Наблюдение и ухаживание за растениями «огорода на подоконнике»
«Какие бывают семена»
ОД Развитие речи: описание комнатного растения «Фиалка»
Рисование «Комнатное растение»
Лепка «Цветок»
Д/и «Собери растение»
Рассматривание альбома «Деревья»
Раскрашивание раскрасок
Физминутки
Огород на подоконнике
Приложение
Конспект ООД по развитию речи
тема: «Комнатные растения»
Цель: Вспомнить и обобщить названия комнатных растений, их частей и действия по уходу за растениями (поливать, рыхлить землю, протирать или сбрызгивать листья).
Задачи:
Образовательные.
-Обобщить представления комнатных растениях, правила и
способы ухода за ними;
-Упражнять детей говорить полными предложениями, согласовывая прилагательные с существительными.
- Совершенствовать умения понимать словесную инструкцию.
- Учить составлять описательный рассказ по схеме.
Развивающие.
-Развивать эстетический вкус, умение получать положительные эмоции от вида и
соприкосновения с комнатными растениями.
-Развивать умение описывать предмет, выделяя его части и характерные признаки.
- Развивать мышление, связную речь, память, воображение;
- Развивать внимание и наблюдательность;
- Развивать умение слушать, вступать в диалог;
Воспитательные.
- Прививать интерес к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.
- Воспитывать положительное отношение к природе, любовь к труду, чтобы получать от труда удовольствие.
Материалы: лейки, комнатные растения в горшках.
Предварительная работа:
Чтение стихов, загадок о комнатных растениях;
Беседа о комнатных растениях;
Рассматривание фото, иллюстраций о комнатных растениях;
Ход.
1. Вводная часть.
Упражнение «Доброе утро». Дети стоят в кругу. Предложить детям назвать своего соседа, стоящего справа ласково. (Лешечка, Настенька, и т. д.)
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь друг с другом глазами. Посмотрите на меня. Пусть ваши глаза на несколько секунд станут бабочками.
• «Бабочки летят»- поморгайте глазами сначала медленно, потом быстро
• Закройте глаза, откройте.
• «Бабочки» медленно полетели вверх, вниз.
• Закройте глаза, откройте.
Воспитатель:
Ребята, чтобы узнать, о чем мы будем с вами сегодня говорить, отгадайте загадку.
— Я загадаю загадку, вы отгадайте ее:
Воздух очищают,
Создают уют.
На окнах зеленеют
И зимой цветут.
Дети: комнатные растения.
Воспитатель: Для чего нам нужны комнатные цветы?
Дети: для красоты, уюта, они очищают воздух, «дают» кислород.
На доске картинки комнатных растений.
Воспитатель:
— Вам знакомы эти комнатные растения?
— Как называется комнатное растение, которое стоит первым?
— Как называется растение, которое стоит между вторым и четвертым?
— Есть ли среди этих растений, растение, которое начинается со звука «О», назовите?
— Назовите второе растение, последнее и т. д.
Воспитатель:
— Как вы думаете, живые ли комнатные растения?
— Почему? Докажите.
Дети: они размножаются, растут, дышат, пьют.
Воспитатель:
— Чем похожи комнатные растения?
Дети: у всех есть корень, стебель, листья, цветы
Воспитатель:
— Что нужно всем растениям для роста? Дети: свет, тепло, вода, воздух (Показ иллюстрации).
Упражнение “Покажи и расскажи” Ксюша, полей фиалку. (названный ребёнок встаёт и выполняет действие) Ксюша, что ты делаешь? (поливаю фиалку) Даша, что делает Ксюша? (поливает фиалку) Спасибо, Ксюша, садись. Диана, что Ксюша сделала? (полила фиалку)
Дидактическая игра «Отгадай растение».
Воспитатель:
— О каком комнатном растении эта загадка:
На целый век украсит дом
И всех излечит в доме том.
Цветок тот неказист на вид,
Но как целитель знаменит. (алоэ)
— Когда мы можем применять алоэ?
Дети: для лечения насморка, для лечения ранок.
Воспитатель:
— У какого растения кончик молодого листа завернут как улитка?
(у папоротника)
— У какого комнатного растения пахнут не только цветы, но и листья? (герань).
— Назовите комнатные растения, которые нельзя опрыскивать?
(фиалка, бегония, герань)
Физкультминутка
Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)
Составление рассказа на тему «Комнатные растения».
Воспитатель:
- Представьте, что мы с вами в ботаническом саду, где очень уютно, красиво и много растений.
- У меня на столе стоят комнатные растения, которые вам уже знакомы. Вспомните название цветов. (фиалка, папоротник, герань, бегония)
- Ребята, что же общего у всех этих растений? (Стебель, лист, цветок, корень.)
- Общее строение. А что разного? (Окраска, форма листьев.)
- Молодцы! А сейчас я предлагаю вам составить рассказ по схеме. (схема).
1. Название растения.
2. Где растет?
3. Строение.
4. Форма цветка, форма листьев.
5. Цвет лепестков, листьев.
6. Значение в жизни человека?
- Молодцы!
Подвижная игра с мячом.
- Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я бросаю мяч и называю слово. Вы ловите мяч, бросаете обратно и называете это слово ласково.
стебель - стебелек
лист - листочек
цветок - цветочек
вода – водичка
лейка – леечка
горшок - горшочек
земля - земелюшка
корень - корешок
Воспитатель:
Заслушав рассказы нескольких детей, воспитатель напоминает о том, что существуют опасные и ядовитые растения, трогать которые нельзя.
А чтобы узнать одно из растений, мы должны расшифровать загадку. Разгадывание слова “Кактус”
Посмотрите на эту картинку. Как вы думаете, какое слово здесь спряталось? Почему вы так считаете? Что вам помогло отгадать эту загадку?
Пальчиковая гимнастика:
«Цветок»
Утром рано он закрыт, Кисти рук находятся в исходном положении.
Но к полудню ближе
Раскрывает лепестки – Ладони отходят друг от друга, подушечки больших
пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук
напоминают полураскрытый бутон.
Красоту их вижу. Кисти рук у запястья соединены, пальцы плавно
расходятся в разные стороны, напоминая
раскрывшийся цветок.
К вечеру цветок опять
Закрывает венчик. Пальцы сомкнуты – нераскрывшийся цветок.
И теперь он будет спать
До утра, как птенчик. Кисти рук кладут под щеку – имитация сна.
Посмотрите на свои рисунки. Что на них изображено? Заштрихуйте свои кактусы по образцу. Чего не хватает вашим кактусам, чтобы они стали как настоящие? (колючек). Нарисуйте их. Иногда кактусы что делают? (цветут). Пусть ваши кактусы тоже зацветут.
Рефлексия. Воспитатель: —Закончите фразу: «Я люблю ухаживать за комнатными растениями, потому что…» Дети: (нравиться, украшают группу, люблю цветы, очищают воздух и т. д.) Желаем успеха.
-О чем мы сегодня говорили?
-Что вам больше всего запомнилось?
Ребята, на этом наше занятие подошло к концу. Кому понравилось занятие возьмите веселый смайлик, кому не понравилось возьмите грустный смайлик, кто не знает возьмите задумчивый смайлик.
Ритуал окончания «Раз, два, три, четыре, пять…»
Л.В. Скребцова «Домашний садик»
Однажды Мария заметила, что прекрасная Азалия загрустила. “Надо подкормить ее витаминами, она долго радовала меня цветами и, наверное, истратила много сил”, — решила Мария. Но витамины не помогли, Азалия по-прежнему выглядела поникшей. Мария забеспокоилась и решила поискать в книгах о комнатных растениях причину ее плохого самочувствия. Но и книги не помогли ей. Тогда Мария решила сходить в цветочный магазин, надеясь, что там ей посоветуют что-нибудь подходящее. В магазине ей предложили те же самые витамины и еще самые разные комнатные растения. Мария не удержалась и купила целых два — разноцветного красавца Кротона и хрупкую синеглазую Фиалку.
“Посмотри, кого я тебе принесла, милая Азалия, — сказала она, входя в комнату со своими новыми питомцами, — может быть, тебе будет веселее в их компании.”
Каково же было удивление Марии, когда на следующее утро она увидела, что ее Азалия, действительно, оживилась.
“Так вот какое лекарство нужно было моей красавице, — подумала Мария. — Ей просто были нужны друзья, которые могли бы утешить ее, чтобы она, несмотря ни на что, продолжала бы радоваться жизни.”
Так у прекрасной розовой Азалии стали появляться друзья. И это было очень хорошо, потому что она все еще немного грустила, после того как отцвела.
А Мария, видя, как ее любимица улыбается при появлении в доме каждого нового цветка, превратила комнату в чудесный домашний садик, которому сама не могла нарадоваться. Родные и друзья восхищались сотворенным Марией чудом. Даже равнодушные к цветам люди, приходя к Марии, чувствовали в ее доме что-что особенное, от чего на душе становилось хорошо и спокойно. Они начинали присматриваться к цветам и даже расспрашивали хозяйку об ее питомцах. Тут уж Марию нельзя было остановить. Она с таким увлечением и любовью рассказывала о цветах, что гости, не выдержав, просили у нее черенки какого-либо понравившегося им цветка. И этот цветочек становился самым первым в их собственном домашнем садике.
Раньше Мария мало что знала о комнатных растениях, но теперь, с появлением каждого нового цветка в доме, она стремилась как можно больше узнать о нем. Порой она удивлялась самой себе: “Как же раньше я жила без цветов? Ведь они мне так помогают: утешают и радуют, снимают усталость и даже лечат. Посмотришь на них — все тревоги проходят”. Теперь Мария всегда спешила домой к своим любимым питомцам. Радости ее не было конца, когда ей дарили какой-нибудь цветочек в горшочке. Ласково улыбаясь, она говорила ему: “Добро пожаловать, милый цветочек, в наш садик! Не беспокойся, тебе будет хорошо у нас!” И новый цветок, который еще недавно волновался о своей судьбе, сразу успокаивался и быстро привыкал к своей новой семье.
Даже белый кот привык к цветам и полюбил их. Когда в доме появлялось новое комнатное растение, кот важно подходил к нему, чтобы представиться, и облизывал его зеленые листочки, но ни в коем случае не кусал их.
Да, цветам жилось уютно и весело у Марии. Она научилась чувствовать своих питомцев так хорошо, что без слов понимала все, что они хотят ей сказать. Они с благодарностью смотрели на свою хозяйку и наполняли дом свежестью и красотой. “Как нам повезло!” — перешептывались цветы, наблюдая за тем, как Мария ухаживает за ними. “Она поливает нас именно в тот момент, когда мы испытываем жажду; поддерживает нас витаминами тогда, когда мы слабеем; открывает настежь окно, когда нам становится душно!”
Мария поливала своих любимцев мягкой водой комнатной температуры, чтобы корешки не простужались, и с ее питомцев не опадали листья и бутоны. Она рыхлила землю, чтобы корешкам легче дышалось. Когда цветок вырастал, и ему становилось тесно в своем горшочке, она пересаживала его в более просторный горшок, добавляя в него свежей земли. Она не забывала протирать листочки мягкой губочкой, и тогда цветы сияли и лучились свежестью. Ухаживая за цветами, Мария ласково разговаривала с ними, расспрашивала, успокаивала и даже пела им песенки. А как радовались растения, когда Мария подкармливала их витаминами — ведь это прекрасно влияло на их нежные ростки! Ростки крепли, цветы были спокойны за своих собственных деток.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.